Научная статья на тему 'Информационно-деятельный подход к школьному образованию м пути его реализации в технологиях интегрированного обучения'

Информационно-деятельный подход к школьному образованию м пути его реализации в технологиях интегрированного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Востриков А. А., Дудник Н. Л., Расколенко Д. В., Солоненко Г. А.

In the article the new approach to school education is introduced and the ways of its realization in technologies of integrated education are exposed. The first approach is characterized by the analysis and singling out of mental and perceptible actions as individual creative achievements of pupils. The conception and a short description of these phenomena are given here. The second approach is integrated education. The author considers the conception of this type of education, its tendencies, the possibility of working out of the integrated course of some subjects and appropriate textbooks on the basis of the new school subject «The history of culture». In the context we find the description of subject «The history of culture» for primary school and the fifth grade, content and methods of productive teaching.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Востриков А. А., Дудник Н. Л., Расколенко Д. В., Солоненко Г. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-деятельный подход к школьному образованию м пути его реализации в технологиях интегрированного обучения»

Анализ ресурсной составляющей создаваемой системы в образовательном пространстве ЗАТО г. Се-верск выявил:

1) инновационный задел по направлениям (участие в педагогических экспериментах, сотрудничество с другими организациями и учреждениями, основные публикации);

2) материально-техническую базу;

3) интеллектуальный потенциал участников эксперимента (методики и программы, используемые в работе, собственные практические наработки, новые формы работы).

Выполненное исследование показывают, что СМНО отраслевой направленности, внедряемая в ЗАТО г. Северск, позволяет вовлечь в образовательный процесс широкий круг детей и молодежи. Это обеспечивает возможность целенаправленного формирования гармонически развитой личности, ориентированной на ведение профессиональной деятельности на предприятиях и в организациях Минатома РФ.

Результаты работы могут быть применены для решения аналогичных задач в городах Минатома, а

также в других малых городах России.

Литература

1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

2. Программа Правительства Российской Федерации на 2000-2010 годы. Раздел 1,1. Реформирование образования.

3. Федеральная программа развития образования на 2000-2005 годы.

4. Стратегия развития атомной энергетики России в первой половине XXI века. Основные положения. (Одобрена Правитель-

ством РФ 25,05.2000).

5. Программа развитая атомной энергетики РФ на 1998-2005 г, и на период до 2010 года.

6. Постановление Правительства Российской Федерации № 796 от 17 ноября 2001 г, «О федеральной целевой программе

"Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года».

7. Приказ Министерства Российской Федерации № 88 от 11.02.2002 «О работе с руководителями и специалистами предприятий и организаций, находящихся в ведении Минатома России».

8. Решение совещания руководителей учебных подразделений Минатома России по совершенствованию отраслевой системы подготовки персонала от 22 марта 2002 г., г. Димитровград.

9. Решение совещания руководителей учебных подразделений Минатома России по совершенствованию отраслевой системы обучения персонала от 22 мая 2002 г., г. Северск,

10. Образовательная инициатива как ресурс развития школьной практики; Научно-педагогический сборник Центра образования (шк.77) г. Северска / Под ред. Т.В. Стецюк. Томск, 2000.

А.А. Востриков, H.JJ. Дудник, Д.В. Растленно, Г.А. Солоненко

ИНФОРМАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ М ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В ТЕХНОЛОГИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Томский государственный педагогический университет

С 90-х гг. прошлого столетия существует общемировая потребность информационного общества в подготовке молодого поколения к новым требованиям профессиональной деятельности - освоению сложных информационно насыщенных и требующих творческой отдачи профессий.

Поколение, которое сейчас оканчивает школу, отличается от своих родителей тем, что родители оканчивали школу, получали профессию и трудились по этой профессии до пенсии. Современным выпускникам до получения пенсии придется кардинально сменить свою профессию не менее 5-7 раз. Это связано с тем, что в информационном обществе многие интеллектуально сложные профессии требуют узкой специализации, и потребность в содержании такой специализации постоянно меняется. Та или иная специализация часто используется не более 5-7 лет, по-

скольку она тесно связана с применяемой в данный отрезок времени технологией, которая, как правило, обновляется либо перестает быть необходимой. Возникают новые технологии, которые требуют новой узкой специализации. Перед многими узкими специалистами встает необходимость быстро переучиться с прежней специализации на новую, при этом часто необходимо прочно забыть имеющиеся знания. Поэтому важно уметь переучиваться и накапливать нужную информацию. Если раньше безработица была бичом для рабочих профессий, то в современном информационном обществе она все больше и больше касается интеллигенции, которая должна быть постоянно готова переучиваться на новые узкие специальности.

Таким образом, с развитием современного общества возникли новые требования к массовым профес-

сиям. Многие их них приобретают интеллектуально сложный характер, требующий высокой креативности, импровизации и работы с большими потоками новой информации. Вот почему наступившую фазу развития современного европейского общества называют информационной, или постиндустриальной. Как показывают исследования европейских и североамериканских социологов, в ближайшем будущем примерно 50-60 % выпускников школ должны обладать способностью к освоению сложных интеллектуальных профессий, основанных на креативном мышлении. Наша школа может дать не более 20-25 % таких выпускников и не благодаря существующим образовательным технологиям, а вопреки им, используя генофонд нации, т.е. опираясь на одаренных и достаточно способных детей. Налицо кризис современного школьного образования.

Это положение легко понять. Классическое школьное образование ориентировано на накопление учащимися упакованных в учебники знаний и репродуктивное их усвоение. Учащиеся должны закрепить эти знания в памяти и воспроизвести по требованию экзаменатора. Одиннадцать лет обучают только этому.

Творческие профессии предполагают, что обучаемые специалисты должны самостоятельно находить нужные им сведения, из разных источников, продуктивно их перерабатывать и использовать в процессе выполнения проблемного задания. Школа же не обучает креативной работе с информацией. Она не обучает решению проблемных заданий, связанных с самостоятельными поисками информации и принятием решений. Это могут делать только одаренные дети, способные по своей природе к творческой деятельности.

Усложнение продуктивности профессиональной и связанной с ней социальной деятельности приводит к новому явлению - необходимости значительногорас-ширенияу выпускников школы возможностей всех психических и социальных процессов, участвующих в освоении и обеспечении той или иной профессии, расширению уровня компетентности молодых людей в самых разных видах деятельности.

Поиск выхода из описанного выше кризиса требует реформировать школьное и вузовское образование, переориентировав их на креативную и информационную педагогику. Возникает основание для серьезного пересмотра ведущих концепций школьного образования и смены образовательной парадигмы со знание-вого подхода на информационно-деятельный.

Знаниевый подход в образовании характеризуется направлением педагогического процесса на освоение учащимися знаний, умений и навыков (ЗУН), заложенных в учебных программах и учебниках, и на воспроизводство этих ЗУН по первому требованию.

Информационно-деятельный - постоянно действующий с различной информацией.

Информационно-деятельный подход в образовании характеризуется направлением педагогического

процесса на освоение учащимися различных способов умственных и чувственных действий (СУ ЧД) как инструментов продуктивной работы с разнообразными потоками информации при восприятии и переработке этой информации до задаваемого конечного продукта. При работе с информацией с помощью различных СУ ЧД происходит естественное усвоение определенных сведений, часто в большем объеме, чем этого требуют стандартные учебные программы. Однако эти сведения не имеют доминантного для учащихся значения и способны: постоянно дополняться и видоизменяться как обычные оперативные сведения.

В качестве конечного продукта образования выступает система СУЧД с различной информацией и алгоритмы их применения, вплоть до формирования устойчивых навыков. Обучение школьным предметам на. основе СУЧД приводит к особому явлению - формированию вида мыследеятельности или мышления (ВМ) в рамках данного учебного предмета как особой формы компетентной работы с информацией.

Информационно-деятельный подход (ИДИ) направлен на обучение интеллектуально-чувственному инструментарию и способам его применения при работе с различными потоками информации.

ИДП интегрирует в себя все цели школьного образования, как гуманитарного, так и естественнонаучного направления. Это означает, что учащиеся по окончании начальной школы должны обладать основой следующих видов мышления и навыками умст венных и чувственных действий.

Концепция СУЧД и видов мыследеятельности (ВМ) предполагает наличие определенной иерархии интеллектуально-чувственных процессов, завершающейся высшей единицей продуктивного интеллекта -видом мыследеятельности, а именно:

.- умственная или чувственная операция (УО и 40);

- умственное или чувственное действие (УД и ЧД );

- прием УД или ЧД, комплексный прием УЧД (ПУЧД);

- способ УД или ЧД, комплексный способ УЧД (СУЧД);

- вид мыследеятельности или мышления,

Эта концепция необычайно удобна для организации обучения учащихся различным видам мыследеятельности, поскольку позволяет распредметить содержание, методы и этапы обучения от простых интеллектуально-чувственных операций до видов мыследеятельности.

Умственная или чувственная операция (УО и 40) - это наименьшая, самая простая интеллектуально-чувственная операция. Из определенного набора таких операций формируются умственные или чувственные действия. Обычно эти операции лежат в основе инструкции к операции, например: посмотри, сосредоточься на..., почувствуй, сложи, отними, вспомни и т.д.

Умственно-чувственное действие (УЧД) -.это на-

бор УО и 40, обеспечивающих некоторое логически завершенное действие с информацией. Обычно умственное или чувственное действие отражено в инструкции к действию. Такая инструкция предполагает выполнение нескольких УО и 40 одновременно, укрупняя их в действие, например: Посчитай, сколько...?, Установи, какого размера...?, Опиши, из чего состоит...? и т.д.

Прием УД или 4Д (ПУЧД) - это комплекс умственно-чувственных действий, позволяющий выполнить учебную задачу как промежуточный результат продуктивного обучения, необходимый для полноценного выполнения творческого задания. Прием основан на четкой последовательности применения включенных в него УД или 4Д, т.е. жестком алгоритме действий, позволяющих выполнить поставленную инструкцией задачу, например; сопоставь-, определи совпадения и различия; объясни смысл..., что является причиной того, что...? и т.д.

Способ УД или 4Д (СУЧД) - это также алгоритмизированный комплекс ПУЧД, позволяющий выполнить как сложную учебную задачу, так и творческое задание. СУЧД, как правило, состоит из нескольких ПУЧД, применение которых в заданном алгоритме гарантирует успешность выполнения творческого задания. Например, способ чтения (быстрочтение, иллюстративное чтение, художественное чтение), способ запоминания (фотографическая память, ассоциативная память, иллюстративная память) и т.д.

Вид мыследеятельности или мышления - в данном контексте - это продуктивно ориентированная интеллектуальная и чувственная деятельность, заключающаяся в системе разнообразных СУЧД, объединенных универсальным алгоритмом применения, позволяющим осмысливать и выполнять достаточно сложные виды конкретной творческой деятельности, например литературную деятельность, математическую деятельность и т.д.

Рассматривая особенности ВМ, можем отметить, что их структура состоит из последовательно укрупняющихся компонентов от простых умственных и чувственных операций до способов умственных и чувственных действий, а также алгоритмов их применения. Поэтому виды мыследеятельности в продуктивной педагогике становятся содержанием обучения. Технология обучения различным ВМ основана на последовательном освоении всего арсенала операций, действий, приемов и способов умственно-чув-ственных действий, а также алгоритмов их использования при выполнении как отдельных учебных задач, так и творческих заданий в целом.

Когда мы говорим о ВМ, то прежде всего имеем в виду определенный уровень компетентности учащегося в той или иной творческой деятельности, которая заключается в ориентации и профессионализации восприятия ребенком информации и творческих

способов работы с ней. Действительно, литературное мышление нам необходимо для компетентного выполнения заданий по литературному творчеству, математическое мышление позволяет компетентно выполнять задания по математике и т.д.

Навыки умственных и чувственных действий -это комплекс СУ4Д, усвоенных учащимися на уровне автоматизированного, неосознаваемого применения и позволяющих устойчиво добиваться высоких результатов в конкретных видах творческой деятельности.

Одним из важнейших видов реализации информационно-деятельного подхода к образованию является формирование у учащихся информационно-деятельного мышления (ИДМ). Этот вид мышления характеризуется восприятием информации как постоянного потока различных сведений на слух и письменно, которые необходимо выделять, анализировать, группировать и перерабатывать, исходя из стоящих перед учащимся задач. Обладая ИДМ, ученик находится в готовности воспринимать любые сведения как незначимые или как значимые, подлежащие отбору, фиксации и переработке. ИДМ заключается в формировании у учащихся комплекса СУЧД, направленных на различные виды работы с большими потоками информации.

Авторским коллективом разработана технология формирования информационно-деятельного мышления у детей с пяти лет. К концу обучения в начальной школе дети способны оформлять творчески перерабатываемую информацию в такие конечные продукты обучения, как аннотация, конспект, сообщение, доклад, эссе, сценарий, и выступать со своими материалами на конференции, в диспуте или в форме театрализации.

Процесс формирования информационно-деятельного мышления в Сибирской системе продуктивного образования разбит на 4 части.

1-я часть - формирование опыта работы с информацией на слух на основе мозгового штурма: генерация идей, суммирование, выделение, анализ, группировка, обобщение.

Эти способы умственных действий начинают постепенно формироваться у шестилеток и учащихся первого класса.

2-я часть - формирование опыта работы с письменной информацией:

- выделение фактов из различных источников,

- группировка фактов под требование темы выступления,

- анализ результатов группировки,

- творческое осмысление и интерпретация фактов,

- трансформация, исходя из требований задания,

- выводы.

Эти СУД начинают постепенно формироваться у учащихся со второго и третьего класса.

3-я часть — виды оформления отработанной информации в форме творческих заданий', аннотация, конспект, сообщение, доклад, эссе, сценарий.

Эти виды творческих заданий дети осваивают со второго класса.

4-я часть — творческие формы предъявления результатов: конференция, диспут, театрализация.

Эти формы предъявления результатов выполнения творческих заданий дети осваивают со второго класса.

Формирование базовых СУЧД ИДМ предполагает достаточно длительную тренировочную работу с большими и разнообразными потоками информации. Это означает неизбежность реализации двух педагогических направлений: продуктивной педагогики и интегрированного обучения.

Тренировка СУЧД при работе с информацией предполагает индивидуальную творческую деятельность, выполняемую как в классе, так и дома. Это условие эффективного становления ИДМ может быть достигнуто только при продуктивном обучении. Тренировка СУЧД при работе с информацией предполагает работу с разнообразной информацией. Работа с учебной информацией в рамках одного школьного предмета является явно ограниченной, однообразной и монотонной. Для того чтобы достичь оптимального развития ИДМ, необходимо интегрировать несколько школьных предметов на уровне информационно-деятельных задач. Это условие может быть реализовано на основе интегративной педагогики.

Понятие «продуктивность» означает производительность, плодотворность.

Продуктивное обучение - это современное направление школьного образования, технологии которого позволяют развивать и формировать различный инструментарий продуктивного интеллекта и готовить выпускника школы к успешному освоению интеллектуально сложных профессий, а также к осознанному жизнетворчеству.

В основе продуктивного обучения лежит самостоятельная творческая деятельность учащихся, которую умело организует учитель. Можно сказать, что продуктивное обучение - это управляемое учителем самообразование.

Интегрированное обучение (педагогика) - это образовательное направление, отражающее современные продуктивные потребности общества в формировании целостного восприятия научных представлений о мире, накопленных в содержании школьных предметов. Как известно, узкая специализация школьных предметов приводит к восприятию сведений, заложенных в школьных предметах, несколько искаженно, разрывая ткань целостного восприятия окружающей действительности на отдельные, достаточно самостоятельные плоскости, между которыми часто очень трудно найти связи, переходы, точки со-

прикосновения. Разработчики каждого предмета оторваны друг от друга, имеющиеся программы часто не учитывают межпредметные связи, содержание учебников часто не учитывает возможности и необходимости подобных связей. Все это приводит к тому, что учащиеся воспринимают учебную информацию в отрыве от реальности, часто не понимая значения для себя того или иного предмета. Они не могут найти места тому или иному предмету в целостной картине мира и для себя персонально. Вот почему имеется насущная необходимость в развитии образовательного направления, способного разрешить эту проблему школьного образования.

Интегрированная педагогика разработала свои подходы к реализации проблемы формирования целостного восприятия содержания школьного образования. Можно говорить о следующих направлениях:

1-е - разработка единой концепции составления программ, курсов и содержания предметов, связанных едиными принципами ориентации на межпредметные связи, точки интеграции и общие прикладные задачи для ряда предметов;

2-е - разработка комплексного интегрированного предмета, объединяющего в общем содержании и методах обучения базовые сведения нескольких школьных предметов. Преподавать такой интегрированный курс может один учитель, получивший соответствующую подготовку.

Рассматривая особенности применения и интегрированного обучения в системе информационно-деятельного подхода, можно отметить наиболее перспективным и реальным второе направление в развитии интеграции.

При рассматрении дидактических особенностей второго направления выделяются две проблемы школьного образования.

Первая проблема связана с природой содержания школьных программ. Никто не доказал, что имеющиеся программы соответствуют объективной необходимости именно в этих сведениях. Это проблема необходимой достаточности и избыточности учебной информации каждого школьного предмета, которая решается каждым разработчиком программ и учебников по-своему.

Вторая проблема заключается в том, что очень трудно организовать совместную педагогическую деятельность учителей-предметников по интегрированному курсу и преодолеть возникающие споры по значению тех или иных сведений в интегрированном курсе.

При реализации второго направления первая проблема сравнительно легко преодолевается за счет совместной работы предметников над комплексным содержанием курса, на поиске стыков предметных плоскостей, точек интеграции, совместных учебных заданий и т.д. Такая работа приводит к неизбежному изменению в содержании каждого предмета, изме-

нению акцентов, появлению новых разделов в каждом предмете, необходимых для выполнения интеграционных заданий с неизбежным отказом при этом от ряда привычных для каждого предмета сведений, перешедших в разряд избыточной информации. Таким образом, возникает научно обоснованный подход к работе над содержанием школьных предметов, позволяющий в той или иной степени объективности определять, какие сведения в учебном курсе относятся к категории необходимой достаточности, а какие - к категории избыточности.

Вторая проблема, связанная с возникновением затруднения во взаимодействии учителей при интегрированном обучении, легко снимается, если разработчики предлагают готовый интегрированный курс по ряду предметов и соответствующие учебники. Подготовка учителя по такому курсу обеспечивает его эффективное преподавание.

Анализ путей и способов формирования информационно-деятельного мышления показал, что только интегрированное творческое задание открывает возможности для эффективного становления всей палитры умственных действий с информацией. Поскольку поиски выделения значимой информации из разных источников с последующей трансформацией ее сведений по требованию этих заданий является обязательным, условием СУЧД ИДМ, содержание каждого школьного предмета не может обеспечить нужный уровень тренировки ума. Это могут сделать только интегрированные творческие задания.

Разработка образовательной технологии, направленная на становление ИДМ, требует тщательной отработки всего комплекса умственных операций, действий, приемов и способов умственных действий, направленных на работу с большими потоками информации. Исследования автора показали, что обучение этой палитре инструментов ИДМ следует начинать как можно раньше, поскольку этот интеллектуальный инструментарий достаточно сложен и требует много усилий для своего усвоения. В Сибирской системе продуктивного образования каждый разработчик получил свой раздел исследований этой проблемы, начальный этап связан с освоением инструментария логических операций с информацией (генерация идей, суммирование, выделение, анализ, группировка, обобщение), который введен в программу и содержание русского языка для 1 -го и 2-го класса - раздел «Развитие речи» (Н.И. Скороспешкина).

Исследования показали, что в предметах начальной школы очень сложно найти раздел содержания, который бы позволил отрабатывать навыки работы с информацией на уровне приемов и способов ннфор-мационно-деятельного мышления. С другой стороны, необходимость тренировки этих умственных процессов в этом возрасте заставляет искать нетрадиционные пути и подходы. Решением этой проблемы стала разработка курса дополнительного образования на

основе интегрированного обучения. Целью этого курса стало пропедевтическое знакомство учащихся начальной школы с рядом предметов основной школы.

В основу разрабатываемого интегрированного пропедевтического курса легли идеи курса «Истории культуры», разрабатываемые с 1992 г. в ряде школ города Томска под руководством Г. А. Солоненко. Полученные результаты созданного ранее курса «Истории культуры» для 5-11 -х классов дали возможность осмыслить и выработать образовательную технологию пропедевтического курса под тем же названием, включившего в себя основные дидактические особенности Сибирской системы продуктивного образования для начальной школы в рамках информаци-он но-деятельного подхода. Этот курс полностью ориентирован на тренировку всей палитры СУЧД ИДМ.

Интегрированный курс «История культуры» рассчитан на три года обучения со второго класса. Его цель - сформировать в сознании детей «картину мира» во всем его многообразии и динамике. Базой, от которой мы отталкиваемся, является личный опыт каждого ребенка. В этом возрасте дети уже научились писать и считать, в детском саду и в семье они получили первые сведения о мире, в котором мы живем. Знания эти достаточно фрагментарны, и уровень их неодинаков, он соответствует образовательному цензу семьи, степени заинтересованности родителей в образовании и воспитании своего ребенка. В одном классе сидят и юный эрудит, чья голова переполнена самыми различными сведениями, и ребенок с обыденным сознанием и мышлением. В условиях такой неоднородности программа предусматривает разные уровни и принципы организации рабочего времени, разные уровни заданий и различные пути их выполнения.

Содержание курса охватывает следующие проблемы: жизнь, ее возникновение и развитие, неживая и живая природа. Человек, его происхождение и развитие, миропонимание в различных исторических эпохах. Человек и природа, их взаимоотношения в истории и в сегодняшнем дне. Культура, ее возникновение и развитие, культурные ценности в человеческом обществе. Цивилизация и культура и т.д.

Для реализации такого содержания необходима глубокая интеграция основ наук (история, география, геология, астрономия, биология, языки и т.д.) и искусства (архитектура, живопись, музыка, танец и т.д.). В данном случае интеграция рассматривается нами как процесс сближения предметных знаний для формирования целостного представления о мире, а различные виды искусств воспитывают высокий уровень культуры уже в первые годы учебы в школе. Таким образом, реализуется идея неразрывности, цельности процессов обучения и образования в начальном школьном звене.

Кроме того, синтез науки и искусств создает соединение умственных и чувственных действий, обо-

гащает эмоциональный мир ребенка и существенно влияет на творческий аспект мышления, памяти и деятельности.

Школьные предметы в условиях интеграции подвергаются некой трансформации, взаимно дополняя, и углубляя друг друга, облегчая ребенку путь создания его собственной «картины мира».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Продуктивное обучение сориентировано на работу с большими потоками разнообразной информации, на умение выбирать значимое, отсекать несущественное, обобщать, делать выводы. Обучение ребенка этому осуществляется в условиях свободной самостоятельной деятельности, направленной на формирование навыков самообразования. В этих условиях учитель и ученик становятся сотрудниками в учебном процессе, действуют с учетом пожеланий друг друга. Организация урока (работа в парах, группах) вырабатывает навыки коллективного творческого труда. Работа с постоянно меняющейся информацией продуктивна для развития инициативы поиска, творческой искры в душе ребенка. Предъявление своей продукции (достижений) в форме доклада, эссе, сообщения и т.д. способствует воспитанию толерантности мышления и конкурентоспособности.

Повышается культура общения, которая выражается в уважении чужого мнения, признании достоинств соперника.

Сформированное таким образом общение становится внутренней потребностью и закрепляется в ежедневном поведении.

Продуктивная методика создает условия диалога логического (математического) и чувственного (литературного) способов мышления.

Пропедевтический курс апробирован в 1992 г. в школе № 9 г. Томска и 2001-2002 г. - в гимназии № 1,

Этот курс рассчитан на систему дополнительного образования, но не исключено включение в этот курс часов природоведения и ОБЖ. В первом случае курс рассчитан на 3-часовую недельную нагрузку. Во втором на 5 ч. Время проведения 1 занятия строго не регламентируется. Учитель определяет, за какое время может быть пройден тот или иной блок.

Ученику предлагается учебник, антология и раздаточный материал. Учебник содержит в себе обзорные статьи по определенной теме и задания к ним. Задания делятся на несколько уровней сложности. В процессе работы ученик выбирает себе задание, но с условием, что на последующем занятии степень сложности задания должна меняться. В антологии собраны необходимые сведения из разных источников, подобранные к каждой теме. С помощью антологии ученик выполняет данные в учебнике задания. Ребенок имеет право дополнять необходимые сведения из любых источников.

В результате внедрения разрабатываемого курса учащиеся по окончании начальной школы полностью готовы к продуктивному обучению по школьным

предметам в 5-м классе, в частности по технологии, близкой к описанной выше.

Задачей продуктивного образования в среднем, звене является дальнейшее развитие информационно-деятельного подхода к процессу обучения, что позволяет обеспечить самостоятельную творческую деятельность учащихся с большими потоками постоянно меняющейся информации, ее логическую и эмоционально-чувственную переработку и самобытное самовыражение в различных формах конечного продукта обучения в виде конкретных способов творческой деятельности. Также задачей является построение единой картины мира и формирование навыков социально-культурного самоопределения у подростков.

В системе продуктивного образования учащиеся к моменту окончания начальной школы уже владеют навыком ИДМ. Поэтому эти дети способны работать с разными потоками информации, выполнять на основе этой информации различные творческие задания и творчески предъявлять свои наработки. Естественно, что для таких подготовленных детей существующие, в том числе инновационные, технологии преподавания базовых предметов недостаточны по своей интенсивности. Для таких детей нужна привычная им система преподавания школьных предметов на основе ИДМ.

Естественным развитием технологии Сибирской

системы продуктивного образования в 5..6-х классах

является интегрированная система продуктивного обучения ряда предметов. Можно говорить о двух направлениях интеграции школьных предметов: это предметы гуманитарного цикла и близкие к ним, а также предметы естественнонаучного цикла. В данной публикации мы рассматриваем методологические особенности интеграции предметов преимущественно гуманитарного цикла.

Разрабатывая концепцию интегрированного обучения гуманитарным предметам в пятом классе, мы включили в интеграцию следующие предметы: историю, литературу, естествознание, МХК, ОБЖ. Для интеграции выбраны эти предметы, так как именно они в своем содержании формируют культурно-историческую картину мира и позволяют строить параллели с современными реалиями. Эти параллели позволяют успешнее мотивировать подростков к учебной деятельности. У подростков социально-личностная значимость информации становится основным критерием ее восприятия. Мотивация, актуальная для подростков, должна быть сформулирована следующим образом: это необходимо тебе, и благодаря этому ты сможешь делать то-то и быть таким-то, а также многие выдающиеся люди благодаря этому смогли чего-то достигнуть; при этом приводятся примеры из истории. В подростковом возрасте существует сильное стремление найти себе примеры для подражания, и задача каждого учителя, работающе-

го с подростками, - помочь им выбрать наиболее достойных представителей человеческой культуры.

Ведущими зонами интеграции предметов выступают история и литература. Таким образом, при освоении технологии преподавания интегрированного предмета для учителей истории и литературы не потребуется особой переподготовки, чтобы вести ЭТО!' курс, так как естествознание и ОБЖ в 5-м классе не требуют для своего преподавания специфических знаний и навыков. Создаваемая интегративными предметами картина мира дополняется естествознанием и МХК. ОБЖ в этой интеграции предметов приобретает особую роль, связывающую разные исторические реалии с современностью через решение проблем безопасности в прошлом и настоящем. Например, проблема безопасности на дорогах: чего должен был опасаться пешеход в городе прошлых времен и что стало опасным в современном городе. Обсуждение ОБЖ часто может становиться местом дискуссий, интегрируя в себя сведения из всех предметов.

История в пятом классе...это история Древнего

мира начиная с первобытных людей; Древний Египет, Междуречье, Древняя Индия и Древний Китай., Древняя Греция: заканчивается этот курс падением Рима. Если распределить весь этот огромный массив информации на два стандартных часа в неделю, то вполне очевидно, что учитель успевает дать только самые общие понятия и термины, не вдаваясь в подробности событий и описаний. Что можно сказать о культуре и истории Древней Индии за четыре часа (включая время на контрольные опросы)? Что после этого останется в голове у детей, ведь о Древней Индии больше за весь год нигде не будет упомянуто? Обычно большинство детей уже на следующий год с трудом припоминают, кто такой Александр Македонский или как звали первого императора Рима. Дело не в качестве преподавания или учебника, а в природе памяти, которая не позволяет качественно запомнить такое количество новой информации за два часа в неделю, если не создана возможность постоянного перекрестного (на материале других предметов) повторения или не организован высокий уровень мотивации детей на изучение этого предмета.

Интегрированный курс позволяет решить эту проблему за счет создания единого блока информации, где вышеперечисленные предметы становятся разделами курса, плавно перетекающими один в другой. При этом обеспечивается глубокое всестороннее рассмотрение любой темы любого раздела и перекрестное повторение этих тем друг в друге. К примеру, изучая в рамках истории Древнюю Грецию, в рамках литературы можно изучать ее мифы и литературу (Илиада, Одиссея, комедии, трагедии), а в рамках естествознания - теорию строения вещества Демокрита, теории строения Солнечной системы, расположение и название созвездий и т.д.; в рамках МХК - особенности античной скульптуры и архитектуры, а в рам-

ках ОБЖ - что такое толпа, связанные с нею опасности и как ею управлять. В результате создается объемная картина античного мира, которая воспринимается и запоминается гораздо легче и качественнее, чем те разрозненные сведения, которые сообщаются учащимся в разное время, на разных предметах.

Интегрированный курс составляется исхода из того объема знаний, который дан в стандартных учебных программах, одобренных Министерством образования РФ. Используемое количество учебных часов -8 ч в неделю (состоит из суммы количества стандартных часов базовых предметов: литература, история, естествознание по 2 ч; МХК, ОБЖ - по 1 ч).

В процессе обучения в рамках интегрированного курса дети работают с большими массивами информации, используя при этом весь освоенный ранее комплекс СУЧД. С их помощью переработка и творческое усвоение знаний формируют у детей навыки комплексного видения и анализа любой проблемы или вопроса, не ограничиваясь плоскостью какой-либо одной науки или точки зрения. Подобные навыки позволяют учащимся достигать высокой креативности в различных видах деятельности.

Интегрированный курс в сочетании с технологиями продуктивного образования делает возможным предоставление большого объема творческих заданий для учащихся.

Продуктивные творческие роли моделируют в творческих заданиях отдельные виды профессиональной деятельности. Естественно, что в таких ситуациях происходит тренировка определенных способов умственных и чувственных действий соответствующего профессионального мышления. Кроме упомянутых выше видов творческих заданий (аннотации, конспекта, сообщения, доклада, эссе, сценария), входящих в комплекс формирования информационно-деятельного мышления, в интегрированном курсе используются реконструкция и ролевая игра.

Реконструкция предполагает следующий творческий аспект в работе детей с информацией: на основе известных фактов и событий предлагается реконструирование совершенных открытий, политических событий, создание произведений искусства.

Игра как вид творческой деятельности предполагает создание игр на заданную тему и с заданной целью.

Эти задания могут предъявляться в форме диспута, театрализации, ролевой игры.

Подобные творческие задания и особая логика и форма построения предметного материала в интегрированном курсе позволяют учащимся не только освоить стандартный объем информации, но и существенно его увеличить. И так как все виды информации и заданий органично встраиваются в единую культурно-историческую картину мира, в итоге мы получаем существенно более высокое качество усвоения и осмысления детьми содержания предметов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.