Научная статья на тему 'Информационное обеспечение стратегического управления предприятиями регионального производственного комплекса'

Информационное обеспечение стратегического управления предприятиями регионального производственного комплекса Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
284
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРЕДПРИЯТИЯ / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Маиров А. Ю., Гаужаев А. З.

В статье рассмотрены проблемы информационного обеспечения стратегического управления предприятиями регионального производственного комплекса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение стратегического управления предприятиями регионального производственного комплекса»

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА

А.Ю. МАИРОВ

ФГОУ ВПО «Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия»,

соискатель

кафедра «Экономический анализ и аудит» А.З. ГАУЖАЕВ

ФГОУ ВПО «Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия»,

соискатель

кафедра «Экономический анализ и аудит»

В статье рассмотрены проблемы информационного обеспечения стратегического управления предприятиями регионального производственного комплекса.

Ключевые слова: информационное обеспечение, стратегическое управление, предприятия, регион.

Коды классификатора ^ЕЬ: R11, R13.

Ни одна сфера жизни современного общества не может функционировать и устойчиво развиваться без развитой информационной структуры. И это, прежде всего, касается экономической сферы: национальный информационный ресурс является в настоящее время одним из главных источников экономической стабильности, поскольку позволяет при эффективном использовании компенсировать главный фактор негативного воздействия на состояние стабильности функционирования субъектов рынка, а именно — фактор необходимости принятия стратегических управленческих решений в условиях неопределенности и динамической изменчивости конкурентной среды.

По мнению американского исследователя С. КоуаскИ [7], основными причинами роста важности информации для устойчивого развития экономического потенциала страны являются:

1. Переход мировых держав из индустриальной в постиндустриальную эпоху, т.е. процесс, получивший на Западе название «информационная революция». При этом основной особенностью этого процесса является высокая скорость трансформации не только отдельных элементов, но и общества в целом. «Информационная революция» приводит к возрастанию роли информационных технологий во всех сферах жизни общества, и прежде всего в экономических отношениях.

2. Исчерпаемость «классических» ресурсов (природных, людских и т.д.) бизнеса, что приводит к усилению международной борьбы за контроль над ними. Причем особенностью этой борьбы является то, что в нее вступают не государства, а конкретные предприятия и корпорации, и она проявляется в конкурентной борьбе за право владения и пользования источниками исчерпаемых ресурсов.

3. Неисчерпаемость информации, ее способность к воспроизведению неограниченное число раз, а также ее способность быстро трансформироваться и передаваться, что наряду с возникновением глобальных телекоммуникационных систем предоставляет владельцам этого ресурса неограниченные возможности для реализации своих интересов во всем мире, именно поэтому информация сейчас, замещая другие ресурсы, становится силой и новым инструментом для бизнесменов и правительств.

Термин «информация» относится, пожалуй, к числу наиболее популярных в современном обществе. В газетах и журналах, с экранов телевизоров и по радио на нас лавиной катятся «информационные потоки», «информационные системы», «информационные технологии», «средства автоматизации» и десятки, если не сотни, других производных от слова «информация» [3].

Определения понятия информации столь многочисленны и разнообразны, что их использование для выявления ее значимых свойств, количественных и качественных оценок, необходимых для проектирования информационной системы, весьма затруднено.

В контексте исследуемой проблемы необходимо определить содержание данной категории, сущностные характеристики понятия «информация»: природу информации, положение и роль субъекта, наблюдателя, границы и степень материальности информации. Существенным также является определение места и взаимосвязи данной категории в ряду других категорий и понятий, связанных или наиболее близких: «неопределенность», «знания», «сообщения», «коммуникации» и «коммуникационный процесс».

В первоначальном смысле термин «информация» означал сведения вообще. В данном случае информация рассматривалась как любые знания, сведения, данные, получаемые или накапливаемые в процессе развития науки и практической деятельности людей. Такое широкое

© Маиров А.Ю., Гаужаев А.З., 2009

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

понимание, содержащееся в энциклопедических и толковых словарях, объединяет любые сведения, как полезные, так и бесполезные (шумы).

Позднее многие авторы стали рассматривать информацию как совокупность новых, ранее неизвестных сведений, как меру устранения неопределенности. Клод Шеннон [6] в работах по теории информации утверждает, что в сообщении информации тем больше, чем большую неопределенность оно устраняет. Данное определение оказывается весьма полезным при количественных оценках информации. Единицей измерения информации в количественном аспекте, которая широко используется в технических науках, является бит, это положение, применительно к социально-экономическим исследованиям, вызывает существенные методологические трудности. Знаки являются одновременно формой представления и формой выражения информации. Анализ разнообразия указанных форм, их специфических свойств и отношений позволяет вывести количественные оценки объема экономической информации. Объем символьной информации определяется количеством букв, знаков, символов, сообщений, листов и др., объем воспринимаемой информации характеризует полноту информации о каком-либо объекте для принятия обоснованного решения. Он зависит от символьного объема, формы представления (текст, графика, формулы, звук), временного интервала на ее обработку, сложности самой информации или ее обработки, текущего состояния объекта управления.

Во-первых, социально-экономические системы связаны не только с динамикой фактических параметров, но и с будущим развитием. В конкретный момент невозможно определить границы полезности сведений или данных в пространственном и временном аспекте. Сведения, определяемые как бесполезные, излишние или недостоверные в данный момент, могут быть интерпретированы иначе в будущем.

Во-вторых, значительная часть информации в социально-экономических исследованиях, в том числе при стратегическом управлении, не может быть определена лишь в символьном эквиваленте.

В работе [6], наряду с рассмотренными выше, предложены еще два определения информации.

Информация — это мера расширения и развития тезауруса получателя. В данном случае информация рассматривается не только как новые и полезные сведения, но понятные, сопряженные с имеющимся у получателя запасом информации. Эта информация определенным образом упорядочена в виде систематизированного словаря понятий с указанием логических и смысловых связей между ними (тезаурусом).

Информация — это мера полезности полученных и усвоенных знаний. В данном случае речь идет об использовании информации, т.е. информации, способствующей решению конкретных задач, прагматической информации.

Остальную информацию получатель отсекает как прагматический шум. Таким образом, можно считать, что все рассмотренные определения информации правомерны и могут использоваться применительно к конкретному классу задач (табл. 1).

Таблица 1

Существующие дефиниции категории «информация» и направления их применения*

Определение категории Применение

1. Любые знания, сведения, данные Оценка информационных ресурсов в целом. Выявление неявной, скрытой информации и ее активизация

2. Совокупность новых, ранее неизвестных сведений Количественная оценка информации

3. Информация — мера расширения тезауруса получателя Оценка информации с позиции ее потребительских свойств

4. Информация — мера полезности полученных и усвоенных знаний Прагматическая оценка информации

С категорией информации тесно связан ряд других категорий и, в первую очередь, понятие «неопределенности», которое широко используется в практическом менеджменте. В философии проблема неопределенности исследуется с позиции того, является ли она объективной или субъективной характеристикой бытия. Неопределенность — это состояние ума принимающего решения субъекта или уровень его знаний о конкретной ситуации, таким образом, неопределенность является атрибутом не ситуации, а знания о ней.

Согласно подходу, наиболее распространенному в менеджменте, неопределенность связана в большей степени с характеристиками внешней среды. Согласно Ж.Ж. Ламбену [5], степень неопределенности внешней среды определяется количеством и точностью информации, которой располагает фирма. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.

Степень неопределенности внешней среды может быть оценена значениями следующих параметров: привычность событий в сопоставлении с событиями, имевшими место в прошлом; темп изменений событий в сопоставлении с реакцией фирмы; предсказуемость будущего на основании прошлого опыта и навыков.

Общая нестабильность оценивается как среднеарифметическая по каждому фактору. Если

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

195

средняя оценка превышает 3,5, то внешняя среда оценивается как крайне нестабильная. Данные опроса показали, что более 80% менеджеров оценивают уровень нестабильности выше 3,5. Данная методика широко используется на практике в проведении экспресс-анализа внешней среды. Однако, с точки зрения более глубокого исследования, представляется необходимым уточнить и конкретизировать некоторые факторы, ввести дополнительные, учитывающие некоторые особенности российской среды бизнеса, измерить степень важности каждого фактора в общей мере неопределенности.

По нашему мнению, следует также определиться в понимании категорий «информация» и «знания». Большинство авторов, как правило, их отождествляют. Конечно, в некоторых аспектах они совпадают, однако мы придерживаемся мнения, что знания — более широкая категория. В этом отношении, на наш взгляд, более предпочтительно придерживаться точки зрения Д. Белла и М. Кастельса, четко отделяющих роль и значение знания от роли и значения информации. Информация может выступать основным производственным ресурсом постиндустриального общества, тогда как знание становится внутренним источником его прогресса [6].

Несмотря на общеупотребительное отождествление понятий «информация» и «данные», необходимо обозначить те различия между ними, которые определяют дальнейшее построение информационных систем. Существенными для уточнения взаимосвязи данных понятий являются следующие тезисы:

1. Данные могут рассматриваться как признаки или записанные наблюдения, которые в данный момент времени не оказывают воздействия на поведение. Они превращаются в информацию, если такое воздействие на поведение будет иметь место. Информацией являются использованные данные.

2. Информация имеет общетеоретическое значение «меры упорядоченности системы», а данные сводят информацию до объекта тех или иных преобразований. В этом отношении данные представляют собой конкретные сведения на носителе, которые можно подвергнуть обработке, в том числе и компьютерными средствами. Таким образом, используя терминологию системного подхода, данные — это сигналы, а информация — это стимулы, воздействующие на поведение организации.

Б. Гейтс подчеркивает не только статический, пассивный, но и динамический аспект информации [2]. Вслед за М. Дертоузом, он вводит понятие «информационная работа» — «преобразование информации посредством человеческой мысли или компьютерной программы». Информационная работа — проектирование здания, обсуждение контракта — требуется для большинства реальных данных. Таким образом, «информационная работа» представляет собой интеллектуальный процесс и отличается от простых вычислительных функций, имеющих характер физического преобразования информации. Такое понимание согласуется в большей степени с разделением категорий знания и информации. По оценкам М. Дертоуза, приводимым Б. Гейтсом, информационная работа порождает 50-60% ВНП индустриально развитых стран [2]. Безусловно, современные компьютеры и информационные технологии, при условии эффективного их использования, предоставляют возможность сокращения неизмеримого количества рутинных операций, связанных с обработкой первичных данных. Высвобождающиеся ресурсы переключаются на функции, связанные с анализом информации и получением знания.

Для целей дальнейшего исследования, помимо определения понятия информации, необходимо также уточнить категорию, связанную с функциями преобразования и использования информации, которая является ключевой в исследовании — это «информационное обеспечение».

Информационное обеспечение управления — многогранное понятие. Под термином «информационное обеспечение» понимается, во-первых, органически взаимосвязанная совокупность элементов, взаимодействие которых организовано определенным образом в единую технологию, реализующую правила и методологические принципы эффективного преобразования информации в соответствии с потребностями управления. Во-вторых, это сведения, знания, предоставляемые потребителю в ходе работ по удовлетворению его информационных потребностей, и соответствующим образом обработанная информация. В-третьих, это одна из составляющих современных автоматизированных систем, рассматриваемая наряду с техническим, программным и иными видами обеспечения.

Смысл информационного обеспечения заключается в органическом соединении научных знаний, научной методологии и методики с новейшими техническими средствами во всех проявлениях информационной работы.

Нами под информационным обеспечением стратегического управления предприятием понимается процесс удовлетворения потребностей пользователей в информации, необходимой для принятия стратегических решений. Для осуществления процесса информационного обеспечения необходимо наличие информационной системы.

В научной и экономической литературе нет четко определенной и устоявшейся иерархии понятий «информационное обеспечение», «информационная система» и «система информации». В данном случае нам представляется наиболее широким понятие информационной системы. Рассматривая ее как систему, позволяющую создавать, хранить, получать, обрабатывать информацию, а также обмениваться ею, в состав информационной системы можно, на наш взгляд,

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

включать информационный контур, информационные средства, а также персонал, осуществляющий действия с информацией.

Под системой информации понимается совокупность проектных решений по объемам размещения, формам организации информации. Она включает в себя показатели, справочные данные, классификаторы и кодификаторы информации, унифицированные системы документации, информацию на различных носителях, тогда как система информации — это вся информация, характеризующая предприятие, а также совокупность принципов формирования состава информационных объектов, необходимых для выработки, принятия и контроля решений в системе управления.

К пониманию соотношения категорий «информационная система» и «система информации» существует два подхода. Согласно первому эти категории понимаются как одноуровневые. При втором подходе система информации является частью информационной системы.

Информационная система на структурном уровне представляет совокупность элементов технической, управленческой поддержки и системы информации.

Техническая поддержка включает совокупность аппаратных средств (компьютерные средства и вычислительная техника, оргтехника, коммуникационные средства), программного обеспечения, технического персонала (системные администраторы, программисты, операторы, секретари и т.д.) и информационных технологий. Управленческая поддержка включает в себя совокупность следующих функций и задач: определение потребности в информации, организация и управление информационным обменом, использование при принятии управленческих решений в процессе стратегического управления, защита информации.

Система информации представляет собой совокупность информационных источников и объектов, структурированных по различным признакам, системам ее поиска и обработки. Система информации состоит из информационных источников, банков и баз данных, моделей и методов принятии решения [1].

На физическом уровне информационная система может быть представлена как совокупность процессов движения информации (сбора, обработки, анализа и обновления). Структура информационной системы на коммуникативном уровне отражает логику модели связи (коммуникации). Интеллектуальный уровень связан с постепенной эволюцией характера управленческих информационных процессов от простейшей рутинной работы по сбору и регистрации первичных данных к информационной работе (термин, предложенный Б. Гейтсом и отражающий творческий характер деятельности лица, принимающего решения) [2].

Разработанная нами модель информационного обеспечения процесса стратегического управления разнопрофильным предприятием (строительно-монтажное объединение) и соответствующий категориальный аппарат предполагает следующие принципиальные положения и уточнения: информационное обеспечение, поддерживаемое информационной системой, не сводится к техническим вопросам передачи данных и информационным технологиям. В данной постановке в содержание информационного обеспечения заложен более широкий смысл, чем в терминологии, принятой в теории информации; информационную систему и систему информации мы рассматриваем как разноуровневые категории. Система информации, наряду с другими блоками, является частью информационной системы; процесс информационного обеспечения представлен на физическом уровне как процесс движения и циркулирования информации, на коммуникативном уровне как процесс связи, на интеллектуальном уровне как процесс постепенной эволюции информационных процессов от рутинных, конторских, технических и вычислительных операций к информационной работе (творческому, созидательному процессу).

Предложенная модель информационного обеспечения процесса стратегического управления требует конкретизации, ориентированной на определение ключевых системообразующих объектов. Первичным объектом информационной системы является элемент информации. Упорядочение всех элементов стратегически важной информации с позиции ее различных принципов является основой формирования структуры или каркаса информационной системы, позволяет выстраивать элементарные и общие информационные процессы в зависимости от задач пользователя.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: ПИТЕР, 1999.

2. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

3. Информатизация бизнеса: концепции, технологии, системы / под ред. А.М. Карминского. М.: Финансы и статистика, 2004.

4. Ковалев В.В. О критериях определения неплатежеспособности предприятий // Бухгалтерский учет. 1994. № 10.

5. Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. СПб.: Наука, 1996.

6. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике . М., 1963.

7. Hurwitz Group Inc. Risk management: The New IT Challenge — BindView. Mar. 2000. URL: http://www.bind-view.com/hurwitz wp 11 Sep. 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.