Научная статья на тему 'Информационные потребности творческих работников как основа системы библиотечного обслуживания в сфере искусства'

Информационные потребности творческих работников как основа системы библиотечного обслуживания в сфере искусства Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
658
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / INFORMATION REQUIREMENTS / СИСТЕМА БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / SYSTEM OF LIBRARY SERVICE / ТВОРЧЕСКИЙ РАБОТНИК / THE CREATIVE SPECIALIST / БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ / LIBRARY AND BIBLIOGRAPHIC SERVICE OF CREATIVE SPECIALISTS / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС / INFORMATION RESOURCE / КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО / CULTURE AND ART / БИБЛИОТЕКА ПО ИСКУССТВУ / ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / INFORMATION AND LIBRARY SERVICE / LIBRARY ON ART

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Хабибрахманова Светлана Маратовна.

Статья посвящена изучению и анализу информационных потребностей творческих работников, а также проблемам самореализации деятелей культуры и искусства через удовлетворение их информационных потребностей средствами библиотечно-библиографического обслуживания, в том числе за счёт использования Всемирной сети Интернет как одного из ведущих инструментов системы библиотечно-библиографического обслуживания творческого работника. Информационные потребности и запросы рассматриваются с различных научных аспектов, излагаются результаты изучения данного вопроса другими авторами. Описывается влияние информатизации на формирование информационных потребностей творческих работников, а также раскрываются основные особенности информационно-библиотечного обслуживания в сфере искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION NEEDS OF CREATIVE WORKERS AS A BASIS OF THE LIBRARY SYSTEM IN THE SPHERE OF ARTS

Article is devoted to studying and the analysis of information needs of creative specialists, and also problems of self-realization of cultural figures and arts through satisfaction of their information requirements by means of library and bibliographic service, including due to use as one of the leading tools of system of library and bibliographic service of the creative specialist of Worldwide network the Internet. Information requirements and requests are reviewed from various scientific aspects, results of studying of the matter are stated by other authors. Influence of informatization on formation of information needs of creative specialists is described, and also the main features of information and library service in the sphere of art reveal.

Текст научной работы на тему «Информационные потребности творческих работников как основа системы библиотечного обслуживания в сфере искусства»

^ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ творческих РАБОТНИКОВ КАК ОСНОВА СИСТЕМЫ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В СФЕРЕ ИСКУССТВА

УДК 002:330.163

С. М. Хабибрахманов а

Московский государственный университет культуры и искусств

Статья посвящена изучению и анализу информационных потребностей творческих работников, а также проблемам самореализации деятелей культуры и искусства через удовлетворение их информационных потребностей средствами библиотечно-библиографического обслуживания, в том числе за счёт использования Всемирной сети Интернет как одного из ведущих инструментов системы библиотечно-библиографического обслуживания творческого работника. Информационные потребности и запросы рассматриваются с различных научных аспектов, излагаются результаты изучения данного вопроса другими авторами. Описывается влияние информатизации на формирование информационных потребностей творческих работников, а также раскрываются основные особенности информационно-библиотечного обслуживания в сфере искусства.

Ключевые слова: информационные потребности, система библиотечного обслуживания, творческий работник, библиотечно-библиографическое обслуживание творческих работников, информационные технологии, информационный ресурс, культура и искусство, библиотека по искусству, информационно-библиотечное обслуживание.

S. M. Khabibrakhmanova

Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406

INFORMATION NEEDS OF CREATIVE WORKERS AS A BASIS OF THE LIBRARY SYSTEM IN THE SPHERE OF ARTS

Article is devoted to studying and the analysis of information needs of creative specialists, and also problems of self-realization of cultural figures and arts through satisfaction of their information requirements by means of library and bibliographic service, including due to use as one of the leading tools of system of library and bibliographic service of the creative specialist of Worldwide network the Internet. Information requirements and requests are reviewed from various scientific aspects, results of studying of the matter are stated by other authors. Influence of informatization on formation of information needs of creative specialists is described, and also the main features of information and library service in the sphere of art reveal.

Keywords: information requirements, system of library service, the creative specialist, library and bibliographic service of creative specialists, information technologies, information resource, culture and art, library on art, information and library service.

ХАБМБрАХМАИоВА Светлана Маратовна — аспирантка кафедры документных ресурсов и документационного обеспечения и управления института информационных коммуникаций и библиотек Московского государственного университета культуры и искусств

KHABIBRAKHMANOVA SVETLANA MARATOVNA — doctoral student of Department of Document 223

Resources and documentation support and management of the Institute of Information and Communications Library, Moscow State University of Culture and Arts

e-mail: Svetlanamuse@mail.ru © Хабибрахманова G. M., 2014

Совершенствование библиотечно-библио-графического обслуживания творческих работников — задача, которая не теряет своей актуальности на протяжении многих десятилетий. несмотря на то, что и в россии, и в других странах мира созданы условия для удовлетворения информационных потребностей творческих работников, обеспечена возможность доступа к универсальным и специальным коллекциям и получения квалифицированной помощи библиотекаря, изменяющийся мир определяет необходимость постоянного слежения за динамикой информационной сферы, в том числе — за динамикой информационной деятельности отдельных групп потребителей.

Отечественная наука создала теоретико-методологические основы изучения информационной деятельности творческих работников и библиотечно-библиографической работы с ними. Библиография искусства как самостоятельное научное направление создала фундаментальную базу для изучения специфики информационных потребностей творческих работников, особенностей информационных ресурсов по искусству для специалистов, для организации информационной деятельности в помощь представителям творческих специальностей.

Проблемами, связанными с информационными потребностями творческих работников, занимались такие учёные, как с. г. Антонова, Ю. с. зубов, Т. н. суминова, А. и. остапов, и. с. 1Пишкин, а. з. Юрковецкая и многие другие. Анализ работ позволяет подтвердить гипотезу о том, что содержание информационных потребностей зависит от специальности творческого работника, однако молено выделить общие признаки, позволяющие рассматривать информационные потребности творческих работников как единую группу потребностей.

Например, А. 3. Юрковецкая рассматривает классификацию информационных потребностей, основываясь на теоретических выкладках Ю. С. Зубова, который рассматривает их как важную и необходимую со-

ставляющую художественно-практической деятельности, основанную на принципах стадиального развития личности. В зависимости от этого молено дифференцировать информационные потребности в овладении основами дела и технологиями, умениями, приёмами (информационные потребности уровня овладения предметом деятельности), информационные потребности уровня овладения наследием в данном виде деятельности (в том числе, конкретно-историческим опытом, наследием мастеров и педагогов), информационные потребности становления личности как деятеля, выработки собственной системы деятельности, синтеза традиций и новаторства (уровня овладения теории и методологией деятельности) [6, с. 64—65].

Информационные потребности и запросы как разновидность духовных запросов личности рассматривают многие учёные, в частности А. и. остапов. по его мнению, один из таких аспектов заключён в общении библиотечного работника с потребителем при изучении и удовлетворении потребностей творческого работника. В процессе осуществления лелсит целенаправленное обучение поиску информации, передача знаний о системе хранящихся документов. А. И. Остапов считает, что педагогические аспекты про-булсдают и воспитывают профессиональные интересы и потребности, обучая потребителя различным вопросам поиска и использования информации [4, с. 26]. Вместе с тем необходимо, на наш взгляд, отметить, что формирование компетентности творческих работников не является целью информационно-библиотечного обслулсивания, это — следствие, производный эффект при удовлетворении информационных потребностей. Однако это ставит задачу создания комфортной для творческого работника информационной среды, позволяющей создать условия для плодотворной творческой деятельности.

Наиболее мощная научная школа библио-графоведения, специализирующаяся на ху-

дожественной литературе и искусстве, существовала в Московском государственном университете культуры и искусств (в описываемый период — Московский государственный институт культуры, Московский государственный университет культуры). Кафедра отраслевой библиографии, возглавляемая в разные годы С. А. Трубниковым, Ю. С. Зубовым, М. И. Давыдовой, И. С. Шишкиным, а также созданная в 1992 году кафедра отраслевых информационно-библиографических ресурсов (ныне — кафедра информатизации культуры, на которую перешли ведущие специалисты в области отраслевой библиографии) осуществили широкий круг авторских и коллективных исследований по изучаемой нами тематике. В том числе — были разработаны уникальные программы учебных дисциплин «Библиография художественной литературы», «Библиография искусства», «Издания художественно-эстетического комплекса», «Отраслевое библиографоведение», изданы ученики. Всё это позволило подготовить плеяду высококомпетентных специалистов в области библиотечно-библиографиче-ского обслуживания творческих работников, которые и по сей день выступают основой системы информационного обеспечения творческой деятельности. Не случайно именно в ходе проводимых кафедрой информатизации культуры Четвёртых Зубовских чтений, посвящённых памяти Ю. С. Зубова, встали актуальные вопросы информационной деятельности в области искусства.

Все эти достижения требуют актуализации и творческого развития в условиях глобальных изменений информационной среды, вызванных информатизацией. К сожалению, многие специалисты видят только изменения, связанные с оцифровкой культурного наследия, с появлением электронных документов и возможностью удалённого доступа к коллекциям информационных ресурсов. Между тем трансформировалась система информационных потребностей творческих работников, произошло усиле-

ние информационного компонента их деятельности. Таким образом, встала проблема реагирования современной системы информационно-библиотечного обслуживания творческих работников на эти изменения.

Подробное изучение этих явлений представлено в программной статье Н. В. Ло-патиной «Информатизация культуры: современные проблемы и перспективы». По мнению этого автора, «фундаментальные изменения, новый виток информатизации микроуровня требуют изменения на макроуровне, изменений на уровне социальных институтов и глобальных социальных систем. Ранее наша задача заключалась в адаптации человека к изменяющемуся миру, сегодня мы изучаем, каким образом приспособить окружающий мир к изменившемуся человеку: его стилю жизни, поведению, мировоззрению, работе, творчеству, досугу, межличностным коммуникациям, участию в культурных процессах» [2, с. 13—17]. Основная особенность информационно-библиотечного обслуживания в сфере искусства, следуя Н. В. Лопатиной, заключается в полиакторности информационных процессов, которая сегодня приобретает невиданные ранее масштабы [2].

Выявленные многими исследователями особенности информационных потребностей творческих работников как социально-профессиональной группы претерпели изменения, так как изменились общекультурные компетенции творческих работников, в том числе их информационная культура. Большинство современных творческих работников владеют информационными компьютерными технологиями, понимают возможности современной информационной среды по поиску и размещению информации.

Проведённый в рамках Четвёртых Зубовских чтений молодёжный дискуссионный клуб, участниками которого стали студенты различных факультетов МГУКИ, показал, что современный творческий работник (а именно к этой социально-профессиональной группе мы должны относить молодых

музыкантов, художников, режиссёров, обучающихся в вузе культуры и искусств) заинтересованы, во-первых, в открытом доступе к мировым информационным массивам и потокам как специального, так и универсального характера, во-вторых, во вхождении в мировое информационное пространство со своим творчеством и во включении информационных ресурсов, отражающих их творческую деятельность, в систему мировых информационных ресурсов.

Возможно, кто-то возразит, что сегодняшние интернет-технологии позволяют создать личный сайт творческого работника, разместить ролик на УоиШЬе и дать на него ссылки в популярных социальных сетях. Мы знаем, что в единичных случаях такие действия могут вызвать успех у массовой аудитории и создать «громкое» имя художнику, исполнителю. Вместе с тем все эти возможности не гарантируют эффективного представления в поисковых системах Интернет, соблюдения авторских прав, доступности для всех целевых аудиторий. Эти ресурсы доступны только тогда, когда чётко определены понятия поиска (по фамилии, названию произведения, названию мероприятия), и это не всегда соответствует «двунаправленной» информационной потребности творческих работников.

Анализируя современную информационную среду, можно увидеть, насколько точной и опережающей своё время по замыслу была идея с. Г. Антоновой о службе, которая будет заниматься сохранением и распространением трудов деятелей искусства. «Необходим процесс моделирования специальной библиотеки. При построении модели следует выделить библиотеки по искусству, также необходимо выделить важнейшие основные связи объекта — внутренние и внешние, отражающие качественные типо-образующие признаки моделируемого материала» [1, с. 33] — эта мысль и должна представлять основной ориентир для современной системы информационно-библиотечного обслуживания творческих работников.

Воплощение этой идеи в современной информационной среде, отличающейся поли-акторностью, требует активных действий самого творческого работника. Н. В. Лопатина, отмечая, что «новации информатизации проникли в творческий процесс и творческую лабораторию современного художника», показывает, что «современные платформы интернет-проектирования творческой лаборатории художника трансформируют нормы взаимодействия художника и реципиента, художника и критика, критика и реципиента; традиции этих социальных отношений, ролевую динамику» [2, с. 13—17].

Информационный компонент профессиональной деятельности современного творческого работника включает в себя не только создание и репродукцию художественной информации, но и самостоятельную деятельность по созданию информационных ресурсов, представляющих результаты его творчества. В данном случае речь идёт о самопубликации (эе^-риЬНзЫп^) как принципиально новом явлении для теоретического осмысления информационных ресурсов по искусству.

Новые информационные потребности творческого работника должны стать ориентиром совершенствования информационно-библиотечного обслуживания творческих работников, разработки правовых, экономических, технологических, культурных аспектов этого процесса.

Основная идея заключается в предоставлении новых сервисов для пользователей библиотек по искусству или библиотек, формирующих как виртуальные, так и традиционные коллекции по искусству. Творческий работник должен получить возможность быть не только читателем библиотеки, но и включать в её фонд информационные ресурсы, связанные с его творчеством. Речь идёт о создании депонированной коллекции (архива) музыканта, артиста, художника, писателя по его желанию, с его непосредственным участием на условиях безвоз-

мездной передачи материалов библиотеки. Такое решение предполагает возможности введения дополнительных платных услуг со стороны библиотеки, расширения контингента её пользователей, наибольшую комфортность информационной среды в области искусства. Самопубликуемые и депонируемые информационные ресурсы и коллекции на базе библиотек, архивов, музеев оказываются более доступными для целевой аудитории, ибо попадают в специально организованную информационную среду, где процесс поиска более эффективен в силу структурируемое™ массива, разнообразия критериев поиска (сейчас только заданные ключевые слова). Возможность удалённого доступа к электронным коллекциям библиотек, музеев, архивов позволяет пользователю работать с такими информационными ресурсами из различных уголков земного шара и предоставлять доступ к своей коллекции/архиву как в рамках действующего авторского права, так и в формате «открытых данных».

Ещё в середине 1990-х годов Т. Н. Суми-нова поставила задачу подготовки, с одной стороны, пользователей, а с другой — профессионалов высшей квалификации в области информационной деятельности в сфере искусства [5, с. 183]. Сегодня для вузов культуры и искусств эта проблема находит

выражение в нескольких направлениях. Во-первых, необходимо формировать принципиально новые информационные компетенции молодых творческих работников. Во-вторых, будущие информационные работники, которых готовят для сферы культуры и искусства, должны очень точно понимать содержание процессов информатизации культуры и оперативно реагировать на вызовы информационной среды, в том числе им необходимо овладеть инструментами диалога с творческим работником в реализации его новых информационных потребностей.

Таким образом, творческий работник в информационных процессах играет «двойную» роль, выступая и потребителем информации, и поставщиком. Основные задачи современного информационно-библиотечного обслуживания — предоставить ему возможность исполнять эти роли, выступать посредником между художником, исполнителем и информационной средой [3]. Задача современного исследователя этих проблем — найти новые точки роста на пересечении уникального опыта информационно-библиотечного обслуживания творческих работников, идей, незаслуженно забытых современным профессиональным сообществом, и новых практико-ориентиро-ванных разработок.

Примечания

1. Антонова с. г. Отражение литературы по театру в системе текущих отраслевых информационно-библиографических изданий : дис. на соиск. уч. степ. кандидата педагогических наук / Антонова С. Г. Москва, 1981.

2. Лопатина н. в. Информатизация культуры: современные проблемы и перспективы // Научно-техническая информация. Серия 1. 2010. № 3.

3. лопатина н. в. Библиотечная профессия в информационном обществе: разрушение или развитие // Научно-техническая информация. Серия 2. 2014. № 5.

4. остапов а. и. Проблемы методики изучения информационных потребностей научно-технических работников (на примере территориальных ЦНТБ и ЦНТИ) : дис. на соиск. уч. степ. кандидата педагогических наук. Москва, 1979.

5. Оуминова т. н. Персональная документография киноискусства: теоретико-методические основания и тенденции развития : дис. на соиск. уч. степ. кандидата педагогических наук / Суминова Татьяна Николаевна. Москва, 1996.

6. Юрковецкая А. З. Совершенствование библиотечно-библиографического обслуживания самодеятельных музыкальных коллективов на основе изучения специфики их информационных потребностей : дис. на соиск. уч. степ. кандидата педагогических наук / Юрковецкая А. 3. Москва, 1981.

References

1. Antonova S. G. Otrazhenie literatury po teatru v sisteme tekushchikh otraslevykh informatsionno-bibliograficheskikh izdanii. Diss. kand. ped. nauk [Reflected in the literature of the theater system the current industry information — bibliographic publications. Cand. ped. sci. diss.]. Moscow, 1981.

2. Lopatina N. V. Informatizatsiia kul'tury: sovremennye problemy i perspektivy [Informatization of the culture: Modern Problems and Prospects]. Nauchno-tekhnicheskaia informatsiia, seriia 1 [Scientific and technological information, series 1], 2010, No. 3.

3. Lopatina N. V. Bibliotechnaia professiia v informatsionnom obshchestve: razrushenie ili razvitie [The library profession in the information society: the destruction or development]. Nauchno-tekhnicheskaia informatsiia, seriia 2 [Scientific and technological information, series 2], 2014, No. 5.

4. Ostapov A. I. Problemy metodiki izucheniia informatsionnykh potrebnostei nauchno-tekhnicheskikh rabotnikov (na primere territorial'nykh TsNTB i TsNTI). Diss. kand. ped. nauk [Methodological study of the information needs of the scientific — technical workers (for example the territorial TsNTB and TsNTI). Cand. ped. sci. diss.]. Moscow, 1979.

5. Suminova T. N. Personal'naia dokumentografiia kinoiskusstva: teoretiko-metodicheskie osnovaniia i tendentsii razvitiia. Diss. kand. ped. nauk [Personal documents of the cinema: theoretical — methodological bases and development trends. Cand. ped. sci. diss.]. Moscow, 1996.

6. Iurkovetskaia A. Z. Sovershenstvovanie bibliotechno-bibliograficheskogo obsluzhivaniia samodeiatelnykh muzykalnykh kollektivov na osnove izucheniia spetsifiki ikh informatsionnykh potrebnostei. Diss. kand. ped. nauk [Perfection of the library — bibliographic service of amateur musical groups based on the study of their specific information needs. Cand. ped. sci. diss.]. Moscow, 1981.

УДК 021.2

И. З. Шипилова

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся состояния библиотек семейного чтения на современном этапе. Дано обоснование деятельности библиотеки семейного чтения как оптимальной модели эффективной работы с семьёй. В современном социокультурном пространстве России на библиотеки семейного чтения возложена очень важная миссия: возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития внутрисемейных отношений. Потому что именно библиотеки семейного чтения, нацеленные в своей работе на все категории читателей, от дошкольников до пенсионеров, являются единственным учреждением культуры, где можно совершенно бесплатно, но при этом содержательно и интересно провести своё свободное время.

Ключевые слова: культура, семейное чтение, библиотека, традиция, воспитание.

ШМПИАОВА ИРИНА ЗАХАРОВНА — аспирантка кафедры литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством Московского государственного университета культуры и искусств

SHIPILOVA IRINA ZAKHAROVNA — doctoral student of Department of literature and library work with children and youth, Moscow State University of Culture and Arts

ИБЛИОТЕКИ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИЛИ МЕДЛЕННОЕ УГАСАНИЕ?

e-mail: pogodinka12@mail.ru © Шипилова И. 3., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.