Научная статья на тему 'Информация как ресурс и источник конкурентного преимущества'

Информация как ресурс и источник конкурентного преимущества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4957
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информация как ресурс и источник конкурентного преимущества»

© Л.В. Антосик, 2005

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ і

ИНФОРМАЦИЯ КАК РЕСУРС И ИСТОЧНИК КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА

Л.В. Антосик

В последние десятилетия все более явной становится тенденция к распространению принципиально новых явлений и процессов в экономике. Основная причина подобных изменений — начало и развитие информационной революции, ведущей к становлению новой экономической системы.

Влияние информационной революции на экономические процессы было отмечено М. Портером в его книге «Конкуренция»:

- информационная революция «создает конкурентное преимущество, предоставляя компаниям новые возможности превзойти конкурентов в производительности;

- порождает совершенно новые виды бизнеса, часто непосредственно на основе уже существующих в компании процессов и операций»1.

В условиях, характеризующихся высокими темпами изменений, важнейшим из ресурсов для компании выступает информация. Именно она в настоящее время является доминирующей ценностью, а «генерирование, обработка и передача информации стали фундаментальными источниками производительности и власти»2.

Компании всего мира находятся в непрерывном поиске все новых рычагов, задействовав которые можно было бы добиться превосходства на новом этапе конкурентной борьбы. Совсем недавно акцент на качество позволял получить преимущество над соперниками. Сегодня же производство качественной продукции стало для всех общим условием, «минимальной ценой» присутствия на рынке и в нынешних условиях больше не

может рассматриваться как конкурентное преимущество на мировой арене. Ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность компании, выступает не структура отрасли или позиция, занимаемая фирмой, а наличие у нее уникальных ресурсов, то есть знания и информации.

Однако информация не сама по себе выступает источником конкурентного преимущества. Компании, обладающие этими уникальными ресурсами, имеют возможность лучшего использования традиционных факторов производства или комбинирования их с новыми и особыми ресурсами, обеспечивая большую выгоду для потребителей, чем конкуренты.

Прежде чем использовать понятие информации в экономическом анализе, необходимо обозначить сущность и дать определение указанной категории. Понятие информации представляется достаточно сложным, поскольку в зависимости от конкретной практической сферы использования она приобретает некоторые особенности, свойственные именно этой области применения и во многом специфичные. В самом общем понимании информация представляет собой меру неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и во времени и ту меру изменений, которыми сопровождаются все протекающие в мире процессы. С экономической точки зрения информация — это товар, имеющий стоимость, предназначенный для снижения неопределенности у экономического субъекта.

Можно обозначить ряд общих признаков, позволяющих определить понятие «ин-

формация», охарактеризовав его наиболее важные стороны, проявляющиеся при любом практическом использовании:

- во-первых, производство информации как таковой — это производственная отрасль, то есть вид экономической деятельности;

- во-вторых, информация является фактором производства, одним из фундаментальных ресурсов любой экономической системы;

- в-третьих, информация является объектом купли-продажи, то есть выступает в качестве товара;

- в-четвертых, некоторая часть информации является общественным благом, потребляемым всеми членами общества;

- в-пятых, информация — это элемент рыночного механизма, который наряду с ценой и полезностью влияет на определение оптимального и равновесного состояний экономической системы;

- в-шестых, информация в современных условиях становится одним из наиболее важных факторов в конкурентной борьбе.

Е. Майминас в статье «Информационное общество и парадигма экономической теории» выделяет следующие основные черты информации.

1. Трудность однозначной фиксации потребителя.

2. Невозможность однозначной стоимостной оценки полученного объема информации.

3. Особая неопределенность полезности информации.

4. Иной механизм старения информации по сравнению с моральным износом (устареванием) основных фоцдов и со старением материальных благ. Информация не изнашивается, но полезность ее со временем уменьшается.

5. Особая роль «фильтров», позволяющих человеку выбрать в непрерывно нарастающем потоке информации необходимую ему.

Информация — это не любые сообщения, сведения, данные, а лишь те, которые уменьшают у получателя неопределенность знания об интересующем его объекте 3.

Несколько иной подход к информации отражен в книге В.Л. Тамбовцева «Пятый рынок: экономические проблемы производства информации». Здесь информацией назы-

вается вещь или действие, которые: «а) предназначены их производителем для доставки определенного знания получателю (потребителю) и б) способны пополнить знания последнего без проведения им каких-то специальных, нетипичных для него познавательных действий, то есть, как правило, знания должны восприниматься непосредственно: чтением, наблюдением, слушанием и тому подобное... Только те данные являются информацией для потребителя, которые восприняты им, понятны ему и, наконец, полезны, хотя бы потенциально, для решения какой-то задачи или проблемы... Итак, информация — это те продукты и услуги, которые предназначены их производителем для передачи знаний в максимально доступной для потенциального потребителя форме»4.

Часто понятия «информация» и «знание» отождествляют. Действительное различие между информацией и знаниями заключается в их функциях. Смысл информации состоит в росте осведомленности ее получателя или снижении неопределенности для него в результате усвоения интеллектуального продукта. Назначение же знания — в получении и накоплении интеллектуального продукта (данных, сведений, фактов). Знание, а не информация в конечном итоге имеет свойство накапливаться, храниться и передаваться. Кроме того, информация — это такое знание, у которого есть потребитель, только взаимодействуя с ним знание становится информацией.

Подробная характеристика основных видов знаний предложена Г.Р. Фирдманом, согласно этой классификации знания подразделяются на три основных класса:

1) фактуальное знание, представляющее собой совокупность истинных фактов о мире и законов, присущих миру;

2) актуальное знание — набор универсальных и специальных методов и частных целей системы относительно мира;

3) прагматические знания, придающие направленность поиска и выбора альтернативных путей решения задач 5.

Для знаний характерны внутренняя интерпретируемость, структурируемость, связанность и активность. Отметим, что, с одной стороны, информация — это овеществленная, отчужденная от создателя и обобществленная форма знания. С другой — информация уже не есть знание, но лишь ее превращенная форма.

Информация, как и знание, несомненно, представляет собой разновидность экономических благ. Более сложным представляется вопрос об отнесении информации к разряду общественных или частных благ.

Как общественному благу информации присущи свойств неисключаемости и несо-перничества в потреблении. Например, В. Мартин указывает: «Информация — это общественное благо в том смысле, что многие могут обладать одной и той же информацией одновременно, и при этом факт наличия информации у одного индивида не уменьшает степень обладания информацией для других»6. В связи с этим в отношении информации возникают те же проблемы, которые присущи общественным благам: оценки блага, выявления «безбилетников», распределения блага. Но в то же время информация является ограниченным ресурсом, по крайней мере когда речь идет о стратегической или коммерческой информации.

Таким образом, в зависимости от форм существования, содержания информация может выступать и в том, и в другом качестве. При этом границы разграничения конкретной информации, знаний на общественное и частное благо весьма размыты. В этом аспекте исследования одним из наиболее адекватных критериев является возможность коммерциализации информации, экономически выгодного ее использования. Так, информация и знания, овеществленные в средствах труда, других предметах выступают в качестве объекта собственности, в то время как, например, знания, накопленные предыдущими поколениями, относятся к благам общественным, доступность которых является залогом дальнейшего научно-технического развития.

Наряду со свойствами общественных благ информации присущ еще ряд уникальных характеристик.

Информация существует независимо от пространства, то есть она может находиться одновременно в его различных частях, не препятствуя возможности ее использования.

Продажа информации происходит в одностороннем порядке: ее нельзя забрать назад, выкупить, зато можно продавать одну и ту же информацию неоднократно, если это не идет вразрез с нормами закона. Более того, проданная информация, тем не менее, остается в собственности продавца, то есть совершенно очевидно, что продажа информации — это не совсем обычный акт купли-продажи, поскольку не происходит привыч-

ного отчуждения блага, таким образом, информация не приватизируется так же легко, как обычное благо.

Ценность информации зачастую бывает сложно определить, пока она не будет применена на практике, отсюда вытекает сложность ее измерения.

Кроме того, одна и та же информация может различными субъектами восприниматься неодинаково. Обладание информацией еще не означает способности ею воспользоваться, поскольку для этого необходима специальная подготовка, умения и навыки.

Как экономическое благо информация обращается в экономике как товар (например, в виде информационных продуктов, услуг) и как ресурс, используемый в процессе хозяйственной деятельности.

В качестве ресурса информация рассматривалась в работах многих экономистов. Например, в работе Д. Белла «Социальные рамки информационного общества». Согласно ему, «знания и информация становятся стратегическими ресурсами и агентом трансформации постиндустриального общества»7.

Как ресурс, источник богатства информацию определяет и Т. Стоуньер: «В постиндустриальном обществе национальные информационные ресурсы суть его основная экономическая ценность, его самый большой потенциальный источник богатства»8. Помимо этого, Стоуньер затронул и такую важную проблему, как определение цены информации. «Какой ценник повесить на факт или идею? Как измерить производительность информации, когда речь идет об ученом, дни напролет сидящем в библиотеке, или исследователе, обрабатывающем данные на компьютере? Вполне возможно, что половина информации, производимой у нас, недоиспользуется или не используется вообще. О чем это говорит? О том, что производится слишком много информации, или о том, что слишком мало люди получают нужной информации в нужном месте и в нужное время. И кто решает, что такое “нужная информация”?»9.

В конце 90-х гг. XX в. в своей книге «Интеллектуальный капитал» американский экономист Томас Стюарт рассматривает информацию как «непривычный вид ресурсов». «Информация и знания отличаются от денежных, природных, трудовых и технических ресурсов. Экономисты называют их “общественным благом”. Это означает, что знания не убывают по мере их использования.

Они неотчуждаемы: приобретение мною некоего объема знаний никоим образом не уменьшает вашей способности приобрести столько же»10.

Автор «Расколотой цивилизации» В.Л. Иноземцев пишет, что «в настоящее время происходит перераспределение все большей части национального богатства в пользу представителей тех социальных слоев, деятельность которых уже сегодня в значительной мере мотивирована потребностью в самореализации и самосовершенствовании. Обладая знаниями и информацией, главными производственными ресурсами нового общества, эти люди присваивают все возрастающую долю доходов, хотя приумножение личного материального богатства не входит в число их базовых ценностей»11.

По мнению другого исследователя А. Румянцева, «информация образует ресурс, выступающий в форме идеи, модели, образца будущего изделия, технологии, организации; становится движителем технологического обновления, источником, питающим производство проектами лучшего удовлетворения существующих и формирования новых потребностей»12.

Как экономический ресурс информация обладает рядом особенностей, отличающих ее от традиционных факторов производства — земли, труда и капитала. Наиболее значимыми свойствами информации являются непот-ребляемость, самовозрастание в процессе потребления, особая неопределенность ее полезности, ценности, отсутствие зависимости между исходным объемом знаний и объемом нового созданного знания, а также высокая мобильность.

Итак, представляется важным отметить, что информация:

- воздействует на эффективность производства без физического увеличения традиционных ресурсов;

- оказывает влияние на субъективный фактор производства — человека, его способности и характер.

Среди основных направлений использования информации, ее воплощения можно выделить следующие:

- коммерческое применение информации (для получения прибыли) в товарах, услугах, технологиях (создание наукоемкой продукции, интеллектуальных товаров, информационных услуг и т. д.);

- воздействие на субъективные восприятия и ожидания экономических субъек-

тов (создание информационного образа продукта, компании, формирование потребностей или влияние на них).

При рассмотрении информации с точки зрения источника конкурентного преимущества важно учитывать все изложенные выше характеристики этого феномена.

В качестве источника конкурентного преимущества информация отмечена в исследованиях И. Шумпетера. Он вводит понятие нововведения — фактора, нарушающего равновесие. При переходе экономической системы к новому устойчивому состоянию под действием механизмов конкуренции предприниматель, первым использовавший нововведение, получает избыточную прибыль, величина которой уменьшается по мере применения данного нововведения другими. При таком подходе понятие нововведения предполагает движение, развитие технологического знания, а следовательно, и информации.

Однако если раньше конкурентное преимущество фирмы обеспечивалось наличием у данной компании и отсутствием у ее соперников некоторой информации, то в условиях, когда информация и знания свободно покупаются и продаются, ее конкуренты очень скоро приобретают такую же информацию.

В связи с этим следует обозначить современные тенденции в мировой экономике, касающиеся области информации. Первая тенденция заключается в глобализации информации и знаний. В качестве примера можно привести создание вэб-сайтов компаниями, на которых обсуждаются различные вопросы и куда заходят специалисты со всего мира. Прямо в Сети в режиме реального времени эксперты находят и сообщают о своем решении по обсуждаемой в данный момент проблеме другим.

Вторая тенденция — увеличение объемов международной торговли и, в частности, доли услуг на мировом рынке. В общем объеме услуг, в свою очередь, растет роль передачи знаний.

Итак, в современных условиях информация и знания по-прежнему остаются источником конкурентных преимуществ, но не знания вообще. Стандартизованное и классифицированное знание перестает быть источником конкурентных преимуществ. Важную роль начинает играть знание, которое не так легко передавать. Такая специфическая информация, доступная для отдельных организаций, и есть основа конкурентных преиму-

ществ будущего. Называют ее по-разному: ноу-хау, неявное или скрытое знание.

Явное, или кодифицированное знание, — это привычное нам знание, которое можно изложить в учебниках, книгах, на других носителях, высказать словами и т. д. Однако мы знаем больше, чем способны выразить. Та часть информации, которую сложно представить на бумаге или другим способом, будет скрытым (некодифицированным) знанием. К числу скрытых знаний относится интуиция, идеалы, ценности и даже эмоции отдельного индивида, имеющие значимость для принятия экономических решений.

Таким образом, единственное устойчивое конкурентное преимущество — это, прежде всего, способность фирмы познавать быстрее своих конкурентов.

На уровне отдельного предприятия становится важным не просто наличие уникальной информации, а эффективный обмен знаниями и информацией как между сотрудниками данного предприятия, так и с внешней средой. Чтобы, обладая информацией, получить конкурентное преимущество, компании должны вовремя передавать ее нужным людям, иначе она может оказаться бесполезной. Благодаря внутреннему обмену профессиональными наработками и «секретами» фирмы сотрудники могут принимать нестандартные решения.

Даже самая сокровенная информация, которой владеют лучшие профессионалы компании, со временем утрачивает свою ценность, становясь общедоступной. Специалист, обладающий конфиденциальной информацией относительно ключевых аспектов бизнеса, скорее всего, поначалу предпочтет не делиться ею, поскольку это снизит ее ценность. Однако по мере того, как информация становится известной и другим, она приобретает совершенно новое качество: значение уникальной информации для предприятия состоит как раз в его доступности для всех сотрудников организации, имеющих отношение к конкретной проблеме.

Таким образом, в настоящее время огромное значение для всей мировой экономики приобретает самая разносторонняя информация: экономическая, финансовая, научнотехническая. Расширяется масштаб экономической деятельности, и для того, чтобы правильно принимать решения в краткосрочном и долгосрочном плане, нужно иметь посто-

янный доступ к нарастающему объему разнообразной информации. Практическое использование всеобъемлющей информации о тех или иных сторонах общественной жизни уже давно стало необходимостью при анализе и прогнозировании экономических процессов. Поскольку информация является объектом исследования различных дисциплин, существует несколько определений данного понятия. С точки зрения экономической науки это — товар, имеющий стоимость, предназначенный для снижения неопределенности у хозяйствующего субъекта, а в современных условиях это и фактор экономического роста. Кроме того, в настоящее время информация предстает как важнейший из ресурсов компании, поскольку обладание уникальными знаниями и эффективный обмен ими обеспечивают основу для получения конкурентного преимущества.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Портер М. Конкуренция: Учеб. пособие: Пер. с англ. М.: Вильямс, 2000. С. 86.

2 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2000. С. 16.

3 Майминас Е. Информационное общество и парадигма экономической теории // Вопросы экономики. 1997. № 11. С. 86—95.

4 Тамбовцев В.Л. Пятый рынок: экономические проблемы производства информации. М.: Изд-во МГУ, 1993. С. 5—6.

5 См.: Мизинцева М.Ф., Королева Л.М., Бондарь В.В. Информационная экология. М.: Типография Россельхозакадемии, 2000. С. 15.

6 См.: Стрелец И.А. Общество сетевых структур и информационный ресурс как сетевое благо // Вест. Моск. ун-та. Сер. 6, Экономика. 2003. № 5. С. 14.

7 Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. С. 335.

8 Стоуньер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. С. 393.

9 Там же. С. 354—355.

10 Стюарт Т. Интеллектуальный капитал // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Academic, 1999. С. 388—389.

11 Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация. М.: Academia: Наука, 1999. С. 13.

12 Румянцев А. Предмет и задачи «информационной экономики» // Российский экономический журнал. 1997. № 3. С. 89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.