Научная статья на тему 'Информационные потребности и интересы личности: связь и соподчинение общего и частного'

Информационные потребности и интересы личности: связь и соподчинение общего и частного Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4388
390
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ / INFORMATION / COMMUNICATION / INFORMATION NEEDS / INFORMATION INTERESTS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мрочко Леонид Владимирович, Пирогов Александр Иванович

Рассматриваются сущность и содержание понятий «информационные потребности» и «информационные интересы» с онтологической и гносеологической точек зрения. Обосновывается мысль о том, что природа информационных потребностей человека имеет объективное начало, а информационные интересы личности носят субъективный характер. Раскрываются причины неполного восприятия информации потребителем и ответственность производителя информации перед обществом. Исследуются информационные интересы личности в рамках социально-политической активности. Делается вывод, что потребление информации опосредуется не только социальными условиями жизнедеятельности человека, но и его психологическими и психофизиологическими особенностями, определяющими связь и соподчинение общего и частного. Утверждается необходимость дальнейших исследований данной проблемы в социально-гуманитарных науках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Мрочко Леонид Владимирович, Пирогов Александр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information Needs and Personal Interests: Universals and Particulars Collateral Subordination

The authors consider the nature and content of the terms “information needs” and “information interests” from ontological and epistemological points of view. They substantiate the idea that the nature of human information needs has an objective origin, and informational interests of the personality are of subjective nature. The authors disclose the reasons of information’s incomplete perception by the consumer and the information generator’s social responsibility. They examine the personality’s information interests in the frame of socio-political activity. They have concluded that the consumption of information is mediated not only by the social conditions of a person’s life, but also by his or her psychological and physiological features that define the relationship and the collateral subordination of universals and particulars. The authors affirm the need for further research of this problem in social and humanitarian sciences.

Текст научной работы на тему «Информационные потребности и интересы личности: связь и соподчинение общего и частного»

УДК 316.77

Информационные потребности и интересы личности: связь и соподчинение общего и частного

Л. В. Мрочко1, А. И. Пирогов2

1 Московский гуманитарный университет

2 Национальный исследовательский университет «МИЭТ»

Рассматриваются сущность и содержание понятий «информационные потребности» и «информационные интересы» с онтологической и гносеологической точек зрения. Обосновывается мысль о том, что природа информационных потребностей человека имеет объективное начало, а информационные интересы личности носят субъективный характер. Раскрываются причины неполного восприятия информации потребителем и ответственность производителя информации перед обществом. Исследуются информационные интересы личности в рамках социально-политической активности. Делается вывод, что потребление информации опосредуется не только социальными условиями жизнедеятельности человека, но и его психологическими и психофизиологическими особенностями, определяющими связь и соподчинение общего и частного. Утверждается необходимость дальнейших исследований данной проблемы в социально-гуманитарных науках.

Ключевые слова: информация; информационное взаимодействие; информационные потребности; информационные интересы.

Сегодня уже можно с уверенностью сказать, что категория «информация» стала общенаучным достоянием. В научной среде активно разрабатываются политические, экономические, социальные, культурные и многие другие аспекты этого многогранного понятия. Однако большинство проблем, связанных с информацией, рассматриваются в рамках сугубо технических дисциплин, например, информатики. И сегодня с обложек учебников не сходит броское и модное — «информационные технологии». Причем это учебники для самых разных специалистов — от менеджмента и маркетинга, банковской сферы и финансов до туризма, рекламы и лингвистики. Первоначально похожие обстоятельства складывались и для понятий

© Мрочко Л. В., Пирогов А. И.

«информационная потребность» (см.: [1; 2; 3; 4] и др.) и «информационный интерес» ([5] и др.).

Спустя некоторое время ученые вынуждены были признать, что понятие «информационная потребность» как одно из центральных в науке и практике, как важное и многоплановое понятие до сих пор остается недостаточно изученным по существу, хотя информационным потребностям и их эффективному удовлетворению посвящено много специальных исследований. Это парадоксальное положение объясняется тем, что упомянутые исследования проводились с чисто практическими целями, а именно с целью разработать способы более полного удовлетворения потребностей конкретных категорий и групп ученых и специалистов,

и мало затрагивали само содержание информационных потребностей как явления [6].

Действительно, понятие «информация» родом из кибернетики. Вместе с тем существуют различные виды и типы информации, в том числе социальная и массовая информация, циркулирующие в социуме. Поэтому особый интерес в плане исследования представляют работы, в которых с достаточной глубиной исследуются общефилософские проблемы информации и четко выражено стремление осмыслить место и роль информационных процессов в развитии личности и общества в целом.

К их числу относятся и работы, рассматривающие понятия «информационные потребности» и «информационные интересы». Впервые термин «информационные потребности» был использован журналистом Робертом Тэйлором в статье «Способ задавать вопросы», опубликованной в журнале «Америкэн документейшн» в 1962 г. [7]. В статье Тейлор попытался описать, как индивид, сознательно или бессознательно, получает ответы на свои вопросы от информационной системы.

Существует немало определений понятия «информационные потребности» [8]. Не вступая в полемику с авторами научных работ, посвященных исследованию информационных потребностей общества и личности, и учитывая тот факт, что понятие «информационные интересы личности» по-прежнему нуждается в более глубоком и детальном изучении, выскажем свою позицию относительно данных понятий.

Исследование проблем массовой коммуникации предполагает рассмотрение вопросов информационного взаимодействия, как разновидности массово-информационной деятельности людей. Как известно, для производства

и передачи информации люди вступают в определенные отношения, от которых зависит результат их совместной деятельности [9]. Следовательно, рассмотрение конкретных ситуаций информационного взаимодействия, в которых проявляются информационные потребности и интересы индивидов и социальных групп, дает возможность раскрыть содержание информационных процессов в целом.

Процесс информационного взаимодействия во многом противоречив и характеризуется наличием факторов, влияющих на его течение не только сознательно, но и стихийно. Здесь действует система сложнейших опосредо-ваний, в результате объективные цели, стоящие перед производителем информации и заключающиеся в достижении определенных эффектов влияния на сознание потребителя информации, порой вступают в противоречие с информационными запросами индивида [10].

В информационном общении участвует в действительности не абстрактный потребитель, а живой, реальный человек, обладающий сознанием и самосознанием, воспринимающий и усваивающий информацию. При этом выявляется и формируется общность (различие) взглядов, убеждений, настроений, интересов, достигается (не достигается) взаимопонимание. Иными словами, в общение вступают активные личности. Они выражают не только согласие или несогласие, но и определенное отношение к содержанию информации, каналу ее передачи, своему собеседнику.

Эмпирически можно установить, что далеко не вся информация воспринимается и усваивается конкретным потребителем, часть ее остается за пределами восприятия. Как и почему это происходит? Известно, что любая деятельность

человека, в том числе в сфере производства и потребления информации, направлена на удовлетворение его потребностей и интересов. Потребности и интересы выступают основными побудительными силами любого вида деятельности человека и вместе с тем дают ориентиры его совершенствования как личности.

Потребности формируются в процессе развития человека под влиянием объективных условий и субъективных факторов. Содержание и разнообразие потребностей зависит от характера и масштаба его деятельности, от способов взаимосвязи с окружающей социальной средой. Эта взаимосвязь в ходе социального прогресса неизмеримо расширяется и углубляется, а в обществе действует закон возвышения потребностей. Казалось бы, все предельно ясно. И тем не менее, исследуя категорию «информационная потребность», и сегодня мы сталкиваемся с рядом нерешенных вопросов как методологического, так и социального характера.

Понятие «информационная потребность» онтологически относится к числу самых древних, а гносеологически — к самым молодым. Эта потребность существует ровно столько, сколько существует человек, но объектом исследования стала сравнительно недавно.

Информационную потребность следует рассматривать как объективную потребность человека в информации определенного содержания и формы, качества и количества (сообщениях, сведениях, данных и т. п.). Эта информация нужна человеку для ориентации в окружающей действительности, уточнения сложившегося социального статуса, для выбора линии поведения и преодоления трудных жизненных ситуаций, для достижения внутреннего равновесия и согласованности с социальной средой.

Известно, что движение массовой информации осуществляется благодаря функционированию механизмов прямой (деятельность — потребность — сознание — информация — деятельность) и обратной (информация — сознание — потребность — деятельность) связи. При этом механизм прямой связи является основополагающим, так как деятельность — это исходный пункт реализации потребностей вообще, а следовательно и потребности человека в информации.

Информационный цикл овладения способами целесообразной деятельности состоит из следующих этапов: деятельность — осознание неопределенности — потребность в информации — поиск и обнаружение информации — отбор необходимой информации и ее осмысление — включение информации в связь с имеющимися сведениями (знаниями) — выработка норм и правил действия — принятие решения — реализация решения в деятельности.

Информационная потребность, прежде чем выступить непосредственным побудительным моментом для деятельности человека, опосредуется его сознанием, духовной сферой и т. д. Только после этого и в результате этого она проявляется на поверхности реального процесса деятельности в особо осознанных формах: информационных интересах, запросах, мотивах выбора информации.

В данном случае понятия «информационная потребность» и «информационный интерес» различаются. Если потребность в информации объективна и может существовать вообще, поскольку задана биологической и социальной необходимостью в информационном обеспечении деятельности человека, — то «интереса вообще» не существует. Интерес всегда имеет субъективный характер. Интерес к информации возникает на основе потребности, но не сводится к ней. Человек крайне редко читает,

смотрит, слушает все, что ему предлагают, — он, как правило, обращается к тому, что его заинтересовало.

Информационный интерес зависит от многих объективных факторов. Он отражает социально-демографические, социально-политические, профессиональные и другие качественные параметры человека. Вместе с тем он опосредуется и рядом психологических факторов, например, вниманием, мотивами, направленностью личности и т. п. Этот интерес лежит в основе выбора информации, выступает в качестве фильтра, через который «просеивается» информация, и является ориентиром в постоянно расширяющемся информационном потоке.

Социальные противоречия так или иначе связаны с природой человеческого сознания, с существованием как частных, личных интересов, так и общих, общественных интересов. Соответственно проблема решается как на уровне обыденного сознания, так и на уровне определенного научно-теоретического осознания действительности. В первом случае потребитель выступает как гражданин, сопричастный к происходящим в стране событиям, во втором — как выразитель общественных (в том числе социально-профессиональных) интересов.

Следовательно, производитель информации призван не только удовлетворять сугубо индивидуальные интересы личности, но и активно формировать у нее общественные интересы. А значит, правильное понимание единства и противодействия общественных, коллективных и личностных интересов имеет важное методологическое значение.

Интересы потребителя информации имеют интегрированную и дифференцированную выраженность. Интегрированный интерес проявляется как общий интерес личности. Это интерес, который

выражает связь человека с обществом, историей, делами государства. В его основе лежат общие запросы, взгляды, представления, усваивающиеся по мере осознания им своего социального статуса, в процессе профессиональной деятельности, в соответствии со складом характера и т. д.

Особенным в интересах человека следует назвать все, что отражает его связь с коллективом, с микросредой, в которой он работает, учится, проводит большую часть времени. Особенное — это отраженные в сознании личности интересы той социальной группы, к которой он принадлежит. Именно через социальную среду, через коллектив человек осваивает накопленный социальный опыт и оказывается связанным с обществом. В результате у него формируется собственный интерес к социальной информации, которая помогает ему приобрести знания и навыки, необходимые для выполнения его профессиональной и социальной роли. Иными словами, особенное в информационных интересах потребителей информации развивается и крепнет по мере укрепления и развития связей с той средой (коллективом), в которую они включены обстоятельствами.

И наконец, уникальное, неповторимое в комплексе информационных интересов, есть та часть, которая присуща только данному конкретному человеку с его специфическими личностными чертами, привычками, характером. Эти особенности и определяют подход человека к выбору информации. Здесь как раз и проявляется дифференцированный информационный интерес — интерес особенный, сугубо личностный.

Общие, особенные и специфические (уникальные) интересы движут человеком в его поиске, отборе и потреблении информации. Разумеется, строго по ранжиру они не расположены: интересы

сочетаются и переплетаются, вступают в противоречие под воздействием обстоятельств. Сложившаяся между ними на какой-то период определенная субординация может нарушаться. В частности, далеко не всегда доминирующим выступает интегрированный интерес, призванный выражать главное стремление нашего современника — быть в эпицентре бурных событий, не отставать от жизни.

Конечно, социально-политическая активность позволяет точнее ориентироваться в потоках информации, оценивать, отбирать и аккумулировать информацию в соответствии со специфическими потребностями. Но социально-политические компоненты, как показывают результаты социологических исследований, не занимают приоритетное место в структуре информационных интересов человека.

Это означает: во-первых, нельзя приписывать социальной группе самостоятельное, независимое от составляющих ее личностей, существование; во-вторых, деятельность человека как социального существа не всегда носит общественный характер, ибо его собственное бытие есть не только общественная деятельность; в-третьих, воздействовать на общественное сознание и поведение людей возможно не иначе, как через воздействие на индивидуальное сознание и поведение.

Следовательно, общественные, коллективные и личные информационные интересы личности находятся в состоянии диалектического единства противоположностей.

Литература

1. Коготков С. Д. Некоторые вопросы теории информационных потребностей // Научно-техническая информация. Сер. 1. 1979. № 2. С. 1—8.

2. Коготков С. Д. Формирование информационных потребностей // Научно-техническая информация. Сер. 2. 1986. № 2. С. 1—7.

3. Блюменау Д. И. К уточнению исходных понятий теории информационных потребностей // Научно-техническая информация. Сер. 2. 1986. № 2. С. 7—12.

4. Мириманова М. С. Информационная потребность как психологическая проблема // Научно-техническая информация. Сер. 1. 1987. № 4. С. 1—4.

5. Евтюхина Е. А. К вопросу о сущности информационного интереса // Научно-техническая информация: Научн. и техн. б-ки СССР. 1991. № 3. С. 18—21.

6. Гиляревский Р. С., Маркусова В. А., Черный А. И. Научные коммуникации и проблемы информационной потребности // Научно-техническая информация. Сер. 1. 1993. № 9. С. 2.

7. Taylor R. S. The Process of Asking Questions // American Documentation. 1962. Vol. 13. Issue 4 (October). P. 391—396.

8. Соколов А. В. Что есть информационная потребность? // Труды Санкт-Петербургского гос. ун-та культуры и искусств. Т. 197: Анализ информации в науке, культуре, бизнесе. СПб.: СПбГУКИ, 2013. С. 7—18.

9. Загидуллина М. В. Информационная потребность как теоретическая проблема // Вестник Волжского гос. ун-та им. В. Н. Татищева. 2012. № 3. С. 194—200.

10. Сальников И. И. Основные этапы развития информационных потребностей человека // Современные наукоемкие технологии. 2010. № 10. С. 186—188.

Мрочко Леонид Владимирович — доктор философских наук, профессор кафедры теории рекламы и массовых коммуникаций Московского гуманитарного университета. E-mail: dr.discussion@yandex.ru

Пирогов Александр Иванович — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии, социологии и политологии (ФСиП), декан факультета (института) экономики, управления и права (ИнЭУП) МИЭТ. E-mail: egdek@miee.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.