Научная статья на тему 'Информационно-аналитический подход к совершенствованию управления развитием региональной системы физической культуры и спорта'

Информационно-аналитический подход к совершенствованию управления развитием региональной системы физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
732
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ РЕГИОНА / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / УПРАВЛЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Близневский Александр Юрьевич, Филиппов Сергей Сергеевич

В статье рассматривается информационно-аналитический подход к совершенствованию управления программами развития физической культуры и спорта в Красноярском крае. Представлена система сбора и анализа информации о выполнении целевых показателей программ развития физической культуры и спорта в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Близневский Александр Юрьевич, Филиппов Сергей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Informational-analytical approach to improvement of the management of development of the physical culture and sports regional system

The article considers the informational and analytical approach to improvement of management of the developmental programs for the physical culture and sports in Krasnoyarsk Region. The system of collecting and analysis of the information upon the achieving the target indicators of the developmental programs for the physical culture and sports in the region has been presented in the article.

Текст научной работы на тему «Информационно-аналитический подход к совершенствованию управления развитием региональной системы физической культуры и спорта»

Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 4 (74). - С. 35-39.

REFERENCES

1. Apoyko, R.N. and Tarakanov, B.I. and Levitsky, A.G. (2013), "Analysis of achievements of the participating countries in the Olympic Games on Greco-Roman wrestling", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 99, No. 5, pp. 7-10.

2. Apoyko, R.N. and Tarakanov, B.I. (2013), "Dynamics of quantity of the weight categories in Olympic Games on wrestling", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 101, No. 7, pp. 1318.

3. Apoyko, R.N. and Tarakanov, B.I. (2014), "Comparative analysis of the competitive activity indicators for the fighters of the high qualification in the Greek-Roman and free-style wrestling", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 116, No. 10, pp. 13-18.

4. Goranov, B., Apoyko, R.N., Tarakanov, B.I. and Nerobeev, N.Yu. (2011), "Productivity of technical and tactical actions of high-class fighters in modern Greco-Roman wrestling", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 74, No. 4, pp. 35-50.

Контактная информация: apojkorn@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.03.2015.

УДК 796.01

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Александр Юрьевич Близневский, кандидат педагогических наук, профессор, Сибирский федеральный университет, Красноярск, Сергей Сергеевич Филиппов, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье рассматривается информационно-аналитический подход к совершенствованию управления программами развития физической культуры и спорта в Красноярском крае. Представлена система сбора и анализа информации о выполнении целевых показателей программ развития физической культуры и спорта в регионе.

Ключевые слова: физическая культура и спорт региона, информационно-аналитический подход, региональное управление, региональная информационно-аналитическая система, управление по результатам.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.03.121.p13-19

INFORMATIONAL-ANALYTICAL APPROACH TO IMPROVEMENT OF THE MANAGEMENT OF DEVELOPMENT OF THE PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

REGIONAL SYSTEM

Alexander Yuryevich Bliznevsky, the candidate of pedagogical sciences, professor, Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Sergey Sergeevich Filippov, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article considers the informational and analytical approach to improvement of management of the developmental programs for the physical culture and sports in Krasnoyarsk Region. The system of collecting and analysis of the information upon the achieving the target indicators of the developmental programs for the physical culture and sports in the region has been presented in the article.

Keywords: regional physical culture and sports, information and analytical approach, regional government, regional information and analytical system, management by results.

Информационно-аналитическая деятельность является одним из основных инструментов управления, которое представляет собой целенаправленное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по регулированию процесса социально-экономического развития в целях перевода его на более высокий уровень.

Необходимо отметить, что с точки зрения информационного обеспечения по своему содержанию процесс управления может характеризоваться осуществлением трех этапов:

- сбора информации о состоянии управляемого объекта;

- анализа полученной информации;

- подготовки и принятия управленческих решений.

Наличие прямой и обратной связи делает систему управления целостной и позволяет ей быть управляемой на цикличной основе, предусматривающей функциональное оперативное регулирование различными процессами. Применение адекватных совокупных способов и средств обеспечивается наличием информационно-коммуникативных связей взаимодействия, соответствием управляющих воздействий состоянию управляемой системы. Нельзя не согласиться с мнением В.Г. Афанасьева, который подчеркивает, что своевременная и качественная переработка осведомляющей информации, ее преобразование в информацию, содержащую корригирующие команды, позволяет вовремя устранить отклонения в движении системы к заданной цели [1].

Информационно-аналитический подход в прикладном смысле является целесообразным лишь в том случае, когда предполагается использование информации не только с позиции констатирующей, но и управляющей. Руководители физкультурно-спортивных организаций различного уровня должны иметь обязательный минимум информации о состоянии управляемого объекта. Это является одним из ведущих требований при формировании целостной системы информационно-аналитической деятельности.

Известно, что информация - это семантическое и прагматическое содержание поступившего в виде кода сообщения, фактор внутрисистемного управления. Применение понятия информации в категориальном смысле правомерно только к объектам или системам, являющимся приемниками информации, способными использовать ее в управлении и позволяющими установить ее ценность для данного вида деятельности. Информационно-аналитический подход возможен при наличии постоянно действующего отношения субординации, реализующей внутрисистемное управление. Как отмечается в работе [4], современное информационное обеспечение управления физической культурой связано с функционированием системы информации, которая включает в себя необходимый набор компонентов:

- источники информации;

- коммуникатор;

- сообщение;

- социальные информационно-коммуникационные системы;

- реципиент, связь между которым осуществляется по формальным и неформальным каналам.

Использование средств и методов предоставления информации специалистам по физической культуре, в том числе руководителям основано на учете информационных потребностей (общих, специфических и единичных), а также широкого спектра тематики информационных интересов, отражающих специфику профессиональной деятельности.

В Красноярском крае необходимость разработки региональной информационно-аналитической системы базируется на осуществлении контроля выполнения целевых программ, рассмотренных в работе [2], а также на оперативном управлении их реализа-

цией.

Здесь следует отметить следующее. При программно-целевом управлении несколько меняется содержание функции контроля, которое характерно для традиционного управления. Поэтому при разработке и использовании информационно-аналитической системы нужно было основываться на концепции управления по результатам, применение которой является одним из наиболее перспективных подходов к оптимизации социально-экономического развития. Эта система позволяет анализировать результаты реализации целевой комплексной программы, обеспечивает их оптимизацию, повышает эффективность применения программно-целевого метода в управлении развитием региональной системы физической культуры и спорта.

Разработанные методика и технология сбора, хранения и обработки данных, объективно характеризующих результативность и надежность развития сферы физической культуры и спорта по приоритетным направлениям основной (физкультурно-оздоровительной, спортивной и др.) и обеспечивающей (управленческой, кадровой, технической, юридической, финансовой) деятельности соответствует современным тенденциям теории управления в отечественной науке и практике.

В практику управленческой деятельности внедрена система социально-экономического мониторинга эффективности и надежности развития региональной системы физической культуры и спорта, которая дала возможность объективно и комплексно получать информацию о состоянии и перспективах реализации целевых комплексных программ.

Функционирование информационно-аналитической системы комплексной оценки реализации целевых программ на различных уровнях системы управления, содержащих базы данных со специальным программным обеспечением, позволила добиться оперативности и согласованности в принятии управленческих решений. Потенциальными заказчиками и потребителями информационно-аналитической системы являются Министерство спорта, туризма и молодежной политики Красноярского края, являющееся государственным заказчиком-координатором реализации Программ, а также спорткомитеты муниципальных образований, физкультурно-спортивные общества, спортивные клубы, федерации по видам спорта.

Были разработаны и внедрены в практику сферы физической культуры и спорта информационно-аналитические технологии создания и научного сопровождения региональной компьютерной системы управления базой данных об уровне развития физической культуры в рассматриваемом субъекте Российской Федерации.

Общая модель информационно-аналитической системы комплексной оценки реализации целевых программ представлена на схеме.

Она включает три основных блока: 1) целевые индикаторы и показатели целевых программ; 2) ожидаемые конечные результаты реализации этих программ; 3) источники информации, в которых отражены результаты достижения планируемых целевых показателей. При разработке информационно-аналитической системы учитывалось, что каждая новая программа имела свои конкретные цель и задачи, а также свою систему целевых индикаторов.

Самым главным в рассматриваемой системе являлось определение тех источников информации, которые отражают как целевые показатели, так и конечные результаты по выполнению программ. К источникам информации, которые включались в систему, были отнесены:

- статистическая информация, отражающая в установленном порядке основные показатели развития физической культуры и спорта в различных организациях и учреждениях Красноярского края (Формы: №1-ФК; № 3-АФК; №5-ФК);

- протоколы спортивных мероприятий различного уровня, содержащие количество участников, их технические результаты;

- результаты изучения потребностей населения в физкультурно-оздоровительных услугах;

- рейтинговую оценку муниципальных образований края по развитию физической культуры и спорта и другие источники информации.

В данной статье указываются не все виды и источники информации, отражающие системы показателей и индикаторов, которые вошли в информационно-аналитическую систему.

Схема. Региональная информационно-аналитическая система комплексной оценки реализации целевых программ

Определяющим моментом для эффективного управления служит оперативность получения необходимой информации. Поэтому важным аспектом деятельности информационно-аналитической системы комплексной оценки реализации целевых программ являются временные рамки сбора источников информации, отражающих целевые показатели. Порядок сбора информационных данных определен исходя, во-первых, из установленных сроков предоставления информации федеральными органами управления, например, статистическая информация, во-вторых, установленные сроки в программных мероприятиях, в-третьих, после проведения спортивных мероприятий, социологических опросов и прочих необходимых мероприятий, в-четвертых, оперативная информация затребованная органами управления программой.

После получения информации наступает важный этап в деятельности информационно-аналитической системы - аналитическая обработка собранных данных, их обобщение и составление отчетов, справок, подготовка проектов управленческих решений по выполненным (или не выполненным) программным мероприятиям.

Функционирование региональной информационно-аналитической системы способствовало реализации Программ, принятых Правительством Красноярского края. Ис-

пользование региональной информационно-аналитической системы позволило повысить эффективность системы управления физкультурно -спортивными организациями, участвующими в выполнении программ.

В таблице приведен пример обработанных источников информации (протоколов спортивных мероприятий), которые отражают динамику целевого показателя «Спортивные мероприятия и участие в них населения Красноярского края» за 2006-2013 гг. Данные соревнования были включены в календарные планы спортивных мероприятий Красноярского края. Эта информация получена в рамках рассматриваемой информационно-аналитической системы комплексной оценки реализации целевых программ.

Таблица

Динамика целевых показателей

«Спортивные мероприятия и участие в них населения Красноярского края»

Год Число видов спорта Уровень спортивных мероприятий Всего мероприятий Количество участников соревнований за год (чел.)

Международный Всероссийский Краевой

2006 59 3 42 151 196 15 465

2007 58 3 45 247 295 21 450

2008 60 3 49 323 375 32 850

2009 70 4 51 346 401 44 430

2010 69 4 67 388 459 38 365

2011 74 4 102 407 513 65 980

2012 73 4 101 396 501 59 644

2013 75 4 109 442 555 62 588

Приведенная в таблице информация, учитывая большую роль всероссийских массовых физкультурно-оздоровительных акций и спортивных мероприятий, в том числе региональных, для привлечения различных категорий населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом, была использована для принятия управленческих решений по дальнейшему развитию этого движения среди населения в муниципальных образованиях края [3].

На рисунках 1 и 2 приведены гистограммы, иллюстрирующие динамику изменений количества проведенных краевых спортивных мероприятий в 2006-2013 годах и число их участников.

450

'I 400 _____

I 350 -

i 300 -

&250 - -р-р-

о 200 -

«

О 150---го

| 100 -

á 50 -

о N и i ^ ® , и , и и и и

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Рис. 1. Динамика изменения количества проведенных краевых спортивных мероприятий

в 2006-2013 годах

Информация, получаемая с помощью системы социально-экономического мониторинга, используется в краевых органах управления развитием физической культуры и спорта различного уровня, учреждениях физической культуры и спорта, образования и здравоохранения.

70 000

Р 60 ООО -

1 50 000

н

О -

? 40 000 - —-—-

Я 30 000 - — I—

0

1 20 000 - -ч—1—

¿1 10 000 -

о . И . ■ . ® ® ® ® ® ®

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Рис. 2. Динамика изменения количества участников краевых спортивных мероприятий

в 2006-2013 годах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Практическая реализация концепции социально-экономического мониторинга основана на научной проработке и осуществлении информационно-аналитического, организационно-управленческого, социально-педагогического и материально-технического обеспечения отрасли физической культуры и спорта края.

Использование региональной информационно-аналитической системы управления базой данных о состоянии и развитии физической культуры и спорта осуществляться Министерством спорта, туризма и молодежной политики в целях эффективности развития сферы физической культуры и спорта на различных уровнях системы управления. Спорткомитеты муниципальных образований, физкультурно-спортивные организации и спортивные клубы, федерации по видам спорта не только оперативно получают необходимую комплексную информацию о развитии отрасли и динамике основных показателей для анализа ее эффективности и принятия управленческих решений, но и передают соответствующую информацию краевому органу управления.

Применение информационно-аналитической системы комплексной оценки реализации целевых программ на региональном и муниципальном уровнях в значительной степени способствовало достижению прогнозируемых показателей региональных целевых программ по развитию физической культуры и спорта.

Это достигнуто, в первую очередь, за счет комплексного периодического социально-экономического мониторинга за ходом реализации целевых Программ края. В основе этого процесса лежит постоянно обновляющаяся информация по всем программам, разделам и программным мероприятиям, а также, оперативно принимаемым управленческим решениям, основанным на полных и объективных данных о состоянии, позитивных и негативных тенденциях в развитии сферы физической культуры и спорта в Красноярском крае.

Очевидно, что получаемая на различном уровне системы управления информация, несет в себе определенную смысловую нагрузку для совершенствования организации и выполнения мероприятий. Используемое в научной литературе деление информации на оперативную и стратегическую свидетельствует о том, что данные, характеризующие результаты выполнения программных мероприятий целевых программ необходимо анализировать с позиции оценки в определенный период времени, а также анализа динамики наблюдаемых показателей, значимых для решения поставленных целей развития отрасли физической культуры и спорта в регионе.

Средства накопления и сохранения информации, наличие каналов прямой и обратной связи являются базовыми компонентами системы информации. Создание структуры информационного обеспечения процесса регионального управления развитием физической культуры и спорта становится важнейшей предпосылкой развития инновацион-

ных процессов в этой сфере социально-экономического развития региона.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разработка и применение информационной технологии сбора, хранения и обработки данных позволяет осуществлять социально-экономический мониторинг на популя-ционном уровне и оперировать комплексом качественных и количественных характеристик эффективности системы физического воспитания, организации подготовки спортсменов, организации массовой физической культуры для населения. Информационно-аналитическая система, содержащая базу данных о результатах реализации Программ, дает возможность проводить многоаспектный анализ социально-экономических проблем развития отрасли физической культуры и спорта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьев, В.Г. Общество: системность, познание и управление / В.Г. Афанасьев. - М. : Политиздат, 1981. - 432 с.

2. Близневский, А.Ю. Применение программно-целевого метода в управлении развитием физической культуры и спорта в Красноярском крае / А.Ю. Близневский, С.С. Филиппов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 2 (120). - С. 15-19.

3. Близневский, А.Ю. Роль всероссийских массовых акций для развития физкультурно-оздоровительного движения в муниципальных образованиях субъектов РФ / А. Ю. Близневский // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9 (91). - С. 27-34.

4. Филиппов, С.С. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта : учебное пособие для образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих деятельность по направлению 49.03.01 - Физическая культура / С. С. Филиппов. - 2-е изд., доп. и испр. - Москва : Советский спорт, 2015. - 239 с. : ил.

REFERENCES

1. Afanasyev, V.G. (1981), Society: systemacity, knowledge and management, publishing house "Politizdat", Moscow.

2. Filippov, S.S. (2015), Management in the sphere of physical culture and sport, Soviet sport, Moscow.

3. Bliznevsky, A.Yu. and Filippov, S.S. (2015), "Application of the program and target method in management of development of physical culture and sports in Krasnoyarsk Region", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 120, No. 2, pp. 15-19.

4. Bliznevsky, A.Y. (2012), "Role of All-Russian mass actions for the development of health and fitness movement in municipal institutions of the Russian Federation constituent entities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9, pp. 27-34.

Контактная информация: bliznevsky58@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.03.2015.

УДК 796.323.2

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОВ 17-20 ЛЕТ

Александр Александрович Бондарь, соискатель, Волгоградский государственный аграрный университет

Аннотация

Баскетбол - популярная спортивная игра, требующая от баскетболистов высокого уровня технико-тактической подготовленности. Особенности ее заключаться в разнообразие движений: бег, ходьба, резкие остановки, прыжки, повороты в различных направлениях, ловля одной и двумя руками, броски и ведение мяча, которые осуществляются в единоборстве с командой соперника. Чрезвычайно важным условием результативной игры являются согласованные взаимодействия игроков, необходимые для достижения наилучших результатов. Все игроки команды должны сопо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.