Научная статья на тему 'Информационные технологии в образовании и высокотехнологичная образовательная среда'

Информационные технологии в образовании и высокотехнологичная образовательная среда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1738
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Носкова Татьяна Николаевна, Тумалева Елена Андреевна, Шилова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в образовании и высокотехнологичная образовательная среда»

Библиографический список

1 Булич С. В. В. И. Даль // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб, 1893. Т. X. С. 48.

2 Корольков А. А. Русскость культуры, русскость философии // Органика русской культуры. Бийск, 2012.

3 Грякалов А. А. Традиция гуманитарного образования и диалог культур: опыт России // Материалы общественно-педагогического форума «Просвещение в России: традиции и вызовы нового времени». СПб., 2008. С. 24.

Т. Н. Носкова, Е. А. Тумалева, О. Н. Шилова

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ И ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Основная проблема, которая обсуждалась на заседании круглого стола «Информационные технологии в образовании и высокотехнологичная образовательная среда», это развитие информационно-образовательной среды (ИОС), как условие успешного введения ФГОС. Участники круглого стола в качестве основных ориентиров деятельности школ выделили национальную образовательную инициативу «НАША НОВАЯ ШКОЛА», а также стратегию развития системы образования Санкт-Петербурга в 2011—2020 годах «Петербургская школа 2020».

В докладах и выступлениях были определены этапы процесса внедрения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): ИКТ как учебный предмет; использование ИКТ при изучении других предметов; появление новых форм организации учебной деятельности и взаимодействия субъектов; создание и развитие информационнообразовательной среды, а также эволюция уровней использования ИКТ: частный, общий, системный.

Рассматривая информатизацию школы как процесс построения информационной инфраструктуры образовательного учреждения, как включение его в информационную инфраструктуру общества, освоение и использование им в полной мере информационных ресурсов, участники круглого стола выделили ключевые процессы, происходящие в этой области:

• создание и развитие технической среды (информационной инфраструктуры);

• развитие информационно-образовательной среды;

• обеспечение готовности субъектов образовательного процесса к успешному функционированию в современных информационных условиях через формирование и развитие их информационной компетентности.

Проанализировав ИОС разных школ, представители образовательных учреждений определили этапы эволюции понятия от использования ИКТ для решения конкретных образовательных задач до создания и продвижения интерактивной учебной среды в школе. Отмечалось, что эффективная информационно-образовательная среда может не только обеспечить обучающимся на каждом уровне обучения развитие исходного творческого потенциала, но и пробудить потребность в дальнейшей творческой деятельности, творческом саморазвитии, сформировать объективную самооценку. Было высказано мнение, что основными требованиями к такой образовательной среде являются высокая степень неопределенности и проблемности, непрерывность и преемственность, принятие обучающегося и включение его в активную образовательную деятельность.

При создании ИОС необходимо учитывать ряд принципов: приоритетное внимание к мотивационному обеспечению процесса обучения и самообучения; опора на процессы саморазвития и индивидуализация обучения; постепенное расширение сферы самостоятельности обучающихся и уменьшение доли педагогического руководства ими; обеспечение принятия обучающимися некоей роли в учебном процессе; обучение рациональным способам учебной деятельности и самостоятельного приобретения знаний; инициирование обучающегося к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений — к рефлексии; ведущая ориентация на творчество в учении и познании; активизация совместной деятельности обучающихся; ориентация на достижение конкретных учебных целей и освоение конкретных действий.

Участники круглого стола заинтересованно обсудили проект лицея № 470 Калининского района Санкт-Петербурга, в основе которого лежит идея использования потенциала ИКТ-насыщенной среды как области межсистемных (межпредметных) отношений для достижения метапредметных результатов, предусмотренных ФГОС начального общего образования. Интерес к проекту был обусловлен прежде всего тем, что с 2011/12 учебного года начальная школа работает по ФГОС, в котором определено, что достижение метапредметных результатов освоения программы начального общего образования осуществляется путем формирования «универсальных учебных действий» (УУД).

В ФГОС выделены следующие основные виды УУД:

• личностные УУД, направленные на ценностно-смысловую ориентацию учащихся: формирование знаний о моральных нормах, умений соотносить свои поступки с этическими нормами, представлений о социальных ролях и межличностных отношениях;

• регулятивные УУД, связанные с организацией учащимися своей учебной деятельности, то есть с их саморегулированием;

• познавательные УУД, включающие общеучебные и логические УУД;

• коммуникативные УУД, обеспечивающие формирование коммуникативных компетентностей, умений строить конструктивный диалог, продуктивно взаимодействовать.

Инновационный потенциал проекта создания ИКТ-насыщенной среды начальной школы (см. рис. 1) и ее главное отличие от уже существующих сред состоит в том, что

Рис. 1

среда ориентирована на формирование УУД, так как все перечисленные во ФГОС УУД субъекта образования формируются и развиваются при посредстве ИКТ-насыщенной среды, через информационно-коммуникативное, деятельностно-познавательное взаимодействие с ней и ее системами — субъектными и объектными.

Основной вывод: научные исследования показывают, что качество человеческого капитала на 70% формируется в детстве и зависит от родителей и среды, в которой дети вырастают. Качественная подготовка родителей и высокотехнологичная среда, благоприятная для детей, оснащенная технологическими и организационными средствами развития, воспитания и образования, развитые сервисы детства — вот те условия, в которых возможно воспитать конкурентоспособную нацию.

Другой проблемой, которую участники круглого стола посчитали актуальной и значимой для обсуждения, является усиливающееся значение неформального образования педагогических работников в сфере использования ИКТ в профессиональной педагогической деятельности.

Одним из путей неформального образования было названо внутрикорпоративное (вну-тришкольное) повышение квалификации учителей в сфере использования ИКТ. Почему эта проблема так значима? Потому что официальная система повышения квалификации не успевает за изменениями, происходящими в сфере использования ИКТ в профессиональной деятельности учителя. Учителя, которые закончили курсы по использованию ИКТ «по одному» почти не применяют полученные знания в своей профессиональной деятельности, объясняя такую ситуацию, например, следующим образом:

• Я заканчивала курсы для аттестации.

• После окончания курсов не хватает знаний и умений (в школе не к кому обратиться за консультацией).

• Традиционные формы работы с учеником эффективнее (срабатывают личные стереотипы).

• Нет сообщества коллег, работающих в этом направлении внутри школы.

• Администрация не поощряет применение ИКТ.

• Плохое здоровье, преклонный возраст и отсутствие времени.

Опытом организации внутришкольного повышения квалификации поделилась О. А. Пивненко, заместитель директора ГБОУ СОШ № 548. Она отметила, что для организации такой деятельности в школе необходимы:

• опытный лидер, который берет на себя ответственность; делится знаниями и опытом; постоянно поддерживает коллег очно и on-line; выполняет организационные функции;

• директор и администрация, которые открыты современному информационному пространству; положительно настроены на внедрение современных технологий в учебный процесс; стимулируют педагогов делиться своим опытом применения ИКТ;

• педагоги, которые объединяются в доброжелательный сплоченный коллектив, нацеленный на развитие себя и школы;

• информационная образовательная среда школы, в которой происходит обучение, вза-имообучение учителей, обмен опытом, обсуждение значимых для учителей и школы проблем.

Среди механизмов, которые обеспечивают поэтапное развитие внутришкольной системы повышения квалификации в сфере ИКТ, можно, например, выделить: традиционное обучение учителей в группах, объединенных по различным основаниям (желание, преподаваемый предмет, параллель классов и т. п.); обучение в учительском секторе

информационной образовательной среды школы; помощь учащихся-старшеклассников, которые в форме конференции для учителей могут познакомить их с наиболее распространенными и интересными интернет-технологиями WEB 2. 0; ведение учителями блога в образовательных целях; взаимообучение в творческих группах, взаимодействующих очно и в информационной образовательной среде школы; работа мастерских, семинаров, педсоветов по представлению и обсуждению опыта использования учителями ИКТ; мотивирование и оказание помощи учителям в участии в различных конкурсах и проектах, связанных с применением ИКТ в учебном процессе.

Условиями, способствующими непрерывному участию учителей во внутришкольном повышении квалификации, являются:

• востребованность педагогами ИКТ в профессиональной педагогической деятельности;

• внешняя и внутренняя мотивация;

• наличие сообщества коллег;

• поэтапное представление результатов участниками процесса и определение перспективных задач;

• информирование и помощь в участии в районных, городских и всероссийских мероприятиях;

• поддержка здоровой конкуренции педагогов.

Значимой и востребованной учителями структурой, осуществляющей повышение квалификации в сфере ИКТ, постепенно становятся городские площадки — ресурсные центры, созданные для развития ИКТ-компетентности педагогических работников. Важнейшая задача ресурсных центров такого типа — диссеминация опыта использования инновационных ИКТ-продуктов: электронных образовательных ресурсов, инструментальных оболочек и систем, электронных платформ для образования. Опытом работы ресурсного центра, созданного на базе Второй Санкт-Петербургской гимназии, поделилась заместитель директора Т. А. Юркова.

Ресурсный центр разрабатывает и реализует учебную программу повышения квалификации учителей, построенную по модульному принципу. Каждый модуль представляет собой завершенное по смыслу содержание обучения от постановки цели до измеряемого результата — электронного образовательного продукта, который полежит апробации и осмыслению с последующей возможностью корректировки.

Механизмами реализации модулей являются: регулярные занятия для постоянных групп слушателей; регулярные мероприятия по обмену опытом в форме проекта «Встречи в компьютерном классе» для учителей различных предметов; стажировки слушателей курсов Санкт-Петербургского центра оценки качества образования и информационных технологий; стройная система открытых уроков.

«Местом» освоения содержания модулей выступает информационная образовательная среда гимназии, которая в условиях реализации ФГОС ОО призвана обеспечить переход:

• от усвоения знаний, умений, навыков к формированию умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;

• от «изолированного» изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;

• от стихийности самостоятельной учебной деятельности ученика к ее целенаправленной организации и планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных маршрутов;

• от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Важными компонентами информационно-образовательной среды являются электронные образовательные ресурсы и система современных методик, технологий, приемов педагогической деятельности в этой среде. Коммуникативным компонентом выступает блог ресурсного центра.

Поддержка методической деятельности учителя в ИОС нацелена на:

• развитие готовности учителя к самоанализу эффективности педагогической деятельности с использованием ИКТ;

• актуализацию потребности учителя в постоянном развитии ИКТ-компетенции;

• понимание учителем возможностей достижения учениками метапредметных образовательных результатов через интеграцию педагогических технологий и ИКТ;

• развитие у учителя умения оценивать компьютерный инструментарий как эффективное средство для построения деятельностной системы обучения;

• формирование и использование сетевого банка методических разработок;

• формирование педагогических сообществ через блоги и сайты учителей-предметников и классных руководителей.

Познакомиться с работой ресурсного центра можно на официальном сайте гимназии www. 2spbg. т, раздел «Ресурсный центр».

Опыт работы ресурсных центров интересен тем, что в их деятельности интегрируются возможности формального и неформального дополнительного профессионального образования педагогических работников.

Третья проблема, обсуждавшаяся на заседании круглого стола, связана с подготовкой будущих учителей, которым предстоит работать в Новой школе. Опираясь на инновационный опыт школьной практики и научные исследования в области информатизации образования, в педагогических вузах необходимо обеспечить «опережающую» профессиональную подготовку учителя к использованию новаций в практической деятельности.

Для будущих учителей сетевая информационная среда должна стать новым объектом педагогического моделирования и проектирования. При этом следует ориентироваться на новые цели и ценности, реализацию принципа новых задач. Такими задачами, в частности, являются индивидуализация обучения, создание условий развития личности обучающихся, повышение открытости образовательных взаимодействий, интеграция в глобальное образовательное сообщество.

Для достижения этих целей процесс профессиональной подготовки должен осуществляться в информационно и коммуникационно насыщенной образовательной среде, которая служит не только средством учения, но и практически осваиваемой моделью перспективной профессиональной деятельности. Это положение конкретизировано на примерах функционирования сетевой среды внеаудиторной работы студентов бакалавриата, осваивающих информационные технологии (факультет информационных технологий).

На заседании круглого стола были продемонстрированы методики виртуальных образовательных взаимодействий, разработанные в магистерских исследованиях по кафедре информатизации образования; обсуждены условия, при которых эти достижения могут быть распространены на широкую практику профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.