Научная статья на тему 'Информационно-образовательная среда'

Информационно-образовательная среда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
392
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес Информ
Область наук
Ключевые слова
ОСВіТНє СЕРЕДОВИЩЕ / ПіЗНАВАЛЬНА ДіЯЛЬНіСТЬ / РОЛЬ ВИКЛАДАЧА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСЬ / РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / COGNITIVE ACTIVITY / ROLE OF TRAINER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рамазанов Султан Курбанович, Калиненко Наталья Алексеевна

Ведущая роль преподавателей заключается не столько в изложении учебного материала, сколько в организации учебной среды и выработке управляющих воздействий, направленных на активацию познавательной деятельности учащихся, которая бы обеспечивала усвоение необходимых знаний за минимальное время, или максимального объема знаний за заданное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рамазанов Султан Курбанович, Калиненко Наталья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information and Educational Environment

Leading role of trainers lies not only in presentation of training material, but mostly in organisation of training environment and development of managing influences, directed at activation of cognitive activity of students, which would have ensured learning necessary knowledge during a minimal time interval or a maximal volume of knowledge during a set time period.

Текст научной работы на тему «Информационно-образовательная среда»

ЕКОНОМІКА інформаційні технології в Економіці

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

РАМАЗАНОВ С. К.

доктор технических наук КАЛИНЕНКО Н. А.

кандидат физико-математических наук Луганск

Обучение - целенаправленный процесс двусторонней деятельности преподавателя и студента по передаче и усвоению знаний. Электронные коммуникации в учебном процессе играют в настоящее время ведущую роль. Обусловлено это тем, что большую часть времени молодежь проводит в социальных сетях. Эмоции студентов дают больше информации, нежели официальное сообщение преподавателя. Обучение в информационно-образовательной среде значительно повышает эффективность образования.

Информационное пространство - это пространство создания, хранения, переработки и использования информации. Оно включает в себя информацию, средства ее производства, хранения и передачи, методы и технологии работы с информацией.

Термин «информационно-образовательное пространство» подчеркивает, что цель использования информации в этом пространстве - образование личности.

В понятие «среда» в отличие от понятия «пространство» включается субъект, для которого эта среда создается и которым она используется. Информационнообразовательная среда (ИОС) возникает как результат взаимодействия субъектов образовательного процесса и информационно-образовательного пространства. Это специально организованная для решения определенных образовательных задач среда информационнообразовательного пространства. В нее входят информационные объекты, средства коммуникации, способы получения, переработки, использования, создания информации, коллективные (социальные) и индивидуальные субъекты. Эта среда может быть и источником знаний и одновременно способствовать организации различных форм самостоятельной работы студентов.

ИОС позволяет реализовать дидактические возможности инновационных технологий, эффективно организовать индивидуальную и коллективную работу студентов.

Важно отметить, что информационно-образовательное пространство в какой-то мере складывается стихийно, без учета потребностей конкретного человека, а информационно-образовательная среда создается специально. Начиная действовать в среде, студент одновременно и приспосабливается к ней, и старается изменить под себя.

Если в традиционном обучении главной задачей являлась передача студенту определенной суммы зна-

ний, формирование ряда заранее определенных умений, то цель обучения в ИОС - научить студента ставить и решать познавательные проблемы, а для этого находить, перерабатывать, использовать и создавать информацию, ориентироваться в информационном пространстве.

В ИОС студент уже не «ведомый», он полноценный партнер в процессе обучения. Самостоятельно ставя и решая познавательные задачи, студент мо-жет обратиться за помощью к учителю, а может и к эксперту, куратору, модератору интернет сообщества [1, 2].

Информационные и коммуникационные технологии продолжают развиваться, и в нашу жизнь уже внедрились социальные сервисы Web 2.0, которые открывают новый этап обучения.

С помощью интернет-технологий легко решаются проблемы обучения в сотрудничестве, а также дифференциации и индивидуализации обучения. Социальные сервисы Web 2.0 позволяют студенту выбрать свой стиль обучения, наметить свою образовательную траекторию. Студент может самостоятельно изучать материал, выполнять задания в удобное для него время и самостоятельно определять длительность выполнения задания. Технологии Web 2.0 дают возможность сочетать индивидуальное и групповое обучение. Оба данные вида обучения важны в образовательном процессе. Важно правильно сбалансировать индивидуальное и совместное обучение, в основе которого лежит личностноориентированный подход. Web 2.0 - это синхронное и асинхронное общение в сети, это создание личной зоны в сети и создание сетевых сообществ по интересам.

Изменения в электронном обучении обусловлены влиянием двух основных движущих сил. Первая - быстро возрастающий темп развития бизнеса и создания информации, которые ведут к сдвигу в сторону работы, а конкретно - знаний по специальности, и их видоизменений в соответствии с ростом информации.

Эти силы приводят к следующим требованиям к корпоративному обучению:

+ передача знаний должна быть быстрой;

+ обучение должно стремительно встраиваться в контекст актуальных бизнес-процессов;

+ специалисты по обучению должны уметь быстро развивать нужные навыки, и за меньшую цену для организации.

Второй эффект, оказывающий влияние на обучение - внедрение Web 2.0.

В своем базовом варианте Web 2.0 означает, что каждый может очень просто создавать и распространять контент в Интернете. Это включает запись в блог, передача видео через YouTube, размещение картинок на Flickr, помогать созданию контента в wikis, как в Wikipedia, а также разработка социальных сетей типа MySpace.

Ключевые компоненты для 'ЭД^Ь 2.0 - простые в использовании инструменты и совместное/социальное взаимодействие с ожидаемыми результатами. Один из самых интересных результатов 'ЭД^Ь 2.0 - то, что иногда называют коллективным разумом.

2.0 - это эпоха, когда в основе Интернета лежат не сайты, а люди, их знания, их взаимодействие. Особенностью является принцип привлечения пользователей к наполнению и многократной выверке контента.

Новые формы представления информации - это «живая» или записанная предварительно мультимедийная информация, которая передается с помощью сети Мете! или других телекоммуникационных средств [6 - 8].

В последние годы в системе образования происходят существенные изменения. Кардинальным образом пересматривается не только содержание, но и методы обучения. Развитие и совершенствование высшего образования предполагает использование современных информационных технологий на различных этапах обучения студентов. Информационные технологии в обучении - это технологии, базирующиеся на использовании техники для создания, передачи и хранения учебных материалов, организации и сопровождения учебного процесса, для интерактивного взаимодействия студента с преподавателем или педагогическим программным средством, а также тестирование знаний студента. К наиболее известным образовательным технологиям, наиболее приспособленным для использования в обучении, относятся:

4 видеолекции;

4 мультимедиа-лекции и лабораторные практи-

кумы;

4 электронные мультимедийные учебники;

4 компьютерные обучающие и тестирующие си-

стемы;

4 имитационные модели и компьютерные трена-

жеры;

4 консультации и тесты с использованием теле-

коммуникационных средств;

4 видеоконференции;

4 интернет.

Основная роль, выполняемая телекоммуникационными технологиями в обучении,- обеспечение учебного диалога. Обучение без обратной связи, без постоянного диалога между преподавателем и обучаемым невозможно. Новые информационные технологии предъявляют серьезные требования к качеству и уровню образовательного процесса. Качество образования - это соответствие образования потребностям общества и личности, установленным нормам, требованиям, стандартам. Качество образовательного процесса суммируется из следующих качеств:

+ качества образовательной программы;

+ качества потенциала научно-педагогического состава, задействованного в образовательном процессе;

+ качества потенциала обучающихся;

+ качества средств образовательного процесса (материально-технической, лабораторно-экспе-

риментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных аудиторий, транслируемых знаний и др.);

+ качества образовательных технологий;

+ качества управленческих технологий.

Напомним, что вебинар - это особенный инструмент опНпе-конференции. Он предоставляет широкие возможности обмена информацией, технологиями и мнениями с преподавателями и коллегами из разных стран и регионов, при этом это общение может быть более многогранным, чем другие виды онлайн-взаимодействия, а именно:

+ преподаватель доступен в видео-режиме;

+ необходимая презентация видна параллельно, (для нее не требуется от-крывать отдельное окно); + можно в голосовом и видео-режиме лично прояснить сложный момент обсуждения, причем не только с преподавателем, но и другими слушателями;

+ параллельно выступлению и показу презентации можно уточнять ряд вопросов с помощью чата;

+ можно выполнять необходимые упражнения в режиме реального времени и демонстрировать результаты другим участникам непосредственно со своего рабочего стола (монитора).

Поток информации из Интернета все возрастает, и мы уже почти не в состоянии справляться с этим самостоятельно. Мало просто найти в Сети то, что нужно. Попутно мы находим еще много важных и интересных вещей. И так повторяется изо дня в день, снова и снова. Кажется, что этот процесс напоминает водоворот, который затягивает, в который можно запросто нырнуть, но очень трудно выплыть обратно. Мало просто найти. Нужно еще запомнить и классифицировать, чтобы потом иметь возможность все это использовать. Чтобы не погибнуть в лавине информации. И тут на помощь приходят инструменты управления закладками. Наиболее полезный и удобный ресурс для совместной работы по поиску информации - это Б^о. Что такое Б^о? Б^о дает возможность эффективного проведения совместных исследований. Вы можете легко поделиться ссылкой, в комплекте с аннотациями и примечаниями, с вашими друзьями и коллегами. Команда разработчиков, класс или клуб могут создать группу на Б^о, чтобы объединить найденные тематические ресурсы для совместного изучения и обсуждения [3 - 5].

ВЫВОДЫ

Владение информационными и коммуникационными технологиями преподавателями вузов является основой повышения качества образования. Использование средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для создания учебно-методического обеспечения позволяет повысить эффективность образовательного процесса. Компетентное использование ИКТ преподавателем увеличивает педагогическое воздействие на формирование творческого потенциала студента. Для повышения эффективности применения

ЕКОНОМІКА ІНФОРМАЦІЙНІ ТЕХНОЛОГІЇ в Економіці

ЕКОНОМІКА інформаційні технології в Економіці

новых инфокоммуникационных технологий в учебном процессе необходимо повышать качество электронных учебных пособий и программного обеспечения. Выпускнику предстоит жить в мире, в котором умение использовать ИКТ будет во многом определять его жизненный успех, а по-настоящему научиться использовать ИКТ можно, только активно применяя их в учебном процессе, чтобы каждый выпускник вуза был успешен в современных условиях: смог найти и наилучшим образом реализовать себя.

На кафедре «Экономическая кибернетика» Восточноукраинского Национального университета имени Владимира Даля для размещения мультимедийных учебников и материалов по читаемым дисциплинам используется платформа Мооё1е, апробированы и используются в учебном процессе современные информационные технологии. ■

ЛИТЕРАТУРА

1. Использование Интернет-технологий в современном образовательном процессе. Часть II. Новые возможности в обучении. - СПб. : РЦОКОиИТ, 2008. С. 63 - 80.

2. Куприянов М. Дидактический инструментарий новых образовательных тех-нологий / М. Куприянов // Высшее образование в России. - 2001. - № 3.

3. Современный гуманитарный университет - центр новых образовательных технологий // Образование. - 2000. - № 1.

4. Тихомиров В. Качество обучения в виртуальной среде: компьютерные технологии в обучении / В. Тихомиров, Ю. Рубин, В. Самойлов // Высшее образование в России. - 1999. - № 6.

5. Использование Интернет-технологий в современном образовательном про-цессе. Часть II. Новые возможности в обучении. - СПб. : РЦОКОиИТ, 2008. - С. 80 - 90.

6. Калиненко Н. А. Интернет семинары (выбинары) -эффективный инструмент для дистанционнного обучения, Materialy v miedzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Wyksztalcenie I nauka bez granic- 2009», 07 - 15 grudnia 2009 roku, volumt 11, pedagogiczne nauki, c. 3-8, Przemysl, Nauka I studia, Польша.

7. Калиненко Н. А. Видеосвязь в системе дистанционного образования / Н. А. Калиненко // Тези доповідей II Міждународної науково-практичної конференції «Сучасні проблеми моделювання соціально-економічних систем», 8-9 квітня 2011, с. 241 - 244, м. Харків.

8. Калиненко Н. А. Инновационный подход в компетентно-ориентированном обучении: слайд-лекции в e-learning / Н. А. Калиненко // Материали за VI международна научна практич-на конференция «Бъдещи изследвания-2010» 17 - 25 февруари 2010, Т. 9, пед науки, с. 5 - 11, София «Бял ГРАД-БГ» ООД, Болгария.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.