Научная статья на тему 'Информационные технологии как фактор общественных изменений'

Информационные технологии как фактор общественных изменений Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
859
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии как фактор общественных изменений»

138

СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

3) Информационные — получение оперативных новостей, улучшение за счет этого взаимосвязи центра и регионов;

4) Обратная связь — прямое взаимодействие власти и гражданского общества.

В плане использования возможностей системы блогов можно с уверенностью утверждать, что практика намного отстает от теории. В Россию, по мнению большинства авторов, занимающихся изучение блогосферы, не пришло еще понимание практической значимости этой системы для реализации политических целей.

Подводя итог, заметим, что блогосфера как инновационная площадка для продвижения политического бренда является весьма перспективной по сравнению с традиционными СМИ или другими формами интернет-коммуникации. Согласно упрощенной схеме, с помощью политической рекламы аудитория потенциальных избирателей должна усвоить следующее: «я знаю этого кандидата, эту партию», «он/они хорошие люди», «он/они профессионально компетентны». Блогосфера позволяет эффективно реализовать эту схему благодаря выделенным в статье преимуществам.

Если информационный повод достаточно своевременный и актуальный, то система дневников может даже использоваться как единственный канал распространения информации. Будет иметь место т. н. «эффект мотылька» (если мотылек в соответствующем месте, в соответствующее время шевельнет крылышком, то это микроскопическое возмущение может вызвать торнадо). Однако редкость этого явления доказывает и то, что блогосфера не универсальна, а значит должна использоваться в совокупности с другими средствами.

Н.С. СМИРНОВА

Тверской государственный университет

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ОБЩЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

В любом обществе на определенных этапах его развития, которые называют точками бифуркации, происходят кардинальные социальные изменения. Это неизбежный, закономерный процесс, вследствие которого происходит переход к новому состоянию системы: меняется экономический уклад, социальная структура общества и др.

Переход от традиционного общества к индустриальному, от индустриального к постиндустриальному и информационному сопровождается социальными изменениями, которые затрагивают все сферы общества и могут иметь количественный и качественный характер. Общественное развитие в современную эпоху характеризуется стремительностью и масштабностью социальных изменений, во многом благодаря новым информационным и телекоммуникационным технологиям.

Материалы, представленные на VМеждународную зимнюю школу стипендиатов ОРФ

139

В последние годы развитые страны по многим параметрам уже вошли информационное общество, т.е. — в такое общество, «в котором качество жизни, а также перспективы социальных изменений и экономического развития зависят все больше и больше от информации и ее использования»1. К критериям перехода общества к информационной стадии развития обычно относят: 1) социально-экономические (доля населения, занятого в информационном секторе (в США — 80%, в России 5-10%); 2) технические (информационная вооруженность); 3) космические и др.

Сам термин «информационное общество» ввел японский исследователь современного этапа развития общества, профессор технологического института Ю.Хаяши (1969). Однако существует достаточно большое количество аналогов этого термина, каждый из которых призван подчеркнуть уникальную или даже важнейшую черту современного этапа в развитии общества: «общество изобилия» Дж. Гэлбрейт, «постиндустриальное общество» Д.

Рисмен, «общество знаний»

П. Дракер, «научное общество» М. Понятовский, «супериндустриальное общество» Э. Тоффлер, «технотронное общество» З.Бзежинский, «программируемое общество» А.Турен, «постисторическое общество» Сетденберг, «постбуржуазное общество» Дж. Лихтхайм, «виртуальное общество» А. Бюль, «глобальное общество» И. Валлерстайн, «сетевое общество» М. Кастельс и др. Представляется, что все данные термины имеют определенное право на жизнь в науке, так как каждый из них указывает на определенный важный момент в современных трансформациях социума. Естественно, какие-то из этих терминов уйдут в тень, а какие-то войдут в современные учебные пособия.

Надо отметить, что бурное развитие информационных сетей в последние годы кардинально изменило образ жизни миллионов людей. Говоря о глобальных информационных сетях, мы, прежде всего, имеем в виду Интернет — общемировую информационную сеть, представляющую собой объединение около 50000 различных региональных, локальных и международных сетей2. В 2009 году количество пользователей Интернета в мире достигло 1,7 млрд. человек при населении Земли около 7 млрд. чел.3

Согласно результатам исследования проведенного министерством торговли США, радио понадобилось 30 лет, чтобы достичь аудитории в 50 млн.

J L

Новые информационные и телекоммуникационные технологии а) проникают во все сферы социальной жизни и б) развертываются опережающими темпами.

и______________________________________________г

1 Чураков А.Н. Информационное общество и эмпирическая социология. 1998 // URL: http://www.ict.edu.ru/ft/003987/003.CHURAKOV.pdf (дата посещения 19.12.2011)

2 Там же.

3 Статистика на 2009 г. // URL: http://royal.pingdom.com/2010/01/22/internet-2009-in-numbers/ (дата обращения: 26.02.2012).

140

СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

человек, телевидению — 13 лет, а Интернету - всего 4 года1. Интернет стал знаковым явлением современной эпохи и его влияние на жизнь общества все время увеличивается. С распространением Интернета все без исключения сферы социальной жизни становятся «информационно насыщенными».

Действительно, социальная жизнь современного человека знает такие реалии, как виртуальный товар, виртуальные деньги, виртуальный магазин, виртуальные игры, виртуальное правительство, дистанционное образование и телемедицина — это далеко не все направления внедрения и непосредственного использования новых информационных технологий. Сегодня информационные технологии все более широко применяются в выработке социальных технологий управления общественного процесса2.

В экономической сфере — это формирование Интернет-экономики и проникновение новых информационных и телекоммуникационных технологий во все традиционные отрасли народного хозяйства. Экономика все

больше начинает организовываться вокруг сетей Интернета (расхожими становятся термины «электронная подпись», «виртуальные

Главная цель построения информационного общества - это, прежде всего, «улучшение жизни людей, создание условий для их максимальной самореализации. Она может быть достигнута лишь при соблюдении ключевого принципа: любое развитие должно опираться не на объекты, а на людей».

деньги» и др.)

Перевод

виртуальную

экономики в среду при-

водит к революционным изменениям в структуре народного хозяйства, занятости и формах собственности. С точки зрения информационной теории стоимости, на место самовозрастания капитала приходит самовозрастание информации.

В политической сфере — это демократизация общественной жизни в виде полиархизации, что соответствует «сетевой» логике развития новых информационных и телекоммуникационных технологий. Политическая жизнь также постепенно начинает организовываться вокруг компьютерных сетей (все большее распространение получают такие термины, как «электронное правительство», «интернет-голосование» и т.д.). Сам факт проникновения новых информационных и телекоммуникационных технологий практически во все сферы социума является крупным политическим событием.

В культурной сфере — это формирование новой среды коммуникативного взаимодействия. В информационном обществе значительно возрастает роль информационно-коммуникативного пространства, а значит, функциональная роль и значение господствующего типа общения. Кроме того, различные виды искусства начинают активно использовать компьютерные технологии, а также Интернет превращается в основное средство если

1 Чернов А.А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы // http://www.i-u.m/bibUo/archive/chemov_stanovlenie/00.aspx (дата обращения: 19.12.2011).

2 Михайлов В.А., Михайлов С.В. Интернет как социальное явление. Тверь: Твер. Гос. ун-т. 2007. С. 19.

Материалы, представленные на VМеждународную зимнюю школу стипендиатов ОРФ

141

не государственного, народного образования, то личного, индивидуального самообразования1.

Если рассматривать непосредственно сферу образования, то можно отметить, что в сфере образования — под воздействием новых информационных технологий - происходят и будут происходить весьма кардинальные изменения. По словам И.Н. Сертаковой: «катализатором реформирования образования стало развитие информационных технологий»2. В современном мире дистанционное обучение является одним из перспективных способов получения образования с помощью тех возможностей, которые предоставляют современные информационные и телекоммуникационные технологии. Особую популярность дистанционное образование получило в области гуманитарных дисциплин. Его целью является творческое самовыражение удаленного студента, а основные черты - личностный, креативный и телекоммуникативный характер образования, способствующий повышению мотивации обучения, стимулирующий самообразование, формирующий навыки самостоятельной, сосредоточенной деятельности, повышающий интенсивность и результативность обра-зования3.

Следует отметить и тот факт, что Интернет открывает большие возможности перед социальными исследователями. Так, для любого человека или организации наличие своей страницы в сети Интернет позволяет иметь информационный сервер, к которому в любой момент времени имеет доступ огромная аудитория во всем мире, причем на странице может находиться анкета для посетителей, где они могут высказать свое мнение. В свою очередь, это позволяет проводить опросы в автоматическом режиме и без затрат на полевые исследования4.

Заметим, что Интернет как инструмент получения эмпирической информации обладает существенными преимуществами: возможность проведения межрегиональных опросов; экономия времени, средств, кадров; быстрота обработки данных; возможность корректировки инструментария оперативно в ходе пилотажа; обратная связь респондента и социолога без по-средника-анкетера; возникновение у респондента эффекта личного воздействия на социальные процессы, осознание причастности к науке; возможность прочтения всех ответов респондентов из-за читабельности шрифта и др., но в то же время имеет и недостатки: нерепрезентативность выборки по многим критериям, респонденты имеют неравный доступ попадания в вы-

1 Там же. С. 133-134.

2 Сертакова И.Н. Новые технологии в сфере образования и образовательных услуг // URL: http://www.analiculturolog.ru/archive/item/236-article_48.html (дата обращения: 14.10.2012).

3 Там же.

4 Чураков А.Н. Информационное общество и эмпирическая социология. 1998 // URL: http://www.ict.edu.ru/ft/003987/003.CHURAKOV.pdf (дата посещения 19.12.2011)

Обладают ли

информационные

технологии

потенциалом для

антропоцентричного

развития?

142

СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

борку (доступная выборка). Сегодня Интернет-опросы или он-лайн-опросы проводятся по различным темам, чаще всего социологами и психологами. Их следует рассматривать как новый специфический метод проведения исследований1.

Надо отметить, что феномен Интернета понимается российскими и западными учеными по-разному. На Западе Интернет рассматривается преимущественно как инструмент профессиональной деятельности, общения и ведения бизнеса. В России — как символ принадлежности к определенной социальной или профессиональной группе. Такой подход продолжает доминировать среди отечественных исследователей, несмотря на существенный рост проникновения Интернета. Российские ученые склонны считать, что Интернет-пользователи думают и ведут себя иначе, чем обычные люди.

Анализируя состояние рынка онлайн исследований в Рос-

сии, можно предположить, что в ближайшие годы, он будет развиваться в соответствии со следующими основными тенденциями:

— Будет продолжаться тестирование метода. Рост доверия к информации, получаемой в ходе он-лайн исследований, будет происходить на фоне кризиса ряда ключевых оффлайн методик. Важную роль в увеличении доли он-лайн методов сыграет увеличение Интернет-проникновения, а также давление на консервативную часть исследователей со стороны западных коллег2.

— Неизбежно будет расти потребность в технологическом обеспечении таких методик.

Несмотря на то, что он-лайн исследования в России находятся в стадии становлении, надо отметить, что число социологов, использующих данную методику в проведении исследований, увеличивается. В настоящий момент такие исследования активно проводятся, а в дальнейшем такие опросы получат еще большее распространение. Кроме того, «активно развивающаяся в настоящее время электронная торговля через Интернет будет основным заказчиком маркетинговых исследований, таких как анализ спроса, продаж, предложений и потребительских предпочтений»3.

Интернет-методики привлекают и будут привлекать социологов своим удобством и перспективностью. Исследователи, осознающие неизбежность и необходимость повсеместного вхождения Интернета в нашу социальную действительность, пользующиеся Сетью в научных целях, в дальнейшем бу-

1 Щеглова С.Н. Использование Интернет-технологий в преподавании социологических дисциплин // URL: http://www.isras.ru/files/File/Socis/2002-04/Shcheglova.pdf (дата обращения: 25.03.2012).

2 Онлайн исследования в России: тенденции и перспективы / Под редакцией

Шашкина А.В. и Поздняковой М.Е. М.: Изд-во Института социологии РАН. 2006 // URL: http://www.omirussia.ru/articles/online_research_russia.pdf (дата обращения

14.10.2012).

3 Чураков А.Н. Информационное общество и эмпирическая социология. 1998 // URL: http://www.ict.edu.ru/ft/003987/003.CHURAKOV.pdf (дата обращения: 19.12.2011).

С \

Не являются ли методики Интернетисследований ограниченными для формирования целостной картины мира?

\__________________J

Материалы, представленные на VМеждународную зимнюю школу стипендиатов ОРФ

143

дут развивать методологию и практику применения Интернет-опросов по разным направлениям социологических проблем. И, вероятно, таким образом, изменится сама технология социологического исследования1.

Таким образом, новые информационные и телекоммуникационные технологии — а) проникают во все сферы социальной жизни и б) развертывается опережающими темпами.

Следует отметить, что нас ожидают не только положительные, но и отрицательные последствия проникновения информационных технологий в социальную реальность.

С одной стороны, несомненно, Интернет — как инструмент получения информации, как средство общения и коммуникации и т.д. — открывает перед современным обществом и конкретным индивидом новые ресурсы и возможности, о которых уже упоминалось выше.

Но вместе с тем, надо учитывать, что такая информационно насыщенная виртуальная среда в какой-то степени накладывает отпечаток на сознание и мировоззрение людей, главным образом это отображается на социализации молодого поколения. Личность имеет особенность, как развиваться, так и деградировать под воздействием виртуальной среды. Возникает вопрос: если общество с каждым днем изменяется под воздействием информационных технологий, насколько Интернет-культура будет релевантна нашим ценностям и интересам? Что в итоге нас ждет?

В заключение хотелось бы отметить, что главная цель построения информационного общества — это, прежде всего, «улучшение жизни людей, создание условий для их максимальной самореализации. Она может быть достигнута лишь при соблюдении ключевого принципа: любое развитие должно опираться не на объекты, а на людей»2. Другими словами, главное, чтобы любые инновации, если уж не приносят пользу, то хотя бы не причиняли бы вреда человечеству. Любые изменения хороши — если эти изменения к лучшему.

1 Щеглова С.Н. Использование Интернет-технологий в преподавании социологических дисциплин // URL: http://www.isras.ru/files/File/Socis/2002-04/Shcheglova.pdf (дата обращения: 25.03.2012).

2 Чернов А.А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы // http://www.i-u.ru/biblio/archive/chemov_stanovlenie/00.aspx (дата обращения:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.