Научная статья на тему 'Информационно-коммуникационные технологии в обучении математике студентов учреждений среднего профессионального образования'

Информационно-коммуникационные технологии в обучении математике студентов учреждений среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
448
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макуха И.А., Петьков В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникационные технологии в обучении математике студентов учреждений среднего профессионального образования»

Макуха И.А.,

к.п.н., преподаватель математики и информатики ГБПОУ КК «Армавирский юридический техникум», г. Армавир, Россия Петьков В.А.,

д.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»,

г. Краснодар, Россия

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Процесс информатизации прочно вошел в систему современного профессионального образования посредством реализации компьютерных технологий. Компьютерные технологии развиваются очень быстро, что позволяет обновлять содержание существующих специальностей профессиональной подготовки, разрабатывать новые, дистанционно обучать студентов и повышать квалификацию преподавателям, обогащать информационно-дидактические ресурсы учебного заведения [1].

Обучение математике в учреждениях среднего профессионального образования благодаря информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) приобретает инновационную направленность, способствуя развитию информационной компетентности будущего специалиста, включающей в себя самостоятельное приобретения знаний, поиск, отбор нужной информации, ее анализ, переработку, представление и передачу [2; 3].

В этой связи представляют интерес программы визуализации процесса обучения математике, используемые преподавателями в Армавирском юридическом техникуме. Например, при изучении темы «Элементы проекционного черчения» в дисциплине ЕН.02 Математика специальности 21.02.05 Земельно-имущественные отношения используется компьютерная анимация, которая создает иллюзию движения. Яркая flash-анимация помогает качественно объяснить новый материал, усиливая наглядность для выработки умения анализировать стереометрические формы.

Изучение темы «Логарифмы. Основные свойства логарифмов» целесообразно сопровождать работой в программе Uztest.ru для обеспечения контроля выполнения самостоятельной работы обучающихся. Указанный сайт организован в виде виртуального кабинета преподавателя, в котором размещены информационные

ресурсы и интерактивные сервисы для подготовки и проведения занятий по математике, инструкции по применению и электронные фонды учебно-методической библиотеки.

Для организации научно-исследовательской работы обучающихся нами используется ресурс «Математические этюды», выполненный на основе современной компьютерной 3D-графики, увлекательно и интересно рассказывающий о математике и возможностях применения математических знаний. Он позволяет студентам совершать познавательные экскурсии по интересным математическим задачам различной сложности, увидеть и проанализировать их решение.

Однако в применении информационно-коммуникационных технологий есть и свои минусы. Одним из наиболее существенных недостатков является программа, предлагаемая для скачивания в iTunes, - «Мобильная математика». Авторы позиционируют ее как лучшее приложение для изучения математики, указывая в описании, что программа является самым большим сборником формул и математической теории во всем русском AppStore. Программа предлагает более 80 калькуляторов, которые решают интегралы, находят пределы функций, вычисляют производные и т.д. [4].

Из сказанного выше следует, что студентам не надо думать, решать, учить формулы, достаточно ввести данные и сдать решенное задание преподавателю. Сложно представить, как педагогу организовать учебный процесс, если обучающие при самостоятельной работе используют «решебники», а на занятиях - гаджеты с выходом в Интернет.

Решением этой проблемы может стать внедрение ФГОС СПО 4, где не будет дисциплины «Математика», а в рабочей программе будет прописано, какие математические знания нужны специалисту данного уровня, данной группы подготовки.

Другая проблема применения ИКТ в обучении студентов состоит в том, что работа с компьютером связана со значительными умственными, зрительными и нервно-эмоциональными нагрузками и как следствие - ухудшение здоровья студента. Следует отметить, что компьютерные программы не всегда могут учесть индивидуальные возможности и особенности конкретной группы обучающихся [5; 6]. Материал, как правило, подается в условной, сильно сжатой и однообразной форме, контроль знаний ограничен несколькими формами - тестами или программированными опросами, от преподавателя целевого предмета требуются специальные знания, и, что немаловажно, диалог с программой обычно лишен эмоциональности.

Имеющийся в Армавирском юридическом техникуме опыт внедрения ИКТ в образовательный процесс развивает познавательный интерес обучающихся к изучению математики, создает условия для мотивации к изучению этого предмета, способствует повышению эффективности обучения и самообучения, а также к повышению качества образования.

Все это убедительно доказывает, что применение информационных технологий при обучении математике на аудиторных занятиях и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как преподавателя, так и студентов, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение обучающимися довольно серьезных тем по математике. Однако иКт должны быть применены индивидуально, дозированно и рационально, и только тогда данная технология приведет к повышению качества образования.

Список использованной литературы

1. Дендеберя А.П., Петьков В.А. Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей информатики в условиях информационно-дидактической среды педагогического вуза // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2009. - № 3. -С. 41-45.

2. Колбасова Л.А. Инновационный проект. Информационные технологии на уроках математики. [Электронный ресурс]. Первое сентября -URL:http://festival.1september.ru

3. Андрющенко С.И., Петьков В.А. Организация инновационной среды образовательного учреждения // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2012. - № 1. - С. 145.

4. iTunes, приложение «Мобильная математика». [Электронный ресурс] -http://uztest.ru/

5. Петьков В.А. Формирование профессионального здоровья студента // Педагогическое образование и наука. - 2013. - № 9. - С. 31.

6. Петьков В.А., Кобцева О.Н. Проектирование здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения // Культура физическая и здоровье. - 2009. - № 6. - С. 67-70.

© Макуха И.А., 2016 © Петьков В.А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.