Научная статья на тему 'Информационно-коммуникационные технологии как инструмент нового формата взаимодействия дошкольной организации и семьи в социализации ребенка с задержкой психического развития'

Информационно-коммуникационные технологии как инструмент нового формата взаимодействия дошкольной организации и семьи в социализации ребенка с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
384
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ДОШКОЛЬНИКИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / PRESCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION / СЕМЬЯ / FAMILY / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / ПАРТНЁРСТВО / PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ремезова Лариса Асхатовна, Сирик Ирина Юрьевна, Лукомская Анастасия Александровна

Статья посвящена проблеме решения задач социализации дошкольников в процессе совместных действий детского сада и семьи. Определены пути оптимизации социализирующих воздействий на основе использования информационно-коммуникационных технологий, основные компоненты в направлениях работы с семьей, воспитывающей ребенка с задержкой психического развития по его социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ремезова Лариса Асхатовна, Сирик Ирина Юрьевна, Лукомская Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY AS A TOOL NEW FORMAT INTERACTION PRESCHOOL ORGANIZATIONS AND FAMILIES IN THE SOCIALISATION OF THE CHILD WITH MENTAL RETARDATION

This paper deals with the problem solving process of socialization of preschool children in kindergarten joint action and family. The ways of optimizing the socializing effects through the use of information and communication technologies, the main components in the areas of work with the family, raising a child with mental retardation in his socialization.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникационные технологии как инструмент нового формата взаимодействия дошкольной организации и семьи в социализации ребенка с задержкой психического развития»

многоуровневом образовательном комплексе; 7) оптимизация социально-педагогического и психологического сопровождения профессиональной социализации студентов; 8) реализация компетентностного подхода к профессиональной социализации на основе интегратив-ных процессов в системе МОК.

Способность к выбору становится абсолютно необходимым атрибутом современного человека. Очевидно, что все устройство многоуровневого образовательного комплекса предоставляет наилучшие возможности для формирования у студентов всех уровней профессионального образования этой способности. Следствием ее формирования являются такие личностные новообразования, как ответственность, свобода мышления, открытость опыту, креативность, способность к инновациям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка. 1998. 143 с.

2. Разуваев С.Г. Моделирование процесса профессиональной социализации будущего специалиста технического профиля в условиях многоуровневого образо-

вательного комплекса // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4(11). С. 250-252.

3. Разуваев С.Г. Профессиональная социализация личности в условиях многоуровневого образовательного комплекса. Пенза: Изд-во ПГТА. 2012. 179 с.

4. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.: МПСИ, НПО «МОДЭК». 2002. 400 с.

5. Вершловский С.Г. Образование взрослых: опыт и проблемы. М.: ИВЭСЭП, Знание. 2002. 168 с.

6. Чистякова С.Н. Новые подходы к формированию профессионального самоопределения школьников в условиях непрерывного образования // Школа и производство. 2013. №1. С.9-12.

7. Жуковская Т.В. Стимулирование профессионального самоопределения студентов в вузе: дис. ... канд. пед. наук. М. 2006. 267 с.

8. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал. 1995. Том 16. № 3. С. 90-101.

9. Ананьев Б.Г. О проблемах современного челове-кознания. СПб.: Питер. 2001. 272 с.

STUDENTS' PROFESSIONAL SOCIALIZATION AND PROFESSIONAL SELF DETERMINATION WITHIN THE MULTI-LEVEL EDUCATIONAL COMPLEX

© 2014

S.G. Razuvaev, candidate of pedagogical sciences, an associate professor, professor of the chair

"Pedagogy and psychology" I.S. Razuvaev, postgraduate student

Penza State Technological University, Penza (Russia)

Annotation: The advantages of multi-level educational complex (MEC) in the pedagogical cooperation of professional socialization and professional self-determination of future specialists are being under analysis in this article. The definition of the category "choice" as a key point for the persons' self-definition is given here. The authors pay much attention to the conditions which influence the efficiency of professional socialization and professional self-determination of students greatly in the multi-level educational complex.

Keywords: professional socialization, professional self-determination, multi-level educational complex, choice.

УДК 373.25

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ НОВОГО ФОРМАТА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

© 2014

Л.А. Реиезова, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры «Специальная педагогики и специальная психология» факультета специального образования

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

И.Ю. Сирик, учитель - дефектолог А.А. Лукомская, учитель - дефектолог Муниципальное бюджетное образовательное учреждение центра развития ребенка детского сада

№ 121 городского округа Самара (Россия)

Аннотация: Статья посвящена проблеме решения задач социализации дошкольников в процессе совместных действий детского сада и семьи. Определены пути оптимизации социализирующих воздействий на основе использования информационно-коммуникационных технологий, основные компоненты в направлениях работы с семьей, воспитывающей ребенка с задержкой психического развития по его социализации.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, дошкольники с задержкой психического развития, социализация, дошкольная образовательная организация, семья, взаимодействие, партнёрство.

Результаты исследований по проблеме социализации дошкольников с задержкой психического развития характеризуют многочисленные проблемы становления социального опыта у таких детей, что определяет необходимость специально организованного коррекционно-го воздействия [1, 2, 3, 4, 5].

Специально организованная коррекционно-педа-гогическая работа, направленная на формирование социального опыта детей, подразумевает знание и учет педагогом психолого-педагогических механизмов его становления (взаимодействие со сверстниками и взрослыми, усвоение социальных ролей, становление самосознания ребенка, социальные условия, в которых ребенок

соотносит себя с действительностью). Однако становление этих механизмов у дошкольников с задержкой психического развития происходит своеобразно.

Так взаимодействию старших дошкольников с задержкой психического развития часто свойственны его формальный характер, неспособность развернуть прави-лосообразное взаимодействие вследствие предметной направленности действий, отсутствие ориентации на партнера. В процессе игровой деятельности дети демонстрируют подражательный характер действий, низкий уровень коммуникативных навыков, наличие преимущественно предметной связи между участниками, высокую значимость выигрыша, стремление достичь его

путем нарушения освоенных правил и норм взаимодействия, возникновение частых конфликтов между детьми. Это объясняется низким уровнем развития самоконтроля, эпизодическим подчинением правилам игры, не-сформированностью способов позитивного разрешения конфликтных ситуации. Все это негативно сказывается на формировании детских сообществ и межличностных отношении.

Низкий уровень развития сюжетноИ игры у дошкольников с задержкои психического развития ведет к недоразвитию внутренней мотивации ребенка; его поведение остается зависимым от ситуативных факторов, что негативно отражается на развитии одного из главных новообразований дошкольного возраста - произвольности.

Принятие роли детьми в игре не осуществляется из-за того, что исходная собственная позиция ребенка («позиция Я») оказывается недостаточно развитой. Например, может отмечаться низкий уровень представлений о себе (своих возможностях и достижениях), о сверстнике (его возможностях и достижениях), бедность опыта общения как со взрослым, так и с ровесниками. В связи с этим у детей возникают трудности создания собственной игровой программы, или программы для куклы, выполняющей в игре роль ребенка, сложности при прочтении чужой игровой программы (программы сверстника-партнера), при смене позиции.

Дети, имеющие слабую игровую программу, не понимают и не принимают игровую программу партнера-сверстника, не умеют согласовывать собственные действия с его действиями, а также испытывают дефицит во всех средствах, необходимых для налаживания и поддержания контактов (визуальных, речевых, мимико-же-стовых).

Анализ исследований свидетельствует о том, что трудности ребенка-дошкольника в игровом общении со сверстниками во многом обусловлены его высокой самооценкой и недооценкой партнеров по игре [6, 7, 8]. Переоценка или же недооценка ребенком себя, возникающая под влиянием ожидаемой оценки группы, дезориентирует его в собственных достижениях и возможностях. Это происходит именно в тех детских сообществах, где существует отрицательный игровой опыт разделения детей по статусным ролям: «бессменный» лидер или исполнитель.

Особо сложно складываются у детей дошкольного возраста личностно-смысловые отношения со «значимым другим». Эти отношения определяют мотивацион-ную ориентацию деятельности и общения ребенка и, как правило, являются менее открытыми для педагогического наблюдения, но достаточно отчетливо проявляются в ситуациях выбора. Однако осуществление выбора и, тем более, принятие решения в ситуации выбора, когда ребенок должен взять на себя ответственность за изменение своего поведения в будущем, за общее дело и т.д., часто становится сложным или даже недоступным для ребенка делом.

Таким образом, результаты исследований, представленные в научной литературе, а также данные, полученные нами в ходе собственных исследований, характеризуют многочисленные проблемы становления социального опыта у старших дошкольников с задержкой психического развития. Это требует обеспечения специально организованного образовательного процесса, учитывающего психолого-педагогические механизмы его становления, включающего взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми, усвоение им социальных ролей, становление его самосознания и социальные отношения, в которых ребенок соотносит себя с действительностью.

Многократно доказанным фактом является положение о том, что именно взаимодействие детского сада и семьи как первичных социальных воспитательных институтов обеспечивает полноту и целостность социально-педагогической и культурно-образовательной среды

для жизни, развития и самореализации ребенка.

Семья как важнейший фактор социализации оказывает первостепенное влияние на физическое, эмоциональное и социальное развитие человека на протяжении всей жизни. Однако кризисные явления в современной семье (падение брачности; рост разводов, количества неполных, материнских, альтернативных семей; снижение рождаемости; деформация в сфере супружеских, детско-родительских отношений, воспитании детей и т. д.) актуализировали проблему социализации. Следует отметить, что без изменения семейной ситуации в целом, любые изменения в ребенке не носят стабильный характер. Поэтому помощь специалистов различным категориям семей должна быть своевременной и действенной.

Особо это имеет отношение к семьям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Так, по экспериментальным данным, в семьях, где растут дети с задержкой психического развития, преобладают формально-требовательные отношения взрослых к ребенку, восторженно-опекающие оценочные суждения родителей. Значительное количество таких детей испытывают дефицит ласки и тепла со стороны родителей, и прежде всего мамы. Для многих родителей уважительные отношения с ребёнком, тесный контакт с ним не играют какой-либо существенной роли. Их общение проходит в форме обязанности, отягощающей взрослых [9, с. 174-177].

В тоже время необходимо отметить, что сегодня семья и дошкольные образовательные учреждения во многом действуют автономно, не объединяя в полной мере свои усилия, что снижает возможности этих социальных институтов для социализации дошкольника [10, с.3].

К основным условиям для обеспечения эффективности процесса социализации дошкольников Вальнер Н.А. относит организацию взаимодействия родителей, педагогов и детей, направленного на эффективность процесса социализации с помощью специально организованной, совместной деятельности, предусматривающей стиль сотрудничества, партнерства [10, с.20].

Вместе с тем, констатируя, что проблемы семьи и образовательных учреждений в целом изучаются сегодня весьма широко, многие теоретические и методологические аспекты социализации дошкольников требуют проведения специальных социологических, психологических и педагогических исследований. Поэтому необходимо дальнейшее развитие теоретических и методологических вопросов, а также прикладных аспектов формирования социального пространства, способного обеспечить успешную социализацию ребенка.

Качество семейного воспитания сегодня провозглашается как важнейшая проблема современной педагогической практики, целевыми ориентирами становятся расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей. Только включение родителей в процесс взаимодействия, их всесторонняя психолого-педагогическая подготовка к выполнению своих воспитательных функций позволит решить эти задачи. Современная действительность настоятельно требует постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, диктует необходимость и актуальность организации для них различных форм образования [11, с.5-6].

Чем могут помочь родителям педагоги, действуя в условиях специального образования и инклюзивной практики? Это:

- информирование родителей об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья; возможных трудностях и проблемах их воспитания, обучения и развития, путях их решения; основных принципах инклюзивного образования;

- формирование нормативно-правовой компетентности родителей, их способности ориентироваться в образовательной ситуации с позиции законодательства, решать проблемы различной сложности на основе име-

ющихся знаний, использовать полученные сведения в ситуации выбора, осуществлять оценочно-ценностную рефлексию;

- решение проблем и трудностей психологического характера: преодоление барьеров, стереотипов в понимании проблем детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;

- сопровождение в преодолении вторичных отклонений в психофизическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья;

- содействие в овладении навыками коррекционной работы педагогическими средствами.

Максимально помочь в решении этих вопросов могут информационно-коммуникационные технологии.

Информационная грамотность и медиакомпетент-ность становятся одними из важных качеств современного человека, позволяющего ему выбирать личностно значимую информацию, развивать свои способности и решать стоящими перед ним жизненные проблемы. Сохраняя наиболее важные достижения человечества, новая информационная культура требует от современного человека развития новых интеллектуальных деятель-ностей, которые позволяют ему более эффективно осуществлять деятельность в информатизированном мире. Современная педагогика призвана выработать новые методы обучения и воспитания, учитывая множество макро-, мезо- микрофакторов, которые изменяют среду обучения и делают необходимыми развитие новых ком-петентностей в деятельности человека [12,13,14].

Таким образом, инновационные процессы, происходящие в образовании, обуславливают необходимость подготовки педагогов дошкольных образовательных организаций, способных работать в изменившихся условиях с использованием средств информационных и коммуникационных технологий. Современный педагог должен демонстрировать культуру комплексного использования ИКТ в образовательном процессе, овладевать компьютером как техническим средством развития детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и управления образовательным процессом.

Реализация ИКТ в образовательном процессе предполагает прохождение определённых стадий. Все эти стадии можно объединить в цикле, который в обобщённом виде выглядит следующим образом:

- определяются мотивы (для чего нам нужно сделать именно это);

- формулируется цель (формирование высокоразвитой информационно-образовательной среды ДОУ, необходимой для удовлетворения особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обладающих качественно новым уровнем информационно-коммуникационной компетентности, среды, отвечающей современным требованиям дошкольного образования);

- собирается информация по проблеме интеграции ИКТ в образовательный процесс, осуществляется её анализ;

- планируется деятельность по достижению поставленной цели, прогнозируются результаты;

- организуется и осуществляется с применением ИКТ;

- контролируется выполнение коррекционно-педаго-гического процесса, при необходимости вносятся корректировки;

- организуется последующий процесс - возвращение к началу цикла и планирование деятельности, исходя из полученных результатов.

Нельзя забывать, что за этими процессами стоят реальные люди (педагоги и руководители учреждений), которые работают с информационными потоками и создают необходимую информационную образовательную среду в ДОУ.

Интеграция ИКТ в образовательный процесс качественно влияет не только и не столько на изменение

структуры профессиональной компетентности педагога, сколько на качественное содержание её компонентов [15-20]. В связи с интенсивным внедрением ИКТ в образовательный процесс к современному педагогу предъявляются требования, связанные с информационными, аналитическими, прогностическими, проективными, организационными, коммуникационными и ориентаци-онными умениями.

Интернет выступает как ведущее средство, инструмент обучения, саморазвития. Педагогу предоставляется возможность изучать материал, руководствуясь собственными предпочтениями. В Интернете существует множество ракурсов, аспектов и позиций освоения материала. Педагог должен уметь определить собственную траекторию движения по гиперссылкам и веб-сайтам, уверенно ориентироваться на рынке информационных продуктов.

Образовательные возможности сети могут проявляться в разных областях и способствовать развитию:

1) дистанционного образования, приводящего к развитию образовательных таких мегатенденций, как массовый характер образования и его непрерывность; значимость образования для приобретения педагогом определенного профессионального, социального статуса; освоение педагогом способов активной познавательной деятельности (любая информация доступна, но необходимо желание её получить); обеспечение возможностей для реализации своего потенциала (педагог имеет возможность опубликовать свои работы, обсудить их с другими коллегами и сравнить с уже представленными продуктами); адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям педагога (доступность информации через поисковые системы);

2) форм поддерживающего обучения. Интернет в данном случае является базой данных культурных ценностей и социального опыта общества;

3) форм инновационного обучения. Интернет является своеобразной копилкой новейших научных разработок и социальных явлений и удобным инструментом для обмена передовым образовательным опытом по всему миру.

Гарантом открытости образовательного учреждения выступает сайт образовательной организации, который создаётся в соответствии с установленными требованиями и может, в том числе, выступать каналом обмена информацией между педагогическими сообществами, формировать определённый имидж учреждения, повышать его инвестиционную привлекательность и т.д.

Формы работы с использованием ИКТ достаточно разнообразны:

- с детьми - игры, проектная, интегративная деятельность, занятия (индивидуальные и подгрупповые) с использованием мультимедийных средств, электронные портфолио и т. д.;

- с педагогами - электронный документооборот, осуществление коррекционно-образовательной работы с использованием ИКТ, мониторинг качества проводимой работы, работа в поисковых системах, компьютерных архивах и т. д.;

- с родителями - родительские собрания с использованием мультимедийного оборудования, выпуск электронных газет, интерактивные акции, электронные групповые альбомы и т. д.;

- с педагогическим сообществом - Интернет-конференции, чаты, форумы, сетевое он-лайн общение и т. д.

Сегодня в образовательной системе можно наблюдать противоречие между непрерывным ростом объема научно-исследовательской информации, количеством ее источников, информационных потоков - с одной стороны, и их недостаточным использованием в образовательном процессе, преобладанием традиционных форм и методов организации образовательного процесса; а также слабой готовностью педагогов использовать весь

арсенал информационных ресурсов - с другой.

Изменяющаяся информационно-культурная среда ставит перед современной педагогикой ряд сложных задач, которые являются новыми для общества и педагогической науки. И то, как на практике будут решаться эти задачи, зависит успех обучения, воспитания и развития детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с ЗПР. Изд. 2-е, испр. М.: 2009. 192 с.

2. Локтева Е.В. Формирование социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2007. 23 с.

3. Ремезова Л.А., Куренкова О.В., Костина Н.В., Амплетова Е.В. Социализация детей в игровой деятельности на современном этапе развития дошкольного образования : учебно-методическое пособие. Самара : ПГСГА, 2012. 224 с.

4. Ремезова Л.А., Свешникова Т.Д., Степанова М.А. Социализация в системе воспитания старших дошкольников с задержкой психического развития: Учебно-методическое пособие. Самара: ПГСГА, 2012. 192 с.

5. Тригер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. СПб.: Питер, 2008. 192 с.

6. Антонова Т.В. Роль общения в регулировании отношений детей дошкольного возраста в игре : Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1983. 23 с.

7. Репина Т.А. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М.: Педагогика, 2008. 531 с.

8. Стернина Р.Б. Роль деятельности в формировании самооценки детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М.,1977. 24 с.

9. Егорова Т.А. Создание единого образовательного пространства в дошкольных учреждениях компенсирующего вида как условие успешного сотрудничества с семьей // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. Аспирантские тетради. СПб., 2006. №4(22). С.174-177.

10. Вальнер Н.А. Социализация дошкольника в семье и образовательных учреждениях: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. социол. наук. М.: Моск. гос. ун-т сервиса, 2006. 21 с.

11. Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., Жичкина А.Е.,

Мусиенко С.И. Дошкольные учреждения и семья. М.: Линка-Пресс, 2001. 224 с.

12. Горюнова М.А. Повышение квалификации работников образования в области ИКТ в условиях информатизации общества // Взаимодействие личности, общества и образования в современных социокультурных условиях: Межвуз.: сб. науч. тр. - СПб.: ЛОИРО, 2005.. С. 212-215.

13. Кукушкина О.И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Тематическое приложение к журналу «Вестник образования»; 2003, № 3.- М., 2003.- С. 67-78

14. Кукушкина О.И. Информационные технологии в контексте отечественной традиции специального образования.- М.: Полиграф-сервис, 2004. 327 с.

15. Лежнина М.В. Электронные образовательные ресурсы в развитии детей дошкольного возраста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 183-185.

16. Федорова Т.В., Борзенкова О.А. Совершенствование методико-математической подготовки бакалавров дошкольного и начального образования // Самарский научный вестник. 2013. № 1 (2). С. 46-48.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Старостина Ю.А. Форсирование развития ребенка дошкольного возраста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 204-207.

18. Науменко А.В. Кросскультурная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 4. С. 193-198.

19. Кондаурова И.К., Кулибаба О.М. Профессионально-методическая подготовка учителя математики к обучению детей с особыми образовательными потребностями // Профессиональное образование. Столица. 2008. № 3. С. 32-33.

20. Брыксина О.Ф. О подготовке будущих педагогов к культурно-просветительской деятельности: организация взаимодействия родителей с детьми в сети Интернет // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 30-33.

21. Величко Ю.В. Основные направления развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях современной системы образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 2. С. 65-68.

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY AS A TOOL NEW FORMAT

INTERACTION PRESCHOOL ORGANIZATIONS AND FAMILIES IN THE SOCIALISATION

OF THE CHILD WITH MENTAL RETARDATION

© 2014

L.A. Remezova, candidate of pedagogical Sciences, associate professor of Special Education and Special

Psychology Faculty of Special Education

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia) I.Yu. Sirik, teacher pathologist A.A. Lukomskaya, teacher pathologist

Municipal budget educational institution Child Development Center kindergarten № 121 _city of Samara (Russia)_

Annotation: This paper deals with the problem solving process of socialization of preschool children in kindergarten joint action and family. The ways of optimizing the socializing effects through the use of information and communication technologies, the main components in the areas of work with the family, raising a child with mental retardation in his socialization.

Keywords: information and communication technologies, preschool children with mental retardation, socialization, preschool educational organization, family interaction and partnership.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.