Научная статья на тему 'Информационное общество и проблемы культуры россиян'

Информационное общество и проблемы культуры россиян Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
408
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / DEVELOPMENT OF INFORMATIVE SOCIETY IN RUSSIA / КУЛЬТУРА / CULTURE / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / MORAL VALUES / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ / PUBLIC POLICY IN THE FIELD OF CULTURE AND MORAL

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Коновченко Светлана Васильевна

В статье анализируется состояние системы современных ценностей и уровня культуры россиян в условиях формирования в России информационного общества. Автор рассматривает утвержденный Указом Президента РФ документ «Основы государственной культурной политики». Он вносит свои предложения по повышению эффективности деятельности государства в сфере культуры и нравственных ценностей в рамках развития информационного общества в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIVE SOCIETY AND PROBLEMS CULTURES OF RUSSIANS

In the article the state of the system of modern values and level of culture of Russians is analyzed in the conditions of forming in Russia of informative society. An author examines ratified Decree of President of Russian Federation document of "Basis of public cultural policy". He makes suggestions on the increase of efficiency of activity of the state in the field of culture and moral values within the framework of development of informative society in Russia.

Текст научной работы на тему «Информационное общество и проблемы культуры россиян»

ПОЛИТОЛОГИЯ И ЭТНОПОЛИТИКА

УДК 323

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И П РОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ РОССИЯН

Коновченко доктор политических наук, профессор факультета коммуникаций,

Светлана медиа и дизайна,

Васильевна Научный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (109028, Россия, г. Москва, Хитровский пер., 2/8). E-mail: konovchenkos@mail.ru

Аннотация

В статье анализируется состояние системы современных ценностей и уровня культуры россиян в условиях формирования в России информационного общества. Автор рассматривает утвержденный Указом Президента РФ документ «Основы государственной культурной политики». Он вносит свои предложения по повышению эффективности деятельности государства в сфере культуры и нравственных ценностей в рамках развития информационного общества в России.

Ключевые слова: развитие информационное общество, культура, нравственные ценности, государственная политика в сфере культуры и нравственных ценностей.

В современных условиях, когда российская государственность входит в новую стадию развития - формирование информационного общества, что возможно осуществить только на основе высокой правовой, политической, профессиональной и бытовой культуры населения страны, способность государства сохранять и развивать культурные и нравственные ценности является определяющей.

Однако процессы развития культуры во всех сферах жизнедеятельности государства в последние десятилетия не поступательно нарастают, а замедляются. Это ведет к увеличению разрыва между возможностями развитых западных стран и России, то есть к утрате нашей страной конкурентоспособности со всеми вытекающими последствиями.

В настоящее время неустойчивость нравственных ориентиров, снижающиеся возможности культурного воспитания и просвещения все активнее сказываются на духовном состоянии общества.

Государственными органами предпринимаются усилия по содействию сохранению и развитию культурных и нравственных ценностей, укреплению духовного единства российского общества. Прошлый год, согласно Указу Президента РФ, был объявлен как год культуры, в связи с чем был реализован целый ряд мероприятий по сохранению и распространению культурных ценностей российского народа как в рамках государства, так и за его пределами. Нынешний год определен как год литературы.

Достижению положительных результатов способствует осуществление одобренных Правительством Российской Федерации в 2006 году «Основных направлений государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года» и плана действий по их реализации. В Основных направлениях определены стратегические задачи развития отрасли на период до 2015 года, в том числе развитие культурного потенциала нации, формирование единого культурного пространства России, обеспечение равного доступа к культурным ценностям и благам граждан страны, совершенствование отечественной системы художественного образования и науки, интеграция отечественного искусства в мировой культурный процесс.

Кроме того, реализуется «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы», «Концепция сохранения нематериального культурного наследия народов Российской Федерации».

В рамках федеральной целевой программы «Культура России (2006 - 2010 годы)» принят ряд мер по развитию библиотек, архивов музеев, театров, других организаций культуры.

Принимаются меры по развитию системы государственной поддержки в области культуры и искусства.

В последние годы в сфере молодежной политики были приняты важнейшие государственные документы, которые сегодня определяют ее содержательное направление. Одним из таких документов является «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации», утвержденная в декабре 2006 года. Основная цель стратегии - создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, качественное развитие ее потенциала и использование этого потенциала в интересах инновационного развития страны.

В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы осуществлен проект «Поликультурная образовательная модель как основа формирования российской гражданской идентичности обучающихся общеобразовательной школы» (реализован в трех субъектах Российской Федерации: Республика Татарстан, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика - в 2009 - 2010 годах) и разработана «Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации».

В течение 2006 - 2015 годов осуществляется реализация Федеральной целевой программы «Русский язык», являющейся организационной основой государственной языковой политики. Данная программа стала новым стимулом к сохранению, укреплению, развитию и распространению русского языка как важнейшего средства консолидации российского общества.

Таким образом, уже создана часть слагаемых для формирования механизмов устранения описанных выше угроз национальной безопасности. Однако остается открытым вопрос оптимального применения имеющихся в распоряжении государства и общества возможностей по сохранению и развитию культурных и нравственных ценностей, укреплению духовного единства российского народа.

В декабре 2014 года произошло знаковое событие - Президентом Российской Федерации утверждены «Основы государственной культурной политики», в которых речь идет о необходимости рассматривать культурное и гуманитарное развитие как основу экономического процветания, государственного суверенитета и цивилизационной самобытности страны. Культура признается неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности России и таким же достоянием страны, как и природные богатства. В документе, в разделе ожидаемых результатов перечисляются следующие: повышение интеллектуального потенциала российского общества, увеличение числа граждан, прежде всего молодежи, стремящихся жить и работать на родине, считающих Россию наиболее благоприятным местом проживания, раскрытия творческих, созидательных способностей; гармонизация социально-экономического развития регионов России, особенно малых городов и сельских поселений.

Однако достижение таких результатов в рамках определенных в документе задач по решению проблем в области культурной деятельности, воспитания и просвещения невозможно.

Даже повышение интеллектуального потенциала общества должно опираться не только на инициативу гражданина и активность образовательных и просветительских институтов, но, в первую очередь, на реальную возможность реализации своего интеллектуального потенциала, иначе утрачивается мотивация.

Увеличение же числа граждан, считающих Россию наиболее благоприятным местом для проживания и раскрытия своих творческих способностей, будет зависеть, в первую очередь, от формирования правовых отношений в обществе, наличия высокого уровня бытовой культуры и возможности применить свои таланты на практике.

Растущее расслоение общества, девальвация традиционных духовных и культурных ценностей оказали негативное воздействие на общественное сознание, с одной стороны, повысив агрессивность и конфликтность россиян, с другой стороны, понизив позитивную социальную и экономическую активность.

Уменьшилась роль отечественной культуры как важнейшего фактора формирования духовности, гуманизма и патриотизма, культуры как инструмента развития общества, как образа жизни и деятельности. Очевидной становится постепенная утрата обществом принципов традиционного российского, выработанного веками совместного мирного сосуществования различных народов и культур. Россия оказалась перед реальной угрозой разрушения национальной самоидентификации.

Наметилось несколько направлений в противоречиях между гражданами России: между поколениями, имеющими разные системы ценностей; между экономически обусловленными слоями общества; между этническими группами и представителями разных религиозных верований; между жителями Европейской части России и жителями удаленных от столицы территорий (например, Дальнего Востока, подпадающего под воздействие китайской и японской культуры или Северного Кавказа, испытывающего влияние радикального исламского фундаментализма); между субъектами Российской Федерации.

Эффективная система мер, способствующая устранению названных противоречий, пока не сформирована.

Так, в связи с низкими доходами далеко не все семьи могут позволить себе выезжать за пределы не только страны, области, но и своего населенного пункта.

Жители регионов в силу своей неплатежеспособности читают, прежде всего, продукцию региональных СМИ, в то время, как общероссийские газеты и журналы попадают по подписке в минимальное число семей. Значительно ограничены возможности ознакомиться с такой продукцией и в библиотеках из-за низкого уровня финансирования последних.

90% россиян чаще всего узнает о новостях в стране и в мире из телевизионных программ [1]. При этом около 1,5 млн человек, проживающих примерно в 10 тыс. населенных пунктах Российской Федерации, вообще не охвачены телевизионным вещанием.

Перечисленные выше противоречия ослабляют способность общества противостоять вызовам глобализации экономического, политического и духовного характера.

Не спадает деградация системы воспитания культурно-нравственных ценностей у подрастающего поколения. Статистические и социологические данные позволяют сделать вывод о наличии в молодежной среде серьезных девиаций, ведущих к негативным социальным последствиям.

Например, заметно снизился уровень общей культуры и нравственности детей и молодежи - около 50% из них готовы переступать через моральные нормы для того, чтобы добиться успеха [2]. В ходе опросов ВЦИОМ в 2014 году 76% россиян отметило, что отечественная молодежь ориентирована на материальные, а не на духовные ценности [3]. Молодые россияне реже остальных участвуют в добровольческой деятельности из благородных побуждений [4].

Согласно докладу европейского бюро Всемирной организации здравоохранения «О предупреждении насилия и преступности, связанной с холодным оружием, среди подростков и молодежи», Россия занимает первое место в Европе по количеству убийств среди молодежи.

Как правило, причина насилия - социальная необеспеченность, невозможность самореализации, повсеместное употребление алкоголя.

В целом в мире от насилия погибает 15 тыс. молодых людей: в России на 100 тыс. человек в среднем приходится 15,85 случаев насильственной смерти, в то время как в Германии, находящейся в списке на последнем месте, этот уровень в 34 раза меньше[5]. Примечательно, что рядом с Германией в указанном списке находится не очень богатая страна - Армения [5].

В России в настоящее время насчитывается около 1,5 миллионов героиновых наркоманов, в связи с чем в год совершается около 1 миллиарда преступлений только в рамках розничного сбыта героина. И это без учета потребления марихуаны, гашиша, синтетических наркотиков, а также других видов преступлений, сопутствующих незаконному получению денег в целях покупки наркотиков [6].

Число наркозависимых в России за последние двадцать пять лет выросло в двадцать раз. Ежегодно в нашей стране вследствие приема наркотиков умирает от 50 до 60 тысяч человек, а это в 12 раз больше, чем в Европе и в 20 раз больше, чем в Японии [6].

Такое катастрофическое распространение наркомании тормозит экономическое развитие России. По данным ФСКН России и Международного комитета ООН по контролю за наркотиками, ежегодный экономический ущерб России от утраты работоспособного населения составляет до 3% от ВВП, что равняется примерно 50 миллиардам долларов [6].

В случае сохранения перечисленных выше деструктивных социальных тенденций становится реальной опасность потери частью молодого поколения своего репродуктивного, интеллектуального и социального потенциала.

Одной из особенностей молодежной культуры на современном этапе является ее возросшая обособленность, отстраненность от официальной культуры, традиционных культурных ценностей. В ней все более преобладают потребление над творчеством, пассивные формы жизнедеятельности над активными.

Изменения в молодежной культуре находятся в прямой зависимости от изменений в учебных планах российских школ. Например, изучению искусства в наших школах отводится в два с лишним раза меньше времени, чем в школах развитых стран; за последние тридцать лет количество часов, отводимых на изучение литературы в старших классах школы, уменьшилось практически вдвое.

Все это способствует развитию опасных явлений социальной деградации общества.

Процессы деформации культурных и нравственных ценностей в обществе приводят к снижению уровня правовой культуры, что не позволяет сформироваться самодостаточной, свободно, креативно мыслящей личности, наблюдается рост правового нигилизма, и это в значительной степени тормозит решение задач модернизации страны.

Неуклонно увеличивается количество националистических и экстремистских организаций в регионах России. На распространение ксенофобии, экстремистских идей оказывают серьезное влияние некоторые средства массовой коммуникации, в том числе сайты сети «Интернет». В частности Министерство юстиции Российской Федерации по состоянию на 20 мая 2015 года обозначило 2805 позиций информационных материалов, размещенных в сети «Интернет» и признанных экстремистскими по решению суда [7].

Крайне низок уровень бытовой культуры россиян: например, Россия занимает первое место среди стран Европы и Северной Америки по дорожно-транспортным происшествиям со смертельным исходом на 100 000 жителей, хотя число автомобилей в нашей стране значительно меньше, чем в указанных странах [8].

Продолжает сохраняться высокий уровень потребления населением крепкой алкогольной продукции - Согласно данным «Глобального доклада по алкоголю и здоровью 2014» («Global status report on alcohol and health 2014») россияне в возрасте старше 15 лет в среднем потребляют 15,1 литров чистого алкоголя в год и Россия занимает 4-е место в рейтинге самых пьющих стран. Важно отметить, что по положениям ВОЗ, если показатель приема алкоголя превышает 8 литров в год - это ведет к деградации нации.

Ежегодно увеличивается удельный вес корыстных преступлений против собственности. Например, в стране ежегодно совершается примерно миллион краж. Согласно «Российскому обзору экономических преступлений за 2014 год», подготовленному международной компанией в области консалтинга и аудита PricewaterhouseCoopers (PwC), процент респон-

дентов, столкнувшихся с экономическими преступлениями за последние два года в России, составил 60% (в Африке - 50%, в странах «Большой семерки» - 33%) [9].

Все более ярко проявляется кризис семьи - базового института общества, что негативно сказывается на перспективах разрешения демографических проблем государства. За последнее десятилетие отмечается распад более чем половины заключенных браков. Почти половина семей в России не имеет детей.

К сожалению, устойчивым социальным явлением современной России стало социальное сиротство. В 2013 году в России насчитывалось 650 тысяч детей-сирот, брошенных родителями или ставших социальными сиротами [10].

По-прежнему низок уровень профессиональной культуры: известно, что по отдельным отраслям уровень производительности труда в России отстает от уровня развитых стран в 20 раз.

И как итог: согласно Индексу развития человеческого потенциала, разработанному ООН, Россия по результатам подсчетов за 2013 год поднялась на 57-е место (в рейтинге принимало участие 187 стран) и расположилась между Оманом и Болгарией (относительно высокое место в рейтинге определено за счет высокого уровня образования). Однако по продолжительности жизни на 2010 год мы занимаем 124-е место (Россия находится между Бангладеш и Непалом): продолжительность жизни в Российской Федерации в среднем на 2010 год составила 69,1 лет, в то время, как, например, в Японии, она равняется 83,6 [11].

Согласно расчетам Всемирного банка, по индексу эффективности деятельности органов государственного управления Россия заняла свое место между Албанией и Мали среди 212 стран; а по индексу качества государственного регулирования она оказалась между Украиной и Вьетнамом (по результатам 2007 года) [12].

Имеются признаки начала деградации и гибели традиционной народной, в том числе русской культуры.

Динамика некоторых показателей, характеризующих культурную жизнь страны конца ХХ - начала XXI века, по своим масштабам выглядит как настоящий обвал, она сравнима с периодом экономического кризиса начала 90-х годов прошлого века.

Так, всего за несколько лет посещаемость театров в России упала примерно в 2 раза (55,6 млн посещений в 1990 году и 27,6 млн - в 1998 году), музеев - в 2,5 раза (144 млн посещений в 1990 году против 66,8 млн - в 1998 году). Объемы книгоиздания сократились за это же время еще значительнее: по беллетристике, филологии, философии, политике - в 3 -4 раза, по естественным наукам - более чем в 7 раз, по научно-популярной литературе -приблизительно в 9 раз.

На состояние всех видов искусства и эффективность деятельности учреждений культуры в 1990 - 2000 годы оказывали влияние политические, социальные и экономические преобразования в стране, а услуги культуры стали рассматриваться как объект рыночных отношений.

Нельзя не отметить, что в последние 10 - 15 лет меняется отношение к культуре, появляется понимание её важности и роли в развитии современного общества. 76 % респондентов полагают, что поддержание благоприятного морально-нравственного климата в обществе невозможно без участия государства [13].

Например, в течение последнего десятилетия произошли серьезные позитивные изменения в при общении граждан России к культуре и искусству. В настоящее время за один год спектакли в театрах посещает более 30 млн зрителей, музеи страны привлекают около 80 млн посетителей, годовой тираж книг и брошюр составляет почти 600 млн экземпляров, годовой тираж журналов и периодических изданий - более 1 млрд экземпляров, число посещений киносеансов достигло 50 млн, в библиотеках зарегистрировано около 60 млн читателей [14].

При этом по сравнению с зарубежными странами по уровню обеспеченности населения учреждениями культуры Россия существенно уступает развитым зарубежным странам.

Так, в Риме на 1 млн жителей приходится 36 музеев, в Париже - 39, в Лондоне - 41, а в Москве и Санкт-Петербурге - всего 8 и 5 соответственно. Еще более острым является положение с театрами. Если в Австрии на 1 млн жителей приходится 24 театра, в Швеции -13,6, во Франции - 9,6, Великобритании - 8,9, Японии - 8,7, то в России - всего 4.

Особенно остро проблема обеспеченности учреждениями культуры стоит в сельской местности, несмотря на то, что именно село играет важную роль в сохранении многонациональной культуры и традиций народов Российской Федерации.

Статистика также свидетельствует о высоких темпах снижения кинопоказов на селе по причине несоответствия технологического оснащения современным требованиям к демонстрации фильмов. Таким образом, целый пласт мировой художественной культуры становится недоступным сельскому зрителю. Однако нехватка денег в бюджетах сельских поселений не позволяет предусматривать достаточно средств на модернизацию сельских учреждений культуры.

Численность социально-ориентированных и массово доступных культурно-досуговых учреждений сократилась в разы и восстанавливается недопустимо медленно.

Без формирования новой системы идеалов и ценностей, четко понимаемых целей общественного развития невозможно обеспечить общественный прогресс и вывести Россию в число процветающих стран мира.

Таким образом, в целях достижения ожидаемых результатов, прописанных в основных документах государственной культурной политики, и необходимого изменения шкалы культурных и нравственных ценностей россиян в рамках формирования информационного общества следует включить в планы государственной политики, помимо культурной деятельности, воспитания и просвещения, целый ряд задач по повышению уровня правовой, политической, профессиональной, бытовой культуры россиян и по неприятию антиобщественного поведения.

В качестве основных направлений деятельности по развитию названных видов культуры предлагаются следующие:

правовая и политическая культура:

создание единой системы качественного правового просвещения и образования всех социальных, профессиональных, возрастных групп и слоев населения;

развитие системы «государственного заказа» на подготовку и широкое распространение информации просветительского характера в сфере правовой и политической культуры;

повышение прозрачности деятельности ключевых социальных институтов, в первую очередь, государственных (публичное обоснование и обсуждение принимаемых решений);

усиление эффективности деятельности общественных советов при органах государственной власти и местного самоуправления;

совершенствование механизмов общеполитических дискуссий по наиболее острым проблемам развития российского общества;

развитие межкультурного и межрелигиозного диалога в целях укрепления общегражданской идентичности;

развитие толерантности в обществе и профилактика конфликтных ситуаций, формирующихся в первую очередь на национальной почве;

усиление проводимой государством работы по противодействию и предупреждению коррупции, нетерпимого отношения к коррупционному поведению; профессиональная культура:

пропаганда непрерывного образования, формирование доступной системы непрерывного образования;

стимулирование активизации деятельности гильдий, ассоциаций и других профессиональных организаций по совершенствованию профессиональной культуры;

массовое обучение ведению малого бизнеса, его широкая пропаганда, в том числе средствами массовой информации и коммуникации; совершенствование системы государственного стимулирования развития малого предпринимательства в России;

создание системы патронирования малого бизнеса со стороны гражданского общества и крупного бизнеса; формирование в обществе позитивного отношения к организациям и лицам, оказывающим помощь развитию малого бизнеса;

широкая пропаганда уважительного отношения к труду и его результатам; формирование в общественном сознании устойчивого идеала преуспевающего высоконравственного человека, самостоятельно «сделавшего себя»;

развитие системы «государственного заказа» на популяризацию основных направлений развития информационного общества (общества знаний) в мире и в России; бытовая культура, неприятие антиобщественного поведения: усиление противодействия антиобщественному поведению граждан; стимулирование деятельности средств массовой информации и коммуникации, организаций культуры, организаций гражданского общества по пропаганде здорового и безопасного образа жизни;

совершенствование системы вовлечения населения в регулярные занятия физической культурой и спортом;

широкомасштабная пропаганда семейных ценностей и воспитания детей в семье; усиление юридической ответственности за насильственные действия в отношении детей, подростков и людей, нуждающихся в опеке со стороны общества и государства;

«государственный заказ» на активизацию деятельности средств массовой информации и коммуникации, гражданского общества по формированию негативного отношения россиян к насилию при решении бытовых проблем;

усиление ответственности за противоправное посягательство на объекты культуры и природные объекты общенациональной значимости; «государственный заказ» на пропаганду необходимости защиты объектов культуры и природных объектов общенациональной значимости. И другое.

Основными причинами недостаточной эффективности усилий, предпринимаемых государством и обществом в сфере сохранения и развития культурных и нравственных ценностей, укрепления духовного единства российского народа, являются следующие.

Отсутствие широкомасштабной государственной (соизмеримой с программой ликвидации безграмотности) воспитательно-просветительской деятельности по повышению уровня правовой, политической, профессиональной, бытовой культуры россиян и по неприятию антиобщественного поведения.

Решение проблем координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области сохранения и развития культурных и нравственных ценностей современного российского общества, а также взаимодействие с организациями гражданского общества. Современная система разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области духовно-нравственного воспитания и просвещения несовершенна.

Ни один из федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления не наделен полномочиями по координации деятельности в области сохранения культурно-нравственных ценностей и укрепления духовного единства российского народа. Эту ситуацию в целях решения проблемы необходимо менять.

В принятых «Основах государственной культурной политики» уточняется, что с утверждением настоящего документа решение задачи разработки и реализации государственной культурной политики, направленной на формирование гармонично развитой личности

и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития, не завершается, а только начинается.

В документе оговаривается необходимость разработки проекта стратегии государственной культурной политики и уточнения стратегических задач по ее реализации.

Хотелось бы надеяться, что в будущем стратегическом документе будут учтены и проработаны все составляющие, оказывающие влияние на достижение прописанных в Основах государственной политики в сфере культуры ожидаемых результатов с учетом необходимости форсирования темпов вхождения России в информационное общество.

Литература

1. Российский медиа-ландшафт: телевидение, пресса, Интернет. Март 2014 // http://www.levada.ru/17-06-2014/rossiiskii-media-landshaft-televidenie-pressa-internet// Russian media landscape: TV, press, Internet. March 2014 // http://www.levada.ru/17-06-2014/rossiiskii-media-landshaft-televidenie-pressa-internet

2. Исследование ВЦИОМ от 27 февраля 2007// http://wciom.ru// Research polls from February

27, 2007// http://wciom.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Исследование ВЦИОМ от 27 июня 2014. Пресс-выпуск №2614

4. Добровольчество в России: потенциал участия молодежи. Пресс-выпуск №1785 от 24 июня 2011// http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=111713// Volunteering in Russia: the potential of youth participation. Press release No. 1785 dated June 24, 2011// http://wciom.ru/index.php?id=459

5. http://data.worldbank.org/country/russian-federation/russian

http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0011/152687/e94277exsumR.pdf

6. Богданов В. Запретный список. ФСКН сообщила: сокращается смертность от наркотиков

// Российская газета. Федеральный выпуск, 25 апреля 2014, №6367 (95)// Bogdanov V. the Forbidden list. Federal drug control service reported: reduced mortality from drug use // the Russian newspaper. Federal issue, April 25, 2014, No. 6367 (95)

7. http://minjust.ru/ru/extremist-materials

8. Россия и страны - члены Европейского союза//http://www.gks.ru// Russia and member countries of the European Union//http://www.gks.ru

9. Российский обзор экономических преступлений за 2014 год//www.pwc.ru/crimesurvey// Russian economic crime survey for 2014//www.pwc.ru/crimesurvey

10. Количество детей-сирот уже составляет 650 тысяч //http://www.russia-on.ru/45366//The Number of orphans is already 650 thousand//http://www.russia-on.EN/45366

11. http://gtmarket.ru/ratings/human-development-index/human-development-index-info

12. http://data.worldbank.org/country/russian-federation/russian http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0011/152687/e94277exsumR.pdf

13. Всероссийский опрос ВЦИОМ от 3-4 февраля 2007 года//http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=111713// Russian opinion poll from February 34, 2007//http://wciom.EN/index.php?id=459

14. http://mkrf.ru/

Konovchenko Svetlana Vasilievna, doctor of political sciences, professor of faculty of communications, medias and design of the Scientific research university "Higher school of economy" (2/8, Hitrovskiy per., Moscow, 109028, Russian Federation). E-mail: konovchenkos@mail.ru

INFORMATIVE SOCIETY AND PROBLEMS CULTURES OF RUSSIANS

Abstract

In the article the state of the system of modern values and level of culture of Russians is analyzed in the conditions offorming in Russia of informative society. An author examines ratified Decree of President of Russian Federation document of "Basis ofpublic cultural policy". He makes suggestions on the increase of efficiency of activity of the state in the field of culture and moral values within the framework of development of informative society in Russia.

Keywords: development of informative society in Russia, culture, moral values, public policy in the field of culture and moral.

References

1. Rossijskij media-landshaft: televidenie, pressa, Internet. Mart 2014 // http://www.levada.ru/17-06-2014/rossiiskii-media-landshaft-televidenie-pressa-internet// Rus-sian media landscape: TV, press, Internet. March 2014 // http://www.levada.ru/17-06-2014/rossiiskii-media-landshaft-televidenie-pressa-internet

2. Issledovanie VCIOM ot 27 fevralja 2007// http://wciom.ru// Research polls from February 27, 2007//

http://wciom.ru

3. Issledovanie VCIOM ot 27 ijunja 2014. Press-vypusk №2614

4. Dobrovol'chestvo v Rossii: potencial uchastija molodezhi. Press-vypusk №1785 ot 24 ijunja 2011// http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=111713// Volunteering in Russia: the potential of youth participation. Press release No. 1785 dated June 24, 2011// http://wciom.ru/index.php?id=459

5. http : // data.worldbank.org/country/russian-federation/russian

http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0011/152687/e94277exsumR.pdf

6. Bogdanov V. Zapretnyj spisok. FSKN soobshhila: sokrashhaetsja smertnost' ot narkotikov // Rossijskaja

gazeta. Federal'nyj vypusk, 25 aprelja 2014, №6367 (95)// Bogdanov V. the Forbidden list. Federal drug control service reported: reduced mortality from drug use // the Russian newspaper. Federal issue, April 25, 2014, No. 6367 (95)

7. http://minjust.ru/ru/extremist-materials

8. Rossija i strany - chleny Evropejskogo sojuza//http://www.gks.ru// Russia and member countries of the

European Union//http://www.gks.ru

9. Rossijskij obzor jekonomicheskih prestuplenij za 2014 god//www.pwc.ru/crimesurvey// Russian economic

crime survey for 2014//www.pwc.ru/crimesurvey

10. Kolichestvo detej-sirot uzhe sostavljaet 650 tysjach //http://www.russia-on.ru/45366//The Number of orphans is already 650 thousand//http://www.russia-on.EN/45366

11. http://gtmarket.ru/ratings/human-development-index/human-development-index-info

12. http://data.worldbank.org/country/russian-federation/russian http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0011/152687/e94277exsumR.pdf

13. Vserossijskij opros VCIOM ot 3-4 fevralja 2007 goda//http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=111713// Russian opinion poll from February 3-4, 2007//http://wciom.EN/index.php?id=459

14. http://mkrf.ru/

УДК 327

РОССИЯ И ЕВРОПА: ВЗ ГЛЯД ИЗ БЕЛАРУСИ

Карпиленя доктор военных наук, доцент, профессор кафедры социальных наук, Николай Учреждение образования «Военная академия Республики Беларусь» Васильевич (220057, Беларусь, г. Минск, проспект Независимости, 220).

E-mail: karpilenyanv@open.by

Аннотация

В данной статье автор анализирует развитие современного мироустройства с учетом собственного исторического развития России - Евразии и Беларуси.

Ключевые слова: цивилизация, геополитика, противоборство, национальная безопасность, идентичность, многовекторность, многополярность.

Политическая турбулентность, охватывая значительную часть мира, борьба двух глобальных проектов: однополярного мира по-американски и полицентричного, что определяется сдвигом мирового лидерства из Евроатлантики в Азиатско-Тихоокеанский макрорегион, до предела обострила противоречия Запада (США, НАТО, ЕС) и России, продвигающей проект евразийской интеграции и сближения незападных государств (БРИКС и др.).

Глобальное противостояние ставит вопрос о роли и судьбе славянских народов, прежде всего Беларуси, России и Украины, оказавшихся перед цивилизационным и геополитическим

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.