Научная статья на тему 'Информационно-технологическое обеспечение функционирования университетского педагогического консорциума'

Информационно-технологическое обеспечение функционирования университетского педагогического консорциума Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СЕТЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ / ЕДИНОЕ СЕТЕВОЕ ПРОСТРАНСТВО / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-ТРАНСПОРТНАЯ ПОДСИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бойков Дмитрий Игоревич

Сложилось устойчивое представление о том, что развитию академической мобильности и повышению качества образования студентов современного вуза могут способствовать сетевые образовательные структуры. Речь о создании сетевого открытого университета, исполнителем которого может быть Герценовский университет. Предполагается, что сетевой университет создаст «мини-образовательное» пространство, а студенты получат возможность обучаться в любом вузе, входящем в сетевой университет без каких-либо проблем, а также перемещаться из вуза в вуз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бойков Дмитрий Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-технологическое обеспечение функционирования университетского педагогического консорциума»

Д.И. Бойков,

проректор по информатизации

ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСОРЦИУМА

Сложилось устойчивое представление о том, что развитию академической мобильности и повышению качества образования студентов современного вуза могут способствовать сетевые образовательные структуры. Речь о создании сетевого открытого университета, исполнителем которого может быть Герценовский университет. Предполагается, что сетевой университет создаст «мини-образовательное» пространство, а студенты получат возможность обучаться в любом вузе, входящем в сетевой университет без каких-либо проблем, а также перемещаться из вуза в вуз.

Сетевой характер университета предполагает обеспечение ряда ключевых функций, часть которых Герценовский университет готов осуществлять уже сегодня.

В первую очередь, это осуществление единой системы учета, мониторинга и управления человеческими ресурсами. Входная регистрация, учет движения студентов и персонала могут быть организованы на основе систем регистрации, эксплуатирующихся в РГПУ им. А. И. Герцена. Кроме учета и движения контингента обучающихся, мы готовы реализовать учет сотрудников, способных обеспечивать интересующие слушателей учебные курсы. Учет ресурсов предусматривает использование систем аудита образовательных ресурсов.

Нормальное существование системы управления технологическими процессами невозможно без регулярной работы по обслуживанию и обновлению всех входящих в нее компонентов. Для этого организована система экономического и материально-технического снабжения, в ведении которой находятся договорные отношения, поставки, обоснование и подтверждение экономических потребностей в соответствии с рядом федеральных законов (в первую очередь — Федеральный закон № 94).

Эксплуатация существующих систем производится штатными сотрудниками. Расширение сети, безусловно, потребует участия в работе по аудиту ресурсов сотрудников других организаций-участников сетевого консорциума. Работники ресурсно-информационных подразделений РГПУ им. А. И. Герцена обладают опытом обучения сотрудников собственных филиалов. В ходе подобной подготовки положительно зарекомендовали себя как дистанционные методы, так и консультативные технологии с использованием систем видеоконференцсвязи.

Работа системы электронного документооборота напрямую связана с ERP — автоматизированной системой управления системой сетевого представительства. Система управления технологическими процессами и ресурсами служит основой для функционирования центральной информационной системы, так как предоставляет в ее распоряжение ресурсы в виде оборудования различного назначения, программного обеспечения и технологий для работы этого оборудования.

В качестве примера можно привести мультимедийное оборудование многофункциональных аудиторий, оборудование для работы классов обучения иностранным языкам и синхронному переводу, специализированное оборудование для учащихся с ограниченными возможностями. С учетом имеющихся достижений в области поддержки высшего профессионального образования инвалидов РГПУ им. А. И. Герцена был включен в число федеральных экспериментальных площадок по развитию образования и социальной поддержке детей с особыми нуждами, выравниванию доступа к образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья, а в результате победы в конкурсе на факультете коррекцион-

Информационно-технологическое обеспечение функционирования..

ной педагогики в рамках государственного контракта установлено специальное оборудование — специализированный учебный модуль и базовый комплекс для обеспечения дистанционного образования студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Наличие материально-технической базы позволило существенно повысить качество информационной и технологической поддержки профессионально-образовательной деятельности студентов-инвалидов нашего университета. В частности, оборудованы компьютеризированные рабочие места для студентов-инвалидов по зрению, обеспечивающие им возможности доступа к электронным фондам и каталогам фундаментальной библиотеки и работы с ними с помощью программы синтеза речи.

Таким образом, РГПУ им. А. И. Герцена ведет достаточно активную и результативную работу по информатизации и внедрению новых технологий профессионального педагогического образования инвалидов. Мы обладаем достаточным парком компьютерной техники, оснащенной специальными периферийными устройствами для использования в учебном процессе студентами с нарушениями зрения (Брайлевские дисплеи, принтеры для печати рельефно-точечным шрифтом и др.). Совместное использование уникального оборудования, которым располагает Герценовский университет, дает возможность изготовления микротиражных изданий учебной литературы для лиц с нарушениями зрения из числа студентов.

Возможности оперативной полиграфии (print on demand) предоставляются цифровой типографией нашего университета. В периоды стажировок студентов из вузов-участников консорциума возможна печать специализированных плоскопечатных материалов, сопровождающих краткосрочные периоды сессий и практик с использованием уникального реабилитационного оснащения (например, в рамках спецкурсов по подготовке педагогов инклюзивного образования). Современная полиграфическая

база в сочетании с профессионализмом редакционного коллектива издательства университета позволяет производить печатную продукцию высокого качества (в том числе и персонифицированную), обеспечивать оперативные потребности в учебно-методическом оснащении образовательной деятельности.

Слаженное функционирование информационных систем требует обеспечения каналов связи, которые создают еще одну весьма значимую подсистему. Информационно-транспортная подсистема (ИТП) представляет собой комплекс систем для обеспечения (сопровождения, создания) унифицированного обмена информацией с востребованными уровнями: качества, целостности защищенности. Исполнение систем осуществляется с ориентировкой на международные и российские стандарты и позволяет обеспечить: целостность, доступность и защищенность.

Для пользователя ИТП дает возможность создать среду для работы и обеспечить доступ к системам для работы в едином сетевом пространстве сетевого вуза.

Важная составная часть структуры ИТП — система обеспечения безопасности. Особое внимание уделяется обращению с персональными данными в соответствии с рядом федеральных законов (ФЗ № 152). Соблюдение безопасных протоколов и организационно-технических мероприятий позволяет осуществлять безопасное управление коммуникациями, мобильностью, синхронизацию информации, совместную работу с документами, обмен почтовыми сообщениями, в том числе и по защищенному каналу.

Типовая структура сетевого представительства представляет собой автоматизированную систему управления (ERP), построенную по определенной гибкой схеме. Она включает типовой набор функций ERP системы с настройками под конкретные роли участников-исполнителей: директор, менеджер, администратор, преподаватель,

тьютор, учащийся и т. д. Ввиду сетевой специфики и географической удаленности ряда представительств автоматизированная система управления реализована с применением портальных, WEB и DOT.NET технологий.

Перспективой развития систем сетевого университета станет централизованная система приема абитуриентов и ранжирования результатов ЕГЭ а также учета количества поданных заявлений одним выпускником школы.

Централизованная система учета абитуриентов, студентов, магистрантов и выпускников позволит осуществлять мониторинг трудоустройства и логистический анализ потребностей региона в специалистах разнообразных профилей. На основе последнего возможно статистическое обоснование программы и планов набора, квотирования, а также планирование спроса на определенные направления и профили подготовки.

Основная цель проекта создания сетевого университета состоит в повышении качества и привлекательности высшего образования, укреплении сотрудничества и межвузовских связей в сфере высшего образования на территории региона. Проект направлен на организацию и реализацию

высококачественных совместных бакалаврских и магистерских программ.

Сетевой университет разумно создать на правах консорциума, который подразумевает равноправное партнерство участников. Участники поддерживают идею создания сетевого университета, а также выражают готовность принять всестороннее участие в его создании, намерены соединить свои вклады для совместного создания и дальнейшего функционирования сетевого университета.

Основные задачи университета: подготовка бакалавров, магистров и аспирантов по гуманитарным, экономическим и юридическим направлениям, в первую очередь, из числа граждан Российской Федерации; развитие академической мобильности студентов и аспирантов на территории Северо-Западного региона и Российской Федерации в целом; реализация вузами-участниками совместных бакалаврских и магистерских программ; проведение совместных научных исследований, обеспечение совместного руководства диссертационными исследованиями.

Реализация проекта невозможна без поддержки заинтересованных министерств и ведомств, без политической воли руководства государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.