Научная статья на тему 'Информационные технологии как средство активизации обучения студентов'

Информационные технологии как средство активизации обучения студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8690
386
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО ГЛОБАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева И. А.

Изучены проблемы использования информационных технологий как средства для активизации обучения студентов. Общество глобальной компетентности, информационные и коммуникационные технологии в образовательных процессах активизируют обучение студентов, их профессиональное развитие. Информационная среда развивает практикоориентированную модель образовательной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии как средство активизации обучения студентов»

УДК 378.164/. 169 И.А. Лебедева

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Изучены проблемы использования информационных технологий как средства для активизации обучения студентов. Общество глобальной компетентности, информационные и коммуникационные технологии в образовательных процессах активизируют обучение студентов, их профессиональное развитие. Информационная среда развивает практикоориентированную модель образовательной программы.

Ключевые слова: общество глобальной компетентности, информационные и коммуникационные технологии, образовательные процессы, творческая активность студентов, профессиональное развитие, экономическая ценность образования, информационная среда, практикоориентированная модель образовательной программы.

Ужовое поколение вступает в мир, который претерпевает из-

л. ж. менения в научно-технической, политической, экономической, социальной и культурной сферах. Возникновение «общества глобальной компетентности», изменяет как глобальную экономику, так и статус системы образования.

В среде политических деятелей, руководителей деловых кругов и профессионалов растет осознание того, что система образования, предназначенная для подготовки специалистов в условиях экономики, основанной на доминировании сельского хозяйства или промышленности, не сможет сформировать у учащихся знания и умения, которые позволят им преуспеть в экономических условиях «общества глобальной компетентности» ХХ! века.

На основе анализа многочисленных публикаций, мы полагаем, что новое «общество глобальной компетентности» характеризуется следующими особенностями:

• объем знаний, порождаемых в мировом сообществе, удваивается каждые два-три года;

• ежедневно в мире публикуется 7000 научных и технических статей;

• объем информации, пересылаемой через искусственные спутники Земли в течение двух недель, достаточен для заполнения 19 миллионов томов;

• в последующие три десятилетия произойдет столько же изменений, сколько их было за последние три века (Национальная ассоциация школьных советов Канады, National School Board Association, 2002).

Главная проблема, с которой столкнулись наши системы образования, заключается в том, что необходимо определить, каким образом следует преобразовать учебную программу и процесс подготовки преподавателей, чтобы сформировать у студентов навыки, которые позволят им эффективно работать в новой динамичной, информационно насыщенной и постоянно изменяющейся среде.

Глобальная экономика, основанная на технологиях, также ставит новые задачи перед отдельными странами по мере того, как национальные экономики во все большей степени приобретают транснациональный характер, а обмен информацией, технологиями, продуктами, капиталом и человеческими ресурсами между странами увеличивается. Новые экономические условия благоприятствуют наступлению новой эры глобальной конкуренции на рынке товаров, услуг и профессионального опыта. Все эти перемены приводят к серьезным изменениям в политических, экономических и социальных структурах во многих странах мира. В индустриально развитых странах основой экономики становятся информационные ресурсы, а не промышленность. Такая перемена обуславливает необходимость в обучении рабочих и служащих новым знаниям и умениям.

Информационные и коммуникационные технологии изменили характер работы и виды навыков, которые нужны в большинстве областей профессиональной деятельности. Распространение ИКТ, с одной стороны, способствовало появлению широкого спектра новых профессий (многих из них не было всего десять лет назад), но с другой стороны, исключило потребность во многих видах неквалифицированного или малоквалифицированного труда. Так, новая «интеллектуальная» сельскохозяйственная техника, основанная на передовых цифровых и промышленных технологиях, способна заменить большое количество низкоквалифицированных сельскохозяйственных работников. Кроме того, новым производственным

предприятиям требуется все меньше рабочих с низкой квалификацией. В свете этих тенденций перед системами образования встают новые задачи по формированию у студентов знаний и умений, необходимых для того, чтобы преуспеть в новой динамичной среде, характеризующейся быстрыми технологическими изменениями и возрастающими темпами создания новых знаний.

Слово «образование» охватывает такие семантические поля, как: процесс создания, порождение чего-то нового; формирование чего-либо согласно заданному образцу; нечто структурно сложное. Современные подходы к определению смысла образовательных процессов также связаны с идеей обретения человеком своего образа: неповторимой индивидуальности, творческого начала, желанием с помощью образования «высветить образ человека, сделать отчётливо зримым его уникальную непохожесть и отличенность от всех иных и всего иного» (М. Тищенко). Кроме того, данное понятие имеет культурологическую основу ибо «образовать человека -значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетвор-честву» (Е.Б. Бондаревская).

На современном этапе, существую различные взгляды на типы образования:

• По мнению одних авторов, сегодня параллельно существуют три принципиально различных способа бытия и соответственно три возможности строить образовательную деятельность: парадигма традиции, технократическая и гуманитарная парадигмы;

• По мнению других, доминируют «знаньевый» и антропологический подходы к пониманию сути преподавательской деятельности

Для педагога, живущего в рамках «знаньевого» подхода, профессиональной ценностью становится объективное, точное знание и чёткие правила его передачи обучающемуся. Обучение ведётся по принципу «чёрного ящика», и преподавателю, в конечном счёте, оказывается интересен лишь вход и выход информации. Физиологическая, психологическая, нравственная цена, которую платит слушатель за усвоение, моменты деформации разума, души - всё это для него не столь значительно.

Постепенно формировался другой подход к процессу обучения - антропоцентрированный. Мы полагаем, что в современном мире этот подход к образованию является наиболее эффективным, т.к. в

нём основной профессионально-педаго-гической ценностью является определённый человек - его внутреннее пространство, специфика индивидуального процесса познания.

В условиях усложнения производства, расширения потока научно-технической информации произошёл коренной перелом в значении образования для развития производства. В наше время, под воздействием научно-технического прогресса значительно повышаются требования к уровню интеллектуального развития рабочей силы, к уровню её образования. В современном мире, когда большие массы граждан участвуют в принятии важных политических решений (например, путём участия в референдумах), интеллектуальная ограниченность не позволит человеку сделать правильный выбор, увидеть перспективы развития своей страны. Чем раньше начнётся направленное личностное и профессиональное развитие, тем в большей степени можно прогнозировать психологическое благополучие, удовлетворённость жизнью и личностный рост каждого человека в современном меняющемся мире. Образованию принадлежит важная роль в определении социального статуса личности, в воспроизводстве и развитии.

Поэтому, основная задача профессионального образования на современном этапе - формирование индивидуальности, развитие творческого начала, и желания с помощью образования «вывести образ человека, сделать отчётливо зримым его уникальную непохожесть и отмеченность от всех иных и иного» (М.Тищенко). Существует так называемая концепция «человеческого капитала», авторы которой (среди них известный американский ученый Т.Шульц ) считают, что расходы на образование - это «капиталовложение в человека», а накопление знаний и умений - это процесс накопления «человеческого капитала». В этом случае система образования рассматривается как «отрасль промышленности», которая производит капитал с особенно длительным сроком службы, поскольку образование дает возможность всю жизнь получать доход и способность участвовать в духовной жизни общества. Аргументируется это тем, что «способность к экономической деятельности не дается от рождения, что подобно тому, как земля сначала культивируется и обрабатывается, прежде чем она принесет урожай, так и человек сначала требует подготовки и образования, прежде чем он может быть разумно использован в производстве», -Шульц Т. «Экономическая ценность образования».

В педагогической деятельности, построенной на основе антропоцентрического похода, интересен любой обучающийся, получение и усвоение знаний происходит через открытость, установку на сотрудничество, поддержание личной инициативы. При применении такого подхода к образованию позиция преподавателя меняется с контролёра на мастера, соавтора, он перестаёт быть простым «ретранслятором знаний», а становится помощником, навигатором и коллегой. Освоение новых ролей не причинит ущерба авторитету преподавателя, однако ему потребуются новые знания и умения. В рамках антропологического подхода к процессу обучения учащиеся и студенты начинают с большей ответственностью относиться к учебе, занимаются самостоятельным поиском знаний, находят их, синтезируя новые знания и делясь своими знаниями с другими. Эта среда позволяет работать с преподавателем по моделям наставничества. В ней создается благоприятная обстановка для сотрудничества обучающихся между собой, для защиты совместных проектов, выполнения коллективных работ.

По мнению В.И. Слободчикова, категория «развитие» в её современном звучании объемлет три различных смысла. Первый: развитие, как объективный факт, естественно осуществляющийся процесс качественных изменений объективной реальности, в том числе Человека. В процессе жизни и всего, что она в себя включает, человек развивается. И это объективный факт. Второй смысл: развитие как объяснительный принцип. Те изменения, которые происходят с человеком с течением времени или при воздействии определённых условий, мы называем для себя развитием. И, наконец, третий: развитие как цель и ценность европейской культуры: «В современном человекознании утвердилось положение о том, что развиваться - это хорошо.»

С точки зрения причин, обуславливающих развитие человека, определяют следующие виды:

1. Становление - естественная временная последовательность ступеней, периодов, стадий. Такое развитие есть движение от некоторой причины, запускающей (поддерживающей) изменения, и до закономерных следствий. Возрастное развитие в период от младенчества до юности имеет устойчивый и чёткие характеристики. На современном этапе развития общества особенно необходимо учитывать закономерности развития личности человека, поэтому педа-

гог, применяющий принцип антропологического подхода в обучении обязан учитывать их, чтобы не войти своими действиями в конфликт с объективными принципами становления.

2. Формирование - процесс изменения деятельности, способов и средств развития, имеющихся в распоряжении человека. Процессы и закономерности формирования - основа образования человека. Это содержание, которое с помощью педагогических средств переносится из внешнего культурного окружения человека в его внутренний мир.

3. Преобразование - процесс саморазвития, движения человека по целям, ценностям и смыслам своего существования. Преобразование присоединяется к процессам становления и формирования на определённом этапе и постепенно должно становиться доминирующим. Способность к саморазвитию должна быть выращена в человеке и задача педагогов: помочь обучающемуся стать способным к саморазвитию, обрести возможность управлять своей жизнью и реализовать жизненные планы далее.

Нужно исходить из того, что развитый человек должен обладать определенным уровнем самоконтроля, быть носителем морального сознания, адекватного ценностным системам нашего общества. Однако при низком уровне физического развития и наличии психологических проблем социальная активность личности будет объективно ограниченна. Нельзя так же забывать, что человек осуществляет свою деятельность не в условиях социального вакуума, а в составе группы, когда предпочтение может отдаваться коллективной деятельности, поэтому, важным аспектом развития человека становится его готовность к социальному взаимодействию.

Чтобы работники смогли в полной мере воспользоваться преимуществами, которые обеспечивает применение информационных и коммуникационных технологий в процессе работы, необходимо готовить к этому как студентов вузов, так и практикующих преподавателей. Необходима разработка новых педагогических моделей и нового инструментария для поддержки учебного процесса.

Для достижения этой цели необходимо разрабатывать стратегические планы повышения эффективности процесса обучения с опорой на развитие способности учащихся и слушателей к самостоятельному повышению своей квалификации. Огромным потенциалом обладают для изменения характера образования современ-216

ные информационно-коммуникационные технологии — меняются как модели учебного процесса, так и роли участников в нем.

Поэтому, на современном этапе основной задача таких дисциплин как «Информатика», «Информационные технологии в управлении», «Информационные системы в экономике», «Исследование систем управления» становится формирование научного мировоззрения, логического мышления, творческого осмысления задачи и развитие коммуникативных навыков на основе реализации информационных процессов из различных предметных областей с помощью компьютерной техники.

По мере того, как технологии приводят к изменению всех аспектов жизни общества, меняются наши представления о том, что необходимо изучать человеку для успешности в условиях новой мировой экономики. Прежде всего, необходимо научиться ориентироваться в больших объемах информации, анализировать ее, принимать решения, а также осваивать новые области знаний, поскольку общество становится все более технологичным. Информационные и коммуникационные технологии предоставляют в распоряжение общества мощные средства для преобразования нынешней аудиторно-лекци-онной модели образования, в которой центральная роль принадлежит преподавателю и основной является работа с текстами, в богатую, ориентированную на обучающегося, интерактивную среду для работы со знаниями. Таким образом, сформировались новые точки зрения на процесс обучения и актуальным становится реализация антропологической модели обучения, формирование творческого подхода при решении поставленной задачи перед обучающимися.

Информационные и коммуникационные технологии предоставляют в распоряжение общества мощные средства для преобразования нынешней аудиторно-лекционной модели образования, в которой центральная роль принадлежит преподавателю и основной является работа с текстами, в богатую, ориентированную на студента, интерактивную среду для работы со знаниями. Чтобы справиться с такими задачами, учебные заведения должны освоить новые технологии и приспособить инструментарий ИКТ для использования в образовательном процессе. Конечной целью становится переход к новой парадигме обучения.

Эта цель не будет достигнута, если не изменить традиционный подход к процессу обучения и не осознать возможности новых

цифровых технологий, которые позволяют создавать новые, более привлекательные для студентов учебные среды. Работа в изменившихся условиях позволит студентам принимать на себя большую долю ответственности за результаты учебы и формирование собственной системы знаний.

В противовес традиционной парадигме преподавания и учения сегодня формируется новая парадигма этого процесса, опирающаяся на результаты трех десятилетий исследований в области обучения человека.

Нужно воспринимать студентов не как «пустые сосуды, ожидающие, пока их наполнят, но как живые организмы, стремящиеся к познанию». Тогда студенты становятся активными участниками процесса обучения. Растет понимание того, что современный мир требует от человека умения работать совместно с другими, а также развивать в себе критический и творческий стиль мышления и способность к рефлексии (к размышлению о собственных мыслительных процессах).

Таким образом, сформировались новые точки зрения на процесс обучения:

Обучение — естественный процесс. Изучение чего-либо — это естественное состояние мозга, однако процесс обучения для каждого носит индивидуальный характер. Существуют различные стили обучения, восприятия и индивидуального поведения, которые необходимо учитывать при организации учебного процесса для конкретного студента.

Обучение — социальный процесс. Сейчас исследователи вновь приходят к выводу, что обучение, рассматриваемое как формирование системы знаний, должно происходить в коллективах. Об этом свидетельствует быстрый рост популярности «кружков качества и моделей совместной работы с применением компьютеров в таких областях, как предпринимательство, государственная служба, здравоохранение и высшее образование. Использование информационных и коммуникационных технологий открывает перед преподавателями и учащимися возможности сотрудничества с коллегами в своей стране и во всем мире. Эти технологии предоставляют также в их распоряжение новый инструментарий для совместного обучения, как в традиционной аудитории, так и с помощью Интернета.

Обучение — активный, а не пассивный процесс. В большинстве областей деятельности люди оказываются перед необходимостью создания знаний, а не их воспроизведения. Чтобы студенты смогли повышать свой уровень знаний, они должны стать активными участниками учебного процесса — деятельности, связанной с решением реальных задач, созданием собственных произведений, выполнением исследовательских проектов, участием в дискуссиях и самодеятельных выступлениях, конструированием реальных объектов

Обучение тесно связано с интеграцией знаний и учетом контекста. Разработанная Прибрамом (РпЬгат, 1991) так называемая холистическая теория «целостного мозга» исходит из того, что легче усваивается информация, представленная как единое целое, а не исключительно в виде последовательности элементов информации. Студентам при этом гораздо проще уяснить себе отношения между объектами, поскольку формируются ассоциативные связи. Получение новой информации — будь то в искусстве или в науке — простраивание взаимосвязей между фактами, ранее казавшимися изолированными друг от друга, является творческим процессом, который не может быть сделан за студентов; такие связи нельзя создать непосредственно в сознании студентов. Можно предоставить им соответствующую информацию или просто декларировать существование той или иной связи. Однако даже неоднократное повторение информации не дает оснований предполагать, что она действительно усвоена. Студентам необходимо самим открыть ее для себя. Это не значит, что они должны совершать такие открытия без посторонней помощи. Роль преподавателя как раз и заключается в том, чтобы различными способами помогать им в создании связей и интеграции знаний.

Обучение строится на базе модели «сильных сторон» студента — его способностей, интересов и культурного уровня. Кроме того, разнообразие в группе — не проблема, а ресурс, который можно использовать. В отличие от концепций преподавания на основе единых стандартов или исправления недостатков, эта

Учебная среда, ориентированная на студента Учебная среда Учебная среда, ориентированная на преподавателя

Преподаватель помогает учиться; иногда учится вместе со студентами Роль преподавателя Преподаватель сообщает факты; всегда всё знает

Трансформация фактов Представление о процессе познания Накопление фактов

Формирование смысловых связей, эвристическая деятельность Деятельность, которой уделяется особое внимание Заучивание фактов

Служат для общения, доступа к информации, совместной работы, презентаций и защиты проектов. Технологии Используются для закрепления знаний и умений

концепция придает большое значение разнообразию и индивидуальным различиям учащихся и предполагает построение процесса обучения с учетом их сильных сторон и того, что они привносят в учебный процесс. Эффективность обучения оценивается исходя из уровня успешности отдельных студентов и их групп при разработке и выполнении проектов, при решении реальных задач. Аттестация проводится не по результатам «бумажных тестов», а на основании сведений о фактических достижениях студентов в ходе работы над групповыми и индивидуальными учебными задачами.

В приведенной ниже табл. 1.показана трансформация свойств учебной среды в процессе перехода к использованию информационных технологий на занятиях, как средства для активизации мыслительной деятельности студентов.

Соответственно будет изменяться и роль преподавателя и роль студента в учебном процессе Преподаватель не будет больше «ретранслятором знаний», он станет для своих учеников помощником, навигатором и коллегой. Освоение новых ролей не причинит ущерба авторитету преподавателя, однако ему потребуются новые знания и умения. В рамках предлагаемой модели учащиеся начнут с большей ответственностью относиться к учебе, занимаясь самостоятельным поиском знаний, находя их, синтезируя новые знания и делясь своими знаниями с другими. Информационные и коммуникационные технологии предоставляют мощные средства для достижения этих целей. Примерная схема подхода к обучению, ориентированного на студента, представлена на рис. 1.

В предлагаемой учебной среде студент взаимодействует с другими слушателями, преподавателем, информационными ресурсами и технологиями. Он занимается выполнением аутентичных заданий в аутентичных условиях с помощью Рис. 1. Схема нового подхода к процессу обучения аутентичных Инструментов; аттестация происходит на основе аутентичных результатов его работы. Эта среда позволяет студенту работать с преподавателем по моделям наставничества. В ней создается благоприятная обстановка для сотрудничества студентов между собой, для защиты совместных проектов.

Новая учебная среда может быть создана и без использования технологий, однако ясно, что информационные и коммуникационные технологии предоставляют учащимся мощные средства для получения доступа к обширным информационным ресурсам, сотрудничества с другими людьми, консультаций с экспертами, обмена знаниями и решения сложных проблем с применением когнитивных инструментов, а также для презентации своих знаний в виде мультимедиа-объектов (сочетание текста, образов, графики, звука и видео). У обучающегося появляется дополнительный путь приобщения к социальным ценностям, который основан не только на общении с преподавателем или коллегами из учебной группы, а на самостоятельной работе с информационной средой.

Информационная среда позволяет реализовать психологическую защиту обучающегося взрослого человека. Самостоятельная работа с информационными и образовательными ресурсами способствует «укреплению веры в свои силы, развитию рефлексии и самопознания» (2).

В табл. 2 приведены изменения, которые могут произойти в учебном процессе, при переходе к системе преподавания,__________

Участники Прежняя роль Новая роль

учебного и функции и функции

процесса

Преподаватель Ретранслятор знаний, владелец источников информации, эксперт в изучаемой области и человек, знающий ответы на все вопросы. «Мастер», работающий с «подмастерьями», инструктор, наставник и человек, получающий новые знания вместе с обучаемыми

Контроль всех аспектов учебного процесса Предоставление учащимся разнообразных возможностей учиться с одновременным повышением их ответственности за результаты учебы

Студент Пассивный получатель информации Активный участник учебного процесса

Воспроизведение знаний Участие в создании и распределении знаний, иногда — в качестве эксперта

Обучение «в одиночестве» Обучение как групповая деятельность

ориентированной на студента, т.е. основанной на антропологическом аспекте.

В рамках учебного процесса, ориентированного на студента, успешно проверяются различные идеи и подходы по различным проблемам; при этом они опираются на ранее полученные знания и опыт, которые применяют к новым задачам и новым ситуациям. В ходе дискуссий и споров учащиеся могут столкнуться с неожиданными для них взглядами на проблему, обсудить смысл тех или иных вопросов и вместе с другими выработать общее пони мание проблемы. В итоге студенты встраивают полученные новые знания в уже сформировавшиеся к этому моменту в их сознании интеллектуальные логические структуры.

С позитивной стороны отметим итоги реализации образовательной программы по таким дисциплинам, как «Информатика», «Информационные технологии в управлении», «Информационные системы в экономике», «Исследование систем управления»:

I. Применение практикоориентируемой модели образовательной программы, т.е. модель, имеющую перспективу для реализации на предприятии. Это можно охарактеризовать следующими моментами:

• в условиях модернизации любого предприятия для руководителей учреждений важным процессом является подготовка про-

граммы информатизации, которая имеет право на реальную модель с последующей реализацией.

• работа по выбранной проблеме помогает в решении некоторых коллизий, которые обязательно присутствуют в реальной жизни: 1) управление коллективом в условиях модернизации; 2) работа с взрослым коллективом учреждения на основе информационных технологий; 4) современные формы повышения квалификации и роль информационных технологий в этом процессе; 5) готовность коллектива к современным формам повышения квалификации, в том числе и к дистанционным; 6) профессиональное здоровье работников и место информационных технологий в решении этой проблемы; 8) использование ресурсов единой информационной среды и т.д.

II. Одним из основных критериев оценки деятельности управленца является умение анализировать исходную ситуацию, строить концептуальный план (или программу) деятельности, реализовывать этот план (или программу) с учетом предполагаемых результатов, т.е. чётко определять ту область деятельности, в ходе которой определяются и достигаются четкие цели при балансировании между объемом работ, ресурсами (такими как время, деньги, труд, материалы, энергия, пространство и др.), временем, качеством и рисками в рамках некоторых проектов, направленных на достижение определенного результата при указанных ограничениях. Эти аспекты подробно рассматриваются в процессе изучения таких учебных разделов как «Моделирование социально-экономических процессов», «Структура Информационной системы», « Разработка проектов на основе системы «Управления проектами» (изучение PERT-метода, РКЖС2-метода, метода критического пути)

Ш.Для современных руководящих работников не может быть приемлемым информационно-рецептивный подход к проблеме, когда взрослый человек пассивно воспринимает определенный объем готовых выводов и рецептов, но не является активным участником поисков решений, не дает возможности развивать творческое мышление взрослого и его категориальный аппарат. «Переход к новому подходу - проблемно-методологическому - связан с развитием конкретной методологии решения типичных проблем, возникающих в его деятельности. При таком подходе взрослый человек становится в позицию исследователя, вырабатывающего совместно с другими собственные решения, анализирующего конструктивные

принципы и критерии оценки этих решений, использующего теоретические знания как основу для выработки и принятия решений» (3, с. 29).

Результатом взаимодействия и сотрудничества координатора образовательного процесса как андрагога (модератора) и контингента обучающихся взрослых является осознанная «интерпретация имеющегося социального опыта, соотнесение и согласование его с новой ситуацией и формирующимися ценностями развивающегося общества» (5, с. 16).

Порой требуется наблюдательность, пытливость, самостоятельность в поиске и отборе необходимой информации. «В осмысленной целенаправленной работе складывается стиль делового сотрудничества, отношений открытости и терпимости к иному, без которых невозможно согласование профессиональных позиций» (6, с. 151). Поэтому стратегической задачей определена организация учебного процесса для взрослых, обучающихся на основе информационных технологий в режиме, стимулирующем у обучающегося, прежде всего, практикоориентируемую исследовательскую позицию, что является приоритетным условием профессионального роста студентов.

------------------------------------------ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Рабочая книга андрагога. / Под ред. С.Г. Вершловского. СПб.: Общество «Знание» СПб., ИОВ РАО. - 1998. - 198с.

2. Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Информационная среда обучения. СПб.: Изд-во «Свет». 1997. с. - 69.

3. Личность. Ценности. Изменяющийся мир. /Под ред. Ю.Н. Кулюткина -СПб.: ИОВ РАО, 1998. - 75с.

4. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика. /Под ред. Е.С. По-лат. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 168с. - (Педагогическая мастерская).

5. Социальный работник как андрагог. (Сборник статей) /Под ред. Г.С. Су-хобской, Е.А.Соколовской, Т.В.Шадриной. - Иркутск - Санкт-Петербург: ИОВ РАО, 2001. -256с.

6. Коростылева Н.Я. Педагогическое целеполагание в современной школе как объект управления: Диссертация на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. -СПб.,2002. - 223 с.

7. Гуриев М.А. Информационные технологии как системообразующий фактор развития общества и проблема информатизации российского образования. — «Информационные технологии», № 4. 2003.

8. Уваров А.Ю. Новые информационные технологии и реформа образования/ /Информатика и образование, № 3. 1994.

9. Хюссен Т. Современные тенденции развития образования// Вопросы образования. - №3 - С.411. 1983.

10. Стэнли Э. Портни Управление проектами для "чайников" = Project Management For Dummies. — М.: «Диалектика», 2006. — С. 368. — ISBN 0-7645-

11. Рассел Д. Арчибальд Управление высокотехнологичными программами и проектами = Managing High Technology Programs and Projects. — М.: «Академия АйТи», 2004. — С. 472. — ISBN 5-984бЗ-002-З

12. Ньюэлл Майкл В. Управление проектами для профессионалов. Руководство по подготовке к сдаче сертификационного экзамена.. — «КУ ДИТ Т-ПРЕСС», 2008. — С. 41б. — ISBN 978-5-911Зб-009-2

13. Том ДеМарко Deadline. Роман об управлении проектами. — «ВЕРШИНА» «М», 200б. — С. 143. — ISBN 5-9б2б-01З2-7

14. Ашманов И.С. Жизнь внутри пузыря.. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008. — С. 208. — ISBN 978-5-9028б2-79-б

15. Ким Хелдман Профессиональное управление проектами. — «Бином» «Москва», 2005. — С. 517. — ISBN 5-94774-234-9

16. Лапыгин Ю.Н. Управление проектами: от планирования до оценки эффективности.. — Омега-Л «Москва», 2008. — С. 252. — iSbN 978-5-370-00985-3.

I ^ ^ ГJ =І

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ ---------------------------------------------

Лебедева И.А. - старший преподаватель кафедры информатики и математики НОУ ВПО «Института управления и права» г. Москва, lebkoroleva@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5283-X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.