Научная статья на тему 'Информационная культура в формировании духовности у студентов педвуза'

Информационная культура в формировании духовности у студентов педвуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ДУХОВНОСТЬ / БЕЗДУХОВНОСТЬ / ЦЕННОСТНОЕ ОРИЕНТАЦИЯ / ТРАДИЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / THE INFORMATION / INFORMATION CULTURE / SPIRITUALITY / INSPIRITUALITY / VALUABLE THE ORIENTATION / TRADITIONAL PEDAGOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлов В. И.

В работе рассматриваются различные подходы ученых к определению понятия «информационная культура» и использовании ее в формировании духовности у будущих учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION CULTURE IN FORMATION OF SPIRITUALITY AT STUDENTS OF TEACHER TRAINING UNIVERSITY

In work various approaches of scientists to concept definition «information culture» and its use in formation of spirituality at the future teachers are considered.

Текст научной работы на тему «Информационная культура в формировании духовности у студентов педвуза»

цессе современных информационных технологий, направленных на овладение средствами получения, переработки, применения и передачи учебной и научной информации с использованием компьютеров, сети Интернет и других технических средств. Информационное обеспечение образовательного процесса сегодня невозможно без развития Электронных образовательных ресурсов, разработки и создания электронных учебников, электронных библиотек.

Во-вторых, в современном социуме возрастает роль образования в процессах социальной и межкультурной коммуникации, в сфере которого и обеспечивается овладение продуктивными способами социального взаимодействия, коммуникативными технологиями. Знание иностранного языка в современном мире становится необходимым «инструментом» овладения компетенциями межкультурной коммуникации.

В-третьих, компетентностный подход в образовании определяет необходимость существенного обновления научно-методического обеспечения образовательного процесса вуза. Необходима работа по созданию нового поколения учебников и учебных пособий, ориентированных не только на информативную составляющую, но, в большей степени, на разработку содержания организации самостоятельной работы студентов, на использование интерактивных форм образовательного процесса. Фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций должны существенно обновляться с учетом кредитно-модульной структуры содержания ФГОС ВПО.

В-четвертых, остро встает вопрос о готовности преподавателей высшей школы использовать в образовательном процессе современное материально-техническое оборудование и программное обеспечение.

Библиографический список

Данный процесс сопряжен с необходимостью преодоления определенных барьеров преподавателей высшей школы в переходе на новый подход в образовании. Среди них - резкое увеличение научно-методической и учебно-методической нагрузки профессорско-преподавательского состава при сохранении (иногда и увеличении) объема их аудиторной нагрузки. Крайне низкий уровень оплаты преподавательского труда, и в этой связи, необходимость подработки еще в нескольких вузах, следование сложившимся стереотипам в преподавании у преподавателей с большим стажем работы - основные причины сопротивления к изменениям. Кроме выше перечисленных, существуют в современном образовании барьеры другого уровня, которые не позволяют достигать успеха и на которые должно быть нацелено внимание преподавательского состава в реализации ком-петентностного подхода: несформированность ценностного отношения к образованию; неспособность интегрировать студентами полученные ими в ходе обучения знания в процесс принятия решений; недостаток личностно-творческой активности обучающихся; неумение выпускников адаптироваться к изменениям на рынке труда.

Исходя из определяемой компетентностной парадигмой образовательной стратегии, необходимо обозначить принципы учебных стратегий: активное и самоуправляемое обучение, опора на жизненный и учебный опыт студента, его исследовательскую практику, ориентация на рефлексивность, взаимодействие и кооперацию участников образовательного процесса.

Важными критериями выбора стратегии обучения должны стать профессиональный опыт преподавателя, жизненный и учебный опыт студентов, специфика образовательной среды, цель образовательной программы, цель модуля/курса и т.д. Для этого вузам необходимо активнее развивать связи с работодателями. Качество профессионального образования проявляется, в первую очередь, в уровне востребованности выпускников учреждений профессионального образования на рынке труда [6].

1. Модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования [Э/р]. - Р/д: http://mon.gov.ru/ work/obr/prior/4319/

2. Соколова, И.И. Педагогическое образование: противоречия и прогнозы развития // Педагогическое образование: современные проблемы, концепции, теория и практика: сб. науч. ст. / под общ. ред. И.И. Соколовой. - СПб., 2010.

3. Тридцатый ученик в классе.Ученые составили среднестатистический портрет российского учителя [Э/р]. - Р/д: http://www.rg.ru/2010/ 03/23/pedagogi.html

4. Серякова, С.Б. Компетентность педагога: психолого-педагогические аспекты: монография. - М., 2008.

5. Гребнев, Л.С. Кредит-часы, зачетные единицы и оплата труда преподавателей // Высшее образование в России. - 2008. - № 11.

6. Повышение качества профессионального образования [Э/р]. - Р/д: http://mon.gov.ru Л«огк/оЬг/рпог/4315/

Bibliography

1. Modernizaciya sistemih podgotovki, perepodgotovki i povihsheniya kvalifikacii rabotnikov obrazovaniya [Eh/r]. - R/d: http://mon.gov.ru/work/ obr/prior/4319/

2. Sokolova, I.I. Pedagogicheskoe obrazovanie: protivorechiya i prognozih razvitiya // Pedagogicheskoe obrazovanie: sovremennihe problemih, koncepcii, teoriya i praktika: sb. nauch. st. / pod obth. red. I.I. Sokolovoyj. - SPb., 2010.

3. Tridcatihyj uchenik v klasse.Uchenihe sostavili srednestatisticheskiyj portret rossiyjskogo uchitelya [Eh/r]. - R/d: http://www.rg.ru/2010/03/23/ pedagogi.html

4. Seryakova, S.B. Kompetentnostj pedagoga: psikhologo-pedagogicheskie aspektih: monografiya. - M., 2008.

5. Grebnev, L.S. Kredit-chasih, zachetnihe edinicih i oplata truda prepodavateleyj // Vihsshee obrazovanie v Rossii. - 2008. - № 11.

6. Povihshenie kachestva professionaljnogo obrazovaniya [Eh/r]. - R/d: http://mon.gov.ru /work/obr/prior/4315/

Статья поступила в редакцию 05.04.12

УДК 378:37.034

Pavlov V.I. INFORMATION CULTURE IN FORMATION OF SPIRITUALITY AT STUDENTS OF TEACHER TRAINING UNIVERSITY. In work various approaches of scientists to concept definition «information culture» and its use in formation of spirituality at the future teachers are considered.

Key words: the information, information culture, spirituality, inspirituality, valuable the orientation, traditional pedagogical culture.

В.И. Павлов, канд. пед. наук, доц. ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары, E-mail: v-pavlov2002@yandex.ru

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА

В работе рассматриваются различные подходы ученых к определению понятия «информационная культура» и использовании ее в формировании духовности у будущих учителей.

Ключевые слова: информация, информационная культура, духовность, бездуховность, ценностное ориентация, традиционная педагогическая культура.

Переход к информационному обществу, идеи непрерывного образования, интеграционные процессы в образовательной деятельности привели к реорганизации и реконструкции системы подготовки педагогических кадров. Современные педагогические стандарты предъявляют новые требования к профессиональной подготовке будущих учителей - бакалавров, магистров. Концепция формирования информационного общества в Российской Федерации, в числе важнейших задач выдвигает насыщение сферы информационных услуг духовным содержанием; воспитание молодого поколения в атмосфере национальных духовных ценностей и идеалов. Как справедливо отмечает А.И. Арнольдов: «Возникновение новой цивилизации основывается на информатизации - процессе, в ходе которого совершенствуются производство, хранение и распространение информации и качественно изменяется культура» [1, с. 18]. Культурой мы называем все, что создано руками и разумом человека, весь искусственный - отличный от природы - мир явлений, который не может существовать без человеческой заботы. Это культура правовая, политическая, техническая, информационная, нравственная, научная, религиозная, экономическая, эстетическая, физическая и т. д. Информацию человек получает постоянно от государственных органов, образовательных учреждений, различных художественных, литературных произведений, средств массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение, театр, интернет), от самих людей в процессе общения.

В педагогической литературе информация рассматривается как многофункциональный инструмент, который «... заставляет удивляться; дает возможность задуматься; подводит к видению нового; является основой формулирования понятий, правил, законов; нацеливает на межпредметные связи, предупреждает утилитаризм и узкий практицизм» [2, с. 11]. Исследователи единодушны во мнении, что информационная культура - это духовная сила, способная объединить людей, разделенных экономическими, политическими, социальными, межнациональными противоречиями, неотъемлемая часть общей культуры человека. Информационная культура не только формирует информационное мировоззрение человека (знание законов функционирования информации в обществе, понимание сущности происходящих информационных преобразований), но и способствует осознанию им своего места и предназначения в мире. Овладение информационной культурой помогает укрепить автономию по отношению к медиасредствам, сохранить духовно-нравственный иммунитет и творческую индивидуальность личности.

Появление термина «информационная культура» в отечественной науке связано с работами Г.Г. Воробьева [3]. Автор соотносил его с наличием знаний, умений навыков, способствующих повышению производительности управленческого труда. В дальнейшем в работах А.П. Суханова, Э.П. Семенюка,

А.Д. Урсула, Ю.А. Шрейдера и др. информационная культура отождествлялась с профессиональной деятельностью специалиста. В 90-е годы хХ века она стала анализироваться как аспект культурной деятельности, В практику образования это понятие вошло в 1988 году с именем А.П. Ершова [4, с. 6-23].

Сегодня информация являются предметом исследования информатики, философии, культурологии, этики, педагогики, психологии, и т.д., которые имеют развитую методологию и понятийный аппарат, позволяющие отразить самые различные аспекты этого феномена. Видимо, наиболее полное для понимания информационной культуры представление об «информации» дают определения, базирующиеся на философской категории отражения (В.З. Коган, Н.Н. Киселёв, А.Д. Урсул, А.Т. Москаленко), положениях А.Н. Леонтьева о структуре сознания, концепциях информационного взаимодействия в познавательных процессах (А.В. Беляева, Ю.С. Брановский) и информационного баланса (А.В. Прохоров, В.Д. Рузин).

Обобщение существующих терминологических наработок показывает наличие следующих основных групп определений «информационная культура» (таблица 1).

Как видно из таблицы 1, одна из групп ученых информационную культуру определяет как наивысшую степень овладения умениями, приемами и способами информационной деятельности. Среди умений особенно важными для учителей является умение анализировать информацию, собранную из различных источников, с точки зрения ее достоверности, точности, полезности для решения профессиональных задач, распознавать противоречивые данные, суждения, аргументы и использовать в своей деятельности только достоверные и проверенные данные. По всей видимости, в основе данной позиции лежит подход В.А. Сластенина к определению профессиональной педагогической культуры. Культура, безусловно, проявляется в образованности, деятельности, поступках личности.

Применение методологии культурологического подхода к проблемам формирования информационной культуры у студентов в процессе обучения позволяет рассматривать данный феномен в логике формирования общей культуры личности, актуализировать смысловые категории, регулирующие отношения между людьми в информационном обществе.

Другая группа ученных рассматривает информационную культуру как систему. Системный подход дает возможность объяснить взаимоотношения между частью и целым, объединить многообразие известных и вновь получаемых фактов, установить общие закономерности для различных классов явлений. Однако представленные выше системные определения все-таки недостаточно учитывают осознание личностью своего места в информационной сфере, диагностирование себя не только как потребителя, но и как создателя информации; оставляют открытыми вопросы специфических ценностей информационной культуры и смыслов ее артефактов.

Третья группа ученых определяет «информационную культуру» через творчество. Под ним понимается деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее, отличающееся «событийностью», и развитие креативных способностей рассматривается в качестве важной цели образования.

Четвертая группа ученых под информационной культурой понимает сочетание знаний, умений, навыков и ценностных ориентаций. Ценности являются обязательным компонентом культуры, поэтому мы считаем, что включение в нее ценностных ориентаций теоретически оправдано. Ценностные ориентации личности - это внутренние компоненты ее сознания и самосознания. А.И. Донцов говорит о том, что ценностные ориентации - это смысловые установки субъекта, осознанные им в процессе социализации (вхождения в общество) и сформулированные в предлагаемых обществом, СМИ и т.д. терминах, позволяющих индивидуальному сознанию сделать общественную духовную ценность своим, посредством уже принятых в обществе и зафиксированных в языке значений [5]. Отечественные философы С.Ф. Анисимов, Л.М. Архангельский, Р.Г. Апресян,

A.А. Гусейнов, О.Г. Дробницкий, В.Д. Комаров, В.И. Мурашов,

B.П. Тугаринов духовность рассматривают как устойчивое интегральное качество личности, проявляющееся в стремлении человека строить свои отношения с людьми на основе добра, истины, красоты, а свою жизнь - на основе гармонии с окружающим миром.

Духовность противостоит бездуховности, которая проявляется в безответственности, грубости, лжи, эгоизме, зависти, бесстыдстве, половой распущенности, алкоголизме, наркомании, пошлости и в других феноменах антикультуры. Свободные от стыда, совести, целомудрия и моральной чистоты нравы, а также массовая культура, существующая вне сущности духа, в основе своей ничтожны, ибо лишены духовности. К сожалению, как пишет Г.В. Мухаметзянова «у студенческой молодежи духовно-нравственные ценности отходят на второй план. Все большее влияние на молодое поколение приобретают потребительская психология и культ материального успеха. Как следствие, появляется «одноразовая культура» со своими «одноразовыми» предметами, фильмами, книгами, отношениями; развивается девальвация духовно-нравственных ценностей; уменьшается значение прошлого опыта, несмотря на то, что это опыт поколений, а его передача — это механизм социокультурного воспроизводства нации» [6, с. 307].

Анализ определений понятия «информационная культура» разными исследователями показывает, что единое его понимание пока отсутствует. Мы, вслед за М.В. Кузнецовой, понимаем информационную культуру студента как «целостное новообразование личности, включающее основанную на личностно принятых общечеловеческих ценностях совокупность ценностных ориентаций и убеждений, также систему знаний и умений, обеспечивающих адекватные гуманистическим идеалам и общественным нормам отбор, осмысление, переработку и использование информации в процесс познания, общения и преобразования (себя, общества, мира) [7, с. 30]. В процессе обучения студент должен усваивать, критически оценивать и преобразовывать социокультурный опыт, извлекать из ценностей информационной культуры личностные смыслы, проектировать и осваивать новые образцы культурной жизни.

Формирование духовности студента есть процесс качественного преобразования, перехода из одного состояния в другое продвижение от одного уровня к другому, более совершенному. За годы учебы в вузе студент получает огромное количество информаций о различных сферах науки и культуры, производства, о человеческих, межличностных и межгосударственных,

Таблица 1

Некоторые особенности современных определений понятия «информационная культура»

Определения понятия «информационная культура» | Авторы

Информационные умения

Умение целенаправленно работать с информацией и использовать в своей деятельности весь набор информационных технологий Н.В. Макарова, Р.С. Сафарова, Н.В. Кульбеда, В.Г. Кузнецов, Ю. Дусь

Умение искать данные, осмысливать информацию и предоставлять ее людям В.А. Трайнев, И.В. Трайнев

Умение в потоке избыточной информации оперативно оценить ее полезность О.В. Артюшкин, Э.Г. Скибицкий

Умение работать с вычислительной техникой, а также пользоваться конкретными приемами получения, хранения и обработки информации Ю. Ветров

Умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерные информационные технологии, современные технические средства и методы А.В. Могилев

Совокупность информационных умений, навыков, знаний

Совокупность знаний, навыков и умений, формируемых в процессе обучения информатике Е.К. Хеннер, А.П. Шестаков, Е.П. Белозерцев, И.В. Ряхинова

Знания об информационной среде и законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках А.Н. Ванеев, A. Матюшкин-Герке, B. Каймин и др

Умения и навыки поиска и восприятия информации, знание способов информационного общения В.И. Першиков, В.М. Савинков, Е.Л. Харчевникова, Н.З. Баровская

Знание особенностей информационных потоков, умение извлекать и аналитически перерабатывать информацию, владение навыками использовать ее в своей деятельности В. Жилкин, А.П. Суханов

Совокупность знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей Н.И. Гендина, А.Ю. Оршанский

Информационная деятельность с элементами творчества

Социально значимая творческая деятельность в информационной среде Т.Ф. Кузнецова, Н.О. Шайтанов

Социально значимая творческая деятельность в динамической взаимосвязи ее результативности В.В. Бизик

Гармонизация внутреннего мира личности в ходе творческого освоения социальнозначимой информации Н.Б. Зиновьева

Совокупность информационных знаний, умений, навыков и ценностных ориентаций

Совокупность знаний, ценностных ориентаций и убеждений, определяющих поступки и деятельность человека в целом А.Р.Файзуллина

Знание теоретических вопросов информатики, умения и навыки практического использования информационных технологий для решения конкретных задач, а также представления о системе морально-этических и юридических норм поведения человека в информационном обществе Н.А. Пахомова, Т.П. Сарана, С.А. Худовердова

Деятельность аксиологического характера в области получения, передачи, хранения и использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие духовные ценности А.А. Гречихин

Ступень, уровень, степень овладения информационной деятельностью

Степень совершенства во всех видах работы с информацией: её получении, накоплении, кодировании и переработке, в создании на этой основе новой информации, ее передаче, практическом использовании Э.Л. Семенюк

Степень овладения опытом и совершенства в деятельности А.В. Барабанщиков, Л.В. Нестерова, Л.Н. Макарова

Уровень информационного сознания и практического приложения В.В. Зыков

Уровень, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию Е.А. Медведева

Уровень компетентности и самосознания в данной предметной области В. Елисеев

Системная характеристика

Системное качество личности, основными интегральными проявлениями которой являются: целостное отражение в индивидуальной культуре актуального уровня развития информационной культуры общества и способность субъекта к саморазвитию информационной деятельности О.П. Меркулова

Передающаяся от поколения к поколению система сложившегося опыта в виде технологий и результатов деятельности В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов

Система общеучебных знаний и умений, дополненная знаниями и умениями в сфере информатики И.В. Старовикова

Совокупность личностных качеств, обеспечивающих готовность специалиста использовать информационные возможности для систематического и осознанного поиска нового знания Ю.С. Брановский

Системная характеристика жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации И.Г. Хангельдиева, О.Л. Степанова, С. Суворова

Система материальных и духовных способов обеспечения единства и гармонии во взаимоотношениях человека, общества и информационной среды Г.А. Стародбова

Системная характеристика, позволяющая эффективно участвовать в получении, накоплении, кодировании, переработке информации; в создании на этой основе новой информации, ее передаче и практическом использовании; включающая гуманистически ориентированную информационную ценностно-смысловую сферу, а также творчество С.Д. Каракозов Н.А. Коряковцева М.А. Кузнецоа Н.Б. Бордовская

межконфессиональных отношениях, осмысливает и критически перерабатывает полученную информацию в своем сознании, при этом развивается как личность и как профессионал, учится делать духовно-нравственный выбор. Мы в своей работе стремимся к тому, чтобы каждый студент глубоко изучал духовно-нравственную литературу, научился использовать информационный ресурс Интернета, создавал собственную электронную библиотеку по своей будущей специальности в виде базы данных, умел ими пользоваться в своей профессиональной деятельности. В обучении студентов, в формировании у них духовных ценностей успешно используем технологии организации самостоятельной работы студентов, тестовой проверки их знаний, метод проектов, тренинги профессионально-личностного самоопределения и др. [8]. Философия, история, мировая художественная культура, русский язык и литература, чувашский язык и литература, религиоведение, история и культура родного края, педагогика, этнопедагогика, этнология имеют огромный потенциал мировоззренческих знаний для формирования духовности у студентов. Так, например, при изучении предмета «Этнопедагогика» мы стремимся к тому, чтобы студенты глубоко осмысливали информацию преподавателя о традиционной педагогической культуре народов России, национальных ценностях духовной культуры чувашского народа при изучении следующих тем:

Тема 1. Представления древних чувашей о Земле и природе, вселенной. Легенды и предания о появлении человека на Земле. Чувашский язык, диалекты чувашского языка. Понятия: домашний очаг, родной дом, родной край, родная земля, родной народ, Родина. Смысл человеческой жизни.

Народ как творец традиционной педагогической культуры, источник духовных ценностей.

Тема 2. Чувашская семья. Этапы развития семьи. Семейные обычаи и обряды древних чувашей. Семейные заветы, традиции, святыни. Духовная основа семьи. Семейное благополучие. Культ ребенка, матери, отца, предков. Взаимосвязь поколений. Воспитание в семье. Семья-школа-семья. Образ семьи, образ Матери, образ Отца в искусстве и литературе. Сочинение-эссе «Мои размышления о духовно-нравственной жизни семьи».

Тема 3. Известные исследователи духовной культуры народов Среднего Поволжья. Основные труды по этой тематике. Г.Т. Тимофеев «Тахарьял», И.Я. Яковлев «Духовное завещание чувашскому народу», Г.Н. Волков — «Этнопедагогика», «Этнопедагогика чувашского народа», А.А. Трофимов «Древняя чувашская руническая письменность». П.В. Денисов - «Религиозные верования у чуваш». Заповедь «Будь человеком!» в трак-

Библиографический список

товке космонавта А. Г. Николаева (по его книге «Встретимся на орбите»).

Духовные лидеры чувашского народа.

Тема 4. Сбор, изучение и сохранение предметов и материалов древней культуры чувашей.в процессе педагогической практики, экскурсий, экспедиций. Участие в организации мероприятий и использование традиционных обрядов, костюмов и реквизита в художественной самодеятельности, культурнопросветительской работе среди учащихся школы и населения села, города.

Тема 5. Общее понятие о чувашской литературе. Древние памятники чувашской словесности. Жанры и основная тематика произведений чувашской литературы . Известные чувашские писатели, поэты, прозаики, драматурги: Геннадии Айги, Петер Хузангай, Яков Ухсай, Николай Терентьев, Николай Исмуков, Михаил Юхма и др. Молодые поэты. Русскоязычные писатели Чувашской Республики.

Тема 6. Место и роль женщины в народном эпосе. Образ женщины в современной русской поэзии. Воспитательная сила слова. Представление чувашей о силе слова.

Тема 8. Чувашская педагогическая терминология. Заветное слово. Клятва. Проклятье. Запретительные поверья у чувашей (табу), и их философский смысл: самоконтроль, самооценка, самовоспитание, самосоздание, самосовершенствование.

Тема 9. Современная чувашская культура и искусство. Творчество чувашских художников, скульпторов, графиков и др.

Тема 10. Этнопедагогическая культура учителя. Этнопеда-гогическое образование, этнопедагогическая деятельность. Эт-нопедагогическая компетентность.

Мы стремимся к тому, чтобы студент в учебном процессе научился принимать и осмысливать информацию, усваивать готовые представления и понятия, но и сам стремился находить новую информацию в условиях стремительно меняющегося мира, вступая в общение с другими людьми, понимать ее роль и значение для решения профессиональных, социальных и жизненно важных проблем. При таком подходе меняется позиция студента: из объекта обучающих воздействий он превращается в субъекта собственной познавательной и будущей профессиональной деятельности, который не только «потребляет» интеллектуальную и духовную культуру народа, но и обогащает ее фактом своего творческого развития в разнообразных формах совместной деятельности с преподавателем. «От авторитарной модели передачи «абсолютных истин» осуществляется переход к преподаванию как приобщению студента к ценностям и способам освоения личностных знаний, служащих порождению им собственного образа мира» [9, с. 77-78].

1. Арнольдов, А.И. Информация - общечеловеческая ценность // Проблемы информатизации культуры: сб. ст. - М., 1996. - Вып. 3.

2. Кутырев, В.А. Культура и технологии: борьба миров. - М., 2001.

3. Воробьев, Г.Г. Твоя информационная культура. - М., 1988.

4. Донцов, А.И. О ценностных отношениях личности // Советская педагогика. - 1974. - № 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Ершов, Б.С. Школьная информатика в СССР: от грамотности к культуре // Информатика и компьютерная грамотность. - М., 1988.

6. Мухаметзянова, Г. В. Формирование духовно-нравственной культуры студенческой молодежи — фактор устойчивого развития гражданского общества) // Известия АПСН. - 2011. - Вып. XV. - Ч. 1.

7. Кузнецова, М.А. Теория и практика формирование информационной культуры у студентов вузов. - Чебоксары, 2009.

8. Павлов, В.И. Духовно-нравственная культура будущего учителя. - Чебоксары, 2010.

9. Ильин, Г.Л. Философия образования (идея непрерывности). - М., 2002.

Bibliography

1. Arnoljdov, A.I. Informaciya - obthechelovecheskaya cennostj // Problemih informatizacii kuljturih: sb. st. - M., 1996. - Vihp. 3.

2. Kutihrev, V.A. Kuljtura i tekhnologii: borjba mirov. - M., 2001.

3. Vorobjev, G.G. Tvoya informacionnaya kuljtura. - M., 1988.

4. Doncov, A.I. O cennostnihkh otnosheniyakh lichnosti // Sovetskaya pedagogika. - 1974. - № 5.

5. Ershov, B.S. Shkoljnaya informatika v SSSR: ot gramotnosti k kuljture // Informatika i kompjyuternaya gramotnostj. - M., 1988.

6. Mukhametzyanova, G.V. Formirovanie dukhovno-nravstvennoyj kuljturih studencheskoyj molodezhi — faktor ustoyjchivogo razvitiya grazhdanskogo obthestva) // Izvestiya APSN. - 2011. - Vihp. KhV. - Ch. 1.

7. Kuznecova, M.A. Teoriya i praktika formirovanie informacionnoyj kuljturih u studentov vuzov. - Cheboksarih, 2009.

8. Pavlov, V.I. Dukhovno-nravstvennaya kuljtura buduthego uchitelya. - Cheboksarih, 2010.

9. Iljin, G.L. Filosofiya obrazovaniya (ideya neprerihvnosti). - M., 2002.

Статья поступила в редакцию 05.04.12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.