ИДЕТ УРОК
М.В. Колотова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ
(итоговый урок по творчеству И.А. Бунина)
Урок, построенный в форме деловой игры, моделирующей заседание кафедры славистики Шведской академии наук, представляет собой один из вариантов конференции, которая призвана подвести итоги изучения темы «Творчество И.А. Бунина».
Такая форма работы позволяет продемонстрировать уровень владения навыками анализа художественного текста, характер личностного восприятия произведения, помогает учащимся постигать тайну художественного мастерства писателя, почувствовать удовлетворение от соприкосновения с бунинским творчеством.
Цели урока:
© показать особенности поэтики И.А. Бунина;
© развивать навыки самостоятельного анализа текста;
© продолжить формирование навыков публичного выступления, воспитания корректного отношения к чужому мнению;
© продолжить воспитание читателя, глубоко понимающего нравственно-философский смысл произведений, тонко чувствующего эстетическую ценность литературы.
Оборудование урока:
1. Видеомагнитофон.
2. Видеофильм, снятый учащимися (осенние пейзажи, навеянные стихами И. Бунина, озвученные фрагментом музыки М. Таривердиева из кинофильма «Ольга Сергеевна»).
3. Блюдо с яблоками.
4. Портреты И.А. Бунина разных лет.
5. Приготовленные заранее протоколы для голосования.
6. Работы учащихся.
7. Виртуальные открытки. (При наличии компьютера можно демонстрировать их во время урока)
Марина Васильевна Колотова — учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 12 с углублённым изучением предметов естественнонаучного и математического циклов г. Новосибир-
...во мне самое резкое смешение и печали, и радости, и личных чувств, и страстного интереса к жизни...
И. А. Бунин
При подготовке и входе урока были использованы следующие виды деятельности учащихся по развитию аналитических, интерпретаторских и творческих умений:
1. Анализ поэтического текста.
2. Анализ лирической миниатюры.
3. Анализ прозаического текста.
4. Овладение «риторической» речью.
5. Написание сжатого итогового протокола.
6. Составление библиографического списка.
7. Составление библиографической справки.
8. Лингвистический анализ текста.
9. Реферативный конспект литературоведческой статьи.
10. Составление плана-конспекта анализа исследуемого текста.
11. Справочно-информационная работа с Интернет-ресурсами.
12. Работа с мемуарной литературой.
13. Изготовление «виртуальных» открыток.
14. Съемка и монтаж видеофильма.
15. Подбор музыкального сопровождения к фильму.
16. Оформление фотовыставки и интерьера класса.
Урок основан на выполнении индивидуальных заданий, соответствующих характеру и склонностям ребенка, позволяющих максимально самореализоваться и в то же время не испытывать дискомфорта. Этим объясняется некоторая разноуровневость и неравноценность заданий и выступлений. Количество работ обусловлено в том числе и численностью учащихся.
Характеристика класса:
Урок проводится в 11 В (гуманитарном) классе. В классе много детей с высоким уровнем познавательной активности, мотивации к учебнопознавательной деятельности. Примерно 2/3 учащихся обладают сильной нервной системой, что позволяет им успешно усваивать материал высокой степени сложности. Многие ученики обладают «художественным» типом мыслительной деятельности, что делает актуальным как
ска.
М.В. Колотова
можно более полное использование форм, способствующих включению в мыслительную работу воображения.
Описание модели урока:
Урок, построенный в форме деловой игры, моделирующей заседание кафедры славистики Шведской академии наук, представляет собой один из вариантов читательской конференции. Этот урок подводит итог изучению творчества И.А. Бунина. Урок ведет один из заранее подготовленных учеников, играющий роль секретаря кафедры славистики Шведской академии наук, которая принимает решение о присвоении Нобелевской премии. Он поочередно представляет слово членам кафедры, которые дают анализ одного из произведений И.А. Бунина. (Выступления имеют формальные обращения и другие формы актуализации внимания: «Уважаемые дамы и господа! Мне хочется привлечь Ваше внимание... и т.д.», далее следует текст анализа.) Для урока отбираются 5-7 наиболее ярких и разнотипных работ, которые выстраиваются в хро-
51
нологическом порядке. Остальные работы представлены в виде публикаций прессы.
После выступлений членов кафедры проводится голосование. В листах стилизованных протоколов заседания кафедры славистики Шведской академии наук учащиеся вписывают имя И.А. Бунина. Секретарь оглашает результаты голосования.
Включается видеофильм, на фоне музыки и видеоряда учащиеся читают свои любимые стихи великого поэта.
После окончания фильма учитель произносит заключительное слово, в котором подводит итоги урока, читает своё любимое стихотворение И. Бунина (в нашем варианте это было стихотворение «О счастье мы всегда лишь вспоминаем.») и просит учащихся видеть и чувствовать этот мир так же, как И.А. Бунин, сумевший передать читателю неуловимую прелесть существования через аромат антоновских яблок. После этих слов учитель угощает учащихся антоновскими яблоками.