Научная статья на тему 'Информационно-коммуникативные технологии в журналистике и ответственность сми как мера противодействия угрозам безопасности в условиях информационных атак против России'

Информационно-коммуникативные технологии в журналистике и ответственность сми как мера противодействия угрозам безопасности в условиях информационных атак против России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1867
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЖУРНАЛИСТИКЕ / ОТВЕТ-СТВЕННОСТЬ СМИ ЗА ПРОТИВОПРАВНУЮ ИНФОРМАЦИЮ / МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ УГРОЗАМ БЕЗО-ПАСНОСТИ РОССИЙСКИХ СМИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ АТАКИ ПРОТИВ РОССИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN JOURNALISM / MEDIA RESPONSIBILITY FOR ILLEGAL INFOR-MATION / MEASURES TO COUNTER THREATS TO THE SECURITY OF RUSSIAN MEDIA / INFORMATION ATTACKS AGAINST RUSSIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ступаков Валерий Иванович, Петрова Галина Владиславовна

В статье рассмотрены современные информационно-коммуникативные техно-логии в журналистике и ответственность СМИ как мера противодействия угрозам безо-пасности в условиях развернутых западными СМИ информационных атак против России. Анализируя роль коммуникативных технологий в СМИ, авторы изучают современную жур-налистику как феномен информационной конвергенции. Отмечена необходимость едино-образных подходов в законодательстве и на практике к регулированию различных аспек-тов электронной журналистики, синтетической журналистики с точки зрения теории и пер-спектив развития современных мультимедийных СМИ. Мониторинг СМИ необходим как мера противодействия проникновению информации, опасной для России, ее власти, наро-да и общества в целом. Отмечена негативная роль США в манипулировании СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Ступаков Валерий Иванович, Петрова Галина Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information and communication technologies in journalism and media responsibility as a measure of countering security threats in the context of information attacks against Russia

He article considers modern information and communication technologies in journalism and me-dia responsibility as a measure of counteraction to security threats in the context of information attacks against Russia deployed by Western media. Analyzing the role of communicative technologies in the me-dia, modern journalism is seen as a phenomenon of information convergence. The necessity of uniform ap-proaches in the legislation and in practice to regulation of various aspects of electronic journalism, synthetic journalism from the point of view of the theory and prospects of development of modern multimedia media was noted. It is noted that media monitoring is necessary as a measure of countering the penetration of in-formation that is dangerous for Russia, its authorities, the people and society as a whole. The negative role of US in manipulating the media was noted

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникативные технологии в журналистике и ответственность сми как мера противодействия угрозам безопасности в условиях информационных атак против России»

Информационно-коммуникативные технологии в журналистике и ответственность СМИ как мера противодействия угрозам безопасности в условиях информационных атак против России

СТУПАКОВ ВАЛЕРИЙ ИВАНОВИЧ,

Заведующий кафедрой конституционного и административного права Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, доцент, кандидат юридических наук ПЕТРОВА ГАЛИНА ВЛАДИСЛАВОВНА,

Заместитель директора Института проблем безопасности СНГ, руководитель Центра международно-правовых и политических проблем евразийского сотрудничества, профессор МГИМО(У) МИД России, доктор юридических науки

Аннотация: В статье рассмотрены современные информационно-коммуникативные технологии в журналистике и ответственность СМИ как мера противодействия угрозам безопасности в условиях развернутых западными СМИ информационных атак против России. Анализируя роль коммуникативных технологий в СМИ, авторы изучают современную журналистику как феномен информационной конвергенции. Отмечена необходимость единообразных подходов в законодательстве и на практике к регулированию различных аспектов электронной журналистики, синтетической журналистики с точки зрения теории и перспектив развития современных мультимедийных СМИ. Мониторинг СМИ необходим как мера противодействия проникновению информации, опасной для России, ее власти, народа и общества в целом. Отмечена негативная роль США в манипулировании СМИ.

Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии в журналистике, ответственность СМИ за противоправную информацию, меры противодействия угрозам безопасности российских СМИ, информационные атаки против России

Information and communication technologies in journalism and media responsibility as a measure of countering security threats in the context of information attacks against Russia

STUPAKOV VALERY IVANOVICH

Head of the chair of constitutional and administrative law of the Institute of International law and economy named after A.S. Griboedov, candidate of legal sciences PETROVA GALINA VLADISLAVOVNA

Deputy Director, Institute of problems of safety of the CIS, Head of the centre for international legal and political issues Eurasian cooperation, doctor of law sciences, professor MGIMO(U) MFA Russia

Abstract: The article considers modern information and communication technologies in journalism and media responsibility as a measure of counteraction to security threats in the context of information attacks against Russia deployed by Western media. Analyzing the role of communicative technologies in the media, modern journalism is seen as a phenomenon of information convergence. The necessity of uniform approaches in the legislation and in practice to regulation of various aspects of electronic journalism, synthetic journalism from the point of view of the theory and prospects of development of modern multimedia media was noted. It is noted that media monitoring is necessary as a measure of countering the penetration of information that is dangerous for Russia, its authorities, the people and society as a whole. The negative role of US in manipulating the media was noted.

Key words: information and communication technologies in journalism, media responsibility for illegal information, measures to counter threats to the security of Russian media, information attacks against Russia

Современная журналистика как феномен информационной конвергенции.

Развитие цифровой экономики и современных коммуникативных технологий активизируют роль современной журналистики как способа обеспечения общественных коммуникативных связей. Роль журналистики в средствах массовой информации (СМИ) изменяется под влиянием реалий формирования информационного общества.

Развиваются классические формы журналистской деятельности, появляются и новые формы синтетической журналистики. Трансформируются журналистские приемы сбора, анализа, обеспечения безопасности информации в процессе формирования цифровой экономики с использованием современных коммуникативных технологий. Однако в условиях развернутой западными СМИ информационной войны против России требуются новые подходы к осмыслению роли СМИ в обеспечении безопасности российского информационного пространства.

Фактическое разделение секторов журналистской информационной деятельности по видам коммуникативных технологий приводит к разработке и масштабному внедрению новых приемов распространения информации, например, инфографики как особого синтетического журналистского жанра, изложения однотипных сведений, представленных в разных жанрах, чтобы дать максимально емкое визуальное представление об информации, данных и знаниях.

Оптимизация ускоряющих дистанционных способов передачи информации в СМИ рассматривается в аспекте оформления отношений обеспечения информационной безопасности, правовая основа которой требует регламентации данных и подобных отношений, оформляемых различными электронными способами. Она явно нуждается в модернизации, поскольку информационно-коммуникационная среда журналистики, и прежде всего существование сети Интернет, видятся не

лишенными преимущественно технической специфики. Однако правовая унификация на международном, интеграционном региональном и национальном уровне, например СНГ, ЕАЭС, БРИКС, не менее важна.

Повседневное использование СМИ «Всемирной паутины» сопровождается рекомендациями к началу скорейшей ее модернизации в целях не только совершенствования скоростей оборота информации, но и обеспечения информационной безопасности.

Регулирование сети Интернет в силу многообразия коммуникативных связей и иных средств общения через интернет-СМИ, которые могут создавать угрозы неправильного восприятия, искажения, потери журналистских материалов, требует совершенствования оперативных свойств этих электронных коммуникаций для их использования СМИ.

Как следствие, сама эволюция информационных технологий становится слишком разно-аспектной, многовариантность электронных ресурсов подразумевает аналогичную разнофак-торность внедрения дистанционных цифровых форм интернет-СМИ, а также журналистских форм электронной работы.

Даже традиционная журналистская форма интервью, обзора, эссе, комментария и другого вида материалов все чаще указывает на выполнение работ, оказание услуг дистанционным образом, независимо от места нахождения журналиста. Через Интернет СМИ часто становятся полноправными участниками нормотворческого процесса, обеспечивая финальную стадию обсуждения какого-либо актуального законопроекта, оперативно доставляя информацию об этом практически в любую точку мира. Таким образом, синтетическая электронная журналистика на самом деле наделяется едва ли не всеми признаками эффективного оптимизирующего спосо-

ба реализации коммуникативных связей между гражданами общества, даже подчиненными различным юрисдикциям.

Развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), включая ИКТ в СМИ, особенно актуально в сотрудничестве государств - участников ЕАЭС, СНГ, БРИКС в построении и развитии информационного общества.

Вместе с тем, на фоне дифференциации различных информационно-коммуникативных систем государств и территорий квалификация основополагающих для электронной журналистики и ее информационной безопасности понятий во внутреннем законодательстве той или иной страны приводила и до сих пор приводит к сущностным разночтениям.

Дифференциация различных правовых информационно-коммуникативных систем во внутреннем законодательстве разных государств порождают разночтения в регулировании прав и обязанностей журналистов, защиты и ответственности СМИ, возникающих в процесс обмена и оборота электронной информации.

Часто возникают и вопросы с подтверждением достоверности и авторства журналистской информации в СМИ при ее размещении на интернет-порталах СМИ. Это также связано с определением места происхождения сетевых про-

вайдеров, операторов электронных систем коммерческой организации, оказывающей интернет-услуги, особенно если у работающих на компанию журналистов в электронной среде места регистрации, нахождения коммерческого предприятия отличаются от фактического местонахождения.

Хотя поиск единообразных подходов к регулированию различных аспектов электронной журналистики всегда отличался весьма прогрессивным характером, это одна из задач, которую государства - члены интеграционных сообществ ставили перед своими межгосударственными органами. В частности, данный вопрос нашел отражение в Стратегии сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в построении и развитии информационного общества на период до 2025 года и Плане действий по ее реализации, утвержденных 26 октября 2016 г. в Минске на заседании Совета глав правительств СНГ. Связь различных видов журналистской интернет-деятельности с возникновением у СМИ и перед СМИ обязательств по обеспечению не только достоверности, но и безопасности информации порождает необходимость учитывать различные аспекты электронной, синтетической, визуальной техники журналистики как феномена информационной конвергенции.

Коммуникативные связи

в синтетической журналистике:

достоинства и недостатки в контексте безопасности

В Российской Федерации с 1 августа 2014 г. вступила в силу Конвенция ООН «Об использовании электронных сообщений в международных договорах» 2005 г., которая касается и обмена информацией между СМИ как пользователями Интернета.

Принятие международных соглашений в сфере информационного обмена СМИ электронной информацией порождает необходимость совер-

шенствовать организацию журналистского сообщества в целях его защиты и безопасности. Такие соглашения предоставляют СМИ известную гибкость в плане идентификации отправителя информации, сообщения, предлагают детальную регламентацию и формы передачи электронных сообщений.

Синтез журналистских идей представляет собой симбиоз новых форматов интернет-техноло-

гий с применением в числе прочих мер информационного дизайна, экспресс-анализа, кибер-скоростного Интернета, визуального графического моделирования и других инноваций по сбору и предоставлению информации через Интернет-порталы. В рамках формирования цифровой экономики и цифрового общества, определенных на перспективу до 2030 г. российскими актами законодательства и документами ЕАЭС, СНГ, БРИКС, важным является поиск новых коммуникативных технологий повышения эффективности СМИ для распространения позитивной социально-экономической и политической информации среди населения, вовлеченного в кибер-пространство электронных расчетов, торговли, финансовых услуг и политики.

Синтетическую журналистскую деятельность в СМИ предлагается определить как особый жанр интернет-журналистики, отражающий синтез нескольких журналистских жанров с использованием как классических приемов доставки материала, так и суперскоростных инновационных подходов. К последним относятся инфо-графика, визуальные средства комплектации информации, виртуальные и реальные приемы цифрового кодирования информации о разных мероприятиях с использованием высоких информационно-коммуникативных технологий. Доставка, комплектование, сортировка по порталам информации СМИ осуществляются путем передачи информации, подготовленной, отправленной, полученной или хранимой с помощью электронных, оптических или аналогичных средств, включая электронный обмен данными, электронную почту и иными.

Обеспечение информационной безопасности СМИ Российской Федерации должно быть заложено при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации. Недопустимо установление условий для недобросовестной конкуренции СМИ через преимущества применения одних информационных технологий перед другими, особенно при

создании и эксплуатации государственных информационных систем.

Дистанционный и технологический характер интернет-журналистики в электронных СМИ при определении условий информационной безопасности данных обуславливает необходимость контроля достоверности журналистских электронных сообщений из систем, которые являются базовыми хранителями этих сообщений. Для уточнения статуса конкретного электронного СМИ представляется целесообразным определить информационную систему интернет-журналистики как взаимосвязанную совокупность средств и методов, используемых для подготовки, отправки, получения и хранения проверенной и достоверной информации, не представляющую угрозу информационной безопасности.

В условиях повсеместного распространения информационно-коммуникационных технологий, с помощью которых возможно осуществление электронного обмена журналистской информацией одновременно в разных концах света, неизбежны возникновение проблем и споров относительно объема прав и ответственности СМИ и, как следствие, затруднение ввиду особой дистанционной специфики осуществления таких трансграничных информационных отношений в СМИ разных стран мира.

Необходимо на законодательном уровне дать более четкое определение защищаемой журналистской интернет-информации, которая базируется на защищенных технологических системах страхования от риска внедрения недружественных информационных потоков, нарушения работы провайдеров и операторов электронных систем, особенно с развитием цифровой экономики и цифрового общества.

Коммуникативные связи в журналистике становятся комплексной проблемой, затрагивающей технические, гуманитарные, психологические управленческие, военно-стратегические и другие сферы информационного общения, требующие обеспечения безопасности.

В рамках информационного сотрудничества стран ЕАЭС и СНГ роль СМИ заключается в создании объединенной информационной инфраструктуры информационного отмена с использованием современных коммуникативных связей для размещения, распространения, достав-

ки, обновления (корректировки) аналитической, обзорной, системно-цифровой и статистической информации при использовании разных жанров цифровой конвергенции, отражающих национальные социокультурные традиции и иные формы мировоззрения народов СНГ.

Теоретические основы и перспективы развития современных мультимедийных СМИ

Согласно одной из классификаций жанры журналистики подразделяются на информационные, художественно-публицистические и аналитические. Также жанры журналистики нужно подразделять на оперативные новости (все виды заметок), исследовательские новости (рецензии, корреспонденция и комментарии), оперативно-исследовательские материалы (отчеты, репортажи, интервью), исследовательские образцы (фельетоны и эссе), научно-исследовательские статьи.

Известный советский журналист С.М. Гуревич отмечал, что журналистские жанры подразделяются на новостные, информационные, диалогические, эпистолярные, ситуативно-аналитические, сатирические и художественно-публици-стические1.

Теоретические основы, тенденции и перспективы развития современных мультимедийных СМИ позволяют говорить о наличии не только классической, но и синтетической журналистики, которая появилась как синтез журналистских жанров в результате развития информационно-коммуникационных технологий. Как пишет Г.В. Лазутина, «синтез жанров в журналистике рассматривается как комплексный процесс, осуществляемый сразу в нескольких пространственных измерениях

для обозначения взаимодействия и объединения различных каналов и средств связи в условиях развития мультимедийных процессов и информационных супермагистралей, совершающихся благодаря широкому внедрению новых технологий, обеспечивающих применение цифровой трансмиссии информации в коммутирующихся телекомпьютерных и телефонно-кабельных линиях»2. Наиболее типичную современную форму синтеза информационных жанров представляет Интернет, к которому подходят термины «новые медиа», «мультимедийные СМИ».

Как пишут Е.И. Горошко и Е.А. Землякова, «в Интернет объединяются все типы цифровой информации и медиаконтентов, интегрирующихся телекоммуникационных, компьютерных сетях и медиа. Цифровой формат содержания позволяет осуществлять его распространение в различных формах независимо от конкретной индустрии СМИ и технологических платформ. Некоторые исследователи обращают внимание на то, что посредством одной и той же технологической платформы осуществляется доступ к прежде различным типам СМИ - теле- и радиопрограммам, газетным и журнальным материалам. Возникающая многофункциональность конвергентных носителей предоставляет потребителям новые пре-

1 Гуревич С.М. Основы научной организации журналистского труда: учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1987; Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000; Свитич Л.Г. Журнализм в системе глобальных информационно-креативных процессов. М., 2002.

2 Лазутина Г.В. Указ. соч.

имущества, закладывая возможность получения всех СМИ посредством „одного экрана"»1.

Г.Н. Трофимова отмечает, что в «Интернете возникают собственно сетевые жанры, использующие возможности новых информационных технологий, которые отражают структурированную иерархическую систему, все тексты которой можно подразделить по критерию самобытности на жанры исконно сетевые (жанры неспециального общения, например блоги) и перемещенные в сеть из традиционной реальности (материалы, специально переведенные в цифру)»2.

Как пишет Е.Л. Варганова, «важнейшее последствие технологического развития конвергенции заключается в значительном обогащении информации, распространяемой посредством сетей. В текущем столетии конвергентное содержание СМИ означает не только текст и картинка, но уже мультимедийное цифровое содержание, распространяемое телекоммуникационными сетями, аудио-и видеопродукты высокого технического качества»3.

Одно из приоритетных направлений современного дизайна периодических изданий - тенденция к максимальной визуализации содержания. Визуальная коммуникация - передача сообщений, эстетически привлекательных, информативных, способных вызывать эмоциональный отклик у аудитории4.

Далее Е.А. Смирнова пишет: «Инфографику как особый синтетический журналистский жанр можно выделить по большому количеству однотипных сведений, изложенных в разных жанрах, чтобы дать визуальное представление об инфор-

, \Г »4 ^«йрглг. .-л, ^

1

мации, данных и знаниях. Метод создания инфо-графики достаточно специфичен, поскольку требуется объединение усилий журналиста, предоставляющего сведения, дизайнера, эти сведения визуализирующего»5.

На основе анализа теоретических исследований в области классической и синтетической журналистики можно сказать, что виды творческой деятельности журналиста разнообразны, о чем говорят монографии и учебные пособия6. Однако многие базовые положения классической журналистики как деятельности в системе СМИ определены не только на теоретическом уровне, но и на законодательном уровне.

Переходя от теоретических основ журналистики к ее правовому регулированию, следует сказать, что нормы законодательства отражают современные мультимедийные тенденции профессиональной деятельности журналистов в этой области, включая информационно-коммуникационные технологии цифрового общества, в котором работают СМИ.

1 Горошко Е.И., Землякова Е.А. Виртуальное жанроведение: становление теоретической парадигмы // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации» (Харьков, Украина). 2011. Т. 24 (63). № 1. Ч. 1. С. 226.

2 Трофимова Г.Н. Языковой вкус интернет-эпохи в России: Функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты. М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2009. С. 147.

3 Вартанова Е.Л. К чему ведет конвергенция СМИ. М.: Аспект Пресс, 1999.

4 Смирнова Е.А. Инфографика в системе журналистских жанров // Журналистика. Вестник ВолГУ. Серия 8. 2012. Вып. 11. С. 96. http://www.volsu.ru/struct/generalservices/publish/vestniki/lastmagazine/ser-8-l

5 Там же. С. 93.

6 Мицкевич И.В. Учебно-методическое пособие по курсу «Теория и методика журналистского творчества». Ростов н/Д, 2014. http://open-edu.rsu.ru/files/OTDZ_str.pdf

Однако в условиях визуализации трансграничных электронных средств обмена информацией между журналистскими сообществами, взаимозависимости систем западных провайдеров СМИ и глобальных управленческих центров США

со стороны западных СМИ идет системное проникновение скрыто-агрессивной информации с двойными стандартами воздействия на журналистское сообщество с целью дискредитации России, ее власти, народа и общества в целом.

Мониторинг СМИ как мера противодействия проникновению информации, опасной для России, ее власти, народа и общества в целом

Редакторская деятельность означает корректировку журналистских текстов по стандартным требованиям для СМИ, установленным для оценки степени качества и готовности материала для СМИ. Различные параметры контроля за СМИ установлены Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 г. № 228 (ред. от 2 октября 2017 г.) «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций», утвердившим Положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Организационная работа в СМИ, как и другая журналистская деятельность, должна соответствовать ст. 4 Закона РФ «О средствах массовой информации», запрещающей злоупотребление свободой массовой информации1.

Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а так-

же материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань2.

Запрещается использование в радио-, теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье, а равно распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»3, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена4.

Статья 49 об обязанностях журналиста в Законе «О средствах массовой информации» уста-

1 Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 (ред. от 25 ноября 2017 г.) «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 января 2018 г.). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511

2 Пункт 1 ст. 4 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511

3 Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511

4 Пункт 2 ст. 4 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1.

навливает, что журналист обязан: соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях; проверять достоверность сообщаемой им информации; сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника и выполнять другие обязанности1.

Информационно-коммуникативная классическая журналистская деятельность предполагает обработку источников информации на национальном и иностранных языках с использованием форматов интернет-сайтов международных организаций ООН и других субъектов международных отношений, выявление коммуникативных технологий для интервью с интересующими лицами, присутствие на международных форумах и конференциях для сбора материалов и интервью. Однако запись выступления лица или интервью с ним должны быть согласованы с этим лицом и не могут быть скрыты от лица.

Статья 50 о скрытой записи Закона «О средствах массовой информации» устанавливает, что распространение сообщений и материалов, подготовленных с использованием скрытой аудио-и видеозаписи, кино- и фотосъемки, допускается, если это не нарушает конституционных прав и свобод человека и гражданина; необходимо для защиты общественных интересов и приняты меры против возможной идентификации посторонних лиц; демонстрация записи производится по решению суда2.

Классическая аналитическая журналистская деятельность включает составление аналитических обзоров по актуальным проблемам современного общества, постановку проблем и поиск путей их решения методами журналистского обзора фактов, концентрацию усилий коллектива журналистов на привлечении широких кругов СМИ и общественности для журналистского расследования.

Как информационно-поисковая, так и информационно-аналитическая журналистская деятельность опираются на принципы распространения, обмена, раскрытия, использования, защиты информации, установленные законодательством для всех пользователей информации.

Согласно ст. 47 Закона «О средствах массовой информации» журналист имеет право искать, запрашивать, получать и распространять информацию; посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы; быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации; получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну и другие права3.

Таким образом, новые векторы развития современных мультимедийных СМИ позволяют говорить о формировании синтетической журналистики, которая отражает синтез журналистских жанров с использованием инфографики, визуальных средств компоновки информации, виртуальных приемов цветового и музыкального сопровождения информации о разных мероприятиях (даже политического межгосударственного уровня), что является результатом развития высоких информационно-коммуникационных технологий цифрового общества и цифровой экономики.

Обеспечение информационной безопасности СМИ Российской Федерации должно быть заложено при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации. Недопустимо установление условий для недобросовестной конкуренции СМИ через преимущества применения одних информаци-

1 Статья 49 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1.

2 Статья 50 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1.

3 Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1.

онных технологий перед другими, особенно при создании и эксплуатации государственных информационных систем.

Существует целый ряд вопросов в журналистике, которые до сих пор остаются открытыми и по которым еще не приняты дополнительные нормативно-правовые акты. Таково, например, регулирование раскрытия особо важной политиче-

ской и экономической информации, которая работает как инсайдерская информация, влияющая на отношения финансовых рынков. Это касается сферы распространения данных о раскрытии информации о деятельности фондовых, валютных бирж, торгов, аукционов, которые вправе размещать в СМИ только информацию в соответствии с законодательством в конкретной сфере.

Опыт деятельности СМИ США как негативный пример агрессивного манипулирования СМИ для дезинформации населения

В начале декабря 2016 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин предложил запустить масштабную программу развития экономики нового технологического направления, так называемой цифровой экономики. В ее реализации необходимо опираться именно на российские компании, на исследовательские и инжиниринговые центры страны, поскольку это вопрос национальной безопасности и технологической независимости страны1.

Перед журналистами стран ЕАЭС и СНГ встала необходимость взглянуть на общепринятые приемы журналистики и ее жанры глазами интернет-журналистики и новых методологических концепций.

Журналисты все активнее переходят с полей политических баталий фракций и партий Госдумы РФ и Парламентов республик СНГ в электронные компоненты российской и евразийской цифровой экономики, которые будут внедряться в первую очередь в такие отрасли, как здравоохранение, образование, наука, промышленность, торговля, сельское хозяйство, транспорт, электроэнергетика, рынок финансовых услуг, коммунальные услуги (телемедицина, онлайн-обуче-ние, беспилотный транспорт, электронные расчеты, электронная коммерция и др.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 http://tass.ru/ekonomika/3830997

Складывается устойчивое мнение, что сеть Интернет формируется как свободное информационное, правовое, финансовое, социально-культурное пространство, свободное от государственного регулирования и контроля. Особенно привлекательными для населения являются простые и быстрые способы и формы обмена информацией, включая установление договорных отношений в сфере электронной торговли, покупки ценных бумаг, учета и отчетности доходов и движения капитала.

Однако расширение для журналистики возможностей использования коммуникативных функций интернет-общения, реализуя различные информативные жанры, содержит медиативные опасности недостоверности журналистской информации, подлога со стороны иностранных СМИ в условиях бесконтрольного цифрового общества. Сеть Интернет в значительной степени рассматривается СМИ США как информационный прием ведения гибридной войны для достижения глобального доминирования в мировом информационном пространстве.

Раньше других государств США под влиянием крупных корпораций в сфере военно-технической продукции и информационно-коммуникационных технологий продвигали идеи постепен-

ного отстранения государства и особенно СМИ от вмешательства в анализ политики и экономи-ки1. В США регулярно существует угроза полного отстранения «неугодных» журналистов и СМИ от комментариев на политические темы. Вместо свободной журналистики предлагаются «независимые» рейтинговые агентства, как СМИ, подчиненные власти транснационального капитала. В США уничтожается национальная окраска СМИ, целью которых является справедливость и защита народа, и пропагандируется «мир без границ».

Идеи открытого мирового общества и реформы современного государства, а также национальных СМИ, давно развиваются американскими учеными, например, Джорджем Соросом2.

Продвижение идей об ограничении участия государства в управлении экономикой и обществом, а СМИ - в освещении проблем общества, базируется на тезисе о неэффективности информации и государственного управления в «эпоху ошибок». Поэтому под воздействием таких идей цифровое общество и цифровая экономика могут выступать доминирующим цифровым анклавом управленческих процессов через Интернет, если только государство при поддержке СМИ, работающих на национальные интересы, не установит жесткий контроль над цифровым пространством.

Если снижается роль государства в контроле цифрового общества, то повышается роль СМИ. В случае когда власти осуществляют минимальное воздействие на отношения, возникающие в Сети, такое воздействие должно быть направлено на обеспечение конкурентной среды, защиты прав на объекты интеллектуальной собственно-

сти, защиты основ частной жизни и персональных данных, предотвращение мошенничества, обеспечение прозрачности операций, поддержку коммерческих отношений и транзакций, а также на упрощение процедур разрешения споров, вытекающих из отношений, возникающих в сети Интернет3.

СМИ США, располагая часто более точной информацией, чем суды, конкурируют в журналистских расследованиях с американской судебной системой. Поэтому травля СМИ и журналистов в США приобретает все больший размах, что мы можем видеть на примере Президента США Д. Трампа.

На основании вышесказанного можно подчеркнуть, что роль журналистики и СМИ при переходе к цифровой экономике и электронной коммерции увеличивается по мере роста необходимости защиты рядовых граждан от интернет-мошенников и обеспечения безопасности участников национальных товарных и финансовых рынков интернет-пространства.

Также следует отметить недостаточную правовую основу регламентации прав журналистов на

1 Основы глобальной электронной коммерции. США, 1997 г.; Закон США об охране авторских прав в цифровом тысячелетии (DMCA), 1998 г.; Закон США об унифицированных электронных сообщениях, 1999 г.; Закон США об электронных подписях в международной и внутренней торговле, 2000 г.

2 Сорос Д. Эпоха ошибок. Мир на пороге глобального кризиса. М.: Инфра-М, 2014; Сорос Д. Открытое общество. Реформируя глобальный капитализм. М.: Инфра-М, 2001 и др. https://www.livelib.ru/author/28426/top-dzhordzh-soros.

3 См. подробнее об этом: КозинецН.В. Проблемы международного сотрудничества в сфере регулирования трансграничной электронной торговли в контексте деятельности международных организаций // Актуальные проблемы российского права. 2016 № 4. С. 194-202; Козинец Н.В. Проблемы коллизионно-правового регулирования отношений, возникающих в сфере трансграничной электронной торговли // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2015. № 6. С. 6570. Козинец Н.В. Эволюция правового регулирования трансграничной электронной торговли в законодательстве США // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 9. С. 195-202.

достоверную информацию в интернет-сети в целом и в электронной торговли в частности. В российском законодательстве отсутствуют нормативные акты о сети Интернет, которые определяли бы правовой статус Сети, понятие сайта, формы интернет-отношений, кроме того отсутствует непосредственное нормативное регулирование способов, форм электронной торговли, регламентация электронных документов.

Новые жанры журналистской деятельности, такие как синтез идей, конвергенция способов подачи информации, как показывают социологические исследования, повышают роль СМИ в анализе общественной атмосферы добросовестности торговли и финансов. Это позволяет повысить эффективность борьбы с преступлениями, роль выступлений в печати, найти наиболее важные звенья в цепи формирования общественного мнения и управления им.

Процесс формирования и изменения политических позиций в обществе, а также процесс социальной адаптации и трансформации отдельных сегментов социума под воздействием СМИ протекает прямо и косвенно.

Прямая роль СМИ в выявлении интернет-правонарушений снижает масштабы компьютерной преступности прежде всего в кредитно-финансовой сфере, уменьшается число преступлений, связанных с нарушением конституционных прав и свобод человека и гражданина, в том числе в части, касающейся неприкосновенности частной

ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА

ПРОТИВ РОССИИ

собственности при обработке персональных данных с использованием информационных технологий. Роль СМИ в борьбе с преступностью растет, несмотря на новые методы, способы и средства совершения интернет-преступлений.

Журналистика как вид информационной деятельности показала, что состояние информационной безопасности в экономической сфере характеризуется недостаточным уровнем развития конкурентоспособных информационных технологий и их использования для производства продукции и оказания услуг. Остается высоким уровень зависимости отечественной информатизации от зарубежных информационных технологий в части, касающейся электронной компонентной базы, программного обеспечения, вычислительной техники и средств связи, что обусловливает зависимость социально-экономического развития Российской Федерации от геополитических интересов зарубежных стран1.

СМИ США активно манипулируют информацией по заказу Правительства США. Провал экономической политики Правительства США можно объяснять как его некомпетентностью или коррумпированностью, так и тяжелым наследием прошлого режима, неизбежностью трудностей в период реформирования, происками оппозиции или враждебных государств и т.п., поскольку у населения США отсутствуют защитные механизмы против манипулирования в области новой проблематики, по отношению к которой у него еще не сложилось мнение2.

Негативные последствия деятельности СМИ могут быть надежно и эффективно ограничены их общественной организацией, а важнейшими принципами демократической организации масс-медиа, как говорят аналитики США, являются плюрализм властей в обществе и плюрализм самих СМИ. Однако практика показывает, что этот плюрализм виртуальный. Несмотря на

1 См об этом подробнее: Жукова Н.А. Сравнительный анализ роли СМИ в современном политическом процессе России и США // Власть. 2007. № 11.

2 СМИ США - манипулирование информацией. 2016. http://textfighter.org/raznoe/Polit/Pugach/

то, что плюрализм властей означает разделение в обществе экономической, социальной, политической и информационной власти, СМИ США финансируются ТНК и работают на их глобальные интересы вопреки провозглашенной независимости журналистов.

Якобы «эффективному выполнению масс-медиа своих функций в обществе способствует их разнообразие и конкуренция в завоевании внимания и доверия аудитории, плюрализм СМИ может обеспечиваться как их многообразием, наличием в обществе многих информационных агентств, газет, радио- и телестанций, так и с помощью редакционной независимости теле- и радиопрограмм»1. Однако в реальности идут монополизация СМИ, разрушение добросовестности конкуренции, переход от независимости СМИ к их подчиненности государственно-частным информационным партнерства.

Синтез журналистских идей с применением информационного дизайна по сбору и предоставлению информации через интернет-порта-

лы в рамках цифровой экономики и цифрового общества является перспективной формой повышения эффективности СМИ для распространения позитивной социально-экономической информации среди населения, вовлеченного в киберпространство электронных расчетов, торговли, финансовых услуг и политики. Опыт СМИ США - скорее негативный пример манипулирования СМИ, чем пример плюрализма и свободы. Из опыта США можно взять законодательные меры защиты прав потребителей информационных услуг, оказываемых СМИ.

Нормативные правовые акты и литература

1. Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в области обеспечения информационной безопасности от 20 ноября 2013 г. г. Санкт-Петербург. http://pandia.ru/text/79/487/10582.php

2. Стратегии сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в построении и развитии информационного общества на период до 2025 года и План действий по реализации, утвержденный 26 октября 2016 г. в Минске на заседании Совета глав правительств СНГ https://docviewer.yandex.ru. http://www.rosbalt.ru/ world/2016/10/28/1562872.htm

3. Постановление Правительства РФ от 16 марта 2009 г. № 228 (ред. от 2 октября 2017 г.) «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, ин-

1 Там же.

формационных технологий и массовых коммуникаций». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_1511

4. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 (ред. от 25 ноября 2017 г.) «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 января 2018 г.). http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_1511

5. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_1511

6. Гуревич С.М. Основы научной организации журналистского труда: учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1987.

7. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000.

8. Свитич Л.Г. Журнализм в системе глобальных информационно-креативных процессов. М., 2002.

9. Трофимова Г.Н. Языковой вкус интернет-эпохи в России: Функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты. М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2009. С. 147.

10. Смирнова Е.А. Инфографика в системе журналистских жанров // Журналистика. Вестник ВолГУ. Серия 8. 2012. Вып. 11. С.96. http://www.volsu.ru/struct/ generalservices/publish/vestniki/lastmagazine/ser-8-l

11. Закон США об охране авторских прав в цифровом тысячелетии (DMCA). 1998 г.

12. Закон США об унифицированных электронных сообщениях. 1999 г.

13. Закон США об электронных подписях в международной и внутренней торговле. 2000 г.

14. Сорос Д. Эпоха ошибок. Мир на пороге глобального кризиса. М.: Инфра-М, 2014.

15. Сорос Д. Открытое общество. Реформируя глобальный капитализм. М.: Инфра-М, 2001. https:// www.livelib.ru/author/28426/top-dzhordzh-soros.

16. Козинец Н.В. Проблемы международного сотрудничества в сфере регулирования трансграничной электронной торговли в контексте деятельности международных организаций // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 4. С. 194-202.

17. Жукова Н.А. Сравнительный анализ роли СМИ в современном политическом процессе России и США // Власть. 2007. № 11.

18. СМИ США - манипулирование информацией. 2016. http://textfighter.org/raznoe/Polit/Pugach/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.