Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИЯ: ИСТОРИЯ ПОНЯТИЯ, ЕГО НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ'

ИНФОРМАЦИЯ: ИСТОРИЯ ПОНЯТИЯ, ЕГО НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1698
313
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ГЕНЕЗИС / ФИЛОСОФСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ / ЗНАНИЯ / ОПЫТ / РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ / ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ / ДИАЛЕКТИКА / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Семенова Вероника Георгиевна, Петриченко Евгений Анатольевич

Раскрывается генезис понятия информации, которое менялось и трансформировалось в зависимости от эпохи; рассмотрены такие переходные этапы в изменении сущностной характеристики информации, как появление письменности, первых библиотек, систематизация и выделение наук, возникновение первой энциклопедии, семафора и телеграфа, развитие автоматизации и рождение кибернетики, микропроцессора, развитие компьютерных технологий, сети Интернет и т.д. Каждый последующий этап изменения в понимании информации является синтезом всех предыдущих технологий. В данной статье отражён процесс поиска собственного философского определения информации, предпринята попытка посмотреть на эту проблему с точки зрения использования принципа историзма и диалектического метода, что и обусловливает актуальность исследования. Под информацией предлагается понимать форму передачи человеческого опыта. Изменение этой формы ведёт к децентрализации знаний, их всеобщей доступности, что в конечном счёте предшествует масштабным изменениям в человеческом обществе. В связи с этим философское исследование концептуальных предпосылок понимания данного феномена является весьма перспективным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Семенова Вероника Георгиевна, Петриченко Евгений Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION: THE HISTORY OF NOTION, ITS PRESENT AND FUTURE

The genesis of the concept of information, which changed and transformed depending on the epoch, is revealed; such transitional stages in changing the essential characteristics of information as the emergence of writing, the first libraries, systematization and allocation of sciences, the emergence of the first encyclopedia, semaphore and telegraph, the development of automation and the birth of cybernetics, microprocessor, the development of computer technology, the Internet, etc. are considered. Each subsequent stage of change in the understanding of information is a synthesis of all previous technologies. This article reflects the process of searching for one's own philosophical definition of information, an attempt is made to look at this problem from the point of view of using the principle of historicism and dialectical method, which determines the relevance of the research. Information is proposed to be understood as a form of transmission of human experience. Changing this form leads to the decentralization of knowledge, its universal accessibility, which ultimately precedes large-scale changes in human society. In this regard, the philosophical study of the conceptual prerequisites for understanding this phenomenon is very promising.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИЯ: ИСТОРИЯ ПОНЯТИЯ, ЕГО НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ»

Ш2687-0770 BLЧJET[^ЮEmGHEREDUCm01ШIXШГUП0^\N0ImlCiLYЖЮ]lEGI0N. 2022. Ж 1

Научная статья УДК 161.114

doi: 10.18522/2687-0770-2022-1-16-26

ИНФОРМАЦИЯ: ИСТОРИЯ ПОНЯТИЯ, ЕГО НАС ТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ

Вероника Георгиевна Семенова1 J, Евгений Анатольевич Петриченко^

1 Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ростов-на-Дону, Россия

: ООО «Системы безопасности», Москва, Россия 1 verouikasemeiiova@mail.riv : evgeuiy-ksb@mail.ru

Аннотация. Раскрывается генезис понятия информации, которое менялось н трансформировалось в зависимости от эпохи: рассмотрены такие переходные этапы в изменении сущностной характеристики информации, как появление письменности, первых библиотек, систематизация и выделение наук, возникновение первой энциклопедии, семафора и телеграфа, развитие автоматизации и рождение кибернетики, микропроцессора, развитие компьютерных технологии, сети Интернет и т.д. Каждый последующий этап изменения в понимании информации является синтезом всех предыдущих технологий. В данной статье отражён процесс поиска собственного философского определения информации, предпринята попытка посмотреть на эту проблему с точки зрения использования принципа историзма и диалектического метода, что и обусловливает акту альность исследования. Под информацией предлагается понимать форму передачи человеческого опыта. Изменение этой формы ведёт к децентрализации знании, нх всеобщей доступности, что в конечном счёте предшествует масштабным изменениям в человеческом обществе. В связи с этим философское исследование концептуальных предпосылок понимания данного феномена является весьма перспективным.

Ключевые слова: информация, генезис, философское определение, знания, опыт, ретроспективный анализ, децентрализация, диалектика, общественный прогресс

Для цитирования: Семенова В.Г., Петриченко ЕА. Информация: история понятия, его настоящее н будущее // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2022. № 1С. 16-26.

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).

Original article

INFORMATION: THE HISTORY OF NOTION, ITS PRESENT AND Ft TURE

Veronika G. Semenova13, Evgeuiy A. Pe trie lieu ko:

1 Rostov State University of Economics, Rostov-on-Don, Russia : LLC "Security systems", Moscow, Russia 1 verouikasemenova@mail.ruL : evgeuiy-ksb@mail.ru

© Семенова В.Г., Петриченко E.A., 2022

Ш2687-0770 BLЧJET[^ЮEmGHEREDUCm01ШIXШГUП0^\N0ImlCiLYЖЮ]lEGI0N. 2022. Ж 1

Abstract. Tlie genesis of the concept of information, which changed and transformed depending on the epoch, is revealed; such transitional stages in changing the essential characteristics of information as the emergence of writing, the first libraries, systems tization and allocation of sciences, the emergence of the first encyclopedia, semaphore and telegraph, the development of automation and the birth of cybernetics, microprocessor, the development of computer technology, the Internet, etc. are considered. Each subsequent stage of change in the understanding of information is a synthesis of all previous technologies. This article reflects the process of searching for one's own philosophical definition of information, an attempt is made to look at this problem from the point of view of using the principle of histoncism and dialectical method, which determines the relevance of the research Information is proposed to be understood as a form of transmission of human expenence. Changing this form leads to the decentralization of knowledge, its universal accessibility, which ultimately precedes large-scale changes in human society. In this regard, the philosophical study of the conceptual prerequisites for understanding this phenomenon is very promising.

Keywords: information, genesis, philosophical definition, knowledge, experience, retrospective analysis, decentralization, dialectics, social progress

For citation . Semenova V.G., Petrichenko E.A. Information: The History of Notion. Its Present and Future. Bulletin of Higher Educational Institutions. Noiih Caucasus Region. Social Science. 2022;(1): 16-26. (In Russ ).

This is an open access a)iicle distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).

Введение

В настоящее время существует множество определений информации, многие из которых ограничивают объем этого понятия, являются поверхностными и некорректными. Если мысленно охватнтъ все научные трактовки сущности информации, то перед нами возникнет достаточно объемная н очень пёстрая картина, состоящая из субъективных представлений. слабо соответствующих научному принципу историзма. В основном все сводится к бессистемному оперированию различными дефинициями. Информацией называют материю. сведения, сигналы, сообщения, новости, данные и многое другое [1, с. 154].

По сути философское осмысление понятия информации в России находится почти в том же состоянии, которое отражено в материалах круглого стола, в котором участвовали известные российские ученые. В своем отношении к данной проблематике они разделились на представителей атрибутивной и функциональной концепций информации. Для первых информация - это свойство материн. Для вторых - информация присуща самоорганизующимся системам или человеческому обществу. Мы не будем подробно останавливаться на этих концепциях, отметим лишь, что представители обеих концепций хоть н не раскрыли сущность информации, но поставили ряд философских вопросов н в рамках дискуссии выявили различные недостатки данных концепций. Также прозвучал очень важный вопрос о том, какую методологию использовать для изучения информации, но из-за различия во взглядах участников круглого стола однозначного ответа не последовало [2].

Подобная неопределенность относительно понятия информации существует не только в России. По сути это общемировая философская проблема. Например, президент Международного общества изучения информации (IS4IS) Марцнн Дж. Шредер в своей работе пишет: «Разнообразие способов определения или понимания информации приводит к большому разнообразию последствий при ее описании и изучении. Более того, обсуждение онтологического статуса информации не всегда проводится с использованием четко и правильно определенных понятий. Таким образом, очевидно, что большое разнообразие определений информации должно приводить к различиям во взглядах на способы ее существования» [3, р. 4].

Ш2687-0770 BLЧJET[^ЮEmGHEREDUCm01ШIXШГUП0^\N0ImlCiLYЖЮIlEGI0N. 2022. Ж 1

В результате мы убедились, что большинство существующих представлении об информации нельзя назвать объективными, поскольку человеческий мозг так устроен, что понятие информации (как и другие сложные понятия) «схватывается» им в каком-то определенном моменте развития и наполняется субъективными образами каждой личности в области исключительно ее интересов: «Для одних ученых — это свойство жизни, генетический код, основа зарождения жизни, научная методология, для других - связующее звено между различными науками, некая всеобъемлющая 'информосома17 и т.д.» [4, с. 5].

Главной проблемой подобных представлений об информации можно назвать недостаточное изучение момента зарождения н развития этого понятия. Поэтому решение нашего вопроса целесообразно с позиции философского осмысления понятия информации, т.е. необходимо найти наиболее общие и основные его характерные черты. Правильность нашего подхода косвенно подтверждается следующими словами известного исследователя в области информации К. Колнна: «Нам представляется, что общего определения информации пока не выработано потому, что нет достаточно общей точки зрения на ее природу. Несмотря на то: что информация стала общенаучной категорией, ее значимость для развития человека и общества быстро возрастает. Именно это делает данную проблему одной нз наиболее актуальных в современной науке» [?, с. 16].

Нами проведен ретроспективный анализ понятия информации и предпринята попытка найти закономерность в трансформации его семантического аспекта с течением времени. Это необходимо для того, чтобы с опорой на принцип историзма выработать универсальное определение, характерное для всех этапов его развития.

История развитая понятии информации

Впервые понятие информации (на латинском mfonnalio) в письменных источниках было зафиксировано в XIV в. н обозначало вложение души в тело — ш. form. т.е. «в форму» [6, с 8] Именно такая трактовка является наиболее логичной для схоластического периода западной философской мысли. Вполне вероятно, что это понятие встречалось и ранее, но рукописен предшествующих периодов Средневековья сохранилось ничтожное количество. Сама идея вложения души в тело или форму при теоцентрнческом характере взглядов того времени, по нашему мнению, трансформировалась из идеи эманации, которую выразил античный философ, основатель неоплатонизма Плотин: «Как источник наполняет рекн, сам ничего не теряя, как солнце освещает темную атмосферу, нисколько не потемняясь само, как цветок испускает свой аромат, не становясь от этого без запаха - так Единое изливает себя, не теряя своей полноты, неизменно пребывая в себе» [7, с. 6]. Душа и процесс эманации пока еще трансцендентны. но возросший интерес к философии Платона подготовил более узкие рамки для этого явления.

По нашей гипотезе, предпосылки для того, чтобы информация представлялась не просто как вложение души в тело, а как вложение знаний, были заложены Платоном в его теории форм (идей), согласно которой каждый объект нлн качество в действительности имеют предшествующую идеальную форму: собаки, люди, горы, цвета, мужество, любовь, добро и др. Так, например, в форму человека в процессе эманации и вкладывалась душа. Сами формы или идеи были вечными, н человеческая душа их созерцала еще до рождения своего смертного тела. Когда человек рождался, то душа начинала нх «припоминать».

Концепция знания как припоминания раскрыта Платоном в диалогах «Менон» и «Фе-дон» н была названа термином анамнеснс [S, р. 167]. Таким образом, душа и знание были изначально тесно переплетены в философы! платонизма. Дальнейшее развитие этих идей в Средневековье привело к тому, что сущностная характеристика понятия «информация» прошла путь от эманации как вложения души в тело с помощью Божественной силы к анамнеснсу - вложению (припоминанию) знаний (идей) нлн от трансцендентного (Божественного) к трансцендентальному (априорному знанию). Можно предположить, что понятие «информация» появилось после развития Плотином своих философских идей, т.е.

ISSN 268 7-0770 ИЗВЕСТИЯ Б ЛОВ. CEBEPO-K.iBKA3CKIlfl РЕПЮН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ Kl ЖЕ_2022. №_[

ISSN2687-0770 ВЦШЛЯОРВКЛКЛ EDUCAUOiUL ШШШШШ. МЖШ CAUCASUSBE(3DN. SOOAL5CXHCK 2022. №J

после II - III е. и. э.3 и изменялось под влюнием перехода от те о центр изма Средневековья к антропологизму Возрождения.

Может показаться необычным предположение, что сущностная характеристика информации прошла путь от эманации к анамнеснсу. нбо понятие эманации, насколько нам известно, возникло позже. Но все встает на свои места при более детальном изучении исторических событий того времени. Дело в том, что эпоха Возрождения шла под лозунгом возобновления интереса к классической древности. Достоверно известно, что в Европе в середине XV в. возникли как минимум три платоновские философские школы — в Риме, Неаполе и Кареджн [9, с. 226] н это обусловило возросший интерес к фнлософнн Платона, идеям анамнеснса н форм.

Сам процесс получения знаний был не до конца понятен древним философам, т. е. непонятно, откуда взялись нден красоты, справедливости и пр.. поэтому в поисках ответа и была сформулирована концепция знания как припоминания. Например, К. П. Шевцов в своей работе на тему анамнеснса пишет: «Концепция анамнеснса позволяла разрешить парадокс перехода от незнания к знанию, при этом решение состояло в том, что в действительности нет совершенного незнания, есть лишь обманчивое незнание забытья, готовое пробудиться к припоминанию нлн же скатиться к еще большему невежеству и забвению» [10, с. 13]. В те времена доступ к знаниям был у ограниченного числа людей. В основном это мудрецы, создающие вокруг себя различные философские школы, их ученики и знать. Эта ступень развития информации характерна централизацией знаний, а следовательно, богатств и власти. Поскольку возможности копирования знаний на различных носителях тогда еще отсутствовали и редкие рукописи могли переписываться только вручную, то передача информации в основном происходила посредством диалогов. Поэтому и работы Платона носят форму диалогов. Информация в это время — простое общение, т. е. был необходим личный контакт передающего знания (опыт) и получающего. Довольно наглядно это прослеживалось у перипатетиков, которые во время прогулки по саду общались со своими учениками и передавали им знания (на греческом peripatos — прогулка, отсюда и такое название).

Создание печатного станка

Но все изменилось с появлением книгопечатания. Не случайно, нам кажется, и то обстоятельство, что первые письменные упоминания об информации датируются XIV в., поскольку в 144В—1455 гт. Иоганном Гутенбергом было изобретено книгопечатание, которое за довольно короткий период распространилось по всей Европе, и количество издаваемых книг, а соответственно и знаний, закрепленных в них, резко возросло [11, с. 161].

Это важно понимать, поскольку в следующие столетня понятие «информация» будет уже означать передачу знаний с помощью кннг. Изобретение книгопечатания изменило форму передачи знаний н способствовало их десакрализации и децентрализации. Появление на порядок более свободного доступа к знаниям было вызовом сложившемуся миропорядку: и соответственно отразилось на общественных и экономических отношениях. Мир начал свой переход от эпохи Средневековья к.Новому Времени. Конечно, человечеству этот переход дался непросто — «Старый Мир» боролся за свое существование, уничтожая инакомыслящих, называя нх еретиками и ведьмами, причем именно боролся, в том числе и с помощью обоюдоострого оружия - информации.

В ответ на распространение литературы со свободомыслием и антирелигиозным содержанием выпускались кншн. целью которых было подавление любого инакомыслия. Так, например, в те времена была широко распространена книга «Молот Ведьм», в которой излагались методы распознавания ведьм, способы нх допросов и вынесения приговоров. Но, несмотря на то, что огромное количество выдающихся умов человечества уничтожила инквизиция, прогресс было не остановить, информация как новая форма передачи знаний (опыта) изменила Мир.

Представление об информации как о вложении нлн получении знаний с помощью кннг сохранилось вплоть до конца эпохи Просвещения, характерной чертой которой было

ISSN 268 7-0770 ИЗВЕСТИЯ В ЛОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕШОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ Kl YKK_2022. jgj

ISSN2687-0770 BULLETIN QFHIGHER EDUCAUONAL INSTTTUTTONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE 2022. Na. 1

стремление к систематизации и популяризации знаний. Кульминацией этого стремления стало издание Д. Дидро «Энциклопедии» (1751-1780 гг.), с помощью которой он и его единомышленники «надеялись уничтожить суеверия и дать любому человеку, умеющему читать. доступ ко всем достижениям человеческого разума» [12, с. 264].

Технология телеграфа

Следующей чертой и переходным периодом в понимании информации можно назвать возможность распространять полученные знания на большие расстояния с помощью открытых в середине XIX в. телеграфных технологий. До электрического телеграфа скорость распространения информации была ограничена в основном скоростью передвижения человека или животного. В редких случаях для предупреждения о нападении врага использовалась система костровых огней, как правило, в военных целях н требовала значительных ресурсов [13, с. 187].

Внедрение телеграфа освободило коммуникацию от пространственно-временных ограничений и произвело революцию в глобальной экономике и общественных отношениях. К концу XIX в. телеграф становится всё более распространенным средством связн. «земля оказалась опоясанной проводами и кабелями, соединяющими города и континенты» [14, с. 30]. Он отделил информацию от физического перемещения объектов, и в дальнейшем это понятие стало использоваться как «сообщение», «сведения», «данные» [15, с. 55]. Технические представления об информации в период развития телеграфных технологий сводились к пониманию сообщения как некоторого кодированного эквивалента предмета нли явления, зафиксированного источником. Задача, стоящая тогда перед учеными и исследователями, заключалась в том, чтобы этот эквивалент выразить с помощью условных физических символов, в частности алфавитом, и в определенной упорядоченной последовательности передавать его по каналам связи.

Если считать, что информационное общение состоит из таких элементов, как источник, передающая среда и потребитель, то можно с уверенностью предположить, что в тот период решались исключительно технические задачи, связанные с передающей средой, а именно: с переработкой и передачей, а также с объемом и содержанием пересылаемых сообще-

Кнбернетнка

В середине XX в. понятие информации оказалось в центре внимания в области кибернетики и ряде других наук уже под иным углом зрения. Исследователи в этом направлении изучая проблематику информации, определяли ее следующим образом: «...последовательность сигналов, передаваемых от передатчика к приемнику, накопляемых в запоминающем устройстве, обрабатываемых н выдаваемых в виде готовых результатов» [16, с. 196]. Однако вскоре понятие информации получило более обобщенное содержание, а сфера его применения расширилась - оно стало использоваться не только в технических, естественнонаучных областях, но н в гуманитарных науках, прессе, университетах, библиотеках.

Одновременно специалисты почувствовали необходимость изменить взгляд на информацию в аспекте общественных информационных объектов, к техннко-технологическому добавился взгляд общественный, основанный на осознании, что информация играет существенную роль не только в технике, но н в общественной жизнн людей.

Гносеология

В процессе развития кибернетики отчетливо проявился н гносеологический аспект информации. Он заключался в том, что во время передачи сообщения от источника до потребителя периодически вставал вопрос об адекватности его восприятия. Как оказалось, подобные гносеологические н коммуникативные проблемы возникают в связи с тем, что формальная регистрация полученного сообщения вовсе не является гарантией извлечения той же семантической наполненности, которую вложил отправитель этого сообщения.

ISSN 268 7-0770 ИЗВЕСТИЯ В ЛОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ Kl ЖЕ_2022. № J

ШИТ2687-0770 BULLETIN QFHIGHER EDUCAUOlLiL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE 2022. Na. 1

Но как понять, что влияет на адекватность восприятия? Чтобы разобраться в этом вопросе, мы должны разделить сам процесс передачи сообщения на три общеизвестных составляющих: передающий субъект, передающая среда и тот, кто это сообщение принимает. При таком подходе становится очевидно, что чем совершеннее передающая среда, тем более адекватное восприятие будет у принимающей стороны. Естественно, на адекватность восприятия влияют н передающая с принимающей стороны, но в данном исследовании мы говорим именно об информации, а субъективизм «передающего» и «принимающего» прн передаче опыта (знаний) потребует дополнительного н объемного исследования. Но даже сейчас понятно, что, например, адекватность восприятия переданного с помощью телеграфа сообщения будет отличаться от адекватности восприятия того же видеозвонка с помощью мессенджера Whatsapp. Каждая новая форма передачи опыта делает сообщения более познавательнымиа коммуникацию доступной, но в то же время подобные изменения являются причиной появления новых, малоизученных коммуникативных и гносеологических проблем, не до конца понятны их возможные последствия.

Эпоха гаджетов

К концу XX в. бурное развитие и массовое распространение компьютерной техники и технологий привело к ещё более существенным изменениям в научных н общечеловеческих представлениях об информации. Прежние времена, основанные именно на книжном знании, постепенно уходят, как и исчезают в обществе массовые походы в библиотеки. Например, М. Маклюэн уже в 1962 г. пишет: «Вместо того, чтобы превратиться в колоссальную Александрийскую библиотеку, мир стал компьютером, электронным мозгом, именно так, как это описывается в непритязательной научной фантастике» [17, с. 27]. На смену приходит качественно новый тип доступа к знаниям (опыту), заключающийся в том, что этот доступ практически не ограничен, не привязан ни к месту, ни ко времени. По всей видимости, это повлечет самые серьезные общественные, интеллектуальные и пснхологические изменения, но не приведет к разрушительным последствиям.

Являющиеся неотъемлемой частью нашей жизни гаджеты, а также бурный рост социальных сетей изменяют коммуникацию, н человечеству все это надо принять как неизбежное. Поэтому сегодня отчетливо возникает потребность в обобщенном представлении природы информации, информационной деятельности людей и ясном осмыслении её значения в жизни.

Основные этапы развития информации

Как мы отмечали ранее, изменение представлений о понятии «информация» происходило вместе с изменением формы передачи знаний, что является логичным, так как изменение формы приводит к изменению содержания (и наоборот). Не случайно категория формы привлекала исследователей на протяжении всего существования человечества (для сравнения форма - вложение души в тело). Со времен древней науки до наших дней категория формы связана с выражением представлений человека о строении мира, о сущности бытня.

Кратко рассмотрим основные стадии изменений, связанных с накоплением и формой передачи знаний:

- от накопления знаний к нх систематизации: появление письменности, первые библиотеки. первые теоретические системы (Фалее, Демокрит и др.);

- от систематизации знаний к выделению наук (Платон, Аристотель);

- от движения научных разработок к технологическим проблемам (книгопечатание, энциклопедии. открытия в естествознании, появление семафора, телеграфа):

- от технологических проблем к задачам создания систем управления (кибернетика, автоматизация процессов, радиосвязь);

- от задач управленческих систем к вопросам гносеологического н коммуникативного характера (появление микропроцессора, компьютерных технологий, смартфонов и т.д.).

И если первые четыре стадии были связаны в основном с количественным изменением знаний, то последняя выявила уже качественные перемены, затрагивающие следующие

ISSN 268 7-0770 ИЗВЕСТИЯ В ЛОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ Kl YKK_2022. jgj

ISSN2687-0770 BULLETIN OFHIGHER EDUCAUONALINSTTTUTTONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE 2022. No. 1

важные вопросы: «Может ли машина мыслить?» (гносеологический вопрос) и «Существует ли колчективный разум?» (вопрос комму никации), а также «Реален ли наш мир?» (теория виртуальной вселенной).

Данный вопрос можно решить лишь диалектически, изучив в частности взаимосвязь формы н содержания, сущности и явления информации. Важно отметить, что общественные отношения менялись в связи с изменением экономической системы, соответственно понятие информации как формы передачи знаний напрямую зависит от общественно-экономических процессов, происходящих в каждый конкретно-исторический период. Не стоит забывать, что общественные процессы, экономика и информация находятся в диалектической связи и поэтому оказывают взаимопроникающее воздействие друг на друга.

Существующий период рыночной экономики развивал и продолжает развивать в основном технологии, непосредственно связанные с получением прибыли. Например, с помощью телеграфа решались вопросы о том, какой товар, в каком объеме и в каком месте необходим, что, в свою очередь, положительно сказывалось на развитии международной торговли. Развитие торговли непосредственно влияло на рост промышленного производства, для ускорения и удешевления которого постепенно внедрялась автоматизация (кибернетика). Многие ученые в этой области возлагали на автоматизацию большие надежды. «Отец» кибернетики Н. Винер называл ее новой революцией: «Нынешний промышленный переворот ведет к обесцениванию человеческого мозга, по крайней мере, в его простейших и более рутинных функциях... Квалифицированный ученый и квалифицированный администратор могут пережить эту промышленную революцию. Но коль скоро она совершится, рядовому человеку со средними способностями или со способностями ниже среднего нечего будет продавать, за что стоило бы что-либо платить» [18: с. 79].

Таким образом, форму передачи знаний можно представить как естественное продолжение процессов и явлений, которые со времён появления телеграфа были направлены в основном на развитие бизнеса и увеличение прибыли, но в итоге сами превратились в товар и стали достоянием широких общественных масс. Подтверждением тому является история развития понятия информации, о которой мы писали выше, да и сам интернет был не так давно военной технологией н представлял собой небольшую сеть для передачи данных в военном ведомстве США. Он был основан на синтезе телеграфных технологий и наработок в области кибернетики. Сейчас интернет вышел за рамкн военной технологии и сам стал частью мирового финансового рынка, без которого сложно представить торговые и общественные отношения.

Современным этапом изменения представлений об информации, на наш взгляд, является совокупность всех предыдущих технологий — мобильной радиосвязи и компьютерных технологий, заключающаяся в появлении смартфонов с доступом в интернет н мессенджеров.

Как мы видим, изменение сущности понятия «информация» происходит после различных прорывных технологий передачи знаний (человеческого опыта), которые являются синтезом всех предыдущих разработок. В этой связи интересны предположения по поводу того, куда двинутся современные технологии передачи знаний и как при этом изменится само понятие информации.

Доступность смартфонов и сети интернет привели к тому, что в единую коммуникативную сеть вовлечены миллионы человеческих сознаний, общение и анонимность которых выводят человеческое общество частично из-под некоторых привычных для нас юрисдикции государства. До этого тоже были попытки организовать группы ученых и специалистов для совместного решения какой-то проблемы. Но методы познания типа «мозгового штурма», в наши дин приобретающие все большую и большую популярность, в те времена были доступны только государствам, корпорациям и другим финансово-влиятельным структурам, отбирающим людей для своей работы и оплачивающим ее. Так. например, при составлении знаменитого Оксфордского словаря английского языка тоже широко применялся метод мозгового штурма, или brainstorin краудсорсннг. Сеть интернет во второй половине XIX в. еще не изобрели, поэтому британцы посылали слова и определения к ним

ISSN 268 7-0770 ИЗВЕСТИЯ Б ЛОВ. CEBEPO-K.iBKA3CKIlfl РЕПЮН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ Kl ЖЕ_2022. №_[

ISSN2687-0770 BULLETIN OFHIGHER EDUCAUONALINSTTTUTTONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE 2022. №1

посредством обычных бумажных пнсем, в результате чего появился один из самых знаменитых словарей мира. Теперь множество подобных задач могут решать сами пользователи социальных сетей и мессенджеров, самостоятельно организовываясь в группы. Поэтому меняется сам принцип самоорганизации людей, основа которого - в децентрализации общественного устройства. Например, с помощью сети интернет пользователями была внедрена самая полная энциклопедия за всю историю человечества «Внкнпедня». Ее особенность в том, что создавать н редактировать статьи может любой пользователь сети интернет, а вносимые правки в режиме реального времени становятся видимыми для всех посетителей сайта. Конечно, многие статьи в этой сетевой энциклопедии далеки от идеала, но вполне вероятно, что современные технологии, совершенствуясь сами, будут постоянно повышать и уровень ее содержания. Уже сейчас технически грамотные авторы для облегчения рутинной и трудоемкой работы, связанной с правкой и проверкой статей, иногда используют автоматизированные инструменты в виде ботов н прочих программных алгоритмов [19, р. £5]

По всей видимости, именно в этих свойствах передовых технологий и заключается особенность современного представления об информации. Но использование ботов, искусственного интеллекта и различных баз данных, с одной стороны, упрощает доступ к знаниям. с другой — ставит перед человечеством ряд вопросов. Например, не совсем понятно, что будет с процессом познания в том случае, если электронные базы данных пополнятся до нового качественного уровня, когда познающему не нужен будет другой человек, когда уровень цифровнзацнн н развитый до антропоморфного уровня искусственный интеллект смогут объединить в одно целое передатчик, базу данных и передающую среду. Будут ли нужны в таком количестве как сейчас переводчики, программисты, преподаватели и многие другие категории работников, не приведет ли это к тому, о чем нас предупреждал Н. Винер почти 100 лет назад? Ведь уже сейчас многие смотрят обучающие видеозаписи в сети интернет, общаются с голосовыми помощниками, пользуются электронными переводчиками, создают сайты н программы с помощью программного конструктора, проводят онлайн конференции, где на одного спикера приходятся сотни слушателей н т. д.

Итак, современная форма передачи знаний (опыта) имеет массовый, или всеобщий, характер и укладывается в диалектическую категорию «частное - общее - всеобщее». Отсюда проясняются и причины отсутствия четкого определения понятия информации. Как мы уже писали, формы передачи знаний постоянно менялись диалектически, когда одна форма, совершенствуясь в процессе развития человеческого общества и накопления теоретических н опытных знаний, переходила в другую, другая - в третью н т.д. Поэтому современная форма, согласно диале кт ычвсхвицу закону «отрицание — отрицания», содержит в себе в «снятом» виде все предыдущие формы передачи знаний, т.е. все предшествующие представления об информации. В наше время развития информационных технологий мы активно используем электронные книги и библиотеки, сообщения, пользуемся вычислительной техникой и интернетом. Но такая широта понятия информации, с одной стороны, ускоряет процесс общения посредством бытового языка, где не требуется конкретизация, а с другой — мешает познанию в различных сферах научной деятельности.

Выводы

Таким образом, на основе применения принципа историзма и диалектической методологии мы выработали универсальное, (философское) определение информации, согласно которому информация - это форма передачи человеческого опыта (знаний). В этом определении особое внимание стоит обратить на понятие «форма». Когда человеческий прогресс подходит к новой форме передачи знаний, то меняется и сама информация, н представление о ней, н в итоге — само общество.

Когда мы говорим об информации как о форме передачи человеческого опыта, подразумеваем именно техническую (нлн. в современном представлении, цифровую) среду, передающую нам этот опыт нли знание. Отдельно стоит сказать и о понятии «знание», о кого-

ISSN3657-0770 BULLETIN OF HIGHER ED UCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE 2022. No.l

ром существует тоже множество различных представлений. Зачастую знание раскрывают как некоторый инсайд или врожденную идею. В предложенном нами варианте знание — это и есть опыт, который человек передает другим. Оно далеко от всякой мистики вроде инсайда и вырабатывается путем проб и ошибок, проверяется на практике.

На первый взгляд, такая формулировка кажется невероятно простой, но в теме информации столько путаницы, выдуманных формулировок, подмены ее другими понятиями, что, изучив множество работ на эту тему, мы практически не нашли попыток исторического и диалектического ее осмысления. В большинстве своих работ ученые пытаются раскрыть сущность информации в плоскости своих научных интересов, и у них это не всегда получается логично и научно, а подобно снежному кому, еще более запутанно.

Предложенное философское определение открывает перед нами ряд гносеологических и социальных вопросов, для ответа на которые необходимо написать еще не одни философский труд. Эти вопросы, безусловно, появились не вчера, человечество давно их задает, но важно то, что данное определение подводит под эти вопросы общий знаменатель, показывает направление, в котором их необходимо решать.

Используемый принцип историзма позволил раскрыть закономерность в развитии н изменении сущности понятия информации, а также человеческого прогресса, стремление человечества к децентрализации знаний, их всеобщей доступности н в конечном счете свободе. Также важно понимание того, что каждая новая форма передачи знаний всегда предшествует масштабным изменениям в человеческом обществе.

Те социальные группы, которые медленно впитывают новые веяния прогресса, остаются позади. Децентрализация н всеобщность знаний ведет общество также к децентрализации экономической, политической и финансовой систем. Человеческое общество, совершенствуя формы передачи знаний, во всех своих сферах постепенно переходит на рельсы, децентрализации. Кто-то переходит быстрее, кто-то медленнее, но важно понимать, что человечество незаметно идет в одном направлении, диалектически борясь с противоречиями и старыми традициями. Важно понимать, что философская проблематика информации никуда не исчезнет, она будет лишь менять свои грани, расширяться и обогащаться новыми смыслами. Человек не может существовать без передачи опыта, он нацелен на развитие, это заложено в его природе, а без передачи знания, т.е. опыта, развитие человечества невозможно. Поэтому накопление неразрешенных гносеологических неточностей в содержании понятия информации привело к различному ее осмыслению, что подтверждает нашу гипотезу.

Перспективы дальнейших изысканий связаны с анализом работ по изучению и сканированию коннектома мозга, что, возможно, приведет нас к философскому осмыслению цифровой версии сознания человека, которую можно будет сохранить, передать, загрузить, что по сути обеспечит человеку цифровое бессмертие. И тогда можно будет говорить уже о новом качестве информации как формы передачи знаний (опыта).

Список источников

1. Кулжабаева Ж.О., Костяная Ю.С. К вопросу о понятии информации // Веста. Ин-та законодательства и правовой информации Республики Казахстан. 2020. № 3 (61). С. 150-15S.

2. Информационный подход в междисциплинарной перспективе (материалы круглого стола) Н Вопросы философии 2010. № 2. С. 84-112.

3. Schroetter М Invariaiice as a Tool for Ontology of Information // Information. 2016. № 7-1 (11). P. 2-20.

4. Петриченко ЕЛ. Международное общество информационных исследований.. Анализ основных положений // Современные проблемы наукн и образования. 2014. № 5. URL: https://science-educatiou.ru/ni/article/view?id= 14966 (дата обращения: 25.02.2022).

5. Колик К.К. Философия информации и современное научное мировоззрение- // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2014. № 10. С. 13—20.

ISSN3657-0770 BUI1ETIN OF HIGHER EDUCATIONAL ДСШ1ЛЮЖ NOBIH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE 2022. No.l

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Григорьев АН. Информация н информационное взаимодействие в расследовании преступлений: теоретические аспекты. Калининград: Калининградский юридический институт МВД России, 2006. 276 с.

7. Соловьев В. С. Плотин. Эннеады. Киев: УЦИМ-ПРЕСС, 1995. 394 с.

8. Allen RE. Anamnesis ш Plato s Meno and Phaedo //Renew of Metaphysics 1959 № 13 (1). P. 165174.

9. Тыжов А. Я. «Платоновская теология» Марснлно Фнчнно // Манускрипт. 2019. Т. 12, № 12. С. 225-230.

10.Шевцов К. П. Границы припоминания. Память в поздних диалогах Плаггона // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2015. Т. 16, № 1. С. 11-17.

1 \ . Ильин А. А. Как цифровые технологии изменили «станок Гутенберга» // Историческая н социально-образовательная мысль. 2017. Т. 9, № 2-2. С. 161-172.

\2. Феоктистов В. В., Феоктистова О. П., Чернышева И. Н. Жан Лерон Д'Аламбер и его принцип в современной интерпретации // Наука и образование: науч. издание Ml ТУ им. Н.Э. Баумана. 2016 № б. С. 260-272.

13 .Дьякова О. В. Средневековый «огневой телеграф» в Приморье (на примере памятников бассейна р Джигитовки) //Россия и AIP 2021 № 3 (113). С. 183-195.

\А.Крук Б. И., Журавлева О. Б. Роль русских ученых в истории развития электрической и радиосвязи // Национальная ассоциация ученых. 2015. № 9-4 (14). С. 28-32.

15.Нелирв Э. Ф. Атрибутивно-наследственный подход к определению понятий «данные» и «информация» И Национальная ассоциация ученых. 2015. № 5-5 (10). С. 55-61.

16.Рутковская М В. Проблемы информации в поле кибернетики // Философские проблемы информационных технологий и кнберпространсгва. 2010. № 1. С. 193—197.

\1 .Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего. Киев: Ника Центр. 2003 432 с.

18.Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. М: Наука. 1983. 344 с.

19.Muller-Birn С., Dobusch L., Herbsleb J. D. Work-to-rule: the emergence of algorithmic governance in Wikipedia H Proceedings of the 6th International Conference on Communities and Technologies, 2013. P 80-89.

References

1. Kulzhabaeva Zh.O.. Kostyanaya Yu.S. On the question of the concept of information. Vestn. In-ta zakonodatel'stva i pravovoi informatsii Respublih Kazakhstan = Bulletin of Institute of Legislation and Legal Information of the Republic ofKazakhstan. 2020;(3):150-158 (In Russ.).

2. Information Approach in an Interdisciplinary Perspective (materials of the round table). Voprosy filosofii = Questions of Philosophy. 2010,(2) 84-112. (In Russ).

3. Schroeder M. Invarianoe as a Tool for Ontology of Information. Information .2016;(7-1):11.

4. Pefcrichenko E.A. International Society for Information Research. Analysis of the main provisions. Sovremennye problemy nauh i obrazovaniya = Modern Problems of Science and Education. 2014;(5). Available from hups:!iscience-education ni'm'nitic 1 e'view?ic^= 14966 [Accessed 25th February 2022]. (In Russ).

5. Kolin KK. Philosophy of lnfonuation and modem scientific outlook. Sovremennye informatsionnye teHmoIogii i IT-obrazcrvanie = Modern Information Technologies and ТГ-education. 2014;(10): 13-20. (In Russ).

6. Grigoriev AN. Information and information interaction in the investigation of crimes: theoretical aspects. Kaliningrad: Kaliningrad Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia Press; 2006. 276 p (la Russ)

7. Solovyov V.S. Plotin. Plotin Enneads. Kiev: UISIM Press; 1995, 394 p. (hi Russ ).

8. Allen RJE. Anamnesis in Platos Meno and Phaedo. Review of Metaphysics. 19 59;( 13): 165-174.

9. Tyzhov A.Ya. Platonic Theology by Marsilio Ficino. Manuskript = Manuscript. 2019,12(12):225-230. (In Russ)

ISSN2657-0770 BULLETIN OF HIGHER ED UCAHQNAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE 2022. No.l

lO.Shevtsov K.P. Remembrance boundaries. Memory in Plato's Late Dialogues. Vestnik Russkoi khris-tianskoi gumanitamoi akademii = Review of the Christian Academy for the Humanities. 2015;16(1): 11-17. (In Russ ).

11. Ilyin A.A. How digital technology has changed the Gutenberg Machine. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl' = Historical and Socio-Educational Idea. 2017; 9(2-2): 161-172. (In Russ.).

12.Feoktistov V.V., Feoktistova O.P., Chemysheva IN. Jean Leron d'Alembert and hrs principle in a modern interpretation Nauka i obrazovanie: паи ch. izdanie MGTU im. N.E. Baumana = Science and Education: Scientific Edition of Bauman MSTU. 2016;(6):260-272. (In Russ ).

13.Diakova O.V. Medieval "firing telegraph" in Primoiye (on the example of the monuments of the Dzhigitovka river basin). Rossiya lATK = Russia and the Pacific. 2021 ;(3): 183-195. (In Russ ).

14.Kruk B.I., Zhuravleva O.B. The role of Russian scientists ш the history of the development of electrical and radio communications. Natsional'naya assotsiatsiya uchenykh = National Association of Scientists. 2015;(9-4):28-32. (InRuss ).

15. Nemtsov E.F. Attnbutive- hereditary approach to the définition of the concepts "data" and "information". Natsional'naya assotsiatsiya uchenykh = National ¿Association of Scientists. 2015;{5-5):55-61. (In Russ).

lô.Rutfcovskaya M.V. Problems of infonuation in the field of cybernetics. Filosofskie problemy tnfor-matsionnyldi tekhnologii i kiberprostranstva = Philosophical Problems of Information Technology and Cyberspace. 2010;(1):193-197. (In Russ ).

17. McLuhan M. Galaxy Gutenberg. Formation of a printing man. Kiev: Nika Ts enter Publ., 2003. 432 p (In Russ )

IS. Wiener N. Cybernetics or control and communication in the animal and the machine. Moscow: Nauka Publ.; 19S3. 344 p (In Russ).

19.Muller-Bim C., Dobusch L., Herbsleb J. D. Woik-to-rule: the emergence of algorithmic governance in Wikipedia. Proceedings of the 6th International Conference on Communities and Technologies. 2013:30-89

Информация об авторах

В.Г. Семенова — доктор философских наук, профессор кафедры русского языка, культуры и коррекции речи.

Е.А. Петриченко - специалист по информационной безопасности.

Information about the authors

V. G. Semenova - Doctor of Science (Philosophy), Professor of the Department of Russian Language, Culture and Speech Correction.

E.A. Petrichenko -Information Seatrity Specialist.

Статья поступила б редакцию 17.11.2021; одобрена после репетирования 17.12.20(21: принята к публикации 17.03.2022. The article was submitted 17.11.2021; approved after reviewing 27.12.2021; accepted for publication 17.03.2022._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.