Научная статья на тему 'Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества: факторы и достижения реализации'

Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества: факторы и достижения реализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2056
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / STATE PROGRAM / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND TELECOMMUNICATION TECHNOLOGIES / ШИРОКОПОЛОСНЫЙ ДОСТУП / BROADBAND ACCESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Садовникова Наталья Алексеевна, Клочкова Елена Николаевна

Создание информационного общества в России представляет собой основную задачу социально-экономического развития, так как является основой для модернизации экономики страны в целом. В соответствии с Государственной программой «Информационное общество (2011-2020 годы)» информационные технологии становятся инструментом решения задач модернизации во всех сферах национальной экономики, регионального развития и интеграции в мировое хозяйство, повышения качества человеческого капитала и стандартов жизни населения. Основными результатами данной Программы являются опережающий рост российского рынка информационных технологий по отношению к общемировому уровню и достижение технологической независимости Российской Федерации в отрасли [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Садовникова Наталья Алексеевна, Клочкова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND TELECOMMUNICATION INFRASTRUCTURE OF INFORMATION SOCIETY: FACTORS AND ACHIEVEMENTS OF REALIZATION

Creation of information society in Russia represents the main objective of social and economic development as is a basis for modernization of national economy in general. According to the State program “Information society (2011-2020)” information technologies become the tool of the solution of problems of modernization in all spheres of national economy, regional development and integration into the world economy, improvement of quality of the human capital and standards of life of the population. The main results of this Program are the advancing growth of the Russian market of information technologies in relation to universal level and achievement of technological independence of the Russian Federation in branch [1].

Текст научной работы на тему «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества: факторы и достижения реализации»

ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: ФАКТОРЫ И ДОСТИЖЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ

УДК 316.77:004

Наталья Алексеевна Садовникова,

д.э.н., профессор, ФГБОУ ВПО Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Тел.: 8 (495) 442-62-55 Эл. почта: NSadovnikova@mesi.ru

Елена Николаевна Клочкова,

к.э.н., доцент кафедры «Теория статистики и прогнозирования», ФГБОУ ВПО Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

Тел.: 8 (495) 442-62-55

Эл. почта: EKlochkova@mesi.ru

Создание информационного общества в России представляет собой основную задачу социально-экономического развития, так как является основой для модернизации экономики страны в целом. В соответствии с Государственной программой «Информационное общество (2011 -2020 годы)» информационные технологии становятся инструментом решения задач модернизации во всех сферах национальной экономики, регионального развития и интеграции в мировое хозяйство, повышения качества человеческого капитала и стандартов жизни населения. Основными результатами данной Программы являются опережающий рост российского рынка информационных технологий по отношению к общемировому уровню и достижение технологической независимости Российской Федерации в отрасли [1].

Ключевые слова: информационное общество, государственная программа, информационные и телекоммуникационные технологии, широкополосный доступ.

Natalya A. Sadovnikova,

Doctorate of Economic sciences, Professor, Professor of the Department «Theory of statistics and forecasting» MESI Tel.: (495) 442-62-55 E-mail: Nsadovnikova@mesi.ru

Elena N. Klochkova,

PhD in Economics, Associate Professor of the department «Theory of statistics and forecasting» MESI, Tel.: (495) 442-62-55 E-mail: Eklochkova@mesi.ru

INFORMATION AND TELECOMMUNICATION INFRASTRUCTURE OF INFORMATION SOCIETY: FACTORS AND ACHIEVEMENTS OF REALIZATION

Creation of information society in Russia represents the main objective of social and economic development as is a basis for modernization of national economy in general. According to the State program "Information society (20112020)" information technologies become the tool of the solution of problems of modernization in all spheres of national economy, regional development and integration into the world economy, improvement of quality of the human capital and standards of life of the population. The main results of this Program are the advancing growth of the Russian market of information technologies in relation to universal level and achievement of technological independence of the Russian Federation in branch [1].

Keywords: information society, state program, information and telecommunication technologies, broadband access.

1. Введение

Достижение цели государственной программы «Информационное общество (2011-2020)» (далее - Программа) - получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий обеспечивается на основе одной из ее задач, а именно - развитие технической и технологической основы становления информационного общества.

Основной вклад в решение задачи в области развития технической и технологической основы становления информационного общества внесли такие результаты реализации государственной программы как:

- рост доли радиочастотного спектра, доступного для использования радиоэлектронными средствами гражданского назначения;

- увеличение доли домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети Интернет на 11,7% при сравнении с планом и в 2,62 раза, с планом 2012 г.;

- увеличение доли организаций, использующих широкополосный доступ к сети Интернет до 85,0% от общего количества организаций;

- прирост удельного веса числа органов власти, имеющих доступ в сеть Интернет со скоростью не менее 2 Мбит/с составил 40% от запланированной величины в 2012 г. и т.д.

В 2013 г. объем услуг почтовой связи составил 925,4 руб. в расчете на 1 жителя, что на 4,7% ниже запланированной величины (971,5 руб.). Это объясняется тем, что информация о фактических значениях выручки, используемой для расчета показателя, на момент подготовки отчета организациями почтовой связи, не представлена, т.к. представляется при подаче статистической отчетности в установленные сроки.

Анализ выполнения сводных показателей государственного задания на оказание государственных услуг федеральным государственным бюджетным учреждением «Отраслевой центр мониторинга и развития в сфере инфокоммуникационных технологий» (ФГБУ Центр МИР ИТ) показал, что величина услуг оператора связи олимпийских объектов инфраструктуры связи, отраженная в Подпрограмме «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе» в 2013 г. составила 12,0.

Кассовое исполнение по реализации данного вида услуги составило 107 350,2 тыс. руб., что на 28% меньше сводной бюджетной росписи на 31 декабря отчетного года. Данное отклонение объясняется наличием незавершенного срока реализации услуги.

2. Анализ факторов, повлиявших на ход реализации Программы

Факторами, повлиявшими на ход реализации государственной программы, являются следующие:

- недостаточно высокий уровень исполнительской дисциплины ответственного исполнителя, соисполнителей Програм-

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научного проекта № 14-02-00276.

мы, должностных лиц, ответственных за выполнение мероприятий Программы и предоставления соответствующих данных;

- не исполнение сроков разработки и предоставления документов, отражающих состояние информационно-телекоммуникационной инфраструктур информационного общества и услуг, оказываемых на ее основе, обеспечивающих выполнение мероприятий Программы;

- не достаточно высокий уровень кооперации соисполнителей контрактных обязательств при реализации мероприятий Программы;

- появление новых научных, технических и технологических решений на рынке.

- наличием определенных дестабилизирующих процессов как при деятельности непосредственных исполнителей, так и при интеграции различных исполнителей и соисполнителей плана реализации мероприятий Программы.

К факторам, оказавшим положительное влияние на ход реализации Программы можно отнести:

- конкретизация основных планируемых положений Программы;

- проведение мониторинга выполнения мероприятий Программы;

- своевременная актуализация планов реализации Программы, в том числе корректировка состава и сроков исполнения мероприятий с сохранением ожидаемых результатов мероприятий Программы;

- проведение мониторинга текущих тенденций в сфере реализации Программы, тем самым повышается вероятность отражения в мероприятиях Программы новых научных, технических и технологических решений, имеющихся и появляющихся на отечественном и мировом рынках , способствующих актуализации уровня планирования мероприятий Программы относительно развития технологий.

3. Анализ фактических и вероятных последствий влияния факторов на основные параметры Программы

Недостаточно высокий уровень исполнительской дисциплины ответственного исполнителя, соиспол-

нителей Программы, должностных лиц, ответственных за выполнение мероприятий Программы и предоставления соответствующих данных могут привести к формированию не достаточно полной и достоверной информационной базы о состоянии и перспективах развития информационного общества в России.

Фактор не достаточно высокого уровня кооперации соисполнителей контрактных обязательств при реализации мероприятий Программы привел к тому, что в августе 2013 г., существенно раньше окончания гарантированных производителями сроков активного существования (САС), были выведены из эксплуатации ряд спутников, произведен перенос запуска части спутников. Перенос запусков спутников связи и вещания производителем мотивировалось невыполнением кооперацией соисполнителей контрактных обязательств. Тем самым не исполнен показатель «Количество спутников связи и вещания государственной орбитальной группировки гражданского назначения на геостационарной орбите».

Фактор появления новых научных, технических и технологических решений на рынке повысит вероятность отражения в мероприятиях Программы новых научных, технических и технологических решений, имеющихся и появляющихся на отечественном и мировом рынках, способствующих актуализации уровня планирования мероприятий Программы относительно развития технологий. Не учет данного фактора отразился на показателе Программы «Количество спутников связи и вещания государственной орбитальной группировки гражданского назначения на геостационарной орбите», т.к. перенос запусков спутников связи и вещания производитель мотивировал задержкой новизной принимаемых технических решений.

Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы направлены на решение определенной Стратегией задачи развития информационного общества в Российской Федерации - формирование современной информационной и телекоммуникационной

инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий, включая:

- формирование единого информационного пространства;

- развитие единой сети электросвязи страны, в том числе сетей связи 3-го и последующих поколений;

- обеспечение оказания универсальных услуг связи на всей территории Российской Федерации, расширение состава универсальных услуг;

- обеспечение радиочастотным ресурсом перспективных технологий, в том числе за счет проведения конверсии радиочастотного спектра;

- обновление и развитие гражданских спутниковых систем связи и вещания государственного назначения;

- обеспечение равной доступности к современным информационным технологиям жителей всех регионов Российской Федерации;

- развитие инфраструктуры широкополосного доступа на всей территории страны;

- создание на базе национального оператора почтовой связи универсального логистического и информационного оператора, обеспечивающего в том числе возможность доступа к государственным и муниципальным услугам;

- повышение доступности для населения и организаций современных услуг в сфере информационных технологий.

В государственной программе и подпрограмме предусмотрены следующие ожидаемые результаты:

- наличие на всей территории Российской Федерации современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

- оказание доступных и разнообразных услуг почтовой связи;

- обеспечение прав и основных свобод человека, в том числе права каждого человека на информацию;

- сокращение «цифрового неравенства» субъектов Российской Федерации до пределов, предупреждающих изолированность отдельных граждан и социальных групп.

Мероприятия подпрограммы «Информационно-телекоммуника-

ционная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе» обеспечивают решение задач формирования и поддержания современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечения для граждан и организаций доступности услуг, оказываемых на основе информационно-телекоммуникационной инфраструктуры на всей территории Российской Федерации, создание условий для оказания экономически эффективными способами современных, доступных, надежных, качественных и безопасных услуг на основе инфраструктуры связи и телекоммуникаций.

В рамках мероприятия «Обеспечение доступности услуг электросвязи на территории Российской Федерации» операторам связи возмещены в полном объеме убытки, причиненные оказанием универсальных услуг связи. Разрешением Минрегиона России от 31.10.2013 введен в эксплуатацию объект Программы строительства олимпийских объектов «Волоконно-оптические линии передачи от г. Анапы до пос. Джубга.

В рамках реализации мероприятия «Мероприятия в области информационно-коммуникационных и телекоммуникационных технологий для подготовки и проведения XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 г. в г. Казани» в I квартале 2013 г. введено в опытную эксплуатацию 9 информационных систем, в тестовом режиме - 2.

Во II квартале 2013 г. были получены положительные заключения экспертизы и аттестат соответствия на ввод систем ИКТ - инфраструктуры. Начали эксплуатироваться 10 информационных систем. Внедрено 17 автоматизированных информационных систем. Проведены тестовые мероприятия по проведению Универсиады.

В III квартале 2013 были завершены работы по созданию, внедрению и сопровождению систем в рамках проведения Универсиады.

Работы по созданию ИКТ - инфраструктуры выполнены в полном объеме.

4. Заключение

Анализируя использование бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию Подпрограммы 1 Государственной программы отмечается следующая степень кассового исполнения в 2013 г.

По Подпрограмме «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе» плановые расходы согласно скорректированной сводной бюджетной росписи Россвязи на 1 января отчетного года были заложены в размере 19 777 375,8 тыс. руб., в то время как кассовое исполнение составило 19 352 118,6 тыс.руб. Таким образом экономия от использования бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию Подпрограммы составила 2,2% или 425257,2 тыс.руб.

Для реализации мероприятия «Обеспечение доступности услуг электросвязи на территории Российской Федерации» согласно скорректированной сводной бюджетной росписи Россвязи на 1 января отчетного года были заложены в размере 16 568 469,3 тыс. руб., и кассовое исполнение составило 16 568 469,3 тыс.руб. Таким образом отмечается 100% реализации планового значения показателя.

Экономия от использования бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию подпрограммы составила 13,3% или 425257,2 тыс.руб.

Анализ расходов федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и юридических лиц на реализацию целей государственной программы Российской Федерации показал, что размер фактических расходов на реализацию подпрограммы «Информационно - телекоммуникационная инфраструктура информационно общества и услуги, оказываемые на ее основе» в 2013 г. составил 19 352 118,6 тыс. руб. полностью за счет федерального бюджета. Плановое значение данного показателя в 2013 г. реализовано на 100%.

Расходы федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации

и юридических лиц на реализацию целей государственной программы Российской Федерации подпрограммы 1 распределены в 2013 г. следующим образом:

- на обеспечение доступности услуг электросвязи на территории Российской Федерации -16 568 469,3 тыс.руб., что соответствует 100%-му исполнению оценочной характеристики на этот период;

- на развитие федеральной почтовой связи оценивалось использовать в размере 146000,0 тыс. руб.;

- на управление развитием информационно-телекоммуникационной фактические расходы из федерального бюджета составили 2 783 649,3тыс.руб., что ниже запланированного уровня на 13,3% (соответствует 3 208 906,5 тыс. руб.), и может объясняться не наступлением срока окончания реализации мероприятия.

Анализ степени выполнении сводных показателей государственного задания на оказание государственных услуг федеральным государственным бюджетным учреждением «Отраслевой центр мониторинга и развития в сфере ин-фокоммуникационных технологий» (ФГБУ Центр МИР ИТ) показал следующие результаты по реализации расходов федерального бюджета на оказание следующих государственных услуг.

Значение показателя объема услуги «Мониторинг осуществления операторами связи обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания» исполнено на 100 %. Фактический уровень реализации услуги составил 12%. Расходы федерального бюджета на оказание данной государственной услуги в 2013 г. составил 240,0 тыс. руб.

Значение показателя объема услуги «Ведение в электронной форме и подготовка для размещения на официальном сайте Федерального агентства связи в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: списка маршрутных индексов телеграфной сети общего пользования населенных пунктов (поселений) Российской Федерации, имеющих телеграфную связь; списка пунктов связи, оборудован-

_

ных средствами факсимильной (телефонной) связи, расположенных в населенных пунктах (поселениях) Российской Федерации» составило 4,0, тем самым 100% исполнение плана по значению данного показателя. Кассовое исполнение составило 120 тыс.руб., что соответствовало значению сводной бюджетной росписи на 1 января отчетного года и сводной бюджетной росписи на 31 декабря отчетного года.

В 2013 г. фактическое значение показателя объема услуги "Обеспечение выполнения государственного задания подведомственным Россвя-зи федеральным государственным бюджетным учреждением «Отраслевой центр мониторинга и развития в сфере инфокоммуникационных технологий» составило 11 800,0 тыс. руб. и полностью реализован план по формированию данного значения. Кассовое исполнение составило 33040 тыс.руб., что соответствовало значению сводной бюджетной росписи на 1 января отчетного года и сводной бюджетной росписи на 31 декабря отчетного года.

Кассовое исполнение услуги «Работы по реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Российской Федерации в части реализации функций заказчика-застройщика» составило 8 185,3 тыс. руб., что соответствовало значению сводной бюджетной росписи на 1 января отчетного года и сводной бюджетной росписи на 31 декабря отчетного года.

Кассовое исполнение услуги «Мониторинг состояния и динамики развития сферы электросвязи и почтовой связи, включая создание, развитие и использование сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания» составило 800000 тыс. руб., что соответствовало значению сводной бюджетной росписи на 1 января отчетного года и сводной бюджетной росписи на 31 декабря отчетного года».

Представленный анализ состояния, достижений и причин неисполнения свидетельствует об исполнении Программы в контексте тех индикаторов и мероприятий, которые были в ней заложены.

Литература

1. Государственная программа «Информационное общество (20112020)», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 313.

2. Садовникова Н.А., Клочкова Е.Н. Методика организации мониторинга статистических показателей эффективности проектов по реализации основных направлений деятельности Правительства в сфере воспроизводства и использования природных ресурсов// Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО, 2013 - №5. - 0,6 п.л. стр.177-180.

3. Минашкин В.Г. Формирование системы показателей уровня развития и доступности для населения информационно-коммуника-ционнеых технологий. М: МЭСИ. Материалы конференции «Инновационное развитие российской экономики». IV Международный практический форум. М: МЭСИ, 2013. с. 268-273.

4. Клочкова Е.Н., Леднева О.В. Оценка эффективности развития информационного общества в России и некоторых странах мира. Журнал «Информационное общество», 2014. - № 2. - с. 49-58.

5. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 07.02.2008 № Пр-212).

6. Клочкова Е.Н., Садовникова Н.А. Методологические подходы к оценке государственных программ. Научный журнал «Теория и практика общественного развития», 2014-№7. - с.93-98.

7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р).

8. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р).

9. Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 20142020 годы и на перспективу до 2025

года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.11.2013 № 2036-р).

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. The State Programme "Information Society (2011-2020)", approved by the Federal Government on 15.04.2014, № 313.

2. Sadovnikova N.A., Klochkova E.N. Methods of organizing statistical performance monitoring of projects to meet the main activities of the Government in the field of reproduction and use of natural resources// Ekonomika, statistika i informatika. Vestnyk UMO, 2013 - №5. - 0,6 p.l. str.177-180.

3. Minashkin V.G. Formation of a system of indicators of the level and availability to the public of information and kommunikatsionneyh technologies. M: MESI. Materialy konferencii «Inno-vacionnoe razvitie rossijskoj ekonomi-ki». IV Mezhdunarodnyj prakticheskij forum. M: MESI, 2013. s. 268-273.

4. Klochkova E.N., Ledneva O.V. Evaluating the effectiveness of Information Society Development in Russia and some other countries. Zhur-nal «Informacionnoe obshchestvo», 2014 - №2. s.49-58.

5. Strategy for Information Society Development in the Russian Federation (approved by the President of the Russian Federation 07.02.2008 № Pr-212).

6. Klochkova E.N., Sadovnikova N.A. Metodologicheskie podhody k ocenke gosudarstvennyh programm. Nauchnyj zhurnal «Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya», 2014. -7. s. 93-98.

7. The concept of long-term socioeconomic development of the Russian Federation (approved by the Decree of the Government of the Russian Federation from 17.11.2008 № 1662-r).

8. The strategy of innovative development of the Russian Federation for the period till 2020 (approved by the Federal Government from 08.12.2011 № 2227-p).

9. The development strategy of the IT industry in the Russian Federation for 2014-2020 and up to 2025 (approved by the Decree of the Government of the Russian Federation from 01.11.2013 № 2036-p).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.