Научная статья на тему 'Информационные технологии в управлении учебно-тренировочным процессом пловцов'

Информационные технологии в управлении учебно-тренировочным процессом пловцов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1544
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Ковырёв М. М., Загревский О. И.

Результатом проведенного исследования явилось создание информационной базы данных для учебно7тренировочного процесса пловцов, которая позволяет научно обоснованно управлять характеристиками и параметрами технической и физической подготовки спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Ковырёв М. М., Загревский О. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information technologies in the control of swimmers' training process

The result of the conducted research is the creation of information data base for swimmers training process which allows to control scientific proved characteristics and parameters of technical and physical training of sportsmen.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в управлении учебно-тренировочным процессом пловцов»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (66) 2008

УДК 681. 796

М. М. КОВЫР>В О. И. ЗАГРЕВСКИЙ

Томский государственный педагогический университет

Томский государственный университет

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ ПЛОВЦОВ

Результатом проведенного исследования явилось создание информационной базы данных для учебно-тренировочного процесса пловцов, которая позволяет научно обоснованно управлять характеристиками и параметрами технической и физической подготовки спортсменов.

Информатизация физкультурного образования настоятельно требует создания новых средств управления на основе использования современных информационных технологий. Несмотря на то, что в последние годы появляется значительный интерес к разработке и использованию компьютерных программ в учебно-тренировочном процессе [1—4], вопросы их разработки и внедрения остаются весьма актуальными. Это связано, с одной стороны, с состоянием развития информационных и коммуникационных технологий, с другой — с приведением системы образования, в том числе физкультурного, в соответствие с потребностями времени и научно-технического прогресса. При подготовке подобных материалов разработчики сталкиваются с двумя проблемами:

1) какой вариант программы выбрать;

2) какие средства (информационные технологии) использовать при их создании.

Вопросам типизации компьютерных программ для обеспечения учебного процесса посвящен ряд работ [5 — 8], однако анализ публикаций по применению информационных технологий в образовании свидетельствует о сложности создания единой однозначной типологии таких материалов. Это обусловлено их многообразием и спецификой использования для

различных дисциплин и различных видов учебных заведений.

Что же касается области физической культуры и спорта, то здесь только еще очерчиваются основные направления внедрения современных информационных технологий в учебно-тренировочный процесс [9]. Поэтому обобщение опыта разработки и внедрения компьютерных программ различного назначения представляет определенный интерес для специалистов.

На сегодняшний день существует множество актуальных вопросов в области создания и внедрения в спортивную практику специализированного программного обеспечения ввиду его многообразия и специфики использования для различных видов спорта. Тем более что в связи с высочайшим ростом спортивных результатов, совершенствование научных методов управления является одним из важных факторов повышения эффективности учебно-тренировочного процесса. От того, как быстро, правильно, оперативно тренер не только соберет, но и проанализирует ситуацию на основе поступившей информации, будет во многом зависеть успешность и качество принимаемых решений, успех деятельности. Именно поэтому ученые все чаще обращаются к вопросу о совершен-

ствовании способов процесса управления в сфере «Физическая культура и спорт» [10].

Учитывая постоянный рост спортивных результатов и повышение требований к достижению новых рекордов, уменьшение сроков подготовки высококвалифицированных спортсменов, возникает необходимость использования компьютеров для организации тренировочного процесса, быстрых расчетов и

анализа результатов измерений в данном виде спорта, в данной группе, у данного спортсмена.

В настоящее время становится очевидным, что наиболее перспективный путь совершенствования системы управления спортивной деятельностью — внедрение в тренировочный процесс информационных технологий, реализующих его целесмысловую программу и служащих тренеру инструментом получения информации [11-14]. Перспективность данного подхода в тренировочном процессе очевидна как у квалифицированных спортсменов, так и у новичков.

Целью управления учебно-тренировочным процессом является оптимизация поведения спортсменов, целесообразное развитие тренированности и подготовленности, обеспечивающие достижение наивысших результатов. Объектом управления в спортивной подготовке является поведение спортсменов и его состояние — оперативное, текущее, этапное, являющееся следствием применения тренировочных и соревновательных нагрузок, всего комплекса воздействий в системе спортивной подготовки спортсмена.

Эффективность процесса спортивной подготовки определяется наличием исчерпывающей, объективной и своевременной информации о состоянии объекта управления, характере внешних воздействий на него, что во многом обусловлено использованием комплексного контроля как инструмента управления,

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (66) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (66) 2008

позволяющего осуществлять обратную связь между тренером и спортсменом и на этой основе повышать уровень управленческих решений.

Комплексный контроль включает в себя достаточно большое количество показателей, дающих исчерпывающую информацию о различных сторонах деятельности, подготовленности и состоянии спортсмена. Однако наличие возможности своевременно и всесторонне анализировать, давать объективную оценку имеющимся данным представляется благодаря применению в этих целях современной вычислительной техники.

Для разработки индивидуальных программ необходим именно комплексный контроль, наличие которого даёт возможность своевременно и всесторонне анализировать, давать объективную оценку имеющимся данным. Этот подход не представляется возможным без применения современной вычислительной техники, а именно информационных баз данных.

В связи с этим нами было принято решение разработать базу данных, которая бы предоставляла тренеру следующие возможности:

— создавать и вести базу данных по отдельным спортсменам и их группам;

— составлять и редактировать стратегические и тактические планы тренировок;

— вводить данные о выполнении тренировочных заданий и результаты контрольных серий;

— автоматически вести расчет планируемых тренировочных скоростей; анализировать планы и результаты тренировок [15].

Главной целью разработки является создание базы данных для тренера на примере группы пловцов, использование которой позволит вести учебнотренировочный процесс в заданном направлении с гарантированным результатом.

На данный момент разработанная программа предоставляет тренеру следующие возможности:

1. Хранить в базе данных детальное описание и состав каждой из проводимых тренировок. Это позволяет документ «Тренировка» (рис.1).

Документ содержит сведения о выполняемых упражнениях, составе пловцов и результаты выполненных заданий по каждой серии.

2. Хранить данные о выполнении тестов, проводимых отдельно от тренировок (например, тест на гибкость, скольжение под водой, выносливость). Данные о тестах хранит документ «Тест» (рис. 2).

3. Иметь данные о выполнении контрольных заплывов. Сведения хранятся в документе «Контрольные заплывы» (рис. 3).

4. Иметь возможность хранить данные о присвоении спортсменам спортивных квалификаций.

5. Анализировать результаты выполненных тестов. Это позволяет отчет «Анализ тестов», который можно сделать за любой выбранный период, то есть за год, месяц, день и т.д. Отчет может быть в двух вариантах: список—показывает результаты всех спортсменов, выполнявших тест, в виде результирующей таблицы; сравнительная диаграмма (рис. 4) — показывает результаты тестов всех спортсменов относительно друг друга.

6. Иметь возможность на основании контрольных заплывов быстро формировать команду для выступлений на соревнованиях. Для этой возможности предназначен «Отчет по контрольным заплывам» (рис. 5), который выдаёт список из N лучших спортсменов на выбранной дистанции определённого стиля плавания пловца за какой-либо период.

7. Иметь возможность анализировать динамику роста или спада результатов спортсмена за выбран-

ный период. Эта возможность реализована в отчете «Сравнительная динамика спортсменов». Отчет формируется как по одному спортсмену, так и по выбранному списку спортсменов. В случае одного спортсмена будет выведен график (рис. 6) динамики роста или спада результатов спортсмена на выбранной дистанции и определённого стиля плавания пловца на основе контрольных заплывов, выполнявшихся спортсменом за данный период.

В случае списка спортсменов (рис. 7) будут выведены графики по каждому участнику, что позволяет сравнивать их динамику относительно друг друга.

Таким образом, реализованная база данных предоставляет тренеру следующие возможности:

1. В любой момент можно посмотреть данные по любой тренировке, пловцу или группе пловцов за выбранный период с детализацией.

2. Отслеживать динамику роста или спада результатов спортсмена за считанные секунды.

3. Анализировать, планировать, корректировать на основе полученных результатов учебно-тренировочный процесс в нужном направлении.

В настоящее время данные по спортсменам, тренировкам, контрольным заплывам и т.д. хранятся у тренера на бумаге, которые в большинстве случаев не всегда можно восстановить за определённый промежуток времени, что приводит к большим затратам времени для анализа и прогнозирования тренировочного процесса. Применяя реализованную базу данных, тренер избавляется от рутинной работы, тем самым в автоматизированном режиме и оперативно получает необходимую информацию для анализа в приемлемое время и в удобном для него виде.

Библиографический список

1. Волков В.Ю. Компьютеры в образовании студентов (физическая культура): Учеб. пос. — СПб: СПбГТУ, 1997. — 76 с.

2. Дмитриев О.Б., Ахмедзянов Э.Р., Калинина Е.А. Совершенствование учебного процесса по курсу «Биомеханика» на основе применения компьютерных мультимедиа информационных технологий // Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 10. — С. 10-14.

3. Железняк Ю.Д., Воробьева Е.Л. Факультеты физической культуры: от информационного обеспечения к информационным технологиям // Новые направления в системе подготовки специалистов физической культуры и спорта и оздоровительной работе с населением. Ижевск, 1999. — С. 180— 183.

4. Петров П.К. Современные информационные технологии в подготовке специалистов по физической культуре и спорту // Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 10. — С. 6 — 9.

5. Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин): Монография. — Астрахань: Изд-во ЦНТЭП, 1999. — 364 с.

6. Кречман Д.Л., Пушков А.И. Мультимедиа своими руками. — СПб: БХВ — Санкт-Петербург, 1999. — 528 с.

7. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. — М.: «Школа-Пресс», 1994. — 205 с.

8. Роберт И.В., Самойленко П.И. Информационные технологии в науке и образовании. М., 1998. — 177 с.

9. Петров П.К., Дмитриев О.Б., Широков В.А. Обучающая мультимедийная система по восточным единоборствам // Теор. и практ. физ. культ. 1998, № 11/12. — С. 55-58.

10. Федотов А.И., Бабич К.В. Комплексная оценка и мониторинг состояния как факторы управления тренировочным процессом. // Научно-методическое обеспечение физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры: Сборник научных трудов / Под ред. А.И. Федотова. — Челябинск: УралГАФК, 1999. - Вып. 3. - Ч. 1. - С. 188- 159.

11. Платонов, В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н. Платонов. - Киев: Олимпийская литература, 1997. - 583 с.

12. Сучилин, Н.Г. Анализ спортивной техники / Н.Г. Сучи-лин // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 12. -С. 35-38.

13. Федоров, М.Е. Информационные технологии в практике работы тренера / М.Е. Федоров, В.В. Лысенко, Н.В. Романенко // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: труды научноисследовательского института физической культуры и спорта КГУФКСТ. - Краснодар, 2004. - Т. 7. - С. 292-296.

14. Шульгатый, Л.П. Научно-методические основы управления тренировочным процессом в легкой атлетике / Л.П. Шульгатый. - Краснодар: КГАФК, 1995. - 101 с.

15. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания // Теор. и практ. физ. культ. 1999, №3. - С. 21-40.

КОВЫРЁВ Марис Марисович, аспирант факультета физической культуры Томского государственного педагогического университета.

ЗАГРЕВСКИЙ Олег Иннокентьевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой гимнастики и спортивных игр факультета физической культуры Томского государственного университета.

Статья поступила в редакцию 28.01.08 г.

© М. М. Ковырёв, О. И. Загревский

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (66) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.