Научная статья на тему 'Информационно-коммуникационная культура младших школьников'

Информационно-коммуникационная культура младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
392
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ (ОБОБЩЕННЫЕ) УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД) / СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ / ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ / ПОИСК / УСВОЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА / INFORMATION AND COMMUNICATION CULTURE / UNIVERSAL (GENERALIZED) LEARNING OPERATIONS / CONTENT OF INFORMATION AND COMMUNICATION CULTURE / FORMS OF PRESENTING INFORMATION / SEARCH / ACQISITION AND APPLICATION OF INFORMATION / COMMUNICATIVE OPERATIONS / COMMUNICATIVE QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камень М.Е.

В статье ставится вопрос об информационнокоммуникационной культуре учащихся начальной школы. Автор описывает содержательную модель информационно-коммуникационной культуры. Базовыми элементами данной модели являются: универсальные учебные действия, умение представлять информацию в разной форме, коммуникативные умения, основы компьютерной грамотности. Эти базовые элементы подтверждаются примерами из учебников для начальной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND COMMUNICATION CULTURE OF PRIMARY SCHOOL PUPILS

The article addresses the question of information and communication culture of primary school pupils. The author describes the content of information and communication culture and presents the following as the fundamental elements of this model: universal learn ing operations, ability to present information in different forms, communicative skills, basics of computer competence. The author also gives examples of these elements taken from primary school textbooks.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникационная культура младших школьников»

$

нию их профессионального самоопределения в образовательном процессе.

Применение мультимедийных технологий, презентаций, подготовленных проектов, создание сайта как результата проектной деятельности - все это является содержанием проектной деятельности подростков в процессе их профессионального самоопределения.

Содержательно это проявляется в успешном выполнении, защите подростками своего творческого проекта, который формирует у них самоуважение, учит видеть себя человеком, обладающим положительными качествами, целеустремленным и социально значимым, что является важным в освоении подростками взрослых социальных ролей и способствует формированию у них «чувства взрослости» как личностного новообразования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Глаголева Н.Н. Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://srp.kspu.rU/4.doc.

2. Гурова Е.В. Голерова ОА. Проблемы формирования профессионального самоопределения у воспитанников учреждений для детей-сирот [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: ^Мр^/шшш. tovievich.ru.

3. Диган Д., Матюхина П., Матяш Н, Хохлова Т. Реализация концепции предпрофильной подготовки в общеобразовательных учреждениях: Ме-тодич. рекомендации - Брянск: БИПКРО, 2005.

4. Жафяров АЖ. Предпрофильная подготовка на средней ступени общего образования // Профильная школа. - 2004. - № 3.

5. Колесников Н, Ермолаева О. Профориентация и предпрофильная подготовка // Народное образование, 2004. - № 1.

6. Концепция профильного обучения на старшей ступени школьного образования: Приложе-

ние к Приказу Минобразования России от 18 июля 2002 г. № 2783 // Директор школы. -2002. - № 8.

7. Кузнецова О.В. Предпрофильная подготовка как начальный этап личностного и профессионального самоопределения в подростковом возрасте: Тезисы доклада // Детский психолог [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.childpsy. ru/index.php?view = articles&item = 1702&cat=6&full= yes.

8. Леонтьев ДА, Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. - 2001. - № 1.

9. Матяш Н.В. Проектная деятельность школьников: Моногр. - Москва: Высшая школа, 2000.

10. Матяш Н.В. Проектное образование: Учеб.-методич. пособие. - М. Академия, 2008.

11. Матяш Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования // Педагогика. - 2000, № 4.

12. Немова В.В. Управление введением системы предпрофильного обучения девятиклассников: Учеб.-методич. пособие. - М.: АПК и ПРО, 2004.

13. Пархоменко Е.И. Формирование у учащихся профессионального самоопределения в процессе творческой проектной деятельности: Дис. ... канд. пед. наук, Новокузнецк, 2000.

14. Чистякова С.Н. Самоопределение личности школьника в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://sputnik. master-telecom.ru/Docs_24/Pedsovet/Vopros2/ Chist.doc.

15. Шабанов АА. Проблемы формирования жизнестойкости у детей, лишенных родительского попечения [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.tovievich.ru.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

INFORMATION AND COMMUNICATION CULTURE OF PRIMARY SCHOOL PUPILS

М.Е. Камень

В статье ставится вопрос об информационно-коммуникационной культуре учащихся начальной школы. Автор описывает содержательную модель информационно-коммуникационной культуры. Базовыми элементами данной модели являются: уни-

Kamen M.Ye.

The article addresses the question of information and communication culture of primary school pupils. The author describes the content of information and communication culture and presents the following as the fundamental elements of this model: universal learn-

ф

версальные учебные действия, умение представлять информацию в разной форме, коммуникативные умения, основы компьютерной грамотности. Эти базовые элементы подтверждаются примерами из учебников для начальной школы.

Ключевые слова: информационно-коммуникационная культура, универсальные (обобщенные) учебные действия (УУД), содержательная модель информационно-коммуникационной культуры, форма представления учебно-познавательной информации, поиск, усвоение и применение информации, коммуникативные действия, коммуникативные качества.

ing operations, ability to present information in different forms, communicative skills, basics of computer competence. The author also gives examples of these elements taken from primary school textbooks.

Keywords: information and communication culture, universal (generalized) learning operations, content of information and communication culture, forms of presenting information, search, acqisition and application of information, communicative operations, communicative qualities.

На современном этапе развития общества на первый план выдвигается проблема взаимодействия образования и культуры, которая может быть решена в процессе формирования информационно-коммуникационной культуры личности. Эта социально-педагогическая проблема многоаспектна, процесс ее решения носит длительный характер. Основы информационно-коммуникационной культуры школьников должны быть заложены в начальной школе.

Мы, основываясь на определениях понятий «культура», «информация», «коммуникация» (Р. Гиляревский, А. Михайлов, А. Урсул, Г. Щербицкий и др.) определяем информационно-коммуникационную культуру как совокупность знаний, умений и навыков поиска, получения, обработки, усвоения, применения информации и качеств личности, необходимых ей для организации диалога, обмена информацией.

На основе анализа литературных источников нами была разработана содержательная модель информационно-коммуникационной культуры. Для ее разработки ключевой задачей явилось выделение ее базовых элементов с учетом возрастных особенностей учащихся начальной школы, выяснение того, каким содержанием они наполнены и по каким признакам они проявляются в учебно-познавательной деятельности младших школьников, какие взаимосвязи существуют между этими элементами.

Рассмотрим базовые элементы содержательной модели информационно-коммуникационной культуры младших школьников и проиллюстрируем их, опираясь на материал учебников учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа», разработанного по заказу РАО коллективом авторов [1; 2; 3; 4].

1. Комплекс взаимосвязанных приобретенных знаний и умений, необходимых для успешного усвоения других предметных знаний и умений.

Пример 1. Во втором классе на уроках по окружающему миру учащиеся учатся работать с таблицей, которая является средством представления обобщенной информации. Они учатся заполнять столбцы, строки, ячейки. Эти же умения необходимы и на уроках информатики во втором классе. В третьем классе на уроках

математики таблица выступает как другая форма записи краткого условия задачи.

Пример 2. Во втором классе на уроках по развитию речи дети знакомятся с понятием «план», учатся составлять простой и сложный план по прочитанному тексту, а на уроках по окружающему миру они применяют полученные умения при составлении плана сообщения по результатам проведенных практических работ. К четвертому классу план становится составной частью научного сообщения младших школьников.

Пример 3. Начиная с первого класса, на уроках литературного чтения дети осваивают такой вид чтения, как смысловое чтение. Его формированию способствуют такие виды работы, как цветовое маркирование текста, ответы на вопросы, выборочное чтение, подтверждение той или иной точки зрения цитатой из текста. Во втором классе в ходе выполнения учебно-практических работ по математике смысловое чтение выступает как условие успешного выполнения данного вида учебных заданий.

2. Умение представлять информацию в любой (разной) форме.

Пример 1. Данное умение формируется на уроках информатики и математики. Учебник информатики авторов Е.П. Бененсон и А.Г. Паутовой учит составлять простой список объектов, многоуровневый список, а также знакомит с такой формой записи информации, как таблица. А.Л. Чекин, автор учебника математики УМК «Перспективная начальная школа», дает разные способы записи условия задачи: и в виде краткой записи, и в виде таблицы, и путем построения диаграммы.

Пример 2. В четвертом классе учащиеся знакомятся со следующими способами систематизации знаний:

- опорный конспект (информатика и ИКТ, 2 часть),

- таблица-схема (окружающий мир),

- обобщенный алгоритм решения учебной задачи (русский язык).

3. Умение находить общие решения и составлять программы совместной деятельности.

Пример 1. Начиная с первого класса широко используются парные и групповые формы организации учебной деятельности. Учебники комплекта «Перспективная начальная школа» включают задания такого вида: поменяй-

#

тесь тетрадями и проверьте работу друг друга; договоритесь, кто какую часть задания будет выполнять; подготовьте совместное выступление перед детьми более младшего возраста; выполните коллективную проектную работу по теме...

4. Основы компьютерной грамотности младших школьников.

Пример. В настоящее время компьютерной грамотности уделяется большое внимание. По новому базисному плану в начальных классах школ ведется информатика. Созданы учебники, помогающие учащимся 2-4-х классов овладеть навыками работы как с информацией, так и непосредственно с компьютерами [3; 5-7].

Современные требования, предъявляемые обществом и государством к образованию, выдвигают на первый план требования к результатам обучения, связанные не только с формированием предметных умений и навыков, но и с формированием универсальных учебных действий (УУД). Результаты проведенного нами исследования по проблеме формирования информационно-коммуникационной культуры младшего школьника позволяют выделить следующие виды УУД:

1) личностные - позволяют формировать Я-концеп-цию младшего школьника и решить воспитательные задачи образовательного процесса ;

2) регулятивные - направлены на формирование учебной деятельности, что способствует развитию волевой саморегуляции и решению проблемы преемственности начального и основного образования;

3) познавательные - способствуют развитию психических процессов, уровень развития которых определяет степень интеллектуального развития школьника и решает задачи развивающего обучения;

4) знаково-символические - учат преобразованию объекта из чувствен-ной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

5) коммуникативные - обеспечивают формирование социальных компе-тенций. При этом к коммуникативным видам деятельности мы относим:

- учебное сотрудничество с учетом позиции разных участников коммуникации;

- принятие разных точек зрения;

- согласование коллективных усилий по достижению общих целей;

- организацию и планирование совместной деятельности;

- коммуникативно-речевые действия, являющиеся средством передачи информации;

- коммуникативно-речевые действия, направленные на формирование рефлексии;

Таким образом, процесс формирования информационно-коммуникационной культуры младших школьников базируется на организации таких информационно-познавательных процессов, как поиск информации, ее получение, восприятие, обработка (анализ и синтез), селекция (отбор) и применение, что позволяет выработать ценностные качества личности (активность, любознательность, самостоятельность, логическое мышление).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов СА. Окружающий мир: Комплект учебников: 1-4 классы. - М.: Академкнига, 2008.

2. Каленчук МЛ, Чуракова НА. Малаховская О.В. Русский язык: Комплект учебников: 1-4 классы. - М.: Академкнига, 2008.

3. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ: Комплект учебников: 2-4 классы. - М.: Академкнига, 2008.

4. Чекин А.Л. Математика.: Комплект учебников: 2-4 классы. - М.: Академкнига, 2008.

5. Горячев А.В. и др. Информатика и ИКТ: Комплект учебников: 3-4 классы. М.: Баласс, 2008.

6. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Информатика и ИКТ: 3-4 классы. М.: Бином, 2006.

7. Семенов АЛ, Рудченко ТА. Информатика». 3-4 классы. М.: Просвещение, 2008.

8. Урсул АД. Информация. Методологические аспекты. - М.: Наука, 1971.

9. Щербицкий Г.И. Информация и познавательные потребности. - Минск: Изд-во БГУ, 1983.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.