Научная статья на тему 'Информационно-аналитическая деятельность в современном обществе'

Информационно-аналитическая деятельность в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9420
1185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационно-аналитическая деятельность / Информационное общество / Информация / анализ / Знание / information analytics / Information society / Information / analysis / Knowledge

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галущенко Ольга Викторовна

Рассматривается содержание понятия информационно-аналитической деятельности с социокультурных и философских позиций. Определяются знаниевая, интеллектуальная, творческая природа и общественная востребованность данной деятельностной формы в условиях информационной перегруженности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In a context of modern representations about an information society the maintenance of concept of information analytics from social, cultural and philosophical positions is considered. Value of knowledge, the intellectual, creative nature and a public demand of the form in the conditions of information congestion is defined.

Текст научной работы на тему «Информационно-аналитическая деятельность в современном обществе»

УДК 008:002:001.8

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

© 2009 г. О.В. Галущенко

Ростовский государственный медицинский университет, Rostov State Medical University,

344022, г. Ростов-на-Дону, пер. Нахичеванский, 29, Nakhichevansky Lane, 29, Rostov-on-Don, 344022,

okt@rostgmu. ru okt@rostgmu. ru

Рассматривается содержание понятия информационно-аналитической деятельности с социокультурных и философских позиций. Определяются знаниевая, интеллектуальная, творческая природа и общественная востребованность данной деятельностной формы в условиях информационной перегруженности.

Ключевые слова: информационно-аналитическая деятельность, информационное общество, информация, анализ, знание.

In a context of modern representations about an information society the maintenance of concept of information analytics from social, cultural and philosophical positions is considered. Value of knowledge, the intellectual, creative nature and a public demand of the form in the conditions of information congestion is defined.

Keywords: information analytics, information society, information, analysis, knowledge.

Расширяющаяся и углубляющаяся информационная среда обитания современного человека формирует потребность в анализе и осмыслении процессов, протекающих в обществе, с социокультурных и философских позиций. Специалист XXI в. работает в условиях постоянного обновления этой среды, в ней непосредственно протекает его деятельность, происходит получение и преобразование искомых знаний. По мнению В.П. Леонова [1, с. 35], структура информационной среды диалогична и полифункциональна. В ней определяется уклад жизни, и сегодня он, как правило, технологический и дистанционный.

Многообразие и чрезмерность информации, необходимость ее дифференциации и обработки, отсутствие достоверного знания приводят к пониманию того, что необходимым условием существования в информационном социуме становится развитие деятельно-стных форм, связанных с аналитическим подходом к ориентированию в информационных потоках и селекционированию полученной информации. Одной из таких форм является информационно-аналитическая деятельность, качество которой во многом определяет успех принимаемых решений в экономической, политической, юридической, образовательной и медицинской сферах [2-5].

На значение методов обработки и преобразования информации в обществе обращают внимание многие исследователи. Так, А. Тоффлер отдает должное анализу информации [6, с. 358], ее постоянной переклассификации и корректировке [7, с. 138]. По мнению Э. Дайсона, в цифровом мире главным является не информация, а «умение обрабатывать и интерпретировать ее» [8, с. 121]. У. Эко в своей лекции «От Интернета к Гутенбергу: текст и гипертекст» утверждает, что подлинной культурой является контркультура, т.е. культура тех, кто критикует и преобразует информацию [9].

Качественно-содержательное преобразование информации составляет основу информационно-аналитической деятельности. Информационная аналитика

способствует производству нового знания на основе переработки имеющейся информации; опирается на естественный интеллект, компьютерные технологии, методы математического моделирования; функционально пересекается с научной (производство нового знания) и управленческой (разработка вариантов решений, сценариев) деятельностью [2, с. 17]. Получив широкое распространение в XX в., аналитическая деятельность на новом витке развития информационных технологий приобретает особую значимость в информационном социуме как деятельность, предполагающая органический синтез трех компонентов [2, 10]: владение аналитическими методами (функциональный компонент), знание предметной области (отраслевой компонент) и определенный тип структуры личности (личностный творческий компонент).

Главной целью информационно-аналитической деятельности и важнейшим фактором для принятия решений во всех сферах жизнедеятельности становится получение не просто информации как таковой, а знания - информации с высоким уровнем достоверности, релевантности и качества, т.е. «социально и культурно значимой информации» [11, с. 158].

Основой для данного утверждения служит объединение фундаментальных понятий: «информация», «анализ» и связанного с этими категориями понятия «знание», их внутреннее взаимопроникновение и культурологическая значимость для коммуникационного взаимодействия в информационном обществе, которое определяется как закономерный этап развития человечества (Дж. Масуд, Дж. Несбит, Дж. Бани-гер, А. Тоффлер, В.З. Коган, А.И. Ракитов), связанный как с глобальным внедрением новых информационных технологий, влияющих на культурогенез и представляющих собой «реальный механизм культуроге-неза» [12, с. 20], так и с «утвердившимся основанием общественного развития - инфосферой» [13, с. 22].

Обращение к понятию «информация» обусловлено информационной природой исследовательского и уп-

равленческого процессов, анализ также является их неотъемлемой частью. Поскольку фундаментальная роль информации в общественной жизни, переход информации в категорию стратегических ресурсов, создание индустрии ее производства и обработки (Д. Белл, Т. Стоуньер, А. Тоффлер) общепризнанны, а информационный социум видится в качестве своеобразной информационной системы, сочетающей задачи оперирования огромными массивами информации, эффективного ее применения, накопления глобального фонда знаний [14, с. 7], то организация и использование информационно-аналитической деятельности в обществе представляется важной для самого общественного развития.

Категория «анализ» связана с аналитикой, которая выполняет задачу преобразования информации до информации с высоким коэффициентом достоверности и качества, основана на принципах обеспечения индивидуальной и коллективной мыслительной деятельности, позволяющих эффективно обрабатывать информацию с целью совершенствования имеющихся и приобретения новых знаний [2, 4]. Тот факт, что информационное общество базируется в первую очередь на знании, отмечает А. Тоффлер. В своей работе «Сдвиг мощи» (1990) он выдвинул идею о том, что в информационном обществе фактор знания (К-фактор, knowledge) и сфера знания являются определяющими [Цит. по: 13, с. 15]. Отечественный философ А.И. Ракитов придерживается точки зрения, что степень развития цивилизации и культуры «определяется уровнем и объемом доступных данному социуму знаний, возможностью распространения, усвоения, переработки и продуцирования» [12, с. 26]. В сформулированной концепции «общества знания» [12, 15, с. 20] главная роль отводится не только развитию информационных технологий и их совершенствованию, но и сопряженности с компетентностью, творчеством, рациональностью человека, развитием форм деятельности, направленных на получение и генерацию знания. Можно выделить следующие тенденции в становлении знаниевого социума: невозможность замены личности в процессах усвоения нового знания и его творческого использования, закономерный характер процесса интеллектуализации всех сфер общества, оживление деятель-ностных форм, основанных на информационно-аналитических методах работы с информацией.

Наряду с этим отмечается, что в современном мире границы научного знания становятся «все менее определенными», «растет значение научного диало-гизма» на фоне «развивающегося диалога культур» [1, с. 8]. Знание представляется общей категорией и наиболее значимой культурно-исторической реалией, которая задает смысл информационным процессам, и является необходимым для социокультурного развития современной информационной цивилизации. «Пройдет период освоения новых технологий, технократические увлечения потеряют силу и авторитет, наступит потребность в расширении гуманитарных и гуманистических начал знания» [1, с. 12].

Констатируется также изменение социального ста-

туса информации в современном обществе - она подвергается технологическому воздействию, знание воздействует на само знание, получая новые данные [16, с. 39; 17, с. 17-18]. Этот принцип, выдвинутый М. Кастельсом, лежит в основе информационно-аналитической деятельности, так как ее применение носит циклический (повторяющейся) характер. В процессе работы аналитик проходит несколько этапов обработки анализируемой информации. Алгоритм информационно-аналитической деятельности насчитывает до 11 процедур, но все они в конечном итоге сводятся к следующему [10, с. 20]: сбор необходимой информации, собственно анализ собранной информации с использованием одной или нескольких аналитических информационных технологий, коих насчитывается огромное множество; личный творческий вклад в анализируемую проблему. Аналитик многократно может возвращаться к повторению действий, применяя метод обратной последовательности этапов. Отмечается, что данная методика приводит к расширению знания по изучаемому вопросу [5], что в свою очередь изменяет ценностный, социальный статус полученной информации - она приобретает более высокую степень общественной востребованности.

Аналитические и экспертные методы, процессы и технологии широко используются в работе с информацией любого рода: научной, финансовой, экономической, медицинской, юридической, социологической, СМИ и т.д., что позволяет говорить об отраслевой, многоуровневой аналитике [18, с. 9]. Аналитическая деятельность применяется издавна, но ее классификация еще не сложилась. Предпринимаются попытки упорядочения имеющихся данных. Так, в работе К.Ю. Дегтярева с соавторами [18, с. 13], посвященной экспертно-аналитическим инновациям в обеспечении научных исследований, предлагается классификация, в основу которой положены признаки систематизации наук (фундаментальная, отраслевая, ведомственная, межотраслевая) и аналитических/экспертных операторов, процессов, технологий, методов, в которых «необходима значительная доля аналитического или экспертного (интеллектуальноемкого) преобразования данных» (творчество, коммуникации, консультирование, мониторинг, аудит, РЯ-технологии, креативные технологии, логистика и др.).

Активизация аналитических процессов связана с нарастанием потребности социума в надежной и точной информации, получение которой подчинено идеям ее оптимальной переработки. Возможно, что активизация аналитических подходов диктуется стремлением преодолеть те противоречия и трудности информационного общества, на которые обращали внимание в своих работах А. Тоффлер, А.И. Ракитов, И.А. Негодаев. Основные положения их исследований сводятся к следующему: поток и предоставление информации отличаются непрерывностью, обилием и беспорядочностью (хаотичностью); нужной информации мало потому, что ее вообще слишком много; ощущается информационный голод при информационном изобилии; объемы циркулирующей информации пре-

вышают человеческие психофизиологические возможности по ее восприятию, переработке и использованию; информационная перегрузка ослабляет способность думать.

Закономерное стремление к уменьшению неопределенности (неполноты и неточности) информации, к стабильности получения достоверного знания заставляет социум обратиться к человеческой рациональности как к своеобразной защите от давления информационных массивов и многообразия интеллектуальных компьютерных технологий. Возможно, что истоки этого в том, что информационно-аналитическая деятельность связана с причинно-следственным мышлением, ее аналитическая составляющая невозможна без рефлексии, моментов импровизации, то в чем некоторые авторы видят ее некую «эзотеричность» [19]. Этот мощный сплав интеллекта, творчества и интуиции - продукт эпохи индивидуалистской культуры «Галактики Гутенберга» компьютерным системам пока не доступен. Одновременно происходят поиски новых рациональных подходов, новой творческой деятельности, которая должна быть гибкой и целостной. Поскольку в процессе аналитической деятельности выявляются объективные закономерности и причинно-следственные связи, создается новое знание о том фрагменте реальности, который находится в поле зрения аналитика, есть мнение, что «аналитическая эпистемология с полным правом может быть квалифицирована как информологическая, продолжающая на новом историческом витке и на базе новейших информационных технологий традиции древней гуманитарной методологии - герменевтики» [2, с. 17-18].

Информационная аналитика, как любая деятельность человека, направлена на самореализацию личности в обществе [20, с. 137], носит познавательный характер, и в конечном итоге ее целевым назначением служит создание нового знания. Роль человеческого фактора в освоении информации рассматривается рядом исследователей. Так, В.П. Леонов [1, с. 63] обращает внимание, что определение информации в современных зарубежных справочниках по информатике более широкое и в противоположность знанию не связано с конкретной личностью. В работах из области информационных технологий, например, процесс построения описаний объектов баз данных определяется как «творческий этап информационных технологий», зависящий от творческого результата человека, рассматриваемого в информационном плане как «совокупность существенных признаков, которая в отношении поставленной цели, для достижения которой и был, собственно, развернут деятельностный процесс, обладает качеством более высоким, нежели все ранее получаемые совокупности аналогичного целевого назначения» [21, с. 3]. Информационно-аналитическая деятельность основывается на творческом подходе к решению различных задач. Творчество определяется как «деятельность человека, созидающая новые объекты и качества, схемы поведения и общения, новые образы и знания» [20, с. 529]. И в этой связи нельзя не согласиться с утверждением В.П. Леонова,

что «информация доступна всем, а возможность превратить ее в знание индивидуальны и связаны с личным опытом и способностями» [1, с. 63].

Любой исследователь на определенном этапе разыскивает, трансформирует, реконструирует знания, и эти процессы являются неотъемлемыми частями индивидуальной интеллектуальной деятельности, характерны для группы научных исследователей. Анализ проблемы предполагает изучение информационного массива, привлечения разнообразных информационных систем, компьютерных программ и баз данных. Технико-технологический подход общества к решению задач ориентирования в мире информации до сих пор остается преимущественным. Практика показывает, что прикладные задачи поиска информации решаются с помощью создания сложных систем, которые работают с человеком в диалоговом режиме и расширяют его интеллектуальный потенциал. От этих систем требуется, чтобы они обслуживали потребности в сложноструктурированной информации, служили поддержкой при принятии решений [1, с. 31-32], превращали данные в знание при обработке результатов вычислений, сортировке и сопоставления данных под управлением человека [17, с. 50].

Но если ранее роль компьютерных технологий представлялась важнейшей, а новая «интеллектуальная технология» считалась ключевым инструментом системного анализа и теории принятия решений [22, с. 330], то в последние годы растет уверенность, что парадигма, основанная только на ресурсном информационном обеспечении, является описательной и функциональной (сервисной). На смену ей приходит знаниевая парадигма, когда «когнитивная перспектива предполагает изучение внутренней структуры и представления знания с целью повышения интеллектуального потенциала пользователя» [1, с. 20]. Основами современной научной парадигмы служит поли-методологизм, диалогизм, новое научное мышление субъекта, практический автоматизм использования электронных информационных технологий. Смысл этих па-радигмальных изменений один - «новые масштабы использования накопленного человеческого знания, новые формы его аналитико-синтетической переработки и оперативного использования в решении новых задач» [1, с. 11-12].

Информационно-аналитическая деятельность, основанная на селекционировании и упорядочении информации, становится особо значимой для информационного социума еще и потому, что ценность информации связывают с ее прагматическим смыслом, т.е. с возможностью ее разумного использования [23, с. 37]. Прагматический смысл информации, являющейся объектом информационного анализа, заключается в том, что ее ценность зависит от соответствующей ситуации и от уровня имеющихся у индивидуума знаний - тезауруса субъекта. Это положение особо значимо для формирования не только информационной культуры в рамках уже сложившихся образовательных подходов, но и развития новых направлений, стимулирующих формирование информационно-анали-

тической компетентности, новых курсов, дающих «знания о знаниях», т.е. структуре, контенте и тенденциях развития документальных коммуникаций и знаниевых потоках, методах их интерпретации, анализа и структурирования, а также умения самостоятельно добывать новое знание [24, с. 58]. Обращение к метазна-ниевым технологиям и дисциплинам отвечает принципам образования, заложенным Болонским процессом. Их содержательная сторона должна быть адекватна требованиям информационного общества, а развитие и внедрение носить опережающий и упреждающий характер.

Аналитическая деятельность может носить индивидуальный характер, когда специалист в определенной области берет на себя функции аналитика [10, с. 19], если необходимо исследовать полученную информацию для решения конкретной задачи: подготовки научной работы (диссертации, книги, статьи), аналитического/систематического обзора, аналитической справки или прогноза. Информационно-аналитическая деятельность может осуществляться группами профессионалов. Во многих странах существуют «фабрики мысли», информационно-аналитических отделы и службы в государственных органах, компаниях, банках, политических партиях. Информационная аналитика и экспертная деятельность применяются специализированными информационными институтами (ВИНИТИ, научными библиотеками, в том числе и библиотеками высших учебных заведений).

В любом случае, специалист/группа специалистов должны обладать необходимым комплексом знаний в исследуемой предметной области, позволяющим сформулировать собственное видение исследуемого вопроса, информационной культурой, определенной эвристично-стью и навыками успешной многоуровневой коммуникации.

Оптимальное использование информационных потоков для качественно-содержательного преобразования информации, генерации нового знания невозможно без коммуникационного взаимодействия на всех направлениях: новационном (приобщение к новым знаниям); ориентационном (ориентация в системной структуре пространства: социального и природного); стимуляционном (актуализация знаний и стремление к получению недостающих знаний) и корреляционном (уточнение или обновление знаний) [11, с. 186]. Информационно-аналитическая деятельность сопряжена с активным получением, передачей, анализом информации и продуцированием знания, т.е. имеет мотивационное основание и приводит к интенсификации этих взаимодействий.

Таким образом, утверждение, что «не капитал, не индустрия, а информационная деятельность: поиск, обработка, распространение информации, а также связанная с ней коммуникация и управление определяет лицо общественных систем» [13, с. 22] особо актуально. Можно предположить, что активное развитие какой-либо из дея-тельностных форм социума служит определенным индикатором происходящих глубинных социокультурных изменений. Так, активизация информационно-

аналитической деятельности в важнейших общественных сферах может служить косвенным подтверждением поступательного движения социума от информационного общества, где отдавалось предпочтение технологическому укладу потребления и переработки информации, к обществу знания, где преобладающим становится развитие новых форм рациональности с активным использованием аналитического мышления человека на основе применения постоянно совершенствующихся компьютерных систем.

В решении задач и принятии решений на всех этапах аналитической деятельности важную роль играют интеллектуальный, творческий подход, профессиональные качества, грамотное использование систем цифровой обработки данных. От качества переработки информации, ее анализа, достоверности конечного результата и морально-личностных установок аналитика/группы аналитиков (гуманистических, культурных, нравственных норм) зависит общественная востребованность и социальные последствия принимаемых решений.

Актуальным представляется не только выяснение общих черт информационно-аналитической деятельности в современном обществе, но и наблюдение за развитием отраслевой информационной аналитики, где генерируются специфические подходы, методы и приемы, которые приносят прикладной общественно-значимый знаниевый эффект, творческое, экспериментальное начало внутри самой информационно-аналитической деятельности часто способствует использованию отраслевых аналитических подходов в других сферах.

Литература

1. ЛеоновВ.П. Библиография как профессия. М., 2005.

2. Сляднева Н.А. Информационно-аналитическая деятельность: проблемы и перспективы // Информ.-аналит. журн. 2001. № 2. С. 14-25.

3. Информационно-аналитическая деятельность в России: состояние и перспективы : материалы Всерос. науч.-практ. конф. аналит. работников // Власть. 2004. № 8. С. 48-65.

4. Конотопов П.Ю., Курносое Ю.В. Аналитика: Методология, технологические и организационные аспекты информационно-аналитической работы. М., 2004. 512 с.

5. Гайдамак Е.С. Развитие информационно-аналитической компетентности будущего магистра физико-математического образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2006.

6. Тоффлер А. Метаморфозы власти. Знание, богатство и сила на пороге XXI века. М., 2001.

7. Тоффлер А. Футурошок. СПб., 1997.

8. Дайсон Э. Жизнь в эпоху интернета. М., 1998.

9. Эко У. От Интернета к Гутенбергу: текст и гипертекст // Новое литературное обозрение. 1998. № 32. С. 5-15.

10. Колпаков Ю.А. Аналитика и творчество // Научно-техническая информация. Сер. 1. Орг. и методика информ. работы. 2001. № 6. С. 19-21.

11. Культурология XX век: словарь / под ред. А.Я. Левит. СПб., 1997.

12. Ракитов А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России // Вопросы философии. 1994. № 4. С. 14-34.

13. Заковоротная М.В. Концепция информационного общества в западной социальной философии / РГУ; Межвузовский центр по проблемам постиндустриального развития общества. Сер. «Человек и общество». Ростов н/Д, 1994.

14. Арский Ю.М. Задачи ВИНИТИ как национального информационного центра на современном этапе формирования информационного общества // Информационные ресурсы. Интеграция. Технологии. НТИ-97 : материалы Междунар. конф. М., 1997. С. 3.

15. Палагин А.В. Современные информационные технологии в научных исследованиях // Искусственный интеллект. 1999. № 2. С. 20-33.

16. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.

17. Негодаев И.А. Информатизация культуры. Ростов н/Д, 2002.

18. Экспертно-аналитические инновации в обеспечении научных исследований / К.Ю. Дегтярев [и др.] // На-

Поступила в редакцию

учно-техническая информация. Сер. 1. Орг. и методика информ. работы. 2004. № 6. С. 9-16.

19. Сляднева Н.А. Информационная аналитика - эзотерическое искусство или современная профессия? // Факт: электронный информационно-аналитический журнал. 2000. № 7. URL: http://www.fact.ru/www/arhiv 7s6. htm (дата обращения: 24.08.2008).

20. Современный философский словарь / под общ. ред. В.Е. Кемерова. Москва; Бишкек; Екатеринбург, 1996.

21. Сапелкин В.С. Идентификация и оценка объектов по их описаниям с использованием обобщенной золотой пропорции // Научно-техническая информ. Сер. 2. Информационные процессы и системы. 2008. № 1. С. 1-6.

22. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе / под ред. П.С. Гуревича. М., 1986.

23. Романенко В.Н., Никитина Г.В. Сетевой информационный поиск. М., 2003.

24. Кузнецова Т.Я. Вызовы нового времени и кадровая ситуация в библиотечном деле: возможные пути решения кадровых проблем отрасли // Информационный бюллетень РБА. 2007. № 45. С. 57-60.

16 сентября 2008 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.