Научная статья на тему 'Информационное общество: подходы к определению сущности категорий'

Информационное общество: подходы к определению сущности категорий Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
12942
2429
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ищенко Марианна Валерьевна

The world community, including Russia, enters a new stage of development of a civilization construction of an information society. In given clause the basic characteristics of an information society are presented. At the present stage of development of economic the information becomes the most important resource of an information society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационное общество: подходы к определению сущности категорий»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2007. № 1. С. 47-54. © М.В. Ищенко, 2007

УДК 330.101

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО:

ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СУЩНОСТИ КАТЕГОРИЙ

М.В. Ищенко

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

The world community, including Russia, enters a new stage of development of a civilization - construction of an information society. In given clause the basic characteristics of an information society are presented.

At the present stage of development of economic the information becomes the most important resource of an information society.

Мировое сообщество, включая Россию, вступает в новый этап развития цивилизации -построение информационного общества. Этот процесс называют третьей социально-технической революцией, информатизацией общества. Информатизация общества затрагивает не только материальное производство, но и социальную сферу, в том числе образование, интеллектуальную деятельность. Поэтому следует иметь четкое представление о роли и месте информации в развитии общества, об информационной ситуации в мире, о месте России в глобальном информационном обществе, об особенностях его формирования и перспективах информатизации всей страны и образования в частности.

Оценка информации как экономического ресурса началась в середине 1950-х гг. В связи с технологической революцией внимание к этим вопросам все более обострялось, и со второй половины 1970-х гг. многие ученые заговорили о становлении «информационного» общества.

Термин «информационное общество» впервые появился в Японии. Одним из первых исследователей, кто пробовал обосновать концепцию информационного общества, был японский профессор Йоней Масуда, автор работы «Информационное общество как постиндустриальное общество» [18]. Масуда рассматривал это общество главным образом в экономическом аспекте и с позиций классического технологического детерминизма, согласно которому новые технологии должны привести к серьезным положительным социальным преобразованиям. Это общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме. Стоимость пользования информационными услугами настолько низка, что они доступны каждому. Япония в 1960-е гг. первая выдвинула концепцию «информатизации» и «информационного общества».

Вопрос о вступлении мировой цивилизации в постиндустриальную эпоху стал предметом научной дискуссии в начале 1960-х гг. Это было вызвано научно-техническими достижениями человечества в создании и внедрении информационных и коммуникационных технологий. Д. Белл, З. Бжезинский, М. Кастельс,

А. Тофлер [11], А. Турен [12], К. Ясперс [17] и другие авторы, стоявшие у истоков теории информационного общества, по-разному описывали особенности «нового» общества и экономики, основанной на информационных технологиях. В том числе предлагались и различные термины для обозначения этого общества: «теория постиндустриального общества» Д. Белла, «технотронная концепция» З. Бжезинского, «зрелое общество» Д. Габора, «постсовременное общество» Ж.Ф. Лиотара, «новое индустриальное общество» Дж. Гэлбрейта.

Д. Белл выделяет следующие особенности информационного общества: переход от индустриального к сервисному обществу, решающее значение кодифицированного теоретического знания для осуществления технологических инноваций, а также превращение новой «интеллектуальной технологии» в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решений [2]. По мнению Т. Стоуньера, «в постиндустриальном обществе национальные информационные ресурсы суть его основная экономическая ценность, его самый большой потенциальный источник богатства» [10, с. 393]. Концепция развития информационного общества была предложена У. Дайзард: «Налицо некая общая модель изменений - трехстадийное прогрессирующее движение: становление основных экономических отраслей по производству и распределению информации; расширение номенклатуры информационных услуг для других отраслей промышленности и для правительства; создание широкой сети информационных средств на потребительском уровне» [4].

Отечественная наука вступила в обсуждение нового общества позже. Прежде всего из-за

идеологии, так как в терминах «постиндустриальное», «информационное» видели альтернативу формационным терминам «социалистическое», «коммунистическое» общество. Понятие информационного общества не может быть сопоставлено с различными типами формаций, оно показывает наиболее оптимальный путь развития для них.

Среди отечественных ученых, внесших значительный вклад в развитие этого направления, необходимо обратить внимание на работы

В.М. Глушкова, А.И. Ракитова, А.В. Соколова, А.Д. Урсула и др. В настоящее время в этом направлении работают Г.Т. Артамонов, С.А. Дятлов, Н.Д. Елецкий, В.Л. Иноземцев, К.К. Колин, Е. Майминас и др. Так, например, К.К. Колин считает, что «информационные ресурсы в единстве со средствами, методами и условиями, позволяющими их активизировать и эффективно использовать, являются информационным потенциалом общества» [6, с. 5].

Но до сих пор информационное общество как научное понятие не получило единого, общепринятого и общепризнанного определения. В книге «Виртуальный новый мир», подготовленной к парламентской ассамблее Совета Европы 1997 г., дается самое краткое определение информационного общества как «общества, основанного на информации». Это положение лежит в основе фактически всех определений, которые расширяют и уточняют понятия информации и общества. Сущность информационного общества не укладывается в одно предложение, так как информационное общество - сложное и комплексное явление. Оно не исчисляется наличием и развитием персональных компьютеров и коммуникаций. В информационном обществе основным экономическим ресурсом становится информация.

В государственных программах, нацеленных на развитие информационного общества, термин «информационное общество» используется для обозначения цели, которая может быть достигнута в ходе повсеместного внедрения и использования информационно-коммуникационных технологий. Считается, что это обеспечит устойчивое социально-экономическое развитие, повышение общественного благосостояния, укрепление социального спокойствия и приведет к развитию мировой демократии и международной стабильности.

В XVIII в. на смену аграрному обществу пришло индустриальное общество, основой которого стало машинное производство. В конце ХХ в. благодаря интенсивному развитию компьютерной техники, локальных и глобальных

компьютерных сетей и информационных технологий начался переход от индустриального общества к информационному.

Выделяются следующие фундаментальные экономические, социальные, культурные и политические характеристики информационного общества:

- научное знание становится важнейшим фактором производства. Оно вытесняет труд (ручной и механизированный) в его роли фактора стоимости товаров и услуг. Экономические и социальные функции капитала переходят к информации. Как следствие, ядром социальной организации, главным социальным институтом становится университет как центр производства, переработки и накопления знания. Промышленная корпорация теряет главенствующую роль. Около трети валового национального продукта постиндустриальных стран создается в отраслях, непосредственно производящих информационные блага и услуги, а также оборудование для передачи и обработки информации. Информационные технологии способствовали 30%-ному приросту валового внутреннего продукта США [14, с. 680];

- темпы развития информационного сектора экономики превосходят темпы роста экономики в целом; информационный сектор обеспечивает от 50 до 100 % чистого прироста занятости;

- развитие информационного сектора опирается на устойчивый и возрастающий потребительский спрос, обусловленный высоким образовательным и культурным уровнем расширяющегося круга потребителей информации, в структуре потребления значительной части социально активного населения новые знания и информация играют не меньшую роль, чем традиционные потребительские товары;

- уровень благосостояния членов этого общества в большей степени зависит от их образованности, обучения в течение всей жизни;

- происходит резкое увеличение новой категории трудящихся - интеллектуальных служащих, количество которых в развитых странах значительно превышает число работников, занятых в промышленном и сельскохозяйственном производстве;

- общественное богатство перераспределяется в пользу работников информационного сектора, что приводит к повышению экономической и статусной ценности образования;

- высокий уровень благосостояния позволяет гражданам широко применять информационные технологии и продукцию информационного сектора экономики (персональные компьютеры, системы сотовой, спутниковой связи и т. п.) в повседневной жизни;

- проблема информационного кризиса решена, т. е. устранено противоречие между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации;

- существует единая информационная магистраль, которая доступна каждому члену общества и ведет к ускорению и повышению качества информационного обмена;

- создано мировое информационное пространство, обеспечивающее эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к глобальным информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Стадия перехода общества от индустриального к информационному этапу развития определяется на основе следующих критериев.

1. Социально-экономический критерий:

• если в обществе более 50 % населения занято в сфере услуг, наступила постиндустриальная фаза его развития;

• если в обществе более 50 % населения занято в сфере информационно-интеллектуальных услуг, общество становится информационным.

В соответствии с данным критерием США вступили в постиндустриальный период своего развития в 1956-1960 гг. (штат Калифорния -«силиконовая или кремниевая долина» - преодолел этот рубеж еще в 1910 г.). Начало нового века США встретили следующей структурой занятости: 75 % - в сфере информационноинтеллектуальных услуг, 25 % - в материальном производстве и в агросекторе. Финляндия вступила в постиндустриальное общество на 20 лет позже США. Россия, как и мировое сообщество в целом, по данному критерию находится на индустриальном этапе развития.

2. Технический критерий.

Ранняя фаза информатизации общества наступает при достижении удельной информационной вооруженности, которая соответствует наличию надежной междугородней телефонной сети. Завершающая фаза обеспечивает удовлетворение любых информационных потребностей каждого человека в любое время и в любой точке пространства. Д.С. Робертсон (США) выдвинул формулу «цивилизация - это информация». Ученый ранжирует цивилизации по критерию количества производимой ими информации следующим образом:

уровень 0 - информационная емкость мозга отдельного человека - 107 бит;

уровень 1 - устное общение внутри общины, деревни или племени - количество циркулирующей информации « 109 бит;

уровень 2 - письменная культура; мерой информированности общества служит Александрийская библиотека, имеющая 532 800 свитков, в которых содержится 1011 бит информации;

уровень 3 - книжная культура; имеются сотни библиотек, выпускаются десятки тысяч книг, газет, журналов, совокупная емкость которых оценивается в 1017 бит;

уровень 4 - информационное общество с электронной обработкой информации объемом 1025 бит [9].

Суммируя вышеизложенное, необходимо согласиться с А. И. Ракитовым, что общество считается информационным, если:

- любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за соответствующую плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа и систем связи любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально значимых задач;

- в обществе производится, функционирует и доступна любому индивиду, группе или организации современная информационная технология;

- имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно убыстряющегося научно-технологического и социальноисторического прогресса;

- происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления;

- происходят радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг [8].

Информационное общество - это общество, где все средства информационной техники, т. е. компьютеры, интегрированные системы, кабельная и всякая другая связь, видеоустройства, программное обеспечение, научные исследования нацелены на то, чтобы сделать информацию общедоступной и активно внедряемой в производство и жизнь. Такое информационное общество полностью еще не состоялось, хотя основные технико-экономические показатели информационной эпохи налицо: преобладание в ВВП доли услуг, снижение доли занятых во «вторичном» и рост доли «третичного» секторов экономики, тотальная компьютеризация и т. п. Основным объектом деятельности человека

становится нематериальное понятие «информация», которое приводит к реальным человеческим действиям.

Прежде всего рассмотрим, что понимается под информацией. Обычный человек скажет: это данные, сведения, и не слишком ошибется. Ответ на этот вопрос станет менее понятен, если мы попытаемся ответить на него более «научно». В свою очередь, данные - это «набор утверждений, фактов и/или цифр, взаимосвязанных между собой». «Определите значения слов, и вы избавите человечество от половины его заблуждений». Различные исследователи по-разному определяют сам термин «информация». Информация - одно из наиболее актуальных, фундаментальных и дискуссионных понятий в современной науке и практике. Можно с полной уверенностью сказать, что вопрос о сущности информации принадлежит к числу наиболее сложных и дискуссионных в науке второй половины XX в.

Термин «информация» происходит от латинского слова «тйогшайо» - осведомлять [7, с. 135]. В XIV в. так называли божественное «программирование» - вложение души и жизни в тело человека. Согласно легенде, в XVI в. эта прерогатива Бога была присвоена рабби Левом, в пражском гетто создавшим глиняного «робота» - Голема, который «оживал» всякий раз, когда хозяин вкладывал ему под язык «про-грамму»-текст с именем Бога. Еще в прошлом веке в Европе «информатором» называли домашнего учителя, а «информацией» - учение, наставление. В толковых словарях и энциклопедиях, изданных в СССР, слово «информация» отсутствовало. «Открытие» понятия информации современной наукой произошло в середине XX в. Примерно в это же время слово «информация» стало означать и передачу знаний с помощью книг.

Первыми работами в этом направлении считают статьи Р. Хартли (1928 г.) для равновероятных событий и К. Шеннона (1948 г.) для совокупностей событий с различными вероятностями. И хотя еще в 1933 г. появилась работа нашего соотечественника В.А. Котельникова о квантовании электрических сигналов, в мировой научной литературе считается, что именно 1948 г. - это год зарождения теории информации и количественного подхода к информационным процессам.

Возникновение этих работ было вызвано быстрым развитием технических средств связи и необходимостью измерения объема передаваемых сведений в количественном выражении. Теория информации возникла как аппарат и

фундамент теории связи. Сам Шеннон не предполагал распространения своего подхода на другие области научных исследований, понимая специфику задач связи, он писал о трудностях и ограничениях своей теории. Информация становится объектом исследовательских интересов с конца 1940-х гг., когда в работах К. Шеннона, посвященных теории связи, была создана основа для разработки теории информации. Информация была обоснована как самостоятельная категория, но при этом исследовались лишь ее технические и количественные параметры. В теории Шеннона основное внимание уделяется физической стороне процесса передачи сигналов, отсутствует смысловое рассмотрение информации, которая закодирована в сигналах.

Отправной точкой шенноновского подхода является представление об информации как устраняемой неопределенности. Шеннон показал, что информация - это измеряемая величина: количество информации, содержащейся в данном сообщении, есть функция вероятности, что из всех возможных сообщений будет выбрано данное. Он математически обосновал и определил количество информации как меры уменьшения неопределенности. Но статистическое выражение количества информации не подменяет собой определения самого понятия «информация», которое бы отражало и раскрывало ее наиболее общие и существенные свойства. Теория информации практически сразу привлекла к себе внимание ученых и специалистов из различных областей знания. Достаточно сказать, что уже в 1956 г. сам К. Шеннон писал: «Теория информации нашла применение в биологии, психологии, лингвистике, теоретической физике, экономике, теории организации производства и во многих других областях науки и техники» [13].

Дальнейшее научное осмысление понятия «информация» связано с работами Н. Винера, в которых информация рассматривается уже не как частное, а как общенаучное понятие: «Информация есть информация, а не материя и не энергия» [3]. Из этого определения вытекает, что информация - не существующий реально объект, а умственная абстракция, т. е. созданная человеческим разумом фикция. К. Шеннон и

Н. Виннер, занимаясь теорией информации, в частности, отмечали меру неопределенности, уменьшение которой повышает степень знания о событии, явлении и т. п. Они ввели понятие количества информации как разность неопределенностей некоторого исхода до и после события, связанного с первым. Л. Бриллюэн определял информацию «как результат выбора... мы

полностью игнорируем человеческую оценку информации... Другими словами, мы определяем информацию как нечто отличное от знания, для которого у нас нет количественной меры». Отсюда следует, что не существует абсолютной информации, а информацию содержат не всякие события (данные, сообщения), а лишь те, которые уменьшают неопределенность в отношении исхода интересующих нас событий.

Значительный вклад в развитие теории информации внесли и советские ученые (В .А. Котельников, А.Я. Хинчин, А.Н. Колмогоров, А.А. Харкевич и др.). К середине 1950-х гг. наиболее общее определение количества информации в вероятностном смысле было дано в работах Колмогорова и его учеников, в дальнейшем развивавших и другой подход, так называемую алгоритмическую теорию информации, в котором под энтропией понималась сложность объекта, равная сложности алгоритма, описывающего объект. Необходимо заметить, что теоретико-информационный подход оказался полезным во многих математических дисциплинах, исследования специальных вероятностных процессов отечественными учеными позволили развить математическую теорию информации до современного уровня и серьезно расширить круг приложений.

Теория информации, разработанная в 19401950-х гг. исключительно для технических наук, уже в 1960-х - начале 1970-х гг. стала объектом пристального внимания обществоведов, которые попытались обосновать информацию как философскую категорию, найти ей место в ряду фундаментальных категорий, таких как материя, сознание и т. д.

Становясь предметом изучения многих наук, в каждой из них оно конкретизируется и обогащается. Отсюда множество определений информации, различные смысловые наполнения и в соответствии с этим различные интерпретации толкований ее сути, но отсутствие общего и общепризнанного определения.

В 1960-е гг. наиболее популярной среди советских ученых была так называемая «ленинская теория отражения» и трактовка информации как формы отражения объектного мира. Информация - это отражение реального мира. Разногласия возникали в связи с определением границ информационного пространства. Значительная часть исследователей считала, что информация как и отражение представляет собой атрибут всей материи и является свойством всех без исключения материальных объектов, как живых, так и неживых. Наиболее распространенным является определение А. Д. Урсул, который рассматривает информацию как отраженное разно-

образие в любых объектах (процессах) живой и неживой природы. С таким пониманием информации внутренне согласуется ее трактовка как отраженного разнообразия, получившая распространение за рубежом, начиная с работ американских ученых Н. Рашевского и У.Р. Эшби. Пожалуй, самую крайнюю позицию занимает И.И. Юзвишин, по существу, отождествивший информацию с энергией и материей [15].

Другая часть исследователей считала, что информация неразрывно связана лишь с высшими видами отражения, с его высокоактивными формами, что это свойство не всей, а лишь высокоорганизованной материи и саморегулирующихся систем. В данной трактовке информация возникает вместе с жизнью и характеризует органическую природу, человеческое общество и технику, вовлеченную человеком в процессы управления. В.Г. Афанасьев полагает, что информация «представляет собой знания, сообщения, сведения о социальной форме движения материи и о всех ее других формах в той мере, в какой они используются обществом, человеком, вовлечены в орбиту общественной жизни» [1].

С конца 1970-х гг. информацию стали рассматривать с точки зрения таких свойств материи, как структура, упорядоченность, организация. В те же годы В.Г. Афанасьев отмечал, что ряд исследователей для раскрытия сути информационных процессов прибегают к помощи понятий «осознание», «понимание», а через них приходят к отождествлению «информации» и «знания».

Считаем, что знания следует рассматривать как особую форму существования информации, они отражают достигнутый уровень общественного развития.

Перечисленные выше определения информации - некоторые разновидности частных информационных определений, число которых достаточно большое. Есть определения, поддерживаемые широким кругом сторонников, есть определения, где число «сторонников» ограничивается самим автором. Тем не менее все разнообразие взглядов на информацию более или менее четко укладывается в две ведущие парадигмы, одна из которых трактует информацию как неотъемлемое свойство материи, ее атрибут («атрибутивная концепция»), а другая -как неотъемлемый элемент самоуправляемых технических, биологических, социальных систем, как функцию этих систем («функционально-кибернетическая концепция»).

Сторонники первой концепции рассматривают информацию как всеобщее свойство материи - отражение. Например, «информация есть

отраженное разнообразие», причем «информация всегда включает в себя не все содержание отражения, а лишь аспект, который связан с разнообразием, различием», а отражаться может, по А.Д. Урсулу, не только разнообразие, но и однообразие. К числу атрибутивных относится также упомянутая нами концепция, рассматривающая информацию в одном ряду с веществом и энергией, но в связи не с отражением, а с организацией. Согласно этому подходу, информация существовала и будет существовать вечно, она содержится во всех без исключения элементах и системах материального мира, т. е. информация одна из основ Вселенной.

Сторонники второй парадигмы - функционалисты - не признают присутствия информации в неживой природе и связывают ее с управлением, причем кибернетики утверждают, что информация, точнее, информационные процессы есть во всех самоуправляемых системах (технических, биологических, социальных), а антропоцентристы ограничивают сферу ее «деятельности» лишь человеческим обществом и сознанием. При этом одна часть кибернетиков (функционалисты) определяет информацию как содержание сигнала, сообщения, полученного кибернетической системой из внешнего мира. Сигнал и информация отождествляются и рассматриваются как синонимы. Представители другого кибернетического направления трактуют информацию как меру сложности структур, меру организации. Представители антропоцентристского направления не выходят за рамки социальной информации, циркулирующей в обществе и изучаемой такими дисциплинами, как журналистика, педагогика, библиотековедение и др.

Информация - органическое качество живых систем, отличающее их от неживой природы, непременная субстанция живой материи, психики, сознания. «Специфика жизни связана с наличием информации, с помощью которой... регулярно обеспечивается процесс функционирования системы», «жизнь - это способ существования органических систем, основанный на использовании внутренней информации» и т. п. Информация выступает в качестве универсальной «жизненной силы», управляющей метаболическими процессами в живых существах, организующей отражение среды и адаптацию к ней, обеспечивающей хранение и передачу наследственных признаков, формирующей популяции, биоценозы, биосферу в целом, наконец, определяющей биологическую эволюцию.

Объяснение возникновения и развития жизни как перехода от неинформационных систем к информационным с последующим развитием

последних внушало бы доверие, если бы подкреплялось убедительной трактовкой информации. Но авторы информационных теорий жизни характеризуют ее довольно туманно как «свойство материальных систем», «меру организации»,

«воспроизводящую структуру», «существование явлений в несвойственной их природе материальной форме» и т. п. В результате эти теории превращаются, по мнению А. В. Соколова, в «информационную» версию витализма.

И надо, пожалуй, согласиться с М. И. Сет-ровым, который приходит к выводу, «что информации придается статус самостоятельного бытия, некой реалии, существующей наряду с материальными вещами или в самих вещах», в то время как «никто еще не видел ни как субстанцию, ни как свойство эту загадочную информацию... Везде мы обнаруживаем лишь взаимодействие материальных веществ, наделенных энергией, и нигде не обнаруживаем того, что обычно называем информацией. Почему? Да потому, что ее не существует в природе, как не существует флюидов, флогистона, эфира и т. п.». И действительно, нет таких реалий, относительно которых можно было бы сказать: вот это - информация, а не отражение, не структура, не организация, не сигнал, не код, не сообщение и т. д.

В последние годы отечественная наука внесла весомый вклад в разработку теоретических основ информатизации, положив тем самым начало рождению информациологии -науки, являющейся результатом анализа и синтеза научных направлений исследования явлений, процессов на единой информационной основе. Предметом информациологии является исследование информации как полифункцио-нального объекта познания, представляющего собой фундаментальную категорию. Информа-циология определяет информацию как новое универсальное средство для объяснения мироздания, всех процессов и явлений природы. Информация рассматривается как первооснова существования Вселенной.

Данное понимание сущности информации является максимально расширительным. На первый взгляд, информациологи провозгласили совершенно оправданный тезис о первичности информации, тем самым, по существу, разрушив и атрибутивное, и функциональное понимание информации. Однако информациология не предложила собственных методов изучения информации как самостоятельного объекта междисциплинарных исследований.

Информациологи, определяя информацию как основу природы и общества, вводят собст-

венную классификацию информации, разделяя ее на абсолютную и относительную, естественную и искусственную. При этом под естественной информацией понимаются «все безусловные са-моотношения, соотношения и отображения в природе и обществе», а под искусственной информацией - «все небезусловные отношения и отображения материальных объектов и предметов, придуманных и реализованных человеком». Таким образом, естественная информация больше укладывается в рамки атрибутивной концепции информации, а искусственная информация -в рамки функциональной концепции.

Естественная информация, по мнению ин-формациологов, может проявляться как электрическая, магнитная, акустическая, ядерная, электромагнитная, осязание, обоняние и т. д. Искусственная же информация - это все виды проявления создаваемой человеком информации (материализованной и дематериализованной): предметы домашнего обихода, телепередача, стихотворение, музыка, идея, теория и т. д.

Данная классификация представляется спорной, так как принимает во внимание только происхождение информации, но не исследует другие критерии, как, например, способы существования информации и др. Согласно этой классификации изучением искусственной информации занимается история, а естественная информация является объектом исследования естественных наук.

Не ставя задачи критики информациологии, согласимся с тем, что информация действительно играет значительную роль в развитии общества, что убедительно подтверждается историческим опытом. От глубокой древности до современности «восприятие человеком пространства и времени, осознание себя в пространственновременной метрике бытия было и остается до сих пор по своим механизмам и средствам сугубо информационным процессом».

А.Г. Кушниренко решил в свое время эту проблему просто: информация - это первичное, неопределимое понятие. «Отсутствие строгого определения, однако, не мешает нам измерять объем информации и обрабатывать ее, подобно тому, как отсутствие строгого определения прямой и точки в планиметрии не мешает нам рисовать треугольники, доказывать теоремы и решать задачи», - писал он с соавторами.

Наиболее общее определение информации дает С.Я. Янковский: «Любое взаимодействие между объектами, в процессе которого один приобретает некоторую субстанцию, а другой ее не теряет, называется информационным взаи-

модействием. При этом передаваемая субстанция называется информацией» [16].

Определение информации А.И. Демина зафиксировано даже как открытие в Международной регистрационной палате информационноинтеллектуальной новизны: Информация представляет собой всеобщее свойство взаимодействия материального мира, определяющее направленность движения энергии и вещества [5]. Это всеобщее нематериальное свойство взаимодействия материального мира включает в себя первичную и вторичную информацию, при этом под первичной информацией подразумевается направленность движения вещества, при котором возникает не только направленность его движения в пространстве, но и форма (структура, морфология) как результат направленности движения составляющих вещество элементов, а вторичная информация есть отражение первичной информации в поле в виде формы (структуры, модуляции) пространственных сил, сопровождающих всякое движение вещества.

Суммируя вышеизложенное, считаем, что информация - это настолько общее и глубокое понятие, что его нельзя объяснить одной фразой, одним предложением. В это слово вкладывается различный смысл в технике, экономике и в житейских ситуациях. В жизни информацией называют любые данные или сведения, которые кому-либо интересны. Например, сообщение о каких-либо событиях, о чьих-либо действиях и т. п. «Информацией» в этом смысле является неизвестное ранее сообщение. Информация -сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах, состояниях, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы.

В 1970-е гг. оформилась теория информации как общенаучная методология, которая, тем не менее, спустя три десятка лет так и не нашла практического применения в экономических исследованиях.

Ограниченность математических теорий информации заключается в том, что они полностью абстрагируются от осмысленности и ценности информации для потребителя. Получается, что «совокупность 100 букв, выбранных случайным образом, фраза в 100 букв из газеты, из пьесы Шекспира или теоремы Эйнштейна имеют в точности одинаковое количество информации».

Таким образом, первоначально информация

- сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом; с середины XX в.

- общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми и/или автоматами.

Подводя итог, следует отметить, что, хотя дискуссия по вопросу перехода мирового общества к информационному типу ведется с начала 1960-х гг., до сих пор информационное общество как научное понятие не имеет единого, общепринятого и общепризнанного определения.

Выделяют лишь основные характеристики информационного общества:

- более 50 % населения занято в сфере информационных услуг;

- темпы роста информационного сектора экономики превосходят темпы развития экономики в целом;

- широкое использование информационных технологий и продукции информационного сектора экономики в повседневной жизни;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- создание единого информационного пространства и доступность к нему всех членов общества;

- уровень благосостояния членов этого общества в большей степени зависит от их образованности, обучение становится непрерывным процессом в течение всей жизни.

На современном этапе развития мировой экономики информация становится наиболее важным ресурсом информационного общества.

1. Афанасьев В.Г. Социальная информация. М.: Наука, 1994. 200 с.

2. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе / Под ред. П.С. Гуревича. М.: Прогресс, 1986. 420 с.

3. Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и в машине. 2-е изд. М., 1968. 201 с.

4. Дайзард У. Наступление информационного века // Новая технократическая волна на Западе / Под ред. П.С. Гуревича. М.: Прогресс, 1986. 343 с.

5. Демин А.И. Информация как всеобщее свойство материи // http://prvinform.narod.ru/ index.html

6. Колин К. К. Социальная информатика -научная база постиндустриального общества // Социальная информатика - 94. М., 1994.

7. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 1996. 496 с.

8. Ракитов А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических изменениях. М.: РАН. Институт научной информации, 1998.104 с.

9. Робертсон Д.С. Информационная революция // Информационная революция: наука, экономика, технология: Реферативный сб. М.: ИНИОН РАН, 1993. С. 17-26.

10. Стоуньер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики // Новая технократическая волна на Западе / Под ред. П.С. Гуревича. М.: Прогресс, 1986.

11. Тофлер О. Шок будущего: Пер с англ. М.: АСТ, 2001. 557 с.

12. Турен А. Возвращение человека действующего. Очерки социологии. М.: Научный мир, 1998. 203 с.

13. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. М.: Иностр. лит., 1963. 830 с.

14. Ши Ю., Гу Д., Танг К. Информационная перегрузка // Информационные технологии в бизнесе / Под ред. М. Желены. СПб.: Питер, 2002.

15. Юзвишин И.И. Основы информациологии: Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 2001. 600 с.

16. Янковский С.Я. Концепции общей теории информации. 21.05.2000 // http://www.n-t.org/tp/ng/ oti03.htm.

17. Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Смысл и назначение истории. М.: Наука, 1991.

С. 99-139

18. Masuda Y. The International Society as Post-Industrial Society. World Future Society, 1981.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.