Научная статья на тему 'Информационное обеспечение нормирования расходов на ГСМ в стоимости бюджетной услуги в Республике Саха (Якутия)'

Информационное обеспечение нормирования расходов на ГСМ в стоимости бюджетной услуги в Республике Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
128
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / РАСХОД ГСМ / ПРОГНОЗ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гуляев П.В.

В статье изложены результаты исследований особенностей информационного обеспечения процедур нормирования расхода ГСМ в бюджетных учреждениях Республики Саха (Якутия). Представлены концептуальные предложения по оптимизации планирования расхода ГСМ на основе некоторых методов функционального анализа. Данный подход к нормированию материальных затрат бюджетных учреждений позволит в некоторой степени оптимизировать стоимость бюджетной услуги в условиях Республики Саха (Якутия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение нормирования расходов на ГСМ в стоимости бюджетной услуги в Республике Саха (Якутия)»

УДК 338.47:336.14(571.56)

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НОРМИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА ГСМ В СТОИМОСТИ БЮДЖЕТНОЙ УСЛУГИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

П. В. ГУЛЯЕВ,

кандидат экономических наук, доцент

Тел.: ire2000@mail. ги Научно-исследовательский институт региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова

В статье изложены результаты исследований особенностей информационного обеспечения процедур нормирования расхода ГСМ в бюджетных учреждениях Республики Саха (Якутия). Представлены концептуальные предложения по оптимизации планирования расхода ГСМ на основе некоторых методов функционального анализа. Данный подход к нормированию материальных затрат бюджетных учреждений позволит в некоторой степени оптимизировать стоимость бюджетной услуги в условиях Республики Саха (Якутия).

Ключевые слова: информационное обеспечение, расход ГСМ, прогноз, функциональный анализ.

Республика Саха (Якутия) традиционно относится к субъектам Российской Федерации, представляющей собой территорию с низкой плотностью населения [7]. Кроме того, на территории республики имеются 169 наслегов, 15 городских поселений, 233 села, поселка, 163 производственных участка, относящихся к категории труднодоступных и отдаленных местностей [4] (см. рисунок).

Для сравнения: в Магаданской области порядка 70 отдаленных и труднодоступных местностей с расположенными на их территории объектами (в том числе метеостанции, маяки, оленеводческие бригады, старательские артели, рыболовецкие бригады) [6], в Чукотском автономном округе около 30

подобных местностей [5], в Республике Бурятия - 55 [2], в Республике Карелия - около 100 [3].

При этом транспортная система Республики Саха (Якутия) характеризуется слабым развитием наземных коммуникаций. Более 85 % территории республики имеет сезонную транспортную доступность. Только 16 % населения проживает в зоне круглогодичного транспортного сообщения, из 629 сельских населенных пунктов лишь 48 связаны с районными центрами дорожной сетью с твердым типом покрытия, 25 районов из 33 не имеют надежной транспортной связи с центром республики и близлежащими районами. По типу покрытия дороги общего пользования имеют твердое покрытие (7,36 тыс. км, или 37 %) и усовершенствованное (591 км, или 2 %). В сети дорог общего пользования нет дорог высших категорий (I и II), параметрам III технической категории соответствует только автомобильная дорога федерального значения «Лена», а также небольшие участки дорог республиканского значения протяженностью 171 км. Все остальные автодороги соответствуют IV и V категориям.

Наиболее серьезные проблемы складываются в транспортном обслуживании бюджетной сети на территории арктической зоны республики, где связь с отдаленными населенными пунктами традиционно осуществлялась и осуществляется воздушным транспортом и вездеходной техникой.

46

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеб7>ЪЯ -и ЪРЛЖкЫ

700

600

500

400

300

200

100

580

Л0-

100

30

55

1

Республика Саха (Якутия)

Магаданская область

Чукотский автономный округ

Республика Бурятия

Карелия

Количество труднодоступных местностей в субъектах Российской Федерации

Низкий уровень бюджетной обеспеченности потребности в ГСМ, высокая стоимость перевозок на самолетах и вертолетах, недостаточное количество транспорта высокой проходимости и маломерного флота часто являются реальными ограничениями в обеспечении надежности и качества реализации бюджетных услуг, а также факторами, создающими предпосылки для дискредитации государственной системы РФ.

Данные обстоятельства позволяют сделать заключение о необходимости увеличения объема бюджетных ассигнований, направляемых на обеспечение материальных запасов в бюджетной сети, а также на оптимизацию обеспечения бюджетной сети транспортом высокой проходимости и маломерным флотом.

Исследование документации, используемой для экономического обоснования нормативного расхода ГСМ, выявило некоторые особенности методологии расчетов, традиционно используемой бюджетными организациями.

Положения о порядке применения норм пробега, расхода топлив, утверждаемые внутренними приказами бюджетных учреждений и государственными органами, как правило, ссылаются на распоряжение Министерства транспорта Российской Федерации [1]. Следует отметить, что этот документ не заявляет в явном виде возможность использования рекомендуемой им методики для определения объема бюджетных расходов на ГСМ для обоснования расчетов бюджетной обеспеченности учреждений, а также в каких-либо иных процедурах бюджетного планиро-

вания. С точки зрения экономической науки методические рекомендации предназначены прежде всего для реализации регулирующего воздействия на национальную экономику со стороны государства. Для этого устанавливаются верхние границы различных повышающих коэффициентов с первоочередной целью недопущения необоснованного увеличения себестоимости работ и услуг, предоставляемых автотранспортными предприятиями.

При этом нормативный (эксплуатационный) расход топлива рассчитывается исходя из фактического пробега автотранспортного средства, подтверждаемого путевым листом.

Из этого следует, что использование предлагаемого подхода бюджетными учреждениями для бюджетного планирования возможно только при наличии методики прогнозирования годового пробега используемых автотранспортных средств. Любой прогноз, по определению, имеет вероятностный характер. Таким образом, прогнозные показатели, как правило, должны иметь некоторый запас прочности количественной оценки в абсолютной величине. Тогда будет соблюдаться принцип бюджетной обеспеченности расходов правительства, связанных с исполнением государственных функций и обязательств.

Исследование показало, что общепринятых методик прогнозирования годового пробега служебного автотранспорта в большинстве бюджетных учреждений в настоящее время нет. Прогнозирование бюджетных расходов и планирование увеличения стоимости материальных запасов в части ГСМ в общем случае осуществляются исходя из фактических данных за период, предшествующий плановому, или методом экспертных оценок, опять же исходя из сложившейся в отрасли за ряд лет практики потребления ГСМ. При этом учитываются индексы-дефляторы, характеризующие рост цен на потребляемые бюджетным учреждением ресурсы (в том числе ГСМ).

Следовательно, в отношении предварительной оценки, прогнозирования и планирования годового

0

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеорпя к ЪР^тжгсх*

47

пробега служебного автотранспорта, используемого для обеспечения государственных функций и бюджетных услуг, возникает задача оптимизации, требующая разрешения на основе научного подхода. Так как годовой объем транспортной работы в данном процессе не является постоянным и зависит от многих условий, целесообразно для решения поставленной задачи использовать многофакторный функциональный анализ для обеспечения возможности применения метода экстраполяции.

Для прогнозирования экстраполированием основными параметрами могут являться следующие показатели динамики объема бюджетных услуг на территории регионов и функций местного самоуправления на местах и пробега транспорта на реализацию одной бюджетной услуги.

Решение задачи усложняется тем, что первый параметр также имеет прогнозный характер.

Для расчета пробега должна быть использована информация о расстояниях между населенными пунктами улуса и улусным центром с учетом влияния сезонности на качество и, как следствие, на протяженность транспортной сети. Возможна также оценка влияния дисперсности расселения на оценку среднего пробега.

Таким образом, для формализации расчетов необходимо:

- сформировать базу данных о фактическом пробеге транспортного средства за три последних года;

- выявить признаки однородности данных, классифицировать бюджетные услуги по степени влияния на годовой пробег служебного автомобиля (местонахождение обслуживаемого субъекта, вид бюджетной услуги, количество субъектов, принимающих участие в реализации бюджетной услуги, расстояние между субъектами и т. п.);

- определить факторы (причины и условия), дополнительно влияющие на интенсивность поездок по каждому классу бюджетной услуги. Таким образом, средний пробег служебного

автомобиля, связанный с реализацией бюджетных услуг за ряд лет, может быть представлен функцией, зависящей от нескольких параметров

5 = F [V(п,k,а...),5 ], где V (п, k, а) - прогнозируемое количество бюджетных услуг в год;

5 - средний пробег транспорта на реализацию одной бюджетной услуги.

Основные параметры - прогнозируемое количество бюджетных услуг в год и средний пробег на реализацию одной бюджетной услуги.

Косвенным образом на данную целевую функцию могут влиять параметры функции V(n,k,a...):

п - количество экономических субъектов на территории улуса (городского округа);

k - динамика социально-экономического развития территорий;

а - уровень деловой активности на исследуемой территории и др.

Аппроксимированная функция как зависимость годового пробега от данных параметров позволит экстраполировать величину пробега транспорта на планируемый период.

Сформированная база данных и указанная методология должны использоваться также и при формализации распределения получаемых бюджетных ассигнований на пополнение материальных запасов между объектами бюджетной сети на территории региона.

Также необходимо и целесообразно производить точный расчет эксплуатационной нормы потребления ГСМ в соответствии с рекомендациями Министерства транспорта Российской Федерации.

В ходе исследования был произведен примерный расчет поправочного коэффициента к базовой норме расхода топлива с учетом дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов при зимней эксплуатации в условиях п. Депутатский (Усть-Янский район). Расчеты показали следующие условия и размеры повышения нормы расхода топлива:

- работа автотранспорта в зимнее время года - 20 %;

- работа автотранспорта на дорогах общего пользования (НП категорий) в горной местности, включая города, поселки и пригородные зоны, при высоте над уровнем моря от 801 до 2 000 м (среднегорье) - до 10 %;

- работа автотранспорта в городах с населением до 100 тыс. чел. и других крупных населенных пунктах (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) - до 5 %;

- при работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, при сильном снегопаде и гололедице, наводнениях и других стихийных бедствиях для дорог !-Ш категорий - до 35 %;

48

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ШбТ^сЯ те ЪР/ГКЖЪХА

- в зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже 5°С) время года на стоянках при необходимости пуска и прогрева автомобилей и автобусов (если нет независимых отопителей), а также на стоянках в ожидании пассажиров (в том числе для медицинских автотранспортных средств и при перевозках детей), устанавливается нормативный расход топлива из расчета за один час стоянки (простоя) с работающим двигателем - до 10 %. Таким образом, эксплуатационная норма расхода топлива может быть при определенных условиях увеличена на 70-80 % по сравнению с базовой.

Список литературы

1. Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте: распоряжение Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 № АМ-23-р.

2. О труднодоступных и отдаленных местностях в Республике Бурятия для проведения выборов

и референдумов в Республике Бурятия: Закон Республики Бурятия от 14.05.2007 № 2253-Ш.

3. О перечне труднодоступных и отдаленных местностей в Республике Карелия: Закон Республики Карелия от 05.06.2006 № 989-ЗРК.

4. О перечне труднодоступных и отдаленных местностей в Республике Саха (Якутия): закон Республики Саха (Якутия) от 04.10.2002 З № 429-11.

5. О перечне отдаленных и труднодоступных местностей в Чукотском автономном округе: Закон Чукотского автономного округа от 28.03.2003 № 11-ОЗ (в ред. от 21.12.2009).

6. О труднодоступных и отдаленных местностях Магаданской области: Закон Магаданской области от 28.11.2001 № 209-0З.

7. Об утверждении перечней субъектов Российской Федерации и отдельных районов субъектов Российской Федерации (в существующих границах) , относящихся к территориям с низкой либо с высокой плотностью населения: распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.05.2004 № 707-р (ред. от 04.11.2004).

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: шгбТЪЯ те ЪР*?жг(Ъ4

49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.