Научная статья на тему 'Информационные и телекоммуникационные технологии как фактор социализации молодого поколения'

Информационные и телекоммуникационные технологии как фактор социализации молодого поколения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
915
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СФЕРЫ ВЛИЯНИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА / INFORMATION AND TELECOMMUNICATION TECHNOLOGIES / SPHERES OF INFLUENCE / SOCIALIZATION / EDUCATION / INFORMATION WAR

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Денисова Алла Борисовна

Темпы прогресса современного общества, технологическая революция формируют новую материальную основу общества, в котором информация является ключевым элементом, обусловливающим масштабы изменений, а информационные и телекоммуникационные технологии становятся средствами, определяющими эффективность процессов, и необходимыми формами социализации современного поколения. Виртуальная среда порождает специфические интересы, цели, потребности, мотивы деятельности, побуждающие к определенным формам психической и социальной активности, которые проявляются в новом информационном пространстве. Но при этом Интернет является не только необъятным источником информации, средством для обеспечения коммуникаций, реализации интеграционных идей, но и мощнейшим средством информационного влияния и управления информационного воздействия для достижения требуемой реакции, поведения с целью манипулирования личностью, социальными группами и обществом в целом. Сегодня остро стоит проблема национальной безопасности, построения системы противодействия терроризму и экстремизму. Центральной в вопросах национальной безопасности и основной при ведении информационных войн становится сфера идей, духовная сфера. Все чаще средствами информационного влияния становятся онлайновые социальные сети, число пользователей которых растет с каждым годом. В современных условиях существования общества эффективность воспитательного процесса невозможна без качественного информационного и телекоммуникационного сопровождения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information and communication technologies as a factor of socialization of the young generation

The pace of progress in modern society, the technology revolution are creating a new material Foundation of society where information is a key element in defining the scope of the changes and information and telecommunication technologies become the means of determining the effectiveness of processes and necessary forms of socialization of the modern generation. The virtual environment gives rise to specific interests, goals, needs, motives, activities, encouraging to certain forms of mental and social activity that occur in the new information space. But the Internet is not only a great source of information, a means to ensure communications, implementation, integration ideas, but also a powerful means of information influence and control informational influence to achieve a desired reaction behavior for the purpose of manipulating personality, social groups and society as a whole. Today the problem of national security is very important, as well as the creation of system of counteraction to terrorism and extremism. The Central sphere in matters of national security and the main area of information warfare is becoming the realm of ideas, the spiritual sphere. Increasingly, the means of information influence become online social networks the number of users keeps on increasing every year. In modern conditions of existence of society, efficiency of educational process is impossible without high-quality information and telecommunication support

Текст научной работы на тему «Информационные и телекоммуникационные технологии как фактор социализации молодого поколения»

УДК 37.012.1

DOI: 10.17726^ШТ2016.11.137.012.1

Информационные и телекоммуникационные технологии

как фактор социализации молодого поколения

Денисова Алла Борисовна,

руководитель центра внеучебной деятельности и работы с молодежью, доцент, к.ф.н., Московский технический университет связи и информатики,

Москва, Россия

den-alla@yandex.ru

Аннотация. Темпы прогресса современного общества, технологическая революция формируют новую материальную основу общества, в котором информация является ключевым элементом, обусловливающим масштабы изменений, а информационные и телекоммуникационные технологии становятся средствами, определяющими эффективность процессов, и необходимыми формами социализации современного поколения. Виртуальная среда порождает специфические интересы, цели, потребности, мотивы деятельности, побуждающие к определенным формам психической и социальной активности, которые проявляются в новом информационном пространстве. Но при этом Интернет является не только необъятным источником информации, средством для обеспечения коммуникаций, реализации интеграционных идей, но и мощнейшим средством информационного влияния и управления - информационного воздействия для достижения требуемой реакции, поведения с целью манипулирования личностью, социальными группами и обществом в целом. Сегодня остро стоит проблема национальной безопасности, построения системы противодействия терроризму и экстремизму. Центральной в вопросах национальной безопасности и основной при ведении информационных войн становится сфера идей, духовная сфера. Все чаще средствами информационного влияния становятся онлайновые социальные сети, число пользователей которых растет с каждым годом. В современных условиях существования общества эффективность воспитательного процесса невозможна без качественного информационного и телекоммуникационного сопровождения.

Ключевые слова: информационные и телекоммуникационные технологии, сферы влияния, социализация, воспитание, информационная война.

№ 1 (11), июнь 2016 URL: http://cyberspace.pglu.ru

Information and communication technologies as a factor of socialization of the young generation

Denisova Alla Borisovna,

head of the center for extracurricular activities and youth work, associate Professor, PhD.N., Moscow technical University of communications and Informatics, Moscow, Russia

den-alla@yandex.ru

Abstract. The pace of progress in modern society, the technology revolution are creating a new material Foundation of society where information is a key element in defining the scope of the changes and information and telecommunication technologies become the means of determining the effectiveness of processes and necessary forms of socialization of the modern generation. The virtual environment gives rise to specific interests, goals, needs, motives, activities, encouraging to certain forms of mental and social activity that occur in the new information space. But the Internet is not only a great source of information, a means to ensure communications, implementation, integration ideas, but also a powerful means of information influence and control - informational influence to achieve a desired reaction behavior for the purpose of manipulating personality, social groups and society as a whole. Today the problem of national security is very important, as well as the creation of system of counteraction to terrorism and extremism. The Central sphere in matters of national security and the main area of information warfare is becoming the realm of ideas, the spiritual sphere. Increasingly, the means of information influence become online social networks the number of users keeps on increasing every year. In modern conditions of existence of society, efficiency of educational process is impossible without high-quality information and telecommunication support.

Keywords: information and telecommunication technologies, spheres of influence, socialization, education, information war.

Новый тип социокультурной реальности формируется на наших глазах, происходящие изменения стремительны и необратимы, и для соответствия этим процессам необходимо быть включенным в пространство изменений, в определенной мере влияя на его трансформации, участвуя в его конструировании. «Мы изменили свое окружение так радикально, что теперь должны из-

менить себя, чтобы жить в этом новом окружении»,- писал родоначальник кибернетики Роберт Винер.

Вопрос общественного прогресса спорен, но то, что общество находится в постоянном изменении, не вызывает ни у кого сомнений. В XXI веке мир реструктурируется на новых основаниях. Быстрое развитие информационной сферы, качественный скачок в развитии информационных и коммуникационных технологий, произошедший на наших глазах, и увеличение их роли в жизнедеятельности различных социальных институтов позволяют говорить, что появились новые факторы, определяющие основополагающие структуры общественной жизни.

Если раньше окружающий мир и самого человека можно было описать через материю, пространство, время и движение, то сегодня к этим фундаментальным характеристикам бытия философия добавляет категорию «информация», связывающую материальную природу и идеальное сознание человека, являющуюся основой познания и практики и основным сырьем современного общества. С 60-х гг. прошлого века «информация» становится самым популярным научным понятием. Технологическая революция, конвергенция телекоммуникационных сетей с информационными технологиями (информационные и коммуникационные технологии - ИКТ) ускоренными темпами формируют новую материальную основу общества, в которой информация является ключевым элементом, определяющим масштабы изменений.

Цель данной работы - описать происходящие изменения, выделив реперные точки.

Экспоненциальный прирост количества информации, циркулирующей сегодня в мире, превратил ее из фактора второго плана в важнейший экономический, политический фактор и особый социально-экономический ресурс - информационный потенциал, что отражает возрастающую информационную зависимость общества: по мнению специалистов, частота передачи информации на негенетическом уровне превысила частоту передачи информации на генетическом уровне.

С начала XXI века формируется комплекс понятий, отражающих новую информационную эпоху: «электронная культура», «виртуальный музей», «цифровое искусство», «электронное правительство» и т.д. Основой для формирования этого нового вида реальности, объединяющего на сегодняшний день милли-

URL: http://cyberspace.pglu.ru

арды пользователей, которые находятся в нем в режиме постоянного присутствия (online), реализуют многие виды деятельности и удовлетворяют свои потребности, послужила глобальная компьютерная сеть Интернет. Она стала не только системой хранения и передачи сверхбольших объемов информации, но и сферой деятельности огромного числа людей, эффективным средством реализации творческого потенциала, продуктивного коллективного сотрудничества.

Повсеместно распространенные средства мобильной связи (по данным Международного союза электросвязи, уже в 2012 году 90% населения Земли проживали на территориях, охваченных мобильной связью [1: 65]) каждый год становятся все более совершенными и многофункциональными, а услуги и сервисы - все удобнее и доступнее. Согласно исследованию компании Gartner, во втором квартале 2013 года продажи смартфонов впервые с момента появления на рынке превзошли объем продаж мобильных телефонов [2]. А это говорит о том, что Всемирная сеть сопровождает нас на каждом шагу, так как смартфоны позволяют не только общаться, но и обмениваться сообщениями, видеоизображениями, совершать различные финансовые операции и др. Происходит конвергенция устройств (девайсов) на базе одного изделия. Через эти устройства обеспечивается телекоммуникационный доступ к многочисленным услугам и сервисам (рост предлагаемых услуг и мобильных приложений экспоненциальный): развлечениям, общению, дистанционному обучению, телемедицине, электронной навигации, торговле и т.д. и т.п.- все это объединяется в электронном мире.

Виртуальная среда порождает специфические интересы, цели, потребности, мотивы деятельности, побуждающие к определенным формами психической и социальной активности, которые проявляются в этом новом пространстве. Эффективное владение информационными технологиями и телекоммуникационными средствами изменяет стиль мышления и поведения человека, который начинает по-другому подходить к организации своей деятельности и оценке проблем. М. Кастальс в книге «Сила коммуникаций» утверждает, что сетевые медиа влияют на мышление, воображение и чувство реальности и выживают только те, кто осознает эту трансформацию [3]. Фактически уже сегодня складывается, наряду с миром реальным, некий виртуальный

мир, или информационный мир, или е-мир, е-культура, качественно трансформирующая модель реальности. До последнего времени эти процессы протекали в скрытой форме, но бурное развитие и распространение компьютерных технологий, глобальных информационных сетей (так, в России с 1997 года по 2013 год количество пользователей сети Интернет выросло более чем в 100 раз [4: 214]) кардинальным образом изменили социум, сделав информационные средства и технологии своего рода информационными органами, «продолжениями» человека (X. М. Мак-Люэн).

«E-culture» - термин профессора Миланского политехнического университета Алфреда Ронки [5]. Анализируя работы современных авторов, Л. В. Баева к феноменам электронной культуры относит: «электронные формы современной коммуникации: интернет, социальные сети, виртуальные сообщества, чаты, блоги, форумы, сайты; виртуальные музеи, галереи, выставочные залы и др.; дистанционное образование; электронную реконструкцию (городов, объектов культурного наследия в их исторической и пространственной перспективе); компьютерные игры, в том числе сетевые; электронные СМИ (online-журналы, газеты); анимацию, кино, музыкальные клипы, созданные с помощью современных IT-технологий; электронные архивы, справочные системы, энциклопедии, словари, библиотеки; электронную рекламу, в том числе спам; информационные программы, обеспечение, формы защиты информации и т.д.». Таким образом, по ее мнению, «в наиболее общем виде электронная культура представляет собой совокупность результатов творчества и коммуникации людей в условиях внедрения IT-инноваций, характеризующуюся созданием единого информационного пространства, виртуальной формой выражения, дистанционной технологией, либеральностью контента» [6: 78]. «Новое социально-культурное пространство... не соотносится более с такими важнейшими пространственными характеристиками как протяженность, плотность, наличность, реальность, интерсубъективность и др. Само понятие пространства как формы существования объективной реальности претерпело изменения, произошло расширение пространственной структуры общества»,- утверждают исследователи [7: 131]. Искусственное совмещение пространственных и временных событий формирует новые принципы взаимодействия. Можно сказать, что информационные и телекоммуникационные

Ш1: http://cyberspace.pglu.ru

технологии позволяют человеку преодолеть ограниченность своего существования.

Интернет является не только необъятным источником информации, средством для обеспечения коммуникаций, реализации интеграционных идей, но и мощнейшим средством информационного влияния и управления - информационного воздействия для достижения требуемой реакции, поведения с целью манипулирования личностью, социальными группами и обществом в целом. Так, в книге Б. Н. Мирошникова (организатора и начальника Управления компьютерной и информационной безопасности ФСБ России) приводится факт задержки в 2010 году пуска первой на Ближнем Востоке атомной электростанции в Иране из-за поступившей информации о запущенном компьютерном вирусе в сетях Ирана [8: 184]. Откуда, кто запустил этот вирус, навредил бы он - осталось невыясненным, но цель была достигнута. Или все помнят невероятные предположения, распространявшиеся средствами массовой информации перед наступлением 2000 года, о грядущих катаклизмах в связи с компьютерным сбоем, который должен был случиться, при этом не посчитаны миллиарды, потраченные на преодоление не существовавшей в реальности «проблемы 2000» [8: 22].

Картина мира изменилась парадигмально, что поставило индивида в абсолютно новые условия существования. В мире сложилась определенная информационная среда взаимодействия людей - информационно-телекоммуникационное пространство, где поведение человека коррелирует не с объективной информацией об окружающих его объектах и событиях, а с коммуникативной информацией, содержащей мнение об этих объектах других людей, информационную мифологию. События последнего времени на Украине ярко демонстрируют данный тезис.

Сегодня остро стоит проблема национальной безопасности, построения системы противодействия терроризму и экстремизму, в том числе информационному. От того, кто владеет, в чьем распоряжении находятся инструменты влияния, зависит контент, запускаемый по сетям, а значит многие процессы в обществе, в мировом пространстве. В книге И. Н. Панарина «Информационные войны и коммуникации» упоминается концепция ведения информационной войны, разрабатываемая Госдепартаментом и другими организациями США, как комплекс коммуникационных меро-

приятий по целенаправленному коммуникативному воздействию на целевую аудиторию других стран: согласованные информационные акции, социальные сети, идеологическая обработка, различные информационно-пропагандистские планы [4: 216].

Центральной в вопросах национальной безопасности и основной сферой ведения информационных войн становится сфера идей, духовная сфера. И огромная роль лежит на системе образования. Журналист Дмитрий Киселев, комментируя совсем недавний резонансный случай, когда студентка философского факультета МГУ, говорившая на пяти языках, направилась в ряды бойцов Исламского государства, справедливо заметил, что «скорее всего, это поиск духовной точки опоры, ведь образование, когда оно - лишь объем знаний, а не объяснение смыслов и не воспитание собственного предназначения, точки опоры не дает. Если так, то по сравнению с «можно все» и «границ нет» привлекательными оказываются правила, пусть жесткие, но все же правила с понятными границами» [9].

Молодежь активна, и ее можно быстро активизировать, поставить в оппозицию к обществу, так как на данном этапе она не может получить от общества желаемого (все и сразу, что культивируется в СМИ). Удовлетворение более низших потребностей (по Маслоу) порождает поиск идеалов, так как ценности потребления, идеалы «сытой жизни» перестают удовлетворять. Молодому поколению требуются яркие, «цепляющие» идеи, на которых и выстраиваются экстремистские течения. На это накладываются возможность активных действий, риск, романтика, отсутствие требований к умственным, творческим способностям, желание ярких жизненных событий, незаконченность, неустойчивость в самоидентификации, отсутствие аналогов самоутверждения.

Экстремистские организации предоставляют самый быстрый и простой путь обретения собственного «Я», осмысленности существования, точное определения полюсов «добра» и «зла», упорядочение социального окружения. «Джихад против МакМи-ра» - книга Б. Барбера, описывающая ближайшее будущее глобализированного мира стандартных вкусов, быстрой музыки, быстрых компьютеров и быстрой еды [10].

Вирусы идей неуничтожимы, и, подобно природным вирусам, они вырабатывают свои штаммы (например, расцветшая на Украине с новой силой идея нацизма). Поэтому распространение иде-

Ш1: http://cyberspace.pglu.ru

ологии экстремизма является оружием массового уничтожения. Интернет и социальные сети, блогосфера, обеспечивая быстрый доступ к аудитории, являются идеальными средствами организации коммуникативного воздействия.

На фоне остро вставшей в последнее время проблемы терроризма и поисков системы противодействия ему появляется возможность (для стран, считающих себя гарантами демократических свобод) при подозрении в пособничестве терроризму (или подозрении в подготовке террористов) объявить любую страну врагом и начать ее «освобождать», насаждая свой миропорядок, называя это гуманитарной миссией.

Влияние - способность воздействовать на чьи-либо представления и действия. Результатом влияния является изменение установок, намерений субъекта и, как следствие,- его поведения [11]. Социальное влияние реализуется в процессе коммуникации, посредством которой субъект приходит к определенным представлениям, установкам, мнениям, и в сравнении, когда субъект принимает представления и действия, ожидаемые от него другими.

Онлайновые социальные сети все чаще становятся средствами информационного влияния: постоянное нахождение в сети позволяет, при необходимости, контролировать субъекта (так, например, распространенная среди молодежи привычка отмечаться («чикиниться») на объекте своего местонахождения позволяет злоумышленникам отследить график передвижений и попасть в квартиру в отсутствие хозяина), а поголовное участие в социальных сообществах - манипулировать массовым сознанием [12].

Социальные сети - на сегодняшний день один из самых популярных сервисов, в котором большое количество пользователей Интернета находится в статусе постоянного присутствия, что со своей стороны «поощряется» безлимитными тарифами мобильных операторов. Крупнейшие социальные сети насчитывают огромное количество пользователей. Число людей, объединенных социальными сетями в нашей стране,- сотни миллионов. По данным исследований Фонда «Общественное Мнение» (ФОМ), на весну 2014 года показатель проникновения Интернета среди взрослого населения России составил 60,6%, или 70,7 млн человек [13]. Пройдя этап всеобщего участия в сетях ради участия, сети стали эффективным и необходимым рабочим инструментом для многих видов деятельности (поиск партнеров, онлайн-раз-

влечения, неформальное общение, создание проектов, организация сообществ). Посредством социальных сетей формируются коллективы, общественные движения, происходит объединение людей вокруг общих идей, увлечений, распространяются информация и знания. Социальные сети (социальные медиа) становятся инструментом преобразования общества. Посредством их реализуется деятельность и общение, взаимодействия, происходит формирование нравственных принципов и ценностных ориентиров, а также формирование раннего социального опыта - коммуникационного, мировоззренческого, профессионального.

В информационном мире социализация связана с ИКТ. Все возможные виды коммуникаций имеют огромное значение в воспитательной сфере, так как именно коммуникация лежит в основе воспитания как такового, активная коммуникация является показателем успешной адаптации учащегося. Поэтому воспитательные системы образовательных учреждений должны осваивать информационное пространство, новые формы существования человека, ставить для себя новые стратегические задачи в организации не только учебной, но и воспитательной внеучебной деятельности, использовать в ней информационные и телекоммуникационные технологии и базироваться на типе мышления, характерном для систематических пользователей Интернета.

Данное утверждение особенно актуально для высших учебных заведений, где вопросы воспитания зачастую становятся второстепенными по сравнению с вопросами обучения. А ведь именно в период студенчества происходит осознание социальной сущности и роли субъекта, приобретение социального опыта и определение социальной стратегии дальнейшего развития в отношениях с внешним миром. Процессы, происходящие в этот возрастной период (структурирование, изменение межличностных отношений, распределение социальных ролей, сильные изменения в мотивационной сфере, трансформация ценностной шкалы ориентаций), оказывают сильнейшее воздействие на личность, определяя направленность и стиль деятельности на будущее, гражданскую позицию.

Учебными планами определяется около 60 часов в неделю на учебную деятельность, включая аудиторную и самостоятельную работу студента. Если учитывать, что в среднем 8 часов в день человек тратит на сон, 3 часа на дорогу и питание (в мегапо-

№ 1 (11), июнь 2016

- 29

Ш1: http://cyberspace.pglu.ru

лисах эта цифра вырастает), 7-8 часов занимает учебный процесс, то внеучебное время - это около 5-6 часов, т.е. 25% суток (не считая выходных дней). И если во время учебного процесса студент занимается решением профессиональных вопросов, то после занятий он остается в никем не регулируемом глобальном информационном пространстве, предоставленный самому себе. Такой огромный временной промежуток может быть заполнен всем чем угодно, и если воспитательные структуры вуза не постараются организовать это пространство досуга, наполнить его созидательной творческой деятельностью, то этот кажущийся временной вакуум займут какие-то другие структуры.

Появлялись и продолжают появляться проекты, пытающиеся создать межвузовское информационное пространство с помощью телевещания (например, открытый образовательный видеопортал «UniverTV.ru»), создаются внутренние социальные сети (например, ibonchyou.ru Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича, сеть молодежной ассоциации ЮВАО города Москвы). Делаются попытки объединения вузов в рамках единой интернет-платформы (например, существовавший сайт Департамента семейной и молодежной политики, сайт Росмолодежи, Совета проректоров по воспитательной работе высших профессиональных учебных заведений России и др., совсем недавно появился новый проект «Всероссийский студенческий медиапортал»). Надо отметить, что в основном эти проекты умирают чуть ли не сразу после рождения. Дальше сбора общей информации процесс обычно не идет, объединения и обмена идеями и опытом не происходит, так как общая концептуальная и технологическая нотация не выработана, что в результате приводит к отсутствию системности и практической пользы. Использование существующих на основе Интернета различных сетевых сервисов общения, которые предоставляют все возможности для организации коммуникативных связей, практически моментального включения студента в коммуникативную среду, в необходимую на данном моменте группу, в этом смысле гораздо более перспективно. Но чаще всего использование информационных и телекоммуникационных технологий во внеучебной сфере в воспитательных целях бессистемно, ситуационно и не представляет собой целостного информационного пространства, интегрирующего в себя разнообразные средства и процессы.

Организация коммуникативного пространства воспитательной деятельности с использованием информационных технологий не требует особых материальных затрат, но зависит от способов организации коммуникативных каналов на основе различных технических средств и тех возможностей, которые они предоставляют. Создание и эксплуатация коммуникационной структуры на базе существующих информационных ресурсов, расширяющихся возможностей их использования для решения воспитательных задач относятся к задачам информационного менеджмента. Для разных групп и под разные цели будут использоваться разные технические средства связи и разные формы коммуникации, реализуемые посредством телекоммуникационных сервисов.

В данном случае не так важно, на какой платформе будет осуществляться коммуникационный процесс, важно, чтобы участники этого процесса были осведомлены, куда они должны обратиться при необходимости (доступны электронные адреса, адреса страниц в социальных сетях, форумы на сайтах и т.п.). Поэтому создание собственных ресурсов внутренней коммуникации не обязательно, так как открытые, постоянно совершенствующиеся сервисы сетевого общения, над разработкой которых трудятся команды специалистов высокого класса, обеспечивают все необходимые потребности. Надо отметить, что наличие собственных каналов в общедоступных информационных решает актуальную проблему релевантности получаемой информации, обеспечения информационной безопасности.

Использование сервисов социальных медиа ведет к ликвидации границ воспитательного воздействия, так как рабочее место руководителя не определено временем и местом его нахождения, а распространяемая и воспринимаемая информация логично вплетается в повседневную жизнь студентов. На основе применения технических возможностей социальных сетей формируются различные молодежные объединения (группы, сообщества, союзы), решающие свои стратегические, тактические, локальные задачи. Таким образом, создается сетевая структура коммуникативных каналов, позволяющая распространять информацию по большому количеству относительно автономных сетей, частично совпадающих и взаимосвязанных (как известно, наиболее эффективным является «сарафанное радио», которое сегодня работает через т.н. «перепост» (копирование новости или статьи

№ 1 (11), июнь 2016 Ш: http://cyberspace.pglu.ru

с одного ресурса на другой), благодаря чему в социальных сетях информируются не только люди, состоящие в группе «друзей», но и «друзья друзей»).

Разнообразие горизонтально-вертикальных неформальных связей, образующихся с помощью различных социальных сетей, предоставляет не только дополнительные каналы для распространения информации, массового оповещения, но и дает возможности управления деятельностью молодежных студенческих коллективов, решения одновременно множества информационных и организационных задач, связанных с воспитательной деятельностью: собрать студентов на мероприятие, скоординировать их действия, найти недостающую информацию, оперативно изменить программу и т.д. Использование возможностей структурирования в социальных сетях (создание открытых и закрытых групп, система приглашений, оповещения и другие возможности, которые регулярно обновляются) имеет огромные перспективы в плане организации воспитательного процесса, интеграции воспитательной работы в повседневную социальную жизнь студентов. Возможности социальных сетей наряду с другими сервисами и системами, реализующими функции асинхронного обмена информацией, различными системами хранения информации на сервере с синхронизацией данных и др., можно эффективно использовать для организации коллективной работы.

Студенты не только с пользой проводят время в Интернете, моделируют процессы различных видов деятельности (большинство видов которых компьютеризировано), процессов общения, усваивают нормы взрослого общения и взаимодействия с разными категориями, но и формируют ценностные ориентиры и реализуют все это на практике. Подобная деятельность в Интернете способствует социальным объединениям, коллективной познавательной и творческой деятельности, созданию коллективных продуктов, при этом учит думать и работать в новых режимах, воспитывает критическое мышление и толерантность.

Необходимые ИКТ-навыки, знания для участия в функционировании интерактивной среды коммуникативного взаимодействия накапливаются в самом процессе вхождения в эту среду, и социализация происходит через освоение телекоммуникационных технологий. В этом процессе нарабатываются алгоритмы (паттерны) социальных взаимодействий, осваиваются средства социальной

регуляции (нормы, ценности, правила, ролевые требования), социальная навигация, социальное время, познается контент, что и представляет собой процесс социализации, формирования информационной культуры и информационной грамотности. Информационные технологии, выступая и предметом, и средством обучения, реализуют принцип «двойного вхождения» [14].

Эффективность информационно-телекоммуникационной сети, информационной поддержки воспитательного процесса обеспечивается при условии:

- личностно-ориентированной воспитательной деятельности в целом и распространяемого информационного контента;

- актуальности информационного контента для студенческого коллектива, которая провоцирует актуализацию использования возможностей телекоммуникационных средств и форм и включенность участников воспитательного процесса в его информационное обеспечение;

- вариативность форм взаимодействия участников воспитательного процесса.

Таким образом, использование различных коммуникационных интернет-каналов, прежде всего социальных сетей, активизирует коммуникативную направленность воспитательной среды, реализует личностный подход в образовании и создает дополнительные коммуникативные пространства.

В современных условиях существования общества эффективности воспитательного процесса невозможно достичь без качественного информационного и телекоммуникационного сопровождения. Воспитательное пространство вуза, насыщенное информационными средствами, способствует адаптации студента в измененном информационном мире, формирует его информационную культуру. Включение продуктов технического прогресса в воспитательную внеучебную сферу делает более привлекательными традиционные формы, повышает индивидуализацию и лич-ностно-ориентированную направленность педагогического воздействия, открывая новые технологические варианты воспитания и изменяя интеграционные взаимосвязи элементов образовательного процесса в целом. Возрастающая информационная составляющая любого мероприятия позволяет сделать воспитательный процесс более насыщенным и активизировать воспитательную работу в новых условиях существования человека [15: 47].

№ 1 (11), июнь 2016 URL: http://cyberspace.pglu.ru

Литература:

[=Ь 1. Аджемов А.С. Телекоммуникации, инфокоммуникации, что дальше?

И Облака! М.: ИД Медиа Паблишер, 2012. - 174 с. (Adzhemov A.S. Tele-

communications, infocommunications, what's next? Clouds! M.: ID Media publisher, 2012. - 174 р.)

2. IT новости. URL: http://theitnews.ru/news/prodazhi-smartfonov-prevysi-li-prodazhi-mobilnyx. (IT news. URL: http://theitnews.ru/news/pro-dazhi-smartfonov-prevysili-prodazhi-mobilnyx.)

3. Castells Manuel. Communication power. New York: Oxford University Press, 2009.

4. Панарин И.Н. Информационные войны и коммуникации. М.: Горячая линия - Телеком, 2014. - 236 с. (Panarin I.N. Information warfare and communications. M.: Gorjachaja linija - Telecom, 2014. - 236 р.)

5. Ronchi A.M. E-Culture. New York: Springer-Verlag, LLC, 2009.

6. Баева Л.В. Электронная культура: опыт философского анализа // Вопросы философии. 2013. № 5. С. 75-83. (Baeva L.V Electronic culture: experience of the philosophical analysis // The problems of philosophy. 2013. No. 5. P. 75-83.)

7. Карлсон Ю.В. Повседневность в условиях информационного сообщества: попытка социально-философского рассмотрения // Философские проблемы информационных технологий и киберпростран-ства. Пятигорск: ПГЛУУ 2011. - С. 131-136. (Carlson Yu.V. Daily in the information community: attempt social and philosophical consideration// the Philosophical problem of informational technologies and cyberspace. Pyatigorsk: PGLU, 2011. - Р. 131-136.)

8. Мирошников Б.Н. Сетевой фактор. Интернет и общество. Взгляд. М.: Инфорос, 2012. - 208 с. (Miroshnikov B.N. The Networking factor. The Internet and society. Look. M.: Info-ROS, 2012. - 208 p.)

9. Вести.т, 07.06.2015. В халифат: выбраться из ловушки вербовщиков практически невозможно. URL: http://www.vesti.ru/doc.htm-l?id=2627331. (Vesti.ru, 7.06.2015. In the Caliphate: to get out of the trap of the recruiters almost impossible. URL: http://www.vesti.ru/doc. html?id=2627331.)

10. Barber B. Jihad vs. McWorld. Hardcover: Crown, 1995.

11. Glossary on Control Theory and its Applications. http://glossary.ru.

12. Денисова А.Б. Интернет как средство информационного влияния // Коммуникативные стратегии информационного общества: Труды VI Междунар. науч.-теор. конф. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013. - С. 276-278. (Denisova A.B. The Internet as a medium of information influence//Communicative strategies of information society: Proceedings of the VI I international scientific-theoretical conferencentern. SPb.: Publishing house of the Polytechnical University press, 2013. -P. 276-278.)

13. Фонд общественного мнения. URL: http://runet.fom.ru/Proniknove-nie-interneta/11567. (The public opinion Foundation. URL: http://runet. fom.ru/Proniknovenie-interneta/11567.).

14. Леднев В.С. Содержание образования. М., 1989. (Lednev V.S. The Content of education. M., 1989.)

15. Денисова А.Б. К вопросу построения модели информационного пространства внеучебной деятельности // T-Comm - Телекоммуникации и Транспорт. 2013. № 12. - С. 47-49. (Denisova A.B. To the question of constructing a model of information space extracurricular activities // T-Comm - telecommunications and Transport, 2013. No. 12. - P. 47-49.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.