Научная статья на тему 'Инфoрмaциoнныe тeхнoлoгии в туризмe, их рoль в туристскoй дeятeльнoсти'

Инфoрмaциoнныe тeхнoлoгии в туризмe, их рoль в туристскoй дeятeльнoсти Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1349
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНДУСТРИЯ / КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / TOURIST INDUSTRY / COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Соколова Дарья Юрьевна

В статье рассматриваются вопросы информационных технологий в туризме и их роль в туристской деятельности. Туризм рассматривается как высокоинтегрированная услуга, что делает его еще более восприимчивым для применения информационных технологий в организации и управлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information technologies in tourism and its role in tourist activity

The article considers questions of an information technology in tourism and its role in tourist activity. All it allows to consider tourism as highly-integrated service that does it even more susceptible for information technology application in the organization and management.

Текст научной работы на тему «Инфoрмaциoнныe тeхнoлoгии в туризмe, их рoль в туристскoй дeятeльнoсти»

Д. Ю. СОКОЛОВА

Дарья Юрьевна Соколова — аспирантка кафедры планирования и прогнозирования социальных и экономических систем СПбГУЭФ.

В 2006 г. закончила СПбГУЭФ.

Автор 5 публикаций.

Область научных интересов — информационные технологии в сфере услуг.

^ ^ ^

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТУРИЗМЕ, ИХ РОЛЬ В ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ*

Информационные технологии — термин, применяемый для обозначения самых современных усовершенствований в способах и механизмах, которые используются для сбора, обработки, анализа, хранения, распространения и применения информации. Об информационных технологиях говорят как о технологиях века, которые способны оказать серьезное влияние на производственную деятельность, сферу обслуживания, занятость населения и на жизнь человечества в целом.

Само понятие «информационная технология» возникло в последнее десятилетие ХХ в. в процессе становления информатики. Главной особенностью информационных технологий является то, что в них и предметом, и продуктом труда является информация, а орудиями труда — средства вычислительной техники и связи. Причем сегодня информация стала рассматриваться как вполне реальный производственный ресурс наряду с другими материальными ресурсами. Еще 10 лет назад информационные технологии и туризм казались несовместимыми партнерами. A сегодня эти два понятия тесно взаимосвязаны между собой.

Как известно, туризм представляет собой торговлю услугами. Причем, во-первых, — это комплексная и разнообразная услуга, как с точки зрения производителя, так и потребителя. Во-вторых, — это невидимая, изменчивая и интегрированная услуга. И, наконец, в третьих, — это информационно-насыщенная услуга. Именно эти характеристики туризма представляют его как отрасль, идеально подходящую для применения информационных технологий. Устройство туристской отрасли очень похоже на устройство любой другой экономической сферы деятельности. Производители туристских услуг действуют внутри вполне определенной управляемой структуры, состоящей из правительственных и коммерческих организаций, торговых ассоциаций (например, гостиничных, воздушного транспорта, туристских агентов и т. д.). Производители туристских услуг классифицируются на вполне определенные категории поставщиков (авиакомпании, гостиницы, аренда автомобилей, обслуживание в туристской дестинации), оптовые фирмы (туроператоры) и розничные фирмы (турагенты). Потребители (туристы) являются последней ступенькой всей туристской системы [1].

Что касается регулирования деятельности предприятий отрасли, рекламы, продвижения и налогообложения, то здесь информация играет важную роль в процессе соединения поставщиков туристских услуг в единую социоэкономическую систему. Именно информация является тем связующим звеном, которая увязывает в единое целое различных поставщиков в рамках единой туристской отрасли. Причем важнейшей особенностью туризма является то, что взаимосвязь между производителями и поставщиками осуществляется не товаром, а потоками информации.

Эти информационные потоки представляют собой не только потоки конкретных данных, но также услуги и платежи. Услуги, такие как размещение в гостинице, места в самолетах, не выставляются в физическом виде и не осматриваются при продаже в пункте назначения. Единственным путеводителем к наличию и качеству продукта является информация. Следовательно, можно сделать вывод о том, что обеспечение достоверной информацией и скорость ее распространения является столь же важным для выживания туристской отрасли, как и фактическое предоставление потребителям ее услуг.

ГРНТИ 06.71.57 © Д. Ю. Соколова, 2009 Статья публикуется по рекомендации доктора экономических наук, профессора А. Н. Петрова.

Следует сказать, что информационные технологии играют исключительно важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, а также в системах подготовки и распространения массовой информации. Эти средства быстро ассимилируются культурой общества, так как они не только создают большие удобства, но снимают многие производственные, социальные и бытовые проблемы, вызываемые процессами глобализации и интеграции мирового сообщества, расширением внутренних и международных экономических и культурных связей, миграцией населения и его все более динамичным перемещением по планете. В дополнение ставшим уже традиционными средствам связи (телефон, телеграф, радио и телевидение) все более широко используются системы электронных телекоммуникаций, электронная почта, факсимильная передача информации и другие виды связи.

В свою очередь, сетевые информационные технологии представляют собой актуальное и перспективное направление развития информационных технологий. Их цель — не только обеспечение обмена информацией между отдельными пользователями информационно-вычислительных систем, но также и создание для них возможности кооперативного использования распределенных информационных ресурсов общества, получения справочной, документальной и другой информации из различного рода специализированных информационных фондов. В последнее время центральной темой публикаций не только компьютерной прессы, но и массовых изданий стал Интернет [4], приковав к себе внимание специалистов по информационным технологиям, бизнесменов, рядовых пользователей и всего цивилизованного мира.

Всемирная компьютерная сеть развивается столь стремительно, что ежегодно число ее подписчиков и объем информационных ресурсов практически удваиваются. Очевидно, что не остается в стороне от этого бума и туристический бизнес. Только в 1996 г. в Интернете появились тысячи самостоятельных разделов турагентств, гостиниц, авиакомпаний, десятки систем бронирования туристических услуг. По мнению экспертов, с помощью Интернет продается значительная часть туров и сопутствующих услуг. Поэтому агентствам вряд ли стоит игнорировать Интернет в своей работе. Всемирная паутина оказывает неоценимую информационную помощь и добавляет к традиционным новый канал реализации туристических услуг — электронный.

Уже сейчас половина всей выручки, которая генерируется через Интернет, приходится на отрасль путешествий и туризма. 62 % пользователей, обращающихся в Интернет, ищут тарифы отелей и авиакомпаний и сведения о наличии свободных мест. Каковы преимущества глобальной сети? Во-первых, широчайший охват аудитории. Во-вторых, сравнительно невысокие накладные расходы и прилагаемые усилия для продавцов и покупателей. Третье удобство — круглосуточный доступ в сеть для частных пользователей. Эти преиму-

щества Интернета, а также возможность обновления информации за считанное время используют и туристические фирмы, перед которыми сеть открывает значительные возможности реализации туристских продуктов в режиме ои-Ипе и их рекламе, а также стимулирования продаж [2].

Как известно, основу туристической индустрии составляют фирмы — туроператоры и турагенты, занимающиеся туристическими поездками, продажей их в виде путевок и туров; предоставляющие услуги по размещению и питанию туристов (гостиницы, кемпинги и др.), их передвижению по стране, а также органы управления, информации, рекламы по исследованию туризма и подготовке для него кадров, предприятия по производству и продаже товаров туристского спроса. На туризм работают и другие отрасли, для которых обслуживание туристов не является основным видом деятельности (предприятия культуры, торговли и др.). Туризм — информационно насыщенная деятельность. Существует немного других отраслей, в которых сбор, обработка, применение и передача информации были бы настолько же важны для ежедневного функционирования, как в туристической индустрии. Услуга в туризме не может быть выставлена и рассмотрена в пункте продажи, как потребительские или производственные товары. Ee обычно покупают заранее и вдали от места потребления. Таким образом, туризм на рынке почти полностью зависит от изображений, описаний, средств коммуникаций и передачи информации [3, с. 33].

Устройство туристической отрасли очень похоже на организацию любой другой экономической сферы деятельности (схема 1). Турагент — физическое или юридическое лицо, выступающее посредником по продаже сформированных туроператором туров. Туроператор — туристская организация, занимающаяся комплектацией туров.

Правительственные органы Туристические ассоциации Международная ассоциация воздушного транспорта Туристические комитеты

информация регулирование содействие налогообложению

информация регулирование содействие налогообложению

информация регулирование содействие налогообложению

ПОСТАВЩИКИ

АВИАКОМПАНИЙ ГОСТИНИЦЫ

оптовики

ТУРОПЕРАТОРЫ

.1

1.........L

УСЛУГИ НА МЕСТЕ ПРЕБЫВАНИЯ

РОЗНИЧНЫЕ ТУРАГЕНТЫ

[ ТУРИСТЫ £

п

Схема 1.

Между тем выделяется одна особенность — связующим центром, удерживающим различных производителей в рамках туристической отрасли, является информация. Именно информационные потоки, а не товары, обеспечивают связи между производителями туристических услуг. Они идут не только в виде потоков данных, но выступают также в форме услуг и платежей. Услуги (например, ночевка в гостинице, аренда автомобиля, комплексные туры и места в самолетах) не пересылаются турагентам, которые, в свою очередь, не хранят их до тех пор, пока не продадут потребителям. Передается и используется информация о наличии, стоимости и качестве этих услуг. Точно так же реальные платежи не переводятся от турагентов турпоставщикам, а комиссионные — от турпоставщиков турагентам. На самом деле переводится информация о платежах и поступлениях (схема 2).

Можно выделить три характерные черты туризма. Во-первых, это — разнообразная и интегрированная торговля услугами. Во-вторых, это — комплексная услуга, как с точки зрения производителя, так и потребителя. Наконец, туризм — это информационно насыщенная услуга. Поэтому туризм — как международный, так и внутренний, — сфера растущего применения информационных технологий. Система информационных технологий, используемых в туризме, состоит из компьютерной системы резервирования, системы проведения телеконференций, видеосистем, компьютеров, информационных систем управления, электронных информа-

ционных систем авиалиний электронной пересылки денег, телефонных сетей, подвижных средств сообщения и т. д. При этом необходимо отметить, что эта система технологий развертывается не туристическими агентствами, гостиницами или авиакомпаниями, каждыми в отдельности, а всеми ими. Более того, исполь-

зование каждым сегментом туризма системы информационных технологий имеет значение для всех остальных частей. Например, системы внутреннего управления гостиницей могут быть связаны с компьютерными глобальными сетями, обеспечивающими, в свою очередь, основу для связи с гостиничными системами резервирования, которые, уже в обратном направлении, могут быть доступны туристическим агентствам через их компьютеры.

Схема 2.

Следовательно, здесь мы имеем дело с интегрированной системой информационных технологий, которая распространяется в туризме. Из изложенного выше становится понятно, что в туристической индустрии распространяются не компьютеры, не телефоны и не видеотерминалы сами по себе — здесь функционирует система взаимосвязанных компьютерных и коммуникационных технологий. Кроме того, отдельные компоненты туристической отрасли тесно взаимосвязаны друг с другом — ведь многие турпроизводители вертикально или горизонтально вовлечены в деятельность друг друга. Все это позволяет рассматривать туризм как высоко-

интегрированную услугу, что делает его еще более восприимчивым для применения информационных технологий в организации и управлении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Широ к о в а Г. В. Информационные технологии в управлении туристским бизнесом // Вестник СПбГУ. Серия «Экономика». 1995. № 19.

2. Быстрянце в С., Кузне ц о в а Г. Информационные технологии в рекламе туристского продукта // Конкуренция и рынок. 2002. № 2 (13).

3. Р о дигин Л. A. Информационные технологии в гостиничном и туристском бизнесе. М.: РМАТ, 1999.

4. Редактор.Ру. URL: http://www.redactor.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.