Научная статья на тему 'Информационная культура как условие развития креативности подростка'

Информационная культура как условие развития креативности подростка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
714
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / КРЕАТИВНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОДРОСТОК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Авдеев А. Ю., Резниченко М. А.

Статья посвящена изучению креативности современного подростка при овладении им информационно-коммуникационными технологиями. Показано, что структура креативности подростка перестраивается в соответствии с уровнем информационной культуры, которая выступает в качестве медиатора в становлении функциональных единиц креативности и обеспечивает гармонизацию ее структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная культура как условие развития креативности подростка»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.922.7/.8

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ ПОДРОСТКА

Белгородский

государственный

национальный

исследовательский

университет

А. Ю. Авдеев М. А. Резниченко

Статья посвящена изучению креативности современного подростка при овладении им информационно-коммуникационными технологиями. Показано, что структура креативности подростка перестраивается в соответствии с уровнем информационной культуры, которая выступает в качестве медиатора в становлении функциональных единиц креативности и обеспечивает гармонизацию ее структуры.

Ключевые слова: информационная культура, креативность, информационно-коммуникационные технологии, подросток.

e-mail:

avdeev@bsu.edu.ru reznichenko@bsu.edu.ru

Информационное общество, атрибутом которого являются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), открывает для человека невиданные ранее возможности доступа к информации и знаниям, расширяет границы личностной активности, «при этом выбор источника информации может быть по-настоящему творческим процессом, на основании которого человек создает свой образ мира и себя» [3]. Вместе с тем информационная социализация несет с собой определенные опасности: увеличивающийся поток агрессивной информации, связанный с массовым насилием, катастрофами, способен разрушить стабильный и беззащитный мир детства, ухудшить представления о справедливом мире и снизить чувство безопасности личности [4]. На наш взгляд, важнейшим путём обеспечения информационной безопасности подростка является развитие у него информационной культуры (ИК), которая даст возможность свободно ориентироваться в информационных потоках, находить нужную информацию и критически оценивать её.

В настоящее время нет общепризнанного толкования понятия «информационная культура». Она рассматривается как «область общей культуры, связанной с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности» (Вохрышева М. Г., 1997), как «информационная деятельность аксиологического характера» (Гречихин А. А., 1994), а также как средство «гармонизации внутреннего мира личности в ходе освоения всего объема социально-значимой информации» (Зиновьева Н. Б., 1996).

Прихожан А. М. (2010) считает, что для понимания психологической сущности информационной культуры значимой является идея о «потребности в новых впечатлениях» как базовой, лежащей в основе развития познавательной активности, что открывает возможность подойти к рассмотрению формирования информационной культуры с позиции возрастного развития личностных образований [4].

В нашем исследовании под информационной культурой мы понимаем динамическую, полифункциональную систему, которая, являясь составной частью базовой культуры личности, обеспечивает целенаправленную и самостоятельную информационную деятельность субъекта, выполняемую на репродуктивном или творческом уровнях. Именно последний уровень, на наш взгляд, будет способствовать формированию «специализированной» (Дружинин В. Н.), «культурной» (Юркевич В. С.) креативности, которая как результат особого познавательного и личностного развития позволит субъекту реализовать себя не только в пространстве окружающего, но и собственного внутреннего мира.

Сензитивность подростка к информационному влиянию по сравнению с другими возрастными группами максимальна [1]. Увлеченность информационно-коммуникационными технологиями, стремление к независимости и самосовершенствованию, отказ от стереотипов, построение целостного образа «Я», ведет к включению подростка в широкие пласты информационного пространства и может стать источником развития его креативности, которая является «полезным и эффективным ответом на эволюционные изменения» (Runco M. A., 2004).

Анализ диссертационных исследований за последние годы показал, что проблема креативности подростка является достаточно актуальной в современной психологической науке. Она рассматривается как фактор выбора стратегий самореализации субъекта (Ко-ломиец Е.Ф., 2010), как компонент адаптационного потенциала личности (Луговая В. Ф., 2005), выявляются механизмы креативности (Пузеп Л.Г., 2006), её связь с интеллектом (Валуева Е. А., 2007) и инициативностью (Жарикова А. С., 2011).

Вместе с тем наблюдается недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы развития креативности в контексте формирования информационной культуры личности подростка, что и послужило основанием выбора темы исследования.

Целью настоящего исследования является выявление особенностей построения структуры креативности подростка в зависимости от уровня сформированности его информационной культуры.

В исследовании приняли участие 114 учащихся 8-9 классов образовательных учреждений г. Белгорода (№ 10, № 20 и № 49), среди которых 54 девочки и 60 мальчиков, средний возраст испытуемых составил 14,2 лет.

Для изучения информационной культуры подростка была разработана специальная анкета, позволяющая оценить её уровневые особенности в зависимости от развития структурных составляющих ИК, к которым мы относим:

- компьютерную грамотность (КГ) - овладение минимальным набором знаний, умений и навыков работы на персональном компьютере;

- информационную грамотность (ИГ) - умение формулировать информационный запрос, т.е. адекватно выражать информационную потребность, осуществлять анализ и синтез информации для создания нового информационного продукта;

- мультимедийную грамотность (МГ) - умение создавать материалы с использованием цифровых ресурсов (текстовых, графических, аудио- и видео);

- грамотность компьютерной коммуникации (ГКК) - способность к онлайновой коммуникации в устной и письменной формах (социальные сети, блоги, чаты, видеоконференции и т.д.).

Креативность диагностировалась с помощью опросника самооценки творческих способностей (Туник Е. Е., 2001); невербальных субтестов «Создание рисунка», «Незаконченные фигуры», «Повторяющиеся линии» Е. Торренса (Туник Е. Е., 2004) и опросника креативности Д. Джонсона (Туник Е. Е., 2000).

Для количественной обработки данных применялись методы дескриптивной статистики и многомерные методы анализа (корреляционный, множественный регрессионный, однофакторный дисперсионный), реализованные в системе SPSS 19.

Анализ и обсуждение результатов

Анализ компонентов информационной культуры подростков позволил выделить три группы учащихся, которые характеризуются определённым уровнем сформированно-сти ИК.

Первую группу, условно названную «пользователь», образовали 63 учащихся, что составляет 55,3% от общего числа испытуемых. Структура информационной культуры подростков рассматриваемой группы представлена двумя связями: мультимедийная грамотность положительно согласуется с компьютерной грамотностью (р=0,39 p=0,002) и отрицательно с грамотностью компьютерной коммуникации (р=-0,34 p=0,006). Для выявления детерминант развития информационной культуры учащихся было построено линейное уравнение регрессии: ИК = 0,61-КГ + 0,54-ГКК + 0,29-МГ + 0,50-ИГ №=0,91 R2 = 0,82 F=65,9 p<0,000l). Анализ уравнения показал, что предикторами развития ИК подростков группы «пользователь» являются два компонента, имеющие максимальный вес: «компьютерная грамотность» ф=0,б1) и «грамотность компьютерной коммуникации» ф=0,54).

Для учащихся этой группы характерно овладение современными информационно-коммуникационными технологиями через освоение базовых навыков работы со стандартным программным обеспечением и использованием компьютера как средства для коммуникации и развлечений. Низкий вес фактора «мультимедийная грамотность» ф=0,29) позволяет предположить, что информационная деятельность подростков носит репродуктивный характер.

Вторая группа - «опытный пользователь» - состоит из 33 подростков (28,9% выборки). Корреляционный анализ компонентов информационной культуры показал, что компьютерная грамотность отрицательно связана с грамотностью компьютерной коммуникации (р=-0,51 p=0,002), а информационная грамотность положительно согласуется с мультимедийной ^=0,56 p=0,00l). Мы можем предположить, что учащиеся второй группы владеют оптимальным набором знаний и навыков работы на компьютере, который для них является средством познания и развития.

Множественный регрессионный анализ позволил выявить детерминанты развития информационной культуры подростков группы «опытный пользователь» №=0,98 R2=0,96 F=l65 p<0,000l). Максимальный вес имеют два компонента: «компьютерная грамотность» (Р=0,72) и «информационная грамотность» ф=0,71). Несмотря на то, что учащиеся группы осознают необходимость получения информации, её ценность, владеют средствами поиска информации с учётом специфики источника, они могут испытывать трудности при обобщении, анализе и интерпретации информации с целью получения нового знания.

В третью группу, получившую название «эксперт», вошли 18 подростков (15,8% выборки). Структура информационной культуры представлена двумя связями: компьютерная грамотность положительно коррелирует с грамотностью компьютерной коммуникации ^=0,60 p=0,008) и отрицательно с мультимедийной грамотностью (р=-0,70 p=0,00l). Анализ регрессионной модели показал, что информационная грамотность имеет максимальный вес ф=0,81), т. е. учащиеся обладают развитыми умениями адекватно выражать свою информационную потребность, которая проявляется в способности критически относиться к получаемой информации, идентифицировать её существенные и второстепенные аспекты. Открытость к новой информации порождает генерирование оригинальных и нестандартных идей, вызывает интерес к познанию закономерностей, установлению причинно-следственных связей, механизмов окружающих событий и самого себя, т. е. информационная деятельность выполняется на творческом уровне.

Для изучения структурных особенностей креативности подростков выделенных групп результаты её диагностирования были подвергнуты корреляционному анализу. Полученные матрицы интеркорреляций были представлены в виде графических структур -дендритов. Каждый дендрит состоит максимум из 20-ти вершин - показателей креативности, соединённых между собой рёбрами, длина которых равна абсолютной величине коэффициента корреляции ps. Установление порогового значения ^|>0,60 ^<0,01), позволило удалить из структур слабые связи, выделить корреляционные плеяды и определить их ядерные компоненты.

Структура креативности подростков первой группы обладает низким уровнем ин-тегрированности и распадается на три автономные плеяды (рис. 1). Первая плеяда образована характеристиками личностной креативности, вторая - показателями образной креативности и мотивации, а третья - характеристиками дивергентного мышления.

Обнаруженные результаты подтверждают то, что в подростковом возрасте все стороны психического развития находятся в стадии активного переструктурирования и фор-

мирования. Неоднозначность представлений о себе и окружении, недостаточно адекватные суждения о происходящем заставляют подростка искать новые пути в понимании и принятии мира, своего места в нём, что стимулирует и активизирует его креативность [5].

Рис. 1. Структура креативности подростков группы «пользователь» Примечание:

р<0 p<0,01 р>о p<0,01

1 - любознательность, 2 - воображение, 3 - сложность, 4 - склонность к риску, 5 - личностная креативность, 7 - беглость, 8 - гибкость, 11 - изобретательность, 12 - творческая мотивация, 13 - уверенный стиль поведения, 14 - общий уровень креативности, 15 - образная беглость, 16 - образная оригинальность, 17 - образная разработанность, 20 - образная креативность

Мы согласны с мнением Дружинина В. Н., что именно в этот период на основе «общей» креативности формируется «специализированная» креативность, способность к творчеству, связанная с определённой сферой деятельности, как её дополнение и альтернатива. Подросток определяет для себя «идеальный образ творца», которому он стремится подражать. Известно, что развитие подражательной активности связано с повышением уровня освоенности деятельности и снижением общего числа подражательных действий (Гнатко Н. М.,1994).

«Подражание возводит индивида на последнюю ступеньку развития социокультурной среды, достигнутой людьми: дальше только неизвестное» (Дружинин В. Н., 2001).

Таким образом, учащиеся первой группы при освоении информационно-коммуникационных технологий используют механизм подражания, для них свойственна потенциальная, «додеятельностная» креативность.

Для исследования закономерностей структурной организации креативности подростков групп «опытный пользователь» и «эксперт» был применен метод структурного анализа, основанный на расчете индексов когерентности (ИКС), дифференцированности (ИДС) и организованности (ИОС), а также выделении базовых компонентов структуры.

Структура креативности опытных пользователей (рис. 2) обладает достаточно высоким уровнем интегрированности (ИОС=124), а большое количество положительных корреляционных связей «работает» на ее объединение.

Анализ структуры по показателю «структурный вес» позволил установить базовые компоненты, среди которых общий уровень креативности (W=l6), сложность (W=14), уверенный стиль поведения (W=12) и личностная креативность (W=12). Причем, общий уро-

вень креативности как показатель дивергентного мышления и сложность, как личностная характеристика креативности, выполняют конструктивную функцию в структуре, обеспечивая её целостность, прочность и стабильность.

Рис. 2. Структура креативности подростков группы «опытный пользователь» Примечание:

р<0 p<0,01 р>0 p<0,01

1 - любознательность, 2 - воображение, 3 - сложность, 4 - склонность к риску, 5 - личностная креативность, 6 - чувствительность к проблеме, 7 - беглость, 8 - гибкость, д - находчивость, 11 - изобретательность, 12 - творческая мотивация, 13 - уверенный стиль поведения, 14 - общий уровень креативности, 15 - образная беглость, 16 - образная оригинальность, 17 - образная разработанность, 18 - абстрактность, 1д - сопротивление замыканию, 20 - образная креативность

Sternberg R. (1999) отмечал, что восприимчивость к проблемам является исходной предпосылкой креативного процесса. Наличие в анализируемой структуре компонента «чувствительность к проблеме» активизирует развитие абстрактности (ps=0,62 p<0,01) и образной разработанности (р s=0,62 p<0,01), стимулирует творческое мышление (ps= 0,62 p<0,01), которое отражает способность развивать, дополнять и дорабатывать возникающие идеи, расширять их границы.

Помимо отказа от привычных мыслительных образов, гибкости, умения искать необычные ассоциации, творчество требует высокой толерантности к ситуациям новизны и неопределённости. Несмотря на то, что подростки группы «опытный пользователь» достаточно компетентны в области информационно-коммуникационных технологий, они могут испытывать трудности в реализации своего интеллектуально-личностного потенциала. С одной стороны, чем больше человек знает, тем более разнообразными подходами он владеет при решении новых задач. Однако знания могут и ограничивать стремление человека к разрушению стереотипных моделей, способствовать формированию шаблонного, нетворческого поведения. На наш взгляд, важное значение для решения творческих задач в информационном пространстве имеет степень «готовности» знаний к их применению и реконструкции, мобильность интеллекта в процессе преобразования информации.

Структура креативности подростков-экспертов (рис. 3) обладает широким спектром корреляционных связей. Индекс дифференцированности системы составляет 36 единиц

при индексе когерентности в 128, что позволяет говорить о высоком уровне организованности системы (ИОС=92).

Анализ структуры по показателю «структурный вес» позволил выявить базовые компоненты, обеспечивающие прочность и целостность системы, среди которых общий уровень креативности как интегративная характеристика дивергентного мышления ^=16), любознательность ^=12), личностная креативность ^=12) и беглость ^=12).

Рис. 3. Структура креативности подростков группы «эксперт»

Примечание:

р<0 р<0,01 р>0 р<0,01

I - любознательность, 2 - воображение, 3 - сложность, 4 - склонность к риску, 5 - личностная креативность, 6 - чувствительность к проблеме, 7 - беглость, 8 - гибкость, 9 - находчивость, 10 - склонность к структурированию,

II - изобретательность, 12 - творческая мотивация, 13 - уверенный стиль поведения, 14 - общий уровень креативности, 15 - образная беглость, 16 - образная оригинальность, 17 - образная разработанность, 18 - абстрактность, 19 - сопротивление замыканию, 20 - образная креативность

При рассмотрении интра- и интерфункциональных связей в структуре креативности учащихся третьей группы обнаруживается большое количество интрафункциональных связей креативного потенциала личности и дивергентного мышления, что свидетельствует о возможности активной перестройки общей структуры креативности, её подвижности в процессе выполнения информационной деятельности.

По мнению Туник Е. Е. (2004) обобщённый показатель образной креативности стабильно и надежно отражает творческий потенциал личности. Однако в рассматриваемой структуре он отрицательно согласуется с такими характеристиками дивергентного мышления как «склонность к структурированию» (рв=-0,б5 р<0,01), «изобретательность» (рв=-0,65 р<0,01), «беглость» (рв=-0,79 р<0,01) и «сложность»

(рв=-0,б4 р<0,01). Так как его «вес» в основном складывается из отрицательных связей, он

16

придаёт системе «рыхлость», обеспечивая её подвижность и создавая условия для развития. Стоит обратить внимание на положительные связи обобщённого показателя с абстрактностью (ps=0,73 p<o,oi) и разработанностью (ps=0,83 p<0,0i). Именно последний компонент, занимая особое место в структуре образной креативности, позволяет оценить способность субъекта к преобразованию.

По существу творчество - преобразующая активность человека, поиск новой структуры уже известных элементов, их новых сочетаний и взаимодействия. Поэтому способность к преобразованию можно рассматривать как одну из основных динамических характеристик креативности. Несмотря на то, что способность к преобразованию в науке практически не обозначена и не является предметом специального изучения, во многих работах она связывается с воображением (Барышева Т. А., Жигилов Ю. А., 2006). Так, Выготский Л. С. в качестве основной функции воображения выделяет «перекомбинирование образов», Рубинштейн Л.С. определяет творческое воображение как преобразующее. Гилфорд Дж. наряду с операциями дивергенции и импликации как основу креативности считал и операции преобразования, которые он свёл к двум показателям - образной адаптивной гибкости (способность изменять форму стимула, чтобы увидеть в нём новые признаки и возможности) и детализации (способность усовершенствовать объект путём добавления элементов).

Ряд исследователей (Суслова Т. С., 1991; Amabile Т., 1996; Csikszentmihalyi M., 1996; Sternberg R., 1999; Runco M. A., 2004) отмечают, что склонность к риску является одной из основных характеристик креативных личностей. В структуре креативности подростков группы «эксперт» она является связующим звеном между личностными показателями креативности и дивергентным мышлением. Склонность к риску предполагает использование прошлого опыта, умение полагаться на себя в критической ситуации. Она активизирует воображение (ps=0,82 p<0,0i) и находчивость (ps=0,73 p<0,0i), способствует развитию чувствительности к проблемам (ps=0,82 p<0,0i), а высокая творческая мотивация (ps=0,73 p<0,0i) облегчает пути реализации намеченных целей в условиях противоречий и неопределённости.

В работах Петровского В. А. (1996; 1999) показано, что готовность к риску определяется активностью самого субъекта, она связана с самодвижением деятельности. Именно, «надситуативная активность» фиксирует факт существования таких тенденций, в которых субъект возвышается над ситуацией, преодолевая ситуативные ограничения на пути движения деятельности. Но, преодолевая препятствия и ограничения, субъект преодолевает себя, реализуя свой интеллектуально-личностный потенциал.

Таким образом, анализ структуры креативности представителей группы «эксперт» позволил подойти к выявлению процессов, обеспечивающих активность и авторство личности подростка в самоопределении в ходе выполнения информационной деятельности.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что в подростковой среде овладение информационно-коммуникационными технологиями проявляется в разноуровневом вхождении в информационную культуру. Творческий характер информационной деятельности свойственен подросткам с высоким уровнем информационной культуры.

Структура креативности подростка перестраивается в соответствии с уровнем информационной культуры, которая может рассматриваться в качестве медиатора в становлении функциональных единиц креативности, обеспечивать гармонизацию ее структуры и способствовать реализации творческого потенциала подростка.

Список литературы

1. Авдулова Т. П. Социализация подростков в информационном пространстве // Мир психологии. - 2011. - № 3. - С. 196 - 205.

2. Лишин О. В. Подросток в эпоху перемен / / Мир психологии. - 2007. - № 4. - С. 11 - 24.

3. Марцинковская Т. Д. Информационное пространство как фактор социализации современных подростков // Мир психологии. - 2010. - № 3. - С. 90 - 102.

4. Прихожан А. М. Информационная безопасность и развитие информационной культуры личности // Мир психологии. - 2010. - № 3. - С. 135 - 141.

5. Халифаева О. А. Психологические условия развития креативности подростков в учебно-воспитательном процессе: дис. ... канд. психол. наук. - Астрахань, 2007. - 173 с.

6. Michael D. Mumford, Samuel T. Hunter, Katrina E. Bedell-Avers Multi-Level Issues in Creativity and Innovation. Elsevier JAI, 2008. - 400 p.

INFORMATIONAL CULTURE AS A CONDITION OF ADOLESCENTS' CREATIVITY

DEVELOPMENT

The article is devoted to the creativity studying of modern adolescents. It is shown that the structure of creativity depends on the level of informational culture. Informational culture is considered as a mediator of creativity indicators' formation, it provides harmonization of creativity structure.

Keywords: adolescent, information culture, creativity, information and communications technologies.

A. Y. Avdeyev M. A. Reznichenko

Belgorod National Research University

e-mail:

avdeev@bsu.edu.ru reznichenko@bsu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.