Научная статья на тему 'Информационно-цифровое неравенство в современном российском обществе'

Информационно-цифровое неравенство в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2935
374
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННО-ЦИФРОВОЕ НЕРАВЕНСТВО / ЦИФРОВОЕ НЕРАВЕНСТВО / ИНТЕРНЕТ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / INFORMATION AND DIGITAL INEQUALITY / DIGITAL DIVIDE / INTERNET / GLOBALIZATION / INFORMATION INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мальсагова Карина Батыровна

Работа посвящена проблеме социального расслоения общества, вытекающего из широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий. Дается характеристика понятия «информационно-цифровое неравенство» с точки зрения различных отечественных и зарубежных авторов, приводится авторское определение. Охарактеризованы основные причины информационно-цифрового неравенства, социальные показатели, измеряющие этот феномен на макроуровне. Сформулированы возможные пути решения проблемы информационно-цифрового неравенства в современном российском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This work is devoted to a problem of social stratification of the society following from wide spreading of information and communication technologies. It is given the characteristic of the concept “information and digital inequality” from the different points of view of various authors. Moreover author's definition is given. The main reasons for an information and digital inequality, social indicators is possible to give an assessment of this phenomenon at the macrolevel are characterized. There is an attempt to formulate possible solutions of the problem of information and digital inequality in modern Russian society.

Текст научной работы на тему «Информационно-цифровое неравенство в современном российском обществе»

УДК 316.344.32

Информационно-цифровое неравенство в современном российском обществе

Аннотация. Работа посвящена проблеме социального расслоения общества, вытекающего из широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий. Дается характеристика понятия «информационно-цифровое неравенство» с точки зрения различных отечественных и зарубежных авторов, приводится авторское определение. Охарактеризованы основные причины информационно-цифрового неравенства, социальные показатели, измеряющие этот феномен на макроуровне. Сформулированы возможные пути решения проблемы информационно-цифрового неравенства в современном российском обществе.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии; информационно-цифровое неравенство; цифровое неравенство; Интернет; глобализация; информационная инфраструктура.

Abstract. This work is devoted to a problem of social stratification of the society following from wide spreading of information and communication technologies. It is given the characteristic of the concept "information and digital inequality" from the different points of view of various authors. Moreover author's definition is given. The main reasons for an information and digital inequality, social indicators is possible to give an assessment of this phenomenon at the macrolevel are characterized. There is an attempt to formulate possible solutions of the problem of information and digital inequality in modern Russian society.

Keywords: information and communication technologies; information and digital inequality; digital divide; Internet; globalization; information infrastructure.

АМальсагова Карина Батыровна,

студентка магистратуры Финансового университета

ED karina.cherry@maiL.ru

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей [1]. В эпоху большой востребованности инноваций ИКТ призваны управлять информацией и формировать новую инновационную среду. ИКТ обеспечивают необходимые эффективность, ка-

чество, прозрачность и ускорение воспроизводства и распространения информации.

ИКТ обладают множеством потенциальных возможностей, среди которых такие, как расширение прав граждан путем предоставления доступа к разнообразной информации, увеличение их возможностей участия в политическом процессе, возможность производить информацию, обеспечение средств защиты частной жизни и т. п. Однако все задачи, которые призваны решить информационно-коммуникационные технологии, не могут стать реальностью сами по себе. На сегодняшний день самой главной проблемой на пути распространения информационно-коммуникационных технологий является проблема ликвидации информационно-цифрового неравенства. Речь идет о разделении людей, на имеющих доступ к цифровой информации, тех, кто владеет современными ИКТ, и не владеющих такими навыками, у которых отсутствует доступ к цифровой информации.

Научный руководитель: Брушкова Л.А., кандидат социологических наук, доцент Департамента социологии.

В рамках социологического подхода ИКТ являются фактором, который определяет социальную структуру общества, способствует трансформации различных социальных институтов, меняет характер трудовой деятельности и образ жизни людей. Но вместе с этим увеличивается и «информационно-цифровой разрыв» в обществе. Отсутствие доступа к услугам, связанным с ИКТ, оставляет огромное число людей без возможности общения, получения образования, медицинской помощи и необходимых информационных услуг. При этом, как и в случае с экономическими благами, «цифровое неравенство» лишь усугубляется с течением времени: богатые становятся богаче, а бедные -беднее.

В основе проблемной ситуации исследования лежат реально сложившиеся противоречия российского общества. С одной стороны, развитие информационно-коммуникационных технологий существенно расширяет жизненные возможности россиян, с другой стороны, оно ведет к появлению нового вида неравенства в обществе, которое ставит значительные экономические и социальные ограничения для тех слоев населения, которые, в силу разных причин, не смогли включиться в информационные практики.

Термин digital divide был впервые употреблен в Отчете Национальной администрации информации и связи Министерства торговли США в 1995 г. «Проваливаясь в сеть: обзор сельских районов». Занимаясь, прежде всего, расовыми различиями, министерство добавило в свои исследования новую матрицу социальных показателей, включающих доступ к информации и цифровым технологиям. На тот момент важным был прозвучавший тезис о том, что расовые различия уступают место информационным и доходным.

В условиях рыночной трансформации и роста социального расслоения российского общества доступ к цифровой информации и соответствующим жизненным возможностям становится еще одними фактором социального неравенства. В обозримом будущем уровень информационно-цифрового неравенства в российском обществе будет только увеличиваться.

Информационно-цифровое неравенство включает в себя:

1) различие в уровнях развития информационных коммуникаций между различными странами, регионами, внутри страны, возрастными и соци-

альными группами, различными государственными учреждениями, между институтами гражданского общества;

2) разрыв в возможностях доступа к информации между различными социальными группами.

Речь, главным образом, идет о неравном доступе к ИКТ, вследствие чего образуются две полярные группы - «информационно богатые» и «информационно бедные». Информационные технологии продолжают распространяться, что способствует эволюционным и передовым сдвигам в различных сферах жизнедеятельности общества и улучшает уровень жизни населения. Но параллельно с этими процессами возникает и укрепляется информационно-цифровое неравенство в обществе. Отсутствие доступа к цифровым услугам не дает значительному числу людей просто общаться, получать элементарное образование, медицинскую помощь и необходимые информационные услуги. На фоне тех, кто эти возможности имеет, люди, находящиеся ниже информационно-цифровой черты, оказываются в весьма плачевном состоянии. Вспоминается экономическое неравенство, которое усугубляется с течением времени: богатые становятся богаче, а бедные -беднее. Аналогичное состояние характеризует и информационно-цифровое неравенство.

И информация, и информационно-коммуникационные технологии ввиду ключевой роли рынка в информационной сфере стали создаваться в основном для тех, кто может за них заплатить. В период информационной эпохи иерархия становится важным фактором.

Причины неравенства в обществе кроются во множестве факторов: это история страны, условия ее взаимоотношений с другими государствами, политическая система и условия функционирования экономики, географические условия, природно-климатические особенности, особенности ментальности населения и др.

Сегодня информация выступает в качестве товара, располагающего собственным рынком и во многом определяющего стоимость товаров на всех других рынках. Появление и развитие информационного общества, по сути, отражает уже существовавшие социальные противоречия, порождая новые. К примеру, классы богатых и бедных не только не исчезли; материальное положение людей определяет их возможности в виртуальном пространстве. Информационно богатые и инфор-

мационно бедные, о которых говорилось ранее, появляются в связи с господствующими в обществе экономическими и политическими отношениями. Разрыв между богатыми и бедными - первоочередная причина информационно-цифрового неравенства на всех уровнях его проявления: и между странами, и между регионами одной страны, и между отдельными индивидами. Доступ к информационно-коммуникационным технологиям по сей день во многом связан с монетарным порогом.

Кратко их можно перечислить следующим списком:

• различие в уровнях доходов населения -экономическое неравенство;

• численность населения стран;

• территориальные и географические особенности стран;

• культурные и психологические установки людей;

• уровень технологического развития стран;

• глобализация;

• возрастной состав населения общества;

• цифровая грамотность.

Рассмотрим группировку стран по уровню дохода на душу населения (рис. 1).

Данные по доходным группам оказались следующими:

• зона первая - низкий доход - 995 долл. США и менее - 40 стран;

• зона вторая - пониженный средний доход -996-3945 долл. США - 56 стран;

• зона третья - верхний средний доход -3946-12 195 долл. США - 48 стран;

• зона четвертая - высокий доход - 12 196 долл. США и выше - 69 стран.

Рассмотрим теперь распространение Интернета в мире и его проникновение (рис. 2).

Как видно из представленной карты, проблема доступа к Интернету в отдельных странах остается достаточно злободневной и по сей день (со снижением концентрации цвета количество пользователей в странах снижается). Стоит также обратить внимание на такой показатель, как проникновение Интернета относительно численности пользователей в различных странах.

Однако, как показывает практика, мало обеспечить людей необходимой современной техникой. На начальных и самых главных этапах важно приобретение навыков пользования информационно-коммуникационными технологиями. Цифровая

Рис. 1. Группировка стран по уровню дохода на душу населения на конец 2014 г. (долл. США в год)

Источник: Всемирный банк.

Рис. 2. Карта распространения пользователей Интернета по всему миру (% от населения)

Источник: Internet world stats.

грамотность действует в рамках трех факторов: информационной доступности, информационного использования и информационной восприимчивости. Нужно не просто иметь доступ к информации и информационно-коммуникационным технологиям, нужно уметь ими пользоваться.

Центр международного развития Гарвардского университета предлагает несколько другую методику измерения готовности к информационному миру - «Готовность к сетевому миру. Путеводитель для развивающихся стран» (Readiness for the Networked World, Center for International Development at Harvard University), применимую уже в глобальном масштабе. Она учитывает следующие показатели:

• доступ к сетям - развитие инфраструктуры;

• состояние дистанционного обучения;

• развитие «электронного общества» - количество онлайн пользователей;

• развитие электронной экономики;

• политика государства в сфере ИКТ [2].

Рассмотрим на конкретных примерах некоторые из показателей.

По данным информационного бюллетеня Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики, в 2014 г. на 29 % увеличился объем переданной через Интернет информации, трафик мобильной сотовой связи возрос на 3%. Что касается доступности сетевых технологий и государственных услуг, которые оказываются с их использованием, отмечено, что 35% населения страны, получавшие

государственные услуги за прошедший год, пользовались Интернетом [3].

По данным Министерства образования и науки России, на конец 2012 г. обучение с использованием дистанционных образовательных технологий осуществляют более 70 высших учебных заведений. Во всех регионах Российской Федерации созданы и успешно функционируют более 100 центров дистанционного образования, которые координируют обучение на дому детей-инвалидов по программам общего среднего образования.

На рис. 3 мы видим, что по количеству действующих онлайн университетов Россия в 10 раз отстает от Южной Кореи и почти в 140 раз от США. В тех же США более 100 крупнейших университетов, таких как Гарвард, Колумбийский, Йельский, Феникс имеют свои онлайн аналоги. В России под эгидой «Открытое образование» реализуют программу дистанционного обучения свыше 100 высших и средних учебных заведений, часть из которых имеют от 20 до 100 и более филиалов. Существует сеть заочных школ, дистанционных курсов подготовки школьников, массовые открытые онлайн курсы и др.

Фонд общественного мнения (ФОМ) регулярно проводит крупный мониторинг под названием «Интернет в России». Осенью 2014 г. ими было выпущено уже 47 аналитических бюллетеней. Генеральная совокупность исследования - население России в возрасте от 18 лет и старше. Каждую неделю в режиме личного интервью

Россия Южная Корея США

Рис. 3. Количество онлайн университетов, 2012 г.

Источник: Национальная система квалификации и компетенций.

опрашивались 3000 респондентов. За осень 2014 г. в опросах ФОМа, посвященных данной тематике, приняли участие 30 тыс. респондентов из 72 регионов России.

Как видно на рис. 4, уровень проникновения Интернета в России за последние 11 лет постоянно повышался. Суточная аудитория Интернета увеличилась с 3% в 2003 г. до 51% в 2014 г. месячная - с 9 до 63% соответственно. В целом по России аудитория Интернета составляет сегодня 72,3 млн чел., или 50,4% населения [4].

Электронная торговля - финансовые операции и сделки, выполняемые посредством сети Интернет и частных сетей связи, в ходе которых совершаются покупки и продажи товаров и услуг, а также переводы денежных средств [5]. В 2015 г., по оценкам экспертов, оборот электронной торговли в России достигнет 30 млрд долл. США. Для сравнения, на конец 2013 г. этот показатель был почти в 3 раза меньше. Тем не менее в общем товарообороте доля электронных продаж в этом году достигнет 3% по сравнению с 2013 г., где этот показатель равнялся 1,5%. Если сравнивать Россию с другими странами, то в США электронный товарооборот в 2015 г. достигнет 330-350 млрд долл. США, а его доля в общем товарообороте страны составит 5,5%.

Локомотивом российской электронной торговли считается рост числа пользователей, которые приобретают товары и услуги по Интернету.

Но следует обратить внимание на то, что в России уровень доверия покупателей к онлайн покупкам очень низкий, и в ближайшие три-четыре года на резкое увеличение лояльности покупателей рассчитывать не стоит [6].

Электронный обмен данными Electronic Data Interchange (EDI) - взаимодействие на предприятиях между компьютерами в виде стандартизированных бизнес-операций стандартного формата. Основная задача EDI - заменить обмен информацией и документами, осуществляемый на бумажных носителях, электронным документооборотом между компьютерными сетями. EDI в течение многих лет оставался единственной формой существования электронной коммерции.

В России внедрение этого проекта началось в 2003 г. В 2006 г. участниками являлись всего несколько десятков компаний, в то время как большая часть российского рынка не имела четкого представления об электронном документообороте. По данным Департамента информационных технологий, с 2011 г. в Москве началось активное подключение к системе электронного документооборота всех органов исполнительной власти города - почти 2 тысячи государственных учреждений. Сейчас более 46 тыс. москвичей вовлечены в обмен служебной информацией онлайн [7].

Информационно-цифровое неравенство в России привело к тому, что трудовые ресурсы по большей части оказались привязаны к ИКТ

......... суточная аудитория--- недельная аудитория -месячная аудитория

Рис. 4. Рост численности интернет-пользователей (18 лет и старше) в России в % к предыдущему году

Источник: ФОМ.

в вопросах найма, снизился уровень образования и успеваемости среди категорий населения, которые не имели возможности пользоваться ИКТ ранее, снижается уровень социального самочувствия населения, усугубляется языковой и межпоколенный барьеры в обществе, терпит негативное влияние и гражданская активность населения, сегодня проявляющаяся по большей части посредством ИКТ, досуг и развлечения также претерпевают изменения, которые не могут себе позволить «информационно бедные» слои населения. Важным последствием является также обратная сторона действия причин информационно-цифрового неравенства: неравенство в доходах продолжает усугубляться, а уровень экономического роста в стране все еще держит Россию на дистанции от экономически развитых государств.

Первоочередными являются следующие меры по преодолению информационно-цифрового неравенства: создание технической возможности потребления ИКТ-услуг и обучение их использованию, государственное планирование проектов и отслеживание их результатов, повышение уровня мотивации пользования ИКТ среди населения, привлечение социально-незащищенных категорий населения, выравнивание стоимости ИКТ и уровня

доходов населения, развитие научно-исследовательской базы процесса информатизации.

Литература

1. Социологический словарь [Электронный ресурс]. URL: http://enc-dic.com/sociology/ (дата обращения: 23.02.2016).

2. Готовность России к информационному обществу. Оценка возможностей и потребностей широкомасштабного использования ИКТ / под ред. Т.В. Ершовой. М.: Издательство Института развития информационного общества, 2011. С. 7.

3. Абдарахманова Г.И. Индикаторы информационного общества: 2014: статистический сборник. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. С. 28.

4. Аналитический бюллетень «Интернет в России». Вып. 27. Осень 2014.

5. Киселёв Ю.Н. Электронная торговля: практическое руководство. СПб.: ООО «ДиаСофтЮП», 2011. С. 17.

6. Вирин Ф., Овчинников Б. Электронная торговля в России 2014. Исследования и консалтинг Data Insight [Электронный ресурс]. URL: http://www.bizhit.ru/DataInsight_2013_2014_ ecommerce.pdf (дата обращения: 16.02.2016).

7. Букреев М. EDI. Электронный обмен данными [Электронный ресурс]. URL: http://www.tovr.ru/food/articles/1699/ 29014/ (дата обращения: 27.01.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.