Научная статья на тему 'Информационное обеспечение безопасности полетов и надежности авиационной техники'

Информационное обеспечение безопасности полетов и надежности авиационной техники Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
1144
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Ерусалимский Михаил Александрович, Филиппова Екатерина Валентиновна

Рассмотрены вопросы информационного взаимодействия организаций, ответственных за обеспечение безопасности полетов и поддержание летной годности воздушных судов в эксплуатации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Ерусалимский Михаил Александрович, Филиппова Екатерина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение безопасности полетов и надежности авиационной техники»

УДК 347.822.4

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ И НАДЕЖНОСТИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

М.А. ЕРУСАЛИМСКИЙ, Е.В. ФИЛИППОВА Статья представлена доктором технических наук, профессором Зубковым Б.В.

Рассмотрены вопросы информационного взаимодействия организаций, ответственных за обеспечение безопасности полетов и поддержание летной годности воздушных судов в эксплуатации.

В настоящее время особую актуальность приобрела проблема обмена информацией по безопасности полетов и надежности авиационной техники между разработчиками, эксплуатантами и другими организациями и предприятиями, ответственными за поддержание летной годности воздушных судов (ВС) на этапе эксплуатации (рис. 1).

В соответствии с рекомендациями ИКАО, авиационными правилами государств Содружества и Воздушным кодексом Российской Федерации, ответственным за поддержание летной годности типа авиационной техники на всех этапах ее жизненного цикла является ее разработчик.

Авиационные власти государств регистрации воздушного судна и эксплуатанта должны содействовать разработчикам в выполнении предъявляемых к ним требований и обязаны создать систему, в которой эксплуатационная информация оперативно и в полном объеме бесперебойно поступала бы от эксплуатанта разработчику.

Разработчик должен иметь собственную систему сбора эксплуатационной информации и в течение 1-3 дней сообщать органу, выдавшему сертификат летной годности типа (Авиарегистру Межгосударственного авиационного комитета (МАК)), о возникающих проблемах и о принимаемых им корректирующих действиях.

Изготовитель отвечает за то, чтобы каждый выпускаемый экземпляр авиационной техники (АТ) соответствовал типу.

Эксплуатант обязан соблюдать правила летной эксплуатации и технического обслуживания в строгом соответствии с эксплуатационной документацией и оперативно направлять информацию об отказах, неисправностях, трудностях эксплуатации разработчику и авиационным властям.

Разработчик в свою очередь должен направлять эксплуатантам и авиационным властям ответную информацию, необходимую им для обеспечения безопасной и эффективной эксплуатации ВС.

В СССР в условиях, когда гражданская авиация (ГА) находилась в государственной собственности, задача информационного обеспечения решалась централизовано. Разработчик регулярно получал информацию об условиях эксплуатации парков самолетов всех типов, о выявленных в процессе эксплуатации и ремонта дефектах, обобщающие анализы технического состояния парка самолетов. Кроме того, разработчик получал карточки учета неисправностей и имел возможность самостоятельно проводить их анализ. При этом в оперативном порядке разработчик при необходимости незамедлительно получал от эксплуатанта всю необходимую информацию.

В начале 90-х годов в связи с перестройкой структуры ГА изменилась и стала более динамичной структура эксплуатации. Кардинально изменилось управление отраслью, увеличилось число авиакомпаний, расширились методы эксплуатации, снизилось качество технического обслуживания. Отсутствие или низкий уровень автоматизированных систем сервисного сопровожде-

ния эксплуатации АТ у разработчиков и изготовителей, стало причиной того, что эксплуатирующие организации начали «цифровую модернизацию процесса эксплуатации АТ» без участия авиационной промышленности. Сложность задач по поддержанию летной годности и связанная с этим ответственность заставили эксплуатантов в срочном порядке внедрять информационные технологии.

В последние годы отечественная гражданская авиация активно интегрируется в мировую систему, идет процесс создания новых, эффективно работающих авиапредприятий, внедряется новая авиационная техника. Однако имеет место значительное отставание в части сопровождения авиационной техники в эксплуатации.

Существующая в государствах Содружества практика в сфере обмена информацией по безопасности полетов, надежности и летной годности АТ, действующие нормативные документы обеспечивают минимальный уровень соответствия стандартам и рекомендациям ИКАО, зарубежным требованиям и международной практике. Используемые до сих пор системы информационного взаимодействия разработчика и эксплуатанта, созданные еще во времена СССР или в первые годы перестройки, не удовлетворяют современным требованиям ни по оперативности,

ни по полноте, ни по используемым возможностям информационных технологий, и являются весьма сложными и затратными.

Работам в области информационного обеспечения безопасности полетов и надежности АТ в Межгосударственном авиационном комитете стало уделяться особое внимание с 2004 г. после выпуска Авиарегистром МАК Директивного письма № 03-2004 от 12 апреля 2004 г. Данное письмо конкретизировало требования авиационных Правил АП-21 к разработчикам АТ в части информирования Авиарегистра МАК о проблемах безопасности полетов в эксплуатации и принимаемых разработчиками корректирующих действиях. Этот документ фактически потребовал от разработчиков создания систем поддержания летной годности, в частности систем сбора информации из эксплуатации, в соответствии с международными нормами и практикой.

Актуальным стал вопрос разработки и внедрения современных и эффективных способов обеспечения организаций, ответственных за поддержание летной годности АТ, эксплуатационной информацией.

После анализа существующих способов передачи информации и учета пожеланий всех участников процесса информационного обмена был сделан вывод о том, что наиболее рациональным и эффективным является создание автоматизированной централизованной многопользовательской системы сбора, хранения и обработки данных об эксплуатации АТ (рис.2).

В данной системе вся поступающая информация накапливается в базе данных, к которой имеют доступ разработчики АТ, эксплуатационные предприятия, серийные и ремонтные заводы, авиационные власти и другие организации, которые несут ответственность и участвуют в обеспечении безопасности полетов и поддержании летной годности АТ. При этом все пользователи являются равноправными. Каждый из участников как вносит в систему свою информацию, так и получает из нее необходимые ему данные. Организация доступа пользователей к ресурсам системы может осуществляться путем подключения к системе через персональный компьютер. Информация будет передаваться пользователям по каналам связи сети Интернет в режиме реального времени.

Предлагаемая концепция информационного обеспечения имеет ряд преимуществ: реализуется потребность разработчика в получении в полном объеме и в режиме реального времени достоверной информации об эксплуатации АТ. Разработчик будет получать информацию в необходимом ему виде, что существенно облегчает ему задачу дальнейшего анализа данных и разработки корректирующих действий. Также через систему должна осуществляться передача ответной информации от разработчика эксплуатанту;

эксплуатанту облегчается задача передачи обязательной информации по летной годности разных типов АТ. Кроме того, эксплуатант заинтересован в такой системе, так как она позволяет наладить и поддерживать обратную связь с разработчиком и промышленностью по направлениям оперативной разработки и реализации мероприятий по предупреждению и устранению проблем, возникающих в эксплуатации;

централизованная система не потребует наличия у всех участников единого программного обеспечения. Она должна обеспечивать конвертирование данных различных информационно-управляющих систем авиапредприятий в форматы, необходимые каждому потребителю. При этом каждому обеспечивается возможность работать в той системе, которая у него есть, в которой ему удобнее. Система должна создаваться с использованием уже существующего программного обеспечения, что не потребует от пользователей установки нового оборудования;

предлагаемая концепция предполагает наличие в системе возможностей не только для сбора, учета и хранения информации, но и для ее анализа, например, путем статистической обработки данных. Это обеспечивает возможность получения качественно новых результатов. Например, становится возможным получать характеристики надежности отдельных агрегатов, даже если они установлены на разных типах АТ, оценивать влияние различных факторов. Становится также возможным оценивать эффективность мероприятий, проводимых на парке ВС.

Государство Г осударство Государство Г осударство

разработчика изготовителя регистрации эксплуатанта

Учитывая то, что в настоящее время в сфере информационных технологий наблюдается бурный прогресс, создание системы информационного обеспечения, соответствующей всем вышеперечисленным характеристикам, представляется реально выполнимой задачей.

В 2005 году в Межгосударственном авиационном комитете на одном из семинаров, посвященных вопросам информационного обеспечения безопасности полетов и надежности АТ, была представлена Интегрированная система сбора данных об эксплуатации (ИССДЭ), разработанная отечественным предприятием ОАО «ПРОГРАММПРОМ». Изучение характеристик и возможностей данной системы позволило сделать вывод о том, что она в целом удовлетворяет требованиям к организации обеспечения эксплуатационной информацией всех участников процесса поддержания летной годности и позволяет решать задачу информационного обеспечения достаточно просто и эффективно.

В настоящее время доступ к данной системе организован на кафедре технической эксплуатация и ремонта ЛА МГТУ Г А.

Применение автоматизированных систем с использованием централизованных баз данных, позволяющих накапливать, хранить и обрабатывать информацию о процессе эксплуатации различных типов ВС, данные о ресурсном состоянии и истории эксплуатации планера, двигателей,

систем и агрегатов, позволяет проводить исследования с целью повышения безопасности полетов и надежности АТ. Накопленный в системе большой объем эксплуатационной информации обеспечит высокую достоверность результатов статистических исследований. Наряду с разработчиками эксплуатанты АТ, смогут использовать ресурсы системы для оценки надежности и безопасности эксплуатируемых ими ВС, их систем и агрегатов, а также для определения степени опасности отказов АТ.

В ближайших планах намечено приступить к разработке методов использования информации об эксплуатации АТ в целях обеспечения безопасности полетов на уровне эксплуатанта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воздушный кодекс Российской Федерации, с изменениями и дополнениями на 01.11.2004.

2. Авиационные правила, часть 21. Процедуры сертификации авиационной техники.

3. Директивное письмо Авиарегистра МАК № 03-2004 от 12 апреля 2004.

4. Материалы совещания. Вопросы информационного обеспечения безопасности полетов и надежности авиационной техники, МАК, сентябрь, 2005.

5. Материалы международной конференции. Программные продукты информационного обеспечения безопасности полетов, надежности и технической эксплуатации авиационной техники, МАК, март 2006.

INFORMATION INSURING OF FLIGHT SAFETY AND AIRCRAFT RELIABILITY

Ierusalimsky M.A., Filippova K.V.

The information interaction between organizations responsible for flight safety and airworthiness are discussed.

Сведения об авторах

Ерусалимский Михаил Александрович, 1945 г.р., окончил Московский физико-технический институт (1970), кандидат технических наук, начальник отдела Межгосударственного авиационного комитета, автор более 40 научных работ, область научных интересов - проблема обеспечения безопасности полетов и летной годности воздушных судов.

Филиппова Екатерина Валентиновна, окончила МГТУ ГА (2005), аспирант кафедры безопасности полетов и жизнедеятельности МГТУ ГА, область научных интересов - проблема обеспечения безопасности полетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.