УДК 338:004
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: НАЦИОНАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
О. В. КОМЕЛИНА1 НА ФУРСОВА2
Полтавский национальный технический университет имени Юрия Кондратюка г. Полтава
1) e-mail:
komelina@meta.ua
2) e-mail:
natali_f2004@ukr.net
В статье рассматривается теоретико-методологический подход к формированию информационно-аналитического обеспечения экономической безопасности на национальном и региональном уровне как инструмента принятия управленческих решений. Выделены компоненты внутренней структуры экономической безопасности, определены основные составляющие системы обеспечения экономической безопасности.
Ключевые слова: экономическая безопасность, диагностика, информационно-аналитическое обеспечение, мониторинг, моделирование.
Экономическая безопасность страны и ее регионов на современном этапе развития становится ключевой составляющей национальной безопасности, основой устойчивого экономического развития и зависит от социальной и политической стабильности, уровня правового и информационно-аналитического обеспечения. Объективно существующие сложности учета всех многочисленных процессов, возникающих в управлении государством и его регионами, нередко приводят к нерациональному использованию материальных, финансовых и трудовых ресурсов, поэтому управленческие задачи требуют новых методов решения, основанных на современном информационно-аналитическом обеспечении.
Изучению особенностей обеспечения экономической безопасности на государственном и региональном уровнях посвящены работы известных российских и украинских экономистов, таких как: Л.И. Абалкин, В.К. Сенчагов, А.И. Татаркин, О.А. Романова, А.А. Куклин, В.И. Яковлев, В.С. Пономаренко, Т.С. Клебанова, Н.Л. Чернова, В.М. Геец, Г.А. Пастернак-Таранушенко, А. С. Шнипко, Я.А. Жалило, З.С. Варналий [1-9].
В это же время актуальной и весомой проблематике формирования информационно-аналитического обеспечения экономической безопасности для диагностики и непрерывного мониторинга ситуации как инструмента принятия решений недостаточно уделено внимание в работах экономистов-исследователей.
В условиях сложившейся экономической ситуация на макро-, мезо-, микроуровне все большую актуальность приобретает проблема обеспечения экономической безопасности. В научной литературе зарубежные и отечественные ученые-экономисты дефиницию «экономическая безопасность» определяют по-разному. Л.И. Абалкин в 90-х годах ХХ столетия охарактеризовал экономическую безопасность как «совокупность условий и факторов, которые обеспечивают независимость национальной экономики, ее стабильность и постоянство, способность к постоянному самообновлению и самоусовершенствованию» [1]. Г.А. Пастернак-Таранушенко трактовал экономическую безопасность как «состояние государства, при котором она обеспечена возможностью создания, развития условий для плодотворной жизни ее населения, перспективного развития в будущем и в росте благосостояния ее жителей» [5]. В.М. Геец определил сущность экономической безопасности как «способность национальной экономики обеспечить свое свободное, независимое развитие и удержать стабильность гражданского общества и его институтов, а также достаточный оборонный потенциал страны при всевозможных неблагоприятных условиях и вариантах развития событий» [3]. З.С. Варналий определяет экономическую безопасность как «состояние национальной экономики, при котором сохраняется эконо-
мическая стойкость к внутренним и внешним угрозам и удовлетворяются потребности личности, общества, государства» [2]. С точки зрения Я.А. Жалило, экономическая безопасность определяется как «сложная многофакторная категория, которая характеризует способность национальной экономики к расширенному самовоспроизводству с целью удовлетворения на определенном уровне потребностей своего населения и государства, противостояние дестабилизирующему действию факторов, которые создают угрозу нормальному развитию страны, обеспечение конкурентоспособности национальной экономики в мировой системе хозяйствования» [4]. В условиях трансформационных изменений значительную угрозу для экономического развития страны может создавать кризисная ситуация в регионах. Регион как целостная социально-экономическая система имеет свои характерные особенности формирования стратегии и политики экономического развития, механизмов обеспечения безопасности. Авторский коллектив российских ученых (А. Татаркин, О. Романова, А. Куклин, В. Яковлев) под «экономической безопасностью регионов» понимает совокупность текущего состояния, условий и факторов, характеризующих стабильность, устойчивость и поступательность развития экономики территории, определенной независимости и интеграции с экономикой государства [8].
На национальном и региональном уровнях выделяют основные составляющие внутренней структуры экономической безопасности (рис. 1).
Экономическая
самостоятельность
Управление ресурсами государства и использование конкурентных преимуществ (при-родпо-географических, социальных, экономических, экологических)
Экономическая
стабильность
Надежность всех элементов экономической системы государства, защита всех форм собственности, сдерживание влияния деструктивных факторов развития
Саморазвитие и прогресс
I '
Реализация и защищенность государственных и региональных политических интересов, модернизация производства, эффективная инвестиционная и инновационная политика
Рис. 1. Составляющие компоненты внутренней структуры экономической безопасности [2, 3]
Система обеспечения экономической безопасности формируется с учетом комплекса особенностей условий государства и его регионов, факторов влияния на социально-экономическое развитие, механизмов функционирования жизнедеятельности страны, эффективного использования производственного потенциала и природных ресурсов (рис. 2). Система обеспечения экономической безопасности страны раскрывает категориальную сущность через взаимодействие государственного регулирования и рыночной саморегуляции, национальные и региональные интересы в сфере защищенности экономики от возможных внешних и внутренних угроз.
С 2012 г. на Украине увеличение влияния внешних и внутренних угроз экономической безопасности негативно отразилось на показателях экономической динамики промышленного производства, строительства и транспорта, сельского хозяйства при сохранении низкого уровня кредитования. Сокращение объемов промышленного производства составило 1,8%, при этом отрасли, ориентированные на экспорт, отреагировали на низкую производственную активность мировой экономики падением объемов производства в машиностроении на 6,0%, в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий - на 5,2%. Снижение объемов производства в сельском хозяйстве составило 4,5%, что связано с уменьшением объемов производства продукции растениеводства на 8,2%. Объем строительных работ сократился на 13,8% [10]. Уменьшение объемов производства в отраслях промышленности, строительстве и сельском хозяйстве негативно влияет на занятость населения в этих отраслях и ведет к снижению уровня жизни в регионах страны.
Серия История. Политология. Экономика. Информатика.
2013 № 15 (158). Выпуск 27/1
Возникает необходимость реализации стратегических задач государственной и региональной политики, направленных на повышение устойчивости и стабильности развития экономики. Такими задачами являются: инновационно-инвестиционное развитие инфраструктуры регионов страны; поэтапная реструктуризация стратегических отраслей экономики; постепенное формирование территориально-производственных комплексов; постоянное развитие межрегиональных связей; преодоление депрессивного состояния регионов и серьезных макроэкономических и межрегиональных диспропорций.
Система обеспечения экономической безопасности должна основываться на информационно-аналитическом обеспечении, учитывая вероятность возникновения угроз, возникающих на государственном и региональном уровне: изменение уровня и структуры доходов и расходов населения; изменение демографической ситуации; рост социальной напряженности в обществе; изменение уровня экономической активности населения; рост уровня бедности; изменение уровня благосостояния населения; падение объемов производства; несбалансированность отраслевой структуры региональной экономики; снижение конкурентоспособности национальной продукции; низкий уровень обновления основных фондов; изменение состояния научно-технического потенциала; изменение уровня инвестиционной активности; изменение уровня открытости экономики; нерациональная структура регионального бюджета; снижение эффективности региональной системы налогообложения; зависимость от импорта стратегических ресурсов; криминализация экономики; изменение экологической ситуации [6].
Обеспечение эффективного управления и противостояние внешним и внутренним национальным и региональным угрозам, дестабилизирующим факторам, при организации диагностики и постоянного мониторинга экономической безопасности на основе разработки и практического внедрения адекватной информационно-аналитической системы, позволит получить количественные и качественные оценки возможным угрозам, которые характеризуют степень снижения экономического потенциала за определенный промежуток времени.
Необходимо установить чувствительность экономической системы государства к возможным видам угроз и оценить степень управляемости потенциальными угрозами. Для управляемых угроз следует получить оценку возможности локализации и их устранения или уменьшения длительности их воздействия и связанного с ними ущерба. Также важна такая составляющая информационно-аналитического обеспечения, которая дает возможность оценить неуправляемые внешние и внутренние угрозы для адаптации экономической системы к их возникновению с целью принятия мер по повышению надежности и устойчивости системы экономической безопасности.
Формирование информационно-аналитического обеспечения экономической безопасности на национальном и региональном уровне должно основываться на основополагающих принципах, таких как:
- информационная достаточность и системная согласованность стратегических целей, задач, материальных ресурсов обеспечения экономической безопасности;
- оперативность и своевременность распознавания негативных факторов развития, диагностирование возможных дестабилизирующих ситуаций на национальном и региональном уровне;
- достоверность формирования и реализации управленческих решений в области экономической безопасности страны.
Информационно-аналитическое обеспечение экономической безопасности государства и его регионов должно включать:
- систему экономических показателей (индикаторов) оценки уровня развития государства и его регионов, критерии оценивания условий, динамики и последствий влияния возможных многофакторных рисков;
- эффективный программный инструментарий прогнозирования и экономикоматематического моделирования, который обеспечит всестороннее оценивание ситуации экономической безопасности;
Нормативно-правовое обес печение экономической без
опасности
Конституция Украины, Закон Украины «Про основы национальной безопасности Украины», Стратегия национальной безопасности Украины, Закон Украины «Про основы внутренней и внешней политики»
Возможные внутренние и внешние угрозы экономиче -ской безопасности
Существенное уменьшение ВВП, снижение инновационной и инвестиционной активности и научно-технического и технологического потенциала. Ослабление системы государственного регулирования и контроля, нестабильность правового регулирования отношений в экономической сфере. Критическое состояние основных производственных фондов в ведущих отраслях промышленности и недостаточные темпы воспроизводственных процессов, структурная деформация производства. Большая зависимость национальной экономики от конъюнктуры внешних рынков, низкие темпы расширения внутреннего рынка. Критические объемы государственных долгов (внешних и внутренних), рост иностранного капитала в стратегических отраслях экономики. Неэффективность антимонопольной политики, нерациональное использование топливно-энергетических ресурсов, «тениза-ция» экономики
Совокупность индикаторов экономической безопасности
Основные индикаторы экономической безопасности и их пороговые значения рассчитываются для макроэкономической, финансовой, внешнеэкономической, инвестиционной, научно-технологической, энергетической, социальной, демографической, продовольственной, производственной безопасности
Рис. 2. Система обеспечения экономической безопасности на национальном и региональном уровнях
- многоуровневую иерархическую систему информационного обеспечения системного анализа рисков на национальном и региональном уровне;
- алгоритм оценивания степени и уровня проявления кризисных ситуаций в регионах, а также предварительного оценивания вероятности их возникновения в будущем;
- оценивание и прогнозирование экономической безопасности на средне- и долгосрочную перспективу на основании аналитической информации диагностики и мониторинга ситуаций;
- реализацию управленческих решений минимизации степени и уровня возможного риска на прогнозируемый период на национальном и региональном уровне.
Информационно-аналитическое обеспечение экономической безопасности должно основываться на аналитическом и имитационном моделировании, что позволяет исследовать внутреннее взаимодействие между подсистемами и оценить влияния внешней среды на жизнедеятельность государства и его регионов (рис. 3).
Сбор показателей (индикаторов) экономической безопасности
Стандартизация входных данных информационноаналитической системы обеспечения экономической безопасности
Аналитическое Имитационное
моделирование моделирование
Оценка экономической безопасности на основе аналитико-имитационных
моделей
Проверка адекватности аналитико-имитационных моделей
Результаты моделирования экономической безопасности
Рис. 3. Схема формирования методологии информационно-аналитического обеспечения
экономической безопасности
Аналитико-имитационные модели оценки экономической безопасности позволят оценить ситуацию и спрогнозировать развитие экономики, определить наилучшие относительно заданных критериев эффективности значений параметров, системы обеспечения экономической безопасности, выбрать оптимальные значения социальноэкономических показателей.
Диагностика и мониторинг системы показателей-индикаторов экономической безопасности, основанных на информационно-аналитическом обеспечении - необходимый атрибут в управлении национальным и региональным развитием, от качества которого зависит эффективность принятия социально-экономических решений. Именно в процессе осуществления диагностики и системного мониторинга определяются изменения, возникшие с позиции экономической безопасности страны и ее регионов. Диагностирование и проведение мониторинга факторов, определяющих реальные угрозы экономической безопасности, с помощью оперативной информационно-аналитической системы анализа наблюдений за динамикой показателей безопасности имеет особое значение для переходного состояния экономики.
Список литературы
1. Абалкин, Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение / Л. Абалкин // Вопросы экономики. 1994. №12. С. 4-13.
2. Варналш, З.С. Економічна безпека: навч. поаб. / З.С. Варналш. - К.: Знання, 2009. - 647 с.
3. Геець, В.М. Моделювання економічноі безпеки: держава, репон, тдприемство [Монографія] / В.М. Геець, М.О. Кизим, Т.С. Клебанова, О.І. Черняк. - Х. : ВД «1НЖЕК», 2006. - 240 с.
4. Жалшо, Я. А. Теорія та практика формування ефективно! економічноі стратегіі держави [Монографія] / Я .А. Жалшо. - К.: Н1СД, 2009. - 336 с.
5. Пастернак-Таранушенко, Г. Економічна безпека держави. Статистика процесу забезпечення: тдручник для вузів / Г. Пастернак-Таранушенко. - К.: Кондор, 2002. - 303 с.
6. Пономаренко, В.С. Экономическая безопасность региона: анализ, оценка, прогнозирование [Монография] / В.С. Пономаренко, Т.С. Клебанова, Н.Л. Чернова. - Х.:ИД «ИНЖЭК», 2004. - 144 с.
7. Сенчагов, В.К. Экономическая безопасность России / В.К. Сенчагов. - М.: Дело, 2005. -
896 с.
8. Татаркин, А. Экономическая безопасность как объект регионального исследования / А. Татаркин, О. Романова, А. Куклин, В. Яковлев // Вопросы экономики. 1996. №6. С. 78-89.
9. Шнипко, О.С. Економічна безпека іерархічних багатсАвневих систем: репональний аспект [Монографія] / О.С. Шнипко. - К.: Генеза, 2006. - 287 с.
10. Правительственный портал Государственной службы статистики Украины [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ukrstat.gov.ua.
INFORMATION AND ANALYTICAL ASPECT OF ECONOMIC SECURITY: NATIONAL AND REGIONAL LEVEL
The article discusses theoretical and methodological approach to the of informational and analytical economic security providing at the national and regional level as a tool administrative decisions making. The components of the internal structure of economic security and the basic components of the system of economic security are singled out.
Keywords: economic security, diagnostics, information and analytical support, monitoring, modeling.
О. V. KOMELINA1 NA FURSOVA2
Poltava National Technical Yuri Kondratyuk University Poltava
11 e-mail:
komelina@meta.ua 2 e-mail:
natali_f2004@ukr.net