Научная статья на тему 'Информационная структура поста диагностирования автомобиля'

Информационная структура поста диагностирования автомобиля Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
121
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАГНОСТИРОВАНИЕ / ПОСТ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / МОДЕЛЬ / DIAGNOSING / POST / INFORMATION STRUCTURE / MODEL

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Васильев Валерий Иванович, Овсянников Виктор Евгеньевич, Войтеховская Елена Алексеевна

В статье изложены основные подходы к созданию информационной структуры поста диагностирования автомобиля, обеспечивающей оптимальное сочетание логических условий, решаемых автоматически и неавтоматически, рациональное распределение информации по видам и форме представления при разработке метода и средств диагностирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Васильев Валерий Иванович, Овсянников Виктор Евгеньевич, Войтеховская Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The informational structure post of diagnosting of the cars

In article the main approaches to creation of information structure of a post of diagnosing of the car, providing an optimum combination of the logical conditions solved automatically and non-automatic, raktsionalny distribution of information on types and form representations when developing a method and means of diagnosing are stated

Текст научной работы на тему «Информационная структура поста диагностирования автомобиля»

Информационная структура поста диагностирования автомобиля

В.И. Васильев, В.Е. Овсянников, Е.А. Войтеховская

Возрастающая роль проблем оптимального сочетания человека и техники вызвана особенностями развития техники, осуществлением автоматизации процессов, в частности, автоматизацией диагностирования автомобилей. В автоматических системах увеличивается значение безотказной работы каждого отдельного ее элемента [1 - 3].

При этом весьма актуально решение задачи распределения функций между оператором и средствами диагностирования, определения оптимальных условий деятельности оператора, его рационального информационного обеспечения, определения требовании к техническим средствам с точки зрения обеспечения эффективной диагностической системы.

Оператор в системе диагностирования может быть рассмотрен в виде специфического звена, имеющего сенсорные (чувствующие) входы и моторные (двигательные) выходы.

Наиболее общая структура функций оператора в системе диагностирования может быть представлена схемой, показанной на рис. 1.

Входные устройства Решающая система Выходные устройства

Рис. 1. Структура функций человека-оператора в системе диагностирования объекта [4]

Здесь входные устройства включают органы чувств человека, используемые при диагностировании объекта; решающая система, где

осуществляются не обходимые вычисления и логические операции -центральную нервную систему (ЦНС), а выходные устройства - органы речи и движения; У - сигналы информационных устройств средств диагностирования и информация о внешних проявлениях неисправностей объекта; Ъ' - сигналы, формируемые моторной системой человека; Ъ -сигналы, выдаваемые преобразователями командной информации.

В процессе взаимодействия оператора с техническими средствами всегда можно выделить следующие этапы: прием сигналов; выявление сообщения, которое несут эти сигналы; решение возникающей задачи; формулирование результата решения в форме, пригодной для реализации; поиск средств для реализации командной информации; реализация результатов решения (выдача командной информации).

Одним из основных функциональных критериев оператора при его взаимодействии с техническими системами является время выполнения поставленной задачи.

В общем случае время, затрачиваемое оператором, определяется сложной зависимостью вида [4]:

топ = а[1 (); к (А); ек; ¡к; дк; кь (); ¡к ();...]/ () + Ъ[ А(Х); тк; дк; кь (X),...] (1)

где тОП - время, затрачиваемое оператором; а - коэффициент, являющийся функционалом ценности информации 1(1), способа ее кодирования К, характера алгоритма работы оператора А(1;), психофизиологических характеристик - сенсорных свойств оператора 4, объема и свойств его памяти свойства мышления адаптивных

свойств ¡(), утомляемости Кь, эмоциональной сферы оператора дь и др.; ¡(1) -количество статистической информации; ? - время, затрачиваемое на движения, соответствующие обработке информации в количестве ¡(1), являющееся функционалом ряда величин, аналогичных тем, от которых зависит коэффициент Ъ, и, кроме того, от характеристик двигательных реакций гь

Однако, как показывает целый ряд исследований, проведенных в

инженерной психологии и эргономике, время, затрачиваемое оператором, зависит главным образом от количества статистической информации, поступающей на сенсорные входы оператора и количества логических условий, которые приходится решать ему при постановке диагноза и выработке управляющего воздействия [4, 5].

Рассмотрим подробнее информацию, с которой имеет дело оператор при работе в системе «человек - автоматизированное диагностическое средство - объект диагностирования» (рис. 2).

Рис. 2. Информационная структура автоматизированного поста диагностики на уровне оператора

Автоматизированное диагностическое средство, воспринимая информацию от объекта диагностирования через датчики в форме определенных, обычно электрических сигналов J5, усиливает ее, перерабатывает по специальному алгоритму и выдает на табло индикаторов в виде определенного диагноза (или их совокупности) Jл.

Кроме этой информации, учитывая то обстоятельство, что в практике диагностирования на АТП целесообразно проводить на этом же посту и необходимые регулировки, к оператору должна поступать также информация Jц о численных (цифровых) значениях некоторых диагностических параметров, по которым осуществляется регулировка.

К оператору также поступает информация JBH о внешних проявлениях неисправностей диагностируемого объекта в виде шумовых, вибрационных и других сигналов.

Оценим количество каждого из видов информации, поступающей к оператору.

Информация с логического блока определяется, очевидно, информативной ценностью комплекса диагностических параметров:

J = ZD (ЗД,..., Su) (2)

При определении количества информации, поступающей к оператору с контрольно-измерительных приборов, может быть использована общая формула измерительной информации [4]:

S max от S max e в

Jm = - J P(St )log2 P(St )dSt + J f (S)dS- J P(Si )dSi .

S min 0 S min

. S,T' _P(SL. log2 s-PSL^S , (3)

J P(S)dS 2 Si+ß8'

J P ( S ) dS

S>-PSj

St-ßSj

где Smin и Smax - предельные значения диагностического параметра S;

8 - измеряемое значение диагностического параметра; 8 -погрешность при определении 8; в - коэффициенты, учитывающие наличие области распределения параметра 8 в равновероятном диапазоне нахождения параметра в нормативе и за нормативом.

При практическом использовании формулы (3) следует учитывать, что во многих случаях она довольно сильно упрощается. Так, в случае нормального распределения значений диагностического параметра и при равномерном распределении ошибки измерения количество информации можно определить следующим образом [4]:

= ^2 , (4) где о - среднеквадратическое отклонение значении диагностического параметра; А8 - интервал квантования диагностического параметра при подборе закона его распределения. Определяется по формуле Стенджерса.

Если на пульт выведено г контрольно-измерительных приборов, то количество информации определится:

¿ц (5)

1=1

Количество информации о неисправностях, определяемых оператором по внешним проявлениям, можно найти по известной формуле:

1внн =Е Р( V вн )1о§2 Р( V

вн > (6)

1=1

где Рфтн) - вероятность неисправности определяемой по внешним проявлениям; к - общее количество таких неисправностей.

Таким образом, общее количество информации, которое поступает к оператору-диагносту, определится:

1 общ = 1л + 1ц + 1вн (7)

Однако известно, что общее количество информации, которое оператор способен переработать в единицу времени, ограничено его максимальной информационной пропускной способностью [4, 5]. Следовательно, необходимо выполнение следующего условия:

^ < (8)

где Фдоп - максимальная информационная пропускная способность человека, по Фдоп = 2.. .10 бит/с; ? - время контрольной части операции, с.

В свою очередь, максимальная информационная пропускная способность оператора в значительной степени зависит от количества и вида логических условий, которые ему приходится решать без помощи автомата. С возрастанием числа логических условий задачи при том количестве исходной информации его пропускная способность резко снижается. В то же время уменьшение числа логических условий, решаемых оператором самостоятельно при заданной глубине диагноза на посту, приводит к увеличению логической информации выдаваемой оператору

автоматически.

Таким образом, варьируя числом логических условий, решаемых автоматически и неавтоматически, рационально распределяя информацию по видам и форме представления при разработке метода и средств диагностирования, можно добиться выполнения условия (8) [6 - 10], т.е. создать

оптимальные, с точки зрения информационной совместимости, человеко-машинные диагностические системы.

Литература:

1. Овсянников В.Е., Васильев В.И. Инженерно-психологическая оценка технологического оборудования предприятий автомобильного транспорта на этапе проектирования [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2014, №1 - Режим доступа:

http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n1y2014/2285 (доступ свободный) -Загл. с экрана. - Яз. рус.

2. Wickens, Christopher D. (1984). Engineering psychology and human performance. Columbus: Merrill., pp. 285-298.

3. Francis Durso, Patricia DeLucia (2010), "Engineering Psychology", The Corsini Encyclopedia of Psychology, John Wiley and Sons, pp. 573-576.

4. Николаев В.И. Информационная теория контроля и управления (в приложении к судовым энергетическим установкам) [Текст] / В.И. Николаев. - Л.: Судостроение, 1973. - 286 с.

5. Николаев В.И. Системотехника: методы и приложения [Текст] / В.И Николаев, В.М. Брук. - Л.: Машиностроение, 1985. - 199 с.

6. Васильев В.И. Анализ деятельности водителя в процессе управления автомобилем [Текст] / В.И. Васильев, Дик И.И. // Темат. сб. науч. тр. -Челябинск: ЧГТУ, 1990. - с. 121-124.

7. «Виртуальный стенд для моделирования алгоритмов работы операторов технологических машин»: свидетельство об отраслевой регистрации разработки №19972 [Текст] / В.Е. Овсянников, В.И. Васильев. -№ 50200800200; заявл. 16.02.2014; опубл. 16.02.2008. Инновации в науке и образовании №9(44). 6 с.

8. Ананьев А.С., Бутенко Д.В., Попов К.В. Интеллектуальные технологии проектирования информационных систем. Методика проектирования программных продуктов в условиях наличия прототипа [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2012, №2 - Режим

доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n2y2012/815 (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.

9. Душков Б. А. Основы инженерной психологии [Текст]: Учебник для вузов / Б.А. Душков. - М.: Академический проект, 2002. - 576 с.

10. Основы инженерной психологии [Текст] / Подред. Б.Ф. Ломова. — М.: Высшая школа, 1986. - 424 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.