Научная статья на тему 'Информационно-технологическое обеспечение в системе повышения квалификации научно-педагогических работников'

Информационно-технологическое обеспечение в системе повышения квалификации научно-педагогических работников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ / INFORMATION TECHNOLOGY SUPPORT / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / INFORMATION MODERNIZATION OF TECHNICAL CAPABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винокурова Ирина Викторовна

В данной статье рассматривается обоснование применения информационно-технологического обеспечения в системе повышения квалификации научно-педагогических работников в образовательной деятельности. Раскрыта цель информатизации высшей школы, которая является всеобщая рационализация интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий, тотальное повышение эффективности и качества подготовки специалистов, обладающих типом мышления, соответствующим требованиям современного информационного общества. Обоснован анализ психолого-педагогической литературы, который показал, что общие вопросы использования информационных систем в образовании России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винокурова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND TECHNOLOGICAL SUPPORT IN THE SYSTEM OF INCREASING THE QUALIFICATION OF SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL WORKERS

This article discusses the rationale for the use of information technology support in the system of advanced training of scientific and pedagogical workers in educational activities. The goal of informatization of higher education is revealed, which is the universal rationalization of intellectual activity through the use of new information technologies, a total increase in the efficiency and quality of training of specialists with a type of thinking that meets the requirements of the modern information society. The analysis of psychological and pedagogical literature is substantiated, which showed that the general issues of using information systems in education in Russia

Текст научной работы на тему «Информационно-технологическое обеспечение в системе повышения квалификации научно-педагогических работников»

УДК 378

ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ Винокурова Ирина Викторовна, аспирант Нижегородский государственный педагогический университет

имени К. Минина e-mail: viv001@mail.ru

В данной статье рассматривается обоснование применения информационно-технологического обеспечения в системе повышения квалификации научно-педагогических работников в образовательной деятельности. Раскрыта цель информатизации высшей школы, которая является всеобщая рационализация интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий, тотальное повышение эффективности и качества подготовки специалистов, обладающих типом мышления, соответствующим требованиям современного информационного общества. Обоснован анализ психолого-педагогической литературы, который показал, что общие вопросы использования информационных систем в образовании России

Ключевые слова: информационно-технологическое обеспечение, повышение квалификации, информатизация модернизации технических возможностей

В последние десятилетия сфера образования претерпевает глубокие изменения во всем мире, в том числе, и в Российской Федерации. Процессы модернизации, протекающие в современном российском обществе, предъявляют к университетскому образованию качественно новые требования, стимулируют поиск эффективных образовательных технологий, сопровождающих информационно-педагогическое взаимодействие. В настоящее время движущей силой развития современного общества является информатизация. Процесс информатизации быстро распространяется и в образовательном пространстве, привлекая все учебные звенья, в том числе высшие учебные заведения, и влечет за собой изменение формата учебного процесса, который ориентирован на максимальную оптимизацию обучения с потребностями участников.

При этом основной стратегической целью информатизации высшей школы является всеобщая рационализация интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий, тотальное повышение эффективности и качества подготовки специалистов, обладающих типом мышления, соответствующим требованиям современного информационного общества.

Реформирование экономической, социальной и многих других сфер жизни современного российского общества не могут не повлечь за собой

необходимость реформирования системы дополнительного образования научно - педагогических кадров высших учебных заведений.

На сегодняшний день уже недостаточно ориентироваться на традиционное методическое обеспечение дополнительного образования. Возрастающие темпы модернизации технических возможностей современных информационных ресурсов, новых информационно-коммуникационных технологий требуют создание принципиально нового подхода к информационно-технологической поддержке системы дополнительного образования, к способам их использования в качестве эффективных дидактических средств решения задач компетентностного подхода в дополнительном образовании специалистов.

Одним из наиболее эффективных направлений, позволяющим решить обозначенную проблему, по - нашему мнению, является интеграция информационных и педагогических технологий, использование в системе повышения квалификации информационно-технологического обеспечения.

Решение поставленной задачи непосредственно связывается со смысловым обоснованием информационно-технологического обеспечения.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что общие вопросы использования информационных систем в образовании России серьезное обоснование имеют в трудах A.A. Андреева, В.П. Беспалько, П.Я. Гапьперина, Б.С. и др. Рассмотрению вопросов ИТО обучения в вузах посвящен ряд исследований, таких авторов, как: П.И. Образцов, В.Я. Ви-ленский, А.И. Уман, В. А. Сластенин, К. А. Чернышов, А.В. Кутузов, С.И. Орлов, Т. А. Кузьмина, А.В. Лялюк, Русаков А. А., Монахов В.М., Власов Д. А. и др.

Следует отметить, что основоположниками понятия «информационно-технологическое обеспечение» в педагогической теории являются такие авторы, как: П.И. Образцов, В.Я. Виленский, А.И. Уман. Под информационно-технологическим обеспечением учебного процесса авторы понимают «дидактическую систему, представляющую собой целостное единство функционально и структурно связанных между собой информационной и технологической составляющих, подчиненных единым целям всестороннего обеспечения учебного процесса».

Информационная составляющая выражается в реализации содержательного аспекта обучения и рассматривается в контексте задачи полного и адекватного предоставления обучающемуся и педагогу учебной и другого рода вспомогательной информации, способствующей достижению поставленных дидактических целей и обеспечивающей достижение гарантированного педагогического результата.

Технологическая составляющая позволяет реализовать процессуальный аспект подготовки обучающегося и объективно связана с процессом тех-нологизации обучения, с разработкой и применением соответствующей информационной технологии обучения.

Технология обучения в рамках технологического обеспечения реализуется в виде технологической карты - паспорта будущего учебного процесса. Технологическая карта интегрирует в себе основные параметры, ориентированные на обеспечение успеха обучения: целеполагание, диагностику, логическую структуру проекта, дозирование материала и контрольных заданий, описание дидактического процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий педагога с указанием очередности применения соответствующих элементов, систему контроля, оценки и коррекции.

В качестве информационной составляющей предлагается рассматривать дидактический комплекс информационного обеспечения учебной дисциплины, представляющий собой систему, включающую в себя прикладные программные педагогические продукты, базы данных, базы знаний, дидактические средства и методические материалы, которые всесторонне обеспечивают и поддерживают технологию обучения, реализуемую педагогом.

Несмотря на то, что в российской педагогике истоки изучения вопросов реализации содержания учебной дисциплины посредством дидактических комплексов берут свое начало с конца 80-х - начала 90-х годов XX века (В. П. Беспалько, Ю. Г. Татура, В. Л. Шатуновского и других исследователей), а с развитием компьютерных средств обучения продолжают свою эволюцию в идее создания дидактических (программно - методических) комплексов на информационной основе (А. А. Андреев, В. И. Боголюбов, Н. А. Клочко, О. А. Козлов, И. В. Роберт, И. М. Шлапаков и др.), подход, предлагаемый П.И. Образцовым и др. имеет ряд принципиальных отличий:

- обосновывается возможность проектирования и конструирования дидактического комплекса учебной дисциплины как дидактической системы, позволяющей педагогу через информационную составляющую процесса обучения, осуществлять целостную технологию обучения, что решает задачу гарантированного достижения целей профессиональной подготовки обучающихся.

- каждый элемент дидактического комплекса является не просто носителем соответствующей информации, но и выполняет специфические функции, определенные замыслом педагога.

- дидактический комплекс информационного обеспечения учебной дисциплины рассматривается как целостная дидактическая система, представляющая собой постоянно развивающуюся базу знаний в одной из предметных областей.

Идея реализации учебных дисциплин посредством дидактического комплекса информационного обеспечения (далее - ДКИО), дидактического единства содержательной и процессуальных сторон обучения, которое, с одной стороны, свидетельствует о невозможности реализации содержания учебной дисциплины вне дидактического процесса, а с другой стороны, осуществления самого процесса вне конкретного содержания, стало базой для многих исследований современных авторов.

Анализ исследований позволяет сделать вывод, что применение ДКИО является эффективным инструментом для реализации целей образовательного процесса.

Однако, работы в основном, посвящены разработке ДКИО для обучающихся вузов, что определят необходимость, в контексте нашей работы, уточнения особенностей конструирования и содержания ДКИО в рамках реализации повышения квалификации научно - педагогических работников высшей школы.

В условиях информатизации образования происходит изменение видов информационной деятельности, которая включает следующие компоненты:

- обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, в том числе реально протекающих, и передача достаточно больших объемов информации, представленных в различных формах;

- управление в реальном времени как реально, так и виртуально реальными объектами, процессами представляющими учебные ситуации или модели изучаемых явлений;

- управление отображением на экране моделей различных объектов, явлений, процессов как виртуальных, так и реальных;

- продуцирование информации - создание информационного продукта, отличающегося определенными существенными признаками, характеризующими его качество или принадлежность к определенной сфере использования;

- формализация информации - формальное представление информации в виде символической записи или определенной формализованной структуры, адекватно отражающей свойства данной информации и обладающей ее существенными признаками;

- получение и отправление текстовой, графической аудиовизуальной информации, представленной в самом разнообразном виде;

- осуществление поиска информации, информационное взаимодействие и использование информационных ресурсов Интернет.

Анализ данной проблеме показывает, что система повышения квалификации педагогов, проектирование учебного процесса, его содержания и технологий основываются на андрагогическом подходе и принципах образования взрослых, что способствует созданию условий для максимального проявления и развития активности педагога.

Таким образом, изменение структуры учебного информационного взаимодействия приводит к активному взаимодействию между обучающим и обучаемым (обучающимся) и средством информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), обладающему такими возможностями, которые позволяют использовать учебную информацию, добытую обучающимся самостоятельно, что переводит процесс обучения с уровня «пассивного потребления информации» на уровень «активного преобразования информации».

В более совершенном варианте - на уровень самостоятельной постановки учебной задачи (проблемы), выдвижения гипотезы для ее разрешения, проверки ее правильности и формулирования выводов и обобщений по искомой закономерности

При разработке структуры и содержания элементов ДКИО в рамках реализации курсов повышения квалификации педагогов, необходимо учитывать теоретические и методологические основы обучения взрослых, принципы андрагогического подхода.

Список литературы

1. Практическая андрагогика. Книга 4. Информатизация образо вания взрослых : моногр. / А. Е. Марон, Л. Ю. Монахова, В. И. Соколов и др. ; под ред. А. Е. Марона и Л. Ю. Монаховой. - СПб.: УРАО ИОВ, 2011. - 350 с.

2. Попова Н. А. Построение модели управления информатизацией образовательного процесса в общеобразовательном учреждении. // Известия Уральского государственного университета. - 2007. - № 52. - С. 66-73.

3. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. - : [более 200 терминов / И. В. Роберт и др.] ; под ред. И. В. Роберт [и др.]. - Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 69 с.

1. Смирнова Ж.В., Кочнова К.А. Обучение сотрудников сервисных предприятий с использованием информационных технологий Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 1 (26). С. 5.

2. Винокурова И.В. Особенности разработки электронных образовательных ресурсов, адаптированных для обучающихся вузов с овз и инвалидностьюв // сборнике: Стратегические линии развития инклюзивного высшего образования на современном этапе сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 84-89.

3. Винокурова И.В., Назарова А.Н. Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования в вузе // В сборнике: Неофит сборник статей по материалам научно-практических конференций, аспирантов, магистрантов, студентов. 2018. С. 69-75..

Vinokurova Irina Viktorovna

1st year postgraduate student of Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin", e-mail: viv001@mail.ru

INFORMATION AND TECHNOLOGICAL SUPPORT IN THE SYSTEM OF INCREASING THE QUALIFICATION OF SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL WORKERS

This article discusses the rationale for the use of information technology support in the system of advanced training of scientific and pedagogical workers in educational activities. The goal of informatization of higher education is revealed, which is the universal rationalization of intellectual activity through the use of new information technologies, a total increase in the efficiency and quality of training of specialists with a type of thinking that meets the requirements of the modern information society. The analysis of psychological and pedagogical literature is substantiated, which showed that the general issues of using information systems in education in Russia

Keywords: information technology support, professional development, information modernization of technical capabilities

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.