Научная статья на тему 'Информационно-идеологический фактор формирования духовной безопасности молодежи'

Информационно-идеологический фактор формирования духовной безопасности молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
810
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР / МОЛОДЕЖЬ / ДУХОВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / УГРОЗЫ / INFORMATIONAL SECURITY / INFORMATIONAL AND IDEOLOGICAL FACTOR / THE YOUTH / SPIRITUAL SECURITY / PATRIOTISM / THREATS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фомченкова Галина Алексеевна

В статье анализируется информационно-идеологический фактор, который формирует духовную составляющую молодежи, являющуюся основой ее безопасности. Автор представляет сравнительный анализ промежуточных результатов социологического исследования с информационно-идеологической позиции, обеспечения национальной безопасности государства и нации в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Фомченкова Галина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-идеологический фактор формирования духовной безопасности молодежи»

УДК 316.346.32-053.6

Г. А. Фомченкова

ИНФОРМАЦИОННО-ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. В статье анализируется информационно-идеологический фактор, который формирует духовную составляющую молодежи, являющуюся основой ее безопасности. Автор представляет сравнительный анализ промежуточных результатов социологического исследования с информационно-идеологической позиции, обеспечения национальной безопасности государства и нации в целом.

Ключевые слова: информационная безопасность, информационно-идеологический фактор, молодежь, духовная безопасность, патриотизм, угрозы.

Abstract. The article deals with the informational and ideological factor forming the spiritual part of the youth's life (which is the base of their security). The author analyses the process of providing national state security (security of the whole nation) through comparison of the intermediate results of sociological study (opinion poll among youngsters) from informational and ideological point of view.

Key words: informational security, informational and ideological factor, the youth, spiritual security, patriotism, threats.

В силу многих причин объективного и субъективного характера исследованию проблем национальной безопасности уделяется большое внимание только в последнее время. Это связано с тем, что, с одной стороны, произошел распад Советского Союза и современная Россия приняла новую парадигму национальной безопасности, а с другой стороны, научное исследование в любой области предполагает прежде всего выявление основных факторов, т.е. причин, рассматриваемых социальных проблем. Как правило, главными направлениями национальной безопасности выступают безопасность личности, безопасность общества и безопасность государства в таких сферах, как оборона, общественная жизнь, международная жизнь, экология, экономика, информация [1], которые должны включаться в единую систему, учитывающую угрозы одним объектам, при этом отражая эти угрозы, защищаясь или уничтожая их носителей в превентивном порядке другими объектами.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации в числе сегодняшних фундаментальных интересов называет национальные интересы в информационной сфере [2].

Однако, понимая важность информационной безопасности общества, необходимо отметить тот факт, что существует некоторая размытость в содержании терминов, связанных с «информацией», которые так или иначе раскрывают понятие «информационная безопасность». В энциклопедических изданиях сущность понятия «информационная безопасность» отражается, с одной стороны, в содержании понятия «безопасность», т.е. «состояние надежной защищенности жизненно важных интересов... положение, при котором кому-либо, чему-либо (в самом широком смысле) не угрожает опасность любого вида и рода» [3, с. 104], с другой стороны - в содержании понятия «информационная сфера» (информационные процессы, отношения), без которой невозможно представить общество.

Кроме того, при анализе процесса становления истории человечества напрашивается вывод о том, что сила информационного воздействия создавала информационно-идеологические системы - религиозные, национальные, культурные, образовательные, которые, в силу объективных причин, особенно актуальны для современного молодого поколения. Это связано с тем, что «молодежь - ... социально-возрастной слой общества, через который воспроизводится вся совокупность общественных отношений. От степени восприятия молодежью тех или иных исторических ценностей (духовных, нравственных, материальных), от творческого развития молодежи зависит будущее Российского государства» [4]. Следовательно, «информационная безопасность» общества должна быть основана на информационно-идеологическом факторе, который формирует духовную составляющую молодежи, а значит и является основой ее безопасности.

В последние десятилетия мир переживает период перехода от индустриального общества к информационному. Соответственно, социальный аспект обеспечения информационной безопасности сосредоточен на месте и роли человека в условиях наступления информационной «волны». К ключевым проблемам для личности в этих условиях причисляют: соблюдение прав и свобод в информационной сфере; защиту персональных данных; обеспечение социально-психологической безопасности; создание условий для духовного, интеллектуального и профессионального развития. Безусловно, каждый из этих рисков актуален. Но наиболее опасным является риск разрушения национальной культуры, духовной культуры человека, ее подмена попкуль-турой, оказывающей негативное воздействие на русский язык, падение общественной морали, что может повлечь за собой разрушение самой основы русской национальной культуры. Во многом это связано с отсутствием продуманной системы воспитания молодого поколения, недостаточным влиянием на эти процессы образования и высшей школы.

Особенно весомый вклад в процесс «духовного» становления молодежи вносит рыночная ТВ-продукция, на экранах бытуют сцены насилия, секса, замаскированного под «эротику», пропагандируется культ наживы любой ценой, вседозволенности - именно эта продукция доминирует над художественно-эстетической и культурно-просветительской. Происходит деформация системы массового информирования как за счет монополизации средств массовой информации, так и за счет неконтролируемого расширения сектора зарубежных средств массовой информации. Недостаточное финансирование соответствующих программ и мероприятий приводит к постепенному упадку объектов российского культурного наследия и, как следствие, к неспособности современного общества обеспечить формирование у молодого поколения общественно необходимых нравственных ценностей, патриотизма и гражданской ответственности за судьбу страны.

Критерий массового охвата аудитории становится ведущим принципом функционирования телевидения, существующего на основе самоокупаемости и коммерческой выгоды. В российских СМИ процветает полная бесконтрольность, и любые предложения о наведении порядка отвергаются под предлогом конституционного запрета цензуры, однако во многих развитых странах существуют наблюдательные советы.

Массовый охват молодежной аудитории СМИ подтверждается авторским исследованием (общий объем выборки составил 1000 человек, приняли участие респонденты обоих полов, из которых 495 юношей и 505 девушек, возрастные границы - от 15 до 18 лет, средних и высших учебных заведений г. Смоленска и г. Ярцево Смоленской области, исследование проводилось в 2009-2010 гг.). Респонденты указали на то, что они получают информацию о жизни современной молодежи через следующие источники: телевидение -26,4 %; интернет - 23,6 %; знакомых, друзей, соседей - 18,8 %; педагогов, родителей - 14,0 %; газеты и журналы - 10,2 %, печатные издания - 7,0 % (рис. 1).

30

о)

Ё10

Варианты ответов

0

КЗ Телевидение 0 Интернет □ Знакомые, друзья, соседи

□ Педагоги, родители □ Газеты, журналы □ Печатные издания

Рис. 1. Распределение источников информации о жизни современной молодежи с позиции респондентов (в процентах от числа опрошенных, п = 1000)

Однако высокий рейтинг телевизионного продукта, призванного удовлетворять духовные потребности современного молодого человека, не означает его высокое качество. Продукция, духовно возвышающая человека, воспитывающая разносторонне развитую личность, укрепляющая институт семьи и духовные ценности, в условиях рыночной экономики с неизбежностью исчезает из эфира. Результатом увлечения коммерциализацией стало нарушение основного требования государства к культуре - ее доступности для всего народа.

В государстве, имеющем богатейшие традиции и культуру, ежедневно предоставляется информация, наносящая вред духовному и эстетическому развитию молодых россиян. Классическая и народная музыка практически «ушла» из эфира многочисленных радиостанций. Музыкальный и эмоциональный мир современной молодежи становится примитивным и убогим. Подменяются нравственные ценности - участливость, совестливость, уважение к старшему поколению. Происходит психологическое подавление наиболее уязвимой части общества - детей и молодежи.

К сожалению, за небольшое время телевидение сумело нивелировать основу всех достижений страны и будущего ее развития - исторически устойчивое в России уважение к образованию, профессии. Происходит обесценивание подлинных культурных ценностей и подмена их суррогатами «массовой культуры». Получила распространение потребительская мораль, а многое из того, что традиционно считалось пороком, возводится в добродетель. Все это свидетельствует о духовном нездоровье общества, о постепенной утрате им своих духовно-нравственных и идейных основ. Однако на

фоне этих негативных тенденций молодое поколение пытается противостоять пропагандируемым ценностям. Так, согласно эмпирическим данным, полученным в результате опроса, 62,3 % молодежи применили бы нравственную цензуру на продукцию СМИ, 3,7 % - частичную цензуру (например, на аморальные поступки), но, к сожалению, одна треть опрашиваемых (34 %) не стала бы этого делать (рис. 2). Можно предположить, что пропаганда безнравственности вызывает у подрастающего поколения раздражение, отстраненность и агрессию против принятых и пропагандируемых обществом ценностей.

100 § 80 -Н

ш 60 н

0

* 40 -Н

1 20-Н

Л

^ 0

■ Да

I—

_н Ьа’ = Ч

4 5 6

Варианты ответов

О Нет

! Иногда

Рис. 2. Мнение молодежи о возможности применения нравственного контроля для продукции СМИ (в процентах от числа опрошенных, п = 1000)

Таким образом сегодня важно не просто осознать степень нависшей над обществом опасности, но и, выявив угрозы духовного уничтожения молодежи, определить, какими средствами можно их предотвратить. С позиции автора статьи, это должно быть патриотическое воспитание в широком смысле: историко-краеведческое, экологическое, военно-патриотическое, педагогическое и т.п., что подтверждается и мнением респондентов.

Безусловно, информационно-идеологический фактор невозможен без патриотического воспитания. Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, являющаяся важнейшим духовным достоянием личности, характеризующая высший уровень ее развития и проявляющаяся в активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Доктор социологических наук, профессор А. А. Козлов определяет патриотизм как «интегративную, системообразующую характеристику личности (социальной общности, общества в целом), имеющую генетические корни, отражающую исторически объективно сложившуюся связь человека (общность) и подразумевающую нравственноэмоциональную связь названных субъектов с комплексом географических, этнических, исторических, культурных, идеологических, эстетических, религиозных и т.п. представлений, оцененных в понятии «Родина», имеющих ценностно-деятельностную природу и проявляющихся в стремлении данные ценности отстаивать, защищать и приумножать» [5].

Существует несколько подходов к исследованию патриотизма: возвышенно-деятельностный (патриотизм трактуется как возвышенное чувство любви к Родине, Отечеству, которое побуждает человека к активным дей-

7

ствиям на ее благо); как общественное явление (содержание и характер данного явления в значительной степени обусловливаются особенностями исторического развития общества, государства и его правящей элиты); как явление общественного сознания (с середины 80-х гг. XX в. преобладает тенденция осмысления патриотизма как одного из явлений духовной жизни общества); этатический (согласно Г. Гегелю патриотизм означает стремление к общим целям и интересам государства через интересы личности, группы, общества в целом, а государство выступает главным объектом высших чувств и помыслов личности и выражается в чувстве гордости за державу); личностный (первостепенная роль отводится личности как высшей ценности); духовно-религиозный (рассматривает данное качество личности как акт высокой духовности, являющийся глубоко религиозным) [5].

Если опираться на патриотизм как на явление общественного сознания (третий подход), рассматривать государство как главный объект патриотизма (четвертый подход) и предположить, что он может являться фундаментальной основой обеспечения национальной безопасности общества, то возникает вопрос: «Через какие субъекты обеспечивается национальная безопасность, с точки зрения современной молодежи?». Для того чтобы ответить на него, в анкеты авторского исследования был введен вопрос: «Что обеспечивает, по Вашему мнению, национальную безопасность государства (безопасность нации в целом)?». Варианты мнений респондентов представлены в табл. 1.

Таблица 1

Мнение респондентов о том, что может обеспечить национальную безопасность государства (безопасность нации в целом) (в процентах от числа опрошенных, п = 1000)

Вариант ответа Армия Правовая база Идеология, патриотизм Высшее духовное развитие общества Церковь

Определенно НЕТ 2,5 4,8 4,1 5,3 3,4

НЕТ 2,1 2,5 5,2 2,9 2,6

Может быть 1,5 4,3 5,1 6,8 2,5

ДА 1,2 4,5 7,9 6,2 2,6

Определенно ДА 1,6 3,3 9,1 4,6 3,4

Анализируя полученные результаты, важно обратить внимание на следующее:

- национальную безопасность государства (безопасность нации в целом), по мнению опрашиваемых, может обеспечить патриотическое воспитание (идеология). Средний показатель (ответ «Да» и «определенно Да») составил 17,0 % (хотя четвертая часть респондентов с этим мнением не согласна: ответ «Нет» и «определенно Нет» составил 9,3 %);

- ранговые позиционные показатели выглядят следующим образом -ответ «Да», «определенно Да»: высшее духовное развитие общества - 10,8 %; правовая база - 7,8 %; церковь - 6,0 %; армия - 2,8 %; ответ «Нет», «определенно Нет»: армия - 4,6 %; церковь - 6,0 %; правовая база - 7,3 %; высшее духовное развитие общества - 8,2 %;

- если учитывать ответ «Может быть», то ранговые показатели не изменились, однако процентный показатель увеличился (первых три ранга, по убывающей): около четвертой части молодежи настаивает на том, что национальную безопасность государства может обеспечить патриотическое воспитание (идеология) - 22,1 %, высшее духовное развитие общества - 17,6 %, правовая база - 12,1 %.

Следовательно, большая часть опрошенной молодежи склоняется к тому, что идеология, патриотизм, духовность и законность общества смогут обеспечить безопасность нации в целом (национальную безопасность общества).

Трудно не согласиться с тем, что патриотизм представляет собой сложное и многогранное явление. Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, он интегрирует в своем содержании социальные, политические, духовно-нравственные, культурные, историко-краеведческие и многие другие компоненты (ранговые позиции, по результатам исследования, подтвердились). Проявляясь в первую очередь как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, как одно из высших чувств человека, патриотизм выступает в качестве важной составляющей духовного богатства личности, характеризует высокий уровень ее социализации.

На основании вышеизложенного выделим основные риски информационно-идеологического фактора формирования духовной безопасности молодого поколения [8]:

- доминирование рыночных критериев отечественных СМИ над художественно-этическими и культурно-просветительскими и, как следствие, резкое снижение качества и доступности культурных благ (литература, театр, отечественный кинематограф);

- негативное информационно-психологическое воздействие СМИ (как отечественных, так и зарубежных) на наиболее информационно уязвимую часть населения - детей и молодежь;

- вытеснение базовых жизненных ценностей российской цивилизации (патриотизм, духовность, уважение к образованию, профессии, уважение к старшему поколению, участливость, совестливость и др.) агрессивной свободой культуры, порой ориентированной на потребности маргинальных слоев.

Таким образом, раскрыв важность информационно-идеологического фактора в формировании духовной личности молодого человека и выделив его основные риски, мы представляем свое видение в решении проблемы духовной безопасности молодежи, которая рассматривается как патриотическо-идеологическое воспитание, включающее в себя информационно-идеологический фактор и имеющее три направления реализации: экологическое (формирование личностных и семейных ценностей, культуры здоровья, уважения к религиозным основаниям отечественной культуры), историко-краеведческое (культурно-историческое воспитание и образование; борьба с мифологизацией истории; участие в исторических акциях: военно-исторических клубах, вахтах памяти и т.п.) и гражданско-идеологическое (воспитание уважения к моральным и юридическим нормам, регулирующим жизнь общества; формирование идеологически-правового сознания).

Итак, подведем итог вышесказанному. Информационные технологии усиливают возможности целенаправленного манипулирования людьми, из-

меняя их сознание и поведение. Так в периоды культурно-нравственной революции жизни общества, когда происходит сдвиг моральных и духовных ценностей, сознание человека, и особенно сознание молодого человека, теряет привычные ориентиры поведения, повышается внушаемость, усиливается «эффект толпы», увеличивается асоциальное и криминальное поведение. В идеологической сфере это приводит к попыткам создания контркультуры, принципиально противопоставленной прежней, традиционной, с ее духовными ценностями, что в принципе сегодня мы и наблюдаем. Для решения проблемы гражданско-духовного становления молодежи необходимо учитывать информационно-идеологический фактор при разработке и реализации мероприятий, направленных на формирование ее духовной безопасности.

Список литературы

1. Положение о Совете безопасности Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 29. - Ст. 3479 ; № 41. - Ст. 4689.

2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 (с изм. и доп. от 10 января 2000 г. № 24). - М., 2000.

3. Политическая энциклопедия. - М. : Мысль, 1999. - Т. 1. - С. 104.

4. Российская цивилизация: этнокультурные и духовные аспекты : словарь. - М. : Республика, 2001. - 544 с.

5. Ко злов, А. А. О патриотизме. Основные понятия и краткий исторический аспект : учеб.-метод. материалы / А. А. Козлов. - иЯЬ: http://www.nravstvennost.info/ library/news_detail.php?ID=2266.

Фомченкова Галина Алексеевна Fomchenkova Galina Alekseevna

кандидат социологических наук, доцент, Candidate of sociological sciences,

кафедра социологии, Смоленский associate professor, sub-department

государственный университет of sociology, Smolensk State University

E-mail: galalfom@yandex.ru

УДК 316.346.32-053.6 Фомченкова, Г. А.

Информационно-идеологический фактор формирования духовной безопасности молодежи / Г. А. Фомченкова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2012. - № 1 (21). -С. 71-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.