Научная статья на тему 'Информационная поддержка технологических, биотехнических и сервисных систем'

Информационная поддержка технологических, биотехнических и сервисных систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / АНАЛИЗ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ / INFORMATIONAL RESOURCES / MANAGEMENT SYSTEMS / INFORMATION TREATMENT ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Денисов Артём Руфимович

В статье описаны направления работы и основные результаты деятельности научной школы «Информационная поддержка технологических, биотехнических и сервисных систем» в Костромском государственном университете имени Н.А. Некрасова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Денисов Артём Руфимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Informational maintenance of technological, biotechnical and service systems

Directions of work and main activity results of the scientific school "Informational maintenance of technological, biotechnical and service systems" at Nekrasov Kostroma State University are described in the article.

Текст научной работы на тему «Информационная поддержка технологических, биотехнических и сервисных систем»

Системный анализ: управление и обработка информации (сфера услуг)

Представляемая научная школа занимается изучением и совершенствованием систем управления и обработки информации в сфере услуг. Вслед за доктором технических наук, профессором Михаилом Григорьевичем Левиным, активной разработкой проблем в данной области занимается теперь уже также доктор технических наук Артём Руфимович Денисов.

Разумеется, результативность работы школы, ее продуктивность лучше всего отражают научные результаты. Отметим, прежде всего, что данная школа очень молода, поэтому нельзя сопоставлять ее общие достижения с результатами каких-либо других школ. Избегая повторений, предоставим слово активному, целеустремленному и энергичному А.Р. Денисову.

УДК 025.5

Денисов Артем Руфимович

доктор технических наук, профессор Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ, БИОТЕХНИЧЕСКИХ И СЕРВИСНЫХ СИСТЕМ

В статье описаны направления работы и основные результаты деятельности научной школы «Информационная поддержка технологических, биотехнических и сервисных систем» в Костромском государственном университете имени Н.А. Некрасова.

Ключевые слова: информационные ресурсы, системы управления, анализ обработки информации.

Одной из тенденций развития Костромской области является рост сферы оказания услуг (рис. 1) [1]. Таким образом, важной задачей, стоящей перед регионом, является совершенствование систем управления процессами сервиса, обеспечивающими предоставление услуг потребителю в системе согласованных условий и клиентурных отношений.

Исторически сложилось так, что термины «информация» и «сервис» в литературе объединяются в понятие «информационный сервис», к которому относят оказание информационных услуг (рис. 2); оказа-

ние услуг по разработке, установке, развертыванию, поддержке программного обеспечения информационных систем; оказание услуг по монтажу, поддержке, ремонту технического обеспечения информационных систем и ИТ-инфраструктуры, а также оказание традиционных услуг (в основном продажа и реклама) с использованием средств Интернета.

На наш взгляд, данное понимание является устаревшим. В первую очередь, это определяется процессами перехода от индустриального общества к информационному, в котором особенно значимую роль играют информационные ресурсы. Подобные

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

■ Объем платных услуг населению

-Линейный тренд

Рис. 1. Динамика объема платных услуг населению (в % к 2000 г. в сопоставимых ценах, 2000 г. = 100%)

© Денисов А.Р., 2013

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2013

41

ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ

Выпуск Ретроспективный Традиционные Доступ Подготовка и оказание Предоставление

информационных поиск услуги к удаленным информационных первоисточников

изданий информации НТИ базам данных услуг

Реферативные сборники Библиографические указатели Обзорные издания Справочные издания

Косвенный Непосредств енный Down Loading Регулярный поиск

Обработка данных ПО, ИТ, ИС

Связь: телефония и телекоммуникации

Рис. 2. Классификация информационных услуг

ресурсы (документы, базы данных и знаний, алгоритмы, программы, а также научные разработки) присутствуют в деятельности любой организации независимо от вида ее деятельности. Но при этом общепринятой методологии, которая бы позволила провести количественную и качественную оценку этих ресурсов, до сих пор не существует. Это снижает эффективность информации, накапливаемой в виде информационных ресурсов, и увеличивает продолжительность переходного периода от индустриального общества к информационному. Кроме того, неизвестно, какой объем трудовых ресурсов должен быть задействован в сфере производства и распространения информационных ресурсов в информационном обществе.

Все вышесказанное определяет направление научной школы, созданной на факультете технологии и сервиса КГУ им. Н.А. Некрасова, название которой вынесено в заглавие статьи. Целью научной школы является совершенствование систем управления организациями различных сфер деятельности (образование, государственное управление, энергетика, медицина и т.д.) за счет внедрения эффективных технологий работы с существующими у них информационными ресурсами. В частности, данное направление включает в себя

инжиниринг и реинжиниринг корпоративных систем управления бизнес-структур и органов власти, что, в том числе, определило выбор факультета технологии и сервиса в качестве базы для организации научной школы (рис. 3).

В качестве основной научной специальности школы была выбрана 05.13.01 - «Системный анализ, управление и обработка информации (сфера услуг)», которая направлена на решение научных и технических проблем, связанных с разработкой новых и совершенствованием существующих методов и средств анализа обработки информации и управления сложными системами, повышением эффективности надежности и качества технических, экономических, биологических, медицинских и социальных систем [2].

Следует отметить, что данная специальность определяет необходимость использования системного подхода к изучению исследуемых объектов (в нашем случае - корпоративных систем управления), который ориентирует исследования на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нём и сведение их в единую теоретическую картину, требует максимально возможного учёта всех сторон и аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности.

т

а

О

о

о

о

о

050100

«Педагогическое

бразование»

профиль

«Технология»

о

о

о

о

о <и

И

ф 5

о

1_0

■° о

с;

0

1 х

б ф

го

т

0

1 і

о

о

о

сч

сч

сч

I

го

|_

ф

н

Рис. 3. Области деятельности бакалавров факультета технологии и сервиса

42

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2013

За небольшой срок существования (пять лет) научной школы достигнуты высокие научные результаты:

- защищены одна докторская и одна кандидатская диссертации;

- опубликовано более 50 научных статей, включая 12 в журналах, рекомендованных ВАК;

- получено два свидетельства на государственную регистрацию программ для ЭВМ и баз данных;

- заключено и выполнено научно-исследовательских, опытно-конструкторских и хоздоговорных работ на сумму около одного миллиона рублей, включая:

- система управления производственными процессами малого предприятия по предоставлению услуг по продаже кассовой техники, весов, сканеров и внедрения средств автоматизации. Руководитель - д.т.н., доц. А.Р. Денисов. Результат - внедрение системы электронного документооборота на ООО «Кассандра», источники финансирования - научно-исследовательская работа с ООО «Кассандра».

- система поддержки принятия решений по технологическому присоединению потребителей к электрическим сетям. Руководитель - д.т.н., доц. А.Р. Денисов. Результат - внедрение системы поддержки принятия решений по технологическому присоединению к электрическим сетям в филиале ОАО МРСК-Центр «Костромаэнерго».

Основными объектами исследования школы являются корпоративные системы управления органов власти, энергетических компаний и образовательных учреждений. Далее в журнале приведены три статьи, которые содержат описание результатов научных исследований по указанным направлениям, выполненных аспирантами и докторантами в рамках научной школы.

Библиографический список

1. Костромская область. Статистический ежегодник: стат. сб. - Кострома: Костромастат, 2011 - 458 с.

2. Паспорт специальности 05.13.01 «Системный анализ, управление и обработка информации (по отраслям)».

УДК 025.5; 338

Волков Иван Владимирович

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

Inf_service@ksu.edu.ru

МЕТОДИКА ОПТИМИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ОКАЗАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ

В статье предложена методика оптимизации интегрированных бизнес-процессов оказания электронных государственных услуг на примере бизнес-процесса «Получение кадастрового паспорта земельного участка со сменой категории землепользования».

Ключевые слова: электронное межведомственное взаимодействие, технологическая карта межведомственного взаимодействия, интегрированный бизнес-процесс оказания государственных услуг.

В соответствии с федеральным законом №°210-ФЗ [1], вступившим в силу 1 июля 2012 года, государственные ведомства не вправе требовать от получателя государственных услуг документы, которые могут быть получены путем электронного взаимодействия из других ведомств. Предполагается, что ведомства будут сами запрашивать недостающие сведения, находящиеся в информационных системах других ведомств, и получать ответ на запрос, не перекладывая эту обязанность на граждан. Для решения данной задачи была создана система электронного межведомственного взаимодействия (СМЭВ) [2], посредством которой интегрируются между собой многочисленные федеральные и региональные информационные системы. Основной проблемой СМЭВ является интеграция информационных систем ведомств со СМЭВ. Каждое ведомство использует свою собственную систему со своими базами данных, содержащими уникальную информацию. Для решения данной проблемы, а также для обеспечения межведомственного и межуровневого взаимо-

действия при предоставлении государственных услуг в рамках разработки СМЭВ создают технологические карты межведомственного взаимодействия (ТКМВ) [3].

ТКМВ представляет собой совокупность электронных таблиц, содержащих описание порядка предоставления государственной услуги, сведений о составе документов, необходимых для предоставления услуги, сведения о контрагентах, формах и содержании межведомственного взаимодействия в рамках предоставления услуги [4]. Однако, вследствие ряда причин, в существующей реализации СМЭВ ТКМВ представляют собой ничем не связанные обособленные документы. То есть при оказании каждой государственной услуги заявитель обязан предоставить полный комплект входных документов, включая те, которые могут быть получены по каналам СМЭВ, что противоречит [1].

Устранить выявленное противоречие возможно через объединение различных государственных услуг в интегрированные бизнес-процессы (ИБП), которые включают в себя всю совокупность подус-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Волков И.В., 2013

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2013

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.