Научная статья на тему 'Информационное обеспечение механизма решения жилищной проблемы города'

Информационное обеспечение механизма решения жилищной проблемы города Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1257
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
жилищная проблема / информационное обеспечение / инвестиционные проекты строительства / стоимость жилья / ДОГОВОРНЫЕ ЦЕНЫ / housing problem / informational support / investment projects in construction / cost of housing / Contract prices

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ушанова Н. А.

В статье рассматриваются вопросы по созданию и внедрению программных комплексов оценки научно-технического и экономического уровня программ и инвестиционных проектов строительных организаций, участвующих в развитии рынка городского жилья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article focuses on development and implementation of program complexes serving for evaluation of scholarly, technological and economic level of investment projects undertaken by construction organizations participating in the development of the market for urban housing.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение механизма решения жилищной проблемы города»

жание и ремонт, но и издержки бюджетов, связанные с большим количеством собственников, получающих субсидии в качестве заслуженных льгот и субсидиями малоимущим и по платежам за коммунальные услуги, и по платежам за жилищные услуги.

Решение общего собрания по всем указным выше вопросам, открытый лицевой счет МКД в Региональном фонде и регулярное поступление взносов от УК (ТСЖ) на этот счет, дают право претендовать научастие в региональных программах капитального ремонта и на подачу заявки в Региональный фонд. Одновременно, для этого конкретного МКД, открываются и все другие источники финансирования для проведения работ по капремонту. Если упрощенно представленный механизм будет действовать постоянно, то только в начале понадобится прямое софинансирование из бюджетов различных уровней, а в будущем, уже на втором цикле жизни здания средств на лицевом счету МКД в Региональном фонде будет достаточно и необходи-

мость заимствования будет мизерна. При таком подходе будет обеспечена высокая сохранность средств непосредственно для капремонта. Наступление момента, при котором необходимы будут средства для всех домов в один и тот же промежуток времени маловероятно. Поэтому в течение 7-10 лет может наступить время, когда мы сможем соблюдать межремонтные сроки и перейти не к предупредительному, а даже к профилактическому капремонту, что на 30-40% дешевле, чем сегодняшний аварийный ремонт.

Конечно, от теоретических рассуждений до практики дистанция огромного размера, но тем более необходимо все тщательно взвесить, разработать и согласовать со всеми участниками процесса необходимые нормативные документы. При этом следует помнить одну простую истину о капитальном ремонте: проблемы, связанные с техническим состоянием фондов растут в геометрической прогрессии, как и цена капремонта.

Литература

1. Федеральный закон от 21.07.2007 №185-ФЗ <0 Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяй-

2. Закон Санкт-Петербурга от 09.07.2008 № 484-81 <0 предоставлении средств бюджета Санкт-Петербурга на финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Санкт-Петербурга-.

3. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20.01.2009 №13 <0 капитальном ремонте многоквартирных домов расположенных на территории Санкт-Петербурга- .

4. Шр:/ЛлшУ7.аіІкот-сотрІех.ги/іпсіех.рИр?ор1іоп=сот соп1еп1&УІеУ7=аі1ісІе&ісі=373:-2010-44-&саМ=41:2009-10-15-09-38-41&Иетісі=71

5. Проект федерального закона <0 Федеральном и Региональном фондах капитального ремонта многоквартирных домов-. Письмо Госкорпорации <Фонд содействия реформирования ЖКХ- от 27 апреля 2010 года № КЦ — 07/692

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕХАНИЗМА РЕШЕНИЯ ЖИЛИЩНОЙ ПРОБЛЕМЫ ГОРОДА

Н.А. Ушанова,

доцент кафедры экономики и менеджмента в строительстве Самарского государственного архитектурно-строительного университета,

кандидат экономических наук ushanovan@mail.ru

В статье рассматриваются вопросы по созданию и внедрению программных комплексов оценки научно-технического и экономического уровня программ и инвестиционных проектов строительных организаций, участвующих в развитии рынка городского жилья.

Ключевые слова: жилищная проблема, информационное обеспечение, инвестиционные проекты строительства, стоимость жилья, договорные цены.

УДК 332.82; ББК 65.315.441.2

Практика решения жилищной проблемы в России последних лет показывает, что проблема жилья является одной из самых актуальных и сложных. Органы власти всех уровней пытаются ее решить, реализуя целевые социальные программы, направленные на повышение доступности жилья для населения страны. Успех реализации данных программ во многом определяется степенью удовлетворения потребности в жилье для населения России с различным уровнем дохода и с различной степенью качества жизни.

Фактически, жилищный вопрос является главным вопросом, из стоящих перед властью, и для его решения нужны значительные инвестиционные средства. В условиях перехода к экономическим отношениям на рынке жилья крупного города и острого дефицита средств ранее используемые подходы к решению жилищной проблемы и инвестиционного обеспечения строительства жилья оказываются неэффективными.

В мировой практике состояние жилищной проблемы характеризуется коэффициентом доступности жилья. Он определя-

ется как отношение средней стоимости стандартной квартиры к среднему годовому доходу семьи и показывает, сколько лет потребуется семье для приобретения жилья при данном уровне дохода.

Также необходимо отметить, что решение жилищной проблемы и эффективное управление рынком жилья крупного города является сложной задачей, в которой взаимосвязаны демографические, социально-экономические характеристики текущего уровня благосостояния населения, параметры бюд-жетно-нормативной и кредитно-финансовой системы, ценовой и тарифной политики в сфере жилищного строительства и эксплуатации жилищного фонда. Доходы и накопления населения России, как и стоимость жилья, распределены неравномерно. В отдельно взятом городе и для каждой отдельной семьи коэффициенты будут разными. Жилье является дорогостоящим товаром длительного пользования и без активной позиции государства в сложившейся ситуации для большинства населения решить эту проблему невозможно.

27 1

Таким образом, можно констатировать, что сегодня в условиях мирового финансового кризиса ситуация на рынке жилья крупного города усугубляется,ухудшается содержание жилищного фонда, сокращаются объемы его воспроизводства, атакже возможности модернизации, реконструкции и развития коммунальных сетей и сооружений. Учитывая тот факт, что сегодня примерно треть населения России проживает в неблагоустроенных квартирах, можно с уверенностью констатировать объективный характер необходимости решения жилищной проблемы для работников науки, культуры, сферы образования, здравоохранения, военнослужащих и многих других, чей уровень доходов находится в настоящее время на относительно низкой отметке. Масштабность проблемы позволяет сделать вывод о том, что решение задачи подобной важности и сложности невозможно без активной роли государства. В этой связи необходим поиск новых для России форм организации решений жилищной проблемой для обеспечения условий эффективного управления рынком жилья крупного города. Это требует разработки общей стратегии и мобилизации дополнительных источников жилищного финансирования и строительства в условиях ограниченных финансовых возможностей государства и низких реальных доходов основной части населения на городском уровне, где в наиболее конкретном виде реализуется социальная политика государства.

Основными современными проблемами в области развития рынка жилья крупных городов являются:

— недостаточная ориентированность мероприятий на увеличение объемов жилищного строительства — объем ввода в эксплуатацию жилья в 2004 г. составил всего 41,2 млн кв. м, что в 1,5 раза меньше по сравнению с 1990 г.:

— недостаточная нацеленность мероприятий на решение основных проблем, препятствующих развитию рынка доступного жилья:

— отсутствие концентрации ассигнований из федерального бюджета на главных направлениях, их распыление по 7 подпрограммам, 5 государственным заказчикам:

— отсутствие механизмов консолидации бюджетных ассигнований федерального, регионального и муниципального уровней:

— недостаточное стимулирование привлечения внебюджетных источников финансирования для решения жилищной проблемы в России, в том числе средств частных инвесторов, кредитных средств и личных средств граждан:

— недостаточность ассигнований из федерального бюджета, предусмотренных на выполнение государственных обязательств Российской Федерации по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.

Модификация путей решения жилищной проблемы и обеспечения условий развития рынка жилья крупных городов России на период 2007-2012 гг. должна быть направлена на:

— стимулирование роста предложения жилья на рынке, включая реализацию мер по поддержке жилищного строительства:

— повышение надежности и качества коммунальных услуг на базе модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и привлечения частного бизнеса и частных инвестиций в эту сферу:

— стимулирование платежеспособного спроса на жилье, включая повышение доступности приобретения жилья для молодых семей:

— более эффективное исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан:

— создание системы информационного обеспечения решения жилищной проблемы крупного города:

— построение системы индикаторов оценки эффективности решения жилищной проблемы и развития рынка жилья крупного города.

В основу совершенствования системы информационного обеспечения решения жилищной проблемы города должна быть положена ее оптимальная доступность с минимальными затратами времени, позволяющая использовать в работе документы или материалы специализированных министерств и ведомств, Президента, Правительства России, международных баз данных. Все это, естественно, направлено на повышение качества работы и экономию времени. Цель создания информационной системы при решении жилищной проблемы города—это обеспечение консолидированной деятельности органов исполнительной власти, экспертизы и строительных организаций в условиях рыночной экономики на основе использования современных технологий обработки, передачи и отражения информации. Система должна осуществлять информационный обмен между федеральным информационным фондом, объединяющим информационные ресурсы рынка жилья города, и базами данных абонентов, которые одновременно должны быть потребителями ресурсов системы и источниками первичной информации для нее. Обязательным условием подключения для всех абонентов системы является совместимый компьютер, принятый модем и телефонный канал связи.

Исходя из этих предложений, далее определены направления совершенствования системы информационного обеспечения решения жилищной проблемы города (рис.1).

Для внедрения информационных систем, обеспечивающих оптимальное решение жилищной проблемы города, должны быть проведены следующие работы:

— определены и классифицированы источники информации:

— проанализирован состав и содержание информации Федерального информационного фонда (ФИФ):

— разработана технология доступа к информационным ресурсам и определены экономические условия доступа к информации:

— проведен анализ и осуществлен выбор каналов и средств связи:

— разработан организационно-экономический механизм объединения информационных ресурсов и ФИФ.

В целях обработки информации для информационноаналитического обслуживания вопросов в области решения жилищной проблемы города рекомендуется осуществить следующие работы:

— определить информационные потребности структурных подразделений:

— выявить состав информационно-аналитическихуслугдля руководства города:

Направления совершенствования системы информационного обеспечения решения жилищной проблемы города

Отказ от используемой в настоящее время системы связи (почты) и переход на современные системы связи — телекоммуникационные компьютерные сети Расширение состава документов, доводимых до территориальных и ведомственных органов экспертизы

Организация работы с удаленными базами данных, расширение состава используемых баз данных

Расширение состава документов, затрагивающих жилищные вопросы города

Создание специального информационного центра Увязка работы по решению жилищной

проблемы с создаваемой системой информации в Госстрое России

Рис.1. Направления совершенствования системы информационного обеспечения решения жилищной проблемы города

— отработать технологию обработки информации фонда по направлениям деятельности;

— создать программные комплексы оценки научно-технического и экономического уровня программ и инвестиционных проектов строительных организаций, участвующих в развитии рынка жилья города.

Мгновенно перейти ко всему описанному выше нельзя. Поэтому весь интервал перехода должен быть разбит на три этапа:

1 этап — подготовительный. При его выполнении осуществляется выбор используемых телекоммуникационных сетей, проводятся опытные работы с использованием сетей, отрабатываются необходимые документы.

2 этап — постепенный переход на работу потелекоммуника-ционным сетям, начало использования удаленных баз данных в режиме поиска по запросу, расширение состава информации по решению жилищных проблем города, создание единого информационного центра.

3 этап — обеспечение всех предполагаемых возможностей, включая теледоступ к удаленным (в том числе иностранным) банкам данных, получение необходимой информации от территориальных органов, насыщение их для этого необходимой техникой и программами.

Сегодня более половины городов России при анализе проблем и возможностей решения своих жилищных проблем отвечает этим требованиям. Остальные на этапе становления системы пользуются услугами центров информации глав администрации регионов или поддерживают связь через телекоммуникационные каналы почты. В целях обеспечения доступа к отраслевым информационным ресурсам городских строительных организаций и предоставления информации абонентам системы должен быть осуществлен выбор программно-технических средств системы обмена информацией с городскими и центральными банками данных. Аналогичная работа ведется в Госстрое России, что позволяет включить в работу информационное обеспечение строительного комплекса страны и войти в него составной частью, что усилит деятельность в области решения жилищной проблемы города.

В свою очередь, оценка социально-экономической эффективности решения жилищной проблемы и развития рынка жилья крупного города должна производиться на основе системы индикаторов, которые представляют собой не только количественные показатели, но и качественные характеристики. Система индикаторов обеспечит своевременный мониторинг динамики изменений в жилищной сфере за отчетный период с целью уточнения или корректировки поставленных задач и проводимых мероприятий в области решения жилищной проблемы в России.

В целях обеспечения доступа к отраслевым информационным ресурсам территориальных организаций и предоставления информации абонентам системы требуется выбор программнотехнических средств системы обмена информацией с территориальными и центральными банками данных.

Переход к использованию телекоммуникационных сетей при информационном обеспечении вопросов в области решения жилищной проблемы города позволяет также получить широкую научную, рекламную и коммерческую информацию. Так, система БЕОАВ дает возможность иметь подробную информацию о более чем 200 ООО предприятиях бывшего СССР и ведущих стран Запада, предлагающих оборудование, товары и услуги, вести поиск фирм-производителей по более чем 40 ООО наименований строительных товаров и услуг. Телекоммуникационные сети также открывают возможность выходить на иностранные банки данных.

Говоря о совершенствовании информационного обеспечения вопросов в области решения жилищной проблемы города, нужно подчеркнуть, что в практике подобной деятельности все большее место занимает система <Кодекс>\ Она обеспечивает доступ к обширной электронной юридической библиотеке, содержащей полные тексты законодательных и нормативных актов Российской Федерации, документов региональных органов государственной власти, международных соглашений, комментариев к нормативным документам, образцы договоров и деловых документов, а также другие правовые и информационные материалы. Разделы базы данных <Кодекс> включают более 100 тысяч документов и материалов. Средства поиска, выборки и

сортировки документов позволяют искать нормативные акты по тематике, виду, принимающему органу, номеру, дате, фрагменту наименования документа или его текста, по другим признакам и произвольным их комбинациям. Приблизительный контекстный поиск позволяет эффективно отыскивать документы и материалы в условиях, когда есть затруднения в точной формулировке поискового запроса.

Также в России создана и непрерывно обновляется подсистема <Стройэксперт-Кодекс>\ которая включает подборку документов строительной тематики, что еще больше упрощает поиск материалов. На начало 2008 г. это новое направление включало: раздел нормативно-правовых актов (свыше 1000 документов): раздел нормативно-технических документов (свыше 500 документов). За год работы эти цифры увеличились соответственно до 1800 и 1400, улучшена сортировка материалов, облегчен доступ к ним.

Аккумулирование информации, ее систематизация для решения жилищной проблемы города позволяет формировать банки данных городской недвижимости, представляющие ценный информационный ресурс. К использованию этого ресурса проявляют интерес заказчики, проектировщики, подрядчики, банковские структуры. Со многими из них заключены соглашения об оказании информационных услуг, и потребность в них постоянно возрастает. Поэтому расширение различных источников получения информации, повышение ее качества, оперативность передачи и т.д. — все это является важными направлениями работы.

Большие сложности и полемику вызывает создание банка данных технико-экономических показателей проектов строительных организаций в области решения жилищной проблемы города. Оппоненты, в частности, ставят вопрос, а насколько стоимость 1 м2 жилой площади (места в школе или в больнице и т. п.), скажем, в Хабаровском крае сопоставима с аналогичным показателем Тульской или Ростовской областей. Однако когда вопрос переводится в другую плоскость: а как этот показатель изменился за последние пять или десять лет в тех же регионах, каковы тенденции других показателей, — то важность слежения за этим становится очевидной. Наличие такого банка позволяет в короткие сроки получать различные ^компьютерные срезы- в отношении возможностей и условий решения жилищной проблемы города.

Это дает возможность определить, например, какова доля домов со стенами из кирпича в общем объеме жилищного строительства, каков процент усадебной застройки, сколько объектов имеют автономное теплоснабжение, какова доля высокоплотной малоэтажной застройки в городах, какова динамика изменения этих показателей по годам, какой процент снижения стоимости проектов по результатам работы экспертных органов получен по годам за последний ряд лет и т.п. Все эти сочетания позволяют получить сотни различных комбинаций, провести более глубокий анализ, выявить тенденции развития того или иного вопроса в области решения жилищной проблемы города.

В процессе подготовки заключений по проектам строительных организаций, различных аналитических материалов, проведения многокритериального анализа по отраслям и направлениям решения жилищной проблемы города, следует использовать накопленный банк данных технико-экономических показателей, постоянно обновляя и совершенствуя его.

Новые экономические условия в стране вызвали необходимость создания методологии формирования договорных (контрактных) цен на строительную продукцию, а также обеспечения соответствующего контроля сметной стоимости в процессе экспертизы, проектирования и строительства. Эти задачи в области решения жилищной проблемы города решаются с помощью про-граммно-методического компьютерного комплекса по расчету сметной стоимости строительства в базисном, текущем и прогнозируемом уровнях цен на базе ресурсно-индексного метода.

Необходимо также постоянно накапливать и обновлять программную продукцию для расчетов инженерных конструкций, теплотехнических качеств зданий и сооружений, расчету различных линейно-протяженных систем. По сложным проектам в области решения жилищной проблемы города, где расчеты осуществлялись по специальным программам, запрашиваются эти программные средства, проводится их проверка.

Тема научной организации труда эксперта, сокращения времени на проведение оценки возможностей решения жи-

лищной проблемы города, точности и полноты формулировок в заключениях решается, например, программно-информационным комплексом «Блицэксперт». С помощью этого комплекса формируются тексты заключений на основе последовательной компоновки фрагментов из специализированного свода замечаний. «Блицэксперт» — это соединение одноименного программного средства, введенной экспертом базы данных и некоторых элементов базы знаний. Программное средство представляет собой специализированную надстройку над любым из распространенных текстовых редакторов. База данных — это, в данном случае, библиотека проблемно-ориентированных текстовых фрагментов. В качестве элементов базы данных здесь используются заложенные в алгоритмы анализа проектной документации знания и опыт специалистов. Программа обеспечивает максимальную полноту и качество подготовки экспертных заключений в области решения жилищной проблемы города, а также сокращает время их составления.

Вся базовая информация, «встроенная» в «Блицэксперт» для решения жилищной проблемы города, делится на пять групп:

— первая группа фрагментов — «штампы», т.е. различные виды утверждений и согласований:

— вторая группа фрагментов — «вводные части-, которые включают основные реквизиты проектов: наименования объекта, заказчика, генпроектировщика и т.д.

— третья группа — таблицы (к этой группе относятся только такие таблицы, которые размещаются первыми перед основным текстом заключения):

— четвертая группа — наборы фрагментов текстов и таблицы для формирования соответствующих локальных и сводных заключений:

— пятая группа — нормативно-справочная информация, которая также расчленена на фрагменты. Но эти фрагменты не собираются в текст, а служат подсказками для возможного использования при работе над каждым подразделом.

С учетом всего вышесказанного целесообразно для стабильности и сбалансированности ресурсного обеспечения, социальных и коммерческих строительных проектов создать банк градостроительных данных.

Третий этап информационного обеспечения решения жилищной проблемы города характерен тем, что в нем главное место занимает процесс разработки и внедрения программ, насыщение органов управления необходимой техникой. Создание подобной системы должно стать основой перехода к современным технологиям информационного обеспечения управленческой и проектной деятельности в области решения жилищной проблемы города. Первым реальным шагом на этом пути может стать перенос информации Генеральной схемы расселения и организации территории России на машинные носители и формирование на этой основе банка данных Генсхемы как

ядра федерального банка данных градостроительной деятельности (БГД). Однако такой банк данных содержит, по существу, разовую информацию, тогда как для постоянно осуществляемой управленческой и проектной градостроительной деятельности необходимо постоянное обновление информации о фактическом и проектном состоянии территориальных объектов. Нужно помнить, что процесс решения жилищной проблемы города непрерывен. Одновременно изменяется производственная и социальная сферы, вся среда обитания человека. Для того чтобы управлять этими процессами, следует непрерывно обновлять информацию, систематизировать и обобщать ее, готовить новые предложения и проводить их экспертизу для принятия правильных решений. Эта взаимосвязь, непрерывность и динамичность может быть представлена условно в виде спирали. Банк данных должен содержать текущую, ретроспективную и прогнозную информацию об объекте (Федерации, субъекте Федерации, городском поселении, единице административно-территориального деления в сельской местности). БГД предназначен для информационного обеспечения территориальной деятельности в области решения жилищной проблемы города (рис.2).

В рамках системы информационно-аналитического обеспечения решения жилищной проблемы города целесообразно создать экспертно-аналитический блок, который является стержнем программы и предназначен для расширения функционально-технологических возможностей пользователей банка в части реализации диалоговых человеко-машинных режимов в решении информационно-аналитических и информационнопоисковых задач. Исходная информация в этот блок поступает из баз данных генеральной схемы расселения и фактографической информации.

Аналитические блоки, при этом, обеспечивают:

— обработку информации с целью представления ее в виде, удобном для обзора, анализа и подготовки управленческого или проектного решения (агрегирования: статистического анализа: получения интегральных показателей по разработанным и подлежащим разработке методикам: проведения расчетов с использованием математических моделей и экспертных систем: представления в виде картограмм, диаграмм, графиков, таблиц и др.):

— анализ ситуации по разработанным и подлежащим разработке методикам и программам, обеспечивающим решение жилищной проблемы города.

Эффект банка градостроительных данных при решении жилищной проблемы города связан с повышением обоснованности управленческих и проектных решений в сфере территориальной деятельности за счет большей надежности и оперативной доступности информации. В градостроительном и других видах территориального проектирования, где в каждой работе сбор исходных данных производится заново и составляет около

Разделы БГД

1. Анализ и оценка градостроительной ситуации и тенденций ее изменения.

2. Выявление социальных, экономических, экологических, планировочных проблем.

3. Прогнозирование возможных направлений развития территорий в зависимости от сложившихся условий и характера управленческих воздействий.

4. Регулирование градостроительной деятельности — использование и организация территории регионов и городов: развитие социальной, средозащитной, транспортной, инженерно-технической инфраструктур.

5. Подготовка управленческих и проектных решений по защите населенных мест от опасных природных и техногенных процессов, сохранению и восстановлению исторически ценной архитектурноландшафтной среды и в целом по жилищной проблеме.

6. Выбор мест и направлений инвестиций в строительство, использование объектов незавершенного строительства.

7. Разработка Генеральной схемы расселения и организации территории Российской Федерации и других градостроительных проектных документов.

8. Формирование и ведение территориальных кадастров.

Потребители информации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Руководство и производственные подразделения Госстроя России.

2. Руководство и производственные подразделения территориальных органов системы Госстроя России (городские, областные, краевые, республиканские).

3. Органы власти и управления Российской Федерации.

4. Органы власти и управления субъектов Федерации.

5. Местные (городские и административно-территориальные образования в субъектах Федерации) органы власти и управления.

6. Научно-исследовательские, проектные, проект-но-изыскательские и проектно-строительные организации, занимающиеся территориальным проектированием.

7. Организации-инвесторы и заказчики проектностроительной документации, служба территориального кадастра.

8. Прочие потребители — юридические и физические лица.

Рис. 2. Разделы банка градостроительных данных и потребители этой информации, участвующие в решении жилищной проблемы города.

половины затрат времени и средств, использование БГД значительно сократит затраты на информационное обеспечение и принятие управленческих решений.

Реальным источником дохода от эксплуатации БГД в ближайшем будущем может стать представляющая коммерческую ценность для российских и зарубежных потребителей аналитическая информация, сформированная на основе комплексных данных этого банка.

Имеется в виду, прежде всего, что проекты в области решения жилищной проблемы города будут основываться на ин-

формации об инвестиционном климате, о градостроительной и потребительской ценности земель и недвижимости, об ограничениях по использованию земель и недвижимости, об условиях природопользования и экологической ситуации, рекреационных возможностях и т.п. Потребителями такой информации могут стать различные организации, инвестиционные банки, фирмы, биржи недвижимости, инвестиционные и страховые компании, политические партии, профсоюзы, торговые палаты и ярмарки, фонды средств на охрану природы, памятников истории и культуры и др.

Литература

1. Ковалев В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. — М., 2002.

2. Печатникова С.М. Как управлять процессами на жилищном рынке? // Менеджмент в России и за рубежом. — 2004. — № 4.

3. Управление проектами: Справочное пособие / Под ред. И.И. Мазура, В.Д. Шапиро. — М.: Высшая школа, 2001.

4. Черняк В.З. Экономика строительства и коммунального хозяйства: Учебник. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

5. Экономика строительства: Учеб пос./ Под ред. В.В. Бузырева. — М.: Изд. центр «Академия-, 2006.

6. Яшин А.М. Законодательное обеспечение программ жилищного строительства в РФ: проблемы, задачи, пути решения // Ипотека. Опыт регионов. — 2001. — № 3.

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ЖИЛИЩЕ» В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Л.П. Васильева,

доцент кафедры финансов и кредита Вологодского института бизнеса,

кандидат экономических наук luda@vib.edu.ru

В статье рассматривается федеральная программа «Жилище», реализация которой в настоящее время является одним из приоритетных вопросов на территории Вологодсксп1 области.

Ключевые слова: региональная экономика, федеральная целевая программа, ипотечный кредит, инвестиционно-строительная сфера, коэффициент доступности жилья

УДК 332.822 (470.2); ББК 65.046

Структурные сдвиги в региональной экономике происходят постоянно под воздействием рыночных факторов. Они позитивно или негативно влияют на динамику развития предприятий и организаций, в результате чего экономическая среда постоянно адаптируется к современным условиям. Адаптация осуществляется с большими трудностями и не всегда соответствует долговременной стратегии социально-экономического развития страны. В связи с этим возникает необходимость, использовать формы регулирующего воздействия на процессы структурной перестройки экономики со стороны федеральных и региональных органов управления [5].

Программно-целевой метод регулирования экономикой, в отличие от других инструментов региональной политики (дотаций, субвенций, трансфертов) позволяет обеспечить комплексное решение региональных проблем. Он учитывает все многообразие факторов, определяющих динамику развития, предусматривает долговременные и дорогостоящие мероприятия в регионе.

Важнейшими функциями целевых программ являются: проблемно-целевая ориентация организаций региона: органи-зационно-регулирующая, которая выявляет источники и объем ресурсов, выделенных для реализации программы, заказчиков, исполнителей, показатели, сроки и результаты: стимулирующая, определяет взаимные обязательства, систему поощрений и ответственность сторон: контролирующая, обеспечивает мониторинг и оперативность реагирования на возможные отклонения.

В настоящее время на территории Вологодской области ежегодно разрабатывается порядка 30 целевых программ. Их реализация позволяет целенаправленно решать многие региональные вопросы, такие как: развитие в регионе информацион-ныхтехнологий, поддержка предпринимательства, привлечение иностранных инвестиций, развитие туризма и др.

Более подробно мы остановимся на показателях реализации программ, которые регулируют актуальные вопросы по доступности жилья в области. Ситуация с обеспечением населения жильем в настоящее время является достаточно сложной. На 2009 г. в Вологодской области было обеспечено жильем только 79% населения, в том числе 6%, живущих в ветхом и аварийном жилье. Преобразования в этой области были начаты в рамках федеральной целевой программы «Жилище-, принятой на 2002-2010 гг. Государственным заказчиком и координатором программы выступило Министерство регионального развития РФ. В результате было создано правовое поле для решения жилищных проблем, а также предложены механизмы их реализации.

Для достижения намеченных целей, и обоснования принимаемых решений программой проводится мониторинг рынка жилья, показателями которого являются: а) коэффициент доступности жилья (соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. м и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из трех человек): б) доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.