Научная статья на тему 'Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание посредством СМИ (на примере операций по информационному обеспечению (MISO) военных конфликтов начала XXI В. )'

Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание посредством СМИ (на примере операций по информационному обеспечению (MISO) военных конфликтов начала XXI В. ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3971
631
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОБОРСТВО / ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ / ПРОПАГАНДА / АРАБСКАЯ ВЕСНА / ЛИВИЯ / СИРИЯ / СМИ / ИНТЕРНЕТ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / АЛЬ-ДЖАЗИРА / FACEBOOK / TWITTER / YOUTUBE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кириллов Александр Валерьевич

В статье рассматриваются информационно-психологические операции в ходе отдельных военных конфликтов начала XXI в., а именно: восстания в Египте 2011 г., войны в Ливии 2011 г., вооружённого мятежа в Сирии 2011-2012 гг. Приведённые примеры, по мнению автора, позволяют судить о том, что технологии влияния на мировое общественное мнение использовались комплексно, т.е. с применением максимально возможного количества средств воздействия на все группы населения и на все виды восприятия информации. Даётся характеристика некоторым методам противодействия экстремизму и терроризму на информационном поле. Автор считает актуальным и крайне необходимым дальнейшее изучение зарубежного опыта проведения информационно-психологических операций в целях подготовки адекватных мер ответного воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание посредством СМИ (на примере операций по информационному обеспечению (MISO) военных конфликтов начала XXI В. )»

Кириллов Александр Валерьевич - офицер штаба войсковой части 14086.

684036, Камчатский край, Елизовский район, п. Вулканный, в/ч 14086.

Тел.: (41531) 36-717. E-mail: mirnyi@front.ru

© Армия и общество. 2012. № 2. С. ?? - ??.

А.В. Кириллов

ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ ПОСРЕДСТВОМ СМИ

(на примере операций по информационному обеспечению (MISO) военных конфликтов начала XXI в.)

В современных военных конфликтах активное применение находят разнообразные технологии влияния на массовое сознание. То, что в мирном противоборстве компаний называется реклама и продвижение, в военных конфликтах является пропагандой и информационно-психологическим воздействием на противника. Технологии пропаганды и информационнопсихологического воздействия постоянно усовершенствуются и развиваются с внедрением в нашу жизнь более технологичных устройств коммуникации и информирования.

Активные пропагандистские действия противоборствующих сторон в вооруженных конфликтах XXI в. требуют исследования в контексте современных тенденций развития технологий информационных и психологических операций. В данной статье предлагаются результаты анализа применения таких технологий на примере отдельных военных конфликтов начала XXI в., а именно: восстания в Египте 2011 г., войны в Ливии 2011 г., вооруженного мятежа в Сирии 20112012 гг.

При этом следует отметить, что во всех этих конфликтах активно применялся и применяется американский опыт проведения информационных и психологических операций. Так, Министерство обороны и спецслужбы США в течение многих лет активно осваивают методы работы во всемирной паутине. В

2011 г. управление перспективных научно-исследовательских разработок Пентагона DARPA объявило тендер в размере $42 млн. на создание компьютерной программы под кодовым названием SMISC, что расшифровывается как "социальные медиа в стратегической коммуникации". Система должна отслеживать враждебную по отношению к США пропаганду и

помогать вести контрпропаганду. Область развертывания - Facebook, Twitter, YouTube и другие популярные социальные сервисы. Список технологий, которые предполагалось использовать в рамках SMISC: лингвистический анализ, анализ трендов, настроений, общественного мнения и "культурных нарративов", автоматическое создание контента, боты и краудсорсинг. Программы по использованию социальных сетей в разведывательно-пропагандистских целях разрабатываются и Агентством по национальной безопасности (АНБ) США. Использовать эти программы для внутренних целей госорганам, однако, запрещено законом Смита-Мундта от 1948 г. и законом об утверждении внешнеполитической деятельности США от 1987 г., принятыми в целях защиты американской аудитории от дезинформационных кампаний, проводимых ее собственным правительством. В мае 2012 г. инициативная группа конгрессменов предложила внести в закон о санкционировании расходов на оборону поправку, которая узаконила бы ведение пропаганды на американских гражданах. По словам одного из авторов поправки республиканца Мэка Торнберри, в эпоху Интернета действующие ограничения "связывают руки американским дипломатам, военным и прочим представителям США, ограничивая их возможности по налаживанию убедительной коммуникации" [4].

Технологии информационно-психологического противоборства,

применявшиеся во внутренних конфликтах в Египте, Ливии и Сирии, представляют особый научный интерес с точки зрения средств применения (телевидение, Интернет, сотовая и стационарная связь) и тотальности воздействия на психику человека с задействованием таких органов чувств, как слух и зрение.

Необходимо отметить, что в ходе вооруженных конфликтов «арабской весны» 2011 г. противоборствующие стороны активно применяли различные способы информационно-психологического воздействия на «противника». Как в Египте, так в Ливии и Сирии повстанцы использовали в организационновербовочных, а также «просветительных» целях такие площадки, как Facebook, Twitter, YouTube и другие распространенные социальные сервисы в глобальной информационной сети Интернет.

Наряду с интернет-технологиями использовались возможности телевидения и радиосвязи. Например, в новостной программе телевизионного канала «Аль Джазира» в августе 2011 г. была показана полная победа повстанцев в Триполи. Все информационные каналы мира, включая и российские, в

частности, «Вести-24», транслировали видеоролик, подготовленный специалистами психологических операций, на котором моделировался штурм Триполи. В настоящее время ни для кого не является секретом, что ролик снимался на заранее подготовленных декорациях. Источник в посольстве Ливии утверждал, что «кадры, которые распространяют западные телекомпании о том, что в центре города мятежники празднуют победу, сняты в специальном павильоне, который за последний месяц был построен недалеко от столицы Катара Дохи». «Павильон построен практически точно по плану Триполи, но на нем невозможно учесть все разрушения от последних бомбежек города. И это видно», - говорил работник посольства.

Из-за непрерывных бомбёжек авиацией НАТО в Триполи было нарушено энергоснабжение и телефонная связь. В то же время на транслировавшихся кадрах находилось слишком много людей, разговаривавших по мобильным телефонам. Присутствовала полная нестыковка картинки и прямых включений по Euronews и другим каналам. Все корреспонденты говорили, что ничего не знали, ничего не видели, где-то стрельба, кто-то по телефону сказал про толпы молодежи с автоматами. При этом демонстрировалась картинка - что характерно - снятая как в темное, так и в светлое время суток. Город еще не был захвачен, и если что и происходило, то ночью. Тем не менее, ликующие толпы, размахивая флагами, ликовали на ярких солнечных улицах.

Еще один подобный пример формирования негативного общественного мнения на Западе по отношению к руководству Сирии. Немецкий государственный канал Die Erste показал 15 апреля 2012 г. видеокадры из Хомса, снятые оппозицией, в целях доказательства того, что Башир Асад не придерживается мирного плана Кофи Аннана и расстреливает мирную оппозицию. В тот же день другой государственный канал Германии ZDF, рассказывая о терактах Талибана в Кабуле, показал тот же ролик с тем же звуком взрыва, но с другим комментарием. Т.е. было показано одно и то же видео для доказательства разных событий. Оба видео позже были удалены с сайтов немецких каналов.

Тот же немецкий канал ZDF 17 мая 2011 г. сообщал: «Президента Сирии Башира Асада еще недавно воспринимали как демократического реформатора, но чем дольше продолжаются протесты в Сирии против правления Асада, тем яснее становится, кем на самом деле является Асад: Асад деспот, он диктатор, он приказывает стрелять по демонстрантам, он запирает их в тюрьмы, он

приказывает их избивать, и многое другое». Для наглядности был показан видеоролик, на котором люди в форме избивали заключенных. Жестокие сцены комментировались немецким корреспондентом с сирийско-иорданской границы. В комментариях давалась негативная оценка правления Б. Асада, информационной блокаде в Сирии, что не соответствовало действительности. Репортер также рассказал, кто есть кто на демонстрируемых кадрах: «Мы видим людей в униформе, которые жестоко издеваются над заключенными, избивают их большими палками и дубинами, на которых торчат гвозди ... Однако мы должны заметить, что мы не можем независимо проконтролировать, где и когда точно была сделана эта видеозапись. Это не в наших силах определить отсюда с сирийско-иорданской границы. В любом случае, это крайне ужасные сцены, снятые самими военными или полицией, и потом эта запись, видимо, попала каким-то образом в руки сирийской оппозиции». Подчеркнем, что кадры избиения сирийской оппозиции в 2011 г. были идентичны кадрам с иракского телевидения 2007 г., на которых созданные американскими оккупационными войсками «демократические» силы безопасности Ирака избивали заключенных и местную оппозицию.

Информационно-психологическое воздействие на Сирию наблюдается не только в подготовке общественного мнения других стран, но и непосредственно в самой Сирии. Например, «Министерство информации Сирии предупреждает, что западные разведслужбы совместно с некоторыми арабскими странами планируют захватить частоты сирийских спутниковых телеканалов", - говорилось в сообщении, переданном сирийским информационным агентством SANA 22 июля

2012 г. Как отмечалось в материале, делается это в рамках "заговора против Сирии" и с целью "передачи сфальсифицированных сообщений о государственном перевороте, дезертирстве в армейских рядах или захвате повстанцами отдельных городов". Сирийское телевидение призывало зрителей проявлять бдительность и отличать фальшивые сирийские телеканалы в случае их появления в эфире от настоящих, программы которых и лица ведущих им хорошо известны.

Опасения сирийских властей появились не на пустом месте. Дело в том, что постоянным пиратским атакам подвергаются сайты агентства SANA и ведущей независимой газеты страны "Аль-Ватан". В конце 2011 г. Евросоюз распространил санкции на эту газету и частный сирийский телеканал "Ад-Дуния" [2].

Еще один пример информационно-психологического воздействия на массовое сознание, в результате которого был вызван гнев прогрессивной мировой общественности. Так, 17 июля 2012 г. некий бывший высокопоставленный сирийский политик - экс-посол Сирии в Ираке Наваф Фарес, переметнувшийся на сторону «повстанцев», сказал в интервью Би-би-си, что «...правящий в стране режим готов применить химическое оружие, если окажется в безвыходном положении» [5]. Более того, он заявил, что такое оружие уже было применено в Хомсе, хотя сведения об этом еще окончательно не подтверждены. Далее ВВС тиражирует это заявление, несмотря на то, что «информация не подтверждена». Следом, 23 июля, большинство мировых СМИ распространили заявление Президента Сирии о том, что власти готовы применить химическое оружие против повстанцев. Президент США Б. Обама предупредил Б. Асада о невозможности таких действий.

Тут важны две детали: распространило эту информацию британское агентство ВВС, а экс-посол был из Ирака. В этом же сообщении предатель своей родины сообщил, что взрывы в городах и убийства мирных жителей устраивают «режим Асада вместе с Аль-Каидой» [1]. Далее, в ответ на эту информационную провокацию, в Дамаске 23 июля была проведена пресс-конференция, где представитель сирийского МИДа Джихад Макдиси предпринял попытку опровергнуть слухи о возможности использования властями страны химического оружия. И мировые СМИ тут же сообщают: Сирия будет использовать химическое оружие! После этого на Сирию наваливается вся мощь информационной машины «мировой цивилизованной общественности» и все грозят страшной карой Б. Асаду «в случае применения химического оружия».

К чему приводят подобные заявления, хорошо известно на примере Югославии и Ирака. В этих странах не было найдено оружия массового поражения, но судьба этих стран, как и их лидеров, была решена однозначно.

В то же время официальная позиция Дамаска по этому вопросу, опубликованная 24 июля, была размещена только на одном российском информационном ресурсе. «МИД Сирии сообщил, что слова Макдиси были интерпретированы так, как будто это стало признанием наличия в стране химического оружия. В заявлении МИД отмечается, что Сирия не согласна с обвинениями в том, что она применяет оружие массового поражения. МИД Сирии также заявил о необходимости точности, объективности и соблюдения профессиональной этики при освещении событий в стране мировыми СМИ. Со

своей стороны министр информации Сирии Омран аз-Зуаби сказал, что когда Макдиси говорил о химическом оружии, он всего лишь отвечал на обвинения со стороны Запада. По словам аз-Зуаби, политик упоминал о химическом оружии, но это не имело первостепенной важности - акценты были перемещены», -передал «Голос России» [3]. В комментариях прозвучало, что Сирия на протяжении более чем 20 лет призывает страны региона отказаться от оружия массового поражения.

Таким образом, в пропагандистских материалах, распространяемых противниками Б.Асада и рядом западных СМИ по проблеме сирийского конфликта, присутствуют технологии как явного, так и скрытого воздействия на психологию потребителей информации. С учётом того, что данная информация (информационные статьи, фильмы, ролики, агитки) активно и открыто распространяются в глобальной сети, существует реальная возможность ориентации общественного сознания в негативную по отношению к Сирии сторону.

В целом приведенные примеры позволяют судить о том, что технологии влияния на мировое общественное мнение используются комплексно, т.е. с применением максимально возможного количества средств воздействия на все группы населения и на все виды восприятия информации. Направленность применявшихся способов воздействия на формирование общественного мнения очевидна.

В заключение отметим, что в вооруженных силах США, других государств организована и активно функционирует система информационнопсихологического воздействия на вероятного противника, которая постепенно принимает тотальный характер. Это вызывает необходимость изучения зарубежного опыта проведения информационно-психологических операций в целях подготовки адекватных мер ответного воздействия.

* * *

1. Богданов М. Информационная война за Сирию [Электронный ресурс] // Сайт

Михаила Богданова, 24.07.2012: [сайт]. URL: http://mbogdanov.ru/index.

php/puЫications/117-inform-war (дата обращения: 18.08.2012).

2. Давыдов П. Сирия обвинила Запад в намерении атаковать ее спутниковые каналы [Электронный ресурс] // РИА Новости (информационное агентство), 22.07.2012: [сайт]. иКЬ: http://www.ria.ru/arab_sy/20120722/706423937.htm1 (дата обращения: 19.08.2012).

3. Заявление о химическом оружии было вырвано из контекста [Электронный ресурс] // РОСБАЛТ (информационное агентство), 24.07.2012 [сайт]. URL: http://www.rosbalt.ru/main/20l2/07/24/l0l4519.htm1 (дата обращения: 17.08.2012).

4. Черненко Е. Агентство национальной дезинформации США [Электронный ресурс] //

"Коммерсантъ" (ежедневная общенациональная деловая газета) , №158/П (4943), 27.08.2012: [сайт]. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2009289 (дата обращения:

20.09.2012).

5. Экс-посол: Асад готов применить химическое оружие [Электронный ресурс] // ВВС Русская служба (информационное агентство), 17.07.2012 [сайт]. URL: http://www.bbc.co.uk/russian/internationa1/2012/07/120717_syria_chemica1_ weapons.shtm1 (дата обращения: 15.08.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.