Научная статья на тему 'Информационная компетентность как условие формирования профессиональной компетенции журналиста'

Информационная компетентность как условие формирования профессиональной компетенции журналиста Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
917
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / ИНФОРМАЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / СТУДЕНТ / ФУНКЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / JOURNALISM / INFORMATION / COMPETENCE / TEACHER / PROFESSIONALISM / STUDENT / FUNCTION / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Витковская Наталья Григорьевна

В статье рассматривается проблема совершенствования подготовки будущих специалистов, в частности журналистов. Решение этой важной задачи связано с формированием у студентов ключевых компетенций. Информационная компетентность является системообразующим фактором при обучении по специальности «Журналистика», поскольку владение навыками работы с информацией одна из основных составляющих работы журналиста. Ключевым моментом в данном случае является методика формирования информационной компетентности студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION COMPETENCE AS A CONDITION OF FORMING A JOURNALIST'S ROFESSIONAL COMPETENCE

The article deals with the problem of improving future specialists' training, in particular journalists. The solution of this important task is connected with forming students' key competences. Information competence is a system-forming factor when teaching in the field of journalism, as having skills of working with information is one of the major components of a journalist's work. The key moment in this case is methodics of forming a student's information competence.

Текст научной работы на тему «Информационная компетентность как условие формирования профессиональной компетенции журналиста»

Н.Г. Витковская

ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ЖУРНАЛИСТА

N.G. Vitkovskaya

INFORMATION COMPETENCE AS A CONDITION OF FORMING A JOURNALIST’S ROFESSIONAL COMPETENCE

Ключевые слова: журналистика, информация, компетентность, педагог,

профессионализм, студент, функция, эффективность.

Key words: journalism, information, competence, teacher, professionalism, student, function, efficiency.

Аннотация

В статье рассматривается проблема совершенствования подготовки будущих специалистов, в частности журналистов. Решение этой важной задачи связано с формированием у студентов ключевых компетенций. Информационная компетентность является системообразующим фактором при обучении по специальности «Журналистика», поскольку владение навыками работы с информацией - одна из основных составляющих работы журналиста. Ключевым моментом в данном случае является методика формирования информационной компетентности студента.

Abstract

The article deals with the problem of improving future specialists’ training, in particular journalists. The solution of this important task is connected with forming students’ key competences. Information competence is a system-forming factor when teaching in the field of journalism, as having skills of working with information is one of the major components of a journalist’s work. The key moment in this case is methodics offorming a student’s information competence.

Успехи новой политики в области образования связаны с социальноэкономическими процессами, происходящими в обществе. Действительно, открытость, разделение ответственности, право на разнообразие и соотнесение предложения с потребностями являются теми принципами, которые должны быть в первую очередь внедрены и реализованы в политической и экономической отраслях, чтобы применяться затем в сфере образования.

В новых социально-экономических условиях важное значение приобретают не только прочные фундаментальные знания специалиста, но и его способность оперативно реагировать на запросы динамично меняющейся действительности, постоянно пополняя свой интеллектуальный багаж новой информацией, непрерывно занимаясь самообразованием и максимально эффективно используя источники информации для решения профессиональных, социальных и бытовых проблем. Именно такие требования предъявляют сегодня к выпускникам профессиональных учебных заведений заказчики образования - представители рынка труда.

Однако образовательная система, призванная формировать новую личность с универсальными способностями и эффективной поведенческой моделью, не обеспечивает необходимый и достаточный уровень развития вышеназванных качеств выпускника профессионального образовательного учреждения.

Таким образом, становится необходимым включение в образовательную систему компонента, обеспечивающего формирование личности, способной грамотно ориентироваться в условиях постоянного многократного прироста информации и применять ее для решения возникающих задач и непрерывного самообразования. Таким компонентом должна стать информационная компетентность специалистов-профессионалов.

Следовательно, общественная потребность очевидна, а разработка методики формирования информационной компетентности студентов вузов становится

необходимой. Решение этой важной задачи профессиональной подготовки связано с преодолением следующих противоречий между:

- необходимостью повышения качества профессиональной подготовки

специалистов и недостаточным использованием компетентностно-ориентированного подхода в образовании;

- основополагающим значением информационной компетентности для специалистов, живущих в современном постиндустриальном (информационном) обществе, и недостаточной разработанностью педагогической сущности этого важного понятия;

- объективными потребностями общества в специалистах, владеющих

информационной компетентностью, и отсутствием методики формирования информационной компетентности у студентов вузов.

Компетентностный подход в определении целей и содержания общего образования не является совершенно новым, а тем более чуждым для российской высшей школы. Ориентация на овладение способами деятельности, более того, обобщенными способами деятельности, была ведущей в работах таких отечественных педагогов, как К.Я.Вазина, В.В. Давыдов, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, Г.П. Щедровицкий и др. последователей. В этом русле были разработаны отдельные учебные технологии и учебные материалы. Однако данная ориентация не была определяющей, она практически не использовалась при построении типовых учебных программ, стандартов, оценочных процедур. Поэтому мы в своем исследовании для реализации компетентностного подхода опирались на работы зарубежных педагогов Дж. Дьюи, Р. Хона, Р. Миллера, М. Стобарта, К. Твига, Ф. Шлехти, т.к. в странах Европы и в США уже произошла переориентация образования на формирование ключевых компетенций. Международный опыт использовался с учетом необходимой адаптации к традициям и потребностям России.

Для уточнения определения и проникновения в сущность понятия «компетентность» нами были рассмотрены различные варианты этого определения, данные учеными-педагогами В.В. Башевым, Л.М. Долговой, А.Г. Каспржаком, Г.С. Ковалевой, С.Е. Шишовым.

Поскольку мы рассматриваем информационную компетентность как системообразующий фактор, то сочли необходимым обратиться к работам В.П. Беспалько, Б.С. Гершунского, Н.В. Кузьминой и др. Значимую ценность для нашего исследования представляют работы, посвященные теории развивающего обучения и личностноориентированного подхода (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, М.А. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.), а также дидактическим основам познавательной деятельности (В.И. Андреев, Ю.К. Бабанский, И.Я. Есипов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.).

Весьма полезными оказались работы отечественных и зарубежных ученых, на основе которых нами были разработаны педагогические условия формирования информационной компетентности (Б.Г. Ананьев, С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, М.А. Галагузова, С.М. Маркова, Е.Я. Полат, Н.Ф. Талызина, Г.Н. Штинова, Дж. Дьюи, Л. Килпатрик и др.). Перспективы развития информационной компетентности журналиста нам помогли разработать исследования таких ученых, как А.А. Грабельников, И.М. Дзялошинский, И.Я. Засурский, Е.П. Прохоров.

В последние годы стал заметен интерес молодых ученых к формированию различных компетенций выпускников профессиональных учебных заведений. Так, формирование у специалистов компетенций, относящихся к социальным, рассматривали в своих работах, например, А.Н. Кузьмицкая, О.А. Панова, к поликультурным - Р.Б. Дериглазова, Н.В. Поморцева, В.В. Рогачев, С.М. Рогожникова, к языковым - Е.А. Бугреева, к предметно-деятельностным - А.Л. Бусыгина, А.А. Майер, Л.В. Панфилова, Т.М. Сорокина, Р.А. Тер-Мкртичан, П.Э. Шендерей. Работ, посвященных формированию информационной компетентности, нами отмечено не было. Хотя, безусловно, проблемам повышения информационной культуры специалиста, вопросам овладения студентами информационных технологий, роли информации в познавательной деятельности человека посвящено немало исследований.

Информацию как превращенную форму знания рассматривали многие ученые. Такие, как В.Г. Афанасьев, Ю.М. Арский, Р.С. Гиляревский, К.В. Казанцев, А.Д. Урсул и др. В контексте с образовательной деятельностью - Г.Г. Воробьев, В.З. Коган, В.А. Сластенин, М.Ю. Тихонов, И.В. Усачева.

С бурным развитием новых информационных технологий появилось немало научных работ, связанных с изучением данных технологий и их применением в процессе формирования различных компетенций. В качестве примера можно назвать работы таких авторов, как О.М. Гущина, С.В. Шмелева, О.В. Юдина и др. Взаимодействию СМИ и образования посвящены научные работы Л.А. Кохановой, Н.А. Виноградовой, А.В. Шлиенкова и др.

Работы указанных авторов внесли заметный вклад в исследование проблемы совершенствования подготовки будущих специалистов, однако проблема информационной компетентности студента не рассматривается в них как самостоятельный и обязательный компонент повышения качества подготовки специалиста. Кроме того, не рассматривается ее интегративная сущность: многие авторы делают упор на освоение новых информационных технологий, другие - на средства массовой информации, третьи - на библиотечную либо библиографическую сторону деятельности субъекта. Т.е. все элементы, необходимые для формирования информационной компетентности специалиста, не рассматриваются в комплексе.

Основа профессии журналиста - информационная деятельность, и наличие информационной компетентности, на наш взгляд, является необходимым условием деятельности представителей данной профессии.

Сущность журналистики можно выявить через характеристику деятельности журналистов по сбору, обработке, компоновке и распространению информации в обществе. Отсюда вытекают и основные функции журналистики - информационная функция, коммуникативная функция и функция формирования и отражения общественного мнения. Журналистская информация является частью социальной информации. Той информации, которая циркулирует в обществе, проходит через сознание людей и используется в управлении общественными процессами. Все это накладывает на журналиста огромную ответственность.

Одной из главных задач информационной деятельности журналиста Е.П. Прохоров, А.А. Грабельников, Т. Засорина и др. называет удовлетворение информационных запросов аудитории. Авторы видят данные функции журналистики в том, чтобы снять информационную неопределенность у аудитории.

Потребность в информации - это потребность в совокупности таких сведений, в которых общество нуждается для нормального функционирования и развития экономической, социально-политической, духовной и других сфер.

Это свойство является производным от связи, существующей между информацией как мерой упорядоченности и энтропией как мерой неопределенности. (Энтропия - слово

греческого происхождения, в теории информации означает меру неопределенности какого-либо опыта, который может иметь разные исходы.) Другими словами, информация и энтропия отражают степень нашего знания и незнания.

Цель информационной деятельности журналиста - это движение от состояния высокой начальной энтропии к состоянию минимальной конечной энтропии. Журналистская информация, устраняя неопределенность, помогает человеку сформировать свою собственную модель внешнего мира. Чем полнее, точнее, объективнее будет журналистская информация, тем больше шансов, что модель внешнего мира у каждого человека, пользующегося этой информацией, будет адекватной этому миру.

Второе свойство информации, о котором нужно знать журналистам, чтобы в полной мере удовлетворять информационные потребности аудитории, - это способность информации быть ценной или бесполезной. Причем ценность информации - не постоянное свойство. Например, ценность информации о погоде для большинства людей (не для специалистов) убывает с каждым часом. Накануне вечером нас интересует погода на завтра, а вчерашний прогноз нам уже не нужен. А вот ценность научных законов (закона Архимеда или Ньютона, той же таблицы умножения) непреходяща. В каких же случаях информация становится ценной? Тогда, когда она способствует достижению целей человеческой деятельности. Причем любая новая, ранее неизвестная информация обязательно обладает объективной ценностью, но не всегда представляет ценность для конкретного человека. Поэтому журналисту всегда приходится помнить о субъективной ценности информации, которая зависит от потребностей людей. Если мне это нужно, если у меня есть к этому интерес, значит, эта информация лично для меня представляет ценность. Отсюда получается, что если редакция газеты или журнала предугадывает информационные потребности своих читателей, а журналисты на эти потребности откликаются, то успех этого издания будет обеспечен - будет расти тираж, будут расти доходы от рекламы, будут расти и зарплаты сотрудников редакции.

И еще одно свойство информации, которое важно учитывать журналистам, а точнее количественная характеристика информации - ее избыточность. С одной стороны, человек всячески ограждает себя от всего лишнего - ранее известного, повторного, избыточного. С другой стороны, без избыточной информации процесс создания, передачи, восприятия информации оказался бы невозможным.

Абсолютно новая информация (т. е. безызбыточная) требовала бы постоянного напряженного внимания, человек бы быстро уставал, ибо человеческие возможности восприятия, хранения, расшифровки информации ограничены его психофизиологическими возможностями. Избыточность сообщения делает его более убедительным и достоверным. Именно поэтому журналисты дают пояснение терминов, ненужное для специалиста, но крайне необходимое для массового читателя. Именно поэтому одним из технологических приемов рекламы на радио считается троекратное упоминание названия товара или услуги и т. д.

Подобно ценности информации, ее избыточность может быть объективной и субъективной. Журналист должен учитывать уровень подготовленности своей аудитории и не «разжевывать» ей то, что ясно без лишних слов.

Журналист общается с читателями, зрителями слушателями, когда материал уже готов и средства массовой информации или массовой коммуникации «доносят» журналистское произведение до адресата. Это особый вид общения, косвенное общение. Журналистика уже не как деятельность, а как система, представляет собой массовое общение, или массовую коммуникацию, которая имеет свои особенные, специфические черты по сравнению с общением межличностным.

Как уже говорилось, цель журналистской деятельности - удовлетворение информационных потребностей аудитории. Поэтому имеет смысл говорить о

результативности и действенности работы журналиста, чтобы знать, насколько хорошо эти потребности удовлетворяются.

Е.П. Прохоров предлагает выразить результативность следующей формулой:

Результат

Результативность = -------------х Возможность.

Цель

Как видно из формулы, результативность повышается, если увеличивается арсенал возможностей журналиста, что указывает на необходимость их расширения. Формирование информационной компетентности, по нашему мнению, должно расширить возможности журналиста по достижению цели. Ведь наиболее результативными являются те произведения, в которых наилучшим образом учитывается весь комплекс факторов, влияющих на качество текста.

Действенность - это использование предлагаемых выводов и практических предложений журналиста лицами и организациями, «принимающими решения». Если практические наработки журналиста остаются невостребованными и нереализованными, то его деятельность остается незавершенной. Этот фактор согласуется с таким элементом информационной компетентности, как применение результата для решения поставленной задачи.

Значительное изменение типологической палитры СМИ в последнее десятилетие повлияло на то, что большее значение приобрел универсально-специализированный характер журналистской работы. Поэтому актуальной на сегодняшний день является именно узкая специализация журналиста. Поскольку активно стала развиваться отраслевая пресса (деловая, рекламная, аграрная, политическая и т.д.), журналистам просто необходимо еще со студенческой скамьи определиться с направлением, в котором он будет работать, как говорят, занять свою нишу. Это является залогом профессионального успеха. А для того, чтобы успешно специализироваться в определенной области знаний, необходимо знать все источники информации по данному направлению, хорошо ориентироваться в них, уметь быстро находить нужные факты и сведения, т.е. здесь можно говорить о необходимости овладения журналистом информационной компетентностью.

По мере развития форм массово-информационной деятельности количество специальностей и тем более специализаций в рамках единой журналисткой профессии увеличивается. Но как бы далеко не отстояли одна от другой специфические области труда репортера или ответственного секретаря печатного издания, комментатора или режиссера на телевидении, сохраняется совокупность общепрофессиональных свойств, которые в особых проявлениях и своеобразных взаимодействиях составляют основу «структуры» личности каждого журналиста-профессионала.

Е.П. Прохоров предлагает систематизировать профессиональные качества журналиста следующим образом: социально-мировоззренческая позиция; личные черты и возможности; ЗУНы; гражданская ответственность. Разумеется, между различными классификациями этих качеств нет жестких границ. Более того, как подчеркивает автор, между ними существует всесторонние взаимосвязь и взаимозависимость. Давая описательную характеристику каждой категории, автор пишет о личностных качествах журналиста следующее: «Конечно, для журналиста важно накопление знаний, но главное

- интеллектуальная активность, сообразительность, смелость мысли, умение оперировать знаниями, «прикладывать» их к жизни, чтобы верно понимать и оценивать ее явления, вырабатывать представление о «необходимом» и «желаемом» будущем, определять пути движения к нему. При этом для журналиста важно умение искать и находить нужные сведения, определять их «приложимость» к рассматриваемым явлениям, проводить

«интеллектуальные операции» быстро, целостно, с учетом особенностей обобщения и анализа полученной информации» [7, с. 277].

Формирование информационной компетентности студентов вузов следует рассматривать в качестве системообразующего фактора подготовки их к будущей профессиональной деятельности, обеспечивающего умение ориентироваться в условиях постоянного многократного прироста объема информации, используемой для решения профессиональных задач и непрерывного самообразования. Модель формирования информационной компетентности студентов, должна состоять из четырех функционально связанных компонентов: ценностно-мотивационного, когнитивного, технологического и рефлексивного.

Методика формирования информационной компетентности студентов специальности «Журналистика» должна включать перестроенные структурные компоненты педагогического процесса в соответствии с целью исследования, педагогические условия формирования информационной компетентности, критерии сформированности информационной компетентности, методическое сопровождение.

Педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность формирования информационной компетентности студентов вузов, являются:

- развитие информационных запросов и потребностей, ценностного отношения к информации;

- адаптированные к специальности новые педагогические технологии (метод проектов и обучение в сотрудничестве);

- поддержка индивидуального маршрута освоения студентами профессиональнообразовательной программы;

- изменение позиции преподавателя в сторону сотрудника, консультанта, партнера, а обучаемых - экспериментатора, исследователя, конструктора-создателя;

- построение отношений на основе взаимоподдержки, доброжелательности и ответственности;

- стимулирование творчества, самооценки и саморефлексии, что способствует профессиональному саморазвитию.

Как видно, профессиональные качества журналиста, названные ученым, можно интерпретировать как ключевую компетентность специалиста. Чтобы стать журналистом, по мнению Е.П. Прохорова, недостаточно иметь способность к литературному творчеству, желания активно служить общественному мнению, важно обладать методологическими основами деятельности журналиста, позволяющей получать эмпирические данные и интерпретировать их. Т.е. в рамках сбора информации журналист должен уметь работать с документальными источниками информации, документировать полученные данные, чтобы иметь достаточную уверенность при публикации фактов. Если журналист не владеет методологией сбора данных, то это может привести к неверным подходам к сбору и оценке получаемых сведений, неверному мышлению и, как результат, фабрикации ложных фактов. Тут очень важен побудительный мотив, заставляющий специалиста изыскивать максимальное количество сведений и фактов, чтобы получить «картину», наиболее приближенную к реальной. Это подчеркивают и другие теоретики журналистики: А.А. Грабельников, Я.Н. Засурский, С.М. Гуревич, И.М. Дзялошинский.

Библиографический список

1. Грабельников А.А. Организация и производство журналистских текстов. - М.: Глобус, 1987. - 289 с.

2. Гуревич С.М. Основы научной организации журналистского труда. - М.: Глобус, 1987. - 234 с.

3. Дзялошинский И.М. Российская журналистика в поисках модели развития. - М., 1999. - 247 с.

4. Засорина Т., Федосова Н. Профессия - журналист. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. -

320 с.

5. Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. - М.: Изд-во МГУ, 1999. - 301 с.

6. Лассвел Г. Коммуникационная деятельность человека. - 1988. - 135 с.

7. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. - М.: РИП-холдинг, 1998. -

310 с.

8. Система средств массовой информации России: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Я.Н. Засурского. - М.: Изд-во МГУ, 2005. - 259 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.