КОНЦЕПТ
Гордиенко Л. Л., Кудинова Г. И. Информационные технологии как управленческий ресурс в деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 07. - ART 75114. - 0,3 п. л. - URL: http://e-
научно-методический электронный журнал кпсери^О^^т^т'. - "ГоС' р-г. Эл № ФС^-ART 75114 УДК 373.2 49965. - ISSN 2304-120X.
Гордиенко Людмила Леонидовна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. Славянск-на-Кубани [email protected]
Кудинова Галина Ивановна,
магистрант филиала ФГБОУ ВПО «(Кубанский государственный университет»,
г. Славянск-на-Кубани
Информационные технологии как управленческий ресурс в деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения
Аннотация. В данной статье проанализированы основные направления информатизации управления образовательного учреждения. Выявлена эффективность использования информационных технологий в управленческой деятельности руководителей дошкольных образовательных учреждений на основе использования компьютерных программ.
Ключевые слова: инновация, информационные технологии, информационная образовательная среда, личностно ориентированное взаимодействие; информатизация управления, субъекты образовательного процесса, портфолио педагога, информационно-коммуникативная компетентность руководителя, индивидуализация педагогического процесса.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Модернизация дошкольного образования предполагает внедрение инноваций в управление дошкольным образовательным учреждением (ДОУ). Чтобы изменить старую систему управления, сделать ее гибкой и эффективной в новых условиях реформирования, необходимы такие нововведения (анг. innovation), которые качественно повысят уровень развития учреждения. Такой инновацией, которая серьезно повышает эффективность управленческой деятельности, а значит, способствует развитию учреждения в целом, в настоящее время считают информационные технологии (ИТ). Чаще всего под информационными технологиями понимают технологии активного использования компьютера. Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационная технология - это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.
Вопросы оптимизации процесса обработки управленческой информации рассматривались в работах А. Е. Капто, Ю. А. Конаржевского, Л. И. Фишмана, Т. И. Ша-мовой, А. Д. Хомоненко в своих статьях доказывает, что информационные технологии являются одной из неотъемлемых составляющих эффективного информационного обеспечения управления. Она раскрывает вопросы автоматизации обеспечения управления и совершенствования документированного управления. Существующие на сегодняшний день разработки по созданию информационной модели образова-
nj «I nj
КОНЦЕПТ
Гордиенко Л. Л., Кудинова Г. И. Информационные технологии как управленческий ресурс в деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск
научно-методический электронный журнал №nCc7ep-t.r;A/F2r015/11414-htm3- "го" .р-г. ^Ä^-ART 75114 УДК 373.2 49965. - ISSN 2304-120X.
тельного учреждения (Ю. Ю. Баранова, Е. Н. Богданов, А. Б. Боровков, К. П. Волоки-тин, Л. В. Жилина, Н. В. Кисель, Д. Ш. Матрос, Е. А. Тюрина, В. В. Хабин, А. А. Чадин и др.) не рассматривают вопросы совершенствования административно - управленческой деятельности, не со-держат конкретных рекомендаций по использованию новых информационных технологий управленцу - пользователю. Вместе с тем остаются нерешенными проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения. Являясь нашим помощником, компьютер выполняет кропотливую обработку и хранение огромных объемов информации, освобождая руководителя от процесса получения информации в пользу ее анализа и принятия оперативных управленческих решений. Доказано, что информатизация управления позволяет создать информационно-образовательную среду, которая включает в себя технические, программные, телекоммуникационные средства, обеспечивающие доступ к информации детям, педагогам, родителям, руководителям образовательного учреждения и общественности, а также создает условия для личностно-ориентированного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Очевидно, что сферы информатизации управления ДОУ достаточно многообразны:
- паспорт учебного заведения (общие сведения об учебном заведении, материально-техническое и методическое обеспечение, формирование отчетов ДОУ и др.);
- кадры (ведение личных дел, учет перемещения сотрудников, ведение книги приказов по кадрам, тарификации);
- воспитанники и их родители (ведение личных дел, учет посещаемости, контроль развития, формирование индивидуальных образовательных маршрутов развития детей и др.);
- расписание видов детской деятельности (автоматизированное составление вариантов расписания видов деятельности с возможностью выбора оптимального);
- библиотека (учет библиотечного фонда и его востребованности, ведение электронных каталогов библиотеки);
- медицинский кабинет (ведение медицинских карт детей, медицинское сопровождение);
- бухгалтерия (учет финансово-хозяйственной и статистической отчетности);
- методическая служба (электронное портфолио воспитателей, как средство хранения информации об успехах и достижениях деятельности педагогов, презентация опыта, электронные отчеты и др.).
Несмотря на такой спектр возможных направлений применения ИТ, дошкольные образовательные учреждения оказались в некоторой оторванности от современности. Как показывает практика управления, анализ периодической печати, руководители дошкольных учреждений испытывают серьезные затруднения, связанные с внедрением информа-ционных образовательных технологий в образовательный и управленческий процессы.
Анализ данной ситуации позволил выделить ряд противоречий между:
- возросшей необходимостью использования информационных технологий в процессе управления и неподготовленностью руководителей к данной деятельности;
- новыми требованиями к уровню профессионализма руководителя и отсутствием готовности к созданию информационно-образовательной среды в дошкольном учреждении;
ART 75114
научно-методический электронный журнал
УДК 373.2 49965. - ISSN 2304-120X.
Гордиенко Л. Л., Кудинова Г. И. Информационные технологии как управленческий ресурс в деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 07. - ART 75114. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75114.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-
- необходимостью формирования информационно-коммуникативной компетентности руководителя в области практического применения информационных технологий в своей управленческой деятельности и малой эффективностью процесса повышения квалификации, который чаще всего сводится к формированию азов компьютерной грамотности.
В целом информатизация ДОУ понимается практиками однобоко: проблема оснащения компьютерной техникой стоит на первом месте, а вопросам содержательной стороны этих средств не уделяется нужного внимания. Вместе с тем существует важная объективная причина, почему информационные технологии не являются эффективным средством для принятия оперативных управленческих - это отсутствие компьютерных программ, адаптированных для деятельности дошкольных образовательных учреждений. Все это сдерживает инновационные процессы, связанные с активизацией информационно-технических механизмов в управлении дошкольным образовательным учреждением.
Таким образом, главной целью руководителя-новатора становится внедрение и использование информационных технологий как управленческого ресурса в своей деятельности.
Основными задачами должны стать:
- обновление, пополнение информационных ресурсов в управленческом процессе ДОУ;
- проектирование и апробация новых авторских компьютерных программ и автоматизированных систем, адаптированных для дошкольных образовательных учреждений, позволяющих эффективно осуществлять взаимодействие всех субъектов образовательного процесса;
- разработка системы самообразования руководителя в вопросах повышения уровня информационно-коммуникативной компетентности, как целостного образования личности, включающего совокупность знаний, умений, мотивационно-ценностных ориентаций и профессионально-личностных качеств, обеспечивающих успешность его деятельности в условиях информатизации управления ДОУ.
Гипотеза: если в ДОУ создать условия для информационной среды, то система дошкольного образования сможет достичь качественно новых высоких результатов.
Главным условием достижения поставленных задач является личная заинтересованность руководителя в применении современных информационных технологий. Эффективность использования информационных технологий в управленческой деятельности руководителей дошкольных образовательных учреждений можно рассмотреть на примере муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 16 села Киевского муниципального образования Крымский район. Федеральные Государственные образовательные стандарты предъявляют требования и к ДОУ, и к организации воспитательно-образовательного процесса, и к подбору кадров. Общая направленность проекта, реализованного с 2010 по 2014 год состоит в организации инновационного пространства, иных форм управления, образовательных технологий, повышения качества дошкольного образования и статуса ДОУ в обществе. Реализация проекта «Модель информационно-образовательной среды дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации образования», предполагала систематизацию и структурирование образовательной среды с хорошо согласованными способами обработки значительных объемов информации. Были введены: электронная очередь, позволяющая отследить очередность в поступлении в детский сад, электронное портфолио педагогов,
rsj Q <Х»
КОНЦЕПТ
Гордиенко Л. Л., Кудинова Г. И. Информационные технологии как управленческий ресурс в деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск
научно-методический электронный журнал №nCc7ep-t.r;A/F2r015/11414-htm3- "го" .р-г. ^Ä^-ART 75114 УДК 373.2 49965. - ISSN 2304-120X.
позволяющее корректировать и систематизировать педагогический опыт, создан сайт ДОУ, необходимый для информированности родителей о работе ДОУ, используется программа PUBLISCHER для создания ежеквартальной газеты для родителей «Вместе весело шагать». На сегодняшний день введена программа « Сетевой Город. Образование» - компьютерная программа с автоматизированной базой данных, рассчитанная для оперативной работы методической службы, обеспечивающая внутренний документооборот, а также позволяющая максимально быстро обрабатывать информацию о профессиональной деятельности педагогов, о результатах проведенных мониторингов с воспитанниками, об организации внутреннего контроля за деятельностью воспитателей, о результатах развития учреждения в целом. Планируется ввести «ЭМК» (электронная медицинская книжка) - компьютерную программу, позволяющую осуществлять оперативный контроль за кратностью и сроками прохождения медицинской комиссии всеми сотрудниками ДОУ, и программу Excel для изготовления меню-требования для ДОУ.
Результаты внедрения данных информационных технологий можно сформулировать следующим образом. С точки зрения качественной оценки констатируем:
1. Документы приобрели единую структуру, логическую завершенность, эстетичное оформление, грамотное содержание.
2. Созданы условия для индивидуализации педагогического процесса с точки зрения создания индивидуальных маршрутов профессионального роста педагогических работников и образовательного учреждения в целом.
Таким образом, качественные изменения коснулись документов разных видов и типов: возможность создания электронной систем годового планирования деятельности образовательного учреждения, работы воспитателей и специалистов ДОУ; обеспечение внутрисадовского контроля за качеством воспитательно-образовательного процесса и деятельностью педагогов; создание системы мониторинга результатов усвоения образовательной программы воспитанниками ДОУ; формирование электронного портфолио педагогических достижений и профессионального мастерства сотрудников; создание циклограммы деятельности руководителя на год; организация курсовой подготовки и аттестации персонала, автоматизированная обработка результатов педагогической деятельности, выстраивание рейтингов воспитателей. Информационные технологии обеспечивают: наличие единой базы данных, однократный ввод данных с возможностью их последующего редактирования, многопользовательский режим использования данных, использование одних и тех же данных в различных процессах. Таким образом, достигнут оптимальный уровень сформированности информационно-коммуникативной компетентности руководителем ДОУ, что позволяет эффективно управлять различными потоками информации. С точки зрения количественной оценки можно отметить:
- произошло увеличение объема документооборота при уменьшении трудозатрат на конкретные виды технических работ с документами;
- отмечен значительный рост оперативности создания документов от нескольких дней до нескольких часов.
Таким образом, в целом в учреждении улучшилось качество информации, необходимой для принятия управленческих решений стратегического и тактического характера за счет таких характеристик информации, как быстрота обработки, достоверность, объективность, своевременность поступления, отражение динамики изменений в объекте управлений и т. д.
КОНЦЕПТ
Гордиенко Л. Л., Кудинова Г. И. Информационные технологии как управленческий ресурс в деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 07. - ART 75114. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75114.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 75114 УДК 373.2
С использованием компьютерных технологий руководитель может обрабатывать большой объем информации быстро и точно, с минимальной затратой сил и времени.
Можно констатировать, что в рамках одного образовательного учреждения информационные технологии стали мощным управленческим ресурсом, позволяющим руководителю дошкольного образовательного учреждения комфортно чувствовать себя в нынешних социально-экономических условиях.
Список литературы
1. Алешин Л. И., Максимов Н. В. Информационные технологии. - URL: http://gendocs.ru/v30471/
2. Дзюбенко А. А. Новые информационные технологии в образовании. - М.: Высшая школа, 2000.
3. Основы современных компьютерных технологий / под ред. проф. А. Д. Хомоненко. - СПб.: КОРОНА, 2005.
4. Водопьянов Г. М., Уваров А. Ю. Об одном инструменте управления процессом информатизации школы // Вопросы образования. - 2007. - № 5.
5. Сафонова О. А., Панова И. В. Компьютер как управленческий ресурс в деятельности руководителя ДОУ // Управление ДОУ. - 2006. - № 7.
6. Коваль Н. Н. Возможности современных программных средств ИКТ, их влияние на формирование информационного образовательного пространства педагогического деятельности // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2012. - № 1. - С. 27-31.
7. Коростелев А. А., Ярыгин А. Н. Влияние интенсивности информационных потоков на управленческую деятельность руководителя школы и формирование у них «синдрома электронной почты» // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2008. - № S 10. - С. 77-82.
8. Панченко О. В., Коновалова Е. Ю. Применение информационных и коммуникационных технологий в подготовке учителя к инновационно-маркетинговой деятельности // Самарский научный вестник. - 2012. - № 1 (1). - С. 32-34.
9. Коростелев А. А. Результативность разработки и применения программного обеспечения и информационных технологий в аналитической деятельности управления школой // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2007. - № S3. - С. 155-160.
Lyudmila Gordiyenko, ISSN 2304-120Х
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Russian, literature and a technique of their teaching, Kuban State University, branch in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban [email protected]
Galina Kudinova, 9 7 7 2 з 0 4 " 120159
undergraduate of 2 years of training, direction of preparation: 44.04.01
"Pedagogical education", OOP "Management of the Educational Organization", Kuban State University,
branch in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban
Information technologies as an administrative resource in activity of the head of preschool educational institution
Abstract. In this article the main directions of informatization of management of educational institution are analysed. Efficiency of use of information technologies in administrative activity of heads of preschool educational institutions on the basis of use of computer programs is revealed.
Key words: innovation; information technologies; information educational environment; the personal focused interaction; informatization of management; subjects of educational process; teacher's portfolio; information and communicative competence of the head; individualization of pedagogical process.
Рекомендовано к публикации:
Анисимовой Т. С., доктором исторических наук, профессором кафедры общей и профессиональной педагогики ФГБОУ ВПО филиал «КубГУ» в г. Славянске-на-Кубани
PU г м
977230412015919