Научная статья на тему 'Информационные и образовательные инновации как факторы экономического развития'

Информационные и образовательные инновации как факторы экономического развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ЭКОНОМИКА / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СЕТЕВАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / INNOVATIONS / INFORMATION SOCIETY / ECONOMY / IT ENVIRONMENT / INFORMATION TECHNOLOGIES / DISTANCE LEARNING / ON-LINE STUDY MODE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пржедецкая Наталия Витовна

Рассматриваются имеющие место информационные и образовательные инновации, лежащие в основе развития современного общества, в котором значение информации, знаний и высококвалифицированных специалистов значительно возрастает с каждым днём. Отмечаются основные тенденции в системе образования и направления его дальнейшего инновационного развития, в частности, совершенствование дистанционных и сетевых форм обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND EDUCATIONAL INNOVATIONS AS THE FACTORS OF ECONOMIC DEVELOPMENT

The article examines the existing information and educational innovations being the bases of the development of the contemporary society, wherein the value of information, knowledge and highly skilled specialists is increasing considerably from day to day. The main trends in the educational system and the lines of its further innovative development are noted. Particularly, the improvement of various distance and on-line study modes.

Текст научной работы на тему «Информационные и образовательные инновации как факторы экономического развития»

УДК 658.14.012

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ КАК ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Н.В. Пржедецкая

Рассматриваются имеющие место информационные и образовательные инновации, лежащие в основе развития современного общества, в котором значение информации, знаний и высококвалифицированных специалистов значительно возрастает с каждым днём. Отмечаются основные тенденции в системе образования и направления его дальнейшего инновационного развития, в частности, совершенствование дистанционных и сетевых форм обучения.

Ключевые понятия: инновации, информационное общество, экономика, информационная среда, информационные технологии, дистанционное обучение, сетевая форма обучения.

В настоящее время в условиях интенсивных процессов глобализации мировой экономики и перехода к постиндустриальному обществу резко возрастает роль информации и знаний как в производственной деятельности людей, так и в непроизводственной сфере [2, с. 3].

Построение инновационной экономики невозможно без прочного фундамента - инновационной инфраструктуры. Под таковой следует понимать не одни лишь материальные объекты в виде зданий бизнес-инкубаторов и технопарков, научного и технологического оборудования, но и наличие человеческих ресурсов, способных решать поставленные задачи [6, с. 20].

Во всех странах мира за последние два десятка лет сформулированы концепции и успешно реализуются стратегии формирования информационного общества с целью расширения использования человеческого потенциала для обеспечения устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия, а также полной реализации этого потенциала в области укрепления демократии и глобального управления, как в региональном, так и в международном аспектах.

С появлением информационного общества как новой социальной общности кардинально изменяются сложившиеся традиционные границы жизненного мира. По мере общественного развития возрастает роль инновационного образования в процессах структурирования социального пространства [9, с. 214].

Очевидно, что информационное общество в России развивается медленнее, чем в других странах, о чём свидетельствует, в частности, динамика позиций России в ряде международных рейтингов, оценивающих распространение и проникновение информационных технологий. Именно поэтому для создания целостной и эффективной системы использования

информационных технологий была разработана государственная программа «Информационное общество (2011-2020)» [6, с. 19].

В связи с существенным повышением роли информатики в современной экономике ускоряется и рост информационной составляющей бизнеса [2, с. 3]. Иными словами, информация и информационные технологии в настоящий момент играют особую роль в инновационном развитии государства и его экономики.

Необходимо отметить, что в процессе развития теории информации предпринималось множество попыток её классифицировать. При этом критерии деления на виды зависели от целей проводимого исследования.

Так, Г.Г. Воробьёв [3.] выделяет документальную, вычислительную, экономическую, административную, техническую. В.Г. Афанасьев [1.] -экономическую, научно-техническую и политическую. По функциям управления информация подразделяется на экономическую, организационную, техническую и социальную.

Наиболее важная часть информации возникает в ходе разработки, создания и продвижения инновационных товаров, т.е. в инновационной деятельности. При этом качество полученной информации определяется не количеством используемых данных, а тем, как эти данные систематизированы и обобщены и насколько адекватно отражают внешнюю и внутреннюю среду промышленного предприятия. Вот почему надо говорить не о данных или информации, а о знаниях, которые дают возможность рационально организовать деятельность предприятия и решать возникающие в процессе этой деятельности проблемы [2, с. 3].

Первостепенное значение имеет создание информационной среды, под которой в соответствии с обобщающей концепцией (С.Г. Денчева) понимается совокупность информационных фондов, информационных технологий и интеракций между людьми и оборудованием, обеспечивающих социальную инфраструктуру для общественно-полезной реализации специфических информационных процессов в рамках определенной предметной области.

Поскольку информационная среда относится к числу основных факторов, определяющих качество и успех бизнеса, то её формированию следует уделить особое внимание и, в первую очередь, на стадии разработки и коммерциализации инновационных продуктов и технологий [2, с. 5-6].

Под единой информационной средой понимается система технических, информационных, программно-технологических и организационных средств, обеспечивающих [12]:

- безубыточное, однозначное представление информации об объектах предметной области, ориентированное на информационную поддержку процессов функционирования и развития компетентных организаций во всех сферах деятельности (управленческих решений, научно-исследовательских работ, международных контактов и т.п.);

- интеграцию в единой информационной модели различных видов информации: фактографической (традиционные базы данных в сфере управления), документальной (научно-техническая литература, учебно-методические материалы, пояснительные записки) и документной (входящие, исходящие и внутренние деловые документы), обеспечение возможности их совместного использования;

- комплексное, авторизованное использование информации единой информационной среды различными приложениями.

Переход на принципы использования единой информационной среды обусловлен необходимостью преодоления проблем, вызванных наиболее распространенным подходом к реализации корпоративных информационных систем, то есть подходом, ориентированным на создание и обработку баз данных, содержащих информацию, находящуюся в зоне ответственности определённого подразделения.

Внутри единого информационного пространства осуществляется решение следующих задач: сбор информации; хранение и обработка информации; предоставление информации пользователю для принятия управленческого решения; информационная среда позволяет решить задачу интеграции информационных потоков, характерных для основных видов деятельности компании.

Будучи важнейшей частью инфраструктуры современного промышленного предприятия, информационная среда базируется на получении и переработке как внешней информации (о событиях, происходящих во внешней среде) так и внутренней информации (о процессах, идущих внутри предприятия) и включает средства коммуникации и передачи информации [2, с. 3].

В то же время информационные технологии включают в себя методы преобразования информации по заданному свойству в заданном направлении, что реализуется соответствующими инструментальными средствами, включающими необходимые комплексы технического обеспечения и соответствующего программного обеспечения. Это позволяет без особых затруднений образовывать сложные программно-аппаратные компьютерные системы с разнообразными функциями и возможностями поддержки управленческой деятельности.

Сложность задач, стоящих сегодня перед российскими компаниями в условиях модернизации экономики, требует совершенствования информационных инструментов. Появляется необходимость технологий повышения качества принимаемых управленческих решений, и предоставления потребителям достоверной и актуальной информации.

В качестве базовых предпосылок информатизации компетентных компаний можно назвать:

- постоянное развитие информационных технологий и их внедрение в различные сферы деятельности;

- использование информационных технологий как инструмента руководства для эффективного управления;

- организация оперативного взаимодействия подразделений;

- усложнение и увеличение по количеству форм бухгалтерской, аналитической и статистической отчётностей;

- внедрение технологий электронного документооборота.

Всё вышесказанное приводит к мысли, что крайне важно создание эффективной информационной среды, главная проблема которой состоит в накоплении знания, являющегося гарантией жизнедеятельности организации. В целом роль знаний в развитии общества стремительно возрастает, опережая значимость средств производства и природных ресурсов. В настоящее время ценности создаются за счет повышения производительности труда и использования нововведений, то есть применения знаний на практике [9, с. 210]. В условиях неоэкономики именно образование становится самой главной производственной инфраструктурой и будет играть в ней ключевое место.

В современных условиях, когда от скорости освоения инноваций и быстроты адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира, зависит экономическое и социальное развитие общества, значительные изменения претерпевает российская система высшего образования [5, с. 345]. Образование решает одновременно культурные, общественные, экономические, гражданские и этические задачи. В нем заинтересовано общество в целом и его различные подсистемы [9, с. 210].

Традиционная система образования становится неспособной справиться с постоянно растущим объемом знаний, которые требуется усвоить современному специалисту. Кроме того, перед обществом возникает еще одна проблема - проблема глобализации, стирающая территориальные рамки и значительно расширяющая информационное поле. Ответом на все возрастающие запросы внешней среды и работодателей к системе подготовки профессиональных кадров является включение в государственные программы развития высшего профессионального образования новых технологий [5, с. 345].

В целом реформирование российской системы высшего образования определяется нахождением наиболее оптимального соответствия между старой отечественной высшей школой и новыми международными стандартами [4, с. 342].

Что касается экономического развития современного общества, то выделяют следующие основные экономические функции системы инновационного образования:

- формирование и совершенствование производительных сил общества, то есть системы субъективных (человек) и объективных (средства производства) факторов, необходимых для преобразования веществ природы в готовые продукты, удовлетворяющие человеческие потребности;

- обеспечение качества экономического роста, поскольку без развития системы образования нельзя обеспечить экономический прогресс;

- обеспечение непрерывности ускорения процесса экономического развития [9, с. 211].

В условиях глобальной конкуренции на рынке образовательных услуг положено начало формированию качественно новой образовательной структуры, при которой без укрупнения вузов и консолидации их усилий нельзя будет достичь принципиально лучшего уровня образования.

Образование развивает потенциал, который позволяет обществу двигаться вперед, прогрессировать, обновляться, меняться, в том числе и в области экономики. Экономическое, политическое и социальное развитие современного общества все больше зависит от способности добывать новые знания и применять их в жизни. Образование остается ведущим фактором социального прогресса, так как создает материально-техническую, нравственную и культурную основу общества, формирует интеллектуальную элиту страны и воспроизводит кадровый потенциал [9, с. 211].

Поиск путей повышения качества и эффективности подготовки современного специалиста в условиях информатизации образования и общества в целом осуществляется как в сфере изучения передового педагогического опыта, так и в сфере создания новых педагогических информационных технологий с опорой на интенсивные методики, направленные на оптимизацию учебного процесса [11, с. 23].

При этом во всех отечественных вузах образовательные программы должны быть увязаны как с фундаментальной наукой, так и с новой экономикой, а выпускники обязаны обладать одновременно классическими знаниями и современными практическими навыками. Иначе говоря, образование утрачивает свой прежний смысл и его новая роль неоднозначна: с одной стороны, оно становится средством достижения экономического успеха, с другой - инструментом доступа к новым жизненным реалиям. Только такой образовательный синтез сделает создаваемые и уже действующие вузы успешными.

Среди основных инновационных тенденций в университетском образовании можно указать:

- развитие многоуровневой системы образования, способствующей широкой академической мобильности и оптимизации темпов обучения;

- инновационное развитие в соответствии с последними технологическими и информационными новшествами;

- появление дистанционного и сетевого форм обучения посредством интеграции российских ведущих высших учебных заведений внутри страны друг с другом, с университетами во всем мире и прочими организациям;

- переход на самофинансирование отечественных вузов [4, с. 342].

Важно отметить, что финансирование и планирование образования

имеют значительный элемент субъективизма в условиях, когда не утверждены

обоснованные экономические нормативы. Отсюда неравенство положения вузов в разных регионах, ввиду различий в уровнях их реальных расходов по оплате энергоресурсов и вследствие других региональных особенностей.

Вопросы финансирования касаются и дистанционного обучения, которое представлено сейчас практически в каждом учреждении высшего профессионального образования. Для его реализации разработано множество учебных программ, у него впечатляющие размеры и сложность инфраструктуры, а также масштабы инвестиций и денежного оборота [5, с. 345-346].

Особую роль дистанционному обучению придаёт и возможность решения ряда организационных вопросов:

- обеспечивается экономия транспортных и иных расходов, связанных с приглашением специалиста в тот или иной университет. Контакт преподавателя с аудиторией осуществляется в режиме онлайн и не возникает существенных затруднений при восприятии устных комментариев и пояснений, а также соответствующих заданий;

- осуществляется экономия времени с возможностью эффективного планирования;

- обучение предполагает работу преподавателей в один и тот же момент на несколько студенческих аудиторий, в том числе расположенных в разных странах [10, с. 20].

В отличие от дистанционного обучения, которое предусматривает взаимодействие студента с одной организацией, предоставляющей дистанционные технологии и контент, сетевая форма предполагает реализацию образовательной программы как в рамках одной организации, так и совместно с несколькими организациями.

Кроме того, помимо образовательных организаций, в сетевой форме могут принимать участие любые другие организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных образовательной программой курса или отдельно взятого модуля.

Однако, на фоне значимых социальных эффектов от внедрения данных технологий, необходимо отметить ряд сложностей юридического и финансово-экономического сопровождения процессов их внедрения.

В ходе освоения и внедрения в сферу образования сетевых технологий, должны быть сформированы следующие экономические инновации в области образования:

- новые механизмы государственного финансирования;

- диверсификация источников финансирования образования;

- студенческое самофинансирование;

- новые механизмы финансирования предприятиями;

- налоговое стимулирование инвестиций в сфере образования;

- новые механизмы оплаты труда в сфере образования;

- механизмы экономии от масштабов образовательной деятельности.

Тем не менее, очевидно, что сетевая форма реализации образовательных программ открывает широкие возможности для интеграции науки, бизнеса и образования и интернационализации содержимого модулей. Как и в дистанционном обучении, студент может сконструировать свой индивидуальный путь обучения, исходя из поставленных перед ним задач, причем он может это сделать как вначале обучения, так и на всем его протяжении. Подобная гибкость позволяет поддерживать динамику современного общества и не отставать от постоянно меняющихся тенденций и запросов. Сетевые технологии могут сочетаться с дистанционными, используя все их плюсы и нивелируя все их минусы [5, с. 345-346].

Таким образом, роль информационных технологий и инновационного образования как фактора социальной мобильности и социальной дифференциации в развитии современного российского общества становится все более значимой. В постиндустриальном обществе получение и распространение информации становится характерной чертой такого общества, а бурное развитие глобальных информационных сетей кардинально меняет образ жизни многих людей [9, с. 213]. Безусловно, необходимо принятие целого комплекса решений, как на уровне социальной адаптации нововведений, так и в нормативно-правовом и финансово-экономическом аспекте [5, с. 347]. С тем, чтобы активно развивающаяся за счёт включения инновационных технологий система высшего профессионального образования способствовала дальнейшему совершенствованию и развитию всех сфер общества и государства.

Список литературы

1. Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. М., 1975.

2. Веселовский М.Я., Секерин С.В. Информационная среда инновационной деятельности // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2013 Ноябрь - Декабрь. Вып. 6. С. 1-7.

3. Воробьёв Г.Г. Информационный анализ. М.: Наука, 1973.

4. Елина О.А., Гуцкалов К.С. Инновационные тенденции в российской системе образования //Инновации: перспективы, проблемы, достижения: материалы III международной научно-практической конференции. 14 мая 2015 г./под ред. проф. Ботова М.И. М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2015. С. 340-344.

5. Елина О.А., Компанеец В.В. Сетевые и дистанционные формы обучения в системе высшего профессионального образования // Инновации: перспективы, проблемы, достижения: материалы III международной научно-практической конференции. 14 мая 2015 г./под ред. проф. Ботова М.И. М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2015. С. 344-347.

6. Кирсанов М.Ю. Формирование национальной инновационной системы для развития экономики регионов //Дис. ... канд. экон. наук. Санкт-Петербург, 2015.

7. Пржедецкая Н.В. Проблемы инновационного развития и пути их преодоления // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2010. №6. С. 136-139.

8. Пржедецкая Н.В. Принципы применения маркетингового комплекса при продвижении услуг образования в условиях меняющегося рынка // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015. №2. С. 148-154.

9. Пушкарёв Ю.В. Инновационные изменения в современной системе образования: философский анализ //Философия образования. 2010. № 2. C. 210-215.

10. Рыжова Н.И. Актуальные направления развития системы профессиональной подготовки специалиста в условиях информатизации // Дистанционное обучение в высшем профессиональном образовании: опыт, проблемы и перспективы развития: VI Межвузовская научно-практическая конференция, 6 июня 2013 года. СПб.: СПб ГУП, 2013. С. 21-23.

11. Фейгин Г.Ф. Дистанционное обучение как форма проявления глобализации образования // Дистанционное обучение в высшем профессиональном образовании: опыт, проблемы и перспективы развития: VI Межвузовская научно-практическая конференция, 6 июня 2013 года. СПб.: СПб ГУП, 2013. С. 19-21.

12. Чудинов И.Л. Концепция единой информационной среды, опыт её реализации в ТПУ // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «IT-инновации в образовании». Петрозаводск, 2005. С. 232.

Пржедецкая Наталия Витовна, д-р экон. наук, проф., nvpr@bk.ru, Россия, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

INFORMATION AND EDUCATIONAL INNOVATIONS AS THE FACTORS OF ECONOMIC DEVELOPMENT

N. V. Przhedetskaya

The article examines the existing information and educational innovations being the bases of the development of the contemporary society, wherein the value of information, knowledge and highly skilled specialists is increasing considerably from day to day. The main trends in the educational system and the lines of its further innovative development are noted. Particularly, the improvement of various distance and on-line study modes.

Keywords: innovations, information society, economy, IT environment, information technologies, distance learning, on-line study mode.

Przhedetskaya Natalia Vitovna, doctor of economic science, professor, Department of Economic Theory, nvpr@,bk.ru, Rostov government economical university

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.