Научная статья на тему 'Информационные образовательные модели'

Информационные образовательные модели Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
818
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАТИКА / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ / ФИЛОСОФИЯ ИНФОРМАЦИИ / EDUCATION / COMPUTER SCIENCE / INFORMATION / INFORMATION MODELS / PHILOSOPHY OF INFORMATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ожерельева Татьяна Алексеевна

Раскрывается содержание информационных образовательных моделей как базовых компонент современного образования. Описан носитель информации как средство передачи информационных моделей. Информационная емкость выделена в качестве основной характеристики носителя информации. Приведены основные информационные единицы, разделенные по смысловым характеристикам. Описаны особенности и основные функции информационных образовательных моделей. Информационные образовательные модели как информационные конструкции имеют характеристики: интерпретируемость, структурированность, связность,наличие физического объема,наличие информационная емкость в условных единицах, наличие меры, наличие знаний, семиотические характеристики, отношение релевантности. Выделены три основные функции информационных образовательных моделей: семантическую,лингвистическую и коммуникационную. Методы распознавания образов в информационных образовательных моделях классифицируются на интенсиональные и экстенсиональные. Рассматривается представление информационных образовательных моделей с позиций человеческого восприятия. Показано, что информационная образовательная модель является новым информационным ресурсом в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information educational model

The content of educational information models as a b asic component of modern education. Discloses a recording medium as a means for transmitting information data carrier. Information capacity is allocated as the main properties of media. The b asic information unit,divided by the semantic characteristics. Describes the features and b asic functions of educational models. Educational information model information structures have characteristics: interpretability,structure, connectivity, physical volume, availability of information capacity in conventional units, measures,knowledge,semiotic characteristics,relevance. Three main functions of educational models: semantic, linguistic and communication. Methods of pattern recognition in information educational models are classified into intensional and extensional. Examines the representation of educational models from the viewpoint of human perception. The features and b asic functions of information educational models. It is shown that the information educational model is a new information resource in education.

Текст научной работы на тему «Информационные образовательные модели»



_J:1!

Т. А. Ожерельева

Информационные образовательные модели

Раскрывается содержание информационных образовательных моделей как базовых компонент современного образования. Описан носитель информации как средство передачи информационных моделей.

Информационная емкость выделена в качестве основной характеристики носителя информации. Приведены основные информационные единицы, разделенные по смысловым характеристикам.

Описаны особенности и основные функции информационных образовательных моделей. Информационные образовательные модели как информацио конструкции имеют характеристики: интерпретируемость, структурированность; связность,наличие физического объема,наличие информационная емкость в^условных^ единицах , наличие меры , наличие знаний , семиотические характеристи релевантности.

Выделены три основные функции информационных образовМтельнь1$^мод£ семантическую лингвистическую и коммуникационную. мМетодырасщознавания образов в информационных образовательных моделях классифицируются на интенсиональные и экстенсиональные. Рассматривается предстаЯленш^ ^^информационных образовательных моделей с позиций человеческого восприятия.

Показано, что информационная образов<ателЪная^^моЬель является новым информационным ресурсом в образовании.

Ключевые слова: образование, инфор. философия информации

эшен

Мация, информационные модели,

Ozherel'eva

Information

The conten education, carri lâfor ormatio

D

national information models as a basic component of modern wording medium as a means for transmitting information data

apacity is allocated as the main properties of media. The basic divided by the semantic characteristics. the features and basic functions of educational models. Educational mation model information structures have characteristics: interpretability , structure, .ectivity , physical volume, availability of information capacity in conventional units, 'measures, knowledge,semiotic characteristics,relevance.

Three main functions of educational models: semantic, linguistic and communication. MMethods of pattern recognition in information educational models are classified into intensional and extensional. Examines the representation of educational models from the viewpoint of human perception.

The features and basic functions of information educational models. It is shown that the information educational model is a new information resource in education.

Keywords: education, computer science, information, information models, philosophy of information

Введение

Информатизация [1, 2] широко внедряется в сферу образования, и, как следствие, приводит к появлению различных образовательных моделей. Это групповые модели обучения, модели дистанционного обучения, смешанные модели обучения и др. Информаци-

онная^обрйзоватейьнй&ймойель — это пшдукт!

синтеза информатизации и образовательных технологий [3]. Процессы передачи информации в образовательных системах и технологиях качественно отличаются от процессов передачи информации в коммуникационных системах. В системах коммуникации передают, «что можно кодировать» или «что возможно передать при аййннойвпйлойбаспройуйййния»^ при передаче ин-

формации в обраЗоВатейЬийххиетеМаХ переда^ юТтО «что необходимо». В коммуникационных системах передают кодированную информацию, в образовательных технологиях передают информационные образовательные модели как основу системы знаний. В коммуникационных системах сообщения снимают неопределенность, в образовательных технологиях образовательные модели устраняют информационную асимметрию [4] и увеличивают знания. Это отражает различие в оценке количества информации по Шеннону и Флориди [5].

Процесс обучения связан не столько с передачей информации, сколько с использованием информационных образовательных ресурсов. Другими словами в процессах образования необходимо преобразовать информацию в информационный ресурс [6] и только после этого применять ее в образовании.

Информационные образовательные модели служат не столько основой передачи информации, сколько передачи знаний и повышения качества образования [7]. Важным понятием для информационных образовательных моделей является понятие носителя информации. Кроме того, для анализа информационной образовательной модели (ИОМ) необходимо вводит^ в рассмотрение образующее понятие информ

перфгЩрта^эдерфЩента^ " шгнитныИ;!

диск представляют собой только носитель информации, имеющий определенную информационную емкость и не имеющий семантики. Перфорация на перфокарте или перфоленте, запись на магнитном диске не изменяет их информационной емкости, но содержит семантику, т.е. содержательную часть или сведения. Носитель информации служит основой передачи сообщения или ИОМ. В теории информации носитель использует физический канал. В образовании к нему подключаются и служат основными вербальный и визуальный каналы.

Интерпретация ИОМ связана с критер смыслоразличения и с семантическим окружением информационных единиц [9]. ский анализ ИОМ возможен механизма разложения ИО семантические характеристики [10] Элементарной составляющей И< информационная едВ^и иЩ^'П

ion unit) о

ной единице смысле н мационного

ционной конструкции. Также необхо, рить о смыслоразличительных критер за сообщений о смысле и значени Носитель инфоРма Носитель информации ционного сообщения или ИОМ) есть информационный объект, овнСнной функцией которого является хранение или^ередача содержательности. Основной (но не единственной) характеристикой носителя информации является информационная Ю^ту величину определяет Шен-ью разности энтропий. Это отмеча-Уеменных монографиях, например [8] гформационная емкость — максимально озможное количество условных единиц ха-растеризующих сообщение или ИОМ, которое может вместить данный носитель информации. Этими единицами могут быть биты, символы кода, клетки таблиц, слова в машинных командах или в тексте, пиксели на изображении, перфокарты и т.п.

Носитель информации, сообщения или ИОМ может быть формальным и физическим. Чистая

ан«че-ое

е.

явлЯетС^

циоН-.рокоМИ

подмножеств» инфор-IS (Unfprmation set)|M ленное по^аданным критериям или каче-

1М Признакам Qa (Qualitative attribute). Зделение возможно в ширину, когда едини-лняют друг друга. Разделение возмож-глубину, когда единицы нижнего уровня ложены в единицы верхнего уровня. Информационная единица, включающая более простые, называется сложной или составной [12]. Кроме того, возможны комбинации обеих подходов. Таким образом, в зависимости от выбора метода разбиения и при множестве критериев разбиения возможны разные построения информационных единиц. Это в целом создает неоднозначность применения информационного подхода.

Совокупности связанных информационных единиц (информационных моделей) могут образовывать различные системы. Наиболее известными и часто используемыми являются системы классификации.

Семантические информационные единицы — это единицы, рассматриваемые в аспекте семантической содержательности. Выделяют следующие семантические информационные единицы [13]: символ, слово, предложение, фраза.

В табл. 2 приведены основные информационные единицы, разделенные по смысловым характеристикам.

Таблица 2

Смысловые характеристики информационных единиц

Часть ИОМ Смысловой уровень Морфология Контекст 1 Контекст 2

Знак 0 - - -

Слово 1 + - -

Предложение 2 + + -

Фраза 3 + + +

Семантика Ассоциации

Образовательная информационная модель как сложная информационная конструкция

Характеристика сложный (англ. compound, pomplex, фр. compose, нем. zusammen-gesetzt) в качестве синонимов имеет значения «составной», «аналитический» [10]. Эта характеристика означает, что данный объект состоит более чем из одной части или более чем из одного более простого объекта.

Сложная информационная единица — информационная единица, состоящая из нескольких более простых по уровням сложности информационных единиц. Для информационного сообщения такими информационными единицами (По иерархии) являются фраза, предложение, слово, символ.

Образовательная информационная модель (ИОМ) — информационный объект, включающий носитель информации и содержательную часть (содержательность), пригодный для хранения, обработки, передачи, представления информации. ИОМ включает [14] синтаксис (правила кодирования, декодирования и интерпретации), семантику (содержание, ИОМ), прагматику (полезность ИОМ). ИОМ направлено от отправителя к получателю, поэтом необходимо говорить о таком свойстве как правленность ИОМ при изучении конкретных сообщений. ИОМ — организованная, »сивтем тизированная совокупность, поэтому о быть рассмотрена как сложная система, имеющая части, элементы, связи.

При коммуникации Ш4оМ ^мешивается с объективно существующим материальным носителем информации и свойства идеального знака «как конструкта» переносятся, экстраполируются на материальное передаваемое сообщение. аличие неограниченного количества абстрак-

иры ^уршнеиприводит к тому, чтоиомяожет

иметь несколько смысловых значений (скрытый смысл). Это дает основание говорит о нескольких уровнях смысла ИОМ и его частей. ИОМ связано с кодом в узком смысле слова и языком в широком смысле. Основные функции ИОМ — хранение, передача и представление информации. Характеристики ИОМ при этом формируются для его оптимального хранения, передачи и представления.

При произвольности выбора ИОМ должна быть стандартизованная, что вытекает с одной стороны из требований ГОСов. С другой стороны стандартизация информационных [15] служит основой упрощения примен модернизации информационных ных продуктов.

Основные характер,

При передаче ИОМ необходимо вьТДёлитй^ отправителя, получателя, среду передачи информации. Отправитель—^^убь^т (пв€шодара-тель), обладающий иифЭрмацией пригод,нЬй для я, пригодная для переда-уемая человеком инфор-ещенная на неком информационном .олучатель — субъект (учащийся), информационную потребность и рас-щий средствами приема информации для передачи.

Объекты и основные характеристики ИОМ образуют его среду или окружение, которое отображено на рис. 1. ИОМ передается на определенном носителе, который всегда имеет информационную емкость. Эта информационная емкость может быть формальной и физической при записи ИОМ на материальный носитель.

Сообщение содержит определенные элементы и связи между этими элементами. Сообщение образуют информационные семантические

передачи чи,

Рис. 1. Окружение информационной образовательной модели

единицы' (И'СН){13]. "ЗтеЧЩова, предложения, фразы. Каждая из них имеет свои характеристики.

Как информационная конструкция ИОМ представляет собой формализованную информацию и имеет определенную форму представления, например текстовую, аудиальную или визуальную. Мера измерения или оценки ИОМ может быть объемной и содержательной. Мера измерения объема или информационной емко-рсти ИОМ достаточно простая. Она выведена Шенноном [16]. Мера содержательности ИОМ измеряется смысловыми характеристиками составляющих ИОМ и отношениями между ними. Наиболее важным в ИОМ является смысловая нагрузка или смысл. Именно для передачи смысла создается и передается информационная образовательная модель.

Как информационная конструкция ИОМ имеет следующие характеристики: интерпретируемость, структурированность, связность, наличие физического объема, наличие информационная емкость в условных единицах, наличие меры, наличие знаний, семиотические характеристики, отношение релевантности.

Интерпретируемость ИОМ состоит в возможности восприятия и смыслоразличения эле ментов ИОМ человеком непосредственно или с помощью специальных систем декодирования и дешифрирования. По этому признаку непосредственно и опосредственно щтер. емые ИОМ. Первые это ИОМИвосрринимаемые и интерпретируемые человеком за счет его знаний и интеллекта.

^ТоГ ляиЛпТегр^айо — тол-я!е)^\сорокупность значений, или иным способом элементам ■ или понятия. Интерпретиру-ть характеризована как соот-дставления ИОМ оригиналу. мере возрастания уровня абстракции мо-ее интерпретируемость, становится все ме-ее очевидной. Однако при этом возрастает переносимость применения данной модели ИОМ. Примером служит кодовый знак. Кодовый знак имеет максимальный уровень абстракции, но не имеет самостоятельной смысловой нагрузки.

Структурированность ИОМ состоит в возможности вложения в него разных информационных единиц [17]. Связанность ИОМ определяется свойством установления связей и отношений различного типа между элементами ИОМ. Она может быть антецедентной или ассоциативной. Связанность дает возможность установления лингвистических и временных отношений, а также отношений, определяющих порядок выбора информационных единиц, отношения устанавливающие совместимость или несовместимость.

Отношение релевантности ИОМ. Ассоциативные связи могут характеризовать смысловую

Интерпретац кование, объяЧН( придаваемы како

близость семантических информационных единиц. Эту связь называют отношением релевант -ности для информационных образовательных моделей. Отношения релевантности позволЯ ет сравнивать разные ИОМ безотносительно к способам формализации или кодирования, а по смысловым характеристикам и содержательности знаний.

Три основных качества ИОМ Как информационная конструкция ИОМ должно выполнять функции носителя полезной информации и потенциального источника получения знаний. Особенность ИОМ как объекта передачи информации состоит в наличии трех качеств: идеального, формального риального.

Исходная идея (знание) фориа. при этом у ИОМ появляется формальный информационный объем (например, в количестве символов). Отсюда ИОМ содержит знания, формализованные с^омомью.^ыбран'нрй системы формалийации^Это^формализо^анная

конструкция может преобразоваться в материальный объект путем дополнительного кодирования и записи на материальный носитель. юм'\йвляются книги, учебники, CD-

ис

^уИкционально ИОМ служит средством обручения. При человеческом общении используется идеальная и формальная компоненты ИОМ. При передаче ИОМ в режиме оЫте возникает необходимость материализации ИОМ и использовать материальную компоненту.

Три основные функции ИОМ ИОМ как информационная конструкция имеет отличительные особенности. При изучении окружающего мира [18] функционирует следующая схема.

Окружающий мир ^ система восприятия ^ информация (данные)

Система восприятия = [прибор] + [технология] + человек

Данные — результат фиксации информации о внешнем мире. После получения данных с ними производят различные манипуляции: упорядочение, организацию, анализ. И только посж этого формируют сообщение. Таким образом, как информационная конструкция ИОМ содержит упорядоченную организованную информацию. Следует выделить три основные функции ИОМ по степени их важности: семантическую, лингвистическую и коммуникационную.

Семантическая функция состоит в том, что ИОМ содержит смысл, смысловое значение, идею, знание.

Лингвистическая функция ИОМ заключается в том, что ИОМ является элементом одного или нескольких языков.

ЩК«мШуШжЩшШная!' 'функция^состойт в том, что ИОМ переносит информацию и является частью системы коммуникации

Преподаватель ^ образовательная среда ^ ^ получатель

Образовательная среда как система коммуникации является многоканальной, причем каналы могут быть качественно разными. Кроме того, система образовательная среда имеет обратную связь, что повышает надежность передачи знаний.

ИОМ как представление знаний. Семантическая сущность информации, циркулирующей в образовательных системах, как в любых искусственных системах, проявляется через человека. Сущность информации, заложенной в ИОМ, также проявляется через человека, отсюда вытекает важность представления ИОМ.

Любое представление формируется на основе понимания функции, значения представляемого предмета или явления. В основе представления лежит чувственно-образная модель ИОМ, соединяющая в себе чувственно-непосредственный и абстрактно-всеобщий моменты индивид, знания. Такое свойство ИОМ является посред ником между непосредственно-индивидуал ным восприятием объектов действительности и их понятийной сущностью. Осуществляемо в научном познании "наглядное"^мо, ние чувственно не воспринимаемых объектов и

оторой Таким

нам

с чувственным лжно быть ориенти-

процессов также являе понятая сущность образом, предст восприятие ровано на

ставлением знаний, кото елов [19] можно выделить два соба представления сообщений: сиональный, в виде схемы связей ежду признаками объекта, описываемого в со-бщении.

экстенсиональный, с помощью конкретных фактов (объекты, примеры)

Интенсиональные представления реализуются посредством операций над значениями атрибутов и не предполагают произведения операций над конкретными информационными фактами (объектами). Экстенсиональные представления связаны с описанием и фиксацией конкретных объектов из предметной области и реализуются в операциях, элементами которых служат объекты как целостные системы

Приведенные два подхода представления ИОМ имеют прямое приложение в теории распознавания образов. Образ — это визуальная разновидность ИОМ. Методы распознавания образов в ИОМ можно классифицировать на:

• интенсиональные методы, основанные на операциях с признаками.

• экстенсиональные методы, основанные на операциях с объектами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итенсиональные методы в качестве разновидности включают лингвистические методы. Если вспомнить основы семиотики Пирса, в частности его подход к онтологии и феноменологии; то их основу составляет его учение о трех универсальных категориях качества, отношения и репрезентации. Исходя из этого, представление ИОМ определяется как феномен третьей категории по Пирсу. ИОМ связывает три качества (идею, форму и материальною реализацию). В узком смысле, ИОМ как представление представляет объект, к которому отсылает, называемую интерпретанту; которая св в значение ИОМ с методом его инт

Рассматривая представление человеческого восприятия, необходимо тме-тить следующее. Человек/при во^Врия общений пользуется двумя механизмами ления. Один из ни абстрактным связаны чески та с

ожность мволов

им ысшо--

работать с с которы

рыми

мантические и прагмати-а именно^умение рабо-ами в самом широком смысле этого кое мышление можно было бы на-золическим или алгебраическим. Фор-антической репрезентации сообщений этого вида часто называют вербальной.

Другой механизм мышления — способность работать с чувственными образами и представлениями об этих образах. Такие образы обладают куда большей ассоциативностью и интегриро-ванностью, чем символические представления. Но они и значительно более расплывчаты, менее логичны, чем то, что скрывается за элементами, которыми оперирует алгебраическое мышление. Однако без них мы не могли бы отображать в нашем сознании окружающий мир в той полноте, которая для нас необходима.

Способность работать с чувственными образами (со зрительными образами) определяет то, что можно назвать геометрическим образным восприятием ИОМ. Образная репрезентация ИОМ — это форма хранения информации в памяти о наглядных образах в пространстве и времени или форма хранения сенсорных компонентов, сенсорного опыта, приобретенного в прошлом.

Отметим следующее. Возможны любые комбинации символов как формы представления ИОМ, которые можно считать словами. Поэтому в общем случае слово, как совокупность символов, может и не нести смысла. Для таких слов существует понятие «знаковое слово». Знаковое слово (unmotvated word) слово, не имеющее выраженной (эксплицитной) формы, не мотивированной слово. Этим подчеркивается еще раз, что знак не несет смысловой нагрузки.

Совокупность слов в предложении имеют предикативное значение. Это значение имеет и

совакупнОСтВ^реДянжеиии соСТав.йЯющих'ЧВ— зрц — фразу. Однако, как и слово, предложение саМо по себе содержит элемент обобщения или абстракции. Можно отметить, что некоторые предложения не содержат полный смысл и требуют для их интерпретации других предложений. Совокупность предложений, не требующая иных предложений, образует фразу.

Фраза — актуализованная информационная единица ИОМ, для которой существует антецедентная связь. Фраза содержит контекст, который связывает отдельные предложения общим смыслом. Этот же контекст и связывает отдельные фразы в общий текст. На практике полное смысловое сообщение может состоять из одной фразы и из предложения.

Все рассмотренные информационные единицы за исключением символа можно назвать семантическими, поскольку они содержат смысловую нагрузку. Для информационных единиц существует понятие значения и признака.

Значение — актуализованная интерпретация информационной единицы.

Признак — формальное выражение значения информационной единицы или информационного объекта, ее смыслоразличительная характе ристика.

Например, часто предложение выраж предикацию и состоит из нескольких связанн слов. Предикация в данном случае иг признака предложения.

Предикация — птнгтщ^гптпджания или предмета к действительности, осуществляемое в предложении (в отличиеЧвг словосочетания) Например, Информация №0Яа)будет передана в

Предикативность^синтаксическая категория, форм^руЮща^"предложение; относит содержа-редложения к действительности и тем са-гго единицей ИОМ.

8.

9.

10. 11. 12.

13.

14.

Предй^зТ^оРлаТ. praeaicatum — сКШуШье)1| в узком смысле — то же, что свойство; в широком смысле — отношение, т. е. свойство нескольких предметов. В логике предикат — пропозициональная функция, т.е. выражение с неопределенными терминами (переменными), при выборе конкретных значений для этих терминов преобразующееся в осмысленное (истинное или ложное) высказывание.

Информационные семантические единицы ИОМ могут иметь обобщенное значение,! например «стол». Для конкретизации ИСЕ применяют актуализацию. Актуализация информационной семантической единицы отнесение ИСЕ с действительностью конкретизация на этой основе. Это^оотЛ ние осуществляется включением в совокупность других, которые уточ значение и смысл. Уточнение о^щест введением и использованием явными нея€ (контекстных) связеВ^^

е

Информационные образовательные модели являются новым информационным ресурсом и являЬтся^браэЪвательным ресурсом. Информационные образовательные модели являются ыми информационными конструкциями. и их формировании необходимо использо-е ряда понятий, таких как: информационные объекты и информационные единицы, носитель информации, смыслоразличитель-ные и формально различительные критерии, а также целого ряда терминов из лингвистики и философии. В системном аспекте ИОМ является сложной системой, содержащей системные свойства. Отсюда построение ИОМ должно включать не только информационный подход и информационные отношения, но и базироваться на психологии, лингвистике и даже паралингвистике [21].

ЛИТЕРАТУРА

дж С.А. Сценарии мультимедийного образования // Управление образованием: теория и практика. 2014. № 1. С. 139144.

Цветков В. Я. Информатизация: Создание современных информационных технологий. Часть 1. Структуры данных и технические средства. М., ГКНТ, ВНТЦентр, 1990. 118 с.

Ожерельева Т.А. Применение информационных технологий для управления образовательными процессами // Управление образованием: теория и практика. 2013. № 4. С. 133-137.

Оболяева Н.М. Устранение информационной асимметрии как инструмент повышения качества образования // Геодезия и аэрофотосъемка. 2012. № 6. С. 123-124.

Tsvetkov V.Ya. The K.E. Shannon and L. Floridi's amount of information // Life Science Journal 2014; 11 (11), pp.667-671. Матчин В.Т. Информационные ресурсы как инструмент научного исследования и развития // Вестник МГТУ МИРЭА «MSTU MIREA HERALD». 2014. № 2 (3). С. 235-256.

Tatiana А. Ozhereleva The Use of Information Technology for Education Quality Management // European Journal of Economic Studies, 2013, Vol.(6), № 4, p. 221-226.

Хелд Г. Технологии передачи данных. СПб.: Питер, 2003. 720 с.

V. Yа. Tsvetkov. Semantic environment of information units // European Researcher, 2014, Vol.(76), № 6-1, p. 1059-1065. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: КомКнига, 2007. 576 с.

Цветков В. Я. Информационные единицы сообщений // Фундаментальные исследования. 2007. № 12. С. 123-124.

S. A. Kuja, I. V. Solovjev, V. Y. Tsvetkov System Elements Heterogeneity // European Researcher, 2013, Vol.(60), № 10-1, p.2366-

2373.

V. Ya. Tsvetkov. Information Units as the Elements of Complex Models // Nanotechnology Research and Practice, 2014, Vol.(1), № 1. p. 57-64.

Цветков В.Я. Семиотический подход к построению моделей данных в автоматизированных информационных система!! // ИГЙдезйя'11 аэрофотосъемка. 2000. № 5. С. 142-145.

4

7

15. ЦВетКоВ В.Я. Стандартизация информационных программных средств и пртертМмньк продуктов. М.: МгУГиК, 2000. 116 с.

Цб. C.E. Shannon (1948) "A Mathematical Theory of Communication", Bell System Technical Journal, vol. 27, pp. 379-423 & 623-656, July & October, 1948.

Ц. Казенников А.О., Соловьев И.В. Извлечение структурированного новостного сообщения из веб-страниц при использовании дополнительной информации RSS // Вестник МГТУ МИРЭА - «MSTU MIREA HERALD». 2014. № 2 (3). С. 276-288.

18. V. Y. Tsvetkov. Worldview Model as the Result of Education // World Applied Sciences Journal. 2014. 31 (2). p. 211-215.

19. Искусственный интеллект. В 3-х кн. Кн.2. Модели и методы: Справочник / Под ред. Д.А. Поспелова. М.: Радио и связь, 1990. 340 с.

20. Тихонов А.Н., Иванников А.Д., Цветков В. Я. Терминологические отношения // Фундаментальные исследования. 2009. № 5. С.146-148.

21. Цветков В.Я. Паралингвистические средства в дистанционном образовании // Дистанционное и виртуальное обучение. 2013. № 10. С.4-11.

8.

9.

10. 11.

12.

13.

14.

15.

16.

REFERENCES

Kudzh S.A. Scenarios of multimedia education. Upravlenie obrazovaniem: teoriia i praktika - Managing education: practice, 2014, no. 1, pp. 139-144 (in Russian).

Tsvetkov V. Ia. Informatizatsiia: Sozdanie sovremennykh informatsionnykh tekhnologii. Chast' 1. Struktury dannyki sredstva [Informatization: the Creation of modern information technologies. Part 1. Data structures an Moscow, GKNT, VNTCentr Publ., 1990. 118 p.

Ozherel'eva T.A. Application of information technologies for management of educational process* teoriia i praktika - Managing education: theory and practice, 2013, no. 4, pp. 133-137 (in Russian). Oboljaeva N.M. Elimination of information asymmetry as a tool to improve the quality of educatil - Geodesy and aerial photography, 2012, no. 6, pp. 123-124 (in Russian). Tsvetkov V.Ya. The K.E. Shannon and L. Floridi's amount of information. Life Scien. Matchin V.T. Information resources as an instrument of research and develo Herald, 2014, no. 2 (3), pp. 235-256 (in Russian).

Tsvetkov V.Ia. A semiotic Geodesy and aerial Tsvetkov V.Ia. informatio C.E. Sha

Geodeziia i

rofQtof"emkb

(11), pp>67V7f.

pp. 667

mirea - Msti ОЙ'

U MIREA

Tatiana A. Ozhereleva. The Use of Information Technology for Educa Studies, 2013, Vol.(6), no. 4, pp. 221-226.

Kheld G. Tekhnologii peredachi dannykh [Data transmission technQ V. Ya. Tsvetkov. Semantic environment of information unjj Akhmanova O.S. Slovar lingvisticheskikh terminov [Dict Tsvetkov V. Ia. Informatsionnye edinitsy soobshchenii. ' 123-124 (in Russian).

S. A. Kuja, I. V. Solovjev, V. Y. TsvetkovSystefl 2373.

V. Ya. Tsvetkov. Information Unitslas the ] 1, pp. 57-64.

ach^o building data models in computer information systems. Geodeziia i aerofotos"emka 5, pp. 142-145 (in Russian). matsionnykh programmnykh sredstv i programmnykh produktov [Standardization oof are products]. Moscow, MGUGiK Publ., 2000. 116 p.

Theory of Communication. Bell System Technical Journal, 1948, Vol. 27, pp. 379-423 & 623-656,

ent. Europe^yJournal of Economic

:tersburg, Piter Publ., 2003. 720 p. 2014, Vol.(76), no. 6-1, pp. 1059-1065. . Moscow, KomKniga Publ., 2007. 576 p. tye issledovaniia - Fundamental research, 2007, no. 12, pp.

Heterogeneity. European Researcher, 2013, Vol.(60), no. 10-1, p.2366-

ex Models. Nanotechnology Research and Practice, 2014, Vol.(1), no.

Jujy^Octobe

zenniklt A.O^Solov'ev I.V. Extraction of structured news reports from web pages with additional information RSS. Vestnik GGTUMmEA*MSTUMIREA Herald, 2014, no. 2 (3), pp. 276-288 (in Russian).

Tsvetkov. Worldview Model as the Result of Education. World Applied Sciences Journal, 2014, no. 31 (2), pp. 211-215. IskuSvnnyi intellekt. V 3-kh kn. Kn.2. Modeli i metody: Spravochnik /Pod red. D.A. Pospelova [Artificial intelligence. In 3 books. odels and methods: a handbook / edited by D. A. Pospelov]. Moscow, Radio i sviaz' Publ., 1990. 340 s.

ikhonov A.N., Ivannikov A.D., Tsvetkov V. Ia. Terminological relations. Fundamentalnye issledovaniia - Fundamental research, 2009, no. 5, pp.146-148 (in Russian).

Tsvetkov V.Ia. Paralinguistic tools in distance education. Distantsionnoe i virtualnoe obuchenie - Distance and virtual training, 2013, no. 10, pp. 4-11.

Информация об авторе

Ожерельева Татьяна Алексеевна

(Россия, Москва) Старший преподаватель кафедры «Экономики и предпринимательства» Факультет экономики и управления территориями Московский государственный университет геодезии и картографии e-mail ozerjtan@yandex.ru

Information about the author

Ozherel'eva Tat'iana Alekseevna

(Russia, Moscow) The Senior Lecturer of the Department "Economy and entrepreneurship" Faculty of Economics and Management Areas Moscow State University of Geodesy and Cartography e-mail ozerjtan@yandex.ru

3

4

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.