Научная статья на тему 'Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности: современное состояние и возможные пути развития'

Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности: современное состояние и возможные пути развития Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
809
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности: современное состояние и возможные пути развития»

Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности: современное состояние и возможные пути развития

Жерлица С.А.

Изучение современного состояния информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) позволяет сделать вывод о ряде проблем: 1) источников информации, размещаемой в ИСОГД, 2) определение возможности формализации и унификации документов и сведений, 3) процесс получения документированных сведений из её состава.

ИСОГД является — информационной системой, представляющая собой организованные систематизированные своды документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, земельных участках, объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.

Идеальным на наш взгляд положением было бы формирование исчерпывающих стандартов содержания и оформления всех поступающих в ИСОГД документов о градостроительной деятельности, которые могли бы автоматически интерпретироваться с целью формирования общего взаимосвязанного и взаимосогласованного информационного фонда, особенно в части сопряжения картографической информации.

Состав сведений документов, предполагаемых для размещений в ИСОГД, четко регламентирован Градостроительным кодексом. При этом подавляющее число видов документов, размещаемых в ИСОГД, являются сложными документами, включающими, как правило, сведения, представляемые в графической форме. В то же время ни форма предоставления информации, ни стандарты ее представления не определены.

Визуальная интерпретация графической информации, представленной в документах, не представляет сложности, так как она сопровождается соответствующим легендированием. В этом смысле, если рассматривать ИСОГД, как систему, обеспечивающую систематическое накопление информации для градостроительной деятельности, существенных дополнительных требований к ее оформлению не возникает.

Документы, размещаемые в ИСОГД, можно условно разделить на два вида:

а) документы, представленные исключительно в текстовом формате;

б) сложные документы, в состав которых входят графические документы — карты, схемы, чертежи, планы и т.п.

Как показывает практика, практически все графические документы разрабатываются проектными организациями.

В отношении проектных организаций сегодня можно с уверенностью утверждать, что подготовка сложных документов б) осуществляется с применением компьютерных технологий, а наиболее сложно организованная информация в виде чертежей, карт, схем и планов в организациях, осуществляющих подготовку таких документов, в части утверждаемых решений, т.е. то, что является новыми сведениями о территории, существует к тому же и векторном виде.

Вместе с тем, утверждение и выдача документов органами власти осуществляется в традиционной бумажной форме, и, как правило, с огрублением масштаба и точности исходных документов. По формальным требованиям законодательства именно такие «огрубленные» документы и будут представляться для размещения в ИСОГД. Это формальное обстоятельство в корне подрывает основу существования информационной системы, поскольку в этом случае ИСОГД не сможет реализовать свое назначение — быть источником актуальных и точных сведений о принятых градостроительных решениях и осуществленных или осуществляемых градостроительных преобразованиях территории.

Альтернативными вариантами выхода из такой ситуации являются:

а) утверждение органами власти документов по градостроительным решениям как электронных документов;

б) применение особой процедуры утверждения документов по градостроительным решениям.

Вариант «а» на сегодняшний день практически не может быть реализован, поскольку не соответствует сложившимся деловым обычаям и, кроме того, для него пока еще не создана соответствующая инфраструктура, обеспечивающая применение электронных подписей документов, однако, реализация программы «Электронное правительство» позволит существенно изменить ситуацию.

Реализация варианта «б» может быть осуществлена несколькими способами. Наиболее рациональным и соответствующим обстановке на местах, где принимается львиная доля градостроительных решений, представляется использование положения Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». «Документированная информация — зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель».

Из этого определения следует, что при утверждении крупномасштабных планов (чертежей, схем и тд.), указанные планы могут быть представлены на материальном носителе (например, диске CD-R с финальной записью информации, не допускающей ее последующего изменения). Тогда утверждение (принятие) документа, зафиксированного на матери -альном носителе (диске), может быть осуществлено путем простановки подписи соответствующего должностного лица на лицевой стороне диска и скрепления этой подписи печатью. Для обеспечения визуального «предпросмотра» подписанного документа, в его состав может быть включена неотъемлемая часть в традиционном бумажном виде с масштабированным отображением содержащегося на диске документа, на

Технические науки

которой должна быть сделана отметка о том, что данный лист содержит масштабированное отображение содержащегося на диске документа.

В таком случае утвержденный документ будет представлять собой сложный состоять из трех частей, каждая из которых представлена отдельным матери -альным носителем:

• оформленного должным образом бумажного документа — собственно распоряжения, постановления и т.п.;

• диска CD-R с должным образом оформленной лицевой стороной;

• оформленного должным образом бумажного документа с масштабированной копией документа, представленного на диске, с соответствующей надписью.

Очевидно, что для подготовки, согласования и утверждения такого документа потребуется некоторое изменение процедуры, что связано с определенной сложностью. Нам представляется, что на сегодня это единственный путь легитимного решения вопроса в практической плоскости.

Однако реализация такого варианта должна быть предусмотрена соответствующим законодательством РФ. Поскольку законодательство РФ — это федеральные законы и принимаемые в соответствие с ними нормативные правовые акты РФ, требуется внесение соответствующих изменений в Градостроительный кодекс РФ.

Первым шагом внесения изменений должно быть введение в Градостроительный кодекс РФ положения о том, что принятие, утверждение и выдача подлежащих размещению в ИСОГД документов, содержащих карты, схемы и чертежи, органами власти может осуществляться путем фиксирования материального носителя, содержащего графические изображения, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Далее, на основании этого положения Правительством Российской Федерации принимается порядок принятия, утверждения и выдачи органами власти указанных документов.

Исполнение вышеизложенного порядка на местах даст возможность весьма эффективной организации ИСОГД, при которой не потребуется дорогостоящих средств копирования документов, в значительной степени снижаются требования к хранилищам информации ИСОГД, а автоматизированная информационная система обеспечения градостроительной деятельности получает необходимую степень гибкости, позволяющей реализовать автоматизированную систему ИСОГД в наиболее экономичных вариантах.

В целом сведения ИСОГД действующим законодательством классифицированы достаточно четко и однозначно. Однако, недостатком установленной законодательством структуры информационного фонда ИСОГД является отсутствие элементов струк-

туры, позволяющих размещать проектную и иную информацию об объектах капитального строительства, для эксплуатации которых не требуется отдельный земельный участок (локальные и линейные подземные объекты, линейные надземные объекты). Этот недостаток может быть устранен введением раздела ИСОГД, предназначенного для размещений документов о подобных объектах.

Список использованных источников:

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации. - Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2010. -127 с

2. Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Информация об авторе • Жерлица С.А.

Всероссийский журнал научных публикаций, август 2011

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.