Научная статья на тему 'Информационные технологии в научно-фантастическом дискурсе'

Информационные технологии в научно-фантастическом дискурсе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
413
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУРС / DISCOURSE / НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА / SCIENCE FICTION / КОМПЬЮТЕРЫ / COMPUTERS / СЕТИ / NETWORKS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рыльщикова Любовь Михайловна, Худяков Константин Валентинович

В статье описана роль слов и знаков, относящихся к вычислительной и телекоммуникационной технике, в научно-фантастическом дискурсе, отмечены значимые лексические единицы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information technology in a science fiction discourse

Here is described the function of words in the science fiction discourse that correlated to computer engineering and telecommunication. Significant lexical units were marked.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в научно-фантастическом дискурсе»

Язык художественной литературы

ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

УДК 808.1

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

Л. М. Рыльщикова, К. В. Худяков

В статье описана роль слов и знаков, относящихся к вычислительной и телекоммуникационной технике, в научно-фантастическом дискурсе, отмечены значимые лексические единицы.

Ключевые слова: дискурс, научная фантастика, компьютеры, сети.

Человек разумный приспосабливает окружающую среду под свои нужды и потребности сообразно имеющимся в распоряжении ресурсам. Более того, человек создает собственную искусственную среду обитания, основанную на пользовании естественными ресурсами (вода, пища, энергия и т.д.). Эта искусственная среда включает в себя такие концепты как «дом», «рабочее место», «офис», «транспортное средство» - физические реалии, стоящие за ними, могут меняться с веками, но их значение в жизни человека остается постоянной величиной: например, значение телеги, запряженной лошадью, в XVIII веке такое же, как автомобиля в XXI - перемещать человека из пункта А в пункт Б. Однако дистанция от природной среды со временем возрастает. В какой мере эта обособленность искусственной среды обитания от природы будет изменяться с течением времени, насколько она возрастет или уменьшится или как трансформируется в будущем - ответы на эти вопросы знают агенты и клиенты научно-фантастического дискурса. То есть люди, интересующиеся информацией о вероятном будущем (клиенты) и даже создающие вероятностные модели такой информации: агенты. Информация чаще всего воплощена в научно-фантастической литературе, или просто научной фантастике (НФ), а клиенты и агенты дискурса - это читатели и писатели.

Среда обитания для НФ важна примерно настолько же, как декорации для спектакля: можно изобразить действие, но если огра-

5

Lingua mobilis № 6 (45), 2013

ничиться на сцене сугубо коммуникативными актами, впечатление ослабевает, и посыл автора может даже не дойти до зрителя. Более подробно значение среды обитания для научно-фантастического дискурса рассмотрено в работе [3].

В данной статье делается попытка рассмотреть влияние на научнофантастический дискурс и НФ-литературу в частности такой части искусственной окружающей среды, как информационные технологии: т.е. вычислительной техники самых разных форматов (компьютеры, мобильные коммуникаторы, узкоспециализированные контроллеры) и производных этой техники: сетей передачи данных. Бурное развитие компьютеров и всего, что с ними связано, началось с середины ХХ века и продолжается поныне. Задача фантастики - предсказывать, предугадывать будущее, а с компьютерами, сетями и вообще цифровым принципом обработки информации вышел конфуз - можно сказать, что предсказания информационной революции в предшествовавшей ей фантастике просто нет (к сожалению, весь корпус художественных произведений охватить невозможно, поэтому уточним, что авторы не нашли упоминания о чем-то близком к современным персональным компьютерам, Интернету и мобильной связи в фантастике 1-й половины ХХ века. Т.е. реальность обогнала самые смелые ожидания в отдельно взятом направлении технического прогресса.

С другой стороны, в фантастике часто упоминалась тема искусственного интеллекта, который не создан до сих пор, а задачи, которые предполагали возлагать на него (например, распознавание текста), решены программными средствами, разумности в которых даже теоретически нет.

Авторами был проанализирован массив из 646 произведений в жанре фантастики и отмечены некоторые лексические единицы, многие из которых изначально были индивидуально-авторскими, в настоящее время прочно занимают место в научно-фантастической литературе, а некоторые стали частью общей лексики. Рассмотренные художественные произведения можно разделить по наличию в тексте описаний компьютеров и инфотехнологий на следующие большие группы:

1. В произведении упоминается искусственный интеллект.

Это сразу «решает» большинство проблем, возникающих при работе с информацией.

Наиболее известный образец: серия Айзека Азимова о роботах, обладающих позитронным мозгом. Произведения были написаны

6

Язык художественной литературы

до наступления эры господства персональных компьютеров и потому искусственный разум был «создан» писателем по образцу и подобию человеческого, вплоть до «морали», задающей границы функционирования искусственному разуму: ее выполняют знаменитые три закона робототехники. Роботы как субъекты повествования занимаются рутинной работой, которую можно поручить и человеку, и выполняют они ее так же, как человек: читают книги, делают из них выписки, звонят по телефону, пользуясь зрением, слухом и руками. Заметного превосходства в уме над человеком роботы не проявляют.

Помимо имитации человека как разумного существа в виде робота (андроида, дроида) существует и другой подход к описанию искусственных интеллектов, искинов: как сущностей разумных, но имеющих аппаратную базу в виде компьютера: например, HAL 9000 из «Космической одиссеи 2001 года» Артура Кларка.

Количество может переходить в качество. В цикле «Гиперион» Дэна Симмонса исканы (искусственные интеллекты) не имеют физической аппаратной части, отчего их нельзя выключить, как это было сделано с восставшим против человека HAL 9000, и на их счету большое количество подарков человечеству, например, сеть порталов, связывающих множество обитаемых планет. Персональные носимые с собой вычислительные устройства («комлоги») не отменяются, но удачно дополняют картину. Удручающий штрих кроется в том, что большая часть населения безграмотна (действие происходит в 28-м веке), т.к. нет нужды: зачем, если с искинами можно поговорить, а любая техника понимает устные команды?

В противовес такой идиократии (от названия фильма, в котором показано общество с критически низким средним коэффициентом интеллектуальности: Idiocracy, 2005) существуют произведения, в которых специальные устройства усиливают интеллект человека, подобно тому как автомобиль помогает передвигаться быстрее, чем пешком, микроскоп позволяет увидеть то, что недоступно невооруженному глазу, оружие позволяет поразить добычу с большего расстояния и т.п. Например, в романе Дональда Кингсберри «Психоисторический кризис» упоминается усилитель интеллекта пам, наличие которого столь ускоряет мыслительные процессы, что после его удаления становится крайне тоскливо читать глазами, запоминать мозгами и т.д. (потому что устройство автоматически сканировало и распознавало тексты и картинки с машинной скоростью, исполь-

7

Lingua mobilis № 6 (45), 2013

зуя глаз лишь как объектив, и записывало информацию в фоновом режиме).

2. В произведении присутствует описание необычной технологии обработки информации.

Эта технология может являться оригинальной концепцией, связанной с современными приемами обработки информации лишь косвенно. Например, в трилогии Йена Дугласа «Звездное наследство» описываются компьютеры, инсталлируемые... инъекцией. Через сутки после укола человек получает нанотехнологический комплекс, напоминающий возможностями современный ПК, но который невозможно потерять (можно деинсталлировать другой инъекцией). Представьте, что в поле вашего зрения появились виджеты, информирующие о погоде, курсе валют, календарь, состояние почты - то, что сегодня люди видят на мониторах, а здесь это интегрировано в зрение. Сейчас такую концепцию принято называть дополненной реальностью.

Виртуальная реальность как феномен создания полносенсорной иллюзии настоящей жизни также занимает свое место в НФ-литературе. Идея подменить ощущения человека поддельными проста, но реализация настолько сложна, что писатели не спешат раскрывать эту тему. Наиболее изящная идея, по мнению авторов, была предложена Сергеем Лукьяненко в романе «Лабиринт отражений» и его продолжениях: это гипнотизирующая человека компьютерная программа deep, заставляющая его воспринимать происходящее на экране как реальную жизнь. Такая виртуальная реальность называется в романе глубиной. В произведении также присутствуют локальные «НФ-дискурсивные» слова, например номинации: «Дип-таун» - виртуальное пространство, обустроенное пользователями, напоминающее современную онлайн-игру Second Life; «Windows Home» - предполагаемая автором операционная система, обслуживающая подключение к глубине.

2. Информационная техника, описанная в произведении, функционально мало чем отличается от современной, за исключением более продвинутых пользовательских интерфейсов [1; 2]. Яркий представитель современной российской космической оперы Александр Зорич представляет нам на удивление скромные результаты шестисот лет развития вычислительной техники: упоминаются персональные планшеты и выполняющие специализированные вычисления парсеры, например астропарсеры. Иногда реалии современной

8

Язык художественной литературы

вычислительной техники становятся элементом сюжета: например, в романе Сергея Лукьяненко «Конкуренты» игра в жанре космический симулятор (разг. космосим) и события в далекой галактике (тоже известный фантастический штамп) оказываются связанными.

Даже искусственный интеллект может быть вписан в довольно привычные реалии. Например, в романе Роберта Хайнлайна «Луна -суровая хозяйка» разумный компьютер Майк, организовавший ни много, ни мало - революцию, имеет аппаратной частью то, что можно назвать современным нефантастическим словом мэйнфрейм и голосовой интерфейс для общения с человеком.

Субжанр фантастики киберпанк [4], который можно воспринимать как апологетику информационных технологий, как правило, не содержит прорывных идей: это фантастика ближнего прицела, которую пишут люди, очарованные компьютерами и сетью (это слово уже широко вошло в обиход в значении «сеть передачи данных», чаще всего подразумевается Интернет).

3. Информационные технологии в тексте произведения не упоминаются. Такие жанры фантастики, как фэнтези и альтернативная история [4] чаще всего описывают общества, которые в компьютерах и сетях передачи данных не нуждаются или не готовы к ним. Также по сюжету информационные технологии могут быть просто не нужны; в современной фантастике они могут быть упомянуты на уровне мебели, т.е. без придания им существенного значения. Если в старой фантастике, написанной до компьютерной революции, ничего об информационных технологиях нет, то это не мешает восприятию произведения.

Компьютеры и телекоммуникационные сети оказали мощное воздействие на научно-фантастический дискурс, зачастую сами являясь его частью. В частности, в России конца 1990-х в жизни человека некоторые реалии, которые раньше считались фантастикой, внезапно становились реальностью и компьютеры были частью этой сбывавшейся мечты. Обработка текста и графики. Автоматизированное проектирование. Печать на лазерном принтере с типографским качеством. Тексты, которые можно читать с экрана, подобно персонажам фантастическим романов. Много этих текстов: можно было купить диски с тысячами книг. Возможность послушать на компьютере музыку, позднее посмотреть кино. Видеоигры с фантастическим сюжетом. В 2000-х массовое проникновение Интернета (по сути, всемирного информатория), техническая (о правовых нюансах умолчим)

9

Lingua mobilis № 6 (45), 2013

возможность собрать цифровую коллекцию книг, музыки, фильмов самых разных эпох. И все это осуществлялось с помощью ПК. С учетом этих новшеств для клиентов научно-фантастического дискурса компьютеры и Интернет должны восприниматься как устройство и технология будущего, которое неожиданно и приятно стало настоящим. И символом сбывающихся мифов и ожиданий [5]. Следует уточнить, что восприятие информационных технологий молодым поколением, для которых компьютеры и Интернет - привычные элементы быта с детства, будет другим [2]. Каким - покажут время и дальнейшие исследования.

Список литературы

1. Назад в будущее. Компьютеры в современной фантастике // Валентин Холмогоров. Мир фантастики и фэнтези. URL: http:// www.mirf.ru/Artides/art117.htm

2. Ошибки и штампы в фантастике // Евгений Лотош. Readr - читатель двадцать первого века. URL: http://readr.ru/evgeniy-lotosh-oshib-ki-i-shtampi-v-fantastike.html

3. Рыльщикова, Л. М. Среда обитания человека в научнофантастическом дискурсе // Lingua mobilis. 2008. № 1. С. 13-19.

4. Рыльщикова, Л. М. Типология жанров современного научно-фантастического дискурса // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13, № 2. С.193-197.

5. Рыльщикова, Л. М. «Мифы» и «ожидания» как концепты научно-фантастического дискурса // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Лингвистика». № 2. М. : Изд-во МГОУ, 2007. С. 75-80.

List of literature

1. Nazad v budushhee. Komp'jutery v sovremennoj fantastike // Valentin Holmogorov. Mir fantastiki i fjentezi. URL: http://www.mirf.ru/ Articles/art117.htm

2. Oshibki i shtampy v fantastike // Evgenij Lotosh. Readr - chitatel' dvadcat' pervogo veka. URL: http:// readr.ru/evgeniy-lotosh-oshibki-i-shtampi-v-fantastike.html

3. Ryl'shhikova, L. M. Sreda obitanija cheloveka v nauchno-fantasticheskom diskurse // Lingua mobilis. 2008. № 1. S. 13-19.

4. Ryl'shhikova, L. M. Tipologija zhanrov sovremennogo nauchno-fantasticheskogo diskursa // Izvestija Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. 2011. T. 13, № 2. S. 193-197.

5. Ryl'shhikova, L. M. «Mify» i «ozhidanija» kak koncepty nauchno-fantasticheskogo diskursa // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Serija «Lingvistika». № 2. M. : Izd-vo MGOU, 2007. S. 75-80.

10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.