Научная статья на тему 'Информационное общество: образовательное пространство и Национальная безопасность'

Информационное общество: образовательное пространство и Национальная безопасность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КОМПЕТЕНЦИИ / СИГМА БЕЗОПАСНОСТИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / EDUCATIONAL SPACE / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / COMPETENCES / SAFETY SIGMA / INFORMATION SECURITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова С.Н., Каленчук Т.В.

В информационном обществе активно используется интернет, развивается наноиндустрия, биотехнологии, влияющие на современное образовательное пространство, которое формируется в обновляющемся многомерном мироздании, что связано с процессами глобализации, активной интеграции социумов, наращиванием коммуникационной архитектуры и социокультурным сотрудничеством. Трансформации, происходящие в современном образовательном пространстве, детерминируют безопасную экзистенцию человека, общества и государства, при условии, что личность является основной социальной ценностью. Создание высокотехнологичного производства в эпоху бурного развития компьютерно-сетевых программ, внедрения в повседневную жизнь человека нанотехнологий, элементов искусственного интеллекта, интенсивное применение современных научных изобретений, несомненно, изменяет существующую реальность. Информационное общество, как правило, изменяет форму и содержание массовых коммуникаций, переформатируя социальную структуру социума, общественные отношения, создавая при этом конфликт интерпретаций, детерминируя нравственно-интеллектуальный выбор современной личности. Следовательно, в процессе эволюционного развития окно возможностей динамично расширяется, а также изменяется образовательное пространство, образовательный процесс и среда. Техногенная цивилизация, детерминируя существующую реальность, позиционирует экзистенциальные характеристики личности, корректируя и совершенствуя развитие образовательного пространства. Именно процесс общественной дезинтеграции в информационном обществе, как это ни парадоксально, порождает антиценности, а также инициирует «цифровую опасность», способную перераспределить интеллектуально-когнитивные функции не только между человеком и машиной, но и между социальными группами, государствами, что имеет непосредственное отношение к образовательному пространству и сфере безопасности. Современные тенденции развития информационного общества доказывают необходимость акцентуации на культуросозидающей роли науки, общественно-гуманитарной трансформации образовательного пространства, которое является фактором национальной безопасности Республики Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information Society: Educational Space and National Security

In the information society, the Internet is actively used, nanoindustry is developing, biotechnologies that influence the modern educational space, which is formed in a dynamically renewed multidimensional world, which is connected with the processes of globalization, active integration of societies, building of communication architecture and socio-cultural cooperation. Transformations taking place in the modern educational space determine the safe existence of man, society and the state, provided that the individual is the main social value. The creation of high-tech production in the era of rapid development of computer-network programs, the introduction of nanotechnology, elements of artificial intelligence into everyday life, and the intensive application of modern scientific inventions undoubtedly change the existing reality. The information society, as a rule, changes the form and content of mass communications, reformatting the social structure of society, social relations, creating a conflict of interpretations, determining the moral and intellectual choice of a modern person. Consequently, in the process of evolutionary development, the window of opportunity is dynamically expanding, and the educational space, educational process and environment are also changing. Technogenic civilization, determining the existing reality, positions the basic existential characteristics of the individual, correcting and improving the development of the educational space. It is the process of social disintegration in the information society, paradoxically, that generates antivalues, and also initiates a «digital danger» capable of redistributing intellectual-cognitive functions not only between man and machine, but also between social groups and states, which is directly related to educational space and security. Modern trends in the development of the information society prove the need to focus on the cultural role of science, social and humanitarian transformation of the educational space, which is a factor of national security of the Republic of Belarus.

Текст научной работы на тему «Информационное общество: образовательное пространство и Национальная безопасность»

УДК 159.9.01

С.Н. СОКОЛОВА, д-р филос. наук, доцент

Заслуженный деятель науки и образования Российской академии естествознания, главный научный сотрудник

Центра системного анализа и стратегических исследований Национальная академия наук Республики Беларусь, г. Минск

Т.В. КАЛЕНЧУК

ассистент кафедры биотехнологий Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь

Статья поступила 20 февраля 2018г.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

«... история человечества превращается в гонку между образованием и катастрофой»

Герберт Уэллс

В статье авторы акцентируют внимание на образовательном пространстве и сфере безопасности общества. Современное образовательное пространство включает в себя образовательный процесс и образовательную среду, которые сегодня во многом предопределяют результаты научно-инновационной деятельности в университетах и являются основополагающим фактором национальной безопасности.

Ключевые слова: образовательное пространство, образовательная среда, компетенции, сигма безопасности, информационная безопасность.

Введение. В информационном обществе активно развивается современная наука (наноиндустрия, биотехнологии,

робототехника), и под воздействием информационных технологий как по форме, так и по содержанию динамично изменяется существующая многомерная реальность. И сегодня в мире происходят экономические

кризисы, военные конфликты,

осуществляются сетецентрические военные действия и кибератаки, что свидетельствует о высокой криминогенности информационного общества, что совершенно не способствует стабилизации ситуации, кардинально изменяет ценностно-нормативную модель

социогенеза, трансформируя социально-политическую жизнь социума.

В эпоху глобальной конкуренции и социально-политической турбулентности, а также изменений системы образования в Республике Беларусь возрастает

напряженность во всех сферах общества, порождая возникновение рисков, новых источников опасностей, угроз, так как современный социум, к сожалению, изменяется «... не в сторону стабильности и безопасности» [1, с. 3].

Создание высокотехнологичного

производства в эпоху бурного развития компьютерно-сетевых программ, внедрение в повседневную жизнь человека

нанотехнологий, элементов искусственного интеллекта, неизбежное интенсивное развитие наукоемких технологий изменяет белорусское образовательное пространство. Именно в процессе глобализации и перехода большого потока информации в цифровую форму в информационном обществе, как никогда ранее, актуализируются вопросы, связанные с образовательным пространством и национальной безопасностью Республики Беларусь.

Современное образовательное

пространство, формирующееся в динамично обновляющемся многомерном мире, изменяющейся системой образования, тесно связано с активной интеграцией социумов, наращиванием коммуникационной

архитектуры и социокультурным

сотрудничеством. Следовательно,

трансформации, объективно происходящие в сфере безопасности, влияют на экзистенцию человека, общество и государство, где личность является основной социальной ценностью.

В связи с этим, авторы статьи убеждены, что, во-первых, необходимо уделить особое внимание сохранению национальной истории, культурных традиций белорусского народа, которые способствуют усилению аксиологической направленности развития образовательного пространства.

И, во-вторых, при разработке основ современной концепции образования Республики Беларусь, гарантирующих безопасность человека, общества и государства, необходимо учитывать степень воздействия сетевых программ, интернет-технологий, средств массовой информации на социокультурные аспекты, вариативность учебных программ, адаптивность личности

при осуществлении предметной

специализации и «обесценивания ресурсных людей» в образовательной среде.

В информационном обществе, как правило, корректируется форма и содержание массовых коммуникаций, изменяются общественные отношения, создавая при этом конфликт интерпретаций, определяя нравственно-интеллектуальный выбор современной личности. Однако техногенная цивилизация детерминирует многомерные экзистенциальные

характеристики личности, формирует новую образовательную среду. В процессе реформирования системы образования окно возможностей постоянно расширяется, так как инновационные технологии

«захватывают», «закошмаривают»

образовательное пространство, ликвидируя ценностный вектор развития человека и общества. И здесь возникает не простой концептуальный вопрос, связанный с дегуманизацией информационного общества, потому что контрольные функции информационных систем представляют собой преднамеренную коммуникационную экспансию, являясь доминирующим фактором, неизбежно определяющим изменения системы образования, которая ретранслирует ценности, формируя культурные стереотипы поведения личности.

Основная часть. В современной мировой экономике и политике происходят сложные процессы, изменяющие архитектонику общества, а, следовательно, это влечет за собой реформирование системы образования, которая в информационном обществе является главной производительной силой. Ни для кого не секрет, что в информационном обществе появляются и активно фиксируют себя в социуме антиценности, что связано с доминированием реифицирования бытия, а значит, трансформируется общественное сознание, изменяется словесно-логическое мышление человека. И в этой неоднозначной ситуации нельзя забывать о том, что необходимо учитывать сложные процессы изменения системы образования, информатизации, компьютеризации, которые интенсивно воздействуют на образовательное пространство и национальную безопасность. И в этом случае, личность, как результат достаточно сложных общественных отношений, ценностных «жизненных смыслов», «многомерная духовная энергия»,

37

непосредственно находясь в образовательном пространстве, совершает нравственный выбор, проявляет себя в разноплановых социальных взаимодействиях, что, в свою очередь, актуализирует образовательную политику Республики Беларусь.

В процессе реформирования системы белорусского образования и в результате происходящих метаморфоз, а также долговременной ценностной перезагрузки социума, происходят изменения

общественных отношений, где

основополагающим моментом

определяющим развитие информационного общества становиться сигма безопасности и образовательное пространство.

Сигма безопасности, как считают авторы статьи, представляет собой личность, обладающую современными знаниями, склонную к альтруизму, которая ориентирована на обязательное соблюдение нравственного императива, стремящуюся к толерантности, гармонии с природой, уважающую законы и государственные институты. И в этом случае, ключевым моментом, несомненно, является человек и образовательное пространство, современная наука, актуализирующие мировоззрение, а также традиционные ценности личности. И, таким образом, человек это не только средство для реализации потребностей, интересов социальных групп, но и самоценность, которая в процессе социализации нуждается в более эффективной и гарантированной

национальной безопасности.

В связи с этим, необдуманные политические решения, резкий переход на европейские стандарты, переориентация на Болонский вектор, к сожалению, пока малоэффективны, так как появляются суррогатные педагогические технологии, не способствующие в полном объеме повлиять на образовательный процесс как по форме, так и по содержанию. Имиджевый, а главное, информационный факторы являются определяющими константами в

реформировании системы белорусского образования, вследствие реализации Болонских соглашений, корректирующих образовательное пространство, что порождает неоправданную оптимизацию научных кадров, снижения

интеллектуального уровня политической элиты, детерминирующих все сферы жизнедеятельности современного общества. 38

Исходя из этого, сигма безопасности должна рассматриваться как константа гуманистической экзистенции человека и как обязательное условие для совершенствования белорусского образовательного

пространства. И, видимо, не случайно в Республике Беларусь сегодня возникают вопросы, связанные с аксиологической деформацией личности, а также с изменением образовательного пространства, а точнее, с очень упрощенным, неадекватным содержанием современной образовательной среды, которая порождает

«расчеловечивание» материального мира, и доминирования так называемого «общества потребления».

В результате происходит общественная дезинтеграция в информационном обществе, порождая антиценности, а также инициируя «цифровую опасность», способную перераспределить интеллектуально-

когнитивные функции не только между человеком и машиной, но и между социальными группами, государствами, что имеет непосредственное отношение к образовательной политике и национальной безопасности. Поэтому главная задача, как считают авторы статьи, сводиться к тому, чтобы совершенствовать образовательное пространство и максимально эффективно реализовывать максимально безопасную формулу образовательной политики или более эффективный алгоритм

взаимодействия личности, общества и государства. Именно поэтому

совершенствование образовательного

пространства влияет на воспроизводство трудовых ресурсов и является фактором национальной безопасности Республики Беларусь.

И сложно не согласиться с тем, что происходящие глобальные процессы «. социального, экономического,

технологического развития современного общества, охватывающие практически все сферы жизнедеятельности человека, глубоко затрагивают и институты образования» [2, с. 158]. В условиях геополитических трансформаций, мирового финансово-экономического кризиса происходят деструктивные изменения в образовательном пространстве, которые влияют на систему ценностей, корректируя аксиологическую матрицу личности. И нельзя забывать о том, что ценностный вакуум, который не заполняется автоматически, связан, в первую

очередь, с антиценностями в информационном обществе. «В этой связи, учитывая пересмотр приоритетов и акцентов в интерпретации проблемы безопасности и перенос их интересов государства на интересы самого человека, становится актуальной разработка проблем

информационной безопасности личности и, в частности, информационной безопасности личности в контексте влияния информатизации на политические отношения и политический процесс» [3, с. 64].

Глобализация, как объективный процесс и результат обновления существующей реальности, представляет собой

многомерную общемировую тенденцию развития образовательного пространства, когда особенно рельефно очерчен круг основополагающих вопросов дуалистической направленности. Экзистенциальные вопросы, как считают авторы статьи, связанные с совершенствованием белорусского

образовательного пространства, необходимо решать на государственном уровне, потому что современная система образования переходит в экономическую подсистему социума.

Напомним, что образовательное пространство аккумулирует объективную и субъективную реальность, отражая результаты многомерного человеческого бытия. В современной педагогической науке образовательное пространство разделено на несколько видов (естественное,

манипулятивное, авторитарное, свободное) и представляет собой сложноподчиненное переплетение метафизического

(неосознанного взаимодействия с

образовательной средой, организованного внешним источником) и диалектического моментов (осознанного взаимодействия с образовательной средой), воздействующих на экзистенцию личности и общественное сознание. И, в тоже время, акцентируя внимание на функциональности,

результативности образовательной среды, образовательное пространство является также специфическим видом пространства, или особым местом развития современной личности, социальной группы, которое охватывает человека, окружающий мир, включая их в процесс взаимодействия опосредованной образовательной среды, детерминированной информационным

обществом. Для обеспечения национальной безопасности необходима образовательная

среда, которая максимально будет направлена на утверждение в обществе гуманистических принципов, на

обязательное развитие созидающего элемента жизнедеятельности личности, что актуализирует развитие социального образовательного пространства отдельных учреждений, города, организаций и государства. Альтернативность путей развития современной системы образования в Республике Беларусь объективно предполагает реализацию Болонской системы, которая, в свою очередь, «буксует» и создает некоторые сложности по нескольким причинам.

Во-первых, по причине отсутствия адекватных политико-правовых механизмов для совершенствования образовательного пространства, а также своевременного обновления информационной оболочки образовательной среды, что необходимого по причине того, что сегодня «... происходит становление исследовательского образования в качестве отдельной парадигмально-дифференцированной системы образования общества» [4, с. 17].

Во-вторых, изменения концептуальных установок при последующем внедрении новых учебных программ, тестовых заданий, информационных образовательных

технологий порождают необоснованную детализацию информации и

узконаправленную профессионализацию деятельности. Более того, целенаправленное упрощение формально-аксиологического значения и европейская модуляция педагогических технологий приводят к минимизации гуманитарной составляющей в образовательном процессе, без чего невозможно формирование личности, а значит, воспитание патриота, гражданина, интеллектуальной элиты белорусского государства.

И, в-третьих, в связи с исчезновением ценностных ориентиров и замещение их другим форматом общественных отношений (гедонизмом, рационализмом,

эгоцентризмом), например,

компетентностным подходом, который, на первый взгляд, соответствует требованиям рыночной экономики, происходит

панорамное замещение аксиологического компонента профессиональной подготовки личности и перекос в сторону компетентностного подхода. И в этом случае, практически исключается потребность в

39

педагогическом мастерстве, классической науке и происходит деформация и деградация личности, которая становиться биороботом, или информированным потребителем товаров, услуг, склонным к деструктивной агрессии и насилию.

Аксиоматика такова, что в информационном обществе «. особое значение имеют такие факторы, как кризис государственной идеологии, разрушение или деформация ценностей системы, и, как следствие, отсутствие критериев адекватной оценки информационных воздействий, имеющих пропагандистский характер; появление целого арсенала новых средств воздействия на индивидуальное, групповое и массовое сознание, в том числе новых технологий и форм подачи информации СМИ ... усиление влияния на общественное сознание западной массовой культуры, чуждых культурно-историческим традициям или экстремистских религиозных течений; ослабление роли важнейших

социокультурных институтов государства -науки, образования, воспитания и культуры» [5, 58].

Заключение. В итоге, в информационном обществе наблюдается парадокс: с одной стороны, в арифметической прогрессии растет поток информации, упрощающий до абсурда образовательную среду, а с другой -изменяется отношение человека к знаниям (умственному труду) и человек ориентируется только на максимальное потребление материальных вещей (товаров, услуг). Такая опасно доминирующая потребительская психология изменяет объективную и субъективную реальность, и в этом варианте очень опасно прямолинейно реализовывать Болонскую версию университетского гольфа. Может быть, как считают авторы статьи, не надо стремиться к быстрой реализации Болонского вектора, порождая «мерцающий эффект»

образовательной среды, неизбежно провоцирующей «обнуление» личности.

Современная образовательная политика в Республике Беларусь потенциально имеет самые благоприятные условия для подготовки не только всесторонне развитого потребителя, обладающего необходимым набором компетенций специалиста с шаблонным мышлением, но и воспитания ответственного гражданина, способного творчески мыслить, созидать и активно трудиться на благо общества. 40

Следовательно, современное

образовательное пространство не случайно актуализирует консолидацию научных кадров, развитие научных педагогических школ и совершенствование технологий для конструктивного социокультурного

сотрудничества, так как бесспорным является тот факт, что «. культурное многообразие и преобразования, происходящие в высшем образовании связанны с Болонскими соглашениями и с компетенциями, что требует изменений системы образования .» [6, с. 69].

Резюмируя, уточним, что сегодня особенно важно инициировать максимально гуманный (личностно-ориентированный) процесс перезагрузки белорусского образовательного пространства с целью расстановки нравственно-этических акцентов в образовательном процессе и создании наукоемкой, более эффективной

образовательной среды, аккумулирующей научные кадры, активно пропагандирующей ценности.

Современные тенденции развития информационного общества, таким образом, доказывают амбициозность и

неопределенность Болонского вектора развития и важность акцентуации на культуросозидающей роли научного знания, внедрение современных педагогических технологий, всеобъемлющей общественно-гуманитарной трансформации

образовательного пространства, где личность является основной социальной ценностью, что необходимо для обеспечения более эффективной национальной безопасности Республики Беларусь.

Список литературы

1. Филонов, Г.Н. Герменевтический ресурс рефлексии в современном образовании / Г.Н. Филонов // Вопросы философии. -2012. - № 11. - С. 158-163.

2. Лукашенко, А.Г. Наша общая цель -построение сильного и безопасного государства / А.Г. Лукашенко // Белорусская думка. - 2017. - № 5. - С. 320.

3. Михайленок, О.М. Политические аспекты информационной безопасности личности / О.М. Михайленок // Власть. - 2010. - № 12. - С. 64-71.

4. Карпов, А.О. Культурно-историческая эпистема образования: от античности до

общества знаний / О.А. Карпов // Вопросы философии. - 2016. - № 1. - С. 5-17.

5. Малашенко, М.В. Современное состояние российского общества: угрозы национальной безопасности страны / М.В. Малашенко // Национальная безопасность: научное и государственное управленческое содержание: материалы Всеросс. Науч. конф., Москва, 4 дек. 2009 г., [текст+электронный ресурс] / Центр пробл. Аналит. И гос.-упр. Проект. - М.: Научный эксперт, 2010. - 376 с.

6. Рыбаков, Н.С. Ох, уж эти компетенции ... / Н.С. Рыбаков // Вестник Российского философского общества. 2016. - № 3(79). - С. 68-69.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Резюме. В информационном обществе активно используется интернет, развивается наноиндустрия, биотехнологии, влияющие на современное образовательное пространство, которое формируется в обновляющемся многомерном мироздании, что связано с процессами глобализации, активной интеграции социумов, наращиванием коммуникационной архитектуры и социокультурным сотрудничеством.

Трансформации, происходящие в современном образовательном пространстве, детерминируют безопасную экзистенцию человека, общества и государства, при условии, что личность является основной социальной ценностью. Создание

высокотехнологичного производства в эпоху бурного развития компьютерно-сетевых программ, внедрения в повседневную жизнь человека нанотехнологий, элементов искусственного интеллекта, интенсивное применение современных научных изобретений, несомненно, изменяет существующую реальность.

Информационное общество, как правило, изменяет форму и содержание массовых коммуникаций, переформатируя социальную структуру социума, общественные отношения, создавая при этом конфликт интерпретаций, детерминируя нравственно-интеллектуальный выбор современной личности. Следовательно, в процессе эволюционного развития окно возможностей динамично расширяется, а также изменяется образовательное пространство,

образовательный процесс и среда.

Техногенная цивилизация, детерминируя существующую реальность, позиционирует экзистенциальные характеристики личности,

корректируя и совершенствуя развитие образовательного пространства. Именно процесс общественной дезинтеграции в информационном обществе, как это ни парадоксально, порождает антиценности, а также инициирует «цифровую опасность», способную перераспределить

интеллектуально-когнитивные функции не только между человеком и машиной, но и между социальными группами,

государствами, что имеет непосредственное отношение к образовательному пространству и сфере безопасности. Современные тенденции развития информационного общества доказывают необходимость акцентуации на культуросозидающей роли науки, общественно-гуманитарной

трансформации образовательного

пространства, которое является фактором национальной безопасности Республики Беларусь.

Abstract. In the information society, the Internet is actively used, nanoindustry is developing, biotechnologies that influence the modern educational space, which is formed in a dynamically renewed multidimensional world, which is connected with the processes of globalization, active integration of societies, building of communication architecture and socio-cultural cooperation.

Transformations taking place in the modern educational space determine the safe existence of man, society and the state, provided that the individual is the main social value. The creation of high-tech production in the era of rapid development of computer-network programs, the introduction of nanotechnology, elements of artificial intelligence into everyday life, and the intensive application of modern scientific inventions undoubtedly change the existing reality.

The information society, as a rule, changes the form and content of mass communications, reformatting the social structure of society, social relations, creating a conflict of interpretations, determining the moral and intellectual choice of a modern person. Consequently, in the process of evolutionary development, the window of opportunity is dynamically expanding, and the educational space, educational process and environment are also changing.

Technogenic civilization, determining the existing reality, positions the basic existential characteristics of the individual, correcting and

41

improving the development of the educational space. It is the process of social disintegration in the information society, paradoxically, that generates antivalues, and also initiates a «digital danger» capable of redistributing intellectual-cognitive functions not only between man and machine, but also between social groups and states, which is directly related to educational

space and security. Modern trends in the development of the information society prove the need to focus on the cultural role of science, social and humanitarian transformation of the educational space, which is a factor of national security of the Republic of Belarus.

SOKOLOVA Svetlana N., Doctor of Philos. Sc., Associate Professor

Honored Worker of Science and Education of the Russian Academy of Natural Sciences National Academy of Sciences of the Republic of Belarus, Minsk

KALENCHUK Tatyana V.

Assistant Department of Biotechnology

Polessky State University, Pinsk, Republic of Belarus

INFORMATION SOCIETY:

EDUCATIONAL SPACE AND NATIONAL SECURITY

In the article the authors focus on the educational space and the sphere of public safety. The modern educational space includes the educational process and the educational environment, which today largely predetermine the results of scientific and innovative activities in modern universities and are a factor of national security.

Keywords: educational space, educational environment, competences, safety sigma, information security.

References

1. Filonov G.N. Germenevticheskij resurs refleksii v sovremennom obrazovanii [The hermeneutical resource of reflection in modern education]. Voprosy filosofii [Questions of Philosophy], 2012, no 11, pp. 158-163. (In Russian)

2. Lukashenko A.G. Nasha obshhaja cel' -postroenie sil'nogo i bezopasnogo gosudarstva [Our common goal is to build a strong and secure state]. Belorusskaja dumka [Belarusian Duma], 2027, no. 5, pp. 3-20. (In Belarus)

3. Mikhaylenok O.M. Politicheskie aspekty informacionnoj bezopasnosti lichnosti [Political aspects of personal information security]. Vlast' [Power], 2010, no. 12, pp. 64-71.(In Russian)

4. Karpov A.O. Kul'turno-istoricheskaja jepistema obrazovanija: ot antichnosti do obshhestva znanij [Cultural and historical episteme of education: from antiquity to the

knowledge society]/ Voprosy filosofii [Issues of Philosophy], 2016, no 1, pp. 5-17. (In Russian)

5. Malashenko M.V. Sovremennoe sostojanie rossijskogo obshhestva: ugrozy nacional'noj bezopasnosti strany [The current state of Russian society: threats to the national security of the country] Nacional'naja bezopasnost': nauchnoe i gosudarstvennoe upravlencheskoe soderzhanie: materialy Vserossijskoj Nauchnoj konferencii [National security: scientific and government management content: materials All-Russian. sci. Conf., Moscow, 4. December. 2009, [text + electronic resource]], Center of prob. Analyte end gos.-control. Project, Moscow, Scientific Expert, 2010, 376 p. (In Russian)

6. Rybakov N.S. Oh, uzh jeti kompetencii [Oh, those competencies ...]. Vestnik Rossijskogo filosofskogo obshhestva [Bulletin of the Russian Philosophical Society]. 2016, no 3 (79), pp. 68-69. (In Russian)

Received 20 February 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.