Складная А.Я.
ИНФОРМАЦИОННО-КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
Проблема формирования готовности военнослужащих к выполнению учебно-боевых задач в любых условиях и реализации конкретных целей военнослужебной деятельности занимает важное место среди широкого спектра вопросов, решаемых органами государственного и военного управления в современных условиях. Разрешение данной проблемы в значительной степени зависит от профессионально-компетентных военных кадров, формирование которых протекает под воздействием целого ряда объективных и субъективных факторов и условий. В их ряду особое место занимает информационно-культурное пространство, выступающее необходимым источником развития духовности и социальных качеств военнослужащего, формирующее мировоззрение и совершенствующее систему его ценностей и ценностных ориентаций, приобщающее к культуре и способствующее развитию цельной личности. Оно является частью социокультурной среды жизнедеятельности человека
Проблема информационно-культурного пространства как фактора формирования личности военнослужащего современной Российской армии предполагает обращение к анализу различных подходов в определении сущности и содержания данного феномена. Так, большинство исследователей информационнокультурного пространства рассматривают его через анализ взаимосвязи терминов «информация», «культура» и «пространство». Например, С.И. Ожегов под информацией понимает «сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемых человеком или специальными устройствами» [11, с. 265]. По мнению М.В. Раца, информация представляет собой субстрат всех информационных явлений, от которого информационное пространство наследует множество свойств: нетленность, рост во времени и распространение в пространстве [13, с. 82-91]. В.А. Герасименко в своей монографии «Основа информационной грамоты» рассматривает информацию как атрибут объективного мира,
имеющий теоретическое и практическое значение для современного общества [2, с. 78].
Следует отметить, что человек существует в режиме постоянного воздействия со стороны информации, так как информационные потоки в окружающем мире непрерывны и неиссякаемы; информация как всеобщая генеративная основа природы и общества является безграничным и безальтернативным ресурсом прогресса и благосостояния многих народов. Вот почему практически всеми странами мира уделяется такое пристальное внимание формированию информационного пространства, которое служило бы интересам общества и личности. И в этой связи отметим, что информационное пространство - это внутреннее состояние и внешнее окружение, обрабатывая которое, социальная система выстраивает свою структуру и деятельность в соответствии с намеченной целью [5, с. 54-55].
На военнослужащего в процессе повседневной жизнедеятельности оказывают влияние потоки информации зачастую специфического свойства, несущие определенную смысловую нагрузку. В этих условиях важными для личности военнослужащего являются высокий культурно-образовательный уровень, духовно-нравственная и морально-психологическая устойчивость, умение противодействовать информации, не всегда несущей положительный заряд.
К числу основных содержательных элементов информационнокультурного пространства относится и культура. В течение многих столетий понятие «культура» соотносилось с отдельными людьми. Оно означало образованность, воспитанность, высокую нравственность индивида. Так, по словарю В. Даля, культура - это образование, умственное и нравственное; культура - это обработка и уход, возделывание, возделка [3, с. 73]. В «Философском словаре» Д. Жюлиа (Франция) культура определяется как «социальное и интеллектуальное формирование индивида (культура имеет тот же корень, что и культ, и предполагает уважение к традиции)» [4, с. 202].
По мнению В.С. Степина, развитие культуры предстает и как выработка новых смыслов и значений, регулирующих деятельность, поведение и общение людей, и как формирование новых кодовых систем, закрепляющих и транслирующих эти смыслы и значения. В. С. Степин приходит к следующему определению данного понятия: «Культура - это система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности,
поведения и общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявлениях» [15, с. 271].
Многие современные ученые (А.Ш. Викторов, И.Р. Пригожин, Г. Хаген, Ф.И. Хайек и др.), считают, что культура, культурное пространство есть результат различных форм выживания и самоорганизации этнонационального духа и генотипа благодаря творческой созидательности и самосохраняющей деятельности различных субъектов творчества и культуртрегеров (реальных носителей культуры) определенного этноса, ноогенеза, социогенеза, образующих качественное многообразие и количественное своеобразие форм и видов творчества [1, с. 13].
Современное культурное пространство оказывает влияние на все аспекты человеческой жизни, основывается на новых символах, нормах и правилах, привычках, моделях, программах, формальных языках, алгоритмах, виртуальных представлениях и воображаемых ландшафтах. Все это предполагает необходимость овладения новой «информационной грамотностью» [8, с. 17].
Таким образом, культура как социальное явление в жизни общества и человека играет важную роль в формировании информационно-культурного пространства, выступает одним из основополагающих факторов развития личности, в том числе и военнослужащего современной Российской армии.
Понятия «информация» и «культура» в контексте нашего исследования весьма тесно связаны с понятием «пространство». В философской литературе понятие «пространство» является одним из наиболее разработанных. Обладая такими свойствами, как протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах, данное понятие используется для обозначения протяженных, структурированных и, что особенно важно, каким-либо образом скоординированных, т.е. взаимодействующих, объектов бытия. Эти атрибутивные свойства наследуются не только физическим, но и любым другим видом пространства, в том числе социальным.
Например, П. Бурдье понятие «социальное пространство» трактует как форму, выражающую определенные отношения, которые определяются как способы координации между состояниями предметов исследования. Содержанием данной формы выступают изучаемые социальные явления и процессы, характер которых и определяет основные свойства социального пространства. Это означает, что не существует некоего абсолютного социального пространства, постулируемого субстанционализмом в качестве самостоятельной, независимой от эмпи-
рической социальной действительности формы бытия. В социологии П. Бурдье «социальное пространство» есть прежде всего структура социальных позиций [14, с. 556-557].
Итак, восприятие человеком пространства, осознание себя в пространственной метрике бытия было и остается до сих пор по своим механизмам и средствам сугубо информационным процессом.
Существуют в научной литературе и другие подходы к определению информационно-культурного пространства и его влияния на развитие личности.
Так, Э.П. Кириллова трактует информационно-культурное пространство как среду, которая представляет собой системную совокупность элементов информационной и культурной сфер жизни общества, обусловленную общественными отношениями, складывающимися в связи с созданием, освоением, передачей, распространением и хранением социокультурной информации [7, с. 14].
В свою очередь, В. Д. Попов информационно-культурное пространство рассматривает как «открытую самоорганизующуюся систему, включающую в себя информационные потоки и информационные поля, находящиеся во взаимодействии» [12, с. 118].
Согласно взглядам О.П. Неретина, культурно-информационное пространство - это сложная система, включающая в себя множество культурноинформационных полей, взаимодействие которых в многонациональном государстве дает новый импульс развитию народов России и зависит от степени развития национальных культур, обеспечивая усиление их контактов, новое качественное состояние [10, с. 18-19].
Таким образом, анализ имеющихся взглядов и подходов к данной проблеме позволяет заключить, что информационно-культурное пространство как фактор формирования личности военнослужащего современной Российской армии представляет собой совокупность информационно-культурных связей и отношений, процессов и явлений, обусловливающую позитивное или негативное восприятие окружающей социокультурной действительности и активно влияющую на формирование мировоззрения и социальных качеств военнослужащего как защитника Отечества в тех условиях, в которых он осуществляет свою деятельность.
В содержательном плане информационно-культурное пространство включает в себя следующие структурные компоненты: 1) субъекты информационнокультурного пространства (общество, государство, общественные организации,
социальные группы, личность и др.); 2) объекты информационно-культурного пространства (общество, государство, социальные группы, личность); 3) информационные ресурсы; 4) информационные технологии; 5) совокупность знаний; 6) систему ценностей и ценностных ориентаций личности и социальных групп (общностей). Каждый из этих элементов можно рассматривать как целостную систему со своими структурными частями. Так, к примеру, информационные ресурсы включают в себя базы и банки данных, средства массовой информации и другие элементы.
Личность военнослужащего формируется при целенаправленном, сбалансированном воздействии всех субъектов информационно-культурного пространства. Личность - человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений. «... Сущность «особой личности», - писал К. Маркс, - составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество.» [9, с. 242]. Хотя природную основу личности образуют ее биологические особенности, ее сущностным основанием являются социально значимые качества: взгляды, способности, потребности, интересы, мораль, ценности, предпочтения и др. Иначе говоря, личность - это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.
Военная организация государства по своей природе и назначению весьма специфична. Военнослужащие, с одной стороны, тесно связаны с обществом, а с другой - ведут свой, строго регламентированный образ жизни. Все, что происходит в социальной среде, проникает в армию посредством разнообразных форм общения и передачи информации. Как и всякая другая личность, военнослужащий активно формируется и развивается под непосредственным влиянием информационно-культурного пространства, под воздействием общественных ценностей и мнения с учетом специфики социокультурного развития страны.
Общество через информационно-культурное пространство активно воздействует на сознание военнослужащего, формируя его социальные и волевые качества. Именно в системе общественных отношений происходит формирование духовно-нравственных ценностей и мировоззрения военнослужащего. Сегодня просматривается некоторая положительная тенденция, когда индивидуальное духовное исследуется в аспекте выхода его за пределы тех ценностных ориента-
ций, интересов, которые напрямую связываются с личной пользой, выгодой или расчетом. Делается попытка в качестве базового обосновать положение о том, что смыслообразующие, смысложизненные ориентиры личности как в условиях гражданской жизни, так и в условиях воинской службы укоренены в системе высших, надындивидуальных ценностей, т.е. в системе общества. Общество во многом формирует людей по своему образу и подобию, на базе выработанных правил и определенных норм поведения, что наиболее четко выражено в военной среде.
Таким образом, общество как субъект информационно-культурного пространства активно влияет на формирование личности военнослужащего как защитника общественных интересов.
В формировании информационно-культурного пространства активная роль принадлежит государству, которое через свой социальный институт - Вооруженные Силы - регламентирует посредством законодательных актов жизнедеятельность армии и флота в различных областях: обеспечения информационной безопасности военной службы, патриотического воспитания личного состава, формирования духовно-нравственных качеств личности военнослужащего и др. В частности, в «Доктрине информационной безопасности Российской Федерации» (2000 г.) говорится о необходимости информационного обеспечения деятельности государства, о потребности развития отечественной индустрии средств массовой информации, коммуникаций и связи, об обеспечении выхода российской продукции на мировой рынок [6, с. 5].
Весьма активное участие государства как субъекта информационнокультурного пространства проявляется и в сфере патриотического воспитания молодежи и подрастающего поколения в целях формирования гражданина-патриота, развития духовно-нравственных ценностей военной службы. Так, для реализации указанных задач Правительство Российской Федерации утвердило Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан РФ на 20062010 гг». Программа является продолжением аналогичной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» и призвана придать новый импульс динамике патриотического воспитания граждан страны. В связи с этим изменена направленность ряда электронных и печатных средств массовой информации в освещении проблем патриотического воспитания. Деятельность ветеранских организаций стала более активна. Ведется работа
по развитию научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания.
Таким образом, деятельность государства целиком направлена на воссоздание на новых принципах системы патриотического воспитания всех возрастных категорий, и особенно молодежи. Эта система должна дать четкие ответы на вопросы: какая нам нужна армия, какую военную политику в области воспитания собирается проводить государство и на каких условиях будет происходить формирование будущего воина-патриота.
Современный этап функционирования информационно-культурного пространства как фактора развития личности военнослужащего Российской армии характеризуется наличием целого ряда проблем. К ним следует отнести:
- расширение границ информационно-культурного пространства, которое в условиях глобализации приводит к усилению влияния разнообразных информационно-культурных потоков на развитие личности военнослужащего;
- утрату доминирующего влияния государства на формирование информационно-культурного пространства, появление и значительное усиление роли других субъектов данного процесса;
- увеличение количества и улучшение качества насыщения информационно-культурных потоков за счет повышения роли информации в современном мире;
- снятие преград и ограничений в формировании информационнокультурного пространства, минимизацию контроля за информационными потоками, их направленностью и силой воздействия;
- информационно-культурную экспансию Запада (например, иностранная терминология на теоретическом и бытовом уровнях);
- активизацию воздействия информационно-культурного пространства на личность военнослужащего посредством расширения разнообразных способов развития его сознания и мировоззрения и др.
Решение названных и других проблем окажет позитивное воздействие на формирование личности военнослужащего в условиях функционирования информационно-культурного пространства современной России. Этому во многом будут способствовать следующие условия по реализации механизма формирования зрелой личности военнослужащего посредством информационнокультурного пространства: а) повышение уровня общей культуры личности (правовой, экономической, политической, нравственной и др.); б) выработка крити-
ческого усвоения информации; в) насыщение информационно-культурного пространства позитивными материалами; г) критическое переосмысление с позиций диалектического отрицания предшествующего исторического опыта; д) обязательная реализация социальной составляющей обеспечения защиты и безопасности личности и общества при любой системе политической власти; е) правдивость информации, ее объективность без очернений и приукрашиваний; ж) реальные меры, способствующие повышению социального статуса военнослужащего; з) восстановление и пропаганда воинских традиций и ценностей боевой морали и др.
Как представляется, при соблюдении указанных и других условий обнаружится позитивная тенденция активизации информационно-культурного пространства, его воздействия на личность военнослужащего Российской армии.
Таким образом, информационно-культурное пространство как фактор формирования личности военнослужащего современной Российской армии представляет собой совокупность информационно-культурных связей, процессов и явлений, обусловливающих позитивное или негативное восприятие окружающей действительности и формирующих мировоззрение и социальные качества военнослужащего как защитника Отечества.
Посредством структурных компонентов информационно-культурного пространства осуществляется системное воздействие как положительной, так и отрицательной направленности на внутренний духовный мир личности военнослужащего, на ее ценностно-нравственные установки и поведение. Благодаря этому происходит саморазвитие и самовоспитание воина, приобретается способность критически оценивать свою роль в защите Отечества. При этом весьма актуальным выступает умение субъектов процесса формирования личности военнослужащего посредством информационно-культурного пространства сохранить целостность личности, стремящейся к овладению знаниями, развивать свои убеждения и идеалов, сущность которых проявляется и раскрывается в самоутверждении, в поступках, служении своему народу, обществу и государству, самоотверженном выполнении общегражданского и воинского долга.
* * *
1. Викторов А.Ш. Русская культура: Основные тенденции современного развития: монография. М., 2004.
2. Герасименко В.А. Основы информационной грамоты. М., 1996.
3. Даль В. Философский словарь. М., 1979.
4. ЖюлиаД. Философский словарь. М., 2000.
5. Ищенко А.Г. Роль информации в формировании и развитии социума в историческом прошлом. М., 2004.
6. КашляевЮ. Информация. Дипломатия. Психология. М., 2004.
7. Кириллова Э.В. Информационно-культурная среда как фактор формирования политического сознания граждан: автореф. дис... канд. филос. наук. М., 2006.
8. Кузьмин Е.И., Фирсов В.Р. Формирование информационного общества в XXI веке. СПб., 2006.
9. Маркс К. , Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 242.
10. Неретин О.П. Культурно-информационное пространство многонациональной России и его развитие: проблемы, перспективы: автореф. дис. .канд. полит. наук. М., 2006.
11. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1989.
12. Попов В.Д. Информациология и информационная политика. М., 2002.
13. Рац М.В. Книга в «информационном обществе»: о чем идет речь? Взгляд методолога // Общество и книга: от Гутенберга до Интернета. М., 2000.
14. Социальное пространство: поля и практики / пер. с франц. Н.А. Шматко. СПб., 2005.
15. Степин В.С. Культура // Философский словарь. М., 2001.