Научная статья на тему 'Информационные технологии и их роль в устойчивости отечественной образовательной системы'

Информационные технологии и их роль в устойчивости отечественной образовательной системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ГЛОБАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАТИКА / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / STABILITY OF NATIONAL EDUCATIONAL SYSTEM / GLOBAL PROCESSES / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / GLOBAL EDUCATION / INFORMATION SCIENCE / INFORMATION / INFORMATION APPROACH / INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пфаненштиль Иван Алексеевич, Яценко Михаил Петрович, Борисенко Ирина Геннадьевна

Главной задачей исследования является анализ устойчивости отечественной образовательной системы в разрезе новых информационных технологий. В данной статье освещаются актуальные проблемы, связанные с процессами реформирования образования в России. Переход к модели образования для устойчивого развития закономерно вызывается противоречиями развития самого образования. Авторами акцентируется внимание на особой роли информационных технологий в обновлении образовательной системы как по форме, так и по содержанию. Реформирование образования обусловлено переходом к информационному обществу с интеграцией в мировую систему образования, что связано с освоением и внедрением в образовательный процесс новых информационных и коммуникационных технологий. Отмечено, что пути выхода отечественной образовательной системы из кризиса во многом связаны с новыми информационными технологиями, роль которых в образовательном процессе неоднозначна в связи с неконтролируемыми информационными потоками, приводящими к нарушению процесса образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGIES AND THEIR ROLE IN SUSTAINABLE DOMESTIC EDUCATIONAL SYSTEM

The goal of the study is to analyze the stability of national educational system in the aspect of new information technologies. The paper deals with the current problems related to the processes of education reforms in Russia. Transition to the education model for sustainable development is caused by contradicting development of the education itself. The authors emphasize the special role of information technologies in the renovation of the educational system, both in form and content. Education reforms are condition on the transition to the information society with the integration into the global educational system. The last is associated with the adoption and introduction of new information and communication technologies in the educational process. It is noted that the ways of national educational system out of crisis are mainly connected with new information technologies, whose role in the educational process is ambiguous due to uncontrolled information flows resulting in the disruption of the educational process.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии и их роль в устойчивости отечественной образовательной системы»

ния. Максимизация потребления, сведение общества к индивидуальным взглядам способствовали формированию образа жизни, приводящего к возникновению и углублению противоречия между благосостоянием и качеством жизни. Нравственные и этические аспекты экономической деятельности человека оказались невостребованными.

В-восьмых, с одной стороны благосостояние понимается как результат по отношению к уровню, обра-

зу и качеству жизни и представляет совокупность основных условий и характеристик всей жизнедеятельности человека, проявляющихся в масштабе самих потребностей, а также в объеме, форме, способах их удовлетворения. С другой - категория благосостояния характеризует комплекс непосредственных жизненных условий людей, их образ, качество и уровень жизни, и в этом смысле понимается как одна из сторон жизнедеятельности.

Библиографический список

1. Подузов А.А., Кукушкин Д.К. Индивидуальное благосостояние и его измерение // Проблемы прогнозирования. 2004. № 2.

2. Попов С.И. Проблема «качества жизни» в современной идеологической борьбе. М.: Политиздат, 1977.

3. Экономика благосостояния и общественный выбор. С-Пб., Экономическая школа. 2004.

4. Пигу А. Экономическая теория благосостояния. М.: «Прогресс», 1985.

5. Бобков В. Дифференциация благосостояния // Экономист.

2005. № 6.

6. Шмелев Н.П. Ключевые проблемы современной социально-экономической политики России // Проблемы прогнозирования. 2004. № 3. 25.

7. Анимица Е.Г., Новикова Н.В., Сухих В.А. Качество жизни как комплексный показатель социального развития региона // Журнал экономической теории. 2009. № 1.

8. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Изд-во соц.- экон. литературы, 1962.

УДК 130.3: 004

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ РОЛЬ В УСТОЙЧИВОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

19 Я

© И.А. Пфаненштиль1, М.П. Яценко2, И.Г. Борисенко3

Сибирский федеральный университет, 660041, Россия, г. Красноярск, пр. Свободный, 79.

Главной задачей исследования является анализ устойчивости отечественной образовательной системы в разрезе новых информационных технологий. В данной статье освещаются актуальные проблемы, связанные с процессами реформирования образования в России. Переход к модели образования для устойчивого развития закономерно вызывается противоречиями развития самого образования. Авторами акцентируется внимание на особой роли информационных технологий в обновлении образовательной системы как по форме, так и по содержанию. Реформирование образования обусловлено переходом к информационному обществу с интеграцией в мировую систему образования, что связано с освоением и внедрением в образовательный процесс новых информационных и коммуникационных технологий. Отмечено, что пути выхода отечественной образовательной системы из кризиса во многом связаны с новыми информационными технологиями, роль которых в образовательном процессе неоднозначна в связи с неконтролируемыми информационными потоками, приводящими к нарушению процесса образования. Библиогр. 7 назв.

Ключевые слова: устойчивость отечественной образовательной системы; глобальные процессы; устойчивое развитие; глобальное образование; информатика; информация; информационный подход; информационные технологии.

INFORMATION TECHNOLOGIES AND THEIR ROLE IN SUSTAINABLE DOMESTIC EDUCATIONAL SYSTEM I.A. Pfanenshtil, M.P. Yatsenko, I.G. Borisenko

Siberian Federal University,

79 Svobodny Av., Krasnoyarsk, Russia, 660041.

1Пфаненштиль Иван Алексеевич, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой глобалистики и геополитики Гуманитарного института, тел.: 89659052232, е-mail: ndubrovskaya@sfu-kras.ru

Pfanenshtil Ivan, Doctor of Philosophy, Professor, Head of the Department of Global Studies and Geopolitics of the Humanitarian Institute, tel.: 89659052232, e-mail: ndubrovskaya@sfu-kras.ru

2Яценко Михаил Петрович, доктор философских наук, профессор кафедры глобалистики и геополитики Гуманитарного института, тел.: 89131988147, е-mail: ymp1957@rambler.ru

Yatsenko Mikhail, Doctor of Philosophy, Professor of the Department of Global Studies and Geopolitics of the Humanitarian Institute, tel.: 8913198814, e-mail: ymp1957@rambler.ru

3Борисенко Ирина Геннадьевна, доцент кафедры начертательной геометрии и черчения Института педагогики, психологии и социологии, тел.: 89039218653, е-mail: i.g.borisenko@yandex.ru

Borisenko Irina, Associate Professor of the Department of Descriptive Geometry and Drawing of the Institute of Pedagogics, Psychology and Sociology, tel.: 89039218653, е-mail: i.g.borisenko@yandex.ru

The goal of the study is to analyze the stability of national educational system in the aspect of new information technologies. The paper deals with the current problems related to the processes of education reforms in Russia. Transition to the education model for sustainable development is caused by contradicting development of the education itself. The authors emphasize the special role of information technologies in the renovation of the educational system, both in form and content. Education reforms are condition on the transition to the information society with the integration into the global educational system. The last is associated with the adoption and introduction of new information and communication technologies in the educational process. It is noted that the ways of national educational system out of crisis are mainly connected with new information technologies, whose role in the educational process is ambiguous due to uncontrolled information flows resulting in the disruption of the educational process. 7 sources.

Key words: stability of national educational system; global processes; sustainable development; global education; information science; information, information approach; information technologies.

В современных условиях образование нуждается в кардинальных, во многом даже революционных трансформациях. Новую модель образования мировое сообщество связывает теперь со стратегией устойчивого развития, к которой мировое сообщество переходит в XXI в. Основные контуры новой модели социоприродного устойчивого развития III тысячелетия и его важнейшей подсистемы - образования должны сформироваться уже в ближайшие десятилетия.

Переход к модели образования для устойчивого развития вызывается следующими обстоятельствами и противоречиями развития самого образования. Во-первых, образование нередко мыслимое как передача знаний, ценностей, культуры и т.д. от прошлых поколений к настоящим («знаниево-трансляционная» модель), оказалось неспособным удовлетворить потребности современной жизни. Знания прошлого и о прошлом не могут удовлетворить современное и тем более будущее человечество, в условиях, когда объем научной информации удваивается менее чем за год. Во-вторых, современный образовательный процесс вступил в кардинальное противоречие не только с настоящим, но и с будущим. Не обеспечивая социальные потребности живущих в наше время поколений людей, мировая образовательная система часто игнорирует будущее. Образовательные учреждения, системы и процессы не ориентированы на будущее, на создание того его образа, который обеспечит выживание человеческого рода в настоящем, а тем более в отдаленном будущем. Система знаний и ценностей, функционирующая в образовании, не адаптирована к тому будущему, которое может устроить как все человечество, так и отдельного человека. Главной задачей статьи является анализ устойчивости отечественной образовательной системы в разрезе новых информационных технологий.

Реформирование образования обусловлено переходом к информационному обществу, с интеграцией в мировую систему образования, что связано с освоением и внедрением в образовательный процесс новых информационных и коммуникационных технологий. Этот процесс рассматривается как создание единой образовательной электронной среды. Усиление интеграционной компоненты информатики с другими предметами повышает эффективность использования компьютерных средств обучения различным дисциплинам, что способствует эффективности и устойчи-

вости образовательной системы.

Будучи одним из самых масштабных социальных механизмов функционирования общества, образование должно таким образом изменить содержание и форму развития, чтобы способствовать выживанию цивилизации. Данный аспект особо принципиален по отношению к отечественной образовательной системе, которая подвергалась сильнейшей трансформации в результате смены социокультурной парадигмы. Ситуация, сложившаяся в России за последнее десятилетие, необычна: старое общество с его экономикой, политикой, идеологией разрушено, а новое формируется в условиях идеологического вакуума. На этом фоне идет переоценка ценностей, что особо затрагивает образовательную сферу. Социокультурная ситуация современной России обусловливает актуальность философского осмысления гражданского образования, что позволяет вскрыть причины, вызвавшие к жизни проблемы современного образования, отразить конкретные социокультурные условия, события, процессы, являющиеся его объективированным выражением на исторической основе. Образовательная система довольно чутко реагирует на различного рода социальные кризисы и потрясения. Более того, она может одновременно являться и причиной и следствием деформаций в обществе, поскольку охватывает собой значительную часть населения. Причем последствия кризиса образовательной сферы во многом превосходят экономическую и другие отрасли, поскольку могут проявляться через поколения. Пути выхода отечественной образовательной системы из кризиса во многом связываются с новыми информационными технологиями, однако роль их не столь однозначна, как принято считать, ведь безграничный, неконтролируемый поток информации приводит к нарушению педагогического процесса.

Роль информационных технологий в образовательной сфере возрастает в связи с тем, что образование обеспечивает целостное воспроизводство человека - в соответствии с теми его идеалами, которые сформированы в недрах культуры. Если обучение транслирует и воспроизводит лишь некий частный, конкретный фрагмент культуры, то образование производит и воспроизводит целостный субъект культуры и деятельности - человека в его экзистенциальной и онтологической полноте. В отличие от инструментально ориентированного обучения (которое обеспечивает трансляцию, воспроизводство и освоение зна-

ний, умений, технологий и потому является вторичным по отношению к процессам формирования и развития личности), образование формирует целостный «образ» человека. Именно возможность образования сохранить специфику отечественной культуры позволяет рассматривать его в качестве возможного условия духовной безопасности российского общества, ибо утрата духовной самобытности народа ведет к потере его особого места в общемировой семье культур и цивилизаций [3, с. 100].

Трансляция духовного, человекотворческого потенциала культуры тесным образом связана с опорой на традиции и опыт отечественной и мировой высшей школы. Следовательно, развитие национально и культурно ориентированного образования - ведущая предпосылка активизации творческих сил и способностей наций, мобилизации духовных ресурсов. Такое понимание роли образования объективно ставит сегодня проблему переориентации ее философских оснований, определяет необходимость разработки образовательной парадигмы, которая избежала бы эклетиче-ского соединения концепций и идей других национальных школ. В частности, копирование западных моделей образования, ориентированных на развитие человеческой субъективности или передачу максимального объема знаний и освоение технологий, в условиях России неизбежно влечет за собой кризис социально-культурной и личностной самоидентичности, ибо инструментальная природа этих моделей делает незначимой духовно-нравственную составляющую образовательного процесса, выхолащивая тем самым подлинную сущность данного социального института.

Информатизация общества, приобретающая в последние годы глобальный характер, является одним из стратегически важных направлений развития цивилизации, результаты которого мы уже повсеместно видим сегодня, и которое во многом будет определять облик уже формирующейся новой цивилизации - глобального информационного общества. В этом плане проблема взаимоотношения между современными информационными технологиями и особенностями формирования целостного образовательного пространства значительно актуализируется.

Средства и формы обучения, основанные на новых информационных технологиях, становятся важной составляющей любого процесса обучения. Образование, использующее новые информационные технологии, должно стать ядром информационного общества и одним из приоритетных механизмов дальнейшего развития, а это вместе с тем означает усиление внимания ко всем информационным аспектам образовательного процесса. Если раньше, в индустриальную эпоху, главные проблемы человека заключались в том, как использовать энергию пара, электричества и атомного ядра, то сейчас наступила информационная эпоха. Еще в конце 80-х годов XX века профессор А.И. Ракитов указал на стратегическую социальную значимость процесса информатизации общества, который он назвал социотехнологической революцией [1]. Однако, по нашему убеждению, в первую очередь,

информационные технологии затронут образовательную сферу, поскольку именно там формируется потенциал любого будущего социума.

Социально-политические и экономические преобразования России, несущие в себе мощнейшие инте-гративные процессы, предъявляют все более высокие требования к уровню профессиональной подготовки специалистов, соответствующему международным стандартам. Поддержание высокого уровня образования - главный фактор социально-экономического прогресса и важнейшее условие перехода к устойчивому развитию любого государства, а это требует совершенствования всей системы высшего образования.

А.Д. Урсул в своей монографии «Путь в ноосферу. Стратегия выживания и безопасного развития человечества» [2] показал стратегическую значимость для образования процесса информатизации общества. Информатизация общества будет доминантой развития цивилизации не только на этапе построения глобального информационного общества, но также сохранит свое стратегическое значение и в дальнейшем, когда на смену информационному обществу придет другое общество, содержание которого еще трудно прогнозировать. Вероятнее всего, это может быть такой тип общества, в котором ключевыми проблемами станут проблемы экологии, сохранения биосферы и гармонизации отношений человека с природой. Такой тип общества он назвал экологическим обществом, и, по нашему мнению, такой подход предполагает инновационные подходы к формулировке и реализации традиционных образовательных целей.

Несмотря на разнообразие позиций, общим для всех исследователей современного информационного общества является признание новых информационных технологий, многообразия и плюрализма информации и новое распределение информации в пользу общества. В итоге до некоторой степени примиряющим названием нового этапа в развитии Запада становится термин «информационное общество», который не следует понимать буквально как нечто совершенно новое, особенно в плане влияния на довольно консервативный по своей сути педагогический процесс.

Процесс информатизации имеет мощный потенциал и, конечно, сохранит свою стратегическую значимость в развитии цивилизации, поскольку информатизация является мощным катализатором многих других процессов развития общества, в том числе, создания и внедрения инноваций, новых социальных и энергетических технологий, а также науки, образования и культуры [5]. Именно это фундаментальное свойство процесса информатизации общества и обуславливает его особую роль в процессах цивилизаци-онного развития, выдвигает его на первый план в области национальной и международной политики современного мира, способствуя выработке устойчивости всех социальных институтов.

Вместе с тем, во всех сферах деятельности все более явно будет проявляться противоречие, которое характерно в существенно большей степени для XXI века, чем для предыдущего. Речь идет о противоре-

чии между предлагаемой новой моделью развития -устойчивого развития и старой - моделью неустойчивого развития, в которой мы по инерции продолжаем жить и действовать. Это противоречие, вполне естественно, затрагивает и образование, которое уже не удовлетворяет потребности настоящего и тем более -будущего, продолжая углублять глобально-экологический кризис и обострять другие глобальные проблемы.

Устойчивое развитие как инновационная социо-природная форма развития, ориентированная на будущее, кардинальным образом изменяет все сферы деятельности людей, в том числе и образование. Если в традиционном видении образования как трансляции знаний от прошлых поколений к настоящим выпадают из поля зрения будущие поколения и окружающая природная среда, то ситуацию надо коренным образом изменить. Это совершенно новая проблема для образования и важно уже сейчас ее правильно поставить и начать решать.

Прогнозирование будущего, формирование модели устойчивого будущего общества, его образования -всегда характеризуется неопределенностью, и от нас самих зависит возможность снижения этой неопределенности, по крайней мере, пока теоретически, ориентируясь на некоторые общие идеи. Одной из таких общих, наиболее перспективных и принципиально важных идей является видение будущего в ракурсе перехода в XXI веке к новой цивилизационной и в то же время социоприродной стратегии устойчивого развития.

Разработка стратегии устойчивого развития России и достижение более высокого уровня цивилизаци-онного развития предполагает не только модернизацию экономики (на что сейчас обращается основное внимание), обеспечение социальной защиты и справедливости, усиление роли государства в реализации его внутренних и внешних функций, но и ориентация на будущее, выполнение экологических требований и формирование новой гуманитарной культуры населения. Включение этих аспектов в стратегические ориентации России важно еще и потому, что необходимо согласовать их со стратегией устойчивого развития РФ, которая окажется логическим продолжением и завершением стратегических разработок, выходящих за пределы уже существующих официальных прогнозов и сценариев развития страны. Без учета ориентации на переход к устойчивому развитию во всех блоках долгосрочной стратегии любые реформы окажутся в рамках слегка модернизированной модели НУР, что чреватого кризисами и катастрофами, дальнейшим снижением безопасности во всех отношениях. Ориентация России на цели устойчивого развития позволит осуществить инновационный прорыв и в значительной степени направить реформы по опережающей, стратегически эффективной траектории, поможет не только удержаться в группе стран с высоким ВВП и поднять уровень жизни населения, но и оказаться в числе лидеров перехода к новой безопасной цивилизацион-ной парадигме развития XXI века.

Наиболее приоритетной проблемой перехода к

новой социоприродной стратегии развития следует считать формирование человека нового типа, готового и способного действовать в динамичных условиях, планировать и прогнозировать свои действия и всего общества, последствия его воздействия на природу, понимающего, что реализация устойчивого развития необходима для выживания человечества, его неопределенно долгого развития в сохраняющейся биосфере. Эту цель призвано реализовать развертывание новой модели образования - образования в интересах устойчивого развития. Причем решение социально-экологических проблем необходимо соединить с решением других, как глобальных, так и иных проблем и эту идею необходимо отразить в самой системе образования. В этом один из основных принципов ориентированной на цели устойчивого развития системы образования. Это касается, прежде всего, все большего включения в социально-гуманитарное образования основ и элементов экологического и естественно-технического образования и развертывание гуманитарно-экологической проблематики, что сейчас реализуется в ряде вузов России.

Модель образования, адекватная традиционному обществу, фактически обязана смениться новой моделью, которую уместно назвать переходной, или антикризисной. Переходной - потому что должна идти смена моделей развития, антикризисной - потому что образование должно включаться в общий процесс выхода из кризиса как глобального, так и регионально-локальных антикризисных действий. И было бы странно считать, что антикризисное управление на всех уровнях появится вне зависимости от общей антикризисной направленности переходного образовательного процесса. Именно в этот непростой для цивилизации и мирового образования период на первый план выступают в образовании функции адекватного реагирования на современные изменения, и даже их кратковременное предвидение, защита от угроз и опасностей, т.е. обеспечение безопасности в любом ее виде. Информационно-трансляционная функция образования отходит на его периферию, а на приоритетное место выходит созидательно-творческое, инновационно-развивающее начало, способствующее принятию решений по выходу из кризисных ситуаций и выживанию. Акцент смещается из области усвоения знаний в область творческого развивающего и опережающего мышления, в сферу образовательно-исследовательского творчества - овладения методами принятия решений и антикризисного моделирования и тренинга. Для того чтобы это образование эффективно вошло в программу дальнейших преобразований, ориентированных на построение более устойчивого общества, само образование должно быть перестроено. И основные концептуальные контуры этой перестройки будут очерчены в этой работе.

Современная модель образования является одним из вариантов «переходного» образования, во всяком случае, она содержит элементы прежнего и «желаемого» современниками образования, более адекватного для нашего «переходного» общества. Но поскольку этот переход теперь сопряжен с движением не

только по модернизационной стратегии, но и по трансформационно-футуристической - переходом к устойчивому обществу, то это ведет и к новому видению образования в этой будущей цивилизации. Образование в интересах устойчивого развития обретает принципиально инновационно-опережающие характеристики, черты и ориентации, которые далее рассмотрены на концептуально-теоретическом уровне.

Одним из важных ракурсов видения процесса перехода к устойчивому развитию - это его принципиально социоприродный характер, который направлен на гармонизацию системы «человек-общество-природа». И образование в интересах УР также будет приобретать черты этой «социоприродности», формируя человека XXI века как центрального и самого активного элемента в формирующейся социоприродной системе коэволюции.

Проблема информации играет все большую роль в науке благодаря интенсивному развертыванию процесса информатизации и становлению глобального информационного общества. И не случайно в последнее время появился своего рода «ренессансный» интерес к этой проблеме. Эта проблема стала не только междисциплинарной и общенаучной, но уже глобальной и даже космической, о чем свидетельствует современная космология и другие науки о космосе. Вместе с тем, расширение и фундаментализация категориального статуса информации позволяет по-новому рассматривать ряд проблем, в числе которых понятия эволюции и такого частного, но важного ее проявления как образование [7].

Подавляющее большинство современных проблем, связанных с формированием информационного общества, являются комплексными и требуют для своего анализа междисциплинарного подхода, который берет свое начало на уровне конкретного вуза или другого образовательного заведения. Естественно, что в данной связи возникает необходимость более основательного исследования роли информации в формировании, в частности, новых моделей образования.

Внедрение и дальнейшее развитие инфраструктуры телекоммуникаций, включающей открытое информационное пространство и средства коммуникации, в которую вовлекаются все участники образовательного процесса в системе образования, в целом делает возможным:

• доступ к информации в базах данных, удаленных от пользователя, что является особенно важным для регионов;

• использование интерактивных методов взаимодействия в электронной образовательной среде;

• широкое использование новых мультимедийных программно-аппаратных комплексов.

Кроме того, в результате перехода на новый, более высокий уровень информатизации создаются условия для ведения совместной научной работы, обмена опытом практически во всем мире, что позволяет преподавателю решать не только определенный круг задач (осуществление индивидуального подхода к студенту, содействие самостоятельной и творческой работе студента, поддержка коллективной работы), но и наиболее важные задачи: развитие востребованных современным мировым сообществом навыков глобального и критического мышления; эффективной коммуникации при устном и письменном общении; умения работать в группе, быстро адаптироваться к изменениям в информационно-коммуникационных технологиях, а также интеллектуальных навыков для постановки проблемного вопроса, осуществления поиска и систематизации полученных результатов [6].

Таким образом можно сказать, что, во-первых, проблема информации в образовательном процессе резко обостряется в плане выбора источника информации между «учебником традиционным» и «учебником электронным». Известно, что степень полезности и вреда последнего дискутируется даже на уроне медицины и психологии, не говоря уже о традиционной преподавательской среде [4]. По нашему мнению, учебник традиционный имеет некоторые преимущества, в частности, самая совершенная электронная книга не заменит особую гносеологическую ситуацию, которую порождает соприкосновение с традиционным учебником.

Во-вторых, облегчение доступности к информации, которую предлагают нам современные носители, создает, по нашим наблюдениям опасную иллюзию облегченного гносеологического пути, т.е. современные студенты, как правило, путают различные вещи: упрощенный алгоритм получения информации с тяжелыми традиционными усилиями по обработке и усвоению информации.

1. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991. 287 с.

2. Урсул А.Д. Путь в ноосферу. Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации. М.: Луч, 1993. 275 с.

3. Хохрина З.В. К вопросу становления образа конкурентоспособной личности // Теория и история. 2004. № 3. С. 100.

4. Борисенко И.Г. Информация в образовательной системе: особенности социально-философского исследования // Вестник ИрГТУ. 2012. № 4(63). С. 298-302.

ский список

5. Колин К.К. Информационные технологии - катализатор процесса развития современного общества // Информационные технологии. 1995. № 1. С. 2-8.

6. Пфаненштиль И.А., Борисенко И.Г. Роль информационных технологий в преодолении трансформационных процессов в российском образовании // Философия образования. 2012. № 4 (43). С. 59-67.

7. Урсул А.Д. Образование в информационно-эволюционном ракурсе // Открытое образование. 2010. № 6 С. 89-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.