Научная статья на тему 'Информационное поведение библиотекарей: проблемы и пути формирования'

Информационное поведение библиотекарей: проблемы и пути формирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1012
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Библиосфера
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паршукова Галина Борисовна

Рассматривается специфика информационного поведения библиотекарей, информационной (компьютерной) подготовки специалистов библиотек. Приведены данные пилотного исследования информационно-коммуникационной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Паршукова Галина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационное поведение библиотекарей: проблемы и пути формирования»

Библиотековедение

УДК 02+002.5 ББК 78.30+73

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ БИБЛИОТЕКАРЕИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ

© Г.Б. Паршукова, 2007

Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук 630200, г. Новосибирск, ул. Восход, 15

Рассматривается специфика информационного поведения библиотекарей, информационной (компьютерной) подготовки специалистов библиотек. Приведены данные пилотного исследования информационно-коммуникационной компетентности.

Ключевые слова: информационное поведение, информационная компетентность, информационные технологии.

Формальные показатели информационной подготовки (информационной компетентности) специалиста проявляются в инструментах, используемых специалистом для своего информирования, а также в тех информационных технологиях, которые используются им для удовлетворения своих информационных потребностей в процессе профессиональной деятельности. Можно говорить также и о специфике информационного поведения личности в сравнении с другой, пусть и имеющей такой же уровень информационной подготовки. На наш взгляд, необходимо также понимать особенности информационного поведения библиотекарей как профессионалов, выполняющих функции информационных посредников.

Толковый словарь определяет термин «поведение» как образ жизни и действий. Энциклопедическая трактовка поведения - «это присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, включающее их двигательную активность и ориентацию по отношению к этой среде»; с середины ХХ в. термин с известной условностью применяют к сложным автоматическим системам современной техники.

Наше определение информационного поведения базируется на вышеуказанных научных определениях поведения вообще. Учитывая специфику рассматриваемых потребностей (информационных), мы считаем, что информационное поведение определяется информационной установкой - благоприятной или неблагоприятной, оценочной реакцией на известные индивидууму информационные ресурсы, а также выражается в действиях (или бездействии) индивидуума по поиску и обработке информации и ее применению (или не примене-

нию), использованию информационной техники. Информационное поведение детерминируется реальной информационно-библиотечной средой конкретного информационного пространства и уровнем информационной компетентности специалиста, степенью владения информационной техникой. К сожалению, следует отметить, что для библиотекарей конкретное информационное пространство чаще всего сужается до размеров той библиотеки, в которой они работают.

Информационное поведение характеризуется следующими основными факторами:

1. Мотивационный фактор - наличие мотива, побуждающего к поиску информации, т. е. информационной потребности. При этом следует отметить, что наличие несформированного информационного запроса свидетельствует только о неявности информационной потребности, неосознанности мотива.

2. Аналитический фактор - уровень знаний о предмете информационного поиска.

3. Образовательный фактор - уровень информационной подготовки пользователя, т. е. знание основных принципов и приемов (алгоритмов) поиска информации, знание основных информационных систем [1].

4. Технологический фактор - знания и умения, связанные с технологией информационного поиска (навыки пользования библиотекой, умение пользоваться традиционными и автоматизированными системами поиска информации, умение подобрать литературу по теме и оценить ее релевантность).

Следует иметь в виду, что информационное поведение библиотекарей даже в одной библиотеке не идентично. На особенности информационно-

го поведения библиотекаря влияют его умения, знания и навыки в информационно-коммуникационных технологиях, компьютерная подготовка, т.е. информационная компетентность. Если библиотекарей рассматривать как профессиональную специфическую группу информационных посредников, участвующих в информационных процессах, то понятно, что специалистам библиотек необходим особый уровень информационной компетентности и тщательно сформированное информационное поведение.

Нам представляется необходимым исследование компетентностей библиотекарей в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентностей) как компоненты технологического уровня информационного поведения.

В качестве пилотного исследования был разработан опросник самооценки ИКТ-компетентности библиотекарей. Далее была опрошена группа библиотекарей. Им было роздано 30 опросников, получено с ответами 29. Средний возраст библиотекарей составил 34 года, все опрошенные - женщины. Медиана ответов по всему массиву вопросов -«НЕТ», чаще всего встречаются ответы (мода) -«НЕТ» (табл. 1).

Компьютер имеют 16 из опрошенных (половина), принтер - 10 библиотекарей, модем - 6, цифровой фотоаппарат - 4 и сканер - 6.

Уровень информационных компетентностей библиотекарей (табл. 2) гораздо ниже, чем среднее значение у группы остального населения (табл. 3). Общая тенденция такова - уровень зрелых библиотекарей выше, чем молодых.

Программное обеспечение, которое лучше всего освоено библиотекарями, - это, прежде всего, текстовый редактор MS Word - владение на уровне 85% начальных умений и 41% - высокого уровня компетентности. Электронные таблицы MS Excel освоены библиотекарями на 51% на начальном уровне. Практически не знакомы библиотекарям такие приложения OS Windows, как MS Outlook и MS Publisher. Начальный уровень ресурсов Интернета освоен библиотекарями всего на 45% и только 20% владеют умениями в области технологий работы пользователя в глобальной сети. Огорчительно, что только 30% (10 библиотекарей)

Т а б л и ц а 2

Уровень информационных компетентностей библиотекарей

Возраст библиотекарей Кол-во опрошенных библиотекарей Среднее кол-во ответов

«ДА» «НЕТ»

До 30 лет 9 127,1 218,7

От 31 до 40 14 145,9 198,8

От 41 до 50 б 145,б 199,3

Итого 29 - -

Т а б л и ц а З

Общая характеристика информационных компетентностей у группы остального населения

Ответы Кол-во ответов % к общему кол-ву ответов Среднее кол-во ответов

«ДА» 34 859 43,б 155,5

«НЕТ» 44 918 5б,4 182,9

Итого 79 777 100,0 -

сообщили о знании специальных библиотечных программ, АБИС.

Таким образом, можно сделать вывод о неготовности библиотекарей выполнять функции посредника в новой информационной среде. Следует отметить, что корни этой неготовности лежат как в традиционности библиотечных технологий, так и в сложившейся системе высшего профессионального библиотечного образования.

Начатое исследование, несомненно, должно быть продолжено. Мы предполагаем, что необходимо, во-первых, стратифицировать группы библиотечных специалистов, а затем описать профили информационно-коммуникационных компетенций, характерные для конкретной группы. При этом, несомненно, что следует выделять базовый уровень и уровень ведущего (главного) специалиста. Оговоримся, что эти профили должны касаться только библиотечных специалистов (с базовым библиотечным образованием или другим - гуманитарным, экономическим, естественно-научным и др.). Для специалистов 1Т-профиля система компетенций должна быть другой. Представляется, что в описательном контексте ИКТ-компетен-тность библиотекаря (библиотечного специалиста) должна формировать информационное поведение, позволяющее эффективно и качественно осуществлять деятельность на конкретном рабочем месте, в конкретной библиотеке, а также легко адаптироваться к технологиям любой библиотеки, на любом рабочем месте.

Т а б л и ц а 1

Общая характеристика информационных компетентностей библиотекарей

Ответы Кол-во ответов % к общему кол-ву ответов Среднее кол-во ответов

«ДА» 4 340 3б 79

«НЕТ» 7 б08 б4 268

Итого 11 948 100 -

Исходя из этого, можно сформулировать для библиотекарей два основных профессиональных уровня информационной компетентности:

Пользователь АБИС

Пользователь персонального компьютера

Используя термины поведения, кратко можно сформулировать действия «информационно грамотного библиотекаря» следующим образом:

Первый уровень: «Пользователь персонального компьютера»:

• определяет и ясно формулирует потребность в информационной технике;

• опознает разнообразие типов и форматов потенциальной информации;

• опознает разнообразие и умеет выбирать необходимое программное обеспечение общего назначения, адекватное задаче;

• рассматривает затраты и выгоды от приобретения необходимой информационной техники и программного обеспечения;

• понимает многие из экономических, юридических и социальных проблем, окружающих использование информационной техники программного обеспечения, этически правильно;

• соблюдает законность: авторские, смежные права и права интеллектуальной собственности, связанные с доступом и использованием информационных ресурсов, информационной техники.

Второй уровень: «Пользователь АБИС»:

• опознает разнообразие и умеет выбирать необходимое программное обеспечение специального назначения, адекватное задаче;

• понимает, адаптирует и корректирует цели, задачи и необходимую степень информационной задачи;

• создает систему для организации информации (умеет проектировать базы данных (БД) на технологическом уровне);

• использует различные автоматизированные технологии, чтобы управлять информацией, отобранной и организованной (умеет наполнять БД);

• применяет новую и предшествующую информацию о развитии информационных технологий, библиотечного дела и библиографоведения к планированию и созданию специфического информационного продукта (услуги);

• обучает других сотрудников умениям для выполнения информационных продуктов (услуг) с использованием автоматизированных технологий.

Мы считаем необходимым выявление особенностей информационного поведения библиотекаря в электронной информационной среде как специфического информационного поведения, основанного на определенном уровне информационных компетентностей, навыков и умений в области информационных технологий, компьютерной грамотности.

Понимание профессионального информационного поведения библиотекарей требует особенного внимания к системе дополнительного поствузов-ского образования (системе повышения квалификации). Нам представляется необходимым не только описание информационных компетентностей библиотекарей, но и дальнейшее исследование этих компетентностей, а затем и корректировка образовательной программы в Сибирском библиотечном центре непрерывного образования.

Список литературы

1. Каширина, Е. В. Определение целей и задач информационного обучения студентов вузов // Современные пользователи автоматизированных информационнобиблиографических систем: проблемы обслуживания, изучения и обучения : материалы науч.-практ. конф. (25-26 марта 1997 г.). - СПб., 1997. - С. 59-61.

Материал поступил в редакцию 26.02.2007 г.

Сведения об авторе: Паршукова Галина Борисовна - кандидат педагогических наук, зав. отделом научной библиографии, тел.: (383) 266-37-18, e-mail: gb@spsl.nsc.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.