Научная статья на тему 'Информационная компетентность будущего инженера'

Информационная компетентность будущего инженера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INFORMATION COMPETENCE / ИНЖЕНЕР / ENGINEER / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алисултанова Э.Д., Моисеенко Н.А.

В статье освещается проблема информационной компетентности будущих инженеров. Рассматривается значимость компетентностного подхода для педагогики. Особое внимание уделяется информационной компетентности. Анализируются понятия компетентности, компетенции, информационной компетентности. Выделяется структура информационной компетентности, показывается значимость развития данного личностного качества для будущих специалистов инженерной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information competence of future engineer

In article the problem of information competence of the future engineers is shined. The importance the competence approach for pedagogics is considered. The special attention is given to information competence. Concepts of competence, the competence, information competence are analyzed. The structure of information competence is allocated, the importance of development of the given personal quality for the future experts of engineering sphere is shown.

Текст научной работы на тему «Информационная компетентность будущего инженера»

Алисултанова Э.Д., Моисеенко Н.А.

Информационная компетентность будущего инженера

За последние несколько десятков лет ситуация в нашем обществе кардинально изменилась. По свидетельству специалистов человечество перешло к информационному типу общества, которому в самых общих чертах присуще: ориентация на знания; цифровая форма представления объектов; инновационная природа и виртуализация производства; конвергенция и динамизм социальных процессов (Г.В.Белов) [3]. Поэтому проблема информационной компетентности будущих специалистов инженерного профиля сегодня приобретает особую значимость. Отметим, что «инженер (от фр. ingfinieur, от лат. ingenium - способность, изобретательность) - это специалист с высшим техническим образованием, создатель информации об архитектуре материального средства достижения цели или способа изготовления этого средства» [10, с. 244]. При этом основной инженерной задачей считается разработка новых и оптимизация существующих решений, например: оптимизация проектного решения (в т.ч. вариантное проектирование), оптимизация технологии, разработка принципиально новых решений, имеющих характер изобретений и т.п.

Освещение поставленной проблемы в педагогике наиболее детально представлено в компетентностном подходе. Компетентностный подход дает ответы на запросы производственной сферы (Т.М. Ковалева); проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность (И.Д. Фрумин); компетентностный подход как обобщенное условие способности человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций (В.А. Болотов); компетентность представляется радикальным средством модернизации системы образования (Б.Д. Эльконин); компетентность определяется как готовность специалиста включиться в определенную деятельность (А.М. Аронов) или как атрибут подготовки к будущей профессиональной деятельности (П.Г. Щедровицкий).

В педагогике дифференцируют понятия компетентность и компетенция. Под компетенцией понимают наперед заданное социальное требование (норму) к образовательной подготовке специалиста, необходимое для его качественной продуктивной деятельности в соответствующей сфере (А.В. Хуторской, С.В. Тришина). Компетентность - владение, обладание субъектом соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность - уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств) специалиста и минимально необходимый опыт деятельности в заданной сфере (А. В. Хуторской, С. В. Тришина).

Если говорить о практике подготовки специалистов-инженеров, то педагоги уже давно обратили внимание на явное расхождение между качеством подготовки выпускника и требованиями, предъявляемыми к специалисту производством, работодателями. Компетентностный подход ориентирует на построение учебного процесса сообразно результату образования: в учебную программу или курс изначально закладываются отчётливые и сопоставимые параметры описания того, что будущий специалист будет знать и уметь «на выходе».

Компетентностный подход означает, что цели образования привязываются более сильно к ситуациям применимости в мире труда. Поэтому компетенции «охватывают

ISNN 1029-3388

способность, готовность познания и отношения (образы поведения), которые необходимы для выполнения деятельности». Традиционно при этом различают предметную, методологическую и социальную компетентность [1]. А. В. Хуторской, С. В. Тришина выделяют еще один вид - информационную компетентность, определяя ее как одну из ключевых компетентностей, которая имеет объективную и субъективную стороны [7; 11]. Объективная сторона, с точки зрения авторов, заключается в требованиях, которые социум предъявляет к профессиональной деятельности современного специалиста. Субъективная сторона информационной компетентности специалиста является отражением объективной стороны, которая преломляется через его индивидуальность, профессиональную деятельность, особенности мотивации в совершенствовании и развитии своей информационной компетентности [7; 11] (А.В. Хуторской, С.В. Тришина).

Информационная компетентность, как важнейший, объединяющий вид компетентности, трактуется как сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определённого набора личностных качеств (О.Б. Зайцева) [5]; как новая грамотность, в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств (А.Л. Семёнов) [9]. Информационная компетентность определяется как «интегральное качество личности, характеризующее умение решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием современных информационных технологий для достижения профессионально значимых целей » (Н. В. Евладова) [6]. Информационная компетентность - это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности (С.В. Тришина)[7].

Как видим, понятие информационной компетентности на сегодняшний день является неоднозначным: информационная компетентность рассматривается, как составляющая профессиональной компетентности, и как составляющая информационной культуры личности в целом.

Объединяющим основанием по проблеме становления и развития информационной компетентности является понятие «информация». Информация (от лат. information - разъяснение, изложение) - первоначально сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом с помощью условных сигналов технических средств. С середины 20 в. понятие «информация» стало общенаучным, включающим обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму [4, с. 504].

Такое расширительное толкование, неоднозначность определений наводит на мысль о том, что информация - это один из мощнейших ресурсных источников. Сегодня ни одно предприятие и производство не может обойтись без информационных технологий. Несомненно, информация и все, что с ней связано, играет и будет в дальнейшем играть решающую роль во всех жизненных ситуациях, следовательно, проблема информационной компетентности выходит на передний план научного осмысления.

Так, в структуре категории «информационная компетентность» выделяют

следующие компоненты:

• когнитивный, отражающий процессы переработки информации на основе микрокогнитивных актов (анализ поступающей информации, формализация, сравнение, обобщение, синтез с имеющимися базами знаний, разработка вариантов использования информации и прогнозирование последствий реализации решения проблемной ситуации, генерирование и прогнозирование использования новой информации и взаимодействие её с имеющимися базами знаний, организация хранения и восстановления информации в долгосрочной памяти и т.п.);

• ценностно-мотивационный, заключающийся в создании условий, которые способствуют вхождению будущего специалиста в мир ценностей, в степени мотивационных побуждений человека, влияющих на его отношение к работе и к жизни в целом;

• технико-технологический, отражающий понимание принципов работы, возможностей и ограничений технических устройств, предназначенных для автоматизированного поиска и обработки информации, знание различий автоматизированного и автоматического выполнения информационных процессов, выбор определённого технического средства в зависимости от его основных характеристик;

• коммуникативный, отражающий знание, понимание, применение языков (естественных, формальных) и иных видов знаковых систем, технических средств коммуникаций в процессе передачи информации от одного человека к другому с помощью разнообразных форм и способов общения (вербальных, невербальных);

• рефлексивный, заключающийся в осознании собственного уровня саморегуляции, при котором жизненная функция самосознания заключается в самоуправлении поведением, а также в расширении самосознания, самореализации [7, 8] (М.Ю. Порхачев, С.В. Тришина).

Уточнение категории «информационная компетентность», выделение ее структурных компонентов, определение целей и задач в самых общих чертах позволяют определить пути развития данного необходимого качества будущего инженера. Данные пути согласуются и в некоторой степени определяются Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., где в качестве основной цели образования выделяется обеспечение подготовки высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества.

Во-первых, формирование и развитие информационной компетентности личности осуществляется путем передачи информации, точнее - способов и методов деятельности по её использованию (система знаний о мире, способах деятельности человека, т.е. аналитическая компетентность). Во-вторых, развитие информационной компетентности личности невозможно представить без практического опыта реализации известных способов деятельности, воплощающихся в умениях и навыках личности, усвоившей этот опыт. В-третьих, развитие и приобретение опыта творческой, исследовательской деятельности, выражающейся в самостоятельности, активности, применении нестандартных методов решения профессиональных задач, стоящих перед личностью, и т.п. В-четвертых, формирование и развитие информационной компетентности должно быть основано на морально-нравственной составляющей (воспитанность, гражданская ответственность, гуманизм, нравственная культура и т.п.).

Согласно определенным целям формирования и развития информационной компетентности будущего специалиста инженерного профиля должны быть предприняты

Кт 1029-3388

соответствующие действия со стороны административных работников учебных заведений по корректировке учебных планов, разработке методических рекомендаций, с одной стороны. С другой - мотивация педагогов, преподавателей по подготовке и внедрению дисциплин по выбору, среди которых определенное место должно отводиться педагогике и психологии, обязательного минимума прикладных программ по развитию информационной компетентности и т.п.

Так, например, в новом образовательном стандарте высшего профессионального образования, утвержденном Минобразования РФ 17.03.2000 г., среди прочих требований к специалисту-инженеру отмечается способность эффективно управлять коллективом сотрудников предприятия, что предполагает владение основами психологии и педагогики, т.е. кроме специальной подготовки по профессии, выделяется развитие профессионально-педагогической компетентности инженера. Инженер как потенциальный руководитель трудового коллектива призван выполнять среди прочих функций также и воспитательную функцию, а это также определенная информационная компетентность, которая находится, как показывают исследования Н.А. Банько, на очень низком уровне [2]. Инженеры испытывают трудности при инициировании и поддержании общения, аргументировании собственных позиций в решении коммуникативно-производственных ситуаций, около половины обследованных работников не способны корректировать собственное поведение в ситуациях профессионального общения, прислушаться к мнению коллег, адекватно оценивать собственное участие в совместной работе и т.п.

Как видим, формированию и развитию информационной компетентности будущего инженера в теории педагогики отводится должное внимание: дифференцируются понятия, определяются пути развития, ставятся цели, задачи, но до настоящего времени не сформированы системные представления об оптимизации в выстраивании той или иной траектории обучения и воспитания студентов инженерных специальностей в новых условиях. Существующие подходы формирования информационной компетентности, реализуемые в системе высшего образования, традиционные технологии в настоящий момент себя не оправдывают. Следовательно, необходимо обратить более пристальное внимание на внедрение новых технологий в педагогическую практику.

Литература

1. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) [Текст]/ В.И. Байденко // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 3 - 13.

2. Банько, Н.А. Формирование профессионально-педагогической компетентности у будущих инженеров [Текст]: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Н.А. Банько. - Волгоград, 2002. - 218 с.

3. Белов, Г. В. Социальные парадигмы информационного общества и проблемы информационного права [Текст] / Г.В.Белов // Проблемы информатизации. - 1999. -№3. - С. 24 - 37.

4. Большой энциклопедический словарь. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 1435 с.

5. Евладова, Н.В. Формирование информационной компетентности будущих экономистов [Текст]/ Н.В. Евладова, Е.А. Бурдуковская, А.А. Шумейко. -Благовещенск: Амур. гос. ун-т, 2006. - 183 с.

6. Зайцева, О. Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий [Текст]: автореф. дис. ...канд. пед. наук/ О.Б. Зайцева. - Брянск, 2002. - 19 с.

7. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. [Текст] / Под ред. А. В. Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 327 с.

8. Порхачев, М.Ю. Формирование информационной компетентности в профессиональной подготовке будущих инженеров [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / М.Ю. Порхачев. - Екатеринбург, 2006. - 180 с.

9. Семёнов, А.Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании [Текст]/ А. Л. Семёнов. - М.: Изд-во МИПКРО, 2000. - 12 с.

10. Современный толковый словарь русского языка [Текст]/ Гл. ред. С.А. Кузнецов. -СПб.: Норинт, М.:РИПОЛ-классик, 2008. - 960 с.

11. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст]/А.В. Хуторской//Ученик в обновляющейся школе. -М.: ИОСО РАО, 2002. - С. 135 - 157.

Экономика в условиях современного образования Юсупов М.М., Кобилев А.Г.

О главных причинах затяжной инфляции в реформируемой экономике России

Производительность труда была предметом специального исследования в разные периоды времени для многих ученых-экономистов, как отечественных, так и зарубежных. Несмотря на многочисленные исследования (а возможно и из-за их чрезмерной многочисленности), многие аспекты этой сложной многоплановой проблемы до сих пор не имеют однозначного толкования в экономической науке. Так, например, в книге американского экономиста Д.С. Синка "Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение" говорится, что в подразделениях фирмы аэрокосмического и оборонного производства "Ханнуэлл" используются 158 показателей для измерения производительности и качества труда [4, с. 470-474]. А в работе советского экономиста В.М. Зубова "Как измеряется производительность труда в США" доказывается, что производительность труда, как обобщенная категория итоговой деятельности предприятия, может быть измерена с учетом качества и количества труда, его эффективности и результативности, удовлетворения потребностей потребителей и удовлетворённости работника [1, с. 30], то есть опять-таки целой системой показателей. Именно поэтому для проведения практического анализа сначала следует определить основные исходные положения, относящиеся к трактовке содержания и измерения производительности труда.

Очевидно, что основная проблема, которая возникает при изучении производительности труда, сводится к тому, чтобы установить, можно ли выразить производительность труда одним показателем, или для этого необходима система показателей ? Одно из возможных направлений решения этой проблемы предложил

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.