Научная статья на тему 'Информационное сотрудничество России в условиях глобализации'

Информационное сотрудничество России в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
330
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / НОВАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мильчакова Наталья Николаевна, Галюта Оксана Николаевна

Рассмотрены вопросы информационного сотрудничества России с другими участниками международных отношений в условиях глобализации, определены понятие «информационное общество», масштабы, глубина и динамика процессов информатизации в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационное сотрудничество России в условиях глобализации»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 28 (209). Экономика. Вып. 30. С. 36-39.

Н. Н. Мильчакова, О. Н. Галюта

ИНФОРМАЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Рассмотрены вопросы информационного сотрудничества России с другими участниками международных отношений в условиях глобализации, определены понятие «информационное общество», масштабы, глубина и динамика процессов информатизации в России.

Ключевые слова: информационное общество, информатизация, глобализация, новая экономика.

Глобализация, получившая мощный импульс практически во всех сферах жизни, превратилась в важнейший фактор мирового развития в XXI в. В её основе лежит новый — информационный — этап научно-технической революции, который внёс кардинальные перемены в современный миропорядок.

Особенность современной научно-технической революции состоит в том, что она вторгается в информационную сферу, затрагивая такие основополагающие для всех видов человеческой деятельности процессы, как создание и обработка, хранение и передача информации. Это ведёт к коренным социальным трансформациям в области экономики, политики, культуры, к изменениям в сознании людей, к возникновению нового постиндустриального типа общества — информационного. При этом глобализация побуждает все государства адаптироваться к новым реалиям, задействовать все свои правовые, интеллектуальные, технические и экономические потенциалы, чтобы не оказаться на обочине мировой цивилизации.

В России сформировался и успешно функционирует основанный на современных технологиях коммерческий информационный сектор экономики, производящий современные продукты и услуги. Бизнес информационных технологий стал одним из самых процветающих. Производство коммерческих консультативных услуг, услуг по созданию различных информационных ресурсов, рекламной продукции, аудио-, видеоразвлечений пользуется большим спросом.

Формирование информационной экономики — объективный процесс, обеспечивающий развитие мирового экономического пространства, взаимосвязанное функционирование мировых товарных рынков, рынков информации и знаний, капитала и труда. Ни одна страна не может оставаться в стороне от глобальных процессов. Разделяя концептуальные положе-

ния и принципы Окинавской хартии, Россия намерена принимать активное участие в международных усилиях по формированию глобального информационного общества. Долгосрочная стратегия социально-экономического развития страны должна быть ориентирована на движение к информационному обществу, создание и реализацию предпосылок и условий его формирования. Такая стратегия позволит России интегрироваться в мировое экономическое пространство в качестве сильного и равноправного партнера.

Для разработки и реализации такой стратегии важно знать, насколько страна готова к новой роли, какие препятствия ждут страну на пути развития с использованием ИКТ. На сегодняшний день по готовности войти в сетевой мир Россия занимает 72-е место среди 115 стран; по цифровым возможностям — 60-е из 180; по электронной готовности — 52-е из 65; по развитию электронного правительства — 50-е из 1901.

В мире разработано несколько подходов к сравнительному анализу готовности государств к широкомасштабному использованию ИКТ. Но что касается нашей страны, необходимо отметить, что в России есть некоторые особенности, затрудняющие их полноценное применение, а именно:

- существенная неравномерность развития информатизации в различных регионах России. По многим параметрам, например, Москва и Санкт-Петербург имеют показатели, близкие к показателям некоторых развитых стран, в то время как малые города и сельские населённые пункты только начинают попадать под влияние информатизации, что затрудняет получение общей оценки и делает её неадекватной;

1 The Global Information Technology Report 20062007 [Электронный ресурс]. URL: http://www. weforum.org/en/initiatives/gcp/GlobalInformationTechn ologyReport/index. htm

- неравномерность протекания процессов информатизации в различных сферах деятельности, затрудняющая интегральную оценку. Например, положение дел с доступом к современным ИКТ в школах и высших учебных заведениях кардинально отличается.

Можно сформировать систему индикаторов масштаба, глубины и динамики процессов информатизации с учётом этих особенностей и на их основе оценивать роль информатизации в социально-экономическом развитии России и отслеживать её движение к информационному обществу (таблица). Предлагается выделить 10 параметров готовности (категорий индикаторов), сгруппированых в две области, подлежащих оценке: информационное общество и информационная экономика. Большая часть индикаторов может быть получена в результате сбора статистических данных.

Исследование показывает, что Россия демонстрирует высокие темпы развития в сфере информатизации. Однако это развитие отли-

чается существенной неравномерностью в различных областях, а достигнутые успехи являются лишь первыми шагами в направлении к информационному обществу. Таким образом, можно выделить ключевые проблемы готовности России к информационному обществу.

1. Ограниченный доступ пользователей к информационным ресурсам. Именно по этому показателю Россия отстает от развитых стран мира. Причины недоступности информационных ресурсов (ИР) в России:

- значительная доля государственных информационных ресурсов используется в узковедомственных целях и закрыта для широкого использования;

- коммерческие ресурсы слишком дороги для массового пользования;

- многие категории ресурсов не имеют справочного аппарата и средств навигации;

- часть электронных ИР представлена в несовместимых программных оболочках;

- низкий уровень доступа в Интернет;

Индикаторы, характеризующие продвижение страны к информационному обществу

I. Информационное общество

1. Доступ учебных заведений к ИКТ: количество компьютеризованных...

- образовательных школ;

- средних учебных заведений;

- высших учебных заведений

2. Использование ИКТ в учебном процессе образовательных школ, средних и высших учебных заведений:

- затраты на приобретение вычислительной техники, включая установку и наладку на приобретение программных средств

3. Подготовка кадров в сфере ИКТ:

- наличие учебных центров в области ИКТ

4. Субъекты Интернета:

- количество компьютеров, связанных с глобальными сетями; из них имеющих доступ в Интернет;

- количество пользователей Интернета;

- структура пользователей Интернета;

- количество серверов с выходом в Интернет (в организациях и у провайдеров);

- количество введённых в оборот зарегистрированных информационных ресурсов;

- объём предоставляемых информационно-вычислительных услуг

5. Использование ИКТ в повседневной жизни:

- количество домашних компьютеров на 1000 жителей;

- доля домашних пользователей Интернета в общем числе домашних пользователей персональными компьютерами

6. Использование ИКТ на рабочем месте:

- наличие вычислительной техники;

- количество рабочей силы, использующей ИКТ на рабочем месте;

- объём электронного документооборота для организаций всех форм собственности

Окончание таблицы

II. Информационная экономика

7. Электронная коммерция:

- объём продаж в российском сегменте «бизнес для потребителя» (В2С);

- объём продаж в российском сегменте «бизнес для бизнеса» (В2В)

8. Электронное правительство:

- количество информационно-вычислительных систем в органах государственного управления на всех уровнях системы управления;

- наличие официальных представительств органов государственной власти в глобальной сети

9. Возможности занятости специалистов в области ИКТ:

- количество рабочих мест в сфере производства и предоставления информационных

услуг;

- количество рабочих мест в производстве и эксплуатации средств информации

10. Развитие ИКТ-сектора:

- объём и структуры финансовых вложений в ИКТ-сектор;

- доля сектора ИКТ в ВВП;

- объём импорта и экспорта средств информатизации (в т. ч. программного обеспечения);

- объём расходов на информационные технологии по отраслям промышленности

- многие владельцы ресурсов не имеют средств или технологий для обеспечения распространения информации и доступа к ней;

- информационные ресурсы используются не по назначению (например, компьютеры с многофункциональным программным обеспечением в школах, государственных и муниципальных учреждениях — в качестве пишущей машинки).

2. Ограниченный доступ к сетям, который определяется, прежде всего:

- низким уровнем жизни населения, ограничивающим платёжеспособный спрос на товары и услуги ИКТ;

- неразвитостью информационной инфраструктуры (особенно в сельской местности);

- низким качеством сервиса и поддержки пользователей ИКТ.

3. Отставание в ключевых приложениях ИКТ — в образовании и экономике. Если в сфере подготовки ИКТ-специалистов положение относительно благополучно, то интеграция ИКТ в образовательный процесс на всех уровнях образования делает только первые шаги. Аналогичная ситуация и в электронной коммерции — при высоких показателях возможностей занятости в этой сфере современные формы электронного бизнеса (В2С, В2В и G2В) находятся в зачаточном состоянии.

4. Слабая подготовленность населения к жизни в информационном обществе. Плохая осве-

домлённость о возможностях современных ИКТ и отсутствие мотивации для их использования являются препятствием к их дальнейшему распространению. Можно даже отметить, что имеющиеся инфраструктурные возможности используются не полностью именно в связи со слабым спросом на них.

Подводя итоги, можно указать несколько общих факторов, тормозящих в России процессы информатизации и, тем самым, снижающих степень её готовности к вступлению в единое информационное общество:

- неблагоприятный общий бизнес-климат;

- отсутствие адекватной нормативной базы для стимулирования процессов информатизации и для развития экономики, основанной на информации и знаниях (прежде всего закона об электронной цифровой подписи);

- неразвитость безопасных платёжных систем для электронной торговли.

Для России как страны с переходной экономикой чрезвычайно важным фактором завершения рыночных преобразований и обеспечения устойчивого развития является расширение всех типов инфраструктур общественного производства. Особое место здесь занимает национальная информационная инфраструктура (ИИ), призванная обеспечить создание единого информационного пространства России как целостного федеративного государства, углубление процессов интеграции стран СНГ, по-

следовательное вхождение России в европейскую и глобальную информационные инфраструктуры.

При рассмотрении перспектив развития в России технологического компонента информационного пространства необходимо учитывать следующее:

- ИТ являются наиболее динамично развивающимся компонентом информационного пространства: срок замены существующих технологий на более эффективные постоянно сокращается и составляет сегодня 3-5 лет с тенденцией уменьшения до 2-3 лет;

- мировой и отечественный рынки ИТ сегодня достаточно плотно насыщены продукцией мировых монополистов; реально можно говорить о перспективе продвижения российских технологий лишь на рынке прикладных и обеспечивающих ИТ. Что касается базовых технологий, то здесь на сегодняшний день оптимистические прогнозы отсутствуют;

- состояние государственной индустрии разработки ИТ, как и образующих их технических и программных средств, делает проблемным нахождение новых методов регулирования и обеспечения интересов государства в условиях ограниченного бюджетного финансирования, рыночной экономики и конкуренции отече-

ственных и зарубежных производителей в стратегически важной для страны области;

- ориентация российского рынка ИТ на технические средства зарубежного производства приводит к снижению общей доли отечественных разработок информационных технологий по отношению к количеству адаптируемых зарубежных.

В соответствии с этим необходимо осуществлять:

- селективную государственную поддержку приоритетных ИТ;

- открытое конкурсное размещение госзаказов на новые ИТ при гарантиях государственных закупок и открытый конкурсный отбор ИТ при реализации государственных проектов связи, телекоммуникаций и информатизации;

- своевременное правовое обеспечение в сфере разработки и использования перспективных ИТ;

- стимулирование применения ИТ отечественной разработки при их конкурентоспособности в различных финансируемых из госбюджета проектах и программах связи, телекоммуникаций и информатизации;

- оказание в различных формах государственной поддержки развитию отечественных организаций и предприятий, обеспечивающих технологическую независимость формирования информационного пространства России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.