Научная статья на тему 'Информационные технологии в обучении студентов вуза'

Информационные технологии в обучении студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4905
1406
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / HIGH SCHOOL / INFORMATION TECHNOLOGY / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парфёнова Анастасия Сергеевна

Умение находить нужную информацию и использовать ее в своей деятельности обязательное требование, предъявляемое к специалисту любого профиля. В статье раскрывается роль информационных технологий в обучении студентов вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Парфёнова Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ability to find the necessary information and to use it in the activity the obligatory requirement shown to the expert of any profile. In article the role of information technology in training of students of high school reveals.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в обучении студентов вуза»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ

ВУЗА

ПАРФЁНОВА А.С.

Умение находить нужную информацию и использовать ее в своей деятельности -обязательное требование, предъявляемое к специалисту любого профиля. В статье раскрывается роль информационных технологий в обучении студентов вуза.

Важнейшими элементами электронной части мирового информационного пространства являются профессиональные базы, деловые ресурсы Интернет, электронные библиотеки. Возрастание роли информационного продукта как тенденция развития информационного общества определяет потребность в обработке все возрастающих объемов информации, потребность в различных формах восприятия информации, а также потребность в актуальности и точности информации. Современный специалист должен уметь:

- определять информационные потребности для решения конкретной задачи;

- использовать информационные ресурсы с учетом существующих законодательных и этических норм;

- получать доступ к информационным ресурсам;

- давать профессиональную оценку информации;

- использовать найденную в мировых ресурсах информацию при решении профессиональных задач.

Широкое развитие информационных технологий и их проникновение в сферы жизни общества определяет мировое развитие в течение последних нескольких десятилетий. Этот процесс требует подготовки достаточного количества квалифицированных специалистов, а также повышение общего уровня компьютерной грамотности. Для этого необходимы совершенствование и структурное изменение системы образования, а также обеспечение современного материально-технического оснащения учебного процесса.

Одним из основных рассматриваемых сегодня вопросов является подключение образовательных учреждений к глобальной сети - сети передачи данных в рамках реализации Приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Внедрение современных информационных технологий» к сети Интернет.

На смену концепции затратного образования как непроизводственной сферы должна прийти концепция образования как сферы производства, создающей критически важный элемент капитала и рост инвестиций в человеческие ресурсы. Учреждениям образования предстоит решить серьезную задачу по подготовке граждан, гармоничных эпохе информационных технологий. В первую очередь это касается трансформации самого учебного процесса. Продвижение к информационному обществу требует применения инновационных методик преподавания, что позволит обучающимся учиться в подходящем для него темпе и на уровне, соответствующем его способностям.

Успешность реформирования российского образования в сфере современных информационных технологий зависит, в первую очередь, от активности участия в этом процессе всех работников сферы образования.

Новые информационные технологии представляют собой совокупность математических и кибернетических методов, современных технических средств, обеспечивающих осуществление сбора, хранения, переработки и передачи информации на основе современной компью-

Ability to find the necessary information and to use it in the activity - the obligatory requirement shown to the expert of any profile. In article the role of information technology in training of students of high school reveals.

терной техники. Отметим, что это наиболее часто используемое определение информационных технологий, хотя наряду с ним встречаются и другие определения. Новые информационные технологии - это совокупность современной компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи, инструментальных программных средств, обеспечивающих интерактивное программно-методическое сопровождение современных технологий обучения [2, с. 78].

Основными задачами новых информационных технологий обучения являются разработка интерактивных сред управления процессом познавательной деятельности и доступа к современным информационно-образовательным ресурсам (мультимедиа учебникам и учебникам, построенным на основе гипертекста, различным базам данных, обучающим сайтам и другим источникам).

Особенность большинства НИТ в образовании на сегодняшний день состоит в том, что они базируются на современных персональных компьютерах. При этом персональный компьютер уверенно вошел в систему дидактических средств, став важным элементом предметной среды.

Необходимо подчеркнуть, что в педагогике интерес к информационным технологиям связан, в первую очередь, с решением проблемы создания качественной учебной базы, в частности электронных обучающих средств. Как известно, в последнее время в учебных заведениях России наблюдается тенденция к снижению аудиторной нагрузки преподавателей и увеличению доли самостоятельной работы студентов, что обуславливает активную работу по созданию и внедрению в учебный процесс компьютерных технологий.

Именно эффективное использование новых информационных технологий, их грамотное вливание в педагогический процесс преподавания различных дисциплин, создание в учебном заведении и в образовании в целом единой информационной среды позволят перейти к новой современной концепции образования.

Сегодня педагоги осваивают авторские методики организации подачи учебного материала, разрабатывают сценарии использования учебного продукта в урочной схеме организации обучения или в процессе самостоятельной работы учащихся, выполняют собственные проекты занятий с использованием известных ресурсов учебных программ.

Практическая ориентированность значительно повышает эффективность обучения педагогов, повышает их мотивацию к использованию современных информационных технологий, формирует у педагогов потребность к использованию современных информационных технологий в образовательном процессе.

Современное образование предусматривает значительное расширение роли информационных технологий как эффективного средства саморазвития, самосовершенствования и самообразования обучающихся. Согласимся, компьютер позволяет педагогу значительно расширить возможности предъявления разного типа информации.

Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать обучающегося как центральную фигуру образовательного процесса и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом педагог перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность обучающихся и управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения и организации условий, которые необходимы для успешного решения образовательных задач.

Применение средств новых информационных технологий в учебном процессе позволяет перестроить традиционную методическую систему обучения в инновационную. При этом информационные Интернет-ресурсы важны, поскольку они помогают педагогам выстраивать свою работу по-новому.

Внедрение Интернета в систему образования показало его огромные возможности. Хотя

вместе с этим выявились некоторые трудности, например, большая стоимость организации обучения по сравнению с традиционными технологиями (необходимо программное и аппаратное обеспечение, дополнительные организационно-методические пособия, новые учебники).

Современные информационные технологии позволяют включать в состав документа любые мультимедийные объекты (графику, звук, анимацию, видео). Умение работать с мультимедиадокументами, создавать компьютерные презентации, вести базы данных, создавать и поддерживать сайты становится важным в информационном обществе. Внедрение в учебный процесс гипертекстовых технологий обеспечило учащимся и преподавателям принципиально новые возможности работы с текстовыми документами. Мультимедийные средства в сочетании с коммуникационными средствами породили мультимедийные компьютерные сети, позволяющие связать образовательные учреждения между собой и с внешним миром, оценить значение педагогических приемов, давая возможность обучаемым вступать в конструктивный диалог с другими обучаемыми, с другими преподавателями, пользоваться другими дидактическими средствами.

Технологии мультимедиа не только превратили компьютер в полноценного собеседника, но и позволили обучающимся, не выходя из учебной аудитории, стать свидетелями исторических событий прошлого и настоящего, посетить самые значительные музеи и культурные центры мира, самые удаленные и интересные в географическом отношении уголки Земли. Благодаря возможностям сочетать тексты, образы, анимацию и звук, мультимедийные средства обладают исключительной притягательной силой, мобилизуя все воспринимающие способности обучаемого, используя ассоциативную силу информационных средств. Например, видеоряд придает информации аффективный и эмоциональный оттенок, а также дидактический характер, учитывая влияние содержания передаваемого послания, его оперативности, целенаправленности и наглядности.

Квалифицированный пользователь компьютера может на основе использования средств визуального объектно-ориентированного программирования создавать необходимые ему специализированные приложения. Современному человеку необходимо овладеть коммуникативной культурой. Необходимым условием успешной профессиональной деятельности становится создание и публикация в сети Интернет web-сайтов с информацией о деятельности организации или предприятия.

В настоящее время возникла проблема формирования у педагогов набора профессиональных компетенций, которые нужны для эффективной работы в современных условиях. Учение и преподавание в условиях избытка информации, ориентация на формирование способности самостоятельно учиться и «добывать» знания требуют существенного пополнения и изменения традиционного методического багажа.

Новый этап развития ставит перед нами и новые задачи в обучении педагогов владению компьютерной техникой. Сегодня не достаточно просто освоить компьютер. Нужны серьезные методики и технологии использования информационных ресурсов в учебном процессе. Необходимо, чтобы они органично и эффективно сочетались с традиционной деятельностью педагогов. Преподаватель должен уметь создавать свой образовательный модуль, свою учебную программу, владеть специализированными методиками. Сегодня крайне необходимо иметь в штатах отделов (управлений) администраторов сетей, системных аналитиков, техников и других специалистов, которые помогут использовать всесторонне информационные ресурсы.

Для реализации функций компьютера как средства обучения необходимо специфическое программное обеспечение, соответствующее психологическим и дидактическим требованиям. Примерами программного обеспечения могут быть электронные учебники (для предъявления учебного материала), тестовые системы контроля знаний и умений обучающихся, автоматизированные обучающие системы (для организации и управления познавательной деятельностью учащих-

ся в рамках освоения определенной учебной дисциплины или блока дисциплин). Автоматизированные обучающие системы предполагают не только предъявление новой информации и тестирование, но и предоставление помощи обучающемуся, возможность настройки к его особенностям, накопление информации о работе с системой, об обучающихся, результатах тестирования.

Необходимо создание специализированных модульных электронных изданий или, по-другому, открытых мультимедиа систем по каждому предмету, учебной дисциплине. Электронные и традиционные учебные материалы должны гармонично дополнять друг друга как части единой образовательной среды, а информационная структура - обеспечивать их эффективное применение.

Информационные технологии обучения дают возможность преподавателю для достижения дидактических целей применять как отдельные виды учебной работы, так и любой их набор, т.е. спроектировать обучающую среду.

Преподаватель получает дополнительные возможности для поддержания и направления развития личности обучаемого, творческого поиска и организации их совместной работы, разработки и выбора наилучших вариантов учебных программ.

Таким образом, новые информационные образовательные ресурсы являются универсальным средством поддержки учебного процесса различных форм и уровней. С их помощью можно:

- получать в различной форме учебную и справочную информацию;

- организовывать процессы усвоения знаний, приобретения умений и навыков самостоятельной учебной или практической деятельности;

- эффективно осуществлять контроль результатов обучения, тренаж, повторение;

- активизировать познавательную деятельность обучаемых;

- формировать и развивать определенные виды мышления.

Информационные технологии обучения дают возможность преподавателю для достижения дидактических целей применять как отдельные виды учебной работы, так и любой их набор, т.е. спроектировать обучающую среду.

Преподаватель получает дополнительные возможности для поддержания и направления развития личности обучаемого, творческого поиска и организации их совместной работы, разработки и выбора наилучших вариантов учебных программ.

Степень интеграции новых информационных технологий в учебный процесс условно можно разделить на три уровня.

Первый уровень. Использование различных средств представления учебной информации и мировых информационных ресурсов для решения традиционных образовательных задач на новом качественном уровне. Разработка и предоставление учебного материала на базе новых технологий и их использование в отдельных учебных дисциплинах, т.е. использование средств представления учебной информации. Например, создание электронных учебных пособий и практикумов, применение новых технологий для проведения очных (традиционных) лекций и семинаров с использованием презентаций и т.д.

Второй уровень. Реализация учебного процесса с использованием интерактивных средств взаимодействия участников образовательного процесса (технологии дистанционного или открытого обучения в глобальной сети). На данном уровне используются веб-конференции, форумы, учебно-методические материалы и др.

Третий уровень. Решение принципиально новых задач. Использование интегрированных образовательных сред, где главной составляющей являются не только применяемые технологии, но и содержательная часть, т.е. информационные ресурсы. Сочетание современных средств информатики и информационных ресурсов позволяет создавать учебные дисциплины на базе деловых ресурсов Интернета, профессиональных баз данных. На данном уровне новые

информационные технологии используются как средство доступа к мировым информационным ресурсам, на базе которых строится учебный процесс.

Обучение с использованием деловых ресурсов Интернета и профессиональных баз наполняет учебную программу качественно новым содержанием, позволяет использовать в учебном процессе профессиональные информационные ресурсы, которые доступны специалистам для решения реальных практических задач.

Развитие информационных технологий стимулирует возникновение новой образовательной системы, которая станет предоставлять миллионам людей образовательные услуги высокого качества при сокращении удельных затрат на образование. Исходя из этого, применение информационных технологий в образовании должно рассматриваться как стратегическое решение, ориентированное на формирование и развитие новой образовательной системы.

Информационные ресурсы удаленного доступа используются в учебном процессе вузов многих стран мира. Информационное обучение как новая образовательная технология позволит решить некоторые противоречия, возникающие при традиционном образовании. Среди них можно выделить:

- высокую степень нормативности теоретического знания, потенциальную опасность формирования догматичности в суждениях и оценках, потерю гибкости мышления;

- высокую скорость обновления предметного знания и его низкую актуализацию в практической деятельности;

- отсутствие четко определенной ориентации на творчество и инновации [1, с. 79].

В современном образовании информация является новым элементом учебного процесса. В учебном процессе, построенном на информационных ресурсах, повышается роль студента, так как он усваивает не готовые представления и понятия, а из множества фактов, сведений, мнений делают свои выводы. Таким образом, процесс систематизации и сопоставленные информации возлагается не только на преподавателя, но и на студента.

Применение новых информационных технологий в процессе обучения является неоднозначным по своей оценке, поэтому нуждается в серьезном обосновании их целесообразности, поскольку еще не изучены многие направления в работе с информационными технологиями в образовательном процессе. Перенесение традиционных приемов на компьютер не только не даст эффекта, но может навредить образованию (яркий пример - профанация реферативной работы с появлением сайта referat.ru).

Включение современных компьютерных и телекоммуникационных технологий в образовательный процесс, широкое использование мировых информационных ресурсов создает возможности повышения качества образовательных услуг, но, в то же время, требует изменения содержания и методов обучения.

Библиографический список:

1. Абдулина, О. Инновации и стандарты [Текст] / О. Абдулина, Н. Маркова // Высшее образование в России. - 1999. - № 5. - С. 78-82.

2. Ширшов, Е.В. Применение технологий искусственного интеллекта в учебном процессе вуза. Образовательные технологии для новой экономики [Текст]: сб. материалов междунар. на-уч.-практ. конф. - М.: Изд-во МЭСИ, 2002. - 248 с.

Ключевые слова: вуз, информационные технологии, учебный процесс.

Keywords: high school, information technology, educational process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.