Г. П. Небаба
ИНФОРМАЦИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СОВРЕМЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Работа представлена кафедрой управления образованием Педагогического института Южного федерального университета. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор В. И. Мареев
В статье обоснована педагогическая целесообразность реализации возможностей средств информационно-коммуникационных технологий и определены перспективные направления ис-
396
Информационно-исследовательская деятельность преподавателя современного университета
пользования инновационных образовательных технологий для проектирования информационно-исследовательского ресурса преподавателя высшей школы.
Pedagogical practicability of management of the information-communication technologies' facilities is motivated in the article. The author determines perspective directions of new educational technologies' usage for designing of information-exploratory resource for a teacher of a higher educational institution.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. отмечается, что повышение профессионализма педагогов, формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни, - первостепенная задача, одно из необходимых условий модернизации образования в России. Динамично обновляющееся российское общество, нарастание объемов научной информации, реформирование отечественной образовательной системы объективно повышают требования к личности педагога, к теории и практике профессионально-педагогического образования.
В условиях локально-глобального ха-рактера развития универсума разрабатываются принципиально новые, неразрывно связанные с интегративными процессами концептуальные модели образования, основанные на новом представлении об информации, деятельности, личности, новых нормах поведения. Современная педагогическая наука сосредоточивает внимание на развитии профессионально-педагогической подготовки преподавателя системы многоуровневого образования в глобальном информационно-педагогическом пространстве, насыщенном научными коммуникациями (В. С. Степин, Е. А. Мамчур, В. С. Швырев, Н. В. Кузьмина, А. А. Греков, В. И. Загвязинский, Н. К. Сергеев, В. И. Мареев, Л. М. Сухорукова и др.).
Профессионально-педагогическая подготовка преподавателей высшей школы должна строиться с учетом новейших требований, быть школой развития системы обучения и личности педагога. Для успешного развития процесса информатизации образования и разработки информацион-
ных ресурсов в условиях многопрофильных высших учебных заведений должна быть положена гуманистическая ориентация ее основных целей. Конечной целью информатизации различных структур системы образования является построение в образовательных учреждениях информационных сред, гарантирующих возможность получения с достаточной оперативностью профессионально-педагогической и научной информации. Дальнейший прогресс в повышении качества подготовки специалистов, совершенствование научно-методической и научно-исследовательской деятельности современного вузовского комплекса возможны лишь с переходом к современным технологиям на базе сетевых компьютерных средств (И. В. Роберт, А. П. Афонин, А. П. Свиридов, И. И. Дзегеленок и др.).
Общие концепции и принципы построения глобального образовательного пространства провозглашены в декларациях международных организаций и конгрессов (Декларация ЮНЕСКО о высшем образовании, Болонское соглашение, Вашингтонский протокол и др.). В них подчеркивается необходимость построения в близком будущем открытого образовательного пространства, основанного во многом на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Таким образом, совмещены процессы формирования двух глобальных пространств - образовательного и информационного.
Принятие Национальной доктрины образования Российской Федерации и Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды» способствует решению основных целей системы образования России: созда-
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
ние программ, реализующих информационные технологии в образовании; подготовка высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития наукоемких технологий; доступ обучающихся и преподавателей образовательных учреждений к дидактическим программам, информационным технологиям, сетям и базам данных.
В рамках новой доктрины информационные технологии надо уже не столько изучать, сколько активно применять во всей системе образования, пересматривая в связи с этим укоренившиеся методы препода -вания, а также роль и место новых технологий. Преподаватель и студент сегодня - равноправные субъекты педагогического процесса, взаимодействующие на основе принципа сотрудничества. Освоение средств информационных технологий должно ка-чественно повлиять не столько на изменение структуры общей профессиональной компетентности педагога, сколько на качественное содержание ее компонентов. Должен качественно измениться весь спектр теоретических и практических умений, составляющих основу профессиональной компетентности педагога.
Использование информационных технологий побуждает к переосмыслению процесса обучения в университете, ориентируя на построение в масштабах учебного заведения интеллектуальной обучающей системы, информационная база которой включала бы знания и методический опыт преподавателей применительно не только к конкретным учебным дисциплинам, но и связям между ними. Информационные технологии преобразуют саму природу деятельности преподавателя.
Результаты диагностического эксперимента, проводимого нами среди преподавателей Педагогического института Южного федерального университета (2006 г.), позволили составить картину
состояния профессионально-педагогической компетентности преподавателей данного вуза с точки зрения их готовности к осуществлению реформы высшей школы и внедрению в учебный процесс инновационных технологий.
Представления вузовских преподавателей об учебной деятельности чаще всего ограничиваются педагогической ситуацией урока (лекции, семинара, лабораторной работы) и техникой (методикой) построения моделей собственной деятельности и деятельности обучаемого. Такую деятельность нельзя с полным основанием назвать педагогической. Это скорее некоторое взаимное присутствие студента и преподавателя в едином времени и пространстве.
Полученные нами сведения показывают, что преподаватели на занятиях делают упор на объем информации, а не на ее структуру; представляют материал, а не организуют поисковую деятельность; знания далеки от жизни, производства и общественных процессов; междисциплинарные связи не устанавливаются; новые информационные технологии применяются лишь эпизодически, хотя возможности учебных компьютерных программ позволяют делать то, что традиционными средствами достичь невозможно: моделировать дискуссии, создавать игровые ситуации проблемного характера, конструировать оптимальные по техническим и экономическим показателям модели в любых нестандартных ситуациях ит. п.
Основное содержание деятельности преподавателя включает в себя выполнение нескольких функций — обучающей, воспитывающей, организующей и исследовательской. Они воспринимаются в единстве, хотя у многих одни довлеют над другими. Педагогические цели часто побуждают к глубоким обобщениям и систематизации материала, более тщательным формулировкам основных идей и выводов, к постановке уточняющих вопросов и даже к порождению гипотез. Исследовательская дея-
тельность преподавателя вуза отличается качественно новыми характеристиками. Она входит во все виды его профессиональной деятельности, является основным ее элементом и фактором творчества, источником его преподавательского статуса, показателем отношения к новой информации.
В настоящее время в педагогической теории и практике исследовательская деятельность рассматривается как одно из средств реализации личностно ориентированной парадигмы образования, предполагающей развитие креативности на основе организации обучения, способствующего творческому усвоению знаний. Отмечается необходимость перехода к непрерывному образованию исследовательского типа, которое рассматривается как одно из основных решений проблемы самооб-
разования, является условием формирования не только познавательной активности, потребности в творческой деятельности, но и развития всех ключевых потенциалов человека.
Теоретическая значимость нашего исследования заключается в том, что оно вносит вклад в развитие теории профессио-нально-педагогической готовности преподавателей вуза как интегративного качества личности, выявляет новые возможности для проектирования информационно-исследовательского ресурса. Полученные выводы развивают научные представления о формировании готовности к развитию исследовательской деятельности, могут служить теоретической основой для проектирования информационно-исследовательского ресурса.